Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА.

Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний

Структура правовой нормы Структура правовой нормы Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость. По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы. Общая абстрактная гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.

Конкретная казуистическая гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

Норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона - это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента.

Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике. Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями.

Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм. Классификация норм права Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического осмысления явлений правовой действительности.

Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права. Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты.

Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения кроме них, в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права , Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, то есть от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими. Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действии. Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения. Правоохранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие.

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения. Нетипичные или специализированные нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями.

Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные целеустановительные и дефинитивные нормы. К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и коллизионные нормы. Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм. Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя. Декларативные целеустановительные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности. Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

В рамках этой же классификации различают нормы материального права которые регулируют содержательную сторону общественных отношений и нормы процессуального права которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права , нормы частного и нормы публичного права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Причем специальная норма отменяет в части своего действия общую норму. Последние устанавливают изъятия из общих или из общих и специальных норм.

Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При уяснении специфики исключительных норм права важен прежде всего момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права. Такие ситуации крайне нежелательны или крайне редки, но в жизни они могут возникать. Правила, содержащиеся в императивных нормах права как обязывание, запрет, так и дозволение , не могут быть изменены соглашением сторон.

Большая часть норм права является императивными.

Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания.

Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого, что перед нами - логическая норма или норма предписание. Если это норма - предписание, то она полностью содержится в статье. Например: п.

В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Например: в ст. Например: ст.

Черданцев говорит о том, что отдельные части нормы элементы нормы могут быть расположены не только в разных статьях, но и в разных нормативно правовых актах. Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье, но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем. Или тогда придется согласиться с тем, что право состоит не только из норм права, но и также из теоретических положений, принципов, понятий и тому подобного.

Но этого никак нельзя допустить, здесь необходимо применить логическую норму. Но логическая норма не всегда удобна и характерна, не для всех норм права. И как я уже приводил, пример норма права может быть растворена в текстах разных нормативных актов и даже в разных отраслях права.

С каждым, приведенным мною, выводом нельзя согласиться, и каждый автор очень обоснованно и доказательно отстаивает свою точку зрения. Поэтому еще раз напрашивается вывод Алексеева С. Скажем об основных способах изложения нормы в статье нормативно-правового акта: 1 Прямой способ изложения.

Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы гипотеза, диспозиция и санкция. Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права.

В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и тд. Следовательно, чтобы применить норму, которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса.

Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона.

В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила диспозиция , которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены.

Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины. Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте.

При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах. Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона - это форма его изложения.

В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями.

Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Структура норм права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Так, ст. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов. Способы изложения — это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования объема юридических норм в тексте закона иного нормативно-правового акта. В зависимости от полноты изложения элементов гипотезы, диспозиции, санкции нормы права в статьях нормативно-правового акта принято различать следующие способы: 1. Прямой; 2. Ссылочный; 3. Бланкетный; Прямой способ означает, что норма права совпадает со статьей нормативно-правового акта например, ст. Ссылочный способ характеризуется тем, что в статье нормативно-правового акта содержатся не все элементы нормы права.

Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Санкция иначе… — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций например, от 3 до 15 лет лишения свободы и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности либо штраф, либо лишение свободы неопределённые санкции для современного права не характерны. Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры.

Нормы Конституции например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию такая структура характерна для многих регулятивных норм или одну диспозицию нормы-принципы , нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции такая структура характерна для охранительных норм. Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм что не снимает его неопределённости. В других случаях такое восстановление является некорректным например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма. Применение права: понятие, признаки, необходимость. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации.

Именно ею обеспечивается возможность государственного принуждения. Всю проблематику юридической структуры нормы права дополняет еще одна сложная проблематика — логическая структура. Она охватывает логическими понятиями и их связками юридическую структуру, но обладает вполне самостоятельным значением. Нормы права в статьях нормативных актов: способы изложения Правовые нормы в статьях нормативных актов представлены различными юридическими конструкциями и способами изложения, обусловленными их спецификой. Принято различать несколько вариантов изложения правовых норм: все элементы логической структуры — гипотеза, санкция и диспозиция — включаются в одну статью; элементы нормы права излагают в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы правовых норм могут быть изложены в нескольких статьях различных нормативных актов; в одну статью может быть включено несколько правовых норм.

Ответственность за невыплату заработной платы Порядок установления стимулирующих выплат следующий. Они устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Это следует из ч.

Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами. Норма права — это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом: структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов; несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта; все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта; разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный бланкетный.

В первом случае они издаются высшими или центральными органами государства и имеют один в унитарных государствах или два в федерациях уровня.

Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру несколько уровней в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима свободная экономическая зона появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права. Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в нормативных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации.

К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, то есть при наличии соответствующего юридического факта. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение. Социально-технические - регулируют использование человеком технических средств, сил природы правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.

Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные - регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т. Это - правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста. Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, то есть предоставление различных материальных, духовных благ.

Поощрительные нормы - это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что заслуживает внимания. Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающие не как правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению. При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не только право на применение поощрения, но иногда и обязанность поощрять.

Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции. Заключение Анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Юридическая структура традиционно определяется как такое строение норм права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотезой обозначают ту часть нормы права, где указаны условия жизненные обстоятельства , наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения - исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило. Диспозицией обозначают само правило поведения - действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы.

Санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы прав - указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права. Отсутствие какого-либо из элементов, например, гипотезы или санкции - это признак несовершенства нормы права, ее "недоделанности". Но выделение гипотезы, диспозиции, санкции - это только первый структурный пласт нормы права. Знание о нем становится необходимым для использования, исполнения, соблюдения и применения правовой нормы.

Как бы то ни было, любая часть структуры права - от гипотезы до отрасли является неотъемлемой частью правовой системы общества, даже всего человечества. Она воплощает в себе ту огромную историю, которая пройдена правом вместе с цивилизацией. Только взаимная согласованность, непротиворечивость всех компонентов системы права способны обеспечить достижение правом своего социального назначения. Список литературы 1. Алексеев С.

Венгеров А. Клименко С. Клименко, А. Лазарев В. Лазарев, С.

Мальтузов Н. Мальтузов, А.

И притом начали осуждать в школьной группе, где находятся другие ребята этой школы. А по национальности я являюсь казашкой.

После этого я попросила его извинится, но никакой реакции не последовала, после чего он начал говорить, что я прав и строю из себя жертву и то что я сама пожаловалась на него. Но я не жаловалась, так как первый кто отреагировал являлся директор, а не я. Москва 1 ответ Автомобильное право Здравствуйте.

Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия?

Соотношение нормы и статьи зависит от того, рассматривается ли оно применительно к логической норме или к норме-предписанию. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона. Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям.

Ответы юристов (1)

  • Структура норм права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
  • Норма права это
  • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
  • Что такое нормативный правовой акт
  • Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах. Соотношение нормы права
  • Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта

uristinfo.net

Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. Взаимосвязь между нормой права и статьей нормативного акта заключается в том, что норма права является более абстрактным и общим понятием, в то время как статья нормативного акта содержит конкретные и детализированные требования. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель. Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Правотворчество — это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений. Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции. Правотворчество направлено на создание, изменение и отмену норм права. Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права. С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество референдум , правотворчество государственных органов и должностных лиц правом принятия законов обладают Государственная дума и представительные органы власти субъектов федерации , санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций, например принятие Устава ООО. Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность. Выделяют следующие принципы правотворчества: - Демократизм правотворчества предполагает участие народа в принятии законов; - Законность правотворчествапредполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах; - Научность и профессионализм правотворчества заключается в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества; - Гласность и системность правотворчества. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.

Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1 принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2 непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3 санкционирование государственными органами обычаев; 4 создание судебного прецедента. Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные законодательные органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти правительство, министерства и т. Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом.

Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности местные обычаи или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций например, обычаи морского порта. В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются. Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими юридическими предписаниями. Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия.

Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии. Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными специалистами на основании контракта. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам.

Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган. Второй этап- официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Оно принадлежит далеко не всем субъектам права.

Гражданские нормы — регулируют отношения между гражданами, физическими и юридическими лицами.

Административные нормы — устанавливают правила поведения государственных органов в сфере реализации административных функций. Уголовные нормы — определяют ответственность за совершение преступлений и устанавливают меры наказания. Трудовые нормы — регулируют трудовые отношения между работниками и работодателями. В зависимости от способа закрепления нормы права, она может быть законодательной, подзаконной или международной. Определение нормы права Норма права обладает несколькими особенностями, которые отличают ее от других типов норм, таких как моральные нормы или правила поведения. Во-первых, норма права имеет юридическую силу и является обязательной для всех лиц, находящихся в юридических отношениях.

Во-вторых, норма права создается и принимается компетентными органами власти, обладающими законодательной властью. В-третьих, норма права обладает санкционированием, то есть установлены меры ответственности за ее нарушение. Норма права играет важную роль в общественной жизни, поскольку формирует правовое поле, в котором осуществляются социальные отношения, а также защищаются права и интересы граждан. Она обеспечивает стабильность и предсказуемость в поведении людей, а также служит основой для создания законов и других правовых актов. Через нормы права осуществляется правовое регулирование общественной деятельности и содействуется развитию правового государства. Классификация норм права Нормы права могут быть классифицированы по разным критериям: По правовой силе: императивные нормы, которые содержат обязательные правила поведения и запрещающие действия; диспозитивные нормы, которые предусматривают возможность изменения правовых последствий соглашением сторон.

По сфере действия: общеобязательные нормы, которые применяются ко всем участникам правоотношений; частноправовые нормы, которые регулируют отношения между отдельными субъектами права; нормы, регулирующие отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления. По характеру нормативного содержания: материальные нормы, которые устанавливают непосредственно права и обязанности субъектов права; процессуальные нормы, которые определяют правила рассмотрения и разрешения споров; организационные нормы, которые устанавливают правовые основы деятельности органов государственной власти. Таким образом, классификация норм права позволяет систематизировать и упорядочить правовые нормы, учитывая их особенности и характеристики. Примеры норм права Статья 14 Конституции Российской Федерации: Утверждает равенство перед законом всех граждан, независимо от их пола, национальности, религиозных убеждений и т. Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации: Закрепляет право собственности, которое гарантирует свободное распоряжение имуществом и возможность его использования и распоряжения. Статья 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Устанавливает административную ответственность за незаконные административные правонарушения, такие как нарушение правил дорожного движения или нарушение пожарной безопасности.

Статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации: Вводит ответственность за преступление, такое как хищение чужого имущества. Статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации: Защищает права работника, включая право на труд, отпуск, заработную плату, социальное обеспечение и т.

При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и тд. Следовательно, чтобы применить норму, которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным.

Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила диспозиция , которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины. Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона - это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике. Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным.

Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм. Классификация норм права Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического осмысления явлений правовой действительности. Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права. Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения кроме них, в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права , Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, то есть от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими. Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действии. Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения. Правоохранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие. Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил.

Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения. Нетипичные или специализированные нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные целеустановительные и дефинитивные нормы.

Однако для практического использования наиболее удобно прямое изложение. В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций[18]. Казуальный способ представляет собой изложение фактов, действий, реквизитов документов и др. Абстрактный - выведение в норме родовых признаков например, юридическое лицо, множественность действий, социальная компенсация и т. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права.

Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права, но, тем не менее, казуальный способ изложения норм необходим - он облегчает понимание правовых норм и пользование ими. Обобщая сказанное, можно выделить четыре варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое основание вид правонарушения , особый порядок реализации, специфические меры принуждения. Уголовная ответственность — наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В РФ исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе.

Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний

Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель. Иногда норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они не совпадают. Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций.

Структура правовой нормы

Можно говорить: статья нормативно-правового акта репрезентирует норму права, статья формализует норму. 4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. Отношение нормы права к статье закона. Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций. Научная статья на тему 'Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения'.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий