ГРОЗНЫЙ, 23 фев — РИА Новости. Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал "ужасающим геноцидом" депортацию чеченского и ингушского народа в 1944 году. Смотрите видео на тему «23 Февраля Депортации Чеченцев Ингушей» в TikTok.
Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- «Всех умирающих выбрасывали из вагонов»
- История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей
- Операция «Чечевица». 23 февраля 1944 года
- Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- 23 февраля в Чечне и Ингушетии никогда не будет праздником
История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. ГРОЗНЫЙ, 23 фев — РИА Новости. Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал "ужасающим геноцидом" депортацию чеченского и ингушского народа в 1944 году. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССРи прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.
История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей
Операция Чечевица: Почему случилась массовая депортация чеченцев и ингушей в 1944 году, куда их переселяли и что с ними стало. #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 23 февраля сегодня запомнилось большинству ингушей и чеченцев как день трагедии. Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей.
Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках
Бадаев, Микоян и Киров на хлебозаводе в Ленинграде, 1927 год. С позиций современного обозревателя Анастас Микоян — очень противоречивая личность. Например, в должности главы Наркомата торговли он отвечал за распродажу произведений искусства за рубеж для пополнения бюджета. Но зато именно благодаря его протекции практика коллективизации не приобрела черты откровенного грабежа. Микоян продвигал правые по своему замыслу обеспечительные меры для крестьянства: пытался обновлять их сельскохозяйственные инструменты угадайте, откуда были деньги , занимался размещением МТС машинно-тракторных станций в совхозах и так далее. Но именно он возглавлял комиссию ЦК по делу Бухарина и Рыкова. Микоян полностью поддерживал Сталина и вместе с Ежовым фактически руководил репрессивной машиной по ликвидации партийных и правительственных работников. Его личная роспись стоит на делах 1365 коммунистов, в основном из подведомственных ему Наркомпищепрома и Наркомата внешней торговли СССР.
Славно поработал НКВД за это время! Впрочем его сын утверждает, что доклад был записан не самим Анастасом Ивановичем, а тот лишь его смиренно прочитал. Триумфальное шествие Микояна в советской политике длилось вплоть до конца 1940-х годов. Фактически уже тогда он мог называться настоящим долгожителем политической системы, которая любила если не пожирать своих детей, но уж точно вертеть ими, ротировать, как ей захочется. Один против "Чечевицы" Однако первую трещину в безупречной карьере тифлисского интеллигента дало разногласие, о котором требуется упомянуть отдельно. Дискуссии о реальных причинах произошедшего ведутся до сих пор. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица".
Лидеры СССР, Микоян - крайний слева Депортация продолжалась до 9 марта 1944 года, в ходе нее было переселено около 600 тысяч представителей двух народов, погибло 120 тысяч человек. Достоверно известно о как минимум двух вопиющих эпизодах, случившихся во время депортации. Так произошло с аулом Хайбах: 700 жителей оказались закрыты в колхозной конюшне, которую солдаты подожгли. Женщины и старики, отказавшиеся покидать аул, были зверски умерщвлены. Во втором случае озеро Галайн-Чож стало местом, куда сбрасывали тела тех, кто задерживал конвои, проходившие через эту территорию. Больные, дети и старики — около 600 тел оказалось в водах озера. Депортация чеченцев и ингушей Что же стало причиной такой ненависти по отношению к чеченским и ингушским народам?
Ответы сводятся к нескольким основным гипотезам. Одна фактически защищает власть в ее решении. По мнению академика Александра Самсонова, причиной депортации стал частый бандитизм и сотрудничество народов с немцами. Существует легенда, согласно которой инициативные ингуши "подарили" представителям гитлеровской Германии некоего серебряного коня в знак своей покорности. О планах на чеченцев-коллаборационистов известно из переписки немецкого командования: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты, мусульманские законы, шариат еще крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении. И это намного облегчает задуманную акцию.
Его примеру потом многие поступили.
А еще повезло, что отец был муллой. Его зауважали местные. Они тоже были мусульманами. Часто приглашали его на всякие религиозные мероприятия. А помимо этого отец и знахарем был. Однажды он вылечил какую-то простую болезнь, и про него слухи пошли, как про целителя и святого. Рассказывает Ахмед С.
Я уже тогда работал учителем в Шатойской школе. Направили для ликвидации безграмотности. В мои шестнадцать лет у меня были ученики старше меня в 3, а то и в 4 раза. То, что я был грамотным спасло меня и мою семью в Казахстане. Сначала я устроился на работу в поле. Потом устроился на работу в кузнице. Там было тепло.
А это много значило для меня. Тепло означало жизнь. Однажды я расписывался в каких-то документах, и проверяющий заметил мой подчерк. Он спросил:"ты грамотный? И тогда он предложил мне работу. Я должен был контролировать раздачу карточек на хлеб и другое питание. В общем, работа была завидной.
Тогда я этого не знал, и отказался. Мне хотелось работать в теплой кузнице. А этот человек мне сказал: "Ты дурак? Знаешь от чего отказываешься? Ты же семью кормить сможешь! Ты же никогда голодным не останешься! Еды очень не хватало, и он научил меня держать "мертвые души".
Карточки лишние тогда оставались, и по этим карточкам можно было получать хлеб, зерно, другие продукты. Мне выдали сапоги, китель, кожанную сумку для карточек. Однажды я шел среди дворов и увидел одну старушку, которая костылем ковырялась в пепле недавнего костра. Я ее спросил, что она делает, а она ответила, что "иногда среди углей рыбьи головы встречаются, а в ним мясо чуть чуть бывает, вот и ковыряю". Мне ее стало очень жаль. Оказывается, у них не было кормильца. Люди помогали им чем могли, но и сами не жирно жили.
Я дал ей несколько карточек и рассказал куда надо идти и получить хлеб. За это меня могли расстрелять, или посадить. Но я об этом не думал. Да, я совершил тогда преступление, но большим преступление было то, что сделало государство с этой старушкой и мной, и тысячами других таких же. Семья этой старушки выжила. Она сама уже давно умерла, но с ее потомками мы до сих пор поддерживаем связь.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Впрочем его сын утверждает, что доклад был записан не самим Анастасом Ивановичем, а тот лишь его смиренно прочитал. Триумфальное шествие Микояна в советской политике длилось вплоть до конца 1940-х годов. Фактически уже тогда он мог называться настоящим долгожителем политической системы, которая любила если не пожирать своих детей, но уж точно вертеть ими, ротировать, как ей захочется. Один против "Чечевицы" Однако первую трещину в безупречной карьере тифлисского интеллигента дало разногласие, о котором требуется упомянуть отдельно. Дискуссии о реальных причинах произошедшего ведутся до сих пор.
В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". Лидеры СССР, Микоян - крайний слева Депортация продолжалась до 9 марта 1944 года, в ходе нее было переселено около 600 тысяч представителей двух народов, погибло 120 тысяч человек. Достоверно известно о как минимум двух вопиющих эпизодах, случившихся во время депортации. Так произошло с аулом Хайбах: 700 жителей оказались закрыты в колхозной конюшне, которую солдаты подожгли. Женщины и старики, отказавшиеся покидать аул, были зверски умерщвлены. Во втором случае озеро Галайн-Чож стало местом, куда сбрасывали тела тех, кто задерживал конвои, проходившие через эту территорию.
Больные, дети и старики — около 600 тел оказалось в водах озера. Депортация чеченцев и ингушей Что же стало причиной такой ненависти по отношению к чеченским и ингушским народам? Ответы сводятся к нескольким основным гипотезам. Одна фактически защищает власть в ее решении. По мнению академика Александра Самсонова, причиной депортации стал частый бандитизм и сотрудничество народов с немцами. Существует легенда, согласно которой инициативные ингуши "подарили" представителям гитлеровской Германии некоего серебряного коня в знак своей покорности.
О планах на чеченцев-коллаборационистов известно из переписки немецкого командования: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты, мусульманские законы, шариат еще крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении. И это намного облегчает задуманную акцию. Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями. Проблема этой теории в том, что немцам так и не удалось закрепиться на Кавказе, их буквально выбили со своей территории кавказские народы за считанные дни, поэтому вряд ли можно говорить о массовой поддержке населением немцев. Что же касается бандитизма, то ни в одном советском исследовании не указывается национальность совершившего уголовное деяние.
Установить, являлись ли именно ингуши или чеченцы создателями бандитских группировок, не представляется возможным. Недружелюбному отношению центра к этническим общностям способствовали экономические трудности, не завершившаяся коренизация власти, неудовлетворенность степенью реализации лозунгов Революции на местах, выступления против Советов. На поверхность вытаскивалась общая оценка — "неблагонадежность". Война обострила это напряженное, "бифуркационное состояние", проявились такие институты, как дезертирство, уклонение от службы в Красной армии, - говорит научный сотрудник РАН Николай Бугай. Если говорить о второй теории, то здесь все кажется более очевидным.
В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации
78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима. 23 февраля 1944 года началась операция чечевица, в самом названии обыгрывается слово чеченцы. 23 февраля 2002, 22:02. В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей. Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности. Операция Чечевица: Почему случилась массовая депортация чеченцев и ингушей в 1944 году, куда их переселяли и что с ними стало.
23 февраля: в Париже вспоминали жертв сталинской депортации чеченцев и ингушей
Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов". В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля. Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева.
Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей
Европарламент признал депортацию геноцидом. В Париже перед зданием посольства России прошел митинг памяти. Екатерина Малыхина 23 февраля в России — не только День защитника Отечества. В этот день в 1944 году по распоряжению Сталина началась массовая депортация чеченского и ингушского народа с Кавказа в отдалённые районы Казахстана и Киргизии. Переправляли людей в вагонах для скота, без удобств, без еды. В ходе операции под названием «Чечевица» было выселено более полумиллиона человек, тысячи из них погибли при переезде и на новых местах обитания. Запрет на возвращение на родину для чеченцев и ингушей был снят только в 1957 году. Шесть лет назад Европарламент признал депортацию чеченцев актом геноцида. Во вторник 23 февраля в Париже перед российским посольством прошел митинг в память о жертвах сталинской депортации чеченцев и ингушей.
О том, как проходило выселение чеченцев, о причинах и последствиях депортации мы поговорили с чеченским историком Маирбеком Вачагаевым. Какие у советской власти на то были причины? Маирбек Вачагаев: Это было не спонтанное решение, к этому советская власть шла долго. Выселение, которое произошло 23 февраля 1944 года, стало итогом многолетней подготовки, ответом на то, что чеченцы не признавали советскую власть начиная с 1917 года. Чеченцы всегда являлись одним из самых проблемных народов на Северном Кавказе. И все попытки установить советскую власть в Чеченской республики фактически закончились неудачей. В Чечне были восстания в 20-х, в 30-х годах. Вся интеллигенция была расстреляна, потому как не удалось ее переделать в советскую.
Всю религиозную верхушку — а это десятки тысячи людей — расстреляли или сослали в Сибирь, чтобы лишить, так сказать, мозга, центрального аппарата управления. Потому что считали, что на чеченское общество можно влиять через исламское руководство. В Кремле не понимали, почему чеченцы не признают советскую власть? И конечно, период войны был самым удобным моментом, чтобы объявить о том, что чеченцы сотрудничали с немцами. Но вся историческая горькая шутка заключается в том, что немцы не были на территории Чечни, и чеченцы не могли сотрудничать с немецкой армией по одной лишь причине, что немцы остановились, не доходя до Чечни. Но на тот момент советский народ был подготовлен воспринять: если сотрудничают с немцами, значит, правильно их выселяют. Хотя было понятно, что ни о каком сотрудничестве не может быть и речи. Чеченцы видели немцев только в новостных хрониках, которые показывали в селах, когда разъезжали агитаторы.
Я имею в виду на техническую сторону, а человеческий фактор?
Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Впрочем, некоторые исследователи в России считают, что данное событие не может быть признано достоверным из-за отсутствия документальной базы.
Изгнание этих народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 на родину вернулись около 140 000 человек. Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР. Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии.
Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации. И большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев. По мнению большинства чеченцев своим возвращением они обязаны Хрущеву. Действительно, Каганович, Молотов и другие так называемые "сталинисты" выступали против возвращения репрессированных народов на историческую родину.
Этих волков мы с трудом собрали из лесов, а вы хотите их вернуть... Хрущёв ответил: «И леса наши, и волки наши... Это подтвердил и сам Берия во время процесса над ним в 1953 году. Но группа сразу же оказалась под полным контролем советских спецслужб.
Она просуществовала в течение четырёх месяцев, пока НКВД не приняло решение о её ликвидации. Реальная численность банды другого известного противника власти Хасана Исраилова, включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек. Контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников. По мнению ряда историков, ситуация с «широким антисоветским движением» в Чечено-Ингушетии являлась лишь масштабной игрой органов советской госбезопасности против германской разведки.
В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства. При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя.
Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении.
Адлоп Мальсагов: «В Казахстане нас выгрузили в открытое поле. Пошли искать, где можно спрятаться от мороза. Нашли заброшенную кошару. Вернулись, а на месте, где осталась семья соседей — мать и пятеро детей — снежный сугроб. Раскопали, но все уже были мертвыми. Только годовалая девочка еще была жива, но и она через два дня умерла».
Дагун Омаев: «В первые дни депортации люди умирали не от болезней, а замерзали насмерть. Где-то мы нашли большую чугунную сковородку и развели в ней огонь. А вокруг, закутавшись в какое-то тряпье, сидели дети и женщины. Мужчины начали рыть землянки, что в 30-градусный мороз делать было непросто. Я сидел с мамой, накрывшись тулупом, который она чудом вывезла из дома. Первое чувство, которое я испытал тогда и которое меня сопровождало длительное время - это страх». Губати Галаева: «В ту первую зиму от тифа, голода и холода умерла почти треть спецпереселенцев. Погибло много и наших близких родственников. Но никогда мы, дети, не видели, чтобы плакала наша мать.
И только однажды, когда умер отец Оман, мы увидели через щелку в сарае, как мама, запершись там, сдерживая рыдания, била себя палкой, чтобы болью физической заглушить боль душевную».
Пожаловаться 23 февраля 1944 года - день вопиющего преступления в отношении чеченского и ингушского народов. По приказу проклятого Иосифа Сталина наш народ подвергся ужасающему геноциду — массовой высылке в Сибирь и Казахстан. Поводом стало безосновательное обвинение в сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами. Оно было лишь прикрытием для совершения расправы над целыми народами. Одними из первых в рядах Красной Армии оказывали сопротивление при вторжении фашистов на территорию СССР, вели ожесточенные бои, очищая от фашистской оккупации города Советского Союза.
