Православная церковь 15 марта празднует явление иконы Божией Матери «Державная». Икона "Державная" Божией Матери продолжает оставаться покровительницей россиян. ДЕРЖАВНАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ это забытая на 105 лет КОЛОМЕНСКАЯ.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. Державная икона Божией Матери в Казанской церкви усадьбы Коломенское. Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. Так, есть Абалакская икона "Знамение" Божьей Матери: считается, что Богоматерь явилась во сне вдовице и велела построить церковь в Абалаке. «Державная» икона Божией Матери выглядит следующим образом: прямо посреди бумажного полотна рукотворно изображен царский трон, на котором восседает Божья Матерь, держа на своих коленях новорожденного Иисуса Христа. 24 декабря работники и волонтёры храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове отправили очередную партию гуманитарной помощи в зону боевых действий.
Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
Однако Богородица остановила сбор средств: снова явилась Евдокии с пророчеством. Она повелела вернуть деньги прихожанам и не делать ризу, ведь вскоре церковное имущество все равно будет разграблено, но со временем образ все равно обретет достойное обрамление. В конце концов образ попал в Москву, в женский монастырь, настоятельницей которого была великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из самых набожных и в то же время просвещенных женщин России. Елизавета Федоровна всегда тяготела к религии и милосердию. После гибели от рук террориста ее мужа, великого князя Сергея Александровича, она удалилась от мира в организованную ею же Марфо-Мариинскую обитель. Ныне Елизавета Федоровна причислена к лику святых. После Октябрьской революции княгиня, вместе с другими членами царской фамилии, была насильственно вывезена в Екатеринбург, а затем — в Алапаевск. Их ожидала страшная участь: люди были сброшены в шахту живыми. Ее взорвали, забросали бревнами и засыпали землей. Свидетели этого зверства утверждали, что еще несколько дней из-под земли доносились стоны и слова молитв.
В качестве чудотворных более всего почитаются образы, пребывающие в храме Иоанна Воина и Николо-Перервинском монастыре ныне часть патриаршего подворья. В Перервинскую обитель список попал из рук монахини Агнии. Она принесла икону, истекающую миро, и передала священнослужителям. Образ мироточил более месяца, чему имеются документальные подтверждения. Что интересно: Евдокия, которая поспособствовала обретению образа, тоже была родом из Перерв! Предполагается, что ее спасали от войны в 1812 году, и тогда поместили в подвал Вознесенского собора. Если бы не видение Евдокии, о иконе, скорее всего, никогда и не вспомнили. Пожалуй, это самый царственный из всех изводов Богородицы: это читается как по выражению лица Богородицы, так и по ее одеянию. В правой руке Божьей Матери находится скипетр, в левой — держава, но без традиционного креста, характерного для символов власти русских самодержцев. Некоторые богословы усматривают в этом предвестие многих десятилетий безбожия. На коленях матери, по центру, восседает младенец Иисус. Пальцы его правой руки сложены в традиционном благословении, однако другая рука указывает налево: там, по христианским верованиям, будут стоять грешники во время Страшного суда. Считается, что жест Спасителя предзнаменует наступление эпохи безбожия и попрания святынь. Однако он не отрекается от грешников: каждый раскаявшийся может пойти по пути Спасения. Икона написана темными, тревожно-траурными красками на деревянной доске. Арочный верх, где находится изображение Саваофа, благословляющего Мать и Младенца, указывает на то, что перед нами образ, предназначенный для храмового алтаря. Перервинский список существенно отличается от первообраза. Он написан в более светлой и дарящей надежду палитре. Лицо Пресвятой Богородицы доброжелательно и умиротворенно, а на державе имеется традиционный крест. Когда празднуется день иконы День иконы празднуется ежегодно, 15 марта, в день обретения. В это время совершаются крестные ходы, читаются красивейшие акафисты, тысячи прихожан съезжаются в храмы, чтобы поклониться державной и религиозной святыне. Наибольшее паломничество наблюдается, конечно, у первообраза, в храме Казанской Божией Матери. Кстати, там отмечают и местный праздник: 27 июля, когда чудотворный образ был возвращен в Коломну.
Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см. Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта. В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5. Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде. Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже. Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери». Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя.
На страже земли Своея У нынешних работ своя предыстория. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла пять лет назад председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви древлехранитель Московской епархии протоиерей Леонид Калинин обратился в Государственную Третьяковскую галерею с просьбой о проведении первичного визуального обследования физического состояния иконы в Коломенском. Изучив выводы сотрудников Третьяковки, Святейший Патриарх Кирилл благословил заниматься научной реставрацией образа церковных специалистов. Приступить к работе в тот момент помешала пандемия. Вернуться к этому вопросу удалось только теперь. В Успенском соборе обители перед ней был совершен молебен о России, который возглавил наместник монастыря епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. Затем икону бережно перенесли в помещение монастырской реставрационной мастерской. Сразу же началось кропотливое обследование святыни. Как показали рентгеновские снимки, в толще трех досок, на которых два с лишним века назад создавался впоследствии явленный в Коломенском образ, находились многочисленные чужеродные крепежные элементы: специалисты насчитали не меньше дюжины металлических скоб, скреп, шурупов и гвоздей. По всей видимости, они частично компенсировали утраченную соединительную функцию сильно обветшавших шпонок. После их извлечения резчики-реставраторы заменили ветхие элементы и укрепили соединения трехчастного иконного щита новым деревянным крепежом. С верхнего полукружья сняли негативно воздействовавший на древесину железный обруч. Торцы иконы оказались в многочисленных щелях, зацепах и зазубринах, местами напоминая трухлявую губку. Все эти изъяны после анализа снимков иконы в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах удалось исправить с помощью старинных технологий с применением рыбьего клея и глубокой обработки реставрационным антисептиком для защиты доски от грибка и иных пагубных микроорганизмов. Далее началась работа с самим образом. За все время своего существования Державную икону всерьез, тем более современными исследовательскими методами, не изучали. Икона из Коломенского, олицетворявшая для многих верующих заступничество принявшей под Свое покровительство осиротевшую русскую державу Матери Божией, сразу после обретения в 1917 году стала «путешествовать» по приходам и монастырям Центральной России. По воспоминаниям современников, образ только в воскресные и праздничные дни пребывал в Коломенском; известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, где перед ней молилась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна2. Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания.
Кто под защитой Богородицы?
Икона Божией Матери «Державная». Скачать. Поделиться. BMDergavnaia Чудотворный образ Божией Матери «Державная» был обретен в тысяча девятьсот семнадцатом году в день отречения от престола императора Николая Второго. Чудотворная икона находится в храме Казанской иконы Божией матери в Коломенском. Обретение иконы Божией Матери «Державная» вошло в историю России и Церкви особым образом. ※ ※ ※ Молитва Державнѣй иконѣ Божіей Матери: О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятіихъ Своихъ держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго!
15 марта 2023. «Державной» иконы Божией Матери
Икона Божией Матери «Державная» относится к чудотворным богородичным образам. В рамках Общероссийского принесения Казанской иконы Божией Матери с 7 по 8 мая 2024 года в соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского на Привокзальной площади г. Твери будет пребывать Казанский образ Божией Матери, хранящийся в Казанском соборе на. «Державная» икона стала символом особой милости Божией Матери: и к верующим, к истинным патриотам, и к России, которая уцелела и прошла через все испытания. Икону Божьей Матери «Державная» нередко называют иконой монархистов.
Редакцию газеты «Русь Державная» в Москве посетила икона Божией Матери «Умиление» (Локотская).
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 4: Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 8: Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
После торжественной встречи перед чудотворным образом будут непрерывно служиться молебны и акафисты. Приглашаем всех желающих соучаствовать в великом историческом и духовном событии! Приходите поклониться чудотворной Державной иконе Божией Матери!
Адрес храма: пр.
В 2000 г. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. У него сохранилась фотография образа 1917 г. Ангелины Обуховой. С 1997 г. Кирилла Павлова и по заказу общины храма Христа Спасителя начали создавать списки Д. Штатнова, М. Игуменова, М.
Леонтьев, Н. Нужный, Е. Чиркова и др. Иконография образов соответствует подлиннику, они исполнены в древнерус. Так, на произведениях М. Шабаева, как правило, на полях написан вязью тропарь Д. Такие иконы находятся в с. Алексия Московского жен. Николая Чудотворца муж.
В наст. Жизнеописание блж. Антония, митр. Киевского и Галицкого. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. Щенникова, иером. Гурий Фёдоров , Э.
Елизавета Феодоровна Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Тихон, Патриарх Московский После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками.
Что нужно и категорически нельзя делать в день Державной иконы Божией Матери 15 марта
Началась научная реставрация одной из самых почитаемых икон Божией Матери Просмотров: 521 Комментариев: 0 Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. Царственный вид Богоматери и сам факт того, что событие произошло в день отречения от престола будущего страстотерпца — императора Николая II1, — все указывало на то, что Царица Небесная отныне принимает на Cебя особое попечение о многострадальном русском народе и Сама будет Заступницей России. Сейчас Державная икона впервые в своей истории проходит процедуру научной реставрации в Троице-Сергиевой лавре, результатом которой должно стать максимально полное воссоздание первозданного образа с закреплением хронологически первого старейшего красочного слоя и удалением позднейших записей. Хотя к исследованию лицевой части иконы реставраторы только приступили, есть уже немало интересных открытий.
На страже земли Своея У нынешних работ своя предыстория. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла пять лет назад председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви древлехранитель Московской епархии протоиерей Леонид Калинин обратился в Государственную Третьяковскую галерею с просьбой о проведении первичного визуального обследования физического состояния иконы в Коломенском. Изучив выводы сотрудников Третьяковки, Святейший Патриарх Кирилл благословил заниматься научной реставрацией образа церковных специалистов. Приступить к работе в тот момент помешала пандемия. Вернуться к этому вопросу удалось только теперь. В Успенском соборе обители перед ней был совершен молебен о России, который возглавил наместник монастыря епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома.
Затем икону бережно перенесли в помещение монастырской реставрационной мастерской. Сразу же началось кропотливое обследование святыни. Как показали рентгеновские снимки, в толще трех досок, на которых два с лишним века назад создавался впоследствии явленный в Коломенском образ, находились многочисленные чужеродные крепежные элементы: специалисты насчитали не меньше дюжины металлических скоб, скреп, шурупов и гвоздей. По всей видимости, они частично компенсировали утраченную соединительную функцию сильно обветшавших шпонок. После их извлечения резчики-реставраторы заменили ветхие элементы и укрепили соединения трехчастного иконного щита новым деревянным крепежом. С верхнего полукружья сняли негативно воздействовавший на древесину железный обруч.
Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок». Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко. Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году. По воспоминаниям Нелли Ивановны, Юрий был образцовым отцом.
Купал дочку, укладывал её спать. Примерно в то же время супруги решили обзавестись собственным домом за городом. И как только выдавалась свободная минута, ехал в деревню — месил раствор, клал кирпичи. В 1979 году Васильев сыграл одну из своих самых известных киноролей в знаменитой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — телевизионщика Рудольфа, бросившего главную героиню с маленьким ребёнком. Корниенко вспоминала, что её мужу было очень непросто воплотить такого персонажа. Ведь в жизни Юрий был полной противоположностью! Жарким летним утром 1999 года Нелли и Юрий должны были поехать на дачу.
Евдокия не стала таить свои сны и рассказала всё настоятелю Коломенского храма. Долго и тщательно искали они образ по всей церкви, пока наконец в храмовом темном подвале не обнаружили старую почерневшую от времени икону. На доске еле видно проступало изображение Христа, восседающего на коленях у Богородицы, а в руках у Богородицы были царские регалии - скипетр и держава. Это совершенно необычные предметы для богородичных икон. И когда об этой находке сообщили епархиальному начальству композиция иконы удивила многих. Никто не понимал, что это значит.
Во втором сновидении Андрианова увидела белый храм, а в нем величественную Женщину, в которой крестьянка узнала Божию Матерь, хотя и не видела Ее лика. Крестьянка решила отправиться в Коломенское. Пришла туда 2 марта, и, увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый храм, который ей приснился и в котором она узрела Пресвятую Богородицу. Евдокия Андрианова отправилась к настоятелю храма священнику Николаю Лихачеву, сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как ей лучше поступить. Отец Николай пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся в храме иконы, но ни в одной из них не узнала той, явленной ей во сне. Тогда по совету сторожа и одного из прихожан настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, в чуланах, в подвале. И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая старая черная узкая икона.
Икона Божией Матери «Державная».
Эта белая церковь из сна напомнила женщине храм в Коломенском. С разрешения настоятеля Вознесенского храма в его подвале среди старых икон Евдокия и отыскала образ, похожий на явленный ей во сне, — на иконе было изображение Богородицы, восседавшей на престоле с Богомладенцем на коленях. В своих руках Матерь Божия держала царские регалии — скипетр и державу. По этому изображению икону и стали именовать «Державной». После обретения, икона была обновлена в мастерской московского Алексиевского монастыря. Достаточно скоро с образа стали делать списки, которые стали распространяться по всем храмам России. Саму икону начали почитать как чудотворную.
Благотворитель — Концерн «Крост».
Над внутренним убранством церкви трудились специалисты, которые ранее участвовали в воссоздании интерьеров кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы: росписи и иконостас создали художники мастерской «Вифания»; предметы мебели, утвари, киоты — сотрудники предприятия «Софрино». Клирики Донской обители регулярно совершают богослужения в этой церкви.
Москва, ул. Шаболовка, д. Москве в рамках Программы строительства православных храмов в г.
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 1 августа 2014 года храму был усвоен статус приписного к Донскому монастырю.
Вместе с настоятелем храма она нашла в подвале большую темную икону Божией матери — это и был явленный Евдокии образ. Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с нее делали многочисленные списки, ее приглашали для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Предполагается, что «Державная» икона, созданная в XVIII веке, прежде находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, откуда была вывезена в Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году.
После большевистской революции 1917 года икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного исторического музея.
Значение Державной иконы Божией Матери, в чем помогает образ Богородицы
Настоятелю Храма во имя иконы Божией Матери "Державная", Ключарю Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерею Михаилу Рязанцеву сослужили: иерей Александр Ильинский, клирик ставропигиального женского монастыря. Обретение иконы Божией Матери «Державная» вошло в историю России и Церкви особым образом. Сейчас чудотворная икона сделала остановку в столице по пути из Брянской области в Санкт-Петербург. Явление иконы Божией Матери «Державная» в марте 1917 года в селе Коломенское под Москвой празднует Православная Церковь в воскресенье 15 марта 2020 года. Образ на Державной иконе Божией Матери относится к канону цареградских икон. Обретение иконы Божией Матери «Державная» вошло в историю России и Церкви особым образом.
История православного праздника в честь иконы Божией Матери «Державная» 15 марта 2023 года
В рамках Общероссийского принесения Казанской иконы Божией Матери с 7 по 8 мая 2024 года в соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского на Привокзальной площади г. Твери будет пребывать Казанский образ Божией Матери, хранящийся в Казанском соборе на. Накануне дня памяти иконы Божией Матери «Державная» в Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ Владыкой была совершена полиелейная Утреня. В день памяти защитницы России – иконы Божией Матери «Державная» в храмах и приходах Биробиджанской епархии прошли торжественные богослужения.
Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
Молитва о здравии и укреплении веры Пресвятая Богородица предстает перед нами в разных обличьях — от юной девы до гордой матери, держащей на коленях Сына. Несмотря на строжайшие законы канонической иконографии, образы Приснодевы отличаются друг от друга даже в рамках одного извода. Сегодня мы рассмотрим, пожалуй, самый горделивый и царственный образ Богоматери из всех существующих — икону «Державная». Она была обретена в очень нелегкое время и некоторым образом приняла на себя бремя земного царствования, когда российская монархия пала и вся огромная страна умылась кровью. Впрочем, обо всем по порядку. История обретения святыни История обретения иконы Богоматери «Державная» тесно связана с именем и судьбой подмосковной крестьянки Евдокии Андриановой. Однажды Евдокии приснился чудесный сон, впоследствии оказавшийся судьбоносным. Ей явилась Богородица и повелела отправиться в Коломенское и отыскать икону, которая сейчас черная, но ее нужно сделать красной и выставить для молений.
Долго думала крестьянка над сном и не решалась отправиться в путь, пока Богоматерь не пришла к ней еще один раз, уже восседающей на белоснежном Престоле. Приснодева показала Евдокии и храм, где находится образ, который надлежит отыскать. Крестьянка помолилась и отправилась в Коломенское. Узрев храм Вознесения Господня, она обрадовалась: именно его она видела во сне. Она обратилась к настоятелю храма, отцу Николаю, с просьбой отыскать «черную» святыню. Настоятель со всей серьезностью отнесся к словам Евдокии и приказал обыскать храм. Икону нигде не обнаружили, пока кому-то не пришла в голову мысль заглянуть в подвал.
Там и нашелся почерневший от времени, грязи и паутины образ Богоматери. Это событие произошло 15 марта 2 марта по старому стилю. В этот день, вследствие Февральской революции, отрекся от престола российский государь Николай II. Но главные потрясения были еще впереди… Икону бережно очистили от пыли столетий и узрели строгий и скорбный лик Богородицы и Христа, восседающего на коленях у Пресвятой матери. Иконе отслужили акафист, а весть ее о чудесном обретении разнеслась далеко за пределы Коломенского. Икону постарались восстановить, но сделали это несколько неумело: нижняя часть образа оказалась безнадежно испорченной. Мастера со страхом ожидали кары за такое святотатство, но возмездия не последовало — Божья Матерь всемилостива.
Икону же стали возить по городам, где она творила чудеса исцеления.
Когда икону отыскали среди других, об этом сразу узнало много людей. С того времени в церковь Вознесения стали приходить люди. При этом, они шли не просто из окрестностей, а из иных мест. Они получали благодатную помощь. Есть информация, что икона могла находиться в Вознесенском женском монастыре до двенадцатого года девятнадцатого века, а позднее ее спрятали в том месте, где потом ее отыскали. Так святыню спасали от разграбления Наполеоновского.
Вероятно, что об иконе забыли на сто пять лет. А позднее, она явила себя в нужное время. Есть также предположения о том, когда написана икона. Предположительно образ относится к канону «Цареградских». Также предполагают, что написана сама святыня в конце восемнадцатого века.
Трактовка образа и значение иконы Божьей Матери «Державная» Среди православных толкователей образа Державной иконы Богоматери единой трактовки нет.
Например, суровый митрополит Макарий, «апостол Алтая», однозначно полагал, что значение иконы таково: русский народ грешил столько, что в наказание ему послана гибель монархии. Это была наиболее распространённая точка зрения, которая нашла своё отражение в словах акафиста: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния». Однако другие толкователи смягчали трактовку. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества». Патриарх Кирилл, речь от 4 ноября 2015 года Современное местонахождение оригинала иконы После Октябрьской революции 1917 года, когда Вознесенская церковь в Коломенском была закрыта, Державную икону Божьей матери передали на хранение в Государственный Исторический музей. Там, в запасниках, она и пребывала вплоть до конца 80-х годов XX века.
Затем, благодаря усилиям духовенства, её перевезли в алтарь храма Преподобного Иосифа Волоцкого. Там её поместили в церковь Казанской иконы Божьей Матери, где она и находится по сегодняшний день. Празднование иконе Божьей Матери «Державная» ежегодно совершается 15 марта, в день её обретения. В этот день совершается традиционный Крестный ход во главе со святыней. Второй день особого почитания этого образа приходится на 27 июля — день возвращения иконы Всецарицы в Коломенское. Чтимые списки и храмы в честь Державной иконы Божьей Матери Помимо самого чудотворного оригинала, с большой любовью русские православные христиане почитают списки с него.
Некоторые из них тоже считаются чудотворными: Список из храма Святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Поскольку этот храм относится к московскому подворью Соловецкого монастыря, здесь список Державной Божьей Матери чтится особо. Соловки многие православные верующие называют «русской Голгофой», а путь на неё начался как раз в день отречения Николая II, совпавший с днём обретения иконы. Список из Николо-Перервинской обители. Здесь, так же как и в Коломенском, 15 марта с Державной иконой Божьей Матери ежегодно совершается Крестный ход вокруг монастыря. Список из храма Ильи Пророка 2 Обыденский переулок в Москве.
Его выполнил в годы Гражданской войны художник Николай Чернышев. Впоследствии он был арестован, а в 1924 году расстрелян. Список из часовни Державной иконы Божьей Матери на Пречистенке.
Любовь и почитание выразились в акафисте явлению иконы Божией Матери Державной. Икона в многочисленных списках вошла в православные храмы России.
Повсюду читали акафист и канон, верующие в храмах, домах и монашеских кельях читали перед ней молитву Патриарха Тихона о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений. Священник Сергий Булгаков, высланный за границу в 1922 году вспоминал народный духовный подъем, произошедший в душе людей после обретения образа «Державной»: «Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное.
Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».