В связи с этим ИА Фергана решила побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского. Изображение Александра Македонского и мумии.
История Александра Македонского
- ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Завоевания Александра Македонского. —
- Александр Македонский как историческая личность
- АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ) | Энциклопедия Кругосвет
- Александр Македонский — Википедия
- 10 малоизвестных фактов об Александре Великом - Папамамам — МИФ
Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
Зачем Александр Македонский фальсифицировал историю. Смерть Александра Македонского, денежная реформа Канкрина, якутские алмазы. Александр Македонский (Александр III Великий)— царь Древней Македонии, сын Филиппа II Македонского и Олимпиады Эпирской, выдающийся полководец античности.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ)
Философ Аристотель – воспитатель Александра Македонского. Аристотель привил ему любовь к гомеровской «Илиаде», истории троянских воинов. Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Ещё в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории[1][2]. 13.06.323 до Р. Х., Вавилон), Александр III из династии Аргеадов, царь Македонии (336-323 до Р. Х.), царь Египта (с 332 до Р. Х.), «царь Востока». Это сражение стало ключевым в походах Александра Македонского и поставило точку в двухвековой истории великой персидской державы Ахеменидов. Александр Македонский родился в июле 356 года до нашей эры от брака македонского царя Филиппа и одной из его многочисленных цариц – Олимпиады.
Александр Македонский. Жизнь и смерть Александра Великого
- Хронология похода Александра Македонского в Азию:
- Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского)
- Тайна гробницы Александра Великого
- Империя без барьеров: почему не осуществилась мечта Александра Македонского?
- Александр Македонский
- Биография Александра Македонского
Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского)
Философ Аристотель – воспитатель Александра Македонского. Аристотель привил ему любовь к гомеровской «Илиаде», истории троянских воинов. Александр Македонский — одна из самых противоречивых фигур в мировой истории. Александр Македонский (Александр III Великий)— царь Древней Македонии, сын Филиппа II Македонского и Олимпиады Эпирской, выдающийся полководец античности. Александр Македонский, воин древности, умер от неизвестной болезни в возрасте 33 лет. Завоевания Александра Македонского 1 Когда Александру было 16 лет, Филипп сделал его регентом Македонии, а сам ушел в поход на Византий. Александр Македонский — один из величайших завоевателей в истории.
Сверхчудо света или загадки Александра Македонского
Вы на канале Artifex Ru, и в этом выпуске вас ждет история Александра Македонского о тайнах, легендах и величии великого полководца. Александр Македонский умер более 2 000 лет назад, и ученые до сих пор не могут сказать, от чего именно. Походы Александра Македонского знаменовали начало нового периода в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными процессами взаимодействия греческих и местных черт, эпохи эллинизма. Картина Генриха Семирадского «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». В связи с этим ИА Фергана решила побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского.
История. 5 класс
С большим трудом Александр Македонский достиг Суз, флот несколько ранее вошёл в устье Евфрата. Поход завершился в начале 324 г. За 10 лет восточного похода армия прошла около 19 тыс. Созданная Александром Македонским держава столицей которой был объявлен Вавилон простиралась от Египта до берегов Инда и от Чёрного моря до Персидского залива. Перед Александром Македонским встала новая задача: организация управления своей разрозненной державой. В его политике прослеживается тенденция сгладить противоречия между завоевателями и побеждёнными. Он привлекал к управлению местную, особенно персидскую знать но под конец его жизни во главе большинства сатрапий стояли македоняне. Внешнее выражение «политика слияния народов» нашла в пышной свадьбе в Сузах, когда в один день 10 тыс. Александр Македонский не внёс коренных изменений в административную систему Ахеменидов, сохранив сатрапии, но разделил административное, военное и финансовое управление завоёванными областями.
Предметом особых забот Александра Македонского была армия, в которую он включил 30 тыс. От греков Александр Македонский потребовал оказания ему божественных почестей, но наибольшее недовольство вызвал у них указ 324 до н. Среди мероприятий экономического характера наиболее значительные — чеканка единой монеты, положившая конец монетному хаосу, царившему в Персидской монархии, и способствовавшая упрочению экономических связей. Важнейшим элементом в организации новой державы стали основанные Александром Македонским города. Традиция приписывает ему строительство 70 городов, но сопоставление письменных источников с данными археологии позволяет говорить примерно о 30, крупнейший из которых — Александрия в Египте. Согласно античной традиции, у Александра Македонского были широкие завоевательные планы на западе. Он готовился к новому походу — в Аравию, строил флот, но в разгар приготовлений неожиданно заболел и умер от лихорадки по другой версии — был отравлен. Грандиозность похода Александра Македонского произвела на современников колоссальное впечатление, и на протяжении последующих веков его личность и завоевания продолжали волновать умы и сердца людей.
Окутанный ореолом славы, Александр Македонский стал героем не только исторических, но и литературных произведений. Уже древние разделились в ответах на вопрос, был ли Александр Македонский злым гением, домогавшимся мирового господства, или мудрым предтечей космополитизма? В античной традиции сложилось три основных направления оценки личности Александра Македонского: апологетическое т. Уже в эллинистическую эпоху в Египте возникла чисто литературная традиция, ведущая начало от т. Образ Александра Македонского вплетается в фольклор различных народов, претерпевает самые фантастические изменения в легендах и сказаниях Запада и Востока. Литература об Александре Македонском огромна, оценка его — весьма разноречива.
Очень быстро захватив Бесса, Александр, однако, не мог предвидеть, что в Средней Азии его ожидают еще более сложные проблемы со скифами и со Спитаменом. Эти локальные правители имели мощные войска, куда входили многочисленные отряды скифов, лучники и всадники, и эти вооруженные силы могли передвигаться с очень большой скоростью. В то же время скифы, дислоцированные в степях за пределами империи на север от Зеравшана и за Сырдарьей , также представляли серьезную угрозу в южном направлении, которую не следует недооценивать, говоря о проблемах Александра в Средней Азии. И можно ли его назвать первым национальным героем Средней Азии?
В отличие от Бесса, убийцы Дария III, Спитамен лично не участвовал в войне на западе империи во время нападения Александра, и его вооруженные силы, без сомнения, оставались нетронутыми. Более того, он находился на своей собственной территории, что давало ему большое преимущество перед Александром. Что касается вопроса, является ли он мифическим или реальным персонажем, то я бы ответил, что Спитамен — реальный персонаж, который сыграл очень важную роль, оказав реальное влияние на весь ход событий, но при этом не был приукрашен впоследствии. Поскольку написание Истории, как правило, является привилегией победителей, пропаганда Александра, безусловно, стремилась превратить Спитамена в разбойника с большой дороги во главе отряда «варваров»; греческие и римские источники не дают нам точного портрета Спитамена, а ограничиваются лишь описанием исключительно негативных аспектов, оправдывающих его незавидную смерть. Впоследствии европейская традиция в своем большинстве придерживалась этой же линии, что было логично, учитывая, что главной целью европейской историографии за редкими исключениями было создание образа Александра-героя, с которым связывались наилучшие достоинства европейцев. Однако на сегодняшний день мы можем лучше понять подлинную роль Спитамена благодаря новой реконструкции географии маршрута Александра. Локализация города Зариаспы вокруг этого города раскручивается цепь событий, связанных с противостоянием Александра и Спитамена всегда была проблематичной, и со времен античности авторы считали это наименование дуплетом названия города Бактры. Однако недавний анализ источников показал, что в действительности под названием Зариаспа скрывается Самарканд-Мараканда. Соответственно, приняв эту идентификацию, мы понимаем, что именно в Самарканде разворачивалось подавляющее большинство действий Спитамена, и, даже если источники не говорят о его статусе, можно сделать вывод, что на момент прибытия Александра в Самарканд Спитамен, вероятнее всего, был сатрапом Согдианы. Тот факт, что Александр, переполненный недоверием, лишил его власти в Мараканде после пленения Бесса под Шахрисабзом, без сомнения объясняет причину восстания Спитамена.
Фото Клода Рапэна Спитамен сохранил часть своих союзников, в том числе несколько согдийских правителей и их войска, в состав которых входили отряды всадников, укомплектованных кочевниками, — скифами и дахами. К югу от Окса, как представляется, Александр не встретил никакого сопротивления, в частности, потому, что ему удалось практически сразу же подчинить себе губернатора Бактр Оксиарта, отца Роксаны и первого среднеазиатского правителя, покинувшего Бесса. В заключение скажем, что именно из-за Спитамена и того важного статуса, которым он располагал по отношению к другим правителям региона, Александр так надолго застрял на территориях к северу от Окса. Есть мнения, что вышеупомянутый Фарасман просто морочил голову Александру и рассчитывал на гибель его войска в пустынях вокруг Арала и Каспия. Мы знаем, что зимой предыдущего года он укрывал в своем доме Спитамена, воззвавшего к нему о помощи, но впоследствии, очевидно, отказался взять на себя ответственность в ходе разразившегося кризиса с Александром. Хорезмийское городище Топрак-Кала времен царя Фарасмана. Фото с сайта Traveluzb. Географические описания, созданные спустя столетия после смерти Александра, очень часто не имеют ничего общего с реальностью. По словам Квинта Курция, сатрап Хорезмии, области, описанной как находящейся по соседству с массагетами и дахами, просто отправил к Александру своих посланников. По словам же Арриана, сатрап сам лично прибыл в Самарканд, где он, как непосредственный сосед Колхиды и царства амазонок, предложил Александру сопровождать его в походе к Черному морю, чтобы покорить народы этого региона.
Эта странная географическая конфигурация, представляемая древними источниками, возможно, связана с путаницей, возникшей между двумя Фарасманами: один Фарасман был из Хорезмии, другой Фарасман был во времена римского императора Тиберия в I веке нашей эры царем Иберии Кавказской, географически прилегающей к землям Колхиды и амазонок. Подобное описание было бы невозможно, если бы авторы не имели перед глазами соответствующую географическую карту. Географические карты в эллинистическую эпоху были еще очень далеки от какой-либо унификации. В дополнение к известной карте Эратосфена должны были также существовать и другие карты, более или менее фантазийные, но созданные для того, чтобы историки и их читатели могли лучше понять географию «Востока» вдоль всего маршрута Александра. Основными ошибками этих карт была путаница между Сырдарьей-Яксартом и Доном, который греки называли Танаисом, и Гиндукушем, который неверно определялся как Кавказ. Подобная путаница опиралась также и на писания пропагандистов и более поздних историков Александра, которые, чтобы подчеркнуть величие и непобедимость македонского завоевателя, ставили в параллель поход Александра на «Восток» и греческие мифы о Геракле и Дионисе, чтобы показать, что герой-завоеватель может соперничать с богами, чьи истории были связаны с реальным Кавказом.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Имя Александра Великого, македонского правителя, известно, наверное, всем без исключения. Этот амбициозный молодой человек в своё время завоевал полмира. В родной Македонии Александру воздвигли памятник, а в Азии его величают не иначе как кровавым завоевателем. Эта историческая фигура окружена бесконечным романтическим ореолом и совсем не столь однозначна, как кажется на первый взгляд. Не всегда можно отделить факты от вымысла в рассказах об Александре, передающихся из уст в уста на протяжении веков. Восемь важных спорных фактов из жизни великого царя далее в обзоре.
Аристотель был его учителем, также царь любил общаться и с другими философами. Александр Македонский. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца. Мало что известно о трёхлетней опеке Александра, своим мудрым учителем, но, по-видимому, разумные мирские подходы Аристотеля укоренились в сердце мальчика. Существует легенда о том, как ещё будучи греческим принцем, Александр разыскал знаменитого аскета Диогена Циника. Этот философ отвергал все социальные тонкости и спал в большом глиняном сосуде. Будущий царь подошёл к мыслителю на общественной площади и спросил, может ли он в своём огромном богатстве что-нибудь для него сделать.
Александр был настолько очарован отказом Диогена, что заявил: «Если бы я не был Александром, я был бы Диогеном». Александр и Диоген. Годы спустя, в Индии, Александр приостановил свои военные завоевания, чтобы провести длительные дискуссии с гимнософистами, «голыми философами» индуистской или джайнской религий, которые избегали человеческого тщеславия, с коим связывали и ношение одежды. Александр Великий за все пятнадцать лет завоеваний умудрился не проиграть ни одного сражения. Александр был гениальным военным тактиком и стратегом. Военная тактика и стратегия Александра Великого до сих пор являются предметом изучения в военных академиях. С момента своей первой победы в возрасте восемнадцати лет Александр заработал репутацию лидера у своих людей.
Таким сохранила образ Александра Македонского древнеримская мозаика в Помпеях. ФОТО автора — Максим Михайлович, а вот античный философ Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнали в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость… — Да, такое высказывание известно. Только, замечу, обвинения Александра в тирании прозвучали в более поздние, гуманистические, времена. В давние эпохи успешный завоеватель был героем без всяких оговорок. То, что его действия несли бедствия народам, в расчет не принималось, это был удел всех завоевателей.
Более того, для некоторых императоров Рима Александр являлся настоящей «иконой», безусловным образцом для подражания. Молодой царь, так много совершивший за свою короткую жизнь когда он умер, ему было всего тридцать два года! Вы только представьте себе, как в битве при Арбелах он пробивается через ряды персидских воинов, весь в пыли, крови, с обезумевшим взглядом, чтобы сразиться в единоборстве с царем Дарием III. Потому что в представлении Александра именно так должен был поступать царь-воин. А не спасаться бегством, как его противник!..
Весь античный мир знал его в том числе и потому, что Александр в буквальном смысле открыл для греков новые страны — земли, о которых они никогда не слышали. Конечно, меня тоже поражает масштаб его завоеваний. Тот, конечно, был уверен, что победит юного Давида, потому что он во много раз сильнее. В данном случае Голиаф — Персидская держава, а Давид — это Александр со своей армией и маленьким государством. Сегодня основная часть бывшего Македонского царства входит в состав Греции.
А самую отдаленную, северо-западную, его часть занимает одна из бывших республик Югославии — Северная Македония — со столицей в городе Скопье. И еще одно важное уточнение: следует различать современных македонцев славян и древних македонян именно так их называют историки, чтобы не путать , которые не имеют никакого отношения к славянам. До сих пор ученые не дали четкого ответа на вопрос, были ли древние македоняне греческим племенем или же это был отдельный народ, родственный грекам. Кстати, если в России нашего героя принято называть Македонским, то в других странах он фигурирует почти исключительно как Александр Великий. На Руси же история Александра стала известна через византийские и восточнославянские хроники, в которых его чаще звали по месту рождения — Македонским.
Правда, в дореволюционных научных работах его тоже называли исключительно «Великим», а после революции те же ученые перешли на «Македонского». Видимо, на это были определенные причины. Сейчас же у нас равноправно используются два определения. Персы — традиционные враги греков. С точки зрения правителей Македонии, завоевать «недружественное», говоря современными словами, государство и присоединить ее к своему царству — дело правильное.
Нормальная для того времени экспансия. Филипп II воспитывал сына как своего преемника, дал ему блестящее образование, с ним занимался сам Аристотель. Александр был, разумеется, в совершенстве обучен военному делу, но вряд ли, будучи подростком, задумывался о покорении мира. Это уже потом, постфактум, историки сочинили легенды, основанные на том, что самой судьбой ему было предначертано покорять страны и народы. Дескать, когда Александр сумел подчинить себе строптивого коня Буцефала или Букефала , отец сказал ему: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!
Почему не на запад? Да по той простой причине, что на западе тогда еще толком нечего было завоевывать. Весь цивилизованный мир в ту пору находился — если не считать территорий, населенных греками, — в Азии и северо-восточной Африке я имею в виду Египет , то есть к востоку и югу от Греции. К северу и западу от нее жили народы, находившиеся на более низкой ступени развития, и особого смысла покорять их не было.
Биография Александра Македонского
- Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
- Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь -
- Почему не отмечают 40-й День рождения
- Александр Македонский. Жизнь и смерть Александра Великого
Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
Победители захватили богатую добычу и много пленных, среди которых оказалась семья царя Дария III — его жена и две дочери сам царь едва не попал в плен. Отклонив предложение Дария I о мире и ответив, что теперь он — владыка всей Азии, Александр Македонский, двигаясь далее на юг, прошёл по побережью Сирии и Финикии. Часть городов сдалась ему добровольно, другие оказали сопротивление, самое упорное — Тир , который пал после семимесячной осады и был подвергнут жестокому разграблению. Александр Македонский занял Египет. Видя в нём освободителя от персов, египтяне беспрепятственно пустили армию Александра Македонского в страну, жрецы признали его фараоном , а оракул Амона назвал сыном бога, что оказало большое влияние на Александра Македонского в его дальнейших притязаниях на почести себе как богу.
Тетрадрахма Александра Македонского, серебро. На аверсе — голова молодого Геракла; на реверсе — Зевс на троне. Британский музей, Лондон. Весной 331 г.
Третье, решающее сражение 1 октября 331 г. Персы потерпели сокрушительное поражение, их обоз попал в руки победителей. Не встретив сопротивления, Александр Македонский взял Вавилон и Сузы , в его руках оказались несметные сокровища персидских царей. Александр Македонский отдал воинам на разграбление религиозный центр Ахеменидов Персеполь , а царский дворец сжёг.
Смерть персидского царя как бы символизировала окончание войны, которую Александр Македонский вёл как главнокомандующий объединёнными силами Коринфского союза. Он отправил по домам участвовавших в походе греков-союзников. Продолжая поход, Александр Македонский менее чем за год покорил огромные пространства — Гирканию , Парфию , Арию, Дрангиану и Арахосию. Военные успехи и расширение завоёванных земель привели к трансформации политики Александра Македонского, его сближению с местной знатью.
Он стал носить персидскую одежду, постепенно ввёл персидский придворный церемониал, что вызвало сопротивление старой македонской знати. Опираясь на армию, Александр Македонский расправился с недовольными убийство старого полководца Пармениона и его сына Филоты, Клита, спасшего ему жизнь в битве при Гранике, расправа над юношами из знатных македонских семей, составлявших личную охрану Александра Македонского, т. С вступлением македонской армии в восточные сатрапии Александр Македонский столкнулся с сопротивлением местного населения. Весной 329 г.
Население Согдианы во главе с одним из правителей — Спитаменом — 3 года оказывало сопротивление завоевателям, используя методы партизанской войны. Александр Македонский захватил столицу Согдианы Мараканду ныне Самарканд и разместил гарнизоны вдоль реки Яксарт Сырдарья , приказав жечь сёла, истреблять и обращать в рабство население.
Январь-июль 332 года до н. После его захвата персидская держава лишилась своего морского флота, и Александр, взяв под контроль Финикию и Палестину, смог действовать без оглядки на тыл.
Конец 332 года до н. Александр устраивает в мае 330 пожар во дворцах города. Июль 330 год до н. Октябрь 330 год до н.
Основание Александрии Кавказской Беграм на севере Кабула. Горная война Александра в Бактрии и Согдиане. Весна 329 года до н. Лето 329 года до н.
Осада Мараканды Зариаспы Спитаменом, бывшим сатрапом Согдианы, уничтожившим в 329 и в 328 гг. Александр провел зиму в Бактрах. Убийство Александром своего молочного брата Клита в Мараканде. Рисунок Андре Кастеня, 1890-е годы Весна-лето 328 года до н.
Основание крепостей Узундара, Курганзол. Визит к Александру хорезмийского царя Фарасмана в Мараканде. Убийство Клита Александром во дворце сатрапов в Мараканде северная зона Афрасиаба. Осень-зима 328 год до н.
Убийство Спитамена. Возвращение в Бактры. Битва с индийским царем Пором на реке Гидасп, притоке Инда. После очередной победы Александр под давлением своего войска отказывается от продолжения похода на восток.
Его армия разными путями возвращается в Сузы в Персии. Александр умирает в Вавилоне в 323 году до н. И именно это объясняет тот факт, что в западной историографии сложился миф Александра-географа, который «открыл» миру неведомые страны. Только в средние века благодаря смелым путешественникам — послам, миссионерам и торговцам, таким как, в частности, Марко Поло, — Европа смогла получить новую порцию информации об огромном пространстве, протянувшемся от Каспия до Китая.
Однако не надо забывать, что ойкумена обозначала «известный мир» исключительно с точки зрения греков, и что это «открытие» Александра было «открытием» только для Европы, поэтому и этот вопрос отражает европейскую точку зрения, ориентализирующую в понимании Эдварда Саида среднеазиатский регион. Чтобы избежать подобного перекоса, необходимо помнить, что в рамках Ахеменидской империи, бывшей до Александра величайшей державой в мире, Средняя Азия играла важную политическую и экономическую роль. Она не была ни «белым пятном», ни terra incognita; напротив, она была хорошо известна персам и занимала видное место на картах их империи, центр которой располагался в Персеполе. На каком уровне развития находилось местное население?
Имя Зуль-карнайна было занесено в коран при следующих исторических обстоятельствах. Иудеи, поселившиеся в Аравии еще до Р. Из кн.
С другой стороны они знали также, что Александр Македонский быстро завоевать Малую Азию, Финикию и Палестину, был в Иерусалиме, приносил в храме иерусалимском жертву Иегове и очень был тронут прочитанным ему пророчеством о нем Даниила 10. Аравийским иудеям были известны также разные легендарные рассказы о подвигах Александра Македонского, и они решили задать основателю ислама в числе других замысловатых вопросов и вопрос о знаменитом царе-завоевателе, чтобы испытать исторические познания арабского пророка. Однажды они спросили Мухаммада: «Кто был Зуль-карнайн?
Так, говорит об этом Казы Байзави 12. Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13. В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук.
Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил. В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим». Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус.
Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия. Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет. У него на короне были два рога 16.
Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов.
Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос. Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу. Однажды он пошел в баню со своим мирзой-цирюльником и сказал ему, что об этих рогах не знает никто и что если он, царь, услышит об этом хоть от одного человека, то убьет мирзу.
Испуганный этой угрозой мирза вышел из бани без памяти, как мертвец, ушел в степь и там, наклонившись к земле, крикнул: «У царя на голове два рога». На этом месте выросли потом две камышинки. Однажды проходил пастух мимо этого места и сделал из этих камышинок две дудочки, а когда заиграл в них, из дудочек вышел звук: «У царя на голове два рога»… И повсюду распространилась молва об этом Имам Сююти 17.
В газете «Каспий» напечатана целая легенда на эту тему. По легенде, Александр Македонский имел на обоих висках два роговидные отростка и потому никогда не снимал при людях со своей головы высокой шапки, которой прикрывал свои рога. А цирюльников, которые брили ему голову 18 , он убивал, чтобы они не выдали его уродливости.
Однажды царь призвал молодого цирюльника и сказал ему: «Как только кончишь брить меня, я убью тебя, потому что, если ты останешься в живых, то можешь рассказать кому-нибудь о моем уродстве». Услышав такую угрозу, цирюльник стал упрашивать Александра, упав к ногам его: «Умоляю тебя…, о великий государь, не убивай меня! Пощади, сжалься над моей молодостью!..
Клянусь твоей священной головой, я — сохраню твою тайну, как святыню, на дне души моей до гроба! Цирюльник долго хранил эту тайну, но до конца не мог сдержать своего обещания… Боясь проговориться, он обратился с просьбой к одному святому старцу: «Помоги моему горю, святой отец: я имею тайну, которую должен высказать кому-нибудь, чувствуя непонятную потребность в этом, но не могу, ибо я наложил на себя обет молчания; скажи, что могу сделать я, чтобы успокоится, не говоря о тайне, причиняющей мне страшную муку? Цирюльник так и сделал: долго он бродил по степи, наконец, нашел заброшенный колодец, в который наклонил голову и произнес три раза: «У царя Александра есть рога на голове».
И действительно, едва цирюльник вымолвил это, как почувствовал облегчение… В следующую весну в пустынном колодце вырос тростник. Пастух, не далеко от этого колодца пасший овец, срезал тростинку и сделал дудочку, но она насвистывала только о том, что у царя Александра есть рога на голове. Царь Александр проезжал однажды со своей свитой на охоту по степи, где этот пастух пас овец и услышал, как пастух, играя на тростниковой дудочке, насвистывал одно и тоже: «У царя Александра есть рога на голове».
Тогда царь подозвал к себе пастуха и спросил: «почему ты насвистываешь, что у меня на голове есть рога? Великий царь, чтобы проверить слова пастуха, приказал передать дудочку своему визирю и, убедившись в справедливости слов пастуха, отпустил его. Возвратившись домой, Александр позвал к себе своего цирюльника и потребовал объяснений, а тот чистосердечно рассказал царю, как было дело.
Царь, удовлетворенный чистосердечным признанием цирюльника, сказал ему: «Нет тайны, которая не сделалась бы явною… Иди, — ты свободен» 20. Очень не трудно заметить, что приведенная легенда весьма близко напоминает древний классический миф о Фригийском царе Мидасе, записанный Овидеем 21. По этому мифу, царь Мидас сначала выпросил себе у бога Вакха силу обращать в золото все, к чему он, Мидас, прикоснется рукой.
Но даже пища и питье, до которых касался царь Мидас, превращались в золото и золотую жидкость, — царь голодал.
Наиболее популярным произведением античной лит-ры об А. Это сочинение приписывалось традицией перипатетику Каллисфену, одному из спутников и офиц. Роман сложился в III в. Содержание его отразило представления об А.
Он предстает здесь в эпико-мифологическом ореоле: легенда о рождении от егип. Произведение возвеличивает царя как завоевателя и повелителя всего мира, демонстрируя его «божественность». Сохранились также небольшие сочинения, связанные с А. Все эти произведения в том или ином виде повлияли на содержание «Романа об Александре». В ВЗ держава А.
Даниила , открывающих ему ход мировой истории и смену великих царств, как третье из четырех последовательно сменяющих друг друга царств - «третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» Дан 2. В видении зверей, вышедших из моря, его символизирует третий зверь - четырехголовый барс с четырьмя крыльями, т. Толковая Библия. Для осуждения власти наследников А. Александр Великий на Букефалеекса преследует колесницу Дария.
Миниатюра из Кинегетики Псевдо-Оппиана. Z 479. XI 325-326. Очевидно, что автор стремился возвысить ранг македонца в контексте иудейской традиции: познакомившись к Книгой прор. Даниила, А.
Еще до персид. По всей вероятности, рассказанное Иосифом Флавием представляет собой легенду, однако не исключающую факта встречи А. В более позднем талмудическом иудаизме тенденция к приданию А. Действовавший под покровительством Бога Йома 69а царь-мудрец А. Так, раннехрист.
В то же время, оценивая А. В легендарных представлениях христиан существовала особая связь А. В сир. Особенный интерес визант. В анонимной визант.
Он установил свое господство по всему миру, дошел до края земли и положил предел для нечестивых народов Гога и Магога , к-рые при конце мира выйдут из своего заточения и разорят многие страны. Исходным пунктом Вост. Анна Комнина неоднократно уподобляет А. Алексея I Комнина , а Никита Хониат - имп. Феодора I Ласкаря.
В средневек. Роман был переведен на многие языки народов Ближ. Востока и Вост. В правосл. Европы лит.
Здесь также широкую известность приобрел «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена. Существуют две основные слав. Первая создана в Болгарии в X-XI вв. Став излюбленным назидательным чтением, роман вошел во многие хронографы. В ней исследователи находят влияние как визант.
Вместе с тем образ А. Иеремией , открыто проповедующим единобожие и разрушающим языческие капища. В культуре Др. Руси образ А. Имя А.
Оно появляется в псевдоэпиграфических сочинениях, якобы адресованных А. В Зап.
Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти
Он был фараоном Египта, царем Персии, Сирии и Лидии. Александр быстро и эффективно вел своих воинов, каждого из которых он знал лично. Он атаковал врагов неожиданно и до того, как они успевали подготовиться к битве. Основной силой Александра была 15-тысячная македонская фаланга, вооруженная 5-метровыми пиками — сариссами.
За свою военную карьеру Александр основал более 70 городов, которые были названы в его честь, а также один город, названный в честь его коня — Буцефала, который до сих пор существует под именем Джалалпур в Пакистане. Александр стремился к божественному статусу и основал город Александрию в Египте. Он отправился в поход к жрецам Амона-Ра в оазисе Сива, чтобы они признали его потомком бога.
История не сообщает, что жрецы сказали ему от имени божества, но говорится, что они подтвердили его божественное происхождение. Плутарх предложил интересную интерпретацию этого эпизода, считая, что жрец сказал Александру по-гречески «дитя», но из-за неправильного произношения это было понято как «сын Бога». В любом случае, Александр был удовлетворен ответом.
Он провозгласил себя богом в Египте и решил стать богом и для греков. В одном из писем Аристотелю он просил его аргументировать перед греками и македонянами его божественную природу. Он считал себя политиком и государственным деятелем, отвечающим за себя.
Однако на родине Александра его культ не прижился. За желанием Александра стать богом для своих подданных стоял политический расчет. Божественный авторитет облегчал управление его империей, которая была поделена между управителями.
Искусною рукою так дивно забряцал Аполлон по струнам своей кифары, что Тмол, очарованный сладкими ее звуками, не задумался провозгласить за ним победу, и все слушатели и слушательницы согласились с этим приговором. Один Мидас не одобрил судью и назвал его несправедливым. Разгневался бог Аполлон на неразумное слово царя и не хотел он допустить, чтобы глупые уши Мидаса имели вид ушей человека. Поэтому, Аполлон вытянул уши Мидаса, покрыл их серой шерстью, дал им гибкость и удобоподвижность, — и навсегда на человеческом теле Мидаса остались ослиные уши. Устыдился царь Мидас нового своего украшения и бережно прикрыл свои длинные уши пурпурною чалмою. Лишь от одного слуги своего, стригшего ему волосы и бороду, не мог он скрыть своего уродства; но и этому слуге строго запретил царь разглашать тайну.
Однако болтливый брадобрей не мог сохранить эту тяжелую тайну и, не осмеливаясь сообщить ее людям, удалился он к соседней реке, выкопал в земле ямку, шепнул в нее: «У царя Мидаса ослиные уши», и снова бережно закрыл ямку. Немного прошло времени, как в том месте, где погребена была тайна царя Мидаса, разросся густой камыш, и при каждом дуновении ветра одна тростинка шептала другой: «У царя Мидаса ослиные уши». Так и люди узнали про тайну цареву. На эту именно связь указывали уже некоторые европейские исследователи истории ислама , но не разъяснили дела. Так, например, А. Шпренгер в известном своем сочинении «Das Leben und die Lehre des Mohammad» 24 , упомянув об этой связи, прибавляет, что выражение «двурогий» ранее прилагалось иудеями, на основании пророчества Даниила 25 , к Киру, Персидскому царю, потому что, он владел Мидией и Персией 26.
Наше объяснение происхождения названия Александра Македонского «двурогим» может быть изложено более подробно. Гомер и Гезиод не знали бога Амона, имя которого в первый раз упоминается у Пиндара, а затем у Геродота 27. Из сообщения Геродота видно также, что греки изображали иногда своего Зевса с бараньими рогами, загнутыми вниз, позади ушей, что объясняется позднейшим влиянием на верования греков египетского культа в честь божества Амона, которого египтяне представляли или с человеческой головой и бараньими рогами, или же прямо с бараньей головою 28. Амон первоначально был только местным божеством египетских Фив и окрестностей; но когда Фивы получили значение главного города страны, то и Амон сделался верховным божеством Египта и назывался Амон-ра, то есть божеством солнца. Как бог солнца, Амон-ра считался богом плодородия и изображался или с бараньей головой, или же в виде барана. Поэтому, как свидетельствует Геродот, египтяне считали баранов священными животными и не убивали их.
Из Фив, как главного центра, культ Амона распространился на запад, в оазисы Ливийской пустыни, и в одном из них, известном под именем Сива, во время царя Тараки 692—664 г. Из описаний этого оазиса 29 видно, что в храме Амона божество объявляло свою волю не словами, а знаками, которые разъясняли жрецы. На найденных изображениях на стенах Карнакскаго храма, Амон представляется рогатым 30. К Амону, отождествляемому с Зевсом, по древним сказаниям, во все времена обращались за советом великие люди, преимущественно греки, как например: Персей и Геракл 31 , а также царица Семирамида, египетский царь Бокхорис, Крез, царь Лидийский, затем полководцы Кимон, Алкивиад и Лизандр. О посещении Амона Гераклом Геродот рассказывает так: «Однажды Гераклу сильно захотелось посмотреть на Зевса, а Зевс вовсе не желал, чтобы тот видел его; наконец, так как Геракл продолжал настаивать, Зевс схитрил: он снял руно с барана, покрыл им себя, а отрезанную голову барана держал перед лицом и в таком виде показался Гераклу. С этого времени египтяне изображают Зевса с головою барана и называют его Амоном.
Фивяне не приносят баранов в жертву по той же причине: бараны у них считаются священными животными. Только раз в год, в праздник Зевса, они убивают одного барана, снимают с него руно, надевают его точно так же, как надевает на себя божество на изображении Зевса, и потом подносят к нему другое изображение, Геракла. Устроивши это, все присутствующие у храма плачут по барану и за сим хоронят его в священной гробнице 32. Около 200 лет до Александра Македонского, Персидский царь Камбиз хотел покорить оазис Сива, но этот дерзкий поход не удался: отряд Камбиза заблудился в пустыне и погиб до последнего человека, а сам Камбиз отправился с остальным войском в Эфиопию 33. Александр Македонский также считал себя сыном Зевса. Юстин И Плутарх рассказывают, что мать Александра Олимпиада, жена Македонского царя Филиппа, сама будто бы созналась мужу своему, что родила Александра не от него, Филиппа, а от большого дракона 34 , и когда отпускала сына в поход, сообщила ему тайну его рождения и внушала ему гордиться своим происхождением.
Поэтому Александр, после сражения при Иссе в ноябре 333 г. Александр был с радостью встречен жителями этой страны, измученной продолжительным персидским игом 35. Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр — сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества. Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти.
Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться. В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38. Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести? Получили утвердительный ответ. После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь.
По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо!
Однако болтливый брадобрей не мог сохранить эту тяжелую тайну и, не осмеливаясь сообщить ее людям, удалился он к соседней реке, выкопал в земле ямку, шепнул в нее: «У царя Мидаса ослиные уши», и снова бережно закрыл ямку. Немного прошло времени, как в том месте, где погребена была тайна царя Мидаса, разросся густой камыш, и при каждом дуновении ветра одна тростинка шептала другой: «У царя Мидаса ослиные уши». Так и люди узнали про тайну цареву. На эту именно связь указывали уже некоторые европейские исследователи истории ислама , но не разъяснили дела. Так, например, А.
Шпренгер в известном своем сочинении «Das Leben und die Lehre des Mohammad» 24 , упомянув об этой связи, прибавляет, что выражение «двурогий» ранее прилагалось иудеями, на основании пророчества Даниила 25 , к Киру, Персидскому царю, потому что, он владел Мидией и Персией 26. Наше объяснение происхождения названия Александра Македонского «двурогим» может быть изложено более подробно. Гомер и Гезиод не знали бога Амона, имя которого в первый раз упоминается у Пиндара, а затем у Геродота 27. Из сообщения Геродота видно также, что греки изображали иногда своего Зевса с бараньими рогами, загнутыми вниз, позади ушей, что объясняется позднейшим влиянием на верования греков египетского культа в честь божества Амона, которого египтяне представляли или с человеческой головой и бараньими рогами, или же прямо с бараньей головою 28. Амон первоначально был только местным божеством египетских Фив и окрестностей; но когда Фивы получили значение главного города страны, то и Амон сделался верховным божеством Египта и назывался Амон-ра, то есть божеством солнца. Как бог солнца, Амон-ра считался богом плодородия и изображался или с бараньей головой, или же в виде барана.
Поэтому, как свидетельствует Геродот, египтяне считали баранов священными животными и не убивали их. Из Фив, как главного центра, культ Амона распространился на запад, в оазисы Ливийской пустыни, и в одном из них, известном под именем Сива, во время царя Тараки 692—664 г. Из описаний этого оазиса 29 видно, что в храме Амона божество объявляло свою волю не словами, а знаками, которые разъясняли жрецы. На найденных изображениях на стенах Карнакскаго храма, Амон представляется рогатым 30. К Амону, отождествляемому с Зевсом, по древним сказаниям, во все времена обращались за советом великие люди, преимущественно греки, как например: Персей и Геракл 31 , а также царица Семирамида, египетский царь Бокхорис, Крез, царь Лидийский, затем полководцы Кимон, Алкивиад и Лизандр. О посещении Амона Гераклом Геродот рассказывает так: «Однажды Гераклу сильно захотелось посмотреть на Зевса, а Зевс вовсе не желал, чтобы тот видел его; наконец, так как Геракл продолжал настаивать, Зевс схитрил: он снял руно с барана, покрыл им себя, а отрезанную голову барана держал перед лицом и в таком виде показался Гераклу.
С этого времени египтяне изображают Зевса с головою барана и называют его Амоном. Фивяне не приносят баранов в жертву по той же причине: бараны у них считаются священными животными. Только раз в год, в праздник Зевса, они убивают одного барана, снимают с него руно, надевают его точно так же, как надевает на себя божество на изображении Зевса, и потом подносят к нему другое изображение, Геракла. Устроивши это, все присутствующие у храма плачут по барану и за сим хоронят его в священной гробнице 32. Около 200 лет до Александра Македонского, Персидский царь Камбиз хотел покорить оазис Сива, но этот дерзкий поход не удался: отряд Камбиза заблудился в пустыне и погиб до последнего человека, а сам Камбиз отправился с остальным войском в Эфиопию 33. Александр Македонский также считал себя сыном Зевса.
Юстин И Плутарх рассказывают, что мать Александра Олимпиада, жена Македонского царя Филиппа, сама будто бы созналась мужу своему, что родила Александра не от него, Филиппа, а от большого дракона 34 , и когда отпускала сына в поход, сообщила ему тайну его рождения и внушала ему гордиться своим происхождением. Поэтому Александр, после сражения при Иссе в ноябре 333 г. Александр был с радостью встречен жителями этой страны, измученной продолжительным персидским игом 35. Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр — сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества.
Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться. В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38. Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести? Получили утвердительный ответ.
После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь. По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо! Сказал: о пайдиос! Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос то есть о, сын Зевса! После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан Anab.
IY, 9, 9 удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог.
На поле боя в тандеме с тяжелой пехотой действовала элитная ударная кавалерия Александра— «компаньон», каждая из которых была вооружена 2-метровым копьем, называемым ксистоном. И наряду с этими центральными подразделениями Александр также воспользовался некоторыми звездными силами союзников: метателями дротиков из Верхней долины Стримона, тяжелой кавалерией из Фессалии и лучниками с Крита. К сентябрю 331 года до н. Его войска командовали большей частью Анатолии, восточным побережьем Средиземного моря и богатой, плодородной землей Египта. Его следующим шагом было продолжение движения на восток, к древней Месопотамии и сердцевине Персидской империи. Он решительно победил великого персидского царя Дария III в битве при Гаугамеле — 1 октября 331 года до н.
Благодаря этому Александр, бесспорно, завоевал Персидскую империю, достижение, которое было закреплено в середине 330 года до н. Но, тем не менее, предвыборная кампания Александра продолжалась. Он и его армия отважились продвинуться дальше на восток. Купить рекламу Отключить Между 329 и 327 годами до н. Наконец, согласившись жениться на дочери видного согдийского вождя, Александр разместил на этой обширной границе внушительный гарнизон и продолжил путь на юго-восток, через Гиндукуш на Индийский субконтинент. Между 326 и 325 годами Александр расширил Македонскую империю вдоль берегов долины реки Инд, поскольку его солдаты не пожелали идти дальше на восток после мятежа на реке Гифасис. Во время своей Индийской кампании Александр, как известно, противостоял царю Порусу в битве на реке Гидаспес.
Александр Македонский: гений или безумец?
Картина Генриха Семирадского «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». Это сражение стало ключевым в походах Александра Македонского и поставило точку в двухвековой истории великой персидской державы Ахеменидов. За Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.