Новости блокада ленинграда сообщение кратко

Нина Сахарнова, житель блокадного Ленинграда: «Когда положили папин гроб, подошли две женщины с маленьким ребенком. Блокадный Ленинград: 10 фактов о военных действиях в Северной столице. Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады.

«Блокадный дневник»: петербуржцы поделились своими воспоминаниями о тех страшных 900 днях

  • 25 интересных фактов о блокаде Ленинграда
  • История Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Накануне блокады
  • Почему важно помнить о блокаде Ленинграда: историческая память и уроки для будущего
  • 27 января 1944 г снятие блокады Ленинграда

Восемь малоизвестных фактов блокады Ленинграда

Через несколько дней проезжали специальные машины, собиравшие трупы и отвозившие их на Пискаревское кладбище, где взрывчаткой вырывали огромные рвы — братские могилы. Также хоронили на всех кладбищах города. Кроме этого, всю первую блокадную зиму в Колпино и на 1-м кирпичном заводе в Московском районе в термических печах проводилась кремация трупов. Каково количество жертв блокады? Вначале официальная цифра погибших во время блокады гражданских была 16. Но далеко не все историки согласны с этой цифрой. Максимальное количество жертв, которое называют серьезные историки на основании анализа статистики и косвенных цифр получается примерно 1.

Точное число погибших назвать просто невозможно. Жители блокадного Ленинграда в очереди за получением пищи на станции Борисова Грива. Во-первых, благодаря мужеству своих жителей и бойцов РККА. Во-вторых, в городе сумели мобилизовать все возможные ресурсы, нашли забытые на складах съедобные материалы. И, в-третьих, немцам так и не удалось полностью изолировать город, зимой по ледовой Дороге Жизни, летом по Ладоге в город везли провиант и горючее, а из города эвакуировали людей и везли военную продукцию, произведенную в Ленинграде в жутких условиях блокады — вопреки всем попыткам врага поставить город на колени. Надо ли было защищать город, не проще ли было сдаться, так, как это произошло во множестве стран Европы на первом этапе Второй Мировой войны?

Женщины за стиркой зимой на улице Ленинграда во время блокады. Если бы немцам удалось захватить его, это бы освободило Вермахту целую группу армий. В 1941 и 1942 годах это, скорее всего, означало бы поражение СССР в войне.

Рассказ о блокаде Ленинграда для детей начальной школы, 2-4 класс Рассказ «Прорыв блокады Ленинграда» для младших школьников. Великая Отечественная война Всего блокада Ленинграда длилась около 900 дней: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Гитлер хотел стереть с лица земли Ленинград. Город подвергся страшнейшим испытаниям. Но враг просчитался. На защиту своего родного города встали все его жители. В короткий срок Ленинград был превращён в город-крепость.

Ленинградцы построили около 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тыс. Вместе со взрослыми и дети рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненым газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары.

Их называли «часовыми ленинградских крыш». В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой.

Казалось бы, в этих условиях проблема голода не должна была возникнуть даже с учётом того, что немцы периодически устраивали авианалёты на баржи.

Но всё оказалось не так просто. Пригодных для плавания по весьма специфическому Ладожскому озеру там очень часто случаются штормы судов не оказалось в достаточном количестве, а речные баржи для него не годились. Достаточно большой флот Северо-западного речного пароходства растаял в первые месяцы войны.

Большую часть судов передали военным для их нужд. По воспоминаниям уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Дмитрия Павлова, в его распоряжении было только "несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как непригодные к плаванию по нормам регистра". Была ещё Ладожская военная флотилия, но она действовала в первую очередь по своему военному профилю, участвуя в высадке морских десантов.

Военные корабли могли оказать только вспомогательную поддержку озёрным баржам в перевозке грузов. Но даже имевшиеся в наличии средства доставки поначалу использовались недостаточно эффективно. Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады.

Содержимое трюмов разгружали прямо на берег. Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм. В условиях острой нехватки средств доставки необходимо было достичь максимальной скорости разгрузки судов, чтобы они как можно быстрее вышли в обратный рейс.

В том числе и для того, чтобы корабли не оставались на рейде в случае налёта немецкой авиации. Но 15 сентября прибыло пять судов, которые нарушили весь график. Зерно в них лежало не в мешках, что значительно ускоряло разгрузку, а было засыпано в трюмы.

Из-за этого разгрузка значительно задержалась, а немцы в результате налёта потопили три судна с грузом. И без того чахлая флотилия из отремонтированных судов поредела. Это была микроскопическая цифра.

До блокады Ленинград одной только муки потреблял более двух тысяч тонн в сутки. В условиях начавшейся блокады карточный паёк был значительно сокращён, но даже в этих условиях городу требовалось более тысячи тонн муки ежедневно. Таким образом, за месяц навигации по озеру было доставлено продовольствия на четверо доблокадных суток, или на восемь-девять блокадных суток.

При этом только за первые три дня было доставлено 3800 тонн зерна и муки, а за последующие 27 дней всего шесть тысяч тонн. Стратегических запасов продовольствия в Ленинграде хватало только на месяц. И по истечении этого срока специальным самолётом в Новую Ладогу вылетела группа партийных работников Ленгорисполкома.

На месте они доступно объяснили, что в Ленинграде закончилась еда и голод неминуем. Они потребовали сделать всё, чтобы увеличить снабжение города. Тут же выяснилось, что несколько барж просто-напросто простаивает из-за недостатка экипажей.

А ещё несколько находится в неисправном состоянии, но могут быть отремонтированы. При поддержке Ладожской речной флотилии их удалось вернуть в строй. Теперь оставался только месяц до наступления холодов и замерзания озера.

За это время город надо было обеспечить продовольствием на зиму. Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней. Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было.

На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы.

Уже 10 сентября французская газета на фото опубликовала на первой полосе главную статью номера с заголовком «Ленинград окружён».

Знаменитая поэтесса-блокадница Ольга Берггольц писала в своем дневнике 24 сентября 1941 года: «…кроме того, надо написать для Европы об обороне Ленинграда, о которой они знают в сотни раз больше, чем мы, живущие в нем…» Двойная правда. Радио Ленинграда и радио в Москве. С начала войны существовала некая «раздвоенность информации» в эфире Блокадного радио.

В сентябре 1941 года, по указанию из Москвы, ежедневно на Ленинградском радио стала выходить программа «Говорит Ленинград», которую включали в эфир всесоюзного радио. Редактором передачи стал начальник литературного отдела Ленинградского радио Георгий Макогоненко будущий муж Ольги Берггольц. Он вспоминал: «…со страной говорили защитники города: солдаты и матросы, рабочие и домохозяйки, ставшие самоотверженными бойцами ПВО, ученые, писатели, композиторы, прибывшие из области партизаны — все те, кто имел гражданское и моральное право говорить от имени Ленинграда».

О голоде, холоде, длинных очередях, страшных обстрелах Ленинград говорил только своим гражданам. В Москве в радиоэфирах эта информация купировалась. Почему не эвакуировалась поэтесса Ольга Берггольц Поэтесса Ольга Берггольц могла улететь из Ленинграда ещё в сентябре 1941 года, но она осталась, так как не могла оставить в городе мужа, страдающего эпилепсией… Запись из ее дневника 1 октября 1941 года: «Мне предлагали уехать, улететь на самолёте в Москву с Ахматовой.

Она сама просила меня об этом, и другие уговаривали. Я не поехала. Я не могу оставить Кольку, мне без него все равно не жизнь, несмотря на его припадки, доставляющие мне столько муки».

Проекты по теме:

  • Это важно знать: история блокады Ленинграда
  • Блокада Ленинграда
  • Ладожское озеро
  • Блокада Ленинграда

Чем питались и как выживали в блокадном Ленинграде

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 80 лет назад немецкие и финские войска окружили Ленинград — началась его многолетняя блокада. Двадцать седьмого января Россия отмечает 80-ю годовщину со дня снятия блокады Ленинграда. Санкт-Петербург) - единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Прорыв блокады Ленинграда

  • школьникам о блокаде | Классный час по теме: | Образовательная социальная сеть
  • Рассудов Александр Николаевич
  • Рассказ о блокаде Ленинграда для детей начальной школы, 2-4 класс
  • Предпосылки блокады

Новости и события Российского исторического общества

Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Блокада Ленинграда – военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

Оборона Ленинграда

Блокада Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года.
Оборона Ленинграда Блокаду Ленинграда не пережило, по разным оценкам, от одной шестой до почти половины всех его жителей.
25 интересных фактов о блокаде Ленинграда В подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября указывалось.
80 лет назад снята блокада Ленинграда На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады.

Блокада Ленинграда. Стоило ли защищать город ценой таких потерь?

Блокада Ленинграда проводилась в течение 872 дней – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня, стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной войны, символом трагической и героической судьбы простых жителей и военнослужащих, защищавших город, и всего советского народа в целом. Информация о блокаде использовалась только на Нюрнбергском процессе, а население СССР стало получать ее дозированно с конца 50-х. Днем начала блокады Ленинграда стало 8 сентября 1941 года, когда враг захватил Шлиссельбург и взял под контроль исток Невы, окружив город с суши. Рассказ «Прорыв блокады Ленинграда» для младших школьников. Враг был отброшен на 60-100 километров от города — и была полностью снята блокада Ленинграда.

Новости и события Российского исторического общества

Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два — на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали. Все они умерли, кроме младшей дочери. В издании «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил.

Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом.

Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо. О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома. Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче.

И человек вставал, начинал потихоньку двигаться. Люди оживали… А ещё почти все блокадники курили. Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод.

Позже же стали использовать гидроцеллюлозу — она придавала буханке объем, но не несла в себе практически никакой энергетической ценности. Особым праздником считался редкий день, в который удавалось заполучить немного рыбьего жира. Зачастую его старались отдать детям. С внешней стороны осадного кольца в Ленинград не раз пытались отправлять баржи с картофелем, однако фашисты старались потопить каждую из них. Позже мешки с картофелем горожане вылавливали из воды. Картошку перетирали и формировали из нее лепешки, которые жарили на раскаленной сковороде или прямо на железе. Из-за того, что некоторое время до попадания к людям на кухни она провела в реке, в лепешках из нее было немало камней и песка. Этим объясняется, почему такое блюдо старались глотать не пережевывая, чтобы не сломать зубы. Люди ели все, что могли. В пищу полным ходом шли непищевые продукты.

Сообщение поддерживалось только по Ладожскому озеру и воздуху. Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте. Тем самым он навсегда запятнал честь немецкого мундира: ведь в предыдущей войне ничего подобного не было. В блокаду погиб миллион ленинградцев, вдвое больше, чем все гражданские потери Германии от бомбежек. Описывая неудачные наступления под Ленинградом или Ржевом, советские историки не указывали наши потери, а результат скрывали за фразами: «сковали крупные силы противника», «сорвали план захвата». Пример подал Сталин 6 ноября 1941 года, приведя фантастические цифры потерь фашистов. Американский историк Сэмюэль Митчем пишет: «Советские историки в силу политических причин избегали освещения неудач, чем существенно обеднили историческую картину». Обеспечить взаимодействие войск разных фронтов, тем более разделенных не только сушей, но и полноводной Невой, не имея опыта и времени на подготовку наступления, очень сложно. Это выяснилось при проведении 1-й Синявинской операции. Но основной причиной неудачи стал человеческий фактор. В штабе Ленинградского фронта царила неразбериха, о чем написал историк Александр Верт. Командующий маршал Ворошилов управлять войсками был не в состоянии. Его заменил энергичный Жуков. В советском Генштабе понимали, что прочной обороны у немцев нет и встречными ударами в районе Мга-Синявино можно пробить коридор и деблокировать Ленинград. Сталин идею одобрил. И даже вывел 54-ю армию во главе с маршалом Куликом из состава Ленинградского фронта, подчинив Ставке. Тем временем Лееб приступил к решительному штурму, 58-я пехотная дивизия вторглась в окрестности Ленинграда. Казалось, город обречен. Наступление немцев захлебнулось. Почему не удалось быстро прорвать блокаду Григорий Кулик в 1919 году под Царицыном руководил артиллерией красных, где познакомился со Сталиным, став в дальнейшем его военной опорой наряду с Ворошиловым и Буденным. Карьеру Кулика можно сравнить с катанием на американских горках. Оставаясь безграмотным, он на волне репрессий был вынесен на Олимп, став начальником главного артиллерийского управления РККА и заместителем наркома. На этом посту успел развалить производство противотанковой артиллерии и заморозить выпуск «Катюш». В 1936 году за непригодностью Кулик был отозван из Испании, а в 1939 году получил выговор за Халхин-Гол, где только мешал Жукову. Но во время финской кампании, сконцентрировав артиллерию, пробил линию Маннергейма. Получил звание маршала и звезду Героя. Посланный с инспекцией на Западное направление, попал в окружение и вышел из него в крестьянской одежде. Тогда Сталин отправил его командовать 54-й армией, где на фоне Ворошилова он выглядел неплохо. Георгий Жуков восполнить недостаток образования тоже не стремился. В 1930-х командовал полком в 7-й Самарской кавалерийской дивизии у Рокоссовского. В характеристике тот написал: «Не склонен к штабной работе. Суховат и недостаточно чуток. Обладает значительной долей упрямства». Избежал репрессий, написав письмо Сталину: тот его получил и запомнил адресанта. Отличился в сражениях с японцами и стал командующим Киевским особым ВО. На штабных играх в январе 1941 года «разгромил агрессора» и захватил танковыми частями Варшаву, Прагу и Берлин. Восхищенный Сталин назначил его начальником Генштаба. В начале войны Жуков вместе с наркомом Тимошенко потеряли управление войсками и лишились своих должностей. Командуя Резервным фронтом, добился крупного успеха под Ельней. Жукова и Кулика послали прорвать блокаду Ленинграда, но к согласию они не пришли, в чем убеждают выдержки из их разговора. Запись в архиве Министерства обороны разыскал историк Николай Зенькович. Связь по телефону. Приветствую тебя, Григорий Иванович! Прошу коротко доложить об обстановке… Проинформирую, что делается под Ленинградом информирует. Здравия желаю, Георгий Константинович! Меры мною приняты, думаю отбить атаки и перейти в контрнаступление. Григорий Иванович, у меня к тебе настойчивая просьба — не ожидать наступления, а немедленно организовывать артподготовку и перейти в наступление на Мгу. Я думаю, 16—17-го. Завтра перейти в наступление не могу, так как не подтянута артиллерия, не проработано взаимодействие, не все части вышли на исходное положение. Ясно, что вы прежде всего заботитесь о благополучии 54-й армии. Понял, что рассчитывать на активный маневр с вашей стороны не могу. Буду решать задачу сам. Начальник Генштаба Шапошников просил Жукова выделить войска для встречных с 54-й армией действий. Но тот использовал для наступления лишь одну дивизию и бригаду Невской оперативной группы. Кто кого мог переиграть — неизвестно. Но 1942 год подтвердил правоту Кулика. Неподготовленные наступления приводили к жесточайшим поражениям. В случае неудачи Кулик, несомненно, стал бы крайним. А в итоге в смертельном проигрыше оказались блокадники. Надвигающийся голод требовал действий, из Москвы поступали команды в духе Гражданской войны. Сталин приказал «пожертвовать парой дивизий» и пробить коридор. Местные штабисты говорили, что на крохотном пятачке невозможно маневрировать, но Ставке было виднее. Весной пятачок был ликвидирован. В 1960-х газета «Правда» определила численность погибших в 200 тысяч, ведь раненные не выживали.

Доставка в Ленинград значительных по численности людских контингентов, боеприпасов и вооружения позволила накопить силы и подготовиться к операции по прорыву блокады города. Зимой 1942-43 г. Ладожская коммуникация, не имевшая аналогов в мировой истории по масштабам деятельности, по сложности сооружения, опасностям, связанным с ее строительством и эксплуатацией, могла родиться, жить и развиваться лишь благодаря неиссякаемому творчеству советских людей. Вначале слабая и легко уязвимая Ладожская коммуникация постепенно крепла, совершенствовалась и превратилась в мощную, хорошо организованную транспортную артерию стратегического значения, несмотря на постоянное воздействие противника, который стремился прервать связь Ленинграда со страной. По ней непрерывным потоком текли в блокированный Ленинград различные грузы, и прежде всего продовольствие, доставлялись пополнения фронту и флоту, производилась эвакуация. За весь период действия Ладожской коммуникации с начала блокады и до 30 марта 1943 г. Эти цифры поражают. За каждым килограммом доставленного хлеба, за каждым ящиком снарядов, за каждой тонной горючего — усилия десятков и сотен тысяч людей, подвозивших грузы к Ладоге, прокладывавших дороги, ремонтировавших и строивших суда, стоявших за штурвалами кораблей, пересекавших Ладогу, сидевших за рулем автомашин, днем и ночью двигавшихся в Ленинград, защищавших Ладожскую коммуникацию от противника. В январе 1944 г. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60 — 100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась. Историческое значение блокады Ленинграда История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда. Огромная заслуга в этом Ленинградской городской и областной партийных организаций, их умелая и оперативная организаторская деятельность и высокий авторитет у населения и в войсках. За первые три месяца войны здесь были сформированы десять дивизий народного ополчения, 16 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, десятки маршевых подразделений для пополнения народноополченческих частей, многочисленные отряды местной противовоздушной обороны. Были подготовлены десятки тысяч медицинских работников, развернуты многочисленные госпитали, проведен ряд других важных мероприятий по обеспечению боевых действий войск и населения города. Ни массовые жертвы, ни постоянные чрезмерно напряженные бои не сломили боевой дух и доблесть защитников города Ленина. Ленинградцы, воины фронта и флота предпочитали смерть в борьбе с врагом, нежели сдать город. Трудно переоценить трудовую доблесть рабочего класса города Ленина. Люди трудились с исключительным энтузиазмом, недоедая и недосыпая, под артиллерийским огнем и бомбовыми ударами авиации. Несмотря на варварские действия немецко-фашистских войск трудящиеся ленинградских предприятий героически выполняли задачи, которые им были поручены. Так, с июля и до конца 1941 г. Выпуск боеприпасов во втором полугодии 1941 г. Разгром немецкой группировки, державшей город в осаде в течение неслыханно тяжелых 900 дней, стал одним из важных этапов на пути полного изгнания с советской земли и уничтожения немецко-фашистских захватчиков. Калинин, — это военная победа, имеющая значение не только для Ленинграда, но и для всего хода борьбы советского народа против немецких захватчиков». Жители Ленинграда и защитники города на Неве, испытывая нечеловеческие трудности фашистской блокады, показали великое мужество и стойкость. Ни бомбежки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни трудности со снабжением города, ни попытки врага расстроить наши боевые ряды морально при помощи отравленной ядом пропаганды через фашистские листовки, через своих шпионов и лазутчиков, ни разрушение врагом мировых культурных ценностей Ленинграда не достигли цели, которую поставил враг. Наоборот, суровые испытания, выпавшие на долю ленинградцев, еще более закалили нашу волю к борьбе и победе, еще выше подняли наш боевой дух и готовность идти на преодоление любых трудностей во имя победы над гитлеровской Германией, еще сильнее разожгли ненависть к врагу, ярость в борьбе за истребление немецко-фашистских захватчиков... Беспримерное мужество и героизм ленинградцев, их беззаветная преданность идеям коммунизма вдохновляли советских людей на борьбу с фашизмом. Даже в условиях вражеского окружения промышленный потенциал Ленинграда продолжал служить делу борьбы с врагом на всех фронтах. Лишения и жертвы, понесенные в период фашистской блокады жителями Ленинграда и воинами, защищавшими город, неизмеримы. И все же трудно представить те бедствия, которые могли выпасть на их долю, если бы не было Ладожской коммуникации. Без перевозок, осуществлявшихся по Ладожскому озеру зимой и летом, не могло быть и речи о поддержании обороны города, тем более не могло быть речи об активных боевых действиях армии и флота, находившихся в блокадном кольце, о подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Ладожская магистраль стала одним из важнейших факторов победы под Ленинградом. В течение всего периода блокады Ленинграда она являлась органической частью фронта, а ее воины-моряки и речники, автомобилисты и дорожники, зенитчики и летчики, строители, связисты, железнодорожники и все, кто служил на Ладоге и обеспечивал перевозки, — были одним из боевых отрядов героических защитников города Ленина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий