По некоторым данным, Державная икона Божией Матери до 1812 года находилась в московском Вознесенском женском монастыре, но во время Отечественной войны с Наполеоном её спрятали в селе, где она, по всей видимости, и пробыла больше ста лет. Чудотворный образ Божией Матери «Державная» был обретен в тысяча девятьсот семнадцатом году в день отречения от престола императора Николая Второго. Икона Божией Матери «Державная» относится к чудотворным богородичным образам. После обретения Державной иконы Пресвятой Богородицы были написаны списки, быстро распространившиеся по храмам.
Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне?
Державная икона Божией Матери (ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском). Видимо, появление образа Божией Матери «Державная» одновременно с отречением помазанника Божия Николая II Александровича и его последующим зверским убиением вместе с семьей, имеет глубинный смысл. Икона Знамение Пресвятой Богородицы – одна из наиболее почитаемых и древнейших в русском православии. ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, один из наиболее почитаемых Рус. православной церковью чудотворных образов Божией Матери. «Державная»; сложилось представление, что Богоматерь приняла верховную власть над Россией.
Икона Божией Матери «Державная»: описание, значение, история + фото
Икона была старая, большая, на ней был слой вековой пыли, очистив которую обнаружили Богородицу, сидящую на царском троне. Когда образ привели в порядок, обнаружили, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу знаки царской власти над миром , на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия или порфира. Лик Божией Матери на иконе строгий и царственный. Крестьянка увидела эту икону и признала, что именно ее она видела во сне, а священник сразу же отслужил перед образом молебен с акафистом.
Одна из христианок рассказала священнослужителю о странных снах, в которых ей видится церковь и голос приказывает отыскать святую икону. Долговременные поиски увенчались успехом, и из-под завалов разрушенной церкви был вынесен образ Богоматери. После того, как с иконы удалили грязь и копоть, перед изумленными селянами предстал чудесный образ Девы Марии, держащей на руках младенца Иисуса. Икона выписана в красных тонах. Богоматерь изображена сидящей на царственном троне, с короной на голове, державой и скипетром. Над ее челом находится нимб, символ святости.
На ней багровый мафорий, являющийся символом и мук, и царствия, с которыми предстоит столкнуться по судьбе ее сыну. Оранта — популярный иконописный тип, который зародился в Византии. Принято считать, что это образ Девы в момент Непорочного Зачатия. Своим жестом она благодарит Бога за честь и одновременно благословляет нас. По данным из открытых источников, оригинальная икона написана в византийской манере, а ее древко предназначено для несения во время Крестного хода. Под врагами могут подразумеваться и внутренние качества человека, его грехи — жадность, злобность, склонность к прелюбодеянию и вредным привычкам. Также перед светлым образом часто молятся о решении конфликтов, о защите от стихийных бедствий, о справедливости, об исцелении особенно от болезней глаз , о совете, о защите дома, семьи и детей, об укреплении веры и избавлении от сомнений, о пути истинном, о потерянных вещах. На ряде сайтов сказано, что перед утренним умывание в этот день важно выйти на улицу и постоять на ветру, чтобы он прогнал с человека все дурное. В этот день стоит заняться выпечкой. А в ночь на 10 декабря, как считается, душа общается с разумом и может послать ему знаки и сны. По поверьям, также стоит отложить рукоделие, чтобы "не зашить тепло" и не привлечь холода.
В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима Нечаева и архимандрита Иннокентия Просвирнина икона, согласно личному распоряжению директора музея К. Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата , где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в своё время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала. Икона нуждается в реставрации. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
ДЕРЖА́ВНАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
Сразу же образ иконы Божией Матери «Державная» стал предметом народного почитания. Икона Богоматери «Державная» известна в православном мире. Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день насильственного отречения царя Николая II от престола. Владимирская-Селигерская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых икон в России и помогает верующим в различных жизненных ситуациях.
Церковь вспоминает явление иконы Божией Матери «Державная»
Любая икона Пресвятой Богородицы занимает особое место в жизни православного человека. Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Икону Божьей Матери «Державная» нередко называют иконой монархистов.
Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа
На этой картине изображены: царский трон с восседающей на нем Небесной Царицей; атрибутика, свидетельствующая о правлении государством; Младенец Иисус Христос, которого Богородица бережно удерживает на коленях. В каждой руке Пречистой Девы Марии виднеются элементы царской власти — скипетр и держава. На Ее голове — богатая золотая корона, вокруг изображен светящийся нимб. Вместо традиционного мафория Богоматерь одета в алую мантию порфиру. Как показывает следующее фото, Ее лик одновременно исполнен строгости и скорби. Пальцы правой руки маленького Спасителя сложены в благословляющем жесте. Вторая рука повернута в левую сторону. В сочетании с благословением это напоминает о предстоящем страшном суде и имеющейся у каждого человека надежде на прощение. В верхней части картины изображен Бог-Отец, восседающий на облаке. Создатель всего сущего на Земле и на небе благословляет Богоматерь с Младенцем и напоминает о Своем повсеместном присутствии.
Что символизирует богородичный лик Во времена революционной смуты икона имела огромное значение для верующих. Христиане с огромной благодарностью восприняли ее появление. Величественное изображение давало понять, что во все эпохи в мире правит только Бог, а остальное является временным и скоротечным. Скипетр и держава символизируют собой государственную власть. В руках Девы Марии они трактуются как знаки того, что по воле Господа Пречистая является преемницей земного престола, а Ее покров простирается над всем Отечеством. Утверждают, что явление Державного образа Богородицы произошло в день отречения государя от престола. Православные расценили обретение этой иконы как указание о том, что Царица Небесная взяла управление страной в Свои руки и стала ее небесной заступницей. Предполагается, что красные одеяния Пресвятой Богородицы символизируют бедствия и испытания, выпавшие русскому народу в революционные годы.
Память этого события мы и совершаем сегодня 15 марта. Некая уездная крестьянка по имени Евдокия стала видеть во снах Богородицу, которая повелевала ей идти в Коломенское и отыскать там «черную» икону, сделав её «красной». Уже позже, после того как образ был найден, смысл этих слов стал ясен. Черная и красная икона — это икона до и после реставрации. Евдокия не стала таить свои сны и рассказала всё настоятелю Коломенского храма. Долго и тщательно искали они образ по всей церкви, пока наконец в храмовом темном подвале не обнаружили старую почерневшую от времени икону.
Такая датировка иконы вкупе с изображённым на ней Господом Саваофом может вызвать удивление у людей, знающих каноны. Ведь известно, что ещё в XVII веке, в 43 правиле Большого Московского собора было сказано: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа сиречь Отца никтоже виде когда воплоти». С этого времени изображение Бога Отца оставили дозволительным лишь для сцен Апокалипсиса. Таким образом, икона Божьей Матери «Державная» стала редким исключением из правила. Ещё одна важная деталь, обнаруживаемая на Державной иконе — отсутствие креста на сфере державы. Именно эта особенность позволила считать данный образ пророческим, указывающим на грядущую эпоху активного богоборчества, которая последовала за падением самодержавия. Трактовка образа и значение иконы Божьей Матери «Державная» Среди православных толкователей образа Державной иконы Богоматери единой трактовки нет. Например, суровый митрополит Макарий, «апостол Алтая», однозначно полагал, что значение иконы таково: русский народ грешил столько, что в наказание ему послана гибель монархии. Это была наиболее распространённая точка зрения, которая нашла своё отражение в словах акафиста: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния». Однако другие толкователи смягчали трактовку. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества». Патриарх Кирилл, речь от 4 ноября 2015 года Современное местонахождение оригинала иконы После Октябрьской революции 1917 года, когда Вознесенская церковь в Коломенском была закрыта, Державную икону Божьей матери передали на хранение в Государственный Исторический музей. Там, в запасниках, она и пребывала вплоть до конца 80-х годов XX века. Затем, благодаря усилиям духовенства, её перевезли в алтарь храма Преподобного Иосифа Волоцкого. Там её поместили в церковь Казанской иконы Божьей Матери, где она и находится по сегодняшний день. Празднование иконе Божьей Матери «Державная» ежегодно совершается 15 марта, в день её обретения. В этот день совершается традиционный Крестный ход во главе со святыней. Второй день особого почитания этого образа приходится на 27 июля — день возвращения иконы Всецарицы в Коломенское. Чтимые списки и храмы в честь Державной иконы Божьей Матери Помимо самого чудотворного оригинала, с большой любовью русские православные христиане почитают списки с него. Некоторые из них тоже считаются чудотворными: Список из храма Святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Поскольку этот храм относится к московскому подворью Соловецкого монастыря, здесь список Державной Божьей Матери чтится особо. Соловки многие православные верующие называют «русской Голгофой», а путь на неё начался как раз в день отречения Николая II, совпавший с днём обретения иконы.
Трактовка образа и значение иконы Божьей Матери «Державная» Среди православных толкователей образа Державной иконы Богоматери единой трактовки нет. Например, суровый митрополит Макарий, «апостол Алтая», однозначно полагал, что значение иконы таково: русский народ грешил столько, что в наказание ему послана гибель монархии. Это была наиболее распространённая точка зрения, которая нашла своё отражение в словах акафиста: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния». Однако другие толкователи смягчали трактовку. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества». Патриарх Кирилл, речь от 4 ноября 2015 года Современное местонахождение оригинала иконы После Октябрьской революции 1917 года, когда Вознесенская церковь в Коломенском была закрыта, Державную икону Божьей матери передали на хранение в Государственный Исторический музей. Там, в запасниках, она и пребывала вплоть до конца 80-х годов XX века. Затем, благодаря усилиям духовенства, её перевезли в алтарь храма Преподобного Иосифа Волоцкого. Там её поместили в церковь Казанской иконы Божьей Матери, где она и находится по сегодняшний день. Празднование иконе Божьей Матери «Державная» ежегодно совершается 15 марта, в день её обретения. В этот день совершается традиционный Крестный ход во главе со святыней. Второй день особого почитания этого образа приходится на 27 июля — день возвращения иконы Всецарицы в Коломенское. Чтимые списки и храмы в честь Державной иконы Божьей Матери Помимо самого чудотворного оригинала, с большой любовью русские православные христиане почитают списки с него. Некоторые из них тоже считаются чудотворными: Список из храма Святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Поскольку этот храм относится к московскому подворью Соловецкого монастыря, здесь список Державной Божьей Матери чтится особо. Соловки многие православные верующие называют «русской Голгофой», а путь на неё начался как раз в день отречения Николая II, совпавший с днём обретения иконы. Список из Николо-Перервинской обители. Здесь, так же как и в Коломенском, 15 марта с Державной иконой Божьей Матери ежегодно совершается Крестный ход вокруг монастыря. Список из храма Ильи Пророка 2 Обыденский переулок в Москве. Его выполнил в годы Гражданской войны художник Николай Чернышев. Впоследствии он был арестован, а в 1924 году расстрелян. Список из часовни Державной иконы Божьей Матери на Пречистенке.
Державная икона Божией Матери
Через икону Державная молятся обычно об укреплении веры и о мире, но нельзя забывать, что мир наступает в первую очередь в наших сердцах, а потом уже это проявляется во внешнем: в семье, в доме, в государстве. Много чудес сотворила икона «Державная», о чем еще молятся Божией Матери: Молятся о здравии своих родных, просят дать возможность преодолеть тяжелые недуги и быстрее восстановиться после болезни. Пречистая помогает одиноким людям найти верного спутника жизни, вторую половинку, наставляет на путь истинный. Просят Царицу Небесную о помощи при возникновении серьезных финансовых проблем. Молитвы к Ней дают уверенность, и покой, исцеляют душевные травмы. Приходят к образу в поисках сердечной радости и правды. Молятся о мире в стране, о спасении от нашествия бед и войн. Обращаются к Богородице за прощением, усмирением вражеской злобы. Перед этим образом Пресвятой Богородицы молятся о получении сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной глас 4 Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной глас 8 Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей. Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего!
И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия» Сергий Булгаков. Чудеса, совершенные по молитвам к Богородице Множество чудес и исцелений происходят по молитвам к Богородице. Один из списков иконы Державная прославился мироточением. Икона была написана в 1991 году и освящена на Пасху 1993 года в храме Гроба Господня. А через год на образе Богородицы обнаружили капли мира. За это время икону многократно приносили во многие храмы. В августе 1997 года, после молитв у мироточивого образа, получила исцеление от рака кожи лица и слепоты жительница Бреста. Нина Павлова рассказывала о возвращении иконы Державная в Коломенское. Когда вынесли икону, Нина не смогла узнать икону. В Николо-Перервинском монастыре города Москвы находится один из списков иконы Державная. Он отличается тем, что Богородица изображена на лазурном фоне. Ее взгляд настолько пронизывающий, смотрящий в самое сердце молящегося, что невозможно припасть к иконе без особого трепета и благоговения. С иконой связано одно из чудесных событий, произошедшее весной 1991 года. Настоятелю Никольского храма протоиерею Владимиру Чувикину сообщили, что икона Державной Божией Матери обильно мироточит. Благоухание и мироточение принесенного в храм образа продолжалось полмесяца. Это чудесное событие наблюдали многочисленные прихожане и посетители.
Также иконе был написан акафист, составлять его помогал святой патриарх Тихон. Икона «Державная» явилась миру одновременно с новостью об отречении Николая Романова. Император, помазанник Божий, собственноручно подписал документ в пользу своего брата Михаила, но тот впоследствии отказался сесть на престол. Народ воспринял эти два события как знак Божий — одни посчитали, что явлением образа Матерь Божья дала знак о том, что теперь сама будет защищать Россию. Другие верили, что царственный образ был предзнаменованием страшных испытаний, что выпали на долю страны и всех ее жителей, ведь свержение царя было нарушением Соборной клятвы 1613 года. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — «Державная», тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушел царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества», - так в 2015 году высказался об иконе патриарх Кирилл. Официально поклонялись впервые обретенной иконе «Державная» недолго — сразу после революции образ отправили в запасники Государственного Исторического музея и только в 1990 году святыня была возвращена в Коломенское. Сейчас поклониться образу можно в церкви Казанской иконы Божией Матери.
Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодаряще Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави!
Что нужно и категорически нельзя делать в день Державной иконы Божией Матери 15 марта
Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются. Но всё же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия?
Лик Божией Матери на иконе строгий и царственный. Крестьянка увидела эту икону и признала, что именно ее она видела во сне, а священник сразу же отслужил перед образом молебен с акафистом.
Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.
На ее коленях изображен младенец Иисус, простирающий руку в благословляющем жесте. На заднем плане можно увидеть уже взрослого Христа, а в более поздних списках изображены святые или ангелы. Это один из немногих образов, где Богородица запечатлена без традиционного креста. Некоторые богословы усматривают в этом предвестие многих десятилетий безбожия, которые наступили после Октябрьской революции.
День иконы Божией Матери «Державная» в 2024 году — обретение образа Согласно преданию, Богородица явилась во сне некой крестьянке Евдокии из слободы Перерва Московской губернии и повелела разыскать большую черную икону, которая находилась в подвалах церкви в селе Коломенском близ Москвы. Эксперты рассказали, почему икона Богородицы Казанской является символом Дня народного единства Следуя видению, Евдокия отправилась на поиски и вместе с настоятелем храма Вознесения Господня нашла ту самую икону, о которой говорилось во сне.
Никто не понимал, что это значит. Но ответ пришел буквально через несколько часов. Вечером того же дня после нахождения этого образа, в 23 часа 40 минут император России Николай Второй подписал отречение от престола. В стране более некому было держать ни скипетр, ни державу. Регалии царской власти отныне оставались только у Божьей Матери, на Её чудесно обнаруженной иконе.
Поэтому она и получила название «Державная», и очень быстро фотографии и списки «Державной» разошлись по всей стране.
Церковь вспоминает явление иконы Божией Матери «Державная»
Храм Державной иконы Божией Матери. В этом названии ощущалась мощь и торжественность. В чем помогает Державная икона Божьей матери. Праздник «Державной» иконы Пресвятой Богородицы. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтения акафиста. Православная церковь 15 марта празднует явление иконы Божией Матери «Державная».
«Сама взяла Я скипетр и державу». Церковь празднует день иконы Божией Матери Державная
Державная икона божией матери. Статья из энциклопедии "Древо". Икона Божией Матери «Державная» — значение, в чем помогает. «О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго!
Молитва Пресвятой Богородице «Державная»
Потом началось строительство 122-й медсанчасти, которое возглавил Леонид Григорьевич Соколов. Его именем сейчас и названа эта больница. Он вложил в нее все свои силы. Довольно быстро были, что называется, отгроханы, по-другому и не скажешь, эти громадные краснокирпичные дома. В непогоду они производили самое удручающее впечатление, высясь на обширном бесприютном пустыре.
Благоустройство велось советскими темпами, неспешно. И тогда, и гораздо позже — в начале и конце восьмидесятых годов, — каждый раз, проезжая мимо больницы и озирая этот грандиозный комплекс, я, уже ставший верующим человеком, думал: «Хорошо б, чтобы кто-нибудь построил здесь церковь». Мне постоянно приходилось ездить на трамвае мимо больницы в Спасо-Парголовский храм, и всякий раз — одна и та же мысль: «Хорошо бы кто-нибудь построил здесь храм». Знал бы я тогда, что строить его придется мне самому!
Почему не в честь какого-то другого святого»? Я села на катер, доехала до острова, и в этот же день получила благословение старца. Это представляло для меня большую сложность, так как не имело никакого отношения к моим служебным обязанностям. Я всю ночь проплакала, утром смирилась, нужно было исполнять благословение.
Пришла к главному врачу и сказала: «Яков Александрович, для укрепления сотрудников и пациентов нашей больницы мы хотим построить часовню в больничном сквере». Он сказал: «Денег на строительство не дам! Но письмо пиши». Я была крайне изумлена, так как знала, что реакция могла быть совсем другой.
Архимандрит Пантелеимон Борисенко и Наталья Николаевна Пичугина у 122 медсанчасти на месте, где будет построен храм Державной иконы Божией Матери Судьбоносные встречи и первые испытания В начале августа мы с батюшкой уезжали из Санкт-Петербурга вместе. В Печорах я жила у него две недели. Когда вернулась, меня вызвал главный врач: «Я взял на работу нового врача, проинструктируй его». Я пришла в ординаторскую, увидела, что передо мной стоит с военной выправкой, подтянутый и обаятельный молодой человек.
Это был Сергей Владимирович Филимонов, будущий настоятель нашего храма. Он первый раз посмотрел на меня и сказал: «Брак невенчанный». На тот момент это было действительно так. Он сказал: «Очень хорошо!
Я приеду на лечение, ты меня познакомь». Вот что говорит об этой встрече протоиерей Сергий Филимонов: «Впервые я увидел батюшку в 1993 году, когда прислуживал в алтаре Спасо-Парголовского храма во время всенощного бдения. Окончив свои врачебные дела, я вместе с Натальей Николаевной спустился в батюшкину палату и застал такую картину. От этого зрелища Наталья Николаевна — старший инженер больницы по технике безопасности — пришла в ужас.
Потом открыл тумбочку, вытащил винегрет и кашу, оставшиеся с завтрака, обеда и ужина, и начал потчевать нас с Натальей Николаевной. После кашки подал супчик, который как раз сварился.
Что можно и что нельзя делать россиянам в праздник иконы «Державная» и святого Феодота: 5 важных дел, 7 страшных запретов, 8 примет — как Богоматерь защищает земли России 1:04:29 Верующие люди отмечают праздник иконы Божией Матери, именуемой «Державная» 1917. Садоводы и огородники могут сажать семена помидоров, сладкого перца или капусты. Фото: www. Первая часть названия от традиции чтить память священномученика Феодота, епископа Киринейского. А вторая говорит о том, что 15 марта обычно дуют ветры.
Верующие люди отмечают праздник иконы Божией Матери, именуемой «Державная» 1917. Царица небесная ходит по земле, чтобы утешить тех, кто плачет, кто в скорби. Молиться можно Богоматери, прося о примирении враждующих. Хозяйки могут готовить кашу с медом. Блюдо добавит крепкое здоровье. А для именинника оно даст принадлежность семье и отчему дому.
Саму икону начали почитать как чудотворную. В это время она редко находилась в Коломенском: ее постоянно возили по фабрикам, заводам и другим местам, где простые люди могли к ней приложиться. В Коломенском образ находился только по воскресным и праздничным дням. Именно по его распоряжению из частей акафистов уже почитавшихся в России богородичных икон было написано славословие «Державной» иконе, которое получило название «Акафист акафистов». После революции 1917 года икона хранилась в запасниках Государственного Исторического музея. Лишь только в 1990 году она была возвращена в Коломенское. Ныне чудотворный образ пребывает в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. В 1995 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки. В 2008 году икона посетила центры русского рассеяния в Европе, Америке и Австралии, содействуя консолидации русского мира. Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Зарубежной Церкви США, Канады, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Франции для участия в торжествах по случаю восстановления канонического единства. Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону твою во дни сии лукавые и лютые, яко вихрь, яко буря ветреная нашедшие в страну нашу, дни срама нашего и позора, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и языком и устнами дерзостно глаголют: «Несть Бог! Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святые Своея на скорбь и горе чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяше ныне, изнемогшие от печали, очеса наша пресладостным зрением державного образа Твоего! Помози нам! Потщися, погибаем! Се живот наш аду приближися; се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О небесная Царице, скипетром власти Твоея божественныя разсей, яко прах, яко дым, враги наша видимые и невидимые, борющие ны, хулящие Церковь нашу Православную, губящие отечество наше, сокруши горделивые замыслы их, запрети им!