Ведь Большое Евразийское партнёрство — это огромные взаимовыгодные возможности для развития и уникальный опыт сотрудничества, основанный на признании национальных интересов друг друга, диалоге и партнерстве на равных, отказе от вмешательства во внутренние дела.
«ЕАЭС показал эффективность». Токаев выступил на форуме Большой Евразии
Индийский эксперт объяснил выгоды углубления интеграции в Евразийском союзе, БРИКС и ШОС | По мнению Владимира Путина, сейчас назрело время сформировать комплексную стратегию развития большого евразийского партнерства, которая должна отражать ключевые международные вызовы. |
«ЕАЭС показал эффективность». Токаев выступил на форуме Большой Евразии | "Один пояс, один путь" и Большое Евразийское партнерство являются двумя сторонами одной медали, обеспечивающими суверенное и равноправное развитие всех стран Евразии. |
V Евразийский экономический форум «Интеграция» - 15 Ноября 2023 - Российско-Китайская Палата - 俄中商会 | Основная тема: «Большое Евразийское партнерство – инициатива, способная объединить государства и интеграционные образования для равноправного и справедливого сотрудничества». |
Дмитрий Стасюлис: Россия и Китай станут локомотивами Большого евразийского партнерства | Стратегия сопряжения большого евразийского партнерства и инициативы «один пояс – один путь. |
Путин обсудит в КНР создание Большого евразийского партнерства
Министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев дал характеристику процесса декарбонизации энергетики в странах евразийской «пятерки», а также отметил актуальность разработок и внедрения совместных низкоуглеродных технологий в рамках ЕАЭС. При этом в ЕАЭС есть все предпосылки для реализации указанных направлений». Арзыбек Кожошев также отметил значимость развития транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве, формирования общего транспортно-логистического пространства и развития евразийских транспортных коридоров. По его словам, интеграционные инфраструктурные проекты в сфере транспорта позволят обеспечить транспортную связуемость стран Евразии и создать надежный транспортный каркас на континенте. Министр ЕЭК подчеркнул важность работы по подготовке дорожной карты реализации транспортной политики на 2024-2026 годы, направленной на реализацию транзитного потенциала евразийских стран. Заместитель председателя Правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян в ходе форума обратил внимание на важность цифровой повестки в рамках ЕАЭС: «Глобальные трансформации, которые сегодня происходят в мире, показали востребованность Евразийского экономического союза.
Прежде всего, со стороны граждан и хозяйствующих субъектов. ЕАЭС продемонстрировал свою устойчивость и высокую эффективность. Но в период трансформаций геополитического и геоэкономического характера необходимо думать о будущем ЕАЭС с учетом глобальных вызовов, которые существуют. Это, прежде всего, связано с научно-технической революцией и прогрессом.
Речь идет о содействии объективному процессу формирования широкого интеграционного контура, открытого для всех государств и объединений нашего огромного континента. Практические шаги уже делаются", - указал министр.
Ряд стран, особенно на Западе, восприняли инициативу настороженно, руководствуясь геополитическими и геоэкономическими интересами. ОПОП не является интеграционным проектом в чистом виде. Его главная цель состоит в создании благоприятных условий для продвижения китайских товаров на рынки Центральной Азии, России, Европы, стран Ближнего и Среднего Востока.
Задачи проекта — упростить таможенные, визовые и иные процедуры для облегчения деятельности предпринимателей и расширения масштабов сотрудничества, усовершенствовать транспортно-логистическую инфраструктуру, увеличить объемы товарооборота и создать зоны свободной торговли в регионах, через которые будет проходить «экономический пояс». Хотя китайские эксперты предпочитают не акцентировать внимание на геополитической составляющей инициативы, тем не менее, стоит подчеркнуть, что этот проект вполне амбициозен по масштабам и может соперничать с концепцией евразийской интеграции. Китай стремится занять ведущее место в международных отношениях, а инициатива ОПОП могла бы стать одним из шагов по преодолению геополитической блокады США. Это даст Пекину возможность расширить пространство сотрудничества, соединить региональные рынки и заполучить определяющую роль в системе коллективной безопасности всего континента и в его устойчивом развитии. Сопряжение китайской инициативы и ЕАЭС С точки зрения Союзного государства и других интеграционных объединений евразийского региона такая перспектива доминирования Китая в Евразии не кажется заманчивой. Для Беларуси Китай остается вторым торговым партнером по величине товарооборота, но для Пекина республика — не более чем транзитное государство, принимающее и развивающее китайские технологии. Беларусь видит перспективы в сопряжении этих проектов как возможность развития собственной и коллективной инфраструктуры, а также привлечения инвестиционных потоков из Китая. Сопряжение ЕАЭС не позволит Китаю с его мощной экономикой вытеснить другие страны на рынке евразийского региона, но простимулирует и оптимизирует инициативу, а также создаст проекты производственной кооперации. В первую очередь ОПОП — глобальный инфраструктурный проект, который решает внутренние и внешние экономические задачи Китая.
Он является идеальным вариантом для единого и всестороннего планирования внутренней и внешней политики. Более разносторонними стали и связи с располагающимися вдоль ОПОП странами в области медицины, образования, инвестиций и финансов. Проект представляет собой средство для реализации дипломатии, которое, несомненно, окажет колоссальное влияние как на страны-партнеры, так и на страны-оппоненты.
Естественным партнёром и «мотором» на данном направлении могут выступать институты развития региона, прежде всего, Евразийский банк развития, и «в личном качестве», и как координатор подготовки проектов для привлечения финансирования более крупных институтов — Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Фонда Шелкового пути, Нового банка развития БРИКС особенно — в части «зеленых» проектов. Предложение российской стороной Евразийской экономической комиссии системной проработки рисков и возможностей интенсивной либерализации торговли товарами и услугами со странами Большого евразийского партнерства. Подобная переоценка эффектов торговой либерализации необходима в условиях принципиально меняющегося баланса региональных и отраслевых специализаций стран региона. Интенсификация торговой либерализации, заключение серии ЗСТ со странами региона, объективно застопорившееся в последние два года, остаётся необходимым, хотя и недостаточным условием для обеспечения конкурентоспособности российских экспортёров переработанной продукции на рынках стран Большой Евразии.
Важным символическим шагом в области укрепления духа БЕП и наполнения его повестки понятными для широкой аудитории инициативами могли бы стать проекты по снижению коммуникативных барьеров между жителями стран БЕП: a. Разработка и обсуждение «принципов зеленой трансформации БЕП» с принятием Декларации как необязывающего документа несет для стран-учатсниц и символические, и дискурсивные, и вполне понятные политические выгоды. Необходимость в консолидированном и альтернативном ЕС зелёном дискурсе уже отмечается многими странами, находящимися в другом экономическом, демографическом и энергетическом положении. Зеленая декларация БЕП должна быть направлена на гармоничное балансирование приоритетов и повесток стран развивающихся, крупнейших стран-экспортеров и импортеров углеводородов, стран с растущей энергетической бедностью. Зеленая повестка для стран Большого евразийского партнёрства — это не проблема будущих поколений, как, например, в странах Скандинавии — это структурные ограничения роста и развития для сотен миллионов человек, живущих в макрорегионе сегодня, чье положение усугубляется последствиями изменения климата.
БЕП: МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЁРСТВА
Россия тем самым намерена переориентировать свои политические и экономические приоритеты в сторону Азии. Владимир Путин фактически дал понять союзникам, что надо определиться, с кем они — с Россией или Западом. Тем более со стороны российского президента было высказано абсолютно рациональное предложение подключить и другие заинтересованные страны к процессу интеграции». ЕАЭС стал заметным игроком глобальной экономики, и многие западные компании ищут возможность остаться на этом рынке, несмотря на беспрецедентное давление политиков. К тому же невозможно игнорировать потенциал нашего 180-миллионного потребительского рынка», — подчеркнул глава Казахстана. Он считает, что нужно активизировать работу с Китаем в рамках инициативы «Один пояс — один путь», сотрудничество с Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами. И это только часть списка. Токаев сообщил, что поручил руководителям всех соответствующих ведомств создать режим наибольшего благоприятствования для российских предпринимателей.
По его словам, они будут обеспечены всеми необходимыми условиями.
Мы ценим это и продолжим объединение ради стабильности и развития», — заявил советник президента России, ответственный секретарь Оргкомитета РЭН-2022 Антон Кобяков. Организаторы обещают экспертные ответы на вопросы, какие задачи стоят перед евразийскими государствами и как выстроить равноправные отношения. Задачи амбициозные, но когда на них отвечать, как не сейчас? При этом мероприятие и вправду обещает стать массовым и захватывающим.
Здесь он подробно остановился на таких темах, как развиваемые ЕАЭС интеграционные проекты, принятые решения по коридору «Запад — Восток», расшивка проблем на пунктах пропуска. Отдельно Андрей Слепнев подчеркнул важность коридора «Север — Юг», который назвал не просто транспортным проектом, а настоящим экономическим коридором.
Важно вести речь об устранении не только инфраструктурных ограничений, но и логистических, регуляторных, а также о снижении пошлин. Говоря о системе расчетов, Андрей Слепнев напомнил о том, что уже стартовали прямые торги валютными парами «рубль — риал», есть необходимые решения по расчетам с Китаем в национальных валютах. При этом если в части системы платежей раньше говорилось об универсальной платформе SWIFT, то сейчас сложно представить себе какие-либо моно-решения, нужно говорить о взаимном сопряжении, признании и использовании национальных систем. В завершение министр прокомментировал тему технологий, где технологический суверенитет в конце концов будет определять и государственный.
В ходе саммита президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил с речью и заявил: «Мы готовы к сотрудничеству во всех областях». В то время как одни комментаторы рассматривали этот визит как развитие и новые возможности для страны, другие интерпретировали это как разрыв с Западом, смену курса и личный выбор Эрдогана. Лидеры, имеющие отношение к этому региону, впервые встречаются после операции России на [территории бывш. GokhunGocmen: «Си и Путин встречаются впервые после объявленного ими в феврале «Большого евразийского партнерства» «без границ и запретов». Решается вопрос о членстве Ирана в ШОС, в которую входят четыре из девяти ядерных держав мира». Турция, у которой были ожесточенные конфликты с Западом в период, когда центр силы сместился в Азию и набрала обороты многополярность, хочет показать, что ее нельзя изолировать. Президент Эрдоган может сыграть роль плеймейкера в энергетическом и зерновом кризисе». В повестку дня президента Эрдогана также входят скидки на тарифы электроэнергии и коммерческие инвестиции. Очень важно было провести двусторонние переговоры».
Россия и Казахстан расширят партнёрство в ЕЭАС
Ключевым мероприятием в рамках форума стало пленарное заседание «Большое евразийское партнерство. Особое внимание уделено появлению новых участников инвести-ционных проектов в рамках создания Большого евразийского партнерства, их инвестиционной активности. Форум Большого евразийского партнёрства в НИУ "ВШЭ" оказался богат на ярких спикеров, нетвокинг и договоренности. Тандем Пекина и Москвы позволяет состыковать китайский проект с российской инициативой Большого евразийского партнерства (БЕП). «Большое Евразийское партнерство (БЕП) – это многосторонний баланс интересов. О возможном синергетическом эффекте в рамках Большого Евразийского партнерства высказался Генеральный директор «Россетей» Андрей Рюмин.
Большое Евразийское партнерство и ШОС: Выгоды для Беларуси от поворота на Восток
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов | Пул инвестиционных проектов должен оформляться через механизмы частно-государственного партнерства с использованием специальных инвестиционных контрактов, сеть которых сформирует ткань индикативного планирования Большого евразийского партнерства. |
Путин собирает Большую Евразию | 27 апреля 2023 г. в Томском государственном университете (НИ ТГУ) открылась конференция «Большое Евразийское партнерство в условиях трансформации международной системы». |
Принципы Большого евразийского партнерства | Энергетика имеет большие шансы стать одной из основ формирующегося Большого Евразийского партнерства. |
Дмитрий Стасюлис: Россия и Китай станут локомотивами Большого евразийского партнерства | Это вдвое больше, чем в момент создания объединения, отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии "Евразийская интеграция в многополярном мире". |
Большое Евразийское партнерство и стратегию опережающего развития обсудили на форуме "Интеграция"
О возможном синергетическом эффекте в рамках Большого Евразийского партнерства высказался Генеральный директор «Россетей» Андрей Рюмин. Ключевым мероприятием в рамках форума стало пленарное заседание «Большое евразийское партнерство. Последовательное развитие «Большого евразийского партнерства» привнесло бы много полезного в и сферах науки и образования, культуры.
Большое Евразийское партнерство и стратегию опережающего развития обсудили на форуме "Интеграция"
В 2013 году Китай выдвинул инициативу «Пояс и путь». Инициатива охватывает как ШОС, так и весь евразийский регион. Эта инициатива позволяет Китаю самостоятельно и свободно выбирать направления и формы региональной интеграции наряду с платформой ШОС. Россия предложила Большое евразийское партнёрство. Впервые этот проект был предложен президентом Путиным на Петербургском экономическом форуме в июне 2016 года и подтверждён в послании Федеральному собранию в том же году. Выдвигая идею Большого евразийского партнёрства, Россия представляет собственную большую региональную стратегическую концепцию, которой у неё до сих пор не было. Она позволяет России выйти из традиционного евразийского пространства, а именно из пространства бывшего Советского Союза, и продвигать свою интеграционную платформу на пространстве Большой Евразии, включающем в себя Восточную Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион и регион Индийского океана. Большая Евразия: на горизонте новые вызовы? Тимофей Бордачёв Практически все государства Центральной Азии имеют основания гордиться внутренней стабильностью и устойчивостью своих институтов. Однако события, аналогичные тому, что произошло в Южном Казахстане, могут легко создать иллюзию хрупкости политических и правоохранительных систем. Эта иллюзия будет порождать опасения у друзей и попытки вмешаться у тех, кто не заинтересован жизненно в региональной безопасности.
О миссии Большой Евразии — в материале Тимофея Бордачёва, программного директора Международного дискуссионного клуба «Валдай». Мнения Разнообразие механизмов и форм интеграции в Евразии является уникальным явлением, обусловленным сложной политикой, историей, географией и культурой региона. Разнообразные формы интеграции лучше всего подходят к евразийским реалиям. Однако при этом следует избегать фрагментации, то есть отсутствия взаимной координации или даже превращения во взаимоограничивающие факторы. Некоторые из интеграционных механизмов являются закрытыми или полузакрытыми, в них могут участвовать не все страны региона, и в отсутствие скоординированного развития они могут начать ограничивать друг для друга и влиять на развитие двусторонних экономических отношений между государствами. Большое количество интеграционных механизмов может улучшить экономические отношения в субрегионах, но это не обязательно способствует интеграции в более широком масштабе или в более широком евразийском контексте. Политическое мышление и экономическая логика Политическое мышление и экономическая логика являются важными движущими силами евразийской интеграции, но иногда они противоречат друг другу, что препятствует быстрому продвижению евразийской интеграции. Это также одна из важных причин, по которым евразийской интеграции трудно добиться серьёзного прорыва. Это особенно верно в отношениях между Китаем и Россией, двумя ключевыми для процесса евразийской интеграции странами, без которых она невозможна. За последние 20 лет неоднократно появлялись различные прогнозы и комментарии о конфликтах между Китаем и Россией в Центральной Азии, таких как конфликты из-за ресурсов, конфликты из-за влияния и так далее.
Однако таких конфликтов никогда не было. Китай и Россия начали сотрудничество в Центральной Азии и Евразии с момента образования «Шанхайской пятёрки» в 1996 году, когда обе страны объявили о стратегическом партнёрстве, и с тех пор поддерживают отношения сотрудничества. Но из-за разного исторического прошлого и экономического положения Китай и Россия по-разному думают о евразийской интеграции. В частности, Китай придаёт большее значение экономике и экономическому мышлению, в то время как Россия — политике и политическому мышлению. Китай воспринимает евразийскую интеграцию в первую очередь как экономический проект, мотивируемый главным образом экономической логикой. Он активно выступает за снижение барьеров на пути экономической интеграции, снижение затрат на экономическое сотрудничество, достижение наиболее экономически рационального распределения ресурсов, максимальное использование взаимодополняющих экономических структур и создание благоприятных условий для регионального экономического сотрудничества и интеграции. Россия, хотя и ценит экономическое значение евразийской интеграции, видит в ней в том числе и политический проект. Как и любая империя в мировой истории, Россия страдает после распада Советского Союза от определённого «имперского синдрома». Она считает пространство бывшего Советского Союза своей сферой влияния и политически и психологически весьма болезненно воспринимает вступление в регион других держав, особенно когда их влияние может превзойти влияние России. Это относится и к Китаю.
Россия испытывает двойственные чувства к участию Китая в евразийской интеграции. С одной стороны, Россия признаёт важность и необходимость сотрудничества с Китаем и готова содействовать евразийской интеграции вместе с ним. С другой стороны, она не хочет видеть слишком большое присутствие Китая в регионе. Это заставляет её, когда речь идёт о сотрудничестве с Китаем в продвижении евразийской интеграции, нажимать одновременно на газ и на тормоз.
На то есть свои причины: сиюминутный экономический кризис, в котором оказался весь мир, и размышления, как мы будем дальше жить на этом континенте. Мы видим огромный запрос на интеграцию и сотрудничество, - уверен Кирилл Барский, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России. По его словам, этот проект может стать своего рода зонтом, под которым найдут комфортное место для развития разные региональные стратегии, организации, могут создаваться зоны свободной торговли, транспортные проекты и цифровая повестка дня.
При этом главной движущей силой будущего объединения является экономика. Именно экономика является базисом современного общества. Хотя политика в последние годы нередко берет верх над экономикой, навязывая государствам свои приоритеты и установки, в конечном счете никто не может игнорировать экономические интересы. Они, как правило, более устойчивы, рациональны и менее подвержены влиянию субъективных факторов, - считает Андрей Кортунов, генеральный директор и член президиума Российского совета по международным делам. Как предполагается, интеграция в рамках Большого Евразийского партнерства будет гибкой. Владивостокский экономический форум прошел с 2 по 4 сентября. Фото: forumvostok.
И государства западной части континента играют здесь немаловажную роль. Есть такие обсуждения во Франции, Германии.
Она отметила многолетнее и плодотворное сотрудничество ЦВЛ и ИСАА, направленное на распространение знаний, сохранение культурного, языкового многообразия, рассказала о новой выставке «Россия и мир ислама», открывшейся в день проведения конференции. В рамках тематических секций были детально рассмотрены геополитические и геоэкономические аспекты интеграционных процессов в макрорегионе.
Особое внимание докладчики уделили вопросам безопасности, экологии, культурно-гуманитарного сотрудничества и особенностям цивилизационного развития Евразии.
Параллельно выстраивается цифровая экосистема транспортных коридоров. Она должна стать основой для транснационального цифрового решения, предоставляющего в цифровом виде более 100 различных сервисов, которые связаны с осуществлением транспортных операций на территории Союза, а также обеспечить возможность интеграции с аналогичными цифровыми экосистемами третьих стран. Особого внимания заслуживает валютно-финансовое сотрудничество, которое может стать практической основой для реализации потенциала Большого Евразийского партнерства, считает Председатель Коллегии ЕЭК. Рашид Алимов.
V Евразийский экономический форум «Интеграция»
Большое Евразийское партнерство (БЕП) – инициатива, предложенная Президентом России В.В. Путиным в 2015 году. Большое Евразийское партнерство – инициатива, которую Владимир Путин выдвинул еще в 2015 году. Импульс сопряжения также даст стратегический толчок реализации крупной практической инициативы Президента России Владимира Путина о формировании Большого евразийского партнерства.
Главное о Большом Евразийском партнерстве
Оба документа планируется представить главам государств в декабре. Кроме того, по его оценке, у ЕАЭС есть огромный потенциал импортозамещения. Отраслевые секции Форума были посвящены цифровой трансформации, энергетическому потенциалу ЕАЭС, развитию инфраструктуры евразийских транспортных коридоров, потенциалу строительной отрасли и выходу на международные рынки. Справочно: Евразийский деловой форум «Интеграция» проводится ежегодно с 2019 года и является международной дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных проблем и перспектив промышленного и экономического сотрудничества, а также развития взаимодействия предпринимателей на пространстве ЕАЭС и дружественных стран.
Большое евразийское партнёрство призвано изменить политическую и экономическую архитектуру, стать гарантом стабильности и процветания на всём континенте и, конечно, при учёте многообразия моделей развития, культур и традиций всех народов, — сказал президент России. Назрело время, - сказал президент, - сформировать комплексную стратегию развития большого евразийского партнерства, и она должна отражать ключевые международные вызовы, стоящие перед нами, а также определять перспективные цели, содержать инструменты и механизмы для их достижения. Речь, в частности, может идти о "формировании новых соглашений, развивающих и дополняющих правила ВТО".
Кто за? Единогласно Предложение России встретило поддержку участников форума. И сразу получило творческое развитие. У любого наблюдателя не могло не возникнуть ассоциации с усилиями, которые уже несколько лет предпринимает Китай по реализации своей идеи международного социально-экономического сотрудничества, получившей название "Один пояс — один путь". Действительно, это проект, который заслуживает очень детального изучения, обсуждения. Полагаю, что рано или поздно мы подойдём к реализации этого интересного предложения.
Токаев поддержал предложение русского президента подключить и другие заинтересованные страны к процессу интеграции. Здесь мы можем говорить о проекте Китайской Народной Республики "Один пояс — один путь", также и о других странах, которые высказывают интерес присоединиться к процессам интеграции на евразийском пространстве, — пояснил президент Казахстана. Токаев, похоже, хотел бы, чтобы эти два проекта были непременно сопряжены, поскольку Казахстан и ранее не скрывал своего интереса к китайскому проекту. Сейчас трудно говорить о деталях этого сопряжения. Однако понятно, что это будет иметь синергетический эффект и принесёт выгоду всем вовлечённым странам.
Еще одним немаловажным фактором влияния платформы "Один пояс, один путь" в условиях текущей турбулентности и использования Вашингтоном ранее позиционировавшейся как общее благо финансовой системы и доллара как оружия являются созданные Китаем или же при активном участии Китая международные финансовые структуры.
И здесь можно вести речь как о китайском Фонде Шелкового пути, так и инициированном им Азиатском Банке инфраструктурных инвестиций. А с учетом созданного почти десять лет назад Нового банка развития БРИКС, также нацеленного на развитие инфраструктурных проектов в странах-участницах, можно говорить о постепенном усилении независимой от западных стран финансово-инвестиционной составляющей стран мирового большинства. Недаром по итогам последнего саммита БРИКС, который помимо всего прочего знаменовал и расширение объединения, было объявлено о начале работы над единым платежным инструментом "группы", позволяющим избежать волатильности нынешней системы, санкционных рисков и неоколониального давления со стороны Запада. Независимая система обеспечения финансовых транзакций на пространстве Большой Евразии является одним из безусловных приоритетов сегодняшнего дня. Ну и наконец, немаловажным является идейная близость предлагаемых и Россией, и Китаем рецептов по обеспечению подлинной полицентричности и равноправного взаимодействия в рамках международной системы координат. В этой связи необходимо гораздо большее место в рамках совместных инициатив выделять именно гуманитарной составляющей взаимодействия, что позволит обеспечить дальнейшее концептуальное сближение и инновационное развитие всех заинтересованных участников.
Говоря об экономической составляющей "Пояса и пути", китайские партнеры подчеркивают взаимовыгодный характер развития при построении сообщества единой судьбы.
Изложенные в предыдущем параграфе принципы реформирования мировой валютной системы в полной мере могу быть применены в рамках БЕП для создания евразийской резервной валюты. Ее внедрение может стать пилотным проектом для последующего развертывания новой мировой валютно-финансовой системы. Международный договор, определяющий порядок эмиссии и обращения наднациональной валюты БЕП, должен предусматривать и механизм распределения кредитов в этой валюте посредством фондирования признанных БЕП международных и уполномоченных национальных институтов развития.
Валюта каждой из пожелавшей присоединиться страны будет включаться в Пул валютных резервов и участвовать в корзине наднациональной валюты БЕП, а интересы такой страны учитываться в распределении эмитируемых в этой валюте кредитных ресурсов по установленному алгоритму. Осуществление международных расчетов в единой валюте позволит резко снизить валютные риски экспортеров и импортеров, уменьшить масштабы валютных спекуляций и ограничить колебания валютных курсов. Эмиссия и обращение наднациональной валюты БЕП может вестись с использованием технологии блокчейн, которая включает реестр полной истории транзакций с каждой единицей этой валюты. Она позволяет легко контролировать ее обращение, а также обмениваться банковской информацией и осуществлять переводы, минуя уязвимый к политическому давлению SWIFT и обеспечивая при этом самый высокий уровень надежности и достоверности.
Это важно также для противодействия коррупции, легализации преступно полученных доходов, финансирования терроризма, а также пресечения попыток манипулирования финансовым рынком и спекулятивных атак. Преимуществом предлагаемого подхода является возможность одновременной работы в новой и существующей валютно-финансовой системе. Постепенно новая финансовая платформа как более технологичная, легитимная, прозрачная и безопасная форма расчетов будет вытеснять существующую непрозрачную и несправедливую доллароцентричную систему. Cовершенствование последней в рамках БЕП едва ли возможно, так как предполагает взятие на себя эмитентами серьезных международных обязательств.
В рамках работы по формированию общей системы денежного обращения следует уже сейчас переходить на расчеты в национальных валютах во взаимной торговле и совместных инвестициях стран БЕП. Целесообразно всемерно стимулировать работу по замещению в международных платежно-расчетных отношениях ставших токсичными доллара, евро и фунта национальными валютами евразийских стран, согласных с принятием на себя предложенных выше международных обязательств. Разработка и реализация системы мер по формированию справедливой и эффективной системы международных финансово-экономических отношений, обеспечивающих необходимые условия для устойчивого экономического роста, занятости и благополучия населения, должна стать важной задачей БЕП, решение которой нельзя откладывать до долгожданного реформирования мировой валютно-финансовой системы. В рамках БЕП может быть реализована система мер по созданию региональной валютно-финансовой системы и международных финансовых институтов в целях обеспечения стабильных, справедливых и взаимовыгодных условий движения денег с одновременным развертыванием механизмов долгосрочного кредитования развития производств нового технологического уклада, стимулирования инвестиционной и инновационной активности.
Планирование создания БЕП Для гармонизации и максимально полной реализации научно-производственных потенциалов Евразии, стимулирования распространения социально значимых достижений нового технологического уклада необходимо развернуть систему стратегического планирования евразийского социально-экономического развития. Она должна включать: разработку долгосрочных прогнозов научно-технического развития; определение перспектив развития экономики региона, региональных экономических объединений и крупных национальных экономик; выявление и устранение дисбалансов в торговле, а также «узких мест», мешающих полноценному использованию имеющихся ресурсов; определение возможностей по преодолению существующих диспропорций, включая разрывы в уровне развития стран БЕП; выбор приоритетных направлений развития. Для осуществления последних система планирования БЕП должна включать индикативные планы, разрабатываемые экспертным и деловым сообществами стран-участниц совместно с уполномоченными международными организациями. Для создания БЕП должна быть разработана Программа, определены источники ее финансирования, составлен Пул приоритетных инвестиционных проектов в формате частно-государственного партнерства с механизмами финансирования, Перечень международных договоров и совместных проектов, а также Дорожная карта.
Программа должна определить целевые ориентиры строительства Большого евразийского партнерства, его задачи, механизмы их решения и этапы реализации. В дальнейшем она будет включать стратегические планы развития БЕП. Для ее разработки предлагается опереться на имеющийся в странах БЕП успешный опыт долгосрочного планирования научно-технического и социально-экономического развития. Крупнейшие и наиболее влиятельные евразийские государства обладают мощными институтами развития, широко используют инструменты планирования и государственного регулирования экономики в общественных интересах.
Объединение их научно-аналитических ресурсов для разработки прогнозов развития Евразии в контексте происходящих в мире структурных изменений, стратегических и индикативных планов развития БЕП расширят возможности стран-участниц по развитию своих научно-технических и производственных потенциалов, помогут сконцентрировать ресурсы для решения задач партнерства. Чтобы быть реалистичной, программа создания БЕП должна предусматривать источники финансирования включенных в нее мероприятий, а также создаваемых межгосударственных и наднациональных институтов регулирования. Для этого целесообразно ввести обоснованный выше для глобального уровня налог на валютно-обменные операции в размере 0,001 от объема совершаемых транзакций, взимаемый в соответствии с национальными законодательствами государств-участников БЕП и перечисляемый в распоряжение уполномоченных органов БЕП. Это будет способствовать также снижению турбулентности на евразийском финансовом рынке.
Собираемые за счет этого налога средства могли бы использоваться под контролем уполномоченных странами партнерства международных организаций на содержание его органов и реализацию евразийских социальных программ. Введение этого налога на евразийском уровне станет мощным импульсом не только для региональной экономической интеграции, но и для формирования нового МХУ в масштабах всего мира. С учетом центрального положения стран Юго-Восточной Азии и ЕАЭС в Азиатском вековом цикле накопления капитала этот налог фактически будет взиматься с большей части международных транзакций, а расходоваться в интересах БЕП.