ситуация или обстоятельства вызывающие смех, улыбку. ситуация или обстоятельства вызывающие смех, улыбку. Комическая ситуация - ситуация или обстоятельства, вызывающие смех, улыбку. Контраст между целью и ее выполнением создает разнообразные комические ситуации, тогда как контраст между действительным характером и его претензиями на нечто иное и большее дает эффект в комедии характеров» (стр. 112) [выделено мной, П.Ф.]. Основные виды комического В юморе – самом «позитивном» виде комического – одновременно соединяются смех над предметами или явлениями (комическая их трактовка) и внутренне серьезное к ним отношение со стороны смеющегося.
Вы точно человек?
Гаррик 49. Оперный дом отделялся от комических и трагических представлений от часу больше. Ездили в Италиянскую комедию, и пользовались представлением оперы Комик. Демидов Журн. Карамзин ПРП 2 120.
Смешной, забавный. Сия уверенность делается весьма комическою, когда мнимой будущий тесть..
По своему характеру грустная, трагичная, но побуждающая, предупреждающая, мобилизующая на борьбу за изменение зарождающегося плохого порядка. Очевидно, такая комедия сливается с предупреждающей трагедией, когда герой попытается победить зарождающееся плохое с помощью старых, отживших по сущности средств. Так, Макмерфи, герой романа К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» закономерно, трагически погибает. Однако на примере того же «Над кукушкиным гнездом» видно, что 5-й участок S-кривой раскрывает возможности не только перед комичным или трагичным, но и для того и для другого одновременно.
Исключительно смешные и веселые события, происходящие в сумасшедшем доме не стоят в стороне от трагизма всего произведения, а являются органичной его частью. Рассмотрим этот момент подробнее. Гуманная по форме и убийца по содержанию — Старшая Медсестра олицетворяет отживающий свой век фарисейский порядок и псевдопорядочность. На смену этой старой системе приходит новый свободолюбивый и вольный по содержанию порядок — Макмерфи. Столкновение претензии на нечто значимое Медсестра с истинно живым и гуманным Макмерфи — объективно комично. Претензия обязательно, закономерно, постоянно попадает впросак. Новый порядок Макмерфи еще не научился, еще только учится серьезно стоять за себя финал — Вождь , старое еще не сломлено и сопротивляется самыми жестокими средствами и победить его, сформировать новые средства для хорошего нового можно только погибнув — своей гибелью Макмерфи формирует новые средства Вождя, трагедия здесь объективна.
Участки перегибов 1, 3, 5 и прямые ее участки 2, 4 — вещь условная, поскольку в реальности такая кривая состоит из многих подсистем, одни из которых уходят вперед, другие отстают подробнее с комплексом S-кривых мы разберемся в третьей части курса «Драматургия событий и явлений». В данном случае К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» старый порядок хоть и приходит к своему концу, но он еще силен: 4-й участок S-кривой. Другими словами плохое старое находится еще только на стыке 4-го и 5-го участков и, соответственно, относительно 4-го участка победить его средствами, которыми пользуется Макмерфи, можно только погибнув, вскрыв, таким образом, сущность этого порядка и этим формируя хороших новых людей Вождь. И в то же время, новое уже обладает достаточной силой, чтобы смеяться над старым. Таким образом, можно считать, что «Над кукушкиным гнездом» находится на стыке 4-го и 5-го участков S-кривой и закономерно, органично включает в себя как трагедийное так и комедийное начала. Жанры художественных произведений с точки зрения участков S-кривой.
Если автор художественного произведения хочет не просто «сфотографировать» действительность, а стремится помочь чему-то хорошему, доброму, в общем случае, увеличивающему вероятность выживания человечества и разума человечества и, наоборот, помешать злу, то его художественное произведение не может не обладать определенной точкой зрения. Гегель: «... Следует учесть, что с появлением систем массовой информации повлиять на что-то с помощью художественного произведения стало весьма проблематично. Системы массовой информации, как правило, используются в режиме информационного оружия и жестко фиксируют защищают те самые «старые, отжившие формы». Попробуем оценить возможности различных участков S-кривой с точки зрения результата, которого можно добиться художественным произведением в тот или иной момент жизни системы. Участок — 1. Этот случай мы уже разобрали на примере К.
Кизи «Над кукушкиным гнездом». На данном участке необходимо поддержать хорошее новое, предсказать для него новые формы, вооружить ими. В то же время желательно ограничить плохое старое. Объективная база для комизма и трагизма здесь есть, следовательно возможны варианты: Укрепляющая, обучающая новому комедия «Собака на сене» Лопе де Вега. Ограничивающая старое, сатирическая комедия. Трагедия, укрепляющая новое «Оптимистическая трагедия» В. Трагедия, добивающая старое «Прометей прикованный» Эсхил.
Комплекс: и 1, и 2, и 3, и 4. В данном случае необходимо либо уже в зародыше перевести ее в хорошее состояние см. При этом закономерный, наиболее вероятный путь плохой системы — это отсутствие новых положительных средств. Как и в случае а здесь тоже есть база для смешного и трагичного, однако смех здесь будет скорее горький, как в «Дон Кихоте». Само художественное произведение в данном случае может носить предупреждающий, побуждающий, мобилизующий или решающий характер. Участок — 5. Полностью аналогичен 1-му участку, но в анти-системе.
Участок — 3. В идеальном случае необходимо производить смену одной «хорошей» системы на другую перехватить эстафетную палочку , или готовить условия для такой смены, предлагая и готовя варианты дальнейшего развития или предупреждая — куда ведет наиболее вероятный и пока хороший путь или и то, и то в комплексе. Очевиден комизм этого перегиба — развитие кончилось по содержанию, но по форме еще имитируется; в этом же противоречии форма-содержание — корни трагичного. Необходимо отметить, что по сравнению с 1-ым и 5-ым участками S-кривой потенциал трагизма и комизма здесь значительно ниже. Нет той остроты, жизненной смертельности, революционности 1-го и 5-го участков. Однако нельзя слепо привязываться к S-кривой. Мы уже отмечали, что S-кривая —понятие относительное.
Еще раз повторим: сама S-кривая — это всегда комплекс, в котором какие-то подсистемы отстают, какие-то опережают. Более того, каждая подсистема S-кривой, каждый участок сама является S-кривой. Именно поэтому то, что надсистема в целом находится в «спокойном» состоянии еще не означает «спокойствия» ее подсистем. Так, например, несмотря на различные «мировые» коллизии, положение женщины в обществе как человека второго сорта, меняется незначительно, порождая в тех или иных условиях комичные или трагичные ситуации. Участок — 4. На 4-ом участке S-кривой — в основном героизм. Система стабильна.
Участок — 2. Система сильна, проявляются отдельные, незначительные признаки загнивания.
Кумулятивная сказка о животных. Приемы создания комического. Приёмы комического в комедии Ревизор. Сюжет комедии Ревизор. Приемы комического в литературе. Приемы комического в литературе таблица. Формы комического в литературе. Виды комического.
Средства комического в литературе. Комическое виды комического. Комическое в литературе таблица. Комическое в литературе это. Комическое определение. Определения понятий комическое. Приемы создания комического в рассказе. Приемы создания юмора. Сатирическая сказка. Маленькие сатирические сказки.
Сатирический рассказ. Комические ситуации из сказки. Виды комического в литературе. Виды комического таблица. Задания для партнёра. Понятие слова юмор. Основная мысль рассказа улыбка. Юмористический текст определение. Смысл немой сцены в Ревизоре. Немая сцена в Ревизоре анализ.
Страх в литературе. Комическое это кратко. Приемы изображения комического. Средства создания комического в произведениях. Прием комического несоответствия. Несоответствие в литературе. Комическое несоответствие это. Закон несоответствия в комическом. Комическое в жизни и искусстве. Комическое это.
Что такое комическое смешное. Комическое в природе. Категория комического в эстетике примеры. Примеры комического в литературе. Гипербола в истории одного города. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Гипербола в истории одного города примеры. Гипербола и гротеск в истории одного города. Основные свойства восприятия в психологии. К основным свойствам восприятия не относятся.
Перечислите основные свойства восприятия. Свойства восприятия в психологии с примерами. Примеры неожиданности в литературе. Неожиданность примеры из литературы. Неожиданность это в литературе. Пример инцидента на работе.
Сатира в рассказах Чехова. Сатира в произведениях Чехова. Юмор и сатира в рассказах Чехова. Ольга Громова художник бабки. Художник карикатурист Ольга Громова. Ольга Громова художник-иллюстратор. Ольга Громова художник-иллюстратор карикатуры. Кавказская пленница Вицин Моргунов Никулин. Вицин Моргунов и Никулин. Троица Никулин Вицин Моргунов. Моргунов Кавказская пленница. Смешные рисунки. Юмор про кухню. Девушка бежит в магазин. Смешная девушка на улице. Женщина бежит с пакетами. Смешные ситуации на улице. НЭП годы. Повседневная жизнь в годы НЭПА. Культура НЭПА. Компьютерные иллюстрации. За компьютером карикатура. Картинки про работу с юмором. Девушка за компьютером юмор. Пин ап художник Валерий Барыкин. Советский пин-ап от Валерия Барыкина. Советский пин ап Валерий Барыкин. Комическое это. Комическое в природе. Что такое комическое смешное. Примеры комического в литературе. Космические виды в литературе. Карикатуры Кийко. Рисунки Игоря Кийко. Юмор приколы. Комические открытки. Юмористические иллюстрации. Унитаз карикатура. Общественный туалет карикатура. Смешные ситуации. Забавные ситуации. Необычные ситуации. Неожиданная ситуация. Политическая составляющая. Комедии политические. Полит комедии. Приемы комического в рассказах Чехова. Приемы создания комического в рассказах Чехова. Приемы создания комического в рассказе. Приемы создания юмора в рассказах Чехова. Режиссер карикатура. Шарж Режиссер. Шарж Режиссер в культуре. Старушка карикатура. Злая бабка с тележкой. Карикатуры на пожилых женщин. Бабушка с тележкой. Приемы создания комического эффекта. Приемы создания комического в литературе. Коррупция в судах. Коррупция в судебной системе. Коррупция карикатура. Чиновник дурак. Начальства и власти. Начальник карикатура. Карикатура на себя. Команда пиратского корабля.
Комическое в романе Тургенева Отцы и дети
Пересечение норм и стереотипов. Комичность может быть достигнута, когда ситуация или поведение пересекают обычные границы и ожидания. Ирония и самоирония. Часто комичные ситуации основаны на противоречии между ожидаемым и происходящим, что вызывает улыбку. Глупость и неловкость.
Комичность может проистекать из глупых или неловких действий персонажей, которые не соответствуют ситуации или контексту. В комичных ситуациях часто используются увеличение или преувеличение определенных черт характера или внешности, чтобы вызвать смех. Примеры комичных ситуаций включают неловкие ситуации, ошибки и путаницу, смешные мимику и жесты, и любые другие ситуации, которые вызывают смех и радость у зрителя или слушателя. Источники комичных ситуаций Комичные ситуации возникают в самых разных сферах нашей жизни.
Они могут происходить как в повседневных ситуациях, так и в профессиональной деятельности. Рассмотрим основные источники комичных ситуаций: Повседневная жизнь: взаимодействие между людьми, семейные отношения, досуг и развлечения. Работа: неожиданные ситуации, ошибка человека, несоответствие ожиданиям, неловкость в общении с коллегами или клиентами. Технические проблемы: сбои в работе техники, неудачное соединение, непонятное устройство.
Ролик разные, это и приколы, интервью, смешные сцены как, например, видят и воспринимают лето, люди в разном возрасте. Не менее популярен, формат — пофантазировать, как во втором ролике — Дарую тебе величайший сквиш. Если вы уже посмотрели ролики из этого тренда, то вам понятно, это монолог, диалог или нарезка видео под музыку, которая заходит в видео. Здесь всё равно как с сюжетом, который вы придумываете — выбираете и подбираете сами, в зависимости от ситуации и её комичности.
По мнению Богдана Дземидока, кинокомедия, чтение юмористических произведений или общение с остроумным собеседником, «взирающего на жизнь с улыбкой», дают нам возможность легче переносить ежедневные дрязги, рассеивают дурное настроение, одолевают хандру, улучшают самочувствие. О чем говорит отсутствие чувства юмора Юмор в той или иной форме присутствует в жизни каждого психически здорового человека, считает психотерапевт, куратор сервиса «Ясно» Александр Соловьев. Временные периоды отсутствия чувства юмора психологи связывают с высоким уровнем стресса, с ситуацией дезадаптации личности. Еще одна причина, по которой может «пропасть» чувство юмора, — стремление человека сосредоточиться на решении конкретной проблемы, структурировать свое поведение. Если вокруг все неопределенно, но я решил серьезно сосредоточиться на каком-то моменте, то так я могу спасти себя, взять ситуацию под контроль», — говорит Соловьев. Если у человека в целом чувство юмора развито слабо, он не понимает большинство шуток и сам не умеет шутить, то такого человека характеризуют как прямолинейный. Как поясняет Александр Соловьев, с точки зрения психологии это не считается отклонением, однако такому человеку сложнее адаптироваться под социальный контекст и взаимодействовать с окружающими. Если у человека нет чувства юмора, он не может считывать социальные сигналы собеседника, общаться ему будет сложнее», — говорит психотерапевт. Как развивать чувство юмора Если вы часто бываете в ситуациях, когда не понимаете шутки других и вам это доставляет дискомфорт, стоит поработать над улучшением чувства юмора. Вот несколько советов как это можно сделать: Учитесь чувству юмора у других. Каждый раз, когда кто-то возле вас рассказывает забавную историю, вызывая смех слушателей, обращайте внимание, что конкретно потребовалось рассказчику, чтобы добиться такого эффекта. Задайтесь вопросом, в какой позе был человек, какие жесты использовал, какой тон голоса у него был. Смотрите комедии и телешоу, в которых используется интеллектуальный юмор. Есть и культовые комедийные телешоу, такие как «Теория большого взрыва», «Друзья», «Южный парк», «Все любят Рэймонда», «Сайнфелд» и «Симпсоны». Все они содержат сюжеты с повседневными смешными ситуациями. Во время просмотра попробуйте проанализировать, какие шутки у вас вызывают искренний смех, а какие нет. Важно понимать, что чувство юмора — субъективно, если какие-то шутки кажутся вам не смешными, возможно, дело во вкусах.
Он определяет смех как эффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто, когда душа не находит вызвавшей напряжение причины. На этом свойстве комического уничтожать объекты видимости строится его трактовка социальной функции — осмеяния. Гегель связывает комическое со случаем: случайность субъективности, раздутой до уровня субстанциальных целей, случайность или противоречивость целей, принимаемых субъектом всерьез, «использование внешнего случая, благодаря многообразным и удивительным хитросплетениям которого возникают ситуации, где цели и обстоятельства образуют комические контрасты, и приводят к столь же комическому разрешению» Гегель. Гегель считал, что определенному моменту истории соответствует тот или иной жанр в искусстве; напр. Поэтому она и возникает в Риме. Русские мыслители связывали комическое с социальной критикой. Так, Н. Чернышевский определяет комическое через безобразное: «Неприятно в комическом нам безобразие; приятно то, что мы так проницательны, что постигаем, что безобразное — безобразно. Смеясь над ним, мы становимся выше его» Чернышевский Н. Белинский считал задачей комедии разоблачение социальной лжи, формирование общественной морали. Герцен видел в комедии оружие борьбы против старых, отживших форм общественной жизни. В искусстве встречается большой набор комических техник, оттенков переживания комического по интенсивности и по качеству от безмятежной улыбки, вызванной восприятием приятного, до смеха, основывающегося на различных отрицательных чувствах, — смех и преодоленный страх, смех и высокомерие, гордость, смех и слезы, смех и отвращение, презрение. К технике комического относятся: несоразмерность, преувеличение, удвоение, переворачивание смысла, обманутое ожидание и т. К классическим типам комического относятся юмор, остроумие, ирония. Юмор как бы исключает серьезное, выражаясь в незлобивом смехе, доброжелательной улыбке. Для юмора характерно не отрицание мира в его испорченности, а снисходительность. Остроумие, предполагая высокое развитие интеллекта и личности, стремится обнаружить неочевидные связи, скрытые соотношения, нарушить схемы и стереотипы мышления. Согласно Вольтеру, «...
Что такое комические ситуации
Значение словосочетания КОМИЧНАЯ СИТУАЦИЯ. Что такое КОМИЧНАЯ СИТУАЦИЯ? | Контраст между целью и ее выполнением создает разнообразные комические ситуации, тогда как контраст между действительным характером и его претензиями на нечто иное и большее дает эффект в комедии характеров» (стр. 112) [выделено мной, П.Ф.]. |
Вы точно человек? | Комическая ситуация — это смешной эпизод, момент или событие, которое вызывает смех у зрителей или слушателей. |
18 комичных ситуаций, которым самое место в семейной комедии, но произошли они в реальной жизни | Часто комические ситуации основаны на некомфортном, нелепом или забавном поведении людей в непредвиденных ситуациях, а также на необычных и нелепых реакциях или противоположных действиях героев. |
Постирония: объясняем, что такое постироничные мемы и показываем примеры | Он утверждал, что три основных приема комизма это – комическая ситуация, комический характер и комические языковые средства. Кроме вышеперечисленных, к произведениям с элементами комического, критики относят роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». |
Ирония и другие виды комического | смешная, комическая сторона чего-либо; юмор Одним из употребительных приемов языкового комизма у Платонова является «сдвиг в логике». В дни уроков своих он часто у нас обедал и выбирал обыкновенно за столом место поближе к нам, детям. |
Sorry, your request has been denied.
Он утверждал, что три основных приема комизма это – комическая ситуация, комический характер и комические языковые средства. Кроме вышеперечисленных, к произведениям с элементами комического, критики относят роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Далее мы рассмотрим основные виды комического, наиболее часто встречающиеся в жизни и искусстве, а также приведем примеры для каждого вида, а затем расскажем о наиболее популярных комических приемах, которые легко использовать в повседневной жизни. Комическая ситуация – это ситуация, в которой происходит комическое событие или разворачивается комический сюжет. КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos — смешной, весёлый) — эстетическая категория, отражающая противоречия действительности: несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального. Значение слова «комично». Что такое комично в словарях русского языка? В кино и театре комическая ситуация обычно создается путем использования двойного смысла, прекрасной иронии и пародий.
Урок 3. Виды и приемы комического
Сюда же относятся другие характеристики человека: запах, манера употребления еды, манера смеяться, взгляд, походка, дефекты речи, состояние опьянения, икота, сморкание, физиологические отправления и т. Однако комичны не эти явления сами по себе никто же не смеётся над человеком, исхудавшим вследствие рака , а тогда, когда они вскрывают некоторые духовные изъяны человека или как-то выражают его сущность. Смешными могут быть не только «отрицательные» свойства, но и излишне положительные: исключительные педантичность, практицизм, излишняя забота о собственном внешнем виде и т. Комизм сходства Причина комичности в том, что мы привыкли видеть в каждом человеке индивидуальность, которая заключается в неповторимых духовных и физических качествах. Если же мы видим, что два человека сходны внешне или в поведении, то мы подсознательно решаем, что они одинаковы и духовно, то есть лишены индивидуальных особенностей. Сходство может быть внешнее, может проявляться в одинаковом поведении при разных телесных качествах, могут быть сходны имена, прозвища.
Герои могут повторять друг друга в речи, произнося одинаковые по сути или по форме фразы, или в стремлениях, ставя перед собой одинаковую цель. Кроме того, многократное повторение одного и того же действия лишает это действие творческого характера: шаблонное повторение героем научных или высокоморальных фраз комично, потому что показывает, что герой просто заучил то, что может возвысить его в глазах окружающих. Чаще всего сходных персонажа два, реже — три. Большее количество повторений становится лишь схематизмом, текст от них только проигрывает. Комизм отличий «Всякая особенность или странность, выделяющая человека из окружающей его среды, может сделать его смешным», - писал Пропп.
Этот пункт перекликается с первым Физическое существо человека , но касается отличий от «нормы» во взглядах. Сюда же относятся разные «странности» характера, менталитета, моды, верований, предрассудки. Человек в обличье животного Комизм возникает тогда, когда либо животное олицетворяет определённые черты характера или внешности человека и действует, как человек, наделённый этими чертами , либо человек сравнивается с животным, за которым в общественном мнении «закреплено» определённое качество, присущее людям. Комично также сравнение дома человека с жилищем животного, одежды с оперением птиц и т. Человек-вещь Комизм возникает по той же причине, что и при сравнении человека с животным.
Сухарь бездушный , бревно малоподвижный , тюфяк безынициативный , ветряная мельница активно жестикулирует или машет руками при ходьбе и т. С предметами также сравниваются части человеческого тела. Ещё более комично сходство предмета не с человеком вообще, а с определённым человеком. Например, если вещь похожа на хозяина. Комично сравнение человека с механизмом, действий с движением частей машины.
Осмеяние профессий Комизм основан на поиске смешного в той или иной профессии. Это может быть механистический, конвейерный подход к творческой работе, когда вместо произведений искусства получается штамповка, наукообразные словеса недалёкого учёного, бессодержательные, но многословные речи оратора-пустослова, бесполезный мистицизм в действиях прорицателя или гадалки, неряшливость повара, завуалированный сложными процедурами и терминами непрофессионализм врача и т. Комичны также могут быть те действия, которые свойственны определённой профессии, но выглядят необычно для обывателя. Непосвящённый не понимает сути этих действий, и они кажутся ему ненужными, странными, а потому смешными. Некоторые занятия ассоциируются с определёнными качествами человека: жадность ростовщика, тупость солдафона, подозрительность сыщика, узость взглядов священника, рассеянность учёного; психиатр видит в каждом сумасшедшего, чиновник — источник взятки, портной усматривает в любом человеке ходячий манекен.
Пародирование «Пародирование состоит в имитации внешних признаков любого жизненного явления манер человека, приемов искусства и пр. Пародировать можно решительно все: движения и действия человека, его жесты, походку, мимику, речь, профессиональные привычки и профессиональный жаргон; можно пародировать не только человека, но и то, что им создано в области материального мира. Пародирование стремится показать, что за внешними формами проявления духовного начала ничего нет, что за ними — пустота». Особенно комично смотрится имитирование действий, которые не увязываются с внешностью или характером пародиста. Например, если полный человек станет пародировать балерину или тощий — культуриста.
Такая пародия вскрывает отсутствие у пародиста тех качеств, которые он имитирует. Другой случай — когда пародия повторяет внешние черты явления, которые своим отсутствием внутреннего содержания обесценивают само явление. Например, когда человек повторяет действия и мимику учёного, проводящего опыты. Литературная пародия — комическое изображение штампов какого-либо жанра или комическое переложение сюжета книги. Комическое преувеличение Преувеличение смешно тогда, когда оно вскрывает недостаток.
Пропп выделял три вида преувеличения: карикатура, гипербола и гротеск.
В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы. Так, главный герой комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий часто попадает в комические ситуации.
Ездили в Италиянскую комедию, и пользовались представлением оперы Комик. Демидов Журн. Карамзин ПРП 2 120. Смешной, забавный. Сия уверенность делается весьма комическою, когда мнимой будущий тесть..
МЖ 1 218. Левшин Свадьба 43.
Вот еще один пример. А вот очень хороший софизм, который звучит так. Помните из курса физики: все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Что такое лед? Лед — это вода замерзшая, значит, сжавшаяся. Ну а раз она сжавшаяся, значит, плотность льда больше, чем плотность воды. Раз сжавшаяся вода.
Но раз плотность льда больше, чем плотность воды, то любой кусочек льда, образовавшись на поверхности воды, должен немедленно в ней тонуть. Мы помним из курса физики: если плотность больше — значит, сразу тонет. Но если плотность меньше, то плавает, вернее, на поверхности находится. Кусочек льда немедленно должен тонуть. Но тогда водоемы в принципе не должны замерзать. Ледяной покров должен образовываться над самым дном водоема, но не сверху. А они почему-то замерзают. Как же так? Что же это такое?
Почему так получается? Это рассуждение с подвохом, разумеется. Рассуждение софистическое. Но тем не менее внешне оно выглядит вполне правдоподобно. А если мы подпрыгнем, как стоим в комнате, так и подпрыгнем, оттолкнувшись двумя ногами от пола, мы приземлимся примерно в ту же точку, от которой оттолкнулись. В ту же самую. Но если мы подпрыгнем в вагоне быстро движущегося поезда, то за время, пока мы будем находиться в воздухе, пусть там за какие-то полсекунды, полвагона успеет немножко уйти вперед, он же движется. И мы приземлимся не в ту точку, от которой оттолкнулись, а немножко позади нее. Еще раз подпрыгнем, еще немножко дальше приземлимся.
Поэтому, если мы находимся в вагоне быстродвижущегося поезда, нам совсем не надо из конца в конец вагона ходить, нам достаточно попрыгать на месте, пока нас не снесет в нужную сторону. Ну так получается. Вы скажете: «Нет, там нужно ходить точно так же». Точно так же ходить, как в этой комнате? И нужно туда-сюда ходить так же, как в этой комнате? Эта комната, получается, тождественна этому поезду, который движется с такой скоростью, но нет же ведь! Она же неподвижна. А там движется. Или он тогда неподвижен?
Что-то не складывается. Ну, по крайней мере, тоже хороший пример. А помните, Земля движется вокруг своей оси? Длина экватора — 40 тысяч километров примерно. Оборот вокруг оси за 24 часа. Поделим 40 тысяч на 24 часа. У нас получится скорость 1600 километров в час. Пока никакого подвоха нет. Каждая точка земного экватора движется вокруг земной оси со скоростью 1600 километров в час примерно.
Теперь на экваторе проложен рельсовый путь. По экватору поезд едет по этим рельсам. Поезд только едет в сторону, противоположную вращению Земли. Земля вращается в одну, а поезд — в другую. Значит, этому поезду, чтобы прибыть к месту назначения, нужно двигаться со скоростью больше, чем 1600 километров в час, иначе его будет сносить постоянно туда, в сторону вращения Земли. Поэтому на экваторе нет железных дорог. И поезда там не ходят. Или второй вариант. Поэтому на экваторе ходят такие суперпоезда, которые развивают гораздо большую скорость.
Понятно, что и первое — чушь, и второе — чушь, но тем не менее… Вопрос какой-то, проблема какая-то есть. Это тоже всё софистические рассуждения. Итак, софизмы — это такие рассуждения, в которых преднамеренно нарушается закон тождества, и рассуждение внешне выглядят правильно, хотя мысль в нем доказывается ложная. Но это первая разновидность софизмов. Вторая разновидность — это софистические задачи. Софистические задачи, загадки различные, головоломки и так далее. Есть просто задачи, которые нужно решать, а есть задачи софистические, когда решать ничего не надо, а надо как бы разоблачить условия или показать, где здесь был подвох. Вот самый простой пример давайте приведем. Задача такая: этим заканчивается и день, и ночь.
Что это такое? Начинаешь ломать голову. А что это такое? И день, и ночь этим заканчивается… Отдыхом, сном? Закатом, рассветом? Учебой, похмельем? Чем заканчивается? И когда мы слышим ответ, мы испытываем дискомфорт, удивление какое-то, может быть, даже недоумение. Мягкий знак!
А попробуйте сказать, что не заканчивается этим и день, и ночь! Этот дискомфорт внутренний, который возникает в ряде вопросов, загадок, задач, он опять говорит, что в нас опять работает интуитивная логика. Мы не знаем про закон тождества и софизмы, но когда этот происходит, мы это чувствуем. Итак, что произошло? Берется реальное время суток и берется слово. Время суток и слово. Тождественны объекты? Не тождественны. Они незаметно отождествляются и получается видимость какой-то хитроумной задачи.
Или какого-то хитрого вопроса. Помните знаменитые с детства вопросы? Почему люди ходят в сапогах? По земле. На балконе ходят? Если балкон не в аварийном состоянии, то, конечно, ходят. А на самом деле: на бал кони не ходят, кто ж коней пустит на бал. На бал кони точно не ходят. Мы скажем: это же игра слов.
На уровне повседневного мышления — игра слов, подмена понятий. В логике — нарушение закона тождества. Потому что мы берем две ситуации нетождественные и незаметно их отождествляем. Вот еще хорошая задача: как разделить 12, чтобы получилось 7 без остатка. Это задача даже из учебника — по математике, для третьего класса. Но задача софистическая, которая помещена в раздел обычных задач. Там не никаких комментариев, что она особенная задача. Ее нельзя решать традиционно. Как 12 разделить, чтобы получилось 7 без остатка?
Ребенок честно пишет: 12 разделить на икс, равно семь. Дальше: икс равно 12 разделить на 7. Говорит: ну вот не решается задача. Оказывается, составители учебника вот что имели в виду: нужно 12 вот так начертить — XII римскими. И проводится горизонтальная линия. Делится XII римскими пополам. И сверху образуется римская цифра семь. И без остатка. Но это софистическая задача!
Потому что человек начал решать ее математически, составляя уравнение, а она решалась графически. Математическое решение и графическое нетождественны друг другу, нетождественны. Отождествили нетождественное. Получилось что? Видимость правильного доказательства, ложной мысли. Вторая разновидность софизмов — это софистические задачи. Третья разновидность софизмов — это комические ситуации. Авторы литературных произведений иногда преднамеренно нарушают законы тождества в своих произведениях, чтобы придать повествованию некую комичность. Помните знаменитого Ноздрева из «Мертвых душ».
Автор говорит: «Ноздрев был… исторический человек». Исторический человек. Мы начинаем думать: выдающийся, знаменитый, историческая личность. Полководец, император. А дальше: где бы он ни появлялся, с ним всегда случалась какая-нибудь история. Скандальная история. Мы видим одно слово или одно понятие, которое используется в разных смыслах, нетождественное отождествляется. И возникает видимость чего? Комического эффекта.
Достоевский, роман «Бесы»: «Липутин держал всю свою семью в Божьем страхе и взаперти». Впоследствии Степан Трофимович Верховенский стал впадать не только в гражданскую скорбь, он еще впадал периодически в шампанское. Он впадал в гражданскую скорбь и в шампанское. Юлия Михайловна должна была встать со своего ложа в негодовании в бигудях. Этот тоже нарушение закона тождества, которое преднамеренно использует автор для предания комического характера повествованию. Ну и, наконец, известные комические ситуации, которые мы с вами сегодня рассматривали. Понимаете, о чем идет речь? Нарушение закона тождества. Почему человек открывает йогурт прямо в магазине?
Потому что на упаковке написано «Открывать здесь». Ну как — написано и открываю. Все пооткрывал.
Что такое комическая ирония?
Вот я и пищу. Перед «пищи» никакой знак препинания не ставится. После приема — пищи, сказано — я и пищу. Нормально же? Ведь в нем одни женщины». Ну, и купили ему электричку». А вот смотрите — строчка из объявления о знакомстве: «А еще я увлекаюсь фотографией. Только мама ее все время куда-то прячет». Это вот еще одна комическая ситуация. Итак, комические ситуации эти тоже основаны на нарушении закона тождества. Берутся вещи нетождественные, незаметно отождествляются.
И, наконец, не только неясное суждение, не только софистические задачи, не только комические ситуации, но и многие фокусы тоже основаны на нарушении закона тождества. Потому что тот, кто производит фокус, он знает, как это делается, тот, кто смотрит, он не знает, как это делается. Знание нетождественно незнанию, и вот из этой не тождественности, как раз и возникает эффект чего-то необычного, чего-то удивительного. Как это он это делает, интересное дело. Кстати говоря, всем знаком такой фокус интеллектуальный про отгадывание чисел? Детский такой, но тем не менее. Задумай число, сделай такие-то действия, а потом я скажу, какой результат. Все знают, на чем он основан или нет? Задумайте число не очень большое, какое-нибудь, чтобы просто было считать, производить с ним манипуляции. И прибавьте к нему 6.
Потом отнимите от этого два. Потом к этому прибавьте 8. И к этому 4. Потом от этого отнимите задуманное. То, что получилось, разделите на два. Отнимите от этого три. У вас получилось пять. А как так получилось? Я говорил: задумайте число. А потом где-то в середине прозвучало: отнимите задуманное.
То есть число, которое задумал человек, — это икс, потом этот икс вы отняли. Х минус х сколько будет? Будет ноль. А все остальное, что вы делали от и до, все вам уже известно. Но — человек может этого не знать, и ему может показаться: ничего себе, как это он так? А теперь смотрите, если у вас есть под рукой калькулятор, телефон, я даже вас сейчас об этом попрошу. Напишите там трехзначное число. И запишите его вправо, просто без знаков препинания, чтобы получилось шестизначное. Чтобы получилось число такого вида. Я не знаю, какое число вы записали.
Но я говорю: «Если это число шестизначное, которое вы сейчас записали, вы разделите на 11, то я могу гарантировать, что деление будет без остатка». А вы можете сказать: «Как вы можете гарантировать, вы же не знаете, какое число…» Не знаю. Но точно у всех без остатка. А теперь то, что осталось, разделите на 7 и деление тоже будет без остатка. И это можно гарантировать. Без остатка? А теперь то, что получилось, разделите на 13. И деление не только будет без остатка, но вы получите то, что было задумано. Как он это делает? Давайте раскроем секрет этого фокуса.
Этот фокус называется «число Шахерезады». Число Шахерезады — 1001. Произведение трех чисел… Помните, как Герман запоминал три карты — тройка, семерка, туз. Так запомните три числа: 7, 11, 13. Произведение трех чисел 7, 11, 13 дает в результате 1001. Любое трехзначное число, умноженное на 1001, дает число вида abc abc, если любое трехзначное число вы умножите на 1001, вы получите 357 357. Если это число вы разделите на 13, 11, 7, на 7, 11, 13, на 11, 7, 13… Неважно, в какой последовательности вы разделите его на эти множители, вы получите исходное. Вы понимаете? Можете запомнить эти три числа, потом даже в разных комбинациях предлагать собеседнику. Вот, пожалуйста, мистическое, магическое число… И это тоже нарушение закона тождества, потому что получается, что один знает, как это делается, другой не знает, как это делается.
И вот на этом «знает» и «не знает», на этой нетождественности как раз и возникает эффект этого необычного. Теперь давайте подведем итог. Итак, главный закон логики — закон тождества. Согласно закону тождества, любая мысль должна быть тождественна самой себе, равной самой себе, если она самой себе не равна, то возникают неясные суждения, возникают софизмы, возникают комические ситуации, софистические задачи и даже различного рода фокусы. Итак, важное логическое явление — это софизмы, преднамеренные логические ошибки. Есть в логике ошибки непреднамеренные, которые допускаются по незнанию, по невнимательности. Они называются паралогизмы. И разница между софизмами и паралогизмами в том, что софизмы — ошибки умышленные, паралогизмы — неумышленные, непреднамеренные. А еще есть в логике такое удивительное явление, которое называется парадоксами. Но парадоксы — это уже совсем другое.
А пока, поскольку тема нашей лекции была «Когда дважды два — не четыре», об этом-то ничего не было сказано в данном случае. Возьмем спичку, сломаем ее пополам. А потом одну из этих половинок тоже сломаем пополам, понятно, что кусочков получится три. Но мы сделали два раза по два. В нашем эксперименте два раза по два сколько будет? Дважды два — три. Понятно, что это софизм. Первая часть названия нашей лекции «Когда дважды два — не четыре», она посвящена тому, что такое софизмы. А три раза по два — сколько должно быть? Три раза по два должно быть шесть.
Докажем, что не шесть, а как раз — четыре. Берем спичку ломаем пополам. Один раз два. Ломаем первую половинку. Второй раз два. Оставшуюся половинку ломаем. Третий раз два. Три раза по два — раз, два, три, четыре. Но это тоже софизм. Что здесь произошло?
Операция деления по два и операция умножения на два — разные вещи? Разные вещи. А мы их незаметно отождествляем. И у нас получается видимость правильного доказательства ложной мысли. А если сформулировать этот парадокс на другом языке? Это называется метаязык. То есть выйти в метаязык и из этого языка рассматривать. Тогда там, получается, все вроде как решается. Но опять же, видите: если на другом языке сформулировать и потом между языками сделать перекличку — вот тогда получится. А если этого не делать?
Если не делать — не получится. Это как один вариант. Вариантов существует очень много. Если их сейчас разбирать, то можно только запутаться. Но наша задача помнить, что парадокс — это именно логический тупик, а софизм — это подвох, это уловка. И любой софизм разоблачаем вот так: что с чем отождествляется, будучи нетождественным, правильно? Является эта ситуация софизмом или парадоксом? Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос. Это конкретная ситуация. А пока нет всех — нет толка.
Но какие-то есть». Парадокс или софизм? Это ситуация, конечно, является софистической. Конечно, это такой логический фокус. Но в данном случае, что с чем отождествляется, будучи нетождественным? А это некое Б, ситуации тождественные? Нетождественные, а представлены так, как будто они тождественные. То есть мы опять незаметно отождествляем что-то нетождественное. И нарушаем таким образом закон тождества. Кстати, закон тождества нарушается сплошь и рядом.
Даже в нашей повседневной жизни. Вы договорились встретиться с товарищем в три часа. А он пришел полчетвертого. И что такого — полчетвертого пришел. Вы договорились в три? В три. Полчетвертого — это три? Он нарушил закон тождества. Это нетождественные ситуации: три — это три, а полчетвертого — это полчетвертого. Он что-то кому-то пообещал — единица.
Обещание не выполнил — ноль. Единица и ноль — знак равенства можно поставить? Обещал и выполнил. Единица и единица, закон тождества соблюден. Не могу обещать, я не обещал тебе — ноль, ну и не выполнял то, что не обещал, — тоже ноль.
Самое главное схватить это противоречие: за внешним увидеть внутреннее, за частным - общее, за явлением - сущность. Радостно сознавать, что все опасное для общества не только грозно, но и внутренне несостоятельно, комично. Страшен мир фитюлек и мертвых душ, но он и комичен: он ниже совершенства, он не соответствует высоким идеалам. Осознав это, мы поднимаемся над опасностью. Даже самая грозная опасность не победит нас. Она может принести нам гибель, но трагедию можно пережить, однако наши идеалы должны быть выше и потому сильнее, а значит, и непобедимы, и поэтому мы смеемся над мертвыми душами, над городничими, над породившей их действительностью. Говоря о Хлестакове, Гоголь пишет, что Хлестаков, "говоря ложь, высказывает именно в ней себя таким, как есть". Эти слова более точны, чем многие длинные рассуждения эстетиков, Лжец, высказывая себя, раскрывает свое нутро, делая очевидным для всех свой обман, причем сам этого не замечает и думает, что и другие этого не замечают. Но этим дело не ограничивается. Комизм лжи Хлестакова состоит не только в непроизвольном саморазоблачении. Гоголь продолжает: "Лгать - значит говорить ложь тоном так близким к истине, так естественно, так наивно, как можно только говорить одну истину, - и здесь-то заключается именно все комическое лжи". Этим Гоголь определяет специфическую сущность комизма лжи, Ложь корыстная, по Гоголю, не была бы смешной. Чем корыстнее ложь, тем менее она смешна. Поэтому высшая ступень комизма лжи есть вместе с тем ложь совершенно бескорыстная, при которой, однако, лжец себя изобличает "высказывает себя таким, как есть. При соблюдении последнего условия если опять-таки не: предвидится серьезных последствий может быть комична и корыстная ложь. Так, Собакевич, не моргнув, лжет, что проданные им мертвые крестьяне - живые. Городничий расписывает мнимому ревизору, как он, заботится о порядках в городе. Кочкарев врет женихам про Агафью Тихоновну, а Агафье Тихоновне про женихов и, таким образом, всех их выживает и завоевывает поле сражения. Во всех этих случаях лжец остается в глазах участников действия неразоблаченным. Это специфично для художественных произведений. Рассказчик или драматург изобличает лжеца перед зрителем в театре или читателем рассказа. Гоголь не знает выхода из тех противоречий, которые он раскрывает в своих произведениях, и потому его смех - это смех сквозь слезы. Но у него есть огромное моральное и эстетическое превосходство над изображаемым им миром фитюлек и держиморд. Вот почему из души художника и его читателей излетает светлый смех. О положительных качествах комических персонажей Гоголь упоминает далеко не всегда и если упоминает, то только вскользь, мимоходом. Собакевич - прекрасный хозяин, и его мужики благоденствуют, обхождение Манилова не лишено приятности, Плюшкин когда-то был совсем другой. Коробочка представляет собой смесь различных черт характера, объединенных преимущественно, но не исключительно бестолковостью и скопидомством. Техника ее изображения несколько отличается от техники изображения других помещиков в "Мертвых душах". Такое несколько смягченное изображение отрицательных персонажей характерно не только для Гоголя. Фамусов, например, это тип московского русского барина начала XIX в. В тех же случаях, когда потенциальных положительных качеств в изображении комических героев нет совсем, художественность и убедительность этих образов значительно ниже, чем у тех, которые обрисованы мягче.
Или, если в момент наивысшего воодушевления он почувствует необходимость естественных отправлений? Эти примеры, признает Фишер, справедливо могут показаться отвратительными, нелепыми, сумасбродными, но они помогают понять особенности комического. Смешно, когда возвышенное оборачивается чем-нибудь мелким, когда действие приводит к результату, противоположному тому, которого добивались; смех может вызвать даже просто неожиданное падение бегущего. Комично, когда играющий на бильярде, тщательно целится, но промахивается; когда патетический оратор вдруг запинается» стр. Возвышенное здесь выступает как внешнее и проявляется в природно-телесной форме. Низменность проявляется в том, что возвышенное попадает в ловушку посредством весьма грубых приемов. Тут играют большую роль телесные повреждения: комичным это может показаться, когда человек получает их из-за собственной неловкости. Мы смеемся над падением человека, когда видим, как внезапно нарушается гармония в действиях членов тела. Гансвурст потешал публику неловким хождением по канату. Этот низкий вид комизма захватывает всех и всегда вызывает смех» стр. Такой смех, высвобождающий от серьезности, дает людям здоровую разрядку. К этому разряду комического принадлежат также явления, требующие более высокой способности понимания и остроты ума. Здесь идут в дело затрещины и палочные удары... Уленшпигель и Арлекин, не столько придурковатый малый, сколько плут» стр. Фишер считает, что ни в коей мере не следует относится высокомерно к этой элементарной форме комического, имеющей глубокие народные корни, и высказывает осуждение в адрес той мнимо интеллигентной, мещанской публики, которая презрительно относится к фарсу и гротеску. Элементарно комическое отличается от более тонких форм комического не содержанием, а лишь формой; последние имеют по большей части те же сюжеты, однако обработанные так, что «непосредственно натуральное изображается не в столь развязном виде и весь контраст переносится в область более глубоко духовную» стр. В этой форме комическое проявляется абстрактное понимание природы, позволяющее рассудочно сочетать различные представления. Какое-нибудь понятие или представление вполне соответствует определенному положению или явлению действительности. Внезапно остроумная шутка связывает это понятие или факт с явлениями, относящимися к совершенно другой отдаленной области. Остроумие есть готовность сочетать воедино с поражающей быстротой различные представления, которые по своему внутреннему содержанию и связям, им свойственным, друг другу совершенно чужды» стр. В остроумной шутке нас поражает гораздо больше несоответствие представлений, соединение различного, которые надлежит сочетать. Остроумные шутки могут вызывать определенные образные впечатления, одни в большей, другие в меньшей степени» стр. При этом юмор сохраняет такие ингредиенты, которые присущи низким видам комического. В нем, например, тоже может иметь место возвышенное в сочетании со смешанными особенностями, но эти ингредиенты выступают здесь в своем абсолютном значении, тогда как в других формах комического они более случайны и относительны» стр. Даже если комические персонажи заходят так далеко, что совершают серьезное преступление, надо позаботиться о том, чтобы оно не стало кровавым, или о том, чтобы серьезные последствия зловредного поступка были выведены за пределы поля зрения. Поскольку вина здесь не серьезна, то и кара не должна быть суровой. Она может быть насмешкой, наказывающей за глупость, комическим затруднением, хорошей взбучкой и т. Комедия не признает никакой высшей силы грозно и властно возвышающейся над людьми; Земля полностью находится во владении абсолюта, и боги низвергнуты» стр. В другом месте Шопенгауэр поясняет, что смех возникает из несовпадения между отвлеченным и наглядным. Чем больше и неожиданнее в восприятии смеющегося это несовпадение, тем сильнее оказывается смех. Поэтому во всем, что возбуждает смех, непременно есть какое-нибудь понятие и какая-нибудь частность, то есть такая вещь или случай, которые могут быть подведены под это понятие и, следовательно, мыслятся в нем, но зато в другом и более важном отношении совсем не подходят к нему, а, напротив, поразительно отличаются от всего остального, что мыслится в данном понятии» 2, 87 стр. Два вида смешного. В одном случае несовпадение, вызывающее смех, происходит тогда, когда мы идем от наглядного факта к понятию». Пример: «Французский король встречает в зимнюю стужу гасконца, одетого по-летнему. Это несоответствие наряда погоде вызвало у монарха смех. Легкая одежда гасконца и есть весь его гардероб; его наряд видимое, наглядное, конкретное не согласуется с понятием гардероба общее. С другой стороны, можно представить себе, как выглядел бы король, облачившись во все одеяния, составляющие его гардероб» стр. Эта преднамеренная шутливость связана с проявлением ума, находчивости, веселой выдумки. Бывают случаи несовпадения наглядного факта с понятием, возникшие преднамеренно. Второй вид смешного, таким образом, возникает из мыслительного процесса, противоположного первому. Там сознание идет от конкретного к абстрактному, здесь, наоборот, от абстрактного к конкретному, чему-то зримому и наглядному. Следуют примеры. Собеседник исходил из принципа, что удовольствие, которое любят двое, можно испытывать сообща, и подвел под него тот случай, когда общность исключается. Слуга смазывает мазью для волос облезлую кожу на чемодане, полагая, что она покроется волосяным покровом. Примерами могут служить, далее большая часть поступков Дон Кихота, который под понятия, извлеченные им из рыцарских романов, сублимирует совершенно отличные от них реальные явления, — например, желая помочь угнетенным, освобождает каторжников» 2, 93 стр. Манера смеха и поводы к нему очень важны для характеристики человека. Есть грубые поводы для смеха и поводы серьезные. Язвительный смех обращен против того, кто придерживался ложных понятий, опрокинутых действительностью. Но бывает и горький смех, которым мы смеемся, увидев, что наши наивные представления о людях и судьбе были разбиты реальностью». Шутка — преднамеренно устраиваемое несоответствие между чьими-то понятиями и реальностью; Ирония — это когда шутка прячется за серьезное; юмор противоположен иронии, ибо в нем серьезное прячется за шутку. Взаимосвязь трагического и комического. Уже Платон устами Сократа высказал мнение о связи между трагическим и комическим» А. Фридленгеру там же, стр. Маркс видел противоречие, сущность которого определялась социально-историческими изменениями. Определенный социальный строй, создающий свои формы быта, законы и нравственность, с течением времени утрачивает свою жизненность, ибо на смену ему приходят новые общественные отношения. В этих условиях старая мораль, прежние понятия, со всей серьезностью отстаиваемые сторонниками изжившего себя общественного строя, приобретают комический характер» там же, стр.
Если у вас есть желание познакомиться с более объемной и систематизированной характеристикой приемов комического, можете обратиться к соответствующим источникам, небольшой перечень которых мы приведем в конце урока. Теперь же мы предлагаем вам несколько хороших упражнений и рекомендаций, при помощи которых вы сможете научиться применять некоторые приемы комического в своей каждодневной жизни. Упражнения и рекомендации на отработку навыков применения приемов комического Каких-либо особенных условий у этих упражнений нет. Все они могут выполняться вами по желанию и в любой последовательности. Но для достижения максимального результата рекомендуем вам заниматься ежедневно в свободное или специальное отведенное для этого время. Это позволит вам: Проверить, насколько вообще развито у вас чувство юмора Узнать, умеете ли вы шутить специально Понять, в чем состояли ваши ошибки при создании истории и повествовании Посмеяться над собой вместе с другим человеком «Ассоциации» Возьмите любое слово и как можно быстрее подберите к нему пять ассоциаций. Желательно, чтобы ассоциации были интересными, необычными и неожиданными. Это упражнение также рассчитано на тренировку ассоциативного мышления. Рекомендуется вспоминать как привычные употребления, так и переносные и сленговые значения. Упражнение позволяет пополнять словарный запас и делать мышление более гибким. Можно придумывать определения, основываясь на сходство или созвучие с другими словами. Затем дайте этому понятию словарное определение и составьте несколько осмысленных предложений с ним.
Что значит комическая ситуация
это тип литературного или драматического произведения, в котором происходит некая необычная, нелепая или вызывающая смех ситуация или событие. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Само наличие чувства юмора говорит о развитом интеллекте, ведь для придумывания шутки нужно замечать противоречия окружающего мира и оценивать их с комической точки зрения, применяя навыки креативности и эмпатии.
Как развивать чувство юмора и почему это важно
Значение слова КОМИЧНО в Большом современном толковом словаре русского языка | Комическая ситуация – это особый вид ситуации, который порождает смех у зрителя или читателя. |
Почему мемы стали непонятными: как работают постирония и метаюмор | Наиболее грубая форма комического – фарс, краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках. |
Комическое в русской литературе - основы и развитие | Это смешная ситуация, когда мы привыкли спать с телефоном под подушкой или в другом странном месте, и когда кто-то пытается нас разбудить, мы начинаем комично искать свой телефон в непонятных местах. |
КОМИЗМ - что это такое? значение и описание | комическая ситуация — situation f comique. |
Что такое «комическая» и когда она появилась?
Его противопоставляли, как я уже упоминала, трагическому, а также возвышенному. В любом случае, если основой этой категории брать оппозицию "прекрасное - безобразное", то комическое можно выводить из безобразного. Потому что эти обе категории основаны на дисгармонии, в то время, как прекрасное - на гармонии. Нарушение гармонии может выглядеть безобразно и смешно. Гармоничное же не бывает смешным, там не за что уцепиться в этом смысле. Виды и формы комического очень разнообразны, и, чем развитее человек, тем богаче его чувство смешного. Самое простое деление - на юмор и сатиру. Их отличить довольно просто, хотя и то, и другое высмеивает какие-то недостатки и нелепости. Юмор предполагает добрый смех, он не преследует цель искоренения чего-либо, унижение кого-либо. Скорее, это мягкое указание на какой-то простительный недостаток или нелепую ситуацию.
У него нет никакой философии, нет ни властолюбия, ни честолюбия, он накапливает не золото, а продукты земледелия, и собирает он не драгоценности, а ненужные вещи. Из всех гоголевских персонажей фигура Плюшкина, может быть, наименее комическая и наиболее жалкая. Но Гоголь всегда знает чувство меры. Еще немного - и эта фигура была бы уже не смешна. Интересно отметить, что Гоголь иногда смягчает нарисованную им карикатурную картину человеческих образов. Так, Петр Петрович Петух изображен как чревоугодник. Это его основное качество. Но он еще гостеприимен, что не отменяет его отрицательных качеств, а создает для них правдивый и правдоподобный жизненный фон. Это же касается и некоторых других героев "Мертвых душ". Смягченный образ снижает карикатурность и делает изображаемые типы правдоподобными. Это смягчение также требует чувства меры, как и комическое преувеличение. Смех - всегда радостный "испуг", радостное "разочарование - изумление", которое прямо противоположно восторгу и восхищению. Воспринимая комедию Н. Гоголя "Ревизор", мы, выходит, обманываемся, думая, что городничий правильно принимает Хлестакова за ревизора, и заблуждаемся, предполагая, что человек, которого принимают за ревизора, должен быть если не мало-мальски солидным и положительным, то хотя бы персоной, которую действительно стоит бояться. Оказывается, перед нами фитюлька. Самое главное схватить это противоречие: за внешним увидеть внутреннее, за частным - общее, за явлением - сущность. Радостно сознавать, что все опасное для общества не только грозно, но и внутренне несостоятельно, комично. Страшен мир фитюлек и мертвых душ, но он и комичен: он ниже совершенства, он не соответствует высоким идеалам. Осознав это, мы поднимаемся над опасностью. Даже самая грозная опасность не победит нас. Она может принести нам гибель, но трагедию можно пережить, однако наши идеалы должны быть выше и потому сильнее, а значит, и непобедимы, и поэтому мы смеемся над мертвыми душами, над городничими, над породившей их действительностью. Говоря о Хлестакове, Гоголь пишет, что Хлестаков, "говоря ложь, высказывает именно в ней себя таким, как есть". Эти слова более точны, чем многие длинные рассуждения эстетиков, Лжец, высказывая себя, раскрывает свое нутро, делая очевидным для всех свой обман, причем сам этого не замечает и думает, что и другие этого не замечают. Но этим дело не ограничивается. Комизм лжи Хлестакова состоит не только в непроизвольном саморазоблачении. Гоголь продолжает: "Лгать - значит говорить ложь тоном так близким к истине, так естественно, так наивно, как можно только говорить одну истину, - и здесь-то заключается именно все комическое лжи". Этим Гоголь определяет специфическую сущность комизма лжи, Ложь корыстная, по Гоголю, не была бы смешной. Чем корыстнее ложь, тем менее она смешна. Поэтому высшая ступень комизма лжи есть вместе с тем ложь совершенно бескорыстная, при которой, однако, лжец себя изобличает "высказывает себя таким, как есть. При соблюдении последнего условия если опять-таки не: предвидится серьезных последствий может быть комична и корыстная ложь. Так, Собакевич, не моргнув, лжет, что проданные им мертвые крестьяне - живые.
Но в этом нет и необходимости. Достаточно привести яркие и показательные примеры, чтобы увидеть, в чем здесь дело. Смех этот несколько жесток. Характер его зависит от степени бедствия, и тут разные люди будут реагировать по-разному. Там, где один будет смеяться, другой подбежит, чтобы помочь. Возможно и то и другое одновременно: можно одновременно и смеяться, и Помогать. Канадский юморист Ликок считал подобный смех вообще непозволительным. Он приводит такой пример: конькобежец во время фигурного катания вдруг проваливается под лед. Действительно, такой случай сам по себе не смешон, потому что провалившемуся под лед грозит смерть. Но вопреки Ликоку можно утверждать, что даже такой случай может оказаться смешным. В «Посмертных записках Пиквикского клуба» Диккенс рассказывает, как мистер Пиквик катается на коньках по льду замерзшего пруда и вдруг проваливается. На поверхности остается только его шляпа. Но ничего страшного не происходит. Мокрый и испуганный мистер Пиквик, тяжело отдуваясь, показывается из-под воды, его ведут домой и помогают ему отогреться и привести себя в порядок. Никакого несчастья не случилось. В этих случаях с людьми происходит нечто неприятное, чего они не ждали и что нарушает мирное течение их жизни. Происходит некоторое неожиданное посрамление человеческой воликакими-нибудь совершенно случайными, непредвиденными причинами. Не всякое посрамление воли комично. Крушение каких-нибудь великих или героических начинаний не комично, а трагично. Комична будет неудача в мелких, житейских человеческих делах, вызванная столь же мелкими обстоятельствами. Этот цринцип часто используется в кино, причем в таких случаях обычно подчеркивается наличие каких-то определенных стремлений или желаний. Люди не просто идут, или едут, или развлекаются, а что-то хотят, или делают, или начинают, но неожиданное препятствие нарушает все их планы. В одном из фильмов Чаплина герой вместе с такой же бедной, как и он, девушкой строит себе на окраине города хибарку из ящиков и разных дощечек. Утром он в трусиках, с полотенцем через плечо, похлопывая себя по животу, выходит из дому, чтобы выкупаться. Мимо дома протекает ручей, который тут образует заливчик. Есть и мосток. Он с разбегу бросается в воду, но ручей оказывается совсем мелким. Расшибленный и мокрый, хромая, он возвращается в свою хибарку. Здесь смех не нарушает симпатии к скромному маленькому человеку, который всюду терпит неудачи. Этот случай комичен, но вместе с тем и грустен, что характерно для фильмов Чаплина. Комизм уже без всякой примеси грусти, а, наоборот, с некоторой долей злорадства получается в тех случаях, когда человеком руководят не просто маленькие житейские, а, эгоистические, ничтожные побуждения и стремления; неудача, вызванная внешними обстоятельствами, в этих случаях вскрывает ничтожество устремлений, убожество человека: и имеет характер заслуженного наказания. Комизм усиливается, если это посрамление происходит внезапно и неожиданно для действующих лиц или для зрителей и читателя. Классический случай такого посрамления воли — падение: Бобчинского с дверью во втором акте «Ревизора». Бобчинский хочет подслушать, о чем будет говорить городничий и Хлестаков. Но он слишком сильно налегает на дверь, дверь вдруг обрывается. Попытка не удалась.. В некоторых случаях человек как будто не виноват в своих: неудачах. Но это только так кажется. На самом деле неудача вызвана именно каким-то недостатком дальновидности и наблюдательности, неумением ориентироваться в обстановке, что приводит к смеху независимо от побуждений. Желание выкупаться отнюдь не смешно. В случае из фильма Чаплина комизм усилен подчеркиванием физиологии похлопывание себя по животу , прекрасным настроением, которое сейчас будет нарушено. Тем не менее зритель совершенно инстинктивно смеется. В случае с падением Бобчинского мы тоже имеем некоторую нерасчетливость и недальновидность. Бобчинский не рассчитал, что дверь не выдержит. Но вместе с тем в этом случае неудача явно вскрывает всю неблаговидность тайных намерений Бобчинского. Этот случай комичен вдвойне. Бобчинский наказан и за свою недальновидность, и за намерение подслушать. В приведенных случаях посрамление вызвано причинами, которые находятся вне человека, но одновременно оно вызвано чисть внутренними причинами, кроющимися в натуре человека. Посрамление воли может происходить и по чисто внутренним причинам. Точнее — внутренние причины составляют основу, а внешние как бы служат ареной или поводом для их выступления наружу. Сюда относится проявление человеческой рассеянности, представленной многочисленными анекдотами. Выражаясь несколько парадоксально, можно сказать, что рассеянность есть следствие некоторой сосредоточенности. Предаваясь исключительно одной какой-нибудь мысли или заботе, человек не обращает внимания на свои действия, совершает их автоматически, что приводит к самым неожиданным последствиям. Всем известна рассеянность профессоров. Эта рассеянность проистекает из того, что люди науки, всецело погруженные в свои мысли, не замечают того, что происходит вокруг них. Это, конечно, недостаток, и подсознательно именно это и вызывает смех. Здесь можно вспомнить об анекдоте, который незадолго до революции произошел с профессором университета Ив. Лапшиным, популярным в студенческой среде за доброту, крупным специалистом по философии и психологии. Он был командирован в Вену на конгресс. Утром в Вене, в отеле, желая надеть парадные, заранее хорошо проутюженные брюки, которые, как он помнил, он с вечера повесил на спинку кровати, он обнаружил, что брюк нет. Прислуга божилась в своей невиновности, вышла неприятность. По окончании конгресса профессор вернулся в Петербург, приехал домой поздно вечером и сразу лег спать. Проснувшись утром, он увидел свои свежеотутюженные брюки висящими на спинке кровати. В отель была послана извинительная телеграмма. В жизни подобные случаи довольно обычны, но в художественной литературе ими пользуются мало, так как вызываемый ими смех хотя и приятен, но несколько поверхностен. У Гоголя случаи рассеянности встречаются чаше, чем у других писателей. У него они всегда вскрывают ничтожество, а иногда и низменность той озабоченности, которая приводит к рассеянности. Городничий хочет надеть шляпу, но вместо нее берет в руку картонку от нее. Это происходит оттого, что он весь ушел в заботу о том, как лучше обмануть ревизора. В данном случае городничий сам замечает свою ошибку, в сердцах бросает картонку на пол, и зритель смеется. В более ранних произведениях Гоголя подобные случаи не носят столь ярко выраженного характера социальной сатиры и больше относятся к области общечеловеческой психологии. Иначе наступает и разоблачение. Человек своей ошибки не замечает, но зритель или наблюдатель ее уже видит и заранее радуется неминуемому конфузу. В повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» имеется следующий эпизод: Василиса Кашпаровна хочет женить Шпоньку и мечтает о внуках, хотя до женитьбы еще очень далеко. Рассеянность — далеко не единственная причина посрамления воли. Во многих комедиях человек вынужден поступать вопреки своей воле, потому что обстоятельства оказываются сильнее его. Но сила обстоятельств одновременно свидетельствует о слабости и неустойчивости тех, кто этими обстоятельствами бывает побежден, В комедии Шекспира «Много шума из ничего» Беатриса о мужчинах отзывается только ругательно, притом очень колоритно, но кончается тем, что она выходит замуж. В комедии Островского «Волки и овцы» богатый барин и убежденный холостяк Лыняев попадает в сети хищной авантюристки Анфисы, которая заставляет его ухаживать за собой: она бросается ему на шею и закрывает глаза в тот момент, когда в комнату входят. Лыняев, чуть не плача, сквозь слезы признается, что он теперь женится. Сходный случай мы имеем в драматической шутке Чехова «Медведь». Отъявленный женоненавистник, афиширующий свое презрение к женскому полу, кончает тем, что при первой же встрече делает предложение женщине, к которой он приехал как кредитор и которую он вызывает на дуэль, чтобы ее убить. Посрамление воли в случае со шляпой городничего внешне выражается в некотором автоматизме движений. Слово «машинально» здесь очень точно обозначает суть дела. Но автоматизм возможен не только в движениях, но и во многих других сферах человеческих дел и поступков. Так, одна из сфер проявления автоматизма — автоматизм речи. Второпях, или впопыхах, или в волнениях, в заботах человек говорит не то, что он хочет, и этим вызывает смех. Примеры многочисленны. Вот некоторые примеры у Гоголя. Из распоряжений городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице… черт возьми, по улице — по метле! Вместо того чтобы сказать: «При всеобщей военной повинности», он говорит: «При всеобщей повинной военности… При всеобщей повинной… военной всеобщности». В приведенных случаях посрамление воли есть результат некоторой скрытой в человеке неполноценности,которая вдруг раскрывается, что и вызывает смех. В этих недостатках человек до некоторой степени виноват сам. Но смех может быть вызван и такими недостатками, в которых человек сам вовсе не виноват, но которые с точки зрения высшей целесообразности в природе все же нежелательны. Это недостатки физического или психофизического характера, как, например, глухота, подслеповатость, дефекты речи и т. Эти недостатки приводят к различным неудачам и недоразумениям. У Чехова есть рассказ: человек хочет сделать объяснение в любви, но на него нападает такая икота, что из этого ничего не получается. В литературе этот прием встречается сравнительно редко. Здесь вспоминается князь Тугоуховский в «Горе от ума». Графиня-бабушка пробует заговорить с ним о Чацком, но это невозможно, князь ничего не слышит и отвечает только нечленораздельным мычанием. Такую же роль, как глухота, может играть недослышка. В «Женитьбе»: Жевакин. Позвольте с своей стороны тоже спросить, с кем имею честь изъясняться. Иван Павлович. В должности экзекутора, Иван Павлович Яичница. Жевакин не дослышав. Да, я тоже перекусил». В фольклоре известны анекдоты о супругах или стариках, которые плохо слышат, отчего у них происходят различныенедоразумения. Психофизические недостатки могут оказаться смешными не только сами по себе, но по совершенно неожиданным последствиям. В русском сказочном репертуаре есть анекдоты о трех шепелявых девушках, которые на смотринах должны, по совету матери, молчать. Но они не выдерживают и выдают свой недостаток, жених от них бежит. То же происходит с подслеповат. Она прикидывается очень зоркой — замечает иглу на пороге, которая была положена туда заранее, а потом за столом бьет кошку, которая забралась на стол, а эта кошка оказывается масленкой. Глава 15. Одурачивание Во всех приведенных случаях причина смеха кроется в свойствах того, над кем смеются. Неудача невольно вызвана им самим. Действует один человек. Но неудача или посрамление воли могут быть нарочито вызваны кем-нибудь другим; в этих случаях действуют два человека. Для такого рода поступков в русском языке есть очень выразительное слово, непереводимое на другие языки, — одурачивание. В художественной сатирической и юмористической литературе одурачивание встречается весьма часто. Наличие двух персонажей дает возможность развивать конфликт, борьбу и интригу. Каждый из таких персонажей может иметь вокруг себя группу сторонников или соратников. Борьба может вестись между положительным и отрицательным центральными персонажами или между двумя отрицательными фигурами. Если в предыдущих случаях комизм вызывался внезапными неожиданными впечатлениями, то прием одурачивания может лежать в основе многоактных комедий, и более или менее длинных повествований. Одураченный может оказаться посрамленным по собственной вине. Его антагонист пользуется какими-нибудь недостатками или недосмотрами его и тем выводит эти недостатки на чистую воду, на всеобщее посмешище. Есть и такие случаи, когда одураченный как будто ни в чем не виноват, но над ним все же смеются. При анализе комедийных сюжетов можно установить, что одурачивание составляет один из основных стержней. Оно господствует в народном кукольном театре, в театре Петрушки, который никого не боится и всех побеждает. Оно широко распространено в итальянской comedia delParte, в старинных классических комедиях Западной Европы. Оно прослеживается в комедиях Шекспира. Одурачивание в драматургическом отношении представляет собой очень выигрышный прием. Недаром у великих русских комедиографов — у Гоголя и Островского — был повышенный интерес к так называемой комедии интриги. Гоголь принимал деятельное участие в переводе комедии Джиованни Жиро «Дядька в затруднительном положении». Островский переводил комедии Шекспира, Гольдони, интермедии Сервантеса. Все это к русской жизни не имело никакого отношения, но привлекало мастерством комедийной техники. Если систематически изучать композицию комедий Мольера, то можно установить, что некоторые из них основаны на том принципе, который здесь рассматривается. Совершенно очевидно это, например, для комедии «Жорж Данден, или Одураченный мрк», где жена-дворянка и ее родня водят за нос добродушного, но недалекого крестьянина, из тщеславия пожелавшего жениться на дочери помещика-дворянина. Здесь принцип одурачивания совершенно ясен, но в скрытом виде он лежит в основе почти всех комедий Мольера Одурачивание вообще представляет собой одну из основ не только старинной, но и более поздней комедии. Оно — в основе «Недоросля» Фонвизина: госпожа Простакова терпит крушение всех своих начинаний.
Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле». Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными в том числе от англицизмов , и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения фонетика. В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах. Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Толковый словарь
- комическая ситуация
- Виды юмора
- Что такое комичная ситуация?
- Понятие комических ситуаций
- Чувство юмора: что это, как развить и нужно ли | РБК Тренды
- Понятие комических ситуаций
Значение словосочетания «комичная ситуация»
ситуация или обстоятельства, вызывающие смех, улыбку. Комичная ситуация — это ситуация, которая вызывает смех и шутку у людей. Это может быть неожиданная и забавная ситуация, которая приводит к комическому эффекту. Наиболее грубая форма комического – фарс, краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках.
Значение словосочетания «комичная ситуация»
Если комизм ситуации не очевиден, то в шутку сложившиеся обстоятельства может превратить человек с хорошо развитым чувством юмора, способный не только увидеть смешное, но и показать это другим метким комментарием или действием. Он утверждал, что три основных приема комизма это – комическая ситуация, комический характер и комические языковые средства. Кроме вышеперечисленных, к произведениям с элементами комического, критики относят роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Ситкомы второго типа рассказывают о комичных ситуациях на работе героев. В сериале «Офис» действие происходит в офисе компании, которая поставляет бумажную продукцию.
Комическая ситуация
Коми́ческое — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается логическим коррелятом. Рассмотрим комическое: что такое комическое, каковы его функции и структура. Противоречие норме порождает внешний комизм (физиологический, случайных ситуаций), противоречие идеалу — комизм обобщающий, комизм внутренней неполноценности, ничтожности. На наш взгляд, комическая ситуация и вызываемый ею смех как раз и представляют собой самый безболезненный способ разрядки накопившейся социальной агрессии.