В минувшую субботу состоялся наш выход в Большой на оперу «Хованщина».
«Хованщина»
Из истории оперы «Хованщина» | Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. |
Модест Мусоргский. Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина» | «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года1. |
Хованщина - Khovanshchina
В антрактах псковичи активно обсуждали постановку, вспоминая историю России и восхищаясь красотой музыки Мусоргского. Постановка замечательная! Актеры не играют, а живут на сцене. Гергиев — это действительно маэстро, мастер своего дела. Впечатления превосходят ожидания». Постановка объединила в зале слушателей разных поколений. Не менее внимательно слушали оперу молодые псковичи. Елена — студентка Псковского колледжа искусств. Опера знакома ей по звукозаписям, но вживую девушка слушает ее впервые. Сегодняшний концерт полезен мне и с точки зрения педагогической практики».
На наш вопрос о том, зачем оперное искусство молодежи, студентка отвечает, что это важно для общего уровня культуры, знания истории и своих корней. Самой яркой сценой для меня стал финал оперы. Он затронул какие-то струны в душе, я чуть не расплакалась. Это, наверное, то, что называют катарсисом. А может, это любовь к своей родине. В общем, я нахожусь под сильнейшим впечатлением». Девушка считает, что слушать оперу — это серьезный интеллектуальный труд, усилия, которые возвращаются сторицей. Очень зрелищно, очень эпично и масштабно, я насладилась вокалом, музыкой, актерской и исполнительской игрой.
Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам. Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку. Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны. По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу. В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться. Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына. Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей. Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны. Появляется Шакловитый, который сообщает, что Пётр получил донос, «обозвал хованщиной и велел сыскать» Третье действие События происходят в Стрелецкой слободе в Замоскворечье. Проходят в сопровождении толпы монахи с песнопениями. Оставшаяся одна Марфа переживает измену Андрея Хованского, не переставая его любить. Она напевает песню «Исходила младёшенька».
Цель созданного конвенцией 1886 Союза — охрана авторских прав иностранных авторов. Конвенция предоставляет иностранным авторам ту же защиту их прав, что и национальным; особо охраняются права авторов на переводы их произведений. При этом авторы освобождаются от каких бы то ни было международных процедур для оформления своих прав; необходимы только те доказательства, которые требуются при первом опубликовании внутри государства. Члены Союза периодически собираются на конференции, решения которых должны приниматься единогласно и затем ратифицироваться государствами — членами Союза. Союз имеет в Берне своё Международное бюро, которое следит за соблюдением конвенции, публикует официальные документы и издаёт периодические вестники. Членами Союза являются 40 государств. СССР в их число не входит». Цитируется по: Дипломатический словарь. В 2-х томах. Том 2. Под ред.
В 1913 году состоялась первая заграничная постановка оперы. Стравинский вместе с Равелем частично переделали оперу, восстановив отдельные фрагменты по рукописям Мусоргского и заново написав финал. Эта парижская постановка подверглась резкой критике Римского-Корсакова, обозвавшего действия композиторов, равно как и действия Дягилева, «вандализмом». Равель же показал себя как ярый защитник музыкальных идей Мусоргского, заявив, что они не нуждаются ни в каких улучшениях и самобытны сами по себе. Впрочем, и эта трактовка «Хованщины» не была достаточно удачной, вступая в противоречие с первоначальным замыслом Мусоргского. Коренной перелом в судьбе произведения можно связать с именем Д. Именно он создал полную партитуру оперы, основываясь на клавире П. Ламма и частично — на редакции Римского-Корсакова. Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу. Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению. Эта же оркестровка была взята Р. Тихомировым для постановки в 1960 году, на сцене академического Театра оперы и балета имени С. Дирижировал С. К большому сожалению, театр не смог открыть зрителю подлинного Мусоргского, так как при новой аранжировке местами оставили старый текст. Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений. В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга. Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения. В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А. Постановка была очень тепло принята публикой. В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д. Шостаковича, дирижер — Ю.
Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»
Выпуск 3. XII 1887, изменялась, пересматривалась и дополнялась в 1896 и в 1908. Россия не присоединилась к конвенции и в 1911 заключила лишь сепаратную конвенцию с Францией о литературной и художественной собственности. Бернская конвенция была дополнена на Римской конференции в 1928. Цель созданного конвенцией 1886 Союза — охрана авторских прав иностранных авторов. Конвенция предоставляет иностранным авторам ту же защиту их прав, что и национальным; особо охраняются права авторов на переводы их произведений. При этом авторы освобождаются от каких бы то ни было международных процедур для оформления своих прав; необходимы только те доказательства, которые требуются при первом опубликовании внутри государства.
Члены Союза периодически собираются на конференции, решения которых должны приниматься единогласно и затем ратифицироваться государствами — членами Союза. Союз имеет в Берне своё Международное бюро, которое следит за соблюдением конвенции, публикует официальные документы и издаёт периодические вестники. Членами Союза являются 40 государств. СССР в их число не входит».
На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра.
Лунная ночь. Стасову от 6 августа 1873 года. Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней.
Звучат трубы. Андрей стонет — ему тяжко. Марфа решительна — ее не страшит сожжение. Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей.
Выходят пришлые люди. Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?.. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам дописал последнее действие и оркестровал оперу бесконечно заботливый и благородный Н. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы.
Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость.
Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года. На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске ныне Екатеринбург и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов.
И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах — в особенности, а тут — какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический. Майкапар Мусоргский не завершил свою последнюю оперу.
Остался недописанным финал, не сделана инструментовка. Работу закончил Римский-Корсаков. Путь сочинения на сцену был сложным по цензурным соображениям. Церковь запрещала изображение на сцене религиозных распрей. После ряда спектаклей на частных и провинциальных сценах с весьма посредственным исполнением состоялась историческая премьера в Московской частной опере Мамонтова 1897, Шаляпин в партии Досифея , сыгравшая большую роль в сценической истории сочинения. В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др. В 1913 состоялась парижская премьера оперы силами дягилевской антрепризы в редакции Стравинского и Равеля дирижер Купер, режиссер Санин.
Сочинение пользуется огромной популярностью во всем мире. Новую редакцию осуществил в 1959 году Шостакович. Среди постановок последних лет спектакли Ковент Гардена 1963 , Ла Скала 1967 , Венской оперы 1989, дирижер Аббадо , Гамбургской оперы 1994, режиссер Купфер и другие. В 1995 году была осуществлена новая постановка в Большом театре дирижер Ростропович, режиссер Покровский.
Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым. Он получил образование в петербургском Морском кадетском корпусе, стал офицером и участвовал в кругосветном плавании. Пению лейтенант в отставке начал учиться в консерватории Санкт-Петербурга. Оттуда он, правда, был изгнан, якобы «за отсутствие вокального таланта». С подобным вердиктом будущий солист Большого и Мариинки был не согласен, продолжил учебу в Италии и более чем успешно дебютировал в Неаполе. После многочисленных европейских ангажементов Фигнер вернулся в Россию. Исполнительский дар певца оценила не только публика.
Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему? Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. Мусоргский так и не завершил ее. После смерти композитора оперу закончил Н. Римский-Корсаков в 1883 году, но добиться постановки оперы с таким вызывающе-политическим сюжетом было не так-то просто. Лишь три года спустя опера была поставлена в Петербурге силами Музыкально-драматического кружка любителей.
Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»
Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет. подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. В 1883 году Н. А. Римский-Корсаков, завершив оперу «Хованщина», стал договариваться о постановке в Петербургской императорской труппе для сцены Мариинского театра[7]. Однако разговоры зашли в тупик — опера не была принята; причины были религиозно-идеологические.
Из истории оперы «Хованщина»
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского | Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. |
Хованщина | MAMT | Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать». |
М. Мусоргский. Хованщина | 100 опер. Оперная музыка | Первое исполнение оперы было осуществлено в 1886 году скромными силами петербургского музыкально-драматического кружка в концертном зале Кононова. |
Хованщина: стрельцы против Софьи | В 1883 году Н. А. Римский-Корсаков, завершив оперу «Хованщина», стал договариваться о постановке в Петербургской императорской труппе для сцены Мариинского театра[7]. Однако разговоры зашли в тупик — опера не была принята; причины были религиозно-идеологические. |
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
Первое исполнение оперы было осуществлено в 1886 году скромными силами петербургского музыкально-драматического кружка в концертном зале Кононова. Действие происходит в Москве и её окрестностях в 1682 году. В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. «Опера «Хованщина» впервые прозвучала целиком на родине великого композитора, – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев на экскурсии в Псковском Кремле. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года.
Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии
Бутримович Художник по костюмам — А. Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности. Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви.
Бутримович Художник по костюмам — А. Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности. Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви.
Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел: после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Кто дописывал «Хованщину» и сколько в ней оставалось от первоначального замысла композитора, слушайте в программе «Нескучная классика». Елена Зачепа.
Кто дописывал «Хованщину» и сколько в ней оставалось от первоначального замысла композитора, слушайте в программе «Нескучная классика». Елена Зачепа.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
«Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Премьера спектакля на ростовской сцене состоялась 28 сентября 2018 года, а в июле 2019 года опера была с большим успехом исполнена ростовчанами на главной сцене страны — исторической сцене Большого театра России. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях.
СОБЫТИЕ: Премьера мультимедийного спектакля «Псков - город-воин»
Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление «Рассвет на Москве-реке» ; сцена гадания Марфы из 2-го действия «Силы потайные, силы великие» ; ария Шакловитого из 3-го действия «Спит стрелецкое гнездо» ; антракт к 4-му действию «Поезд Голицына» ; «Пляски персидок» из 4-го действия. История создания и варианты оркестровки М. Мусоргский «Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился [1]. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г.
Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.
Если обратиться к истории постановки «Хованщины» на русской сцене, то окажется, что на протяжении полувека в этом спектакле участвовали лучшие исполнительские силы страны. Так, например, незабываемый по убедительности воплощения образ Досифея, главы раскольников, создал Шаляпин, в 1911 году осуществивший и всю постановку оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге. В роли раскольницы Марфы тогда выступали такие замечательные артистки, как Е. Збруева и Е. После Шаляпина партия Досифея переходит к басу В. Петрову, с которым Шаляпин сам репетировал и ввел его на сцену в спектаклях 1912 года, поставленных петербургской труппой в Москве. Партию князя Хованского исполнял тогда К.
Батя, батя, выйди к нам К истории постановок «Хованщины» Мусоргского На Исторической сцене Большого театра с 13 по 17 марта Мариинский театр представил оперу «Хованщина» Мусоргского. Спектакль, созданный по инициативе Валерия Гергиева в 1988 году, своего рода «визитная карточка» Мариинского театра, был впервые показан московским зрителям. В спектаклях участвовали солисты оперной труппы Мариинского театра, солисты оперной труппы Большого театра, артисты Молодежной оперной программы и артисты мимического ансамбля Большого театра. Хор и оркестр Большого театра. За дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев. Знатоки и ценители оперного искусства, знающие до тонкостей историю оперы, все же в отношении оперы «Хованщина» вряд ли могут с уверенностью говорить о кардинальных различиях между версиями Модеста Мусоргского, творческой редакцией Николая Римского-Корсакова, научной редакцией Павла Ламма и оркестровкой Дмитрия Шостаковича… Подьячий — Андрей Зорин Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. Исполнителем роли монаха-старообрядца Досифея и одновременно режиссером-постановщиком спектакля был Федор Шаляпин. Шаляпин-режиссер менее известен широкой публике и специалистам, нежели Шаляпин-певец, хотя за свою плодотворную и долгую, чрезвычайно успешную сценическую жизнь поставил более двадцати спектаклей, как в Большом и Мариинском театрах, так и в миланском театре Ла Скала. Выходят люди в соответственном эпохе одеянии — да и это не обязательно, выходят и поют: один — а—а—а, другой — о—о—о, третий — э—э—э, а хор зудит — у—у—у! Это может быть сделано очень весело, очень страшно, очень скучно, — но это не имеет никакого отношения к тексту оперы и музыке Мусоргского». После проведения колоссальной репетиционной работы — ведь нужно было переломить статическую и шаблонную исполнительскую инерцию солистов и хора, малознакомого, а то и вовсе не знакомого до того с музыкой «Хованщины», Шаляпин вспоминал, что, начиная с генеральной репетиции, «опера имела огромный успех». Сама премьера привела его в «блаженное состояние»: «Помню, я говорил хористам какую-то речь, плакал от радости и, наконец, предложил отправиться в Казанский собор спеть панихиду по Мусоргскому. Отправились охотно, прекрасно спели, потом я отвез венки на могилу Мусоргскому и Стасову». Сцена из спектакля Нам, нынешним слушателям и зрителям «Хованщины», в год 185-летия со дня рождения композитора даже и верится с трудом, что опера непостижимыми путями и невероятными усилиями мирового масштаба мастеров, объединенных идеей восстановления подлинного Мусоргского, с трудом буквально пробивала себе путь на театральную сцену. Однако только в исторической перспективе можно увидеть, насколько стремительным и ошеломительно быстрым за каких-то сто с небольшим лет! Многотрудная сценическая судьба сочинения, не законченного автором, привела и приведет в будущем к великому многообразию композиторских и дирижерских решений, научно-издательских подходов, постановочных идей и художественно-сценографических образов. В отношении «Хованщины» наиболее крупными вехами ее театральной судьбы следует назвать: — «избыточный» и «сокращенный» варианты М.
Мариинский театр , Санкт-Петербург, 1911 Стрельцовский квартал, к югу от Москвы-реки Пока старообрядцы поют гимн будущему России, Марфа воспевает утраченную любовь к князю Андрею Хованскому. Досифей велит ей молиться о помощи. Они уходят, и Шакловиты, который до сих пор представлялся чисто угрожающим персонажем, поет навязчивую молитву о защите обеспокоенной России от стрельцов он называет их «наемниками» и от мятежных сил, которым они подчиняются. Услышав их приближение, он уходит; некоторые из стрельцов входят и поют хоровод, а их жены ругают их за пьянство. Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло. Акт 4 Сцена 1: Богато обставленная комната во дворце князя Ивана Хованского Князя Ивана Хованского развлекают женщины из его свиты, но их прерывает слуга Голицына Варсонофьева , пришедший предупредить его, что ему грозит опасность. Князь Иван Хованский игнорирует предостережение и порет гонца. Он приказывает своим персидским рабам танцевать для него. Входит Шакловитый и закалывает Хованского. Шакловитый пренебрежительно имитирует песню слуг над трупом князя. Сцена 2: Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного князя Голицына ведут в ссылку. Досифей оплакивает крушение заговорщиков и успех царя Петра и узнает, что Императорский совет постановил, что на очереди - старообрядцы. Он обсуждает с Марфой, что старообрядцы должны подавать вечный пример, и соглашаются с тем, что они должны сами себя принести в жертву. Князь Андрей Хованский входит и рассказывает Марфе о том, где она спрятала Эмму, но Марфа говорит ему, что она благополучно возвращается в Германию, ее отец и жених. Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца. Стрельцов ведут на казнь. Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их. Акт 5 Оформление сцены Аполлинарий Васнецов. Русская частная опера , Москва, 1897 Сосновый лес, уединенный монастырь, лунная ночь Досифей и его последователи укрылись в уединении в лесу. Хотя его отягощают печали и страдания братьев, он остается непокорным и полон решимости завоевать «венец славы» в огне и пламени «Здесь, в этом святом месте».