23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей
Кобычев считал, что в глубокой древности вайнахи, по-видимому, обитали по обе стороны Главного Кавказского хребта и лишь со временем происходит постепенный отлив нахского этноса из Закавказья к северу [12, c. К этому периоду I-му тысячелетию до н. И, тем не менее, и сегодня сохраняется «общенахское самосознание, опирающееся на историческую память об общем происхождении и общей истории, сохранился — несмотря на образование диалектов, а затем и двух литературных языков чеченский и ингушский — общий культурный язык, осталось неизменным осознание этнополитической общности» [9, c. В древнеармянских источниках нахи известны как нахчматьяне: следовательно, современное самоназвание чеченцев — нахчи — своими корнями уходит в древность. Выводы: — чеченцы нахи — один из древнейших, коренных народов Северного Кавказа; — археологический и фольклорный материалы, данные древнегреческих, древнеармянских и древнегрузинских источников доказывают, что предки современных чеченцев и ингушей нахи, нохчи, нахчиматьяне проживали на современной территории Чеченской и Ингушской республик, как минимум, с IV—III тысячелетий до н. Алексеев, Р. Мунчаев, В. Виноградов, Гумба, В. Марковин, Ф. Тотоев и др. Гумба в своей монографии «Нахи: вопросы этнокультурной истории» отмечает, что в I-м тысячелетии до н.
Список использованных источников и литературы Алексеев В. Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. Шатой, 1991. Белозерская Н. Берже А. Тифлис, 1984. Виноградов В. Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Грозный, 1963.
Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время. Грозный, 1972. Гаджиев М. Двалы и Двалетия в I—ХV вв. Тбилиси: Изд. Гатуев К. Гумба Г. Нахи: вопросы этнокультурной истории I тысячелетие до н. Изд-во «Эксма». Иваненков Н.
Владикавказ, 1910. Лаудаев У. Тифлис, 1872. Кобычев В. Максимов В. Марковин В. Мунчаев Р. Ногмов Ш. Описание Чечни с сведениями этнографического и экономического характера, составленное капитаном ген. Штаба И.
Материалы по истории Чечни и Дагестана. Махачкала, 1940. Папка 81. Попов И. Тифлис, 1870. Саракаев И. Тотоев Ф. ХIХ в. Нальчик, 2009. ГП «Республиканский полиграфкомбинат им.
Революции 1905 г. Яковлев Н.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 23 февраля 2002, 22:02 В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности. Как пояснили Интерфаксу в республиканском управлении ФСБ, спецслужбы и правоохранительные органы и так работают в режиме, близком к усиленному. Между тем из Грозного поступают сообщения о новых вылазках боевиков.
Народ не бывает виноватым", - отметил глава Ингушетии. Он напомнил, что от сталинского режима пострадали не только репрессированные малые народы, но и миллионы русских. Мы выстояли. И сегодня, благодаря нашим старшим, их мужеству и несгибаемому духу, мы имеем свою государственность и созидаем.
Скрыться в горах сумели 6544 человека. Основными причинами гибели людей стали голод и тяжелые погодные условия. Некоторые умирали от тифа и других инфекционных заболеваний. Людей во время стоянок на станциях хоронили прямо в снегу. Чеченцев и ингушей выселяли не только с их исторической родины, но и из всех других городов и районов. Находившихся в рядах армии демобилизовали и среди них были Герои Советского Союза. В Казахстан были завезены свыше 400 тысяч чеченцев и ингушей. Помощь простых жителей Казахстана во многом помогла переселенцам. Простые жители Казахстана, сами нуждающиеся и бедствующие, делились последним куском. Эта трагедия объединила казахов, чеченцев, ингушей и другие народы вопреки всем невзгодам. Именно коренные народы оказали первую поддержку переселенцам. Чеченцы и ингуши породнились с казахами и стали братскими народами. В Чечне и Ингушетии по сегодняшний день помнят об этом. Часто мальчикам дают имя - Казах, - говорит Руслан Баматгереев. Лишь через 12 лет после переселения, в 1956 году, после смерти Сталина с людей были сняты ограничения по передвижению, однако возвращаться на родину им не разрешалось. Несмотря на это, весной 1957 года в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР возвратились 140 тысяч насильственно депортированных.
Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы?
О меньшем и говорить не приходится - их было больше пятидесяти. Но это еще не все. Что касается населения, то советское правительство планировало переселить его в Казахстан, а также расселить по всей Средней Азии. Целью операции «Чечевица» была этническая депортация чеченцев и ингушей.
Все началось в тот самый день - 23 февраля 1944 года. В 6 часов утра солдаты начали стучать в дома и собирать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Обратите внимание: Кавказский конный набег, или как чеченцы перешли границу дозволенного.
После того, как все мужчины были собраны в одном месте, солдаты окружили их. Остальные последовали за женщинами и детьми.
При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты. Сначала забирали мужчин, после приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов.
Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия. На семью формально разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения — при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте всё будет возмещено. Разумеется, никто ничего не возмещал и все оставленное имущество депортируемых расхищалось. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Смертность была высокая.
Умиравшие в дороге от голода и болезней, оставлялись незахороненными вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как отходить от эшелона запрещалось далее 5 метров. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументированы факты расстрелов не подчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом, «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» и т. Операция продолжалась до 9 марта 1944. Было отправлено 180 эшелонов с 493 269 людьми. Только в ходе их следования родились 56 человек и умерли 1272.
В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулемётов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей.
Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Впрочем, некоторые исследователи в России считают, что данное событие не может быть признано достоверным из-за отсутствия документальной базы. Изгнание этих народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет.
Как пояснили Интерфаксу в республиканском управлении ФСБ, спецслужбы и правоохранительные органы и так работают в режиме, близком к усиленному. Между тем из Грозного поступают сообщения о новых вылазках боевиков. В Октябрьском районе города на фугасе подорвался бронетранспортер. Трое военнослужащих были ранены.
Писатель К. Гатуев упоминал «родовые книги чеченцев, хранящиеся в тайниках фамильных летописцев» [8, c. Тотоев, — нельзя не упомянуть без сожаления об оставшихся в забвении собственно чеченских летописях, хрониках-таптирах, написанных арабским алфавитом на чеченском языке… Это бесспорно уникальные источники, значение которых определенно выходит за пределы собственно чеченской истории» [23, c. Кроме чеченских преданий, летописей и хроник, следует упомянуть и цельные исторические труды чеченских авторов периода средневековья и нового времени, написанные на арабском языке. Иваненков пишет о 52-летнем авторе Магомете Алиеве, ведущего на арабском запись событий из чеченской истории [10, c. Чеченский писатель и историк начала ХХ в. Ибрагим-бек Саракаев называет неизвестную арабскую рукопись Арсануко-Хаджи Центороевского «О происхождении чеченцев» [22]. Этнограф П. Максимов обнаружил в конце 20-х гг. Он даже приводит из нее отрывок [13, c. Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c. Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям? Как известно, 23 февраля 1944 г. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле. По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия. По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи. Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г. Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н. Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н. По его мнению, даже в «III-м в. Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др. Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе. О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев. Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К. Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев.
ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми. В дороге людям выдавали горячую пищу один раз в день, а те , кто сумел взять с собой продукты, могли готовить в пути. По нужде справлялись прямо в вагоне, поскольку поезд останавливался очень редко. И многие, кто стеснялся делать это при всех, умирали от разрыва мочевого пузыря. Но, конечно, депортировать жителей горных районов, было гораздо сложнее.
Хутора и аулы были сильно разбросаны по большой территории, а приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого. Потому одним из самых известных и трагичных решений стал инцидент, когда были сожжены и расстреляны 700 человек.
В Париже перед зданием посольства России прошел митинг памяти. Екатерина Малыхина 23 февраля в России — не только День защитника Отечества. В этот день в 1944 году по распоряжению Сталина началась массовая депортация чеченского и ингушского народа с Кавказа в отдалённые районы Казахстана и Киргизии. Переправляли людей в вагонах для скота, без удобств, без еды. В ходе операции под названием «Чечевица» было выселено более полумиллиона человек, тысячи из них погибли при переезде и на новых местах обитания. Запрет на возвращение на родину для чеченцев и ингушей был снят только в 1957 году.
Шесть лет назад Европарламент признал депортацию чеченцев актом геноцида. Во вторник 23 февраля в Париже перед российским посольством прошел митинг в память о жертвах сталинской депортации чеченцев и ингушей. О том, как проходило выселение чеченцев, о причинах и последствиях депортации мы поговорили с чеченским историком Маирбеком Вачагаевым. Какие у советской власти на то были причины? Маирбек Вачагаев: Это было не спонтанное решение, к этому советская власть шла долго. Выселение, которое произошло 23 февраля 1944 года, стало итогом многолетней подготовки, ответом на то, что чеченцы не признавали советскую власть начиная с 1917 года. Чеченцы всегда являлись одним из самых проблемных народов на Северном Кавказе. И все попытки установить советскую власть в Чеченской республики фактически закончились неудачей.
В Чечне были восстания в 20-х, в 30-х годах. Вся интеллигенция была расстреляна, потому как не удалось ее переделать в советскую. Всю религиозную верхушку — а это десятки тысячи людей — расстреляли или сослали в Сибирь, чтобы лишить, так сказать, мозга, центрального аппарата управления. Потому что считали, что на чеченское общество можно влиять через исламское руководство. В Кремле не понимали, почему чеченцы не признают советскую власть? И конечно, период войны был самым удобным моментом, чтобы объявить о том, что чеченцы сотрудничали с немцами. Но вся историческая горькая шутка заключается в том, что немцы не были на территории Чечни, и чеченцы не могли сотрудничать с немецкой армией по одной лишь причине, что немцы остановились, не доходя до Чечни. Но на тот момент советский народ был подготовлен воспринять: если сотрудничают с немцами, значит, правильно их выселяют.
Хотя было понятно, что ни о каком сотрудничестве не может быть и речи. Чеченцы видели немцев только в новостных хрониках, которые показывали в селах, когда разъезжали агитаторы. Я имею в виду на техническую сторону, а человеческий фактор? Что это значило для людей?
Эти люди, рискуя своей жизнью и не жалея своего здоровья, возвращали земляков домой, этим памятником мы решили увековечить их подвиг, отвагу и любовь к Родине". В регионах Ингушетии в память о событии раздали продуктовые наборы, провели театрализованные постановки и выставки. Были организованы выезды в Казахстан и Киргизию для благоустройства старых ингушских кладбищ. В Чечне тоже прошла масштабная благотворительная акция, сообщил " Кавказский узел " издание признано в России иностранным агентом.
Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе— "историческая фальшивка". После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет", - уточняет профессор Муса Ибрагимов. Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения. Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны. Рейсы для депортации с Сахалина не идут В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин. Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: "Дальше высылать некуда", и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было", председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев. В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью. Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман. Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников. Искать их долго ему не пришлось - его родственники Цинцаевы были первыми, у кого он остановился на ночлег. Позже, вернувшись к своим и разбирая привезенные вещи, он наткнулся на фотографии с атагинскими девушками. Его осенило: на одной из них была изображена та самая де вушка— Чехардиг", - рассказал "Газете. Ru" сын девушки с фотографии Хаваж Цинцаев. Возвратившись из выселения на родину, одну из этих двух фотографий Сайд-Эми передал Цинцаевым. Нет времени объяснять, выселяй! По словам доктора исторических наук Мусы Ибрагимова, есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать "пятой колонной" для Красной армии. Эти репрессии были неотъемлемой частью существования страны. Начиная с 20-х годов XX столетия эта политика была составной частью национальной политики Советского государства. Хотя к марту 1943 года НКВД напишут, что почти все бандитские группы были ликвидированы", - рассказал историк Муса Ибрагимов. Еще одной причиной выселения могла стать потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.
23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ
Что вытерпели чеченцы и ингуши? 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. Для чеченцев и ингушей дата 23 февраля связана с трагическими событиями.