Сергей Параджанов регулярно получал письма поддержки от Федерико Феллини, а Луи Арагон организовал Международный комитет по освобождению режиссера. Три года назад в Киеве умер единственный сын и наследник режиссера Сурен Параджанов.
Ранние годы
- В России вспомнили, чем прославился режиссер Сергей Параджанов
- Параджанов, Сергей Иосифович — Википедия
- Режиссёр Георгий Параджанов сломал ногу при входе в храм в Москве
- “Твое дело закроют, если дашь показания, что к тебе приезжал уколоться Гонгадзе”
ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА
Но Параджанов все превращал в спектакль. Дядя, естественно, не один собирался пойти. Меня заставил бегать как борзую собаку, объявлять, что приглашает на концерт. Пришел с оравой человек в пятьдесят, он же один никуда не ходил. Сидим, ждем. Минут через двадцать выходит дама — бывают такие вечные дамы в длинных юбках, которые уже боком ходят, старухи, — и говорит: «В связи с неисправностью инструмента концерт задерживается на двадцать минут». Ну, на двадцать, так на двадцать. Сходили в буфет, вернулись в зал, сели.
Выходит та же дама напудренная и говорит: «В связи с неисправностью инструмента концерт вообще отменяется». Все стали шушукаться, и тут вдруг Сережа вскочил как сумасшедший и обратился к залу. А зал полон, не меньше тысячи человек, из них только человек пятьдесят наши. В это время как раз начинался какой-то съезд партии, тогда уже Брежнев был… И Параджанов, представляете, говорит: «Объявляют по телевизору: «В связи с неисправностью челюстей Леонида Ильича съезд отменяется! В советское время было не так просто достать хорошее нижнее белье. На Сережин размер было очень трудно в советское время что-то купить. Лева сшил двадцать четыре пары трусов.
Когда закончатся, еще сошью», — сказал он. Параджанов, когда Лева принес эти трусы, очень обрадовался и надел их все сразу, причем не друг на друга, а как платье с оборками, одни даже надел на голову. Страшно веселился. Сохранилась фотография: Параджанов в таком «наряде». Половину этих трусов, двенадцать штук, он через меня послал Эльдару Рязанову. Я привез и вручил со словами: «От Параджанова».
Его работа над фильмом «Киевские фрески» была прервана. В 1967 году Параджанова приглашают на Ереванскую киностудию, где он работает над фильмом «Цвет граната» «Саят-Нова» — картину о великом армянском поэте, речь в которой идёт скорее о жизни духа, нежели о внешних событиях биографии.
Здесь киноязык Параджанова значительно обновляется. Кадры обретают почти полную статику, отчего малейшее движение внутри них воспринимается как событийный взрыв. Предметы, представляющие подлинную историко-этнографическую ценность, работают наравне с актёрами. Язык цвета обретает ещё большее значение, хотя цветовая гамма становится более лаконичной. Каждый кадр содержит максимум смысловой информации, и считывание этого насыщенного содержания требует от зрителя немалой культуры. С 17 декабря 1973 по 30 декабря 1977 года — С. Параджанов находился в заключении, куда этот «неудобный», конфликтный человек был отправлен по умело составленному обвинению. С просьбой об освобождении режиссёра обратился к Л.
Брежневу Луи Арагон, только после этого удалось вытащить Параджанова с зоны. После возвращения Параджанов работал на киностудии «Грузия-фильм», где совместно с Давидом Абашидзе поставил «Легенду о Сурамской крепости» 1984. В основе картины — грузинское предание о юноше, замуровавшем себя в стены крепости. Язык нового шедевра Параджанова, развивая найденное в «Цвете граната», стал ещё более изощрённым. В 1986 году режиссёр снимает документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани». В «Ашик-Керибе» 1988, по сказке М. Лермонтова Параджанов подтвердил репутацию уникального матера, но фильм, в основном, повторял уже пройденное режиссёром. После этого Сергей Иосифович занимался художественным коллажем, в искусстве которого не знал равных.
В экспозиции представлены портреты режиссера, рабочие моменты съемок, афиши, рисунки к фильмам. На кадрах Юрия Мечитова, фотографа и автора фотокниги «Сергей Параджанов. Хроника диалога», — жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза; съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани».
Все остальное - бред!
Кино надо пережить - как болезнь детства. Что это?... Почему я не запомнил его?... Почему я упрекаю всех и даже усопших?...
Ветры Сабуртало? Должно быть, они не только срывают шляпы с могил - они восстанавливают время. Могу помнить и великодушно прощать все. Есть что вспомнить.
Иначе было бы жаль и себя, и жизнь! И что жизнь, если нет принципа и каприза?!
Сергей Параджанов: художник и ритуал
Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино Сергея Параджанова. После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко". Его фильмы и теоретические работы преподают в киношколах всего мира, о нем пишут книги и снимают кино, Сергей Параджанов считал его одним из немногих подлинных киногениев. Уже на вернисаже в Петербурге режиссер Дмитрий Месхиев назвал Параджанова гениальным интерпретатором — он превращал в искусство все, чем занимался. В 1973 году Параджанову были предъявлены обвинения в мужеложстве с применением насилия и распространении порнографии.
Оставить заявку
- Учёба в университете
- Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения | Культура |
- Другие новости раздела
- Второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
- Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы
- Подписаться на рассылку
Скончался единственный сын кинорежиссера Параджанова
По совету Бориса Шкловского режиссер взялся за проект новогоднего телефильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена, однако и он не осуществился из-за ареста Параджанова. Старания не прошли даром — Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. В дальнейшем режиссёр ещё не раз подвергался преследованиям по надуманным обвинениям. В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала советского кинорежиссера Сергея Параджанова, осуждённого в СССР по. независимое творческое объединение, изучающее творчество выдающегося режиссера и художника Сергея Иосифовича Параджанова. В результате, в 1974 г. режиссёр Параджанов по политическим мотивам уже повторно был осуждён по обвинению в однополых отношениях. Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу.
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения - Газета.Ru | Новости
В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место. Биография советского режиссера Сергея Параджанова: личная жизнь, рак легких, документальная лента о нем «Последняя весна». В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом — «Исповедь», который должен был стать автобиографическим.
Сергей Параджанов: сумасшедший гений или человек с другой «планеты»
Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова 1924-1990 , осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет после приговора. Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена. Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов.
Неприятный инцидент произошёл в воскресенье на улице Поликарпова в Москве. Актёр и режиссер Георгий Параджанов подвернул ногу и упал около храма, куда направлялся на воскресную службу.
Несмотря на инцидент, он отстоял всю службу и сам же дошёл до больницы, где и выяснилось, что у него закрытый перелом внутренней лодыжки левой большеберцовой кости со смещением.
Я считаю, что происходит травма, большая травма. Я считаю, что если в 40 лет тебе не доверяют, как художнику, то и на том свете будут не доверять.
Важно отметить: распространение порнографии Параджанову вменили за карты с порнографическими изображениями, а также за шариковую ручку с обнаженной женщиной. Приведу цитату из приговора: «В разное время, в период с 1968 года по декабрь 1973 года, Параджанов у себя на квартире демонстрировал различным лицам порнографические изображения в журнале иностранного производства, на игральных картах зарубежного изготовления, фотоснимках. В тюрьме он подвергался жестоким пыткам.
Из-за издевательств Параджанов совершил попытку суицида. В тюрьме режиссёр заболел сахарным диабетом. Не смотря на весь ужас лагерной жизни спасало творчество.
Параджанов мастерил «монеты» из кефирных крышечек, рисовал, шил из мешковины, делал коллажи. Зато с пугающей тюремное начальство регулярностью приходили международные телеграммы от некоего Федерико Феллини. Однажды в декабре, получив очередную телеграмму от Феллини, тюремный начальник вызвал Параджанова и спросил, кто это такой ему пишет из-за границы: «Поздравляю с наступающим, надеюсь на скорую встречу».
Но этот брак оказался коротким и трагическим. Семья девушки была строгих патриархальных нравов и традиций: узнав, что женщина без согласия родных вышла замуж, они приехали к Параджанову и потребовали у него выкуп. У Сергея денег не оказалось, отец, обиженный за побег сына, не собирался ему одалживать, а Нигяр отказалась бросить мужа и вернуться в лоно семьи. Разозлённые родственники поступили с непокорной девушкой, согласно старым обычаям, — бросили её под поезд. Начало карьеры Сергей Параджанов, личная жизнь которого со старта не удалась, направил всю свою энергию и силы в творческое русло.
В 1952 году он окончил режиссёрские курсы Игоря Савченко, известного и заслуженного деятеля искусств того времени. Его дипломом стала картина «Молдавская сказка», которую он окончил снимать годом раньше. Что касается большого кино, то тут дебютом Параджанова стал фильм «Андриеш», снятый в 1954 году на киностудии имени Довженко. Именно в стенах этого учреждения в дальнейшем были созданы главные работы режиссёра. Познав сполна дикие татаро-молдавские традиции, Сергей решил больше не жениться на женщинах, имеющих восточные корни.
Поэтому его второй женой стала обычная украинка Света Щербатюк. После трёх лет гармоничной и спокойной семейной жизни она родила ему сына — Сурена. Несмотря на то что пара выглядела счастливой, их союз распался уже в 1961 году. Женщина всегда говорила, что причиной развода стал характер Параджанова: творческий человек часто вёл себя странно, непредсказуемо и даже безумно. Венец творчества Им, безусловно, стал фильм «Тени забытых предков».
После выхода в 1964 году на великий экран, его тотчас же назвали шедевром, а Сергей Параджанов проснулся знаменитым. Картина поражала животной чувственностью, буйством обрядов, природной первозданностью, любовным трагизмом и светлой грустью. Создание этой философской притчи, насквозь пронизанной религиозными мотивами, стало неожиданным для критиков. Ведь до появления картины Сергей уже 10 лет активно работал в сфере кино, но до сих пор его работы не сулили мужчине громкой славы и всемирного признания. Они вызвали шок.
Лейтмотивом истории о трагической любви Ивана и Марички стала пьеса «Ромео и Джульетта». Вот только в отличие от работы Шекспира тема вражды родов тут отошла на второй план, освободив место для описания жизни гуцулов, их культуры, традиций. Необычная картина кардинально отличалась от всего снятого в СССР. Также она имела колоссальный международный успех: её по достоинству оценили на кинофестивалях в Италии, Аргентине и других государствах. В 1967 году его приглашают на Ереванскую киностудию, где он берётся за картину про великого армянского поэта Саят-Новы.
Называлась она «Цвет граната» и по своему новаторству обошла даже «Тени забытых предков».
Сергей Параджанов: гений сумасбродных выдумок
Но в судьбе самого режиссера она сыграла трагическую роль Над "Максимкой", который, кстати, снимался в Крыму, Параджанов работал в качестве ассистента режиссёра. После этого он снял свою первую полнометражную работу "Андриеш", которая повторяла сюжет его дипломной работы. С 1957 по 1962 годы Параджанов снимает документальные фильмы "Думка", "Наталия Ужвий", "Золотые руки", посвященные украинской тематике, а также художественные фильмы "Первый парень", "Украинская рапсодия" и "Цветок на камне" в духе соцреализма. В Киеве же Параджанов встречает и свою вторую жену — Светлану Щербатюк. Он женится на ней в 1955 году, а уже через три года у них родился сын Сурен. Несмотря на то что пара развелась в 1961 году, Светлана и Сергей продолжали сохранять близкие отношения. Тогда же Параджанов устраивает у себя дома своеобразный интеллектуальный салон, где ведутся споры об искусстве, а также демонстрируют отечественные и зарубежные фильмы, недоступные в широком прокате. Молодой режиссёр снова попадает под прицел "компетентных органов".
В 1962 году на советские экраны выходит первый фильм Андрея Тарковского"Иваново детство", произведший эффект разорвавшейся бомбы. Параджанова он поразил до глубины души. Через два года он снимет свою картину, которая столь же сенсационно повлияла уже не на русскую, а на украинскую культуру. Речь о "Тенях забытых предков". Этот фильм положил начало целой эпохе украинского кино. Параджанов не побоялся отдать главную роль тогда малоизвестному актеру Ивану Миколайчуку, который потом на долгое время станет воплощением украинского героя разных эпох в советских кинолентах. Оператором он возьмет молодого Юрия Ильенко — будущего члена "Свободы", чьи дети — Филипп и Андрей — пойдут по стопам отца и также станут украинскими националистами, а на главную роль Параджанов назначит Ларису Кадочникову — первую жену Ильенко.
Художником картины стал Георгий Якутович. Миколайчук и Ильенко позже станут режиссерами, одними из основоположников современного украинского кино. Фильм стал образцом "новой советской волны". Он вызвал фурор на международных фестивалях, получив, в частности, премии Венецианского, Римского, Салоникского, Всесоюзного фестивалей и фестиваля в Мар-дель-Плата. Но пока "Тени забытых предков" продолжали собирать награды за рубежом, на самой Украине над Параджановым начали сгущаться тучи.
The Hall of Frescoes. Special appearance on January 22 by Martiros M. Their personal Paradjanov archive has been damaged and they have no place to live temporarily staying with friends. Vartanov during his Soviet childhood, as well as other rare and unpublished documents, stories, and photographs. While Parajanov continues to inspire people around the world, it is important to respect his vision and understand that The Color of Pomegranates is not a silent film — the soundtrack is an indelible part of his masterpiece and cannot be replaced.
Однако их счастье длилось недолго. Нигяр происходила из патриархальной семьи, в которой царили весьма суровые нравы. Когда в Москву приехали братья девушки и узнали, что она без ведома родственников вышла замуж, они потребовали у Параджанова крупный выкуп. У студента Параджанова таких денег не было, но он пообещал достать их, надеясь на помощь отца. В тот же день Иосифу Параджанову в Тбилиси полетело письмо, в котором сын буквально умолял дать ему требуемую сумму, обещая со временем обязательно ее вернуть. Но Иосиф был слишком обижен на сына за то, что тот изменил семейной традиции, не пошел по его профессиональным стопам, и в просьбе отказал. Финал згой истории был трагичен: родственники потребовали от девушки, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними на родину. Но