При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
10 правил воспитания советских детей » | Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться. |
Telegram: Contact @lagertaguides | Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». |
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3 | Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина». |
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии
Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. Я не имею прав 100% утверждать и говорить о советском воспитании, так как я был совсем мелким, когда СССР де-факто начал разваливаться потихоньку, хотя краем еще и застал. Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. Как уже было сказано, методика советского воспитания не является категорически неприемлемой в наши дни.
Как менялось воспитание детей за последние 100 лет
Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин. Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста.
Миф о советской школе
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться | Советские педагоги изучали опыт трудового воспитания в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. |
5 неприятных моментов воспитания в СССР, о которых молчат не просто так | Femmie | Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование. |
Воспитание детей в СССР | В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. |
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо | В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства. |
5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу | В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени. |
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе
Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов. Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. В школах СССР начальную и допризывную военную подготовку ввели в 1939 году согласно закону "О всеобщей воинской обязанности", принятому Верховным Советом СССР 1 сентября. Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире?
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким. Какие ошибки советского воспитания могли привести к массовому появлению психологических травм у детей того времени #подслушаноувоспитателей. Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР.
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов
А потом нас принимали в пионеры. Страшно подумать, но мы давали клятву. Мы выкрикивали: «Всегда готов! Мы носили красные галстуки, отличники — тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы — неуважительно мятые. У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез. Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом. Источник: Migration Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом.
Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад. А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить.
Правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность, что является одной из главных функций трудового воспитания», — подчеркнула она. Отметим, что в школах Финляндии труду уделяют много времени. Правда, здесь целью занятий являются сугубо практические навыки, которые позволяют подростку научиться самому обслуживать себя. На финских уроках труда дают базовые навыки готовки, шитья, ремонта, заботы о доме, столярного мастерства, учат правильно накрывать на стол и т.
Принимать помощь от старшего товарища вовсе не возбраняется. Впрочем, главный адресат у этого плаката не младшеклассник, а старшеклассница — так демонстрировали преемственность между пионерами и октябрятами. Первые в подобных сюжетах всегда выступали в роли мудрых старших братьев и сестер. Фактически помогать младшим и старшим вменялось в обязанность прилежному обладателю красного галстука. Художники довольно часто обличали и высмеивали пороки подрастающего поколения. Разумеется, в назидательных целях. Так что встречались в агитации и грязнули, и лодыри, и хулиганы, и обманщики, и просто безразличные к нуждам окружающих школяры.
Но никогда на таких персонажах не было красного галстука. Ведь пионер не мог служить дурным примером. Опрятный вид, чистое и выглаженное платье должны быть результатом собственного труда. Пионерского галстука на этом плакате мы, само собой, не видим.
Учителя с творческой жилкой и мотивированные на учебу дети начали потихонечку скапливаться под одной крышей, предоставляя бывшим одноклассникам получать удовольствие от лоботрясничества в компании себе подобных под аккомпанемент бессильного рыка математички МарьВанны. В-третьих, образовательное пространство оказалось привлекательным полем для экспериментов, широко проводившихся как отдельными руководителями, так и целыми институтами. В школах отменялись, а затем восстанавливались неважно, под каким названием обществоведение и НВП, в «началке» завертелся бесконечный круговорот систем «один-три» и «один-четыре», деятели Федерального собрания не реже раза в месяц начали требовать введения новых предметов в диапазоне от «Основ антикоррупционной политики» до робототехники, пошли баталии вокруг «Основ религиозной культуры и светской этики», грозным утесом возвысился ЕГЭ, прошел вал обвальных «слияний и поглощений», в результате которых некоторые директора теперь не знают в лицо не только немалую часть своих учителей, но даже и часть вверенных им зданий… А что такого — все учились в школе, все понимают в воспитании детей, отчего не пореформировать? Каждый последующий министр рано или поздно покидал свой пост под все более громкое улюлюкание профессионального сообщества и активной части родителей, но реформаторского зуда это почему-то не убавляло. Разумеется, у части наших сограждан, вообще любящих усмотреть в происходящем вокруг злую волю, «закулису» и прочие козни, уверенных, что коронавируса не существует и одновременно — что он изобретен в американских лабораториях, что технология 5G «зомбирует», а цифровые технологии в образовании «нейропрограммируют», не могла не возникнуть уверенность, что все происходящее — результат сознательной политики по оболваниванию населения. Детали кто именно стоит за этой политикой — злокозненное