Восьмой факт Факт запуска Гагарина в космос предварительно не освещался в СМИ ввиду обеспечения секретности полета. Звание было учреждено непосредственно в честь первого полета человека в космос, совершенного советским гражданином Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток». Так Юрий Гагарин начал свою речь перед первым полётом в космос 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин перед первым полетом в космос. Сам Гагарин признавался, что на финальном испытании Титова подвели нервы. Полет стал триумфом не только Гагарина и тех, кто его готовил, но и всего СССР, опередившего США в космической гонке, — первый американский астронавт Алан Шепард отправился в космос лишь 5 мая 1961 года, совершив 15-минутный суборбитальный полет.
Сколько длился полет Гагарина? Подробности космического полета Гагарина
После первого полета человека в космос, сопровождавшегося проблемами как при подготовке, так и во время выполнения, Юрий Гагарин обрел всемирную славу и побывал с официальными визитами более чем в 30 зарубежных странах. Афиши в Одессе в день полета Юрия Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года. 12 апреля 1961 года осуществилась давняя мечта человечества – состоялся первый полет человека в космос. Это был первый полет человека в космос <br>На фото: первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев с космонавтами Германом Титовым (слева) и Юрием Гагариным на трибуне Мавзолея. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт. Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов | РБК Стиль | В 1975 году Алексей Леонов совершил свой второй полет в космос с Валерием Кубасовым. |
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века | 12 апреля 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле "Восток", стартовавшем с космодрома. |
5 фактов о Гагарине: когда полетел в космос, как назывался корабль и сколько длился полет | Юрий Гагарин был первым космонавтом совершившим полет в космос, один полёт, и он уже навсегда останется в памяти человечества как самый первый космонавт в мире. |
Значение полёта Гагарина в космос | Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос. |
После Гагарина в космосе побывал 431 человек | 12 апреля 1961 г.12 апреля 1961 г. Гагарин впервые в мире совершил полёт в космос – на космическом корабле «Восток», облетел земной шар за 1 ч 48 мин и благополучно вернулся на Землю. |
Гагарин Юрий Алексеевич
Причины данной тенденции эксперты называют разные. Радзиховский считает, что снижение интереса к космосу как таковому обусловлено тем, что не оправдалось ожидание человечества на так называемый космический прорыв. По его словам, полвека назад думали и совершенно искренне ожидали, что за покорением космоса последуют новые феерические открытия. Однако не произошло ни ожидаемой встречи с новой цивилизацией, да и ракеты не курсируют в межпланетном пространстве словно аэробусы. То есть это стало важнейшим элементом человеческой жизни, летали десятки и сотни миллионов.
Представить жизнь без авиации люди уже не могли», - объяснил эксперт, подчеркнув, что такой актуализации космические аппараты для людей не получили за тот же промежуток времени. Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что веское слово в ослаблении интереса к космосу сказала рыночная экономика и изменения в общественном сознании. По его словам, восприятие праздника изменилось, потому что изменилась сама страна, характер общества. После развала Советского Союза, как отметил эксперт, стали внушать, особенно молодежи, совершенно другие ценности.
Если агентство наше космическое что-то планирует, то, прежде всего, нечто прибыльное и коммерческое. И поэтому общество, которое не видит высоких своих целей, а живет только проблемами где бы сытно покушать, конечно, лидировать в космосе не может», - считает он. Президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон высказал иную точку зрения. Он считает, что полетам в космос не придается особого значения, так как они стали обычным делом.
Социолог предположил, что когда будут первые полеты на Марс, тогда снова будет ажиотаж, и журналисты будут описывать это событие как очень важное в истории человечества. Правда, для покорения новых космических высот необходим технологический прорыв. Как ни печально, но в юбилейные торжества, приуроченные к Дню космонавтики, специалисты говорили о накопившихся за последние проблемы в этой отрасли. Караш считает, что в российской космонавтике тяжелейший застой.
Этот космический корабль Союз через 6 лет отметит свой полувековой юбилей, и ничего кроме этого «Союза» у России практически нет», - высказал обеспокоенность эксперт. По его словам, российские модули на 20, а то и на 30 лет по уровню своего технологического совершенства отстали от модулей США и Европы. Эксперты уверены, - интерес общества к космосу можно вернуть только новым прорывом, покорением новых космических вершин, новыми открытиями. Достает ли для этого технического оснащения, готова ли Россия к новому прорыву?
Здесь эксперты высказывают самые различные точки зрения. Понятно, что в стране был застой в науке и технике. С другой стороны, такая конкуренция — всегда стимул к действиям, именно конкуренция — залог прогресса.
Около 30 лет, не более 170 см, до 68—70 кг — характеристики кандидатов на полет С учетом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные. В первом отряде космонавтов обозначились два лидера — Юрий Гагарин и Герман Титов. Хрущёв, где приняли решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила предложение допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить как запасного космонавта.
И лишь в США праздником не пахло.
Американский сенатор Генри Джексон назвал те дни «неделей позора и опасности». А сенатор Линдон Джонсон, будущий президент США, описал этот день в своих воспоминаниях так: «Теперь вдруг небо выглядело почти чужим. Я также помню глубокий шок от осознания того, что другая нация смогла достичь технологического превосходства над этой великой нашей страной». То, что полет в космос — прежде всего политическая победа, прекрасно понимали все. Газета «Нью-Йорк геральд трибьюн» высказалась прямо: «С точки зрения пропаганды, первый человек в космосе стоит, возможно, более 100 дивизий или дюжины готовых взлететь по первому приказу межконтинентальных баллистических ракет». Американские историки в книге об отце американской космической программы немце Вернере фон Брауне написали: «... Очень негативное событие произошло 12 апреля 1961 г. Но эта новость о полете совсем не удивила начальника оперативной группы NASA Гилруфа: «Мы знали, что СССР занимается такими же разработками, как и мы, но наша разведка не имела сведений об их успехах.
Но я знал, потому что, когда я встретился с некоторыми специалистами из СССР на международной конференции, они у меня спросили: «Для какой вертикальной скорости при посадке вы ведёте разработки? Уолтер Липпман, известный журналист, написал в своей статье: «Тот факт, что СССР обогнал нас, нельзя объяснить случайным изобретением. В СССР должно быть большое количество учёных, инженеров и рабочих, а также высокоразвитая промышленность, хорошо управляемая и обильно финансируемая». Президент США потребовал форсировать космическую программу. Три дня спустя ракета «Маленький Джо», поднимающая очередную капсулу «Меркурий», во время проверки системы выживания при чрезвычайной ситуации вышла из-под контроля, и была уничтожена. На следующий день в Овальном кабинете заседала комиссия, которая решала, что делать дальше. Многие настаивали на том, что полёт американца в космос нужно отложить. Но президент США был непреклонен.
Тогда пошли на хитрость. Полёт не откладывать, но провести его в значительно урезанном виде, то есть короткий прыжок в космос и сразу — обратно, а от американского обывателя эту «деталь» скрыть. Полёт в общей сложности длился 15 мин. На 8-й минуте корабль достиг космоса, а на 10-й минуте наступила фаза быстрого торможения. Полноценный орбитальный полёт американцы смогли осуществить только в феврале 1962 года. Космические «утки» Почти сразу после приземления корабля «Восток-1» на Западе началось шельмование полета Гагарина. Самая распространенная «утка»: он не был первым космонавтом. В публикациях западных СМИ за полвека пилотируемой космонавтики названы около десяти фамилий, якобы погибших до 12 апреля 1961 года космонавтов.
В Книге рекордов Гиннесса издание 1964 года первым человеком, полетевшим в космос, назван Владимир Ильюшин. На самом деле сын знаменитого авиаконструктора 8 июня 1960 года попал в автокатастрофу. Автомобиль с пьяной компанией молодых людей вылетел на встречную полосу и столкнулся с машиной Владимира, который ехал на аэродром. Молодого человека долго лечили в Москве, а затем в Китае, что дало повод для зарождения в западной прессе «утки» о неудачном космическом запуске и аварийном приземлении в Поднебесной. Рассказ самого Ильюшина о подробностях аварии на страницах журнала «Юность» в доказательство обратного почему-то не принимался. Ходили слухи и о других летчиках, которые якобы пилотировали ракеты, запущенные до 1961 года. Иностранная пресса, например, называла фамилии Шаборина и Ледовских. Даже сегодня иностранные журналисты пытаются сочинять истории про тех участников гагаринского набора, которые так и не стали космонавтами.
А таких насчитывается девять человек. Помимо уже упомянутых летчиков по личным мотивам ушел из команды Марс Рафиков. Дмитрий Заикин и Анатолий Карташов были отчислены неумолимыми медиками. Варламов получил серьезную травму позвоночника во время отпуска. В западной прессе до сих пор пишут, что все эти космонавты погибли, выполняя полеты в космос, а подробности, мол, тщательно замалчивались и замалчиваются. В дневнике тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенанта авиации Николая Каманина есть запись: «После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы слышали стоны и прерывистую русскую речь. Все это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта.
С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полета в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи». Из досье «СП» Выписки из дневника руководителя Центра подготовки космонавтов Николая Каманина 11 апреля 1961 года В 13:00 на стартовой площадке состоялась встреча Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета. Присутствовали Королев, Келдыш, представители промышленности. Я представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юра произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля. После этой встречи мы поехали в «маршальский» домик в нем обычно останавливался маршал Неделин , где Гагарину, Титову, Е. Карпову, врачу А.
Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом. Я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое - пюре щавелевое с мясом, на второе - паштет мясной и на третье - шоколадный соус. Юра чувствует себя превосходно. Час назад ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полете. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении. Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: «Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию». Оно было удивительно простым и коротким.
Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск". Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов». Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1.
Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева - «Старт», Юра ответил: «Поехали! Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально.
Официально признавались только те просчеты, которые скрыть было просто невозможно. Кроме вреда из этого ничего не вышло. Получалось, что настоящие герои — не у нас, а там, за океаном. Мужественные, бесстрашные американские парни борются в космосе с трудностями, всевозможными поломками и с честью выходят из любой ситуации. А у нас полеты — просто приятные прогулки. Так произошло и с Гагариным. В прессе утверждалось, что полёт был предварительно отработан до мелочей, не представлял никакого риска, и прошёл он как по маслу. Сегодня известно, что всё было далеко не так. Начну с того, что до полета Гагарина произошло несколько крупных катастроф с тяжелейшими последствиями. Одна из ракет взорвалась в 1960 году на стартовой площадке, что стоило жизни главкому Ракетных войск стратегического назначения маршалу Митрофану Неделину и большой группе специалистов-ракетчиков.
Завершились неудачей два из семи полетов непилотируемых кораблей «Восток». В первом случае спускаемый аппарат остался на орбите, во втором — сгорел на обратном пути вместе с подопытными животными. Правда, два последних мартовских полета были успешными. Более того, 25 марта успешно прошло катапультирование и приземление на парашюте манекена, имитировавшего экипированного космонавта. По техническим критериям, ракета считается надежной, если подряд было не менее восьми успешных запусков. Но по отношению к кораблю «Восток» этот стандарт явно не выдерживался. Всего три удачных полета из семи попыток — этого, конечно, было явно мало. Но американцы тоже готовили пилотируемый полет. И наши специалисты тревожились: вдруг обгонят? Не менее важным был вопрос, сохранит ли космонавт работоспособность в условиях полуторачасовой невесомости, эмоционального напряжения, «пребывания один на один с Вселенной».
Некоторые специалисты, в том числе и весьма авторитетные, говорили о возможности помутнения рассудка космонавта. Конструкторы выбрали такую схему, при которой корабль должен был совершить полет полностью в автоматическом режиме. Пилоту вообще не требовалось прикасаться к ручкам системы управления. Но как быть в случае отказа аппаратуры? Тут, понятно, пилот должен взять управление на себя. Для этого ему требовалось доказать, что он в ясном уме и твердой памяти. Система управления кораблем была «закрыта» от него кодовым замком. Космонавту необходимо было достать из бортовой документации запечатанный конверт, вскрыть его, прочитать код, состоящий из трех цифр, — 125, и набрать их на пульте. Только тогда включалось питание в системе ручного управления. В стремлении максимально подстраховаться конструкторы пошли еще дальше.
По их замыслу, даже если бы отказал тормозной двигатель, все равно корабль должен был сам вернуться на Землю через 5-7 суток. Орбита специально выбиралась очень низкой с таким расчетом, чтобы «Восток», задевая верхнюю атмосферу, постепенно замедляя скорость, вошел в плотные слои и совершил баллистический спуск. Правда, корабль при этом мог сесть и в океане, и в горах Южной Америки, и в Казахстане... Но все-таки «Восток» должен был вернуться в течение недели. Однако после старта стало ясно, что на этот аварийный вариант рассчитывать уже не приходится. Из-за ошибки прибора, измерявшего скорость, траектория «Востока» в апогее оказалась на 40 километров выше расчетной. И при отказе тормозного двигателя спуск корабля на Землю с такой высоты произошел бы только через 15-20 суток. Система жизнеобеспечения не была рассчитана на столь длительный срок. Иными словами, при таком варианте у Юрия Гагарина не оставалось ни одного шанса на спасение». Небывалые риски Гигантские риски представлял в ту пору сам старт, начиная с того момента, когда Гагарин занял место в кабине.
Самый ответственный этап — предстартовый отсчет времени и первые секунды подъема. В случае возникновения аварии на этом этапе например, пожара в ракете Гагарину предстояло катапультироваться на высоте всего несколько десятков метров. Риск был бы огромный: космонавт должен приземлиться рядом с еще не стартовавшей или немного поднявшейся и рухнувшей ракетой, взрыв которой, скорее всего, уничтожил бы и его, и спасателей. Забегая далеко вперёд, замечу, что на смену «Востокам» пришел корабль «Союз», оснащенный специальной системой аварийного спасения САС. И эта система действительно спасла жизнь двум космонавтам. Мгновенно включились двигатели САС, расположенные на вершине ракеты. Они подняли кабину с космонавтами ввысь и отвели спускаемый аппарат в сторону. Затем кабина плавно опустилась на достаточном удалении от пылающей ракеты. Страшно подумать, что было бы в подобной ситуации с Гагариным. Но, слава Богу, старт прошёл штатно.
Полёт проходил тоже в целом нормально, хотя если вникнуть, то, несомненно, в крайне жёстких условиях. При наборе скорости перегрузки возросли до 4 единиц вес Гагарина при этом увеличился с 70 почти до 300 килограммов. Специалисты, следившие за физическим состоянием пилота, зафиксировали, что его пульс участился с обычных 64 ударов в минуту до 150. Так быстро еще никто не летал. Впервые Гагарин испытал явление реальной невесомости. Всё это не могло не давить на психику. Но первый космонавт крепко держал себя в руках. Все 90 минут полёта он не только отвечал на вопросы специалистов ЦУПа, но и вёл бортовой журнал. Он писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом, чётко фиксируя всё, что видел и слышал. Стиль и почерк были идеальны, что свидетельствовало о спокойствии, уверенности космонавта и отсутствии в его душе малейшего страха.
Проблемы начались на завершающем этапе. Вот как писал об этом впоследствии Гагарин в техническом отчёте: «В точно заданное время прошла... Я почувствовал, как заработала ТДУ тормозная двигательная установка — С. Через конструкцию ощущался небольшой шум. Я засек время включения ТДУ. Включение произошло резко. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Все кружилось.
То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки.
Главное о Гагарине кратко: когда полетел, сколько был в космосе и название корабля
Полет Юрия Гагарина в космос имел огромное значение для нашей страны, для всего человечества. Полет стал триумфом не только Гагарина и тех, кто его готовил, но и всего СССР, опередившего США в космической гонке, — первый американский астронавт Алан Шепард отправился в космос лишь 5 мая 1961 года, совершив 15-минутный суборбитальный полет. В 1961 году в американской левой газете Daily Worker появилась сенсационная заметка о том, что первый полет в космос совершил вовсе не Гагарин, а В. Ильюшин. После полета в космос Гагарин активно занимался международной общественной деятельностью. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. В этот день, юрий Гагарин, советский космонавт, совершил первый полет в космос и открыл новую эру исследования космического пространства.
Рекордсмен космической эры
Однако до полета Гагарина были выполнены два полета точно таких же кораблей по точно такой же программе, но с манекенами на борту. И они тоже завершились успешно. Просто о них не сообщалось. Проверена возможность жизни человека в замкнутом пространистве? И это на Земле было сделано заранее. Переносимость человеком перегрузок, которые сопутствуют полету, тоже была неоднократно проверена при исследованиях на центрифуге. Тогда что же произошло? Главное значение события состоит, пожалуй, в том, что пройден важнейший психологический рубеж. Полет Гагарина показал, что человек может летать в космос.
Человек может сохранять работоспособность и нормальное психическое состояние на всех этапах космического полета - при взлете на ракете, в длительной невесомости и тогда, когда спускаемый аппарат, словно метеор, в окружении раскаленной плазмы движется в атмосфере Земли. Через день Юрия Гагарина встречала Москва. Такое впечатление, что вся Москва. Никого это событие не оставило равнодушным. Люди либо выходили на улицу, чтобы увидеть Гагарина своими глазами, когда он будет ехать с аэродрома в Кремль, либо следили за происходящим по телевидению. Состоялась церемония награждения, потом был митинг на Красной площади, руководство страны устроило большой прием, и всюду царила обстановка всеобщего торжества. Народ праздновал победу человеческого гения, мастерства и мужества. Гагарин стал символом этой победы.
А днем позже была встреча с Гагариным на нашем предприятии. Ее организовал Королев. Он хотел, чтобы люди увидели человека, который доверил им свою жизнь; хотел поблагодарить и поздравить всех с успехом. На встречу приехал президент Академии наук М. Вершинин и летчики, которые вместе с Гагариным готовились к полету. Встреча происходила на улице. Гости стояли на сделанной наспех трибуне, а мы все - вокруг, кому куда удалось устроиться. На предприятии работали тысячи человек и все пришли.
Были заняты все места, откуда только можно было увидеть Гагарина. Стояли на дорогах, у открытых окон в помещениях, на крышах прилегающих зданий. Как ни странно, но даже на тех, кто создавал карабль, полет произвел очень сильное впечатление. При подготовке к нему каждый работал над какой-то относительно небольшой задачей. При этом понимал, что готовится полет, но в основном думал о своем деле. А сейчас вдруг до сознания всех дошло, что свершилось огромное событие. Перед людьми открылись неслыханные возможности - открылась дорога за пределы того, что принадлежит Земле. Полеты в космос - это полеты в новый мир.
Пока трудно было представить, как это повлияет на нашу жизнь.
Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.
Гагарин с женой и одной из дочек А ТАСС главное информационное агентство Советского Союза заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки.
Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел. Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское.
Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали! В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем.
Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.
Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты.
Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба. Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.
В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать. До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота.
Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача.
Первым из корабля в открытый космос вышел советский летчик-космонавт Алексей Леонов, а первой в мире женщиной-космонавтом оказалась Валентина Терешкова. Прорыв в космос стал плодом самоотверженного труда отечественных ученых, конструкторов, инженеров, специалистов, всего нашего народа. Путь в космическое пространство прокладывали великие русские ученые К. Циолковский, Н. Кибальчич, Н. Рынин, Н.
Тихомиров, М. Тихонравов, Ю. Кондратюк, Ф. Цандер, В. Глушко и др. Гагарина неразрывно связано с 75-летним юбилеем Великой Победы и 65-летием космодрома Байконур, которые мы отмечали в 2020 году. Становление идеи космического полета. Научные теории К.
Циолковского Идея космического полета человека и в целом идея освоения космоса зародилась в древние времена, прежде всего в ходе духовного постижения космоса человеком. Вначале она находила свое воплощение в художественных и религиозных образах, затем формировалась на уровне философско-теоретического сознания и, наконец, приняла конкретные научно-технические очертания. В истории нашей цивилизации известно множество легенд и мифов о полете человека подобно птице, о пущенных им «огненных стрелах», сказаний о ковре-самолете, преданий и сказок о крылатых конях и других мифических существах, переносящих человека на небо, Солнце, Луну и звезды. Например, в ассиро-вавилонской литературе и мифологии широко отражено предание о полете благочестивого Этана на орле к небу к богу Ану за травой плодородия. В легенде поражает то, что ее герой, поднявшись над Землей, видит не нечто на трех китах, или двенадцати цепях, или на слонах, а круглое тело, диск Земли. Уже из этой легенды можно сделать вывод, что в древние времена человечество имело представление о сферичности планеты и о возможности полета на небо. В иерусалимском Талмуде есть сказание о полете, совершенном Александром Македонским 356—323 годы до н. На большой высоте Александр увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею, а в центре кольца — маленький помост.
Оказалось, что змея есть море, а помост — земля, окруженная морем. Широко известен миф о скульпторе Дедале и его сыне Икаре, сделавшем себе крылья из орлиных перьев и воска. Перед полетом осторожный Дедал посоветовал сыну держаться строго определенной высоты над Землей, но, опьяненный радостью полета, пылкий Икар забыл об этом напутствии, поднялся слишком высоко. Солнце растопило воск, и Икар погиб. Первым из известных в истории авторов «описаний» космических путешествий называют греческого философа-софиста Лукиана Самосатского 120—180 гг. Он в своих «Истинных историях» рассказал о жизни на других планетах, а в повествовании «Икароменипп» запустил своего героя в космос с горы Олимп. В этом произведении в художественной форме зарождается идея космического полета человека. Тогда же сформировалось космоцентрическое представление о мире, согласно которому мир воспринимался как космос, разнообразный и гармоничный.
Рассматривалась связь микрокосмоса человека и макрокосмоса Вселенной , что создавало предпосылки для появления идей о космическом полете человека. В эпоху Средневековья господствовала геоцентрическая картина мира Аристотеля — Птолемея, согласно которой центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. В рамках этой модели человеку не было нужды даже мысленно выбираться из «центра мироздания», и идея космического полета не получила своего развития. Для этого требовалась коренная ломка привычных схем и понятий. Система Птолемея была поставлена под сомнение. Наступила эпоха возрождения космической идеи. В своем сочинении «Об обращениях небесных сфер» Коперник нарисовал гелиоцентрическую картину мира, где Земля из центра Вселенной была переведена в ранг рядовой планеты Солнечной системы. Труды многих ученых Нового и Новейшего времени легли в основу современной космонавтики.
Среди них: Джордано Бруно, выдвинувший идею множественности обитаемых миров; Галилео Галилей, один из первых бросивших взгляд на Луну в телескоп; Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет; Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения — основу небесной механики; наш соотечественник Михаил Ломоносов, обнаруживший атмосферу на Венере и открывший первую страницу новой науки — физики планет и др. В мировой литературе начал появляться целый ряд произведений писателей-фантастов, отражающих идею космического полета. Одним из первых «отправился» на Луну в своем романе французский писатель Сирано де Бержерак. Замечательный писатель-фантаст Жюль Верн в своих произведениях «Робур-Завоеватель» и «Властелин мира» рассматривал космонавтику как неотъемлемую часть земной жизни, выступал как настоящий ученый-исследователь. В 1832 году было опубликовано первое оригинальное произведение русской литературы, в основу которого положен космический сюжет, — «Путешествие в Солнце и на планету Меркурий и все видимые и невидимые миры» Д. Его автор задался целью опровергнуть слухи о возможном столкновении в том году кометы с Землей. В 1844 году вышла книга С. Дьячкова «Путешествие на Луну в чудной машине, с описанием тамошних стран, обычаев и разных редкостей».
В 1897 году газета «Северная пчела» поведала о том, что крестьянин села Ключи в Рязанской губернии Матвей Селиванов «измастерил из холстины крылья» и 12 апреля 1897 года прыгнул с колокольни, «махая оными». А перед этим он «смущал народ речами о том, что полетит к звездам и посмотрит Господа Бога». За вольнодумные речи Матвей Селиванов был выслан на поселение в Туркестанский край. Постепенно становилось понятным, что для полетов в космическое пространство необходимо изучить и использовать на практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, разработать теоретические и практические основы освоения космоса. Нужен был принципиально новый космический летательный аппарат с реактивным двигателем. В первой половине XIX века в России опытные работы по боевым ракетам проводили русские изобретатели — военные инженеры А. Засядко, К. Шильдер, К.
Последний обобщил предшествующий опыт научно-исследовательской и производственной деятельности по изготовлению ракет в России и был ревностным пропагандистом идей ракетной техники. С середины XIX века русские изобретатели и конструкторы исследовали перспективы применения реактивного принципа движения для решения проблемы космического полета человека. В 1849 году военный инженер И. Третеский разработал проекты летательных аппаратов, движение которых было основано на действии реактивной струи газа или пара. В 1866 году герой обороны Севастополя, теоретик воздухоплавания, контр-адмирал Н. Соковнин в работе «Воздушный корабль» предложил проект реактивного аэростата, сила тяги которого в горизонтальном полете должна была создаваться при истечении сжатого воздуха. В 1867 году изобретателю Н. Телешову был выдан патент на ракетоплан, в котором использовался принцип отдачи газов, образующихся при взрыве смеси в полом цилиндре, служившем камерой сгорания.
В конце XIX века заслуживают внимания разработки пионера авиации контр-адмирала А. Можайского, испытавшего в 1883 году созданный им самолет, который стал прообразом современных воздушных лайнеров. Однако недостаточная мощность двигателей не позволила аэроплану совершить устойчивый полет.
Сколько длился полет и на каком корабле летел Юрий Гагарин, - в материале Atas. В честь первого орбитального полета человека вокруг Земли в апреле 1962 года в стране был официально установлен День космонавтики. В 2011 году это день стал еще и Международным днем полета человека в космос.
Первый полет в космос В СССР первый искусственный спутник Земли был отправлен еще раньше — 4 октября 1957 года, а 19 августа 1960 года совершили полет и вернулись на Землю собаки Белка и Стрелка. Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В каком году Гагарин полетел в космос? Первый исторический полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. С советского космодрома «Байконур» взлетел космический корабль «Восток-1» с летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Его позывной был «Кедр».
Его полёт длился 108 минут. Сколько Гагарин был в космосе? Полёт в околоземном космическом пространстве продлился почти 2 часа.
Юрий Гагарин — биография
- Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
- Биография первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина - Госкорпорация «Роскосмос»
- Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов | РБК Стиль
- Ранние годы и образование Юрия Гагарина
- Первые в космосе: хронология освоения, 1957 - 2021
- Полет Гагарина: История реальная и альтернативная / Хабр
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Ровно 43 года назад, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос, который длился 108 минут. Гагарин открыл эру практического освоения космического пространства, дав мощный импульс развитию технического прогресса, фундаментальной и прикладной науки во всем мире. Космическими рекордсменами по-прежнему остаются россияне. Больше всего времени в космосе провел Сергей Авдеев - 747 суток и 14 часов. Рекордсменом по длительности одного полета является врач Валерий Поляков, который провел на станции "Мир" больше года - 437 суток 17 часов. Всего станцию "Мир" посетили 105 космонавтов, что пока на пять человек превышает "гостевые" показатели Международной космической станции МКС. В открытый космос выходили 149 человек.
Первый полет человека в космос — выдающееся событие в истории человечества. И мы вдвойне горды тем, что оно тесно связано с именем нашего земляка, первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино ныне город Гагарин Смоленской области. Этот смелый шаг в неизвестность повернул ход истории, взбудоражил умы и сердца миллионов людей и дал мощнейший толчок развитию науки и техники. Советский космонавт, чей вклад в современную историю невозможно переоценить, явил собой бесконечную любовь к своей Родине.
Этому событию в России будет посвящено множество праздничных мероприятий, различных форм и масштабов. Тематические устные журналы, форумы, диспуты, научные конференции, встречи и концерты планируют провести учреждения культуры, научные сообщества и организации просвещения. Конверт, посвященный 12 апреля, автор Юрий Ряховский Кроме того, организаторам мероприятий следует помнить, что главная тема 2024 года, это будет Год семьи в России. Эти темы следует учитывать при составлении сценария на День космонавтики и желательно совмещать их в программах. Напомним вам хронику первого полета человека в космос. Начало космической эры Корабль «Восток-1» 80 лет назад человек впервые отправился в космос. Космическая капсула была поднята ракетой «Восток», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, с космодрома Байконур. Место старта находилось примерно в 320 км к юго-западу, недалеко от железнодорожной станции Тюратам Казахстан , а название «Байконур» использовалось, чтобы запутать и сохранить это место в секрете. Стартовая площадка, известная в настоящее время как «Старт Гагарина», является частью крупнейшего в мире действующего космодрома и ныне известного как космодром Байконур. Хроника первого полёта человека в космос Фото: Юрий Алексеевич Гагарин В различных документальных источниках Гагарин вспоминает свой полет 12 апреля 1961 года, кратко описывает свои тренировки, физическую подготовку и начало полета.
Чтобы действовать в столь тесном пространстве, будущий космонавт должен быть худощавым, по-юношески гибким. Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста. Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов. Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете. И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно. Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов. Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других. И первый космический корабль был далеко не просторным. В гагаринском скафандре имелся запас кислорода на четыре часа. Такова была первая космическая квартира — малогабаритная, зато, как показал полет, надежная. Было ясно, что в полете человека ждут невиданные перегрузки. И ни врачи, ни главные конструкторы не знали в точности, от чего и как следует защищаться. Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты. Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли. И знали об этом. А иначе полет Гагарина, наверное, не был бы таким Подвигом с большой буквы. Многих специалистов пугала невесомость — загадочная, неизученная. Как отреагирует на нее человеческий организм, даже самый натренированный? Попытки создать искусственную невесомость на борту самолета не могли дать окончательного ответа. Многие врачи считали, что в непривычном состоянии может не выдержать психика. Но голос Гагарина в первые минуты полета звучал на удивление оптимистично. Он восхищался красотой космических видов, которые первым в мире наблюдал в иллюминатор. Позже это восклицание невольно будут повторять едва ли не все космонавты. Почти не прерывалась радиосвязь Востока с Землей, с Москвой. К тому же Гагарин на протяжение всего полета даже в самые трудные, критические минуты записывал свои впечатления и ощущения на магнитофон. Самым трудным и непредсказуемым оказался спуск. Не только потому, что неидеально сработала техника. Гагарин увидел в иллюминаторе языки пламени. Это горела обшивка капсулы.
ДОСЬЕ: К 60-летию первого полета человека в космос
Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества. Следом за Гагариным, 6—7 августа 1961 года, первый суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11—15 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей — «Восток-3» космонавт Андриян Григорьевич Николаев и «Восток-4» космонавт Павел Романович Попович. В ноябре 1968 года на конгрессе Международной федерации авиационного спорта было принято решение отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики, а 7 апреля 2011 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята предложенная Россией резолюция, согласно которой 12 апреля объявлено Международным днём полёта человека в космос. Одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полётов, был российский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал ещё в 1903 году. Через полвека, 4 октября 1957 года, с помощью первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, спроектированной советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым, в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др. В начале 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».
Стартовал Гагарин с космодрома Байконур с координатами 63 градуса 18 минут восточной долготы, а приземлился в районе города Энгельс с координатами сорок шесть градусов 7 минут восточной долготы. Делаем простой арифметический расчет, и получаем недолет в 17 градусов 11 минут.
Если мерять расстояние по земле в километрах, с учетом широты места, то получается очень большая цифра около 1300 километров. Если же измерять время и расстояние по орбите полета, то получаются еще большие цифры. Нужно ведь еще дополнительно учесть высоту полета и вычесть время, необходимое для выхода на орбиту, и для схода с орбиты. А это уже время порядка 30-ти минут. Корабль Юрия Гагарин вышел н орбиту в районе Дальнего Востока, а сход с орбиты начал на подходе к Африканскому континенту. Ну никак он до начала второго витка не дотягивал. Время одного оборота вокруг Земли, при высоте полета около 200 километров, приблизительно 90 минут. Если от 108 минут полета Гагарина отнять 30 минут старта и посадки, то получается 78 минут. Снова никак не получается один виток.
Кто желает более точных данных может нарисовать окружность Земли и орбиту космического корабля вокруг нее. С точками старта и посадки. Далее вычисления будут простыми и наглядными. В этой связи, рассмотрим первые полеты в космос астронавтов и космонавтов с точки зрения совершения космического полета как такового. И при этом неважно было, сколько времени он находился в космическом пространстве — одну секунду или 10 лет. Астронавты, и Алан Шепард в частности, совершая баллистический полет, стартовали и приземлялись на поверхность земли. Не важно, была ли это водная поверхность или суша. Они побывали в космосе все, только с разной продолжительностью пребывания. При суборбитальном полете астронавты на своих кораблях не достигали первой космической скорости, а значит не выходили на орбиту искусственного спутника Земли.
Но ведь в космосе они побывали!! Космонавт Юрий Гагарин и пять его коллег после космического полета не приземлялись в своем корабле на поверхность Земли. Все они приземлялись на парашютах. Сочли, что для сохранения здоровья такой вариант надежнее. Спускаемый аппарат приземлялся отдельно и на большом расстоянии от космонавтов. А это уже явное нарушение международных норм по признанию полета космическим. По этим нормам космонавтам для завершения космического полета не хватило 7000 километров. Это высота, на которой они катапультировались. А если бы не признала?...
Международная организация аэронавтики признала и полеты астронавтов космическими, но наша страна не признала их таковыми. А какие же тогда совершили полеты шесть наших первых космонавтов? Во всяком случае, в космическом пространстве побывали все — и первые космонавты и первые астронавты. Много лет все наши руководители и специалисты знали правду, но утверждали, что космонавты приземлялись в корабле. Даже в 1964 году космонавт Попович П. Космонавтов заставляли обманывать людей. И до сих пор никто не исправил ошибки, не признал их официально. Хорошо хоть в открытой печати об этом факте стали писать достаточно правдиво. В возрасте 34-40 лет.
Алан Шепард совершил первый в истории США космический полет в возрасте 38 лет, 5 мая 1961 года. Всего через три недели после полета Юрия Гагарина.
Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал.
Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает». Полет в режиме автопилота До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости. Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме. Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код.
Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим. Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125».
К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока». Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание.
Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин. На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу. Сегодня космонавты знают, это обычный процесс.
Так происходит во время каждого приземления.
Управляемое курсантом воздушное судно все время «клевало носом». В училище к обучающимся предъявлялись чрезвычайно строгие требования, поэтому Гагарина решили отчислить. Юрий был невероятно огорчен этим решением, так как без неба уже не представлял своей дальнейшей жизни. К счастью, начальник летного училища, который все время пытался понять, почему его лучший курсант не может освоить посадку самолета, предположил, что неудачи объясняются маленьким ростом молодого человека.
Юрию предоставили последний шанс, и юноша его блестяще реализовал. Научиться сажать самолет ему удалось после того, как на кресло пилота положили подкладку, позволившую увеличить угол обзора. Окончив в 1957 году летное училище, Гагарин отправился в Мурманскую область для прохождения дальнейшей службы. Космонавтика В 1959 г. Гагарину присвоено было звание старшего лейтенанта.
Тогда же он стал военным летчиком первого класса. В это время начался отбор кандидатов для первого состава отряда космонавтов. Узнав об этом, Юрий Алексеевич немедленно подал рапорт, в котором выразил просьбу зачислить его в этот отряд. Главным критерием отбора претендентов стали не их заслуги либо навыки, а физические данные. Первые космические корабли обладали существенным ограничениями по грузоподъемности и размерам.
На этот раз небольшой рост, из-за которого Юрия едва не отчислили из училища, сослужил ему хорошую службу. Он стал одним из тех факторов, благодаря которым заявка молодого офицера на зачисление в отряд космонавтов в итоге была одобрена. Юрий Гагарин во время тренировки Юрий Гагарин стал одним из двадцати членов отряда космонавтов. К тренировкам он приступил весной 1960 года. В отряде была жесточайшая конкуренция.
Несмотря на это, Юрий пользовался всеобщей любовью. Доброжелательный, сильный, надежный юноше ни к кому не испытывал зависти, упорно работал и с легкостью брал инициативу на себя. Он обожал небо и всецело отдавался занятиям. Когда в отряде был проведен анонимный опрос на предмет того, кто более всех подходит для самого первого полета в космическое пространство, большинство назвало Гагарина. Хотя Юрий ни в одной дисциплине не был лидером, по сочетанию показателей психологической устойчивости, черт характера и имеющихся навыков именно он оказался лучше всех приспособлен для полета в космическое пространство.
В 1961 году решено было срочно подобрать подходящую кандидатуру и не позднее апреля осуществить запуск космического корабля. Поступили сведения, что американцы планируют запустить человека в космос двадцатого апреля, поэтому важно было опередить их. Из трех кандидатов главным претендентом выбрали Гагарина. Его дублером командование назначило Германа Титова. Подготовка Юрия Гагарина к полету Что именно сыграло определяющую роль в этом решении Сергея Королева , неизвестно.
Споры на данную тему не утихают и сегодня. В оставленных Королевым записях имеется пометка, что Титов имеет лучшую подготовку, чем Гагарин. Возможно, в данном вопросе определяющим стал политический фактор. Все понимали, что первый космонавт станет символом этого величайшего достижения СССР. Юрий, имевший классическую славянскую внешность и идеальную биографию всей своей семьи, больше подошел на роль такого символа, чем Титов.
Согласно другой теории, Титов был важнее для проекта, чем Гагарин, поэтому Королеву не хотелось им рисковать. Генеральный конструктор планировал отправить его в другой, более продолжительный полет, который должен был длиться целые сутки. Мама Юрия вспоминала, что Королев перед принятием своего решения проводил неофициальный экзамен, который Юрию удалось сдать лучше всех остальных претендентов. У пяти кандидатов были схожие физические параметры, одинаковые воинские звания, похожие уровни подготовки.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года Фото: РИА Новости Гагарин провел в космосе 108 минут, поднялся на высоту 302 км и совершил один виток вокруг Земли. Восьмой факт Факт запуска Гагарина в космос предварительно не освещался в СМИ ввиду обеспечения секретности полета. Гагарин — человек, совершивший первый полет в космос. Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток».
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Первый полёт человека в Космос был совершен 63 года назад | Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». |
Тайна "нулевого космонавта": летал ли кто-то в космос до Гагарина | 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт. |
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов | Самый большой суммарный налёт в космосе имеет российский космонавт Геннадий Падалка – 878 суток за пять полётов. |