Последний месяц осени 2023 года оказался крайне неприятным для американской экономики, которая несмотря на все усилия финансистов продолжает деградировать. Согласно BEA, причинами замедления экономического роста США в первом квартале 2024 года по сравнению с четвертым кварталом 2023 года стали сокращение потребительских трат, снижение объемов экспорта, а также уменьшение расходов федерального правительства. Достигнута ещё одна цель поддержания напряжённости на юго-востоке Европы: в США констатируют резкий рост миграции производств из Старого Света.
Рост ВВП США оказался выше, чем ожидалось аналитиками
По словам аналитиков, падение доллара означает укрепление рубля, но проблемы в американской экономике затронут глобальный рынок. США может стать причиной кризиса во всем мире, однако Россия будет гораздо меньше подвержена его влиянию, чем те же страны Европы: из-за санкций товарооборот между Москвой и Вашингтоном находится на самой нижней планке. Поможет мягче перенести кризис и высокая степень дедолларизации российской экономики к моменту краха доллара. Не нужно будет прибегать к американским бумажкам. И исходя из этого, конечно же, торговля будет лучше. А если торговля будет лучше, то и, соответственно, есть все шансы для того, чтобы и промышленность набирала обороты", — рассказал политолог, кандидат социологических наук Александр Немцев. Любопытно, но почти такой же прогноз делают аналитики датского банка Saxo Bank. По их расчетам, уже в конце 2023 года может появиться новая валюта — банкор. По словам афганского прогнозиста Сидика Афгана, к 2025 году Россия будет напоминать Советский Союз по мощи и величию.
Главной причиной слабого роста стало сокращение потребительской активности американцев в сравнении с IV кварталом 2023 — как частных лиц или бизнеса, так и муниципалитетов. Американцы прожигают сбережения, пытаясь поддерживать привычный уровень жизни на фоне взлёта инфляции. Экономику США пока поддерживает на плаву активность правительства, которое занимает рекордные триллионы долларов. Но это даёт и обратный эффект — рост инфляции. ФРС оказалась в безвыходной ситуации. Инфляция не падает — поэтому ключевую ставку не снизить.
И такие показатели демонстрируют, что американская экономика выходит из пандемии ковида в лучшем положении, чем китайская. Это хорошо отражается на их фондовых рынках: акции Штатов достигли рекордных значений на этой неделе, тогда как бумаги КНР столкнулись с проблемами. Читайте также «У нас рост, а у них падение»: как РФ стала первой экономикой Европы, несмотря на санкции «Это поразительный поворот судьбы», — подчеркнул экс-глава китайского подразделения Международного валютного фонда Эсвар Прасад. Удивление вызвало то, что Штаты вопреки прогнозам справились с ситуацией. Им в начале 2023 года многие пророчили впадение в рецессию после повышения Федеральной резервной системой процентной ставки для борьбы с инфляцией.
При этом Соломон считает, что американская экономика продемонстрировала «невероятную устойчивость» на фоне ужесточения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы. Соломон добавил, что его это удивило и он предполагал, что «путь будет сложнее». Он добавил, что, хотя Goldman Sachs понизил прогноз вероятности рецессии, по его мнению, в этот период «нужно быть немного осторожнее».
Рост экономики США в 1кв замедлился до 1,6%
Американские компании больше не могут получить займы на выгодных для себя условиях и больше не в состоянии обслуживать накопившиеся за прошлые годы долги, используя для этого привычный способ перекредитования в банках. Потому что покупатели не могут брать жилье в ипотеку по льготным банковским ставкам. Такая ситуация продолжает оказывать негативное влияние на банковскую систему Америки. Очередной ее представитель — First Republic Bank, который как раз специализировался на ипотечных кредитах, оказался сейчас на грани банкротства, предотвратить которое практически невозможно. Прямые финансовые убытки First Republic составляют десятки миллиардов долларов, и никто не собирается выкупать этот токсичный актив даже по самым бросовым ценам. Потому что новому владельцу достанется его неподъёмный долг. Эта история говорит о том, что попытки искусственно спасать разоряющиеся банки, которые старались принимать в Белом Доме, обречены на провал. Хотя они дорого обошлись бюджету США.
Федеральная резервная система в течение последних месяцев потратила на помощь банковской системы рекордную сумму — около 300 миллиардов долларов. Однако общие потери американских банков оказались гораздо более существенными и составляют примерно 2 триллиона. Столько денег просто не напечатать. В результате около 200 американских банков балансируют сейчас на шаткой грани банкротства.
По оценкам Международной организации труда, уровень производительности труда в США, рассчитанный как отношение ВВП к объему отработанных человеко-часов, находился в 2021 году последние имеющиеся данные на четвертом месте в мире 70,6 тыс. Среди крупных стран на 15-м месте идет Германия 58,7 тыс. Таким образом, можно констатировать, что американская либеральная модель экономики благоприятна для конкурентоспособных людей - эффективных работников. Очевидно, что данная модель предназначена не для социального государства, ориентированного на благосостояние для всех. Вместе с тем нельзя не видеть ее явных преимуществ - нацеленности на высокую результативность общественного производства в целом, на развитие науки, технологические и управленческие инновации, на экономический рост, что в конечном счете ведет к росту всеобщего благосостояния. Однако одновременно стали очевидны и недостатки существующей доминирующей модели капитализма.
Стремление к получению прибыли, а не к долгосрочным целям развития привело к обострению экологических проблем, разрушительным последствиям в области климата, а также кризису в борьбе с пандемией. При этом и в рамках отдельных стран, и в мире в целом очень острой становится проблема социального и имущественного неравенства. В чем же состоят недостатки этой модели? В том, что она гораздо меньше, чем другие, более социально ориентированные модели капитализма, уделяет внимания вопросам социальной справедливости, равномерному распределению благ и собственности. В итоге в либеральной модели, как правило, высок уровень социальной и имущественной дифференциации граждан, расслоения по доходам, велика доля населения с низкими доходами, что наглядно прослеживается на примере Соединенных Штатов. Именно в ХХI веке чаще, чем когда-либо, американская экономическая модель сталкивается с растущими вызовами, ухудшая благосостояние и перспективы своих граждан. Многие из этих вызовов проистекают из самой модели, другие - были привнесены внешними обстоятельствами, такими как пандемия COVID-19. Основной причиной этого неравенства стал фундаментальный сдвиг в структуре экономики - от обрабатывающей промышленности к сфере услуг, в которой доходы значительно ниже. На рынке труда произошла поляризация в пользу высоко- и низкооплачиваемых рабочих мест в ущерб среднему классу. Доля труда в национальном доходе продолжала снижаться, при этом темп роста доходов отставал от темпа роста производительности труда.
Несмотря на общий рост занятости и расширение возможностей для увеличения трудовых доходов до пандемии, большинство вновь созданных рабочих мест находилось среди низкооплачиваемых профессий, чаще всего в сфере услуг. Кроме того, многие рабочие места создавались на непостоянной основе частичной занятости. Особенно тревожным выглядит расширяющийся разрыв в доходах и благосостоянии между наиболее богатыми и наиболее бедными. Недовольство больших групп населения и озабоченность экспертов вызывают разного рода предложения по совершенствованию рыночной модели капитализма. Нередко эти соображения носят откровенно левый характер и представляют собой, по сути, различные вариации огосударствления частнокапиталистической экономики и централизованного распределения ресурсов и доходов. Однако в большинстве случаев вопрос ставится об адаптации рыночной модели американского капитализма к существующим и вновь возникающим вызовам. В последние десятилетия ХХ и начале ХХI века можно констатировать сокращение роста инвестиций в человеческий капитал, фундаментальные научные исследования и производственную инфраструктуру как с точки зрения поддержания их устойчивого состояния, так и в плане необходимости ускорения роста производительности труда и обеспечения глобальной конкурентоспособности. Сокращается также доля работников, получающих профессиональную переподготовку как по линии работодателей, так и со стороны государства. Инвестиции частного сектора в общественную инфраструктуру, в том числе государственно-частные партнерства, также сократились с 1985 по 2020 год, причем это сокращение ускорилось после кризиса 2008-2009 годов. Инвестиции в производство общественных благ, включая инфраструктуру, здравоохранение и подготовку рабочей силы, являются критически важными для поддержания конкурентоспособности и высокой производительности экономики.
Осознание этого факта находит, в частности, отражение в масштабных проектах и планах нынешней администрации по модернизации всей производственной инфраструктуры. Пандемия коронавируса и кризис 2020 года стали своего рода лакмусовой бумажкой, высветив имеющиеся недостатки в экономике и их влияние на многие демографические группы населения, в том числе и в плане их территориального расселения. Наблюдалась также «индивидуализация» социального контракта, возросшая зависимость работников от работодателей, то есть от частных структур, а не от общественных институтов, что в определенной мере стало отражением либерализации экономической модели и ее не вполне адекватной реакции на новые вызовы, в частности COVID-19. В целом пандемия продемонстрировала потребность и необходимость как частного сектора, так и государства более продуктивно реагировать на различные гуманитарные и экономические кризисы, путем координации усилий создавать в рамках промышленности и экономики необходимые средства защиты населения и малого бизнеса, затронутых локдауном. Пандемия показала, насколько эффективно американская либеральная модель способна отвечать на подобные внешние шоки, и эта модель отнюдь не всегда соответствовала предъявляемым требованиям. Другим серьезнейшим вызовом рыночной модели капитализма становится реакция на изменения климата. В обозримом будущем заметно усилится социальное и экономическое влияние таких катаклизмов, как наводнения, пожары, экстремальная погода в различных регионах мира, на все стороны жизни человека, состояние природы и физического капитала и шире - экономические системы, в том числе и на существующие модели рыночной экономики. Учитывая масштаб климатических перемен, эти вызовы будут иметь фундаментальный характер для проверки на устойчивость и эффективность современной либеральной экономической модели. На этом фоне отметим еще один вызов либеральной модели - развивающиеся, явно не либеральные экономики. Прежде всего речь идет о Китае, который ранее рассматривался как источник дешевых ресурсов и рабочей силы.
Ныне он превратился в самодостаточную экономическую державу, бросающую вызов западным либеральным экономикам, и в первую очередь американской. Современный этап глобализации ставит перед американской рыночной моделью несколько новых проблем. Глобализация, которая на первом этапе своего развития 60-65 лет после Второй мировой войны способствовала либерализации мировой экономики и международному разделению труда, в дальнейшем выявила ряд серьезных проблем между старыми индустриальными странами и развивающимися экономиками, между крупнейшими транснациональными компаниями и породившими их государствами, чьи интересы часто противоречат друг другу. В результате глобализация как явление стала вызовом либеральной модели экономики, поставив вопрос о ее пределах, соотношении свободы в международных экономических отношениях и требуемых элементов протекционизма, обусловленных, как показала пандемия, необходимостью противостоять неожиданным внешним шокам, разрывам цепочек создания стоимости и шире - защитой национальных интересов в том числе США. Факторы послекризисного восстановления После кризиса 2020 года, вызванного в значительной степени пандемией COVID-19, экономическое положение США остается весьма противоречивым. Главными факторами снижения экономического роста стало падение инвестиций в жилищном строительстве и замедление темпов инвестиций в товарно-материальные запасы.
Ключевая фундаментальная предпосылка к реализации этого сценария заключается в том, что рынок труда США очень удачно ребалансируется: безработица растет одновременно с увеличением общего числа занятых в экономике. Оптимистичный сценарий: умеренный рост с дезинфляцией. Однако здесь тоже есть небольшие риски: устойчивое повышение экономики может создать базу для очередного перегрева ее отдельных секторов. Следствием этого может стать новое ускорение роста цен — инфляция. Пессимистичный сценарий: умеренная рецессия. Для регулятора этот сценарий вполне приемлем.
Президент США Джо Байден надеялся, что устойчивая экономика поможет ему обогнать своего соперника-республиканца Дональда Трампа на ноябрьских выборах. Последние данные не играют на руку Байдену. Картина дня.
США погружаются в режим перманентной стагфляции
Американская экономика показала в первом квартале 2024 года слабый результат: рост ВВП снизился почти до двухлетнего минимума, пишет Bloomberg, а вот инфляция вновь набирает темп, что не может не тревожить Джерома Пауэлла и экономистов. Экономисты, опрошенные Reuters, рост ВВП США в I квартале в среднем на 2,4%, консенсус-прогноз Trading Economics составлял 2,5%. Самые последние новости на сегодня, свежие статьи, актуальная аналитика, видео, мнения и рекомендации экспертов и аналитиков, а также новости брокеров по теме Экономика США. США годами рассказывали небывалом росте, который происходил за счёт надувания гигантов типа Apple. Прогнозируется рост торгового дефицита США в 2023 году до 3,9%, затем он сократится в 2024-2025 годах, стабилизировавшись на уровне 3,2% ВВП.
Эксперты оценили неожиданный рост экономики США в третьем квартале 2023 года
Средневзвешенная ставка по непогашенному процентному госдолгу США выросла в 2 раза. Вас предупреждали Джейми Даймон не раз предупреждал инвесторов о рецессии в США и возможном кризисе из-за высоких ставок. А теперь другая проблема — нельзя быстро снижать ставку. Резкое снижение приведет к притоку дешевых кредитов на финансовые рынки, росту инфляции и финансового пузыря, когда высокие цены биржевых активов не связаны с реальным экономическим ростом.
Джейми Даймон предостерег ФРС от снижения процентных ставок раньше июня-2024. Авторитет ФРС здесь немного поставлен на карту. Я бы даже подождал до июня», — сказал финансист на австралийском бизнес-саммите Financial Review несколькими днями ранее выступления в Центре двухпартийной политики.
Хотя их правильнее было бы называть «виртуальными». Высокие технологии связаны с совершенно другими сегментами. Читайте также Рынок недвижимости практически недвижим — и куда вкладывать деньги? Квартиры совсем перестали покупать — у людей нет средств, ипотека сдохла, цены падают, но все равно остаются заоблачными По мнению экономиста, сейчас мы наблюдаем логичную тенденцию: акции «виртуальных» предприятий начинают обесцениваться. На этом фоне инвесторы начинают проявлять интерес к промышленным предприятиям. Инвесторы вспомнили, что в них вкладывать деньги куда выгоднее, чем в компании, занимающиеся непонятно чем, но обещающие когда-нибудь в будущем чем-нибудь осчастливить человечество. И если эта тенденция сохранится, то для предприятий, производящих реальную продукцию, многое изменится к лучшему. Им станет легче привлекать инвестиции, банки будут их охотнее кредитовать. Это во-первых. А во-вторых, мы сейчас наблюдаем процесс деглобализации экономики.
Глобализация — это ещё один фантом, который искусственно раздувался. Собственно, деглобализация уже давно шла тихой сапой, но сейчас это стало уже очевидным. Это и перенос производств из третьих стран, и переориентация на внутренний спрос в Китае, это всё касается, в основном, реального сектора, — пояснил Андрей Бунич. И, раз мы уж заговорили о Китае: там правительство показательно поддерживает те высокотехнологичные компании, которые реально создают что-то новое, способствующее прогрессу и развитию науки.
Международная нестабильность разгоняет инфляцию в США. Кризис на Ближнем Востоке усугубляется. Ситуация на Украине всё более плачевная для Вашингтона. Бушует долговой кризис из-за слабого спроса на облигации США.
А теперь ещё и экономика может надорваться — причём в самый канун ноябрьских выборов. Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Иллюстративное фото: NUR. ВВП страны вырос до самого высокого уровня за последние два года, передает Financial Times. Этот материал — часть нашей ежедневной рассылки.
Новое Русское слово
Экономика США все дальше от спада, но золото и биткоин дорожают как перед кризисом. Рост экономики США в I квартале 2024 года составил лишь 1,6% – это сильно ниже 3%, которых ожидали придворные экономисты Белого дома. Понимая это, правительства мира стремятся поддерживать американскую экономику, покупая долговые обязательства (трежерис) США.
Добро пожаловать!
- Топ-5 худших прогнозов для США на 2023 год: Что больше всего пугает экономистов
- Темпы роста экономики США в I квартале разочаровали аналитиков.
- EURUSD: рынки ждут ВВП США - 25 апрель 2024 | Новости рынка Форекс
- Основные показатели экономики США
- США погружаются в режим перманентной стагфляции
- Рост ВВП США оказался выше, чем ожидалось аналитиками
Пугающая верхушка айсберга: как быстро экономика США пойдет ко дну
Всемирная торговая организация в октябрьском пресс-релизе полагала, что рост экономики в США в 2023 году составит всего 1% (до $26,39 трлн). Всемирная торговая организация в октябрьском пресс-релизе полагала, что рост экономики в США в 2023 году составит всего 1% (до $26,39 трлн). Прогноз роста ВВП в 2022 году — 3,1— 3,6%, после чего последуют два года замедления экономики. Данные по ВВП показали, что экономика США завершила 2023 г. с увеличением на 3,3% в реальном выражении с поправкой на инфляцию в IV квартале после роста на 4,9% в третьем. Интерфакс: Расходы населения США в марте 2024 года выросли на 0,8% по сравнению с предыдущим месяцем, говорится в отчете министерства торговли страны. Последние три месяца 2023 года экономика США росла в годовом исчислении примерно на 2,5%, что более чем в два раза превышает средние ожидания аналитиков в начале квартала.
ВВП США показал самый большой рост за последние два года
Экономика США не демонстрировала такого значительного роста с четвертого квартала 2021 года. По сведениям американского минфина, госдолг США в начале 2024-го в очередной раз перевалил, мягко говоря, неприятную психологическую отметку. Опубликованная Бюро экономического анализа США первая оценка ВВП за I квартал 2024 года оказалась значительно ниже ожиданий рынка.