Мировое правительство или зловредное собственное мало что меняют в конечном выводе: «Спасайся кто может! Отечественная система образования не имеет внятного ответа на вопрос: «Что мы хотим получить на выходе? В Законе об образовании сказано немало прекрасных слов. Вот, например: «Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования». Или: «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания». Подробнее Но если обратиться к практике, то внятного понимания того, что такое желаемый образ выпускника средней школы, мы не наблюдаем даже в первом приближении. Если мы ставим задачу приобретения определенной суммы знаний вообще-то это прошлый век! А если мы стремимся научить ребенка учиться и создать максимально комфортные условия для гармоничного развития личности, то это не так делается. То есть совсем не так. Иными словами, школа есть, а вот зачем она — большой вопрос. Именно в этой плоскости, а не в злокозненной деятельности некоей группы могущественных тайных злодеев и лежит, по нашему мнению, ответ на вопрос: «почему так коряво». Когда трава была зеленее… Беспомощность тех, кто отвечает за государственную политику в сфере образования и воспитания молодежи, отлично передают периодически озвучиваемые призывы «вернуть как было». Далеко не каждая семья, особенно многодетная, потянет кружки, особенно если ребенок хочет посещать разные кружки». Вот что поделаешь, если в сознании чиновницы проблема внеурочной занятости детей так прочно сцеплена с государственной идеологией кстати, прямо запрещенной п. А «программа» предыдущего образовательного министра Ольги Васильевой, не придумавшей за первые полгода своего нахождения в должности ничего нового, кроме возврата к единым учебникам, патриотического воспитания и восстановления УПК, дежурства по классу и школьных производственных бригад? Людям, ратующим за «восстановление лучшей в мире советской системы образования», хочется напомнить замечательные строки Александра Городницкого: «Ностальгия — тоска не по дому, а тоска по себе самому». Наши дети не станут ни счастливее, ни образованнее, если опрокинуть их в наше прошлое, которое кажется нам радужным только потому, что мы были молоды, перед нами открывались сияющие перспективы, а папа и мама были живы. Прошлое никогда не вернется. Никогда учителя не будут пользоваться прежним авторитетом, поскольку перестали быть главным источником знаний.
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо
Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось" - Российская газета | Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня. |
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться | Адукар | Лилит Мазикина поразмыслила о вечном – воспитании детей – и определила, как и чем отличается советское воспитание восьмидесятых-девяностых и современное воспитание. |
Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР | Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. |
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня | Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. |
Воспитание в СССР | В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. |
В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР
При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки. Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству. Разработчики документа указывают на недостатки существующей школы: «отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность оканчивающих школы к практической деятельности». Закон содержал положение о введении в старших классах начального производственного обучения. Старшеклассники прикреплялись к производственным участкам и должны были проходить практику в производственных цехах, в сельскохозяйственных бригадах или межшкольных учебно-производственных мастерских.
Практика применения закона 1958 года оказалась неудачной. Рабочих мест для школьников было создано мало. Рабочий, к которому прикреплялся школьник, должен был исполнять роль инструктора. Однако, от выполнения производственных задач его никто не освобождал.
В итоге, зачастую школьник просто стоял за спиной рабочего и наблюдал. Подобная неорганизованная практика приносила мало пользы, через несколько лет от нее отказались. Казалось, бы пятидесятые годы были тем самым моментом времени, когда советская педагогика могла опереться на опыт Макаренко для организации трудового воспитания школьников. Но этого не произошло.
Макаренковед Фролов указывает, что в начале 50-х начался спад интереса к трудам Макаренко, поскольку у учителей возникло непонимание, как применять его систему. Еще одна причина — политическая. В эпоху Хрущева возникло недоверие к педагогике Макаренко, как атрибуту сталинского времени. Более того, в 1958 году была закрыта Лаборатория по изучению наследства А.
Макаренко, поскольку наследие советского педагога считалось изученным. В теоретическом осмыслении наследия Макаренко наступает застой, который длился до середины 70-х. Новых исследований почти не велось, лишь переиздавались старые работы. Самое печальное, что за период застоя успевает укрепиться упрощенное и искаженное представление о макаренковском трудовом воспитании.
Кризис теоретического макаренковедения вовсе не означает, что не было примеров успешного практического применения макаренковского опыта.
Ошибки — это не опыт, а поражение. Хвалить нельзя, вдруг ребенок испортится Кое-кто из мам и бабушек до сих пор думает, что если расхваливать дитя, обращать внимание на его сильные стороны — вырастет самовлюбленный эгоист, и только. На практике, логичная похвала формирует четкую самооценку, и в большинстве случаев определяет то, насколько ребенок будет уверен в своих способностях и умениях.
В реальности таких детей никто не видел, но это не важно, главное, они существовали в воображении родителей. Нужно ли доказывать, что подобные сравнения плохо отражаются на самооценке, заставляют детей чувствовать себя ненужными и плохими. Отмечать недостатки, чтобы исправлялся Считается неприличным иронизировать над физическими особенностями, которые человек не в состоянии изменить. Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы.
И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников. Дескать, дразнить так или иначе будут, пусть привыкает. Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся. Мнение других — в приоритете Помните?
Абсолютно все оценивалось с точки зрения «людей» и «соседей», включая мечты и планы на отпуск. К сожалению, те, повзрослевшие мальчишки и девчонки, так и не могут позволить себе жить в удовольствие, боясь осуждения, не переставая оглядываться на общественное мнение.
Для примера: «Будешь грушу или яблоко? Надо отметить, что отношения в такой семье всё равно отличные, потому что малыш убежден: его мнение имеет значение. Как правило, на детей не оказывают ощутимое давление, как это делали раньше, поэтому они не чураются родителей. Это совсем не авторитарные отношения, а скорее дружеские, взаимовыгодные. Точка зрения на все, что касается современного воспитания и воспитания в СССР, меняется с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. И это правда. Но поскольку воспитание детей не является точной наукой, а мир не стоит на месте, заваленные новостями и информацией в социальных сетях, современные родители сталкиваются с гораздо большими требованиями, чем во времена Советского Союза.
Это ни хорошо, ни плохо. Просто в силу доступности технологий, стал возможен переход из более суровых в комфортные бытовые условия. А вместе с этим и приобретение совершенно иных педагогических принципов. Понравилась статья? Расскажите друзьям:.
В постановлении говорится не просто о проблемах, а о существенных недостатках в работе общеобразовательной школы. Партия и Совет Министров возлагают ответственность на министерство просвещения СССР за то, что не разработана эффективная система трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Снова наступает момент, когда можно было воспользоваться системой трудового воспитания Макаренко, однако шансов сделать это в 70-е было еще меньше, чем в 50-х.
Во-первых, часть педагогического сообщества к этому времени уже ополчилась на Макаренко — главным образом за идею воспитания личности в коллективе. Коллектив начали вычеркивать, как фактор воспитания. В чести была «педагогика сотрудничества», которая предполагала свободное индивидуальное развитие личности. Во-вторых, как уже было сказано, утвердившееся в официальной педагогике упрощенное понимание трудового воспитания Макаренко, не давало возможности это наследие правильно использовать. Некоторые педагогические авторитеты того времени пытались доказывать, что существующая воспитательная система — это и есть то, о чем говорил Макаренко. Официальной педагогике и критикам Антона Семеновича противостояла группа его учеников и продолжателей. По их мнению, педагогическое наследие Макаренко было искажено. Поэтому, в 1978 году, когда праздновалось 90-летие Макаренко, они проводят собственную отдельную конференцию. Участие в ней приняли более 130 учеников Антона Семеновича.
Выступивший на конференции И. Иванов призвал отойти от официальной педагогики и заниматься творческим развитием наследия Макаренко. На самом деле, только благодаря представителям этой группы — тех, кто понимал, что делал Антон Семенович и творчески развивал его наследие, отечественное макаренковедение сумело уцелеть даже после перестройки. Последняя попытка наладить в советской школе настоящее трудовое воспитание была предпринята в 1984 году. Школьная реформа 1984 года фактически предусматривала «включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный труд — труд настоящий, необходимый обществу». Для старшеклассников снова, как в 1958 году, вводилось обучение на производстве. Школьная реформа 1984 года была запоздалой, начавшаяся перестройка быстро положила ей конец. Перестроечная концепция общего среднего образования оставляла школе лишь функцию обучения, а воспитание в том числе трудовое предписывала проводить отдельно от школы. Итак, мы видим, что Антона Семеновича Макаренко в СССР уважали, им восхищались, но разработанная им система трудового воспитания так и не была использована советским государством даже тогда, когда в ней была реальная потребность.
И все-таки, были примеры успешного трудового воспитания в СССР.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Также детей заставляли строго соблюдать режим: рано ложиться, рано вставать, есть в определенные часы и т. Кроме того, детей приучали питаться натуральными продуктами. Полуфабрикатов советские бабушки и дедушки в доме не держали. Ранее мы рассказывали , как сделать Новый год по-настоящему волшебным для ребенка.
Введение обязательного бесплатного и совместного обучения детей в нашей стране стало одной из главных заслуг советской власти уже через год после Октября.
Однако долгое время единой даты начала занятий не было — школам предписывалось открывать двери для ребятни осенью, без уточнения числа. Только в 1935 году Совнарком и Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии большевиков постановили делать это 1 сентября. В качестве праздничного дня дата стала восприниматься только после войны. Во многом этому способствовала педагогическая пропаганда, в первую очередь агитационные плакаты.
Официально 1 сентября объявили Днем знаний только в октябре 1980 года. Но, конечно, и до этого первый учебный день был важной темой для авторов открыток и плакатов. Поэтому зачастую детей с открыток провожали в школу и подбадривали знакомые литературные герои. В этой работе также обращают на себя внимание молоток и пила, которые понадобятся в учебе не меньше, чем букварь и глобус.
Трудовое воспитание было неотъемлемой частью советского образования. Упитанный, скромно, но аккуратно одетый и причесанный, веселый — такой малыш символизировал собой собирательный и идеальный образ ребенка Страны Советов», — пишет кандидат исторических наук Елена Теплова в работе «Визуальные образы советского детства».
Это не только мимими, красивые и смышленные детки - наши влогеры делятся всяческими полезными лайфхаками и материнским опытом! Ведь каждый день мамы, каждая по-своему, растят своих детей, вкладывая в их жизнь максимум своих сил, времени, труда и фантазии. И так интересно и полезно узнать, как это делают другие! Здоровье и питание малышей, дизайн, шоппинг, одежда, обустройство детского быта и досуга, праздники и будни, немного психологии и медицины. Наши видеоролики обо всем, с чем сталкивается каждая мама каждый день!
Дело в том, что «качество» — понятие не только растяжимое «осетрина второй свежести» , но и довольно неопределенное. Вот, например, несколько лет назад автор встретил в Сети аргумент немолодой уже женщины: «Я до сих пор помню наизусть письмо Татьяны Онегину, которое сдавала учительнице в 8-м классе! Во-первых, это, скорее, характеристика памяти с которой ее следует поздравить ; а во-вторых, хочется тихонечко спросить: «А зачем? Средний актер провинциального драмтеатра помнит наизусть десятки ролей в диапазоне от Чацкого до шестого козленка, он что — высокообразованный человек? Качественное образование полностью соответствует поставленным перед ним обществом на самом деле государством, конечно задачам. Они, эти задачи, в основном сводятся к профессиональным, социальным и идеологическим. В педагогике положительные результаты — дело не только отложенное, но и относительное. Успех первого выпуска Царскосельского лицея не в том, что он помог сформироваться великому поэту и вообще его известность в первую очередь благодаря дважды ссыльному литератору Пушкину и двум государственным преступникам-каторжникам Пущину и Кюхельбекеру — полный педагогический провал с точки зрения государства. Его успех в том, что из него в немалом количестве вышли те, кого и положено было готовить, крупные государственные деятели: тут и Горчаков, и Корф, и адмирал Матюшкин, и 5 тайных советников… Если мы говорим о школьном образовании, то профессиональные навыки не следует понимать буквально, школы не выпускают готовых специалистов. Здесь скорее следует говорить о выработке базовых умений, об «обучаемости». Выпускник средней школы быстро научится выполнять обязанности, не требующие серьезной специальной подготовки секретарь, продавец, телеграфист , или перейдет на качественно новый уровень, где учебные навыки помогут ему приобрести сложную квалификацию врач, инженер, геолог, учитель. Есть широко приписываемая Бисмарку фраза: «Франко-прусскую войну выиграл прусский учитель». На самом деле сказал нечто похожее другой человек про другую войну. Лейпцигский профессор географии Оскар Пешель написал после австро-прусской 1866 года: «…Народное образование играет решающую роль в войне… Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Чем образованнее человек, тем легче обучить его новым навыкам и умениям так что не надейтесь, что военные без боя отдадут призыв людей с высшим образованием. В 1970-80-е стране нужны были инженеры, и в советской школе было немало черчения, богато физики в том числе даже обрывочные сведения о теории относительности и очень много математики, включая начала матанализа и стереометрию. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол, говоривших на очень старомодном, но все-таки довольно свободном английском или французском, рядовой школьник-«хорошист» на выпускном экзамене мог прочитать небольшой несложный текст со словарем и наизусть рассказать одну из заранее выученных тем «Владимир Ильич Ленин воз борн ин эйтин севенти ин зе сити оф Симбирск нау Ульяновск». Гуманитарные предметы обслуживали воспитательную «идеологическую» составляющую. Знаний в голове у этой заготовки было немало, а вот умений эти знания добывать... Многие первокурсники, оказавшись в институтских аудиториях, слышали от преподавателей: «А теперь забудьте то, чему вас учили в школе! Почему она сломалась? Социальная задача советской школы как и любой массовой системы образования в ХХ веке — служить социальным лифтом. Здесь — никаких претензий: дети крестьян исправно становились инженерами, завлабами и профессорами. Система могла вставлять отдельные палки в отдельные колеса сегодня хорошо известно, что многим юношам и девушкам в 50-е—80-е годы серьезно подкорректировала их планы на будущее «инвалидность по пятому пункту» , но в целом трудолюбие вознаграждалось.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ. Рассказываем, почему советское воспитание – это плохой пример. По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно».