Жилые дома в Древнем Риме были трех типов. Древнеримский Внутрен. Дворик 5 Букв. Двор Дома В Древнем Риме 5 Букв. Это закрытый внутренний двор в середине древнеримского жилища. АТРИЙ в Большом энциклопедическом словаре: (лат. atrium) закрытый внутренний двор в середине древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения.
Что такое Атрий? Значение слова Атрий в историческом словаре
одно из парадных помещений дома. Главная» История» Древний Рим» Дом богатого римлянина. одно из парадных помещений дома. Факторы, приведшие к упадку и развалу Древнего Рима, внутренние и внешние причины кризиса. 1. истор. центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища, представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения Обширный, наполненный воздухом атриум, в котором шумят фонтаны. В городских условиях двор превратился в большое помещение — атриум (атрий, кавендиум), то есть закрытый внутренний двор, куда выходили основные внутренние помещения.
Однокоренные и похожие слова:
- Всемирная клоака. Как человечество на протяжении тысячелетий решало вопрос утилизации фекалий — Нож
- Атрий | это... Что такое Атрий?
- Шокирующие факты о римских туалетах
- Что такое Атрий? Значение слова atrii, исторический словарь
Древнеримские инсулы
Sponsored Links Sponsored Links Привет всем! Спасибо, что посетили наш веб-сайт, здесь вы сможете найти все ежедневные решения и ответы для Wordhane Game. Wordhane - это самая разнообразная игра для поиска слов, которая ждет вас, чтобы проверить и потренировать свой мозг! Wordhane - Соедините кроссворд - это игра, в которой классическая игра по поиску слов сочетается с кроссвордами.
Если был второй этаж, то он смотрел на улице несколькими редко расставленными маленькими окошками. Стены белили известью, а крышу покрывали красной черепицей. И в старину, и позже все помещения в жилище условно делились на две части. Официальные помещения группировались вокруг атрия. Семейные группировались вокруг небольшого садика в задней части дома - hortus.
Позднее он превратился в перистиль, о котором ниже. Как мы видим, в таком доме много света и открытого пространства. Оно отлично подходит для мягкого средиземноморского климата, дарит прохладу в жару и позволяет свежему воздуху циркулировать по помещениям. Эволюция - от усадьбы к городскому особняку На заре древнеримской цивилизации, когда еще не было крупных городов, жители Аппенинского полуострова жили в деревенских усадьбах. Сложно поверить, но изящные городские виллы с их марморными атриями и изящно обсталенными комнатами в своей планировке имели рудименты утилитарных помещений домуса. Пожалуй, самая интересная и узнаваемая часть древнеримского жилища - это атриум. Тогда именно в атриуме размещался очаг, именно поэтому стены атриума покрывались копотью. Световой колодец - комплювий и водоем под ним - имплювий, имели изначально сугубо утилитарное значение.
Через отверстие в кровле проникал солнечный свет, через него же падала дождевая вода в имлювий. Под ним находилась цистерна, а воду потом использовали для хозяйственных нужд. Очаг располагался чуть дальше, чтобы через комплювий его дым выходил наружу, но огонь не заливало дождем. Разумеется, в виллах периода расцвета римской цивилизации в атриуме уже не было чадящего очага. Как не было и спального места матери семейства. Напротив входной двери изначально находилась ниша с ее кроватью — lectus adversus «ложе против дверей». Она была символом святости брака. Судя по всему, поддержание огня в очаге было почетной обязанностью женщины, именно поэтому она спала в помещении с ним.
Сакральность этой функции нашла отражение в культе Весты - богине домашнего очага. В атриуме некоторых консервативных семейств еще до конца республики стоял ткацкий станок. Не обязательно на нем пряла мать семейства - но он был символом женской добродетели и традиционных семейных ценностей. Не зря император Август способствовал тому, чтобы его жена почаще пряла при посторонних и сам ходил напоказ в домотканном полотне.
Особенности римской республики и империи. Контент доступен только автору оплаченного проекта Военное дело в Древнем Риме: армия, тактика, завоевания Как устроена римская армия, какие тактики применялись в сражениях, какие земли завоевывали римляне. Военное искусство и стратегия Древнего Рима.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Искусство и архитектура в Древнем Риме: скульптура, живопись, постройки Развитие скульптуры и живописи в Древнем Риме, архитектурные шедевры, такие как Колизей, Пантеон, Термы Каракаллы. Влияние римского искусства на мировую культуру. Контент доступен только автору оплаченного проекта Экономика и торговля в Древнем Риме: монеты, рынки, ремесла Как устроена экономика римской империи, какие монеты использовались, как происходила торговля, какие были основные ремесла. Роль коммерции в жизни римлян. Контент доступен только автору оплаченного проекта Упадок и распад Древнего Рима: причины и последствия Факторы, приведшие к упадку и развалу Древнего Рима, внутренние и внешние причины кризиса.
Юсупов Э. В словаре, систематизированные в алфавитном порядке, содержатся сведения о происхождении архитектурных терминов и архитектурных стилей, их толкование и примеры использования терминов в контексте. Словарь ориентирован на широкий круг читателей и будет полезен всем, интересующимся мировой архитектурой. Античный мир. Словарь-справочник см. Атриум О словаре Словарь-справочник «Античный мир» представляет собой справочное издание, посвященное античным понятиям древних греков и римлян в контексте их вклада в развитие мировой культуру и литературы.
Wordhane уровень 2569
Древнеримский Внутрен. Дворик 5 Букв. Двор Дома В Древнем Риме 5 Букв. Home > Terms > Русский (RU) > атрий, атриум (закрытый внутренний дворик в центре древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения). Внутренний двор Капрарола, близ Витебро. Спасибо, что посетили нашу страницу, чтобы найти ответ на кодикросс Внутренний двор под открытым небом в римском доме.
Значение слова «Атрий»
Примечание - Атриум, развитый по горизонтали при длине более высоты над проходом, называется пассажем. Методика расчета времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара в машинных залах ТЭС вьетныма в условиях работы системы дымоудаления в режиме "поддува". Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Там не только «делали свое дело», но и обменивались новостями, обсуждали насущные проблемы и делились житейским опытом. Кстати, в уборных вполне можно было встретить нужных людей и получить приглашение на совместный обед или ужин от важной персоны, поэтому народ в общественные туалеты захаживал просто так, даже без особой нужды. Конечно, это ни в коей мере не касалось представителей богатого сословия, в домах которых имелись индивидуальные «удобства». Хотя, находясь вдалеке от своего жилища, и знатным особам приходилось посещать эти общественные говорильни.
Деньги не пахнут… Император Веспасиан в годы своего правления 69-79 гг. Смех смехом, но подобные меры принесли свои плоды, а крылатую фразу Веспасиана о том, что деньги не пахнут, произносят до сих пор. На самом деле, налог платили прачечные-красильни, использовавшие собранную мочу для стирки или как реагент при покраске одежды, но это сути не меняет. Для чего же, все-таки, предназначались продольные отверстия на вертикальных стенках общественных туалетов? В Древнем Риме не было туалетной бумаги: для личной гигиены использовался терзориум лат. Таким образом, через вертикальный проем можно было элементарно привести себя в порядок.
Губку смачивали в подведенном извне ручейке: благо, что с водой в Риме проблем никогда не возникало по причине бесперебойного снабжения города живительной влагой, поступавшей по акведукам. После окончания процедуры губки выкидывали, а палочки укладывали в специально прорезанный в скамье неглубокий желоб, чтобы ими мог воспользоваться следующий посетитель.
Но здесь мы видим такую вполне типичную структуру. Весь этот дом организован вокруг внутреннего двора. Этот внутренний двор — своего рода световой колодец, обеспечивает освещение для тех помещений, которые выходят внутрь, не на улицу. Кроме того, во дворе всегда располагался какой-то колодец или фонтан, то есть здесь был доступ к воде. Это было важно для жилого многоквартирного дома, и к тому же это давало некоторую меру безопасности, в случае каких-то возгораний можно было быстро воспользоваться водой. Такие инсулы, как мы видим здесь по сохранившимся стенам, возводились с помощью кирпично-бетонной кладки, то есть они были достаточно прочными, долговечными и, как мы видим, хорошо сохранились. Инсулы внутри декорировались, и приемы декорации здесь использовались те же самые, которые мы увидим в других жилых пространствах и в других типах жилищ, например, в римских особняках, но, конечно, много проще, чем в каких-то частных роскошных жилищах. Но в принципе декорация с помощью штукатурки, с помощью росписи, с помощью мозаик, которыми мостились полы и во дворе, и во внутренних помещениях, все это находит параллели и в оформлении жилищ другого типа.
Римский домус. Пространство входной зоны и атриума Но, конечно, гораздо более сложную структуру и более роскошную декорацию имели римские частные особняки, патрицианские, владеть которыми могли только очень знатные люди, представители знатных семейств, потому что в инсулах жили люди попроще и помещения там сдавались в наем, то есть это было нечто похожее, скажем, на доходные дома XIX века. А вот уже домусы римские действительно принадлежали частным владельцам, которые, кстати, тоже могли некоторые помещения сдавать в наем, но в целом римский домус был вот таким фамильным владением. Безусловно, домусы могли иметь разную планировку. Это зависело от конфигурации участка, на котором они стояли. Конечно же, домусы могли расширяться, могли достраиваться, владельцы этих домов могли покупать какие-то соседние территории и расширять свои дома. Однако же в республиканское время мы видим, что такой стандартный римский домус имеет очень выраженное ядро, которое повторяется. Эта пространственная композиция повторяется во всех римских домах. Это ядро составляют, так скажем, три основных первых помещения, которые всегда бывают нанизаны на одну ось. Та самая симметрия и особенно любимое римлянами осевое построение характерно, конечно же, не только для культовой архитектуры, не только для архитектуры публичной, но оно активно проявляет себя и в пространстве римского дома.
Но здесь вы видите условную реконструкцию, и на этой реконструкции, на этом плане представлены какие-то основные элементы, которые в римском домусе всегда есть. Вообще существуют два вида источников наших знаний об этих самых домах. С одной стороны, это письменные какие-то свидетельства, среди которых, конечно, самое важное — это свидетельство Витрувия, потому что Витрувий в своем трактате об архитектуре достаточно подробно описывает римский традиционный дом. Соответственно, это время поздней Республики и начала Империи, где-то 20-е годы до н. Он называет основные помещения и объясняет их функции, то есть действительно это очень важный наш источник представлений о римском жилье, о римском домусе. С другой стороны, мы имеем довольно богатый археологический материал, прежде всего в районе Везувия, в этом регионе, о котором мы уже говорили, который дает нам действительно очень полное представление о городской жизни в Риме эпохи Республики и об общественной жизни. Общественные сооружения в Помпеях, например, представлены очень полно, но вместе с тем и такие частные дома, то есть здесь мы можем как бы визуализировать очень хорошо наши представления о том, каким римский домус был и как он был украшен. Так, обращаясь к этой схеме, мы видим, что римский дом выходил на улицу своей короткой торцевой стороной.
Кариатида - статуя одетой женщины, введенная в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и заменявшая собой колонну или пилястру. Кауликоли — волютообразные завитки стеблей, выступающие из-за листьев аканта и образующие маленькие волюты, поддерживающие абаку. Контрфорс -каменный или бетонный вертикальный выступ ребро , усиливающий наружную стену. Колонны — выразительная часть портика, придающая ему монументальность. Важнейшие части колонны — ствол и капитель. Третьей основной частью колонны является расположенная в нижней части база. Иногда колонну устанавливают на пьедестал. Помимо декоративного значения, защищает антаблемент и колонны от дождя. Тимпан — внутренне углубленное треугольное поле фронтона, ограниченное карнизами. Триглиф — повторяющийся декоративный элемент дорического фриза — прямоугольная плитка, разделенная бороздками на три вертикальных части. Фронтон — завершение портика, фасада здания и т.
Картинки с похожим названием
- Троянская фреска раскрывает секреты древнеримских пиров
- Дополнительная информация
- Аналогичный
- Поиск по вопросам
- Закрытый внутренний двор в середине древнеримского жилища
Древнеримское жилище. Древнеримское жилище Центральная часть домуса
Р небольшой выступ плоскости фасада, выступ антаблемента , карниза и пр. Распалубка свод, врезанный в основное сводчатое перекрытие под прямым углом например, для устройства оконного проема. Рундук основной элемент крыльца в деревянной и каменной архитектуре позднего русского Средневековья; представляет собой площадку под сенью. Руст рельефная кладка или облицовка стен различных видов камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью. С Сандрик декоративная деталь в виде небольшого карниза или фронтона над оконным или дверным проемом. Изначально использовался для защиты проемов от дождя. Солея возвышение пола в храме перед алтарем и иконостасом. Стереобат цоколь храма или колоннады. В Древней Греции обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых или только ее поверхность называлась cтилобатом.
Стилобат от греч. Стоа, или стоя с греч. Супрапорта пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью. Т Тимпан внутреннее поле фронтона, щипца или портала над горизонтальной перемычкой дверного проема.
Жители инсул арендовали помещения. Помещения, которые выходили на улицу, сдавали в аренду под торговыми лавки и мастерские. Более богатые римляне снимали квартиры, расположенные на первом этаже, или квартиры, которые располагались на двух этажах. На верхних этажах жили бедные римляне. В инсулах было несколько комнат — это спальня, гостиная и центральная комната.
Если у хозяина или постояльца был раб, то он мог спать рядом с дверью в одну из комнат или под лестницей на другой этаж. Большую часть времени жильцы проводили в центральных комнатах. В них готовили пищу и хранили воду, чтобы в случае необходимости предотвратить пожар.
Римский дом Римский дом.
Перистиль peristyl и Виридарий viridarium Перистиль от греч. Виридарий лат. Обстановка виридария дома Веттиев Помпеи благодаря извержению вулкана дошла до нас почти в полной сохранности: по центру и по углам садик украшали фонтаны с бронзовыми купидонами.
Примечание - Атриум, развитый по горизонтали при длине более высоты над проходом, называется пассажем.
Методика расчета времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара в машинных залах ТЭС вьетныма в условиях работы системы дымоудаления в режиме "поддува". Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Закрытый внутренний двор в Древнем Риме
закрытый внутренний двор в середине древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. Закрытый двор древнеримского жилища. Перистильный двор древняя Греция. Закрытый внутренний двор в середине древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения [5 букв].
Древнеримские инсулы
Атриум, атрий (лат. аtrium) – закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. На этой странице мы разместили для вас WOW Guru Закрытый внутренний двор в середине древне-римского жилища ответы, читы, пошаговые руководства и решения. Патио – внутренний дворик, окруженный колоннадой. Эта страница с ответами Wordhane Закрытый Внутренний Двор В Середине Древнеримского Жилища, Куда Выходили Остальные Помещения дает вам необходимую помощь, чтобы справиться со сложными пазлами. АТРИЙ АТРИЙ (лат. atrium), закрытый внутренний двор в середине древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения.
Что такое Атрий? Значение слова atrii, исторический словарь
Богатые дома имели вестибюль, куда можно было войти с улицы, поднимаясь по ступеням. В глубине атриума обычно находилась комната хозяина таблинум и столовая триклинум. По периметру дворика располагались темные коморки - спальни кубикулы , кладовая, ванная и т. В задней части дома находился огород хортус. Вся жизнь происходила внутри дома. Дома имели гладкие стены и черепичную крышу. Центральным помещением был атриум куда входили через сени со световым проемом в середине.
Справа и слева от атриума располагались комнаты для приема гостей и спальни, представлявшие собой небольшие помещения с высокими дверями, обычно открытыми настежь, чтобы пропустить свет в комнаты. В центре атриума был имплювий, куда стекала с крыши дождевая вода, попадавшая по трубам в цистерну, размещенную под полом. Когда нужно было достать воду, ее доставали сосудом, привязанным к веревке, через оставленное отверстие, обычно закрытое каменной плитой, уложенной на невысокий цилиндр. Напротив сеней находился отделенный занавеской таблинум, где хозяин принимал посетителей. С восточной, более прохладной стороны обычно была летняя столовая, а с западной - зимняя. Вправо и влево перед таблинумом находились "крылья", служившие расширением атриума.
Через них проходили в другие комнаты, и в них стояла мебель, включая шкафы с полками, в которых хранились раскрашенные восковые маски предков. Под каждой из них имелась дощечка с надписью, указывающей имя, подвиги покойного, дата смерти и другая информация. Эти маски передавались от поколения к поколению как свидетельство древности рода. В праздники шкафы открывались, и маски украшались венками. В домах могли быть лавки с входом с улицы или еще и из атриума, если торговал сам хозяин. Главные помещения отличались значительной высотой, как и полагалось в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделялись от нее плоским или сводчатым потолком.
Слой воздуха между потолком и крышей служил защитой от чрезмерных колебаний температуры. Второй этаж часто нависал выступом над улицей. Дымовых труб не было.
Поэтому день начинался очень рано: женщины вставали на рассвете, а иногда и далеко засветло. Они пряли, наводили порядок во всём доме. К обеду приходили дети и мужья, которые сразу же после трапезы снова удалялись работать. Стоит отметить, что в воспитании детей на долю жены в простых семьях выпадала более важная роль, нежели на долю отца, который был занят весь день, работая в мастерской. Первые уроки доброго поведения и дочери, и сыновья получали именно от матери, при которой были постоянно.
Женщина могла не только научить вести домашнее хозяйство девочку, но и дать дельный совет сыну. Она знала жизнь и имела свой опыт, которым делилась со своими детьми. Конечно же, учитывая такой объем домашних хлопот, можно быть уверенными в том, что ложилась спать женщина в 10-11 часов вечера, что по римским меркам было довольно-таки поздно. Именно из таких домашних забот состоял день жены — матери из простой среды. Итак, можно сделать вывод о том, что замужняя женщина в Риме воспринималась не только как средство продолжения рода, а как верная помощница своему мужу, хозяйка дома, добрая советчица и как любящая мать. Она заботилась не только о домашнем хозяйстве, но и давала советы мужчине, если тот обращался к ней за помощью в вопросах общественной, а иногда и политической и экономической жизни государства. Таким образом, зачастую неосознанно, женщина оказывала своё влияние на ход исторических событий. Юлия Гаркушенко.
Это 800-метровый подземный канал до 3 метров шириной и глубиною более 4 метров , имеющий множество изгибов — он огибает архитектурные постройки. Стоки нечистот в этот канал осуществлялись как через вертикальные отверстия, так и через боковые тоннели различных сечений. Большая Клоака считается самым древним из сохранившихся до нашего времени римских сооружений и до сих пор выполняет функцию ливневой канализации. Когда и кто начал ее строить, доподлинно неизвестно — есть мнение, что это был легендарный пятый царь Древнего Рима Луций Тарквиний Приск, правивший с 616 по 579 год до н. Впрочем, поскольку историчность Тарквиния стопроцентно не доказана, вопрос остается открытым. Масштабы подземных канализационных сооружений под Римом и их прочность восхищали современников. Под ним протекают, сведенные вместе, семь рек и стремительным течением, подобно бурным потокам, неудержимо все увлекают и уносят, а усиленные вдобавок лавиной дождей, сотрясают дно и стены.
Иногда Тибр, раздувшись, устремляется против их течения, и сталкиваются внутри встречные потоки, — и всё же прочность этого сооружения непоколебима. Поверху волокут такие громады, а полости этого сооружения выдерживают всё это, их потрясают обрушивающиеся со стремительной силой или обваливающиеся от пожаров здания, сотрясается почва от землетрясений, а они держатся со времени Тарквиния Приска вот уже 700 лет почти несокрушимые», — свидетельствует Плиний-старший. Как считают современные ученые, на начальном этапе Клоака Максима возводилась под руководством мастеров-этрусков — на заре существования Рима этруски во всем превосходили римлян, которые отставали от них и в технологиях, и в искусстве. Первоначально римская канализация была открытой системой. Но когда царский период сменился республиканским, все ее каналы постепенно облицевали каменными плитами и перекрыли каменными сводами. Клоака прекрасно вписывалась в концепцию античного Рима, население которого к началу нашей эры перевалило за отметку в полмиллиона жителей. Городские улицы специально делали горбатыми: осадки стекали по наклонным поверхностям в обе стороны, заодно смывая мусор и грязь, после чего через водосборники попадали в канализацию.
Канализационные люки системы водоотведения выполнялись в форме диска, традиционно оформленного в виде лица речного божества Тритона или морского бога Океана — вода падала в канализацию через их открытые «рты» и «глаза». Один из таких люков, известный как «Уста истины», прославился, попав в одну из сцен фильма «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепберн. Сейчас этот люк является самым фотографируемым канализационным колодцем в мире. Капитальная реконструкция и расширение римской Клоаки были произведены стараниями политика Марка Випсания Агриппы — друга, сподвижника, соправителя и зятя Октавиана Августа, ставшего позднее единоличным императором. Получив в 30 году до н. Именно Агриппе приписывают окончательную герметизацию Клоаки Максима. Она стала сложным инженерным сооружением, в работе которого учитывался рельеф местности и даже использовались насосные станции, позволяющие осуществлять подъем воды на возвышенности — откуда она потом распределялась для дальнейшего стока вниз.
В период наивысшего расцвета Древнего Рима клоака отводила воду из общественных бань терм , которых в конце V века н. Устье Клоаки Максимы — полукруглая арка около пяти метров диаметром, расположенная в стене набережной Тибра, — сохранилось до наших дней. Развитие канализации шло рука об руку с созданием широкой сети отхожих мест. В Риме общественные туалеты назывались «фориками», или «латринами» forica, latrina. Как и у греков, римские форики не предполагали уединения. Там были установлены длинные ряды стульчаков и фонтанчики, вода из которых по желобам выводилась в канализацию. Главной его функциональной особенностью был водный канал с проточной водой, выведенный наружу до ближайшей реки.
Для гигиенических целей римляне применяли материал, сильно отличающийся от привычного для нас пипифакса. Вместо бумаги использовалась средиземноморская губка эластичная пористая масса , насаженная на деревянную палочку. Римский солдат, посещающий термы и латрины в Честере, первым делом выбирал палочку с губкой. Ее нужно было обмыть в проточном канале, используя находящиеся рядом резервуары с соленой водой или уксусом. Мраморные сиденья для посетителей туалета зачастую украшались изысканной мозаикой», — описывает одно из таких сооружений историк Александр Сильнов. За пользование фориками взималась плата. Собственно, древнеримский император Веспасиан обеспечил себе бессмертие изобретением афоризма «деньги не пахнут», ставшего ответом на упрек его сына Тита в том, что, дескать, неудобно взимать плату за посещение туалета… Как и у греков, римские туалеты были важным центром общественной жизни — там вели философские дискуссии, составляли бизнес-планы, договаривались о политических интригах и даже сочиняли стихи.
Прекрасно известный и сегодня жанр «сортирной поэзии» зародился именно тогда, в Древнем Риме. И его не чуждались выдающиеся мастера. По этой причине некоторые стихи, например, великого Катулла сейчас чрезвычайно неудобно цитировать широкой аудитории… Средневековый откат Не секрет, что средневековая Европа буквально утопала в дерьме. В то время достижения античной цивилизации выглядели чем-то невообразимым. Даже могущественным феодалам приходилось пользоваться самыми примитивными сортирами, не шедшими ни в какое сравнение с благоустроенными римскими туалетами. Так, автору этих строк как-то довелось посетить средневековый замок в ирландском городке Трим. Нормандский рыцарь Гуго де Ласи начал сооружать его в 1172 году, а спустя более восьмисот лет сюда приехал Мэл Гибсон — снимать «Храброе сердце».
Мы облазили замок и его внешние укрепления снаружи, а потом побывали и внутри и даже забрались на крышу. Здесь проживало не более 25 человек: барон, начальник стражи и сами стражники со своими семьями да священник. Барон жутко всех опасался, так как у него было много врагов, — и гостей в замок запускали лишь после тщательного досмотра. Особенно мне запомнился замковый туалет. Хотя это чересчур громкое название для простой дыры в полу помещения на втором этаже. Труба из нее выходит наружу — и фекалии попросту стекали по побеленной стене замка. Говорят, враги периодически подсылали лазутчиков, чтобы те подсмотрели, какого цвета стекающие по стене экскременты.
Если нормального, здорового — значит, у барона и его людей всё хорошо, питаются нормально.
Однако же от этих ранних времен, от эпохи Республики у нас фактически нет никакого археологического материала, потому что эти дома были очень недолговечными, они строились из дешевых материалов. Это был сырцовый кирпич, это было дерево. Соответственно, из-за подобных сооружений и особенно в местах, где такого жилья было много, где как-то скученно селились люди, часто случались пожары. Эти жилища возгорались, и они были действительно для самого города Рима источником очень большой проблемы пожаров. Но уже в эпоху Империи эти многоквартирные дома начинают строить с использованием кирпично-бетонных кладок, они становятся более прочными, более долговечными, и какие-то нормы строительства контролируются властями.
Поэтому проблема пожаров не уходит совсем, но во всяком случае, конечно, с этим становится гораздо лучше. И хотя хронологически это не входит в наш сегодняшний этап, в наши хронологические рамки, тем не менее я хочу вам показать тот материал, который сохранился от уже имперского времени, от I, II веков н. Пожалуй, лучше всего такие многоквартирные дома представлены в городе, который был своего рода спутником города Рима. Это античная Остия. Остия находится в устье Тибра, то есть в месте его впадения в Тирренское море. Отсюда, собственно, название города, Остия.
Ostium значит именно «устье». И рядом с Остией находился большой порт, то есть это был важный такой экономический центр для Рима и достаточно крупный город. Античная Остия сохранилась достаточно хорошо. Это поселение располагается в районе нынешнего Фьюмичино, то есть в том районе, где находится знаменитый римский аэропорт. Здесь раскопаны какие-то кварталы, в том числе и жилые, позволяющие нам реконструировать облик этих жилищ. Обратите внимание на эту аэросъемку.
Вы увидите зону Остии в районе Капитолия и множество построек, которые обнажают нам свою внутреннюю структуру. Мы видим, что для многих сооружений характерна такая ячеистая структура. Они состоят действительно из неких простейших архитектурных ячеек, которые называются таберны. Таберна — это прямоугольное помещение с одним входом с торцевой стороны, и это действительно такая ячейка, из которой могут конструироваться самые разные объемы и возводиться самые разные сооружения с помощью таберн, причем имеющие разные функции. Например, таберна может использоваться в качестве торгового помещения, и в таком случае подобные ячейки составляют торговые ряды. Можно присоединять таберны друг к другу и составлять эти длинные торговые ряды, которые обращены к улицам.
Но можно также эти ячейки ставить друг на друга, и в таком случае они могут создавать, формировать жилое пространство. Крупные жилые дома в Риме называются инсулами. Инсулой может называться жилой район, но также и такой большой многоэтажный, многоквартирный дом.