Действительно, в условиях полного преобладания мелкокрестьянского хозяйства феодал не выступал в роли организатора производства. Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной частной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян. Из статьи вы узнаете, что такое феод, кто и как мог его получить. Разница между рабовладением и феодализмом, на мой взгляд, в ином.
Исторический контекст
- Феодал - это кто? Значение слова "феодал"
- Что такое феодализм? Суть кратко. Признаки.
- Что такое феодальная лестница? 🚩 Гуманитарные науки
- Феодал — Википедия
- Феодализм - это... Простыми словами
2. Феодалы
После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды бенефиции стали выдаваться за службу у сеньора. В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница. На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались: герцоги и графы; бароны; рыцари. Феодал, занимавший более низкую ступень, назывался вассалом , а его непосредственный «начальник», дававший землю за службу, сеньором. Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую. Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население. Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.
Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы, которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы. Чтобы получить этот статус претендент обязательно феодал должен был пройти обряд посвящения. В разное время он включал вручение оружия, облачение в кольчугу и каску, а также удар ладонью по шее colee. У каждого рыцаря была своя прекрасная дама нередко вымышленная , а их поведение регулировал «Кодекс рыцарской чести», требовавший проявление благородства, мужества и доблести.
Структура империи и мегаполиса в конечном итоге уступила место местной динамике, в которой общины обратились к себе и изолировали друг друга. Средневековье было периодом монархий и церковного патернализма. Кризис, вызванный падением империи, привел к значительному сокращению населения области. Восточная область недавно упавшей империи была раздроблена на германские королевства. Это было бы ключевым этапом в консолидации Европы как единого. Усилия по защите континента от внешних угроз и растущей контр-урбанизации привели к тому, что мы сейчас называем феодальной системой, которая была создана в Европе почти всеми средневековьями.. Феодализм и его иерархия Феодализм был доминирующей политической и социальной системой в средние века и основывался на вотчинах: контрактах, посредством которых дворяне, известные как феодалы, предоставляли доходные территории в обмен на услуги, такие как работа на земле или защита и верность. Он родился как механизм, с помощью которого короли, не имевшие экономических ресурсов и политической силы для защиты королевства, разделили свои территории на небольшие части, которыми будут управлять дворяне, которые, в свою очередь, платят налоги, обещают верность и они сделали своих подчиненных доступными. Феодалы получили пропорциональные земли в верности королю и важности его семьи. Они отвечали за управление и управление феодами - название также использовалось для обозначения земель - и их власть над этими территориями и их жителями была неограниченной. Однако для предотвращения внешних угроз, таких как бандиты и вторжения, необходимы серверы для их защиты.. Вассалы или рыцари, свободные люди, много раз выходцы из дворянских семей, клялись феодалам в верности, послушании и защите. Когда король потребовал это, они также составляли армию. Взамен им были предоставлены вотчины и процент от военных трофеев.. Крестьяне, занимающие самое низкое место в феодальной иерархии, обрабатывали землю в обмен на часть произведенного продовольствия и обеспеченность рыцарей..
Штукатурка отваливается, унитаз не работает, батареи еле теплые, дверной замок заедает и так далее. Но арендная плата, под угрозой выселения, каждый месяц повышается, так что уже и на еду остается все меньше и меньше денег. И вот сидит наш наивный бывший хозяин квартиры, намазывает майонезом последний кусок хлеба и причитает: -Эх, неправильный у меня "арендизм", неправильный. При правильном у меня давно бы уже евроремонт был, горячая вода круглосуточно, унитаз с позолотой и красная икра вместо майонеза. Так ведь в учебниках по арендизму написано? Именно так. Как бы мне хозяина-то поменять, и на другого, правильного собственника квартиру переписать? Уж тогда-то начнется подлинный арендизм и райская жизнь, как в учебниках пишут… В этом примере вся суть прихода капитализма у нас. Может стать лучше жизнь у обычного обывателя, после того как он переписал квартиру на чужого дядю? Так и жизнь стала хуже у народа, который отдал общенародное имущество в частные руки. При этом совершенно не важно, какой личности он ее отдал, Васе или Пети, и ничего не изменится если мы поменяем Васю на Петю. Но то, что развитый капитализм, который оторвался от феодализма, перестает работать, подтверждается и теоретически. Это признает сама теория рыночной экономики. Согласно ей, капитализм, развиваясь естественным образом, убивает сам себя: свободный рынок ведет к монополиям, а монополии уничтожают свободный рынок. Вот у нас монополии и уничтожают чистый частный капитализм, а не феодалы-чиновники, как думают некоторые. Что и подтверждает вам любой владелец малого бизнеса, который перестает выдерживать конкуренции с торговыми сетями и подкупленными ими чиновниками. Да и с какой стати государство будет этим заниматься, когда прийти во власть можно только через выборы, а выборы можно выиграть только имея огромные бюджеты, которые может предоставить только крупный капитал, и таким образом во власти ВСЕГДА будут марионетки крупного капитала и это нормально для капитализма. Ведь капитализм это господство буржуазии над обществом. Таким образом, некоторые нерыночные элементы нашей действительности, дают повод, утверждать что "феодализм в России" - естественное следствие развития рыночной системы.
Источник Вестник Санкт-Петербургского университета. История Creative Commons.
Какие права имели конные воины, получившие феодальный статус за службу?
- История. 6 класс
- То, о чём не принято спорить: что такое феодализм? –
- Популярно о феодах, феодальных титулах, наследниках и наследницах (часть 1) / Робер Дж. Гольярд
- Феодализм — Неолурк, народный Lurkmore
- Феодал: что это значит?
- Комментарии
Что такое феодализм
Что такое Феодал? Феодал — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода). Феодализм был организован в виде иерархической структуры, которая была построена на личных связях между феодалами и крестьянами.
We recommend
- Комментарии
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Как платили за владение феодом
- Феодал - краткое понимание и значение
Феодализм – что это и кто такие феодалы
Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной частной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян. Феодал – это надзиратель средневековой социально-экономической системы, называемой феодализмом. Что такое феодализм? ФЕОДАЛИ ЗМ Предшествующий капитализму общественный строй, в основе которого лежит собственность феодалов на землю и другие средства производства, на крестьянземледельцев, находящихся в крепостной зависимости, а также право феодалов.
Что такое феодал
Когда советская идеологическая цензура ушла в прошлое, отечественные историки вернулись к традиционному пониманию Средневековья. Привести употребление терминов в соответствие с общепринятой в мире практикой было не так уж трудно. Гораздо больше сложностей по-прежнему вызывала и вызывает содержательная сторона проблемы. Понадобился пересмотр ряда подходов к ней, уточнение хронологических и территориальных пределов феодальной общественной системы как стали выражаться многие историки, демонстративно отказавшись от слишком тесно связанного с марксистско-ленинскими догмами понятия социально-экономическая формация. Продолжились споры о месте внеэкономического принуждения. Оно в той или иной мере присутствует на всех стадиях развития общества, но, как считает ряд исследователей, есть основания полагать, что при феодализме этот фактор оказывался особенно весомым. Действительно, в условиях полного преобладания мелкокрестьянского хозяйства феодал не выступал в роли организатора производства.
В лучшем случае он лишь обеспечивал его бесперебойное функционирование тем, что защищал от внешних врагов и от местных нарушителей правопорядка. У феодала фактически не было экономических инструментов для изъятия у крестьянина части прибавочного продукта. Внимание историков приковывает к себе также механизм взаимодействия различных форм социально-экономической организации социума. С одной стороны, наряду с земельными держаниями феодального образца средневековые источники засвидетельствовали присутствие иных форм — начиная от целиком натурального, замкнутого в себе крестьянского аллодиального владения как наследия догосударственного быта и вплоть до основанного на наемном труде и работающего на рынок хозяйства вполне буржуазного типа. С другой стороны, очевидно, что феодальные личностные и вещные отношения, их преломление в массовом сознании своей эпохи наблюдаются и за хронологическими пределами того примерно тысячелетнего с 5 по 15 вв. Уже давно учеными делались попытки рассмотреть историю античного мира под «феодальным углом зрения».
Например, история Спарты с ее илотами давала повод рассматривать социальный строй Лакедемона как крепостничество, находя ему близкие аналоги в средневековой Европе. Известные основания для такого подхода давала и история античного Рима с его колонатом и другими явлениями, наталкивавшими на параллели со Средневековьем. В классической монографии Д. Петрушевского Очерки из истории средневекового общества и государства почти половина текста была отведена рассмотрению именно «государства и общества Римской империи». Аналогичным образом признаки отношений феодального типа обнаруживают в индустриальном обществе — не только в новое, но и в новейшее время. Среди множества примеров — отсутствие на протяжении десятилетий паспортов у советских колхозников, их фактическое прикрепление к земле, обязательный минимум выработки трудодней.
Не в столь болезненных формах, но реликты Средневековья давали и дают себя знать и в Западной Европе. Знаменитый французский историк Жак Ле Гофф говорил в начале 1990-х: «Мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья». Массу разногласий и споров вызывает вопрос о том, насколько феодализм универсален. Этот вопрос неизбежно возвращает исследователя к полемике относительно комплекса тех признаков, наличие которых необходимо и достаточно для признания общества феодальным. Правовые памятники Северной Франции точнее — Парижского региона либо свод феодального права государств крестоносцев на Ближнем Востоке — «Иерусалимские ассизы», некогда служившие главной опорой историков и юристов, реконструировавших облик средневековой сеньории и выяснявших структуру иерархической лестницы, заведомо уникальны. Принимать рисуемые ими отношения за повсеместную или широко распространенную норму не приходится.
Даже в других регионах Франции, за пределами Иль-де-Франс, действовали свои нормативы. Официальная марксистско-ленинская наука без колебаний давала утвердительный ответ на вопрос, является ли феодализм стадией, через которую проходит все человечество. В отечественной историографии универсалистскую точку зрения уверенно отстаивал, в частности, академик Н. Конрад, хотя он сам, как и другие востоковеды, сталкивался с трудноразрешимыми проблемами при рассмотрении феодализма во всемирно-историческом масштабе.
Кое-какие названия сохранились ещё с тех пор — мажордом дворецкий , коннетабль конюший и чемберлен постельничий. Если ты женщина[ править ] Всем известно, что феодальное общество было дико сексистским. Однако уровень этого сексизма был наивысшим в высших сословиях — дворянстве и духовенстве — и куда более приемлемым в низших. Крестьянкам в этом плане вообще «хорошо» в кавычках.
Крестьянка, работающая в земле наравне с мужем — абсолютно нормальное зрелище. Крестьянский труд слишком тяжёл, чтобы пренебрегать лишней парой рук из предубеждений. Горожанкам тоже, в общем-то, ничего. Целые ремёсла считались женскими или унисексовыми ткачество, прядение, пивоварение, и др. Вот только поруководить гильдией женщине давали очень редко, и только если это была специфическая, чисто женская гильдия — например, шелкопрядильщиц или повитух. В торговых делах горожанкам позволялось меньше — их уделом была в основном уличная торговля вразнос. Сложнее приходилось женщинам в духовенстве. Единственная роль, которую им было дозволено играть в этом сословии — монахини.
Но это была, пожалуй, лучшая для средневековой женщины возможность заниматься умственным трудом и получать знания, потому что в университеты женщин почти не принимали [9]. Занятие переписыванием книг и рисованием миниатюр в них считалось вполне допустимым для монахини, и, занимаясь им, она читала книги и повышала свое образование это же занятие позднее стало доступным и для светских ремесленниц. А должность аббатисы была одним из самых завидных статусов, теоретически доступных женщине простого рождения. До церковных реформ 13-го века аббатисы по-настоящему крупных монастырей были серьёзными феодалами: у них были вассалы, они содержали а порой и вели! Кстати, строгие монашеские одеяния стали нормой с того же 13-го века, ранее монахини и особенно аббатисы одевались постильнее и побогаче, в алые одежды, например, с меховой оторочкой. Да и жили не то чтобы в строгости и постоянных постах. Отметим кстати: зачастую, когда говорится что такая-то королева или княгиня "удалилась в монастырь", это вовсе не значит что она приняла постриг, соблюдает дисциплину и послушна матери-аббатисе. Она скорее всего живёт в своих, очень небедно обставленных апартаментах, окружена прислугой исключительно женского полу, впрочем , богато ест и пьёт а иной раз может если очень осторожно и любовника себе завести.
Именно так жила в своём первом монастыре первая жена Петра I-го, Евдокия Лопухина. А вот после казни её любовника и порки, сослали в северный монастырь под Новгородом, заставили постричься и подчинили монастырской дисциплине построже. Если ты сочиняешь в фэнтези-сеттинге и хочешь немного облегчить женскую долю, введи женское священство, кто тебе запретит. Тем более, что священство и монашество могут не разделяться, как у буддистов. В низшей части феодального сословия, а также примыкающем к нему сословии свободных и богатых земледельцев там, где оно существовало , женщина не пользовалась свободой, но для неё были предусмотрены кое-какие права. Например, в отсутствии мужа именно жена управляла поместьем или манором, а овдовев, могла остаться главой семьи; она могла носить оружие и защищать поместье от атак соседей. Ну, и наиболее ограниченным было положение женщин-аристократок в странах, где действовало так называемое салическое право например, во Франции. Женщина не могла возглавлять аристократическую или королевскую семью ни под каким видом, и ее роль сводилась к рождению наследников.
Соответственно, в браке и выборе супруга свободы у неё также не было, а выбор сводился к «выходи, за кого тебе говорят, или иди в монастырь». Что же до женщин-рыцарей, то это был почти абсурд. Почти — потому, что очень редкие прецеденты были. Например, в Испании были почётные женские рыцарские ордена: Орден Секиры Orden de la Hacha и Женский Орден Ленты Orden de las Damas de la Banda , просуществовавшие, правда, ровно столько, сколько прожили удостоенные этой чести. В Италии был духовно-рыцарский орден святой девы Марии, в который принимали и мужчин, и женщин. В романских языках существовало даже специальное слово для обозначения этого феномена — милитисса. Два чисто женских ордена существовало во Франции, а английский Благороднейший орден Подвязки да стыдится тот, кто подумает об этом дурно принимал не только королев-консортов и женщин королевской крови, но и достойных дам в отличие от мужского знака отличия, который носится на левой ноге ниже колена, женский повязывают на левую руку. Впрочем, правильная пропорция ума, характера и красоты а иногда всего двух компонентов — в конце концов, все стареют, а в средневековье особенно рано может дать тебе более широкие возможности, чем позволяет традиционное общество.
Ведь даже при салическом праве не обязательно царствовать формально, если есть возможность де-факто рулить недалеким мужем или несовершеннолетним сыном. Кроме того, хорошенькая простолюдинка может вытянуть счастливый билет и стать любовницей аристократа или богатого купца. Конечно, будут тыкать пальцами и называть шлюхой, но разве лучше горбатиться в поле или за ткацким станком? И для этого часто мало было одного лишь везения по той причине, что аристократ, проведший ночь с простолюдинкой, через некоторое время мог запросто её забыть, и даже рождение бастарда не освежило бы ему память — просто потому, что он действительно забыл. Поскольку любовь с первого взгляда — редкость, особенно в случае аристократа, не привыкшего, что ему отказывают будет ломаться — запросто возьмёт силой, и ничего ему за это не будет, так что if rape is unavoidable, relax and try to enjoy it , то одной ночи с ним, как правило, было недостаточно. Для того, чтобы попасть в его любовницы, требовалось, чтобы близкое общение стало бы более-менее регулярным. Прокладок, трусов и освобождений от работы тогда не было, так что хоть фонтаном из тебя будет течь, все равно вали на поле и делай работу по дому. И да, «сущая мелочь»: замуж могли выдать почти ещё ребёнком, например, заключив династический брак или иной политический союз.
А в глухих медвежьих углах, с сильными остатками родоплеменного строя, где даже нищий простолюдин не являлся безродным, замуж в политических целях могли выдать даже простолюдинку, просто с целью укрепить связь между родами. Показателен пример старой Скандинавии, Фрисландии и горной Шотландии — значительная часть мужчин там постоянно находилась на разбойном промысле или в лучшем случае торговле или наемничестве, так что для женщины было нормой самой вести хозяйство, и они, разумеется, имели куда большую свободу и независимость. Только в скандинавских сагах словосочетание hus bondi домохозяин могло применяться к женщине, а в английском от него вообще произошло слово husband муж. Вариации на тему[ править ] В доме Пань Юйгуя Ёсико постепенно стала отвыкать от японских привычек и приучаться к китайским. В своих мемуарах она вспоминала, как одна из жён Паня пристыдила её за то, что девушка постоянно улыбалась при разговоре. В Японии женская сияющая улыбка почиталась на одном уровне с мужской храбростью, но в Китае беспричинная улыбка ассоциировалась лишь с проститутками, которые «продают радость». Другой важной чертой японского этикета, от которой Ёсико пришлось отвыкнуть, стали поклоны при встрече. Люди подумают, что ты пресмыкаешься перед ними».
Первое: мелкие и средние феодалы могут прирастать собственными аллодами в ходе освоения целинных земель. Собственными аллодами на краю ойкумены могут обзаводиться даже крестьяне, но, как правило, распахав целину, они «дарят» ее феодалу в обмен на вооруженную защиту и облегчение налогового бремени свободный крестьянин нес довольно тяжелые государственные повинности. Поскольку такой аллод может расширяться до бесконечности, а методов против этого нет это же не феод, чтобы отобрать его и раздробить , рано или поздно окраинные феодалы которых, наверное, разумнее называть аллодалами, только термина такого нет [10] вырастают до уровня самостоятельных удельных князей и начинают выяснять отношения межу собой, а также с центром, при помощи больших батальонов. Тут-то и начинаются всякие «Эпохи Сражающихся Царств», которые очень интересно изучать и описывать, но спаси нас Ишвара в них жить. Второе базовое отличие утайского феодализма от условно-европейского — это наличие большого класса ученых-книжников, из которого вербуются столь необходимые в государственном управлении чиновники. Если ты чиновник[ править ] Младшие сыновья в Утае обычно выпихиваются не в воинское сословие и не в монастыри, а именно в бюрократию, предварительно сдав государственный экзамен и для начала получив учёную степень сюцай более высокие чиновничьи должности требуют сдачи экзаменов на более высокие степени. Независимо от того, какие времена в стране, спрос на их услуги не падает: в мирное время нужно подсчитывать налоги и руководить постройкой каналов и дорог, в военное — командовать войсками и вести военный учет и контроль. Между гражданским и военным чиновником не так уж и велика разница, но гражданские важнее, потому что мечом махать невелика наука, а вот зазубрить стопятьсот иероглифов… Кроме того, нужно как-то осуществлять логистику и снабжение солдат, иначе миллионная армия просто подохнет с голоду.
Конечно, в большинстве случаев ты будешь в мирное время разъезжать по утайским бебеням, надзирая за общественными работами, писать бесконечные отчеты, разбирать мелкие дрязги купцов и крестьян, брать взятки помаленьку, а в военное — делать в принципе то же самое, только еще и рискуя жизнью. И годам к тридцати, поднакопив деньжат, купишь себе неприхотливую жену и домик в сельской местности. Но, возможно, ты просто не рожден для службы царской.
Цитата дня "Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
Господство натурального хозяйства. Личная зависимость крестьянина от феодала. Внеэкономические методы принуждения к труду и распределение продукта. Крайне низкое и рутинное состояние техники. Рентные отношения: за пользование землей крестьянин отдавал прибавочный продукт в виде ренты барщина, оброк. Становление классической французской модели феодализма. Францию часто называют классической стр аной феодализма, но это касается больше ее государственного устройства, а не экономики.
Здесь сложилась характерная для феодализма иерархия в виде вассальной лестницы, экономический смысл которой заключался в перераспределении фео дальной ренты между слоями господствующего сословия Развитие торговли и кредита в эпоху феодализма. Однако в силу натурального характера хозяйства внутренняя торговля была развита слабо.
2. Феодалы
ФЕОДАЛ, -а, м. При феодализме: землевладелец, представитель господствующего класса. В Западной Европе в Средние века феодалы были выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (рыцарь) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (барона). Что такое феодализм Феодализм представляет собой общественный строй, который пришёл на смену рабства. (ср.-лат. feodalis) в эпоху феодализма земельный собственник, владелец феода, эксплуатирующий зависимых от него крестьян.
Популярно о феодах, феодальных титулах, наследниках и наследницах (часть 1)
Обязанности перед вассалами и крестьянами имел и сеньор. Основная — это защита от церкви и других сеньоров. Он помогал выкупиться из плена вассалам, а их сыновьям — получить рыцарское воспитание. Также он обеспечивал права подчиненных: вассалам предоставлял феод с работающими людьми; крестьянам давал надел земли. Подчиненные же могли безнаказанно отказаться от служения, если сеньор злоупотреблял властью и нарушал пункты договора.
Битвы и конфликты за землю В средние века владение землей часто приводило к конфликтам и войнам. В феодальную эпоху много конфликтов и междоусобиц было связано с землей. Первоначально отношения между сеньорами и вассалами строились на взаимной преданности.
Это сословие ещё называли главным или первым. Виды феодального землевладения В основе феодализма лежит право землевладения. Виды феодального землевладения: Наименование Характеристика Прекарий Земля, проданная монастырю за небольшую стоимость. Однако правом на неё обладал землевладелец, а монастырь был наследником.
Земля передавалась во временное пользование с возможностью забрать её в любой момент. Бенефиций Пожалованная земля вассалу для её защиты и административного управления. Большие области передавались под протекторатом бенефициям, но она могла быть отнята при невыполнении условий. Феод Земля жаловалась сеньором вассалу за верную службу и находилась в пожизненном пользовании с правом наследства. Аллод Землевладелец не нёс за землю феодальную повинность. Сезина Земля, очищенная от леса. Если за год она не коммендировалась, то становилась аллодом.
Примеры Феодализм возник на осколках Римской Империи и был преимущественно западноевропейским феноменом, в классическом его понимании. Сопутствующие понятия Для того, чтобы лучше понимать период феодализма, необходимо знать ряд сопутствующих терминов. Сеньория — земельная собственность крупного феодала. По сути, государство в государстве, в котором чеканились монеты, была собственная армия и свое право; Иммунитет — вид грамоты, который позволял осуществлять суд духовному лицу.
Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь. Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений.
Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести : рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. Выдранные волосы и сломанные носы жен были самым обычным явлением. К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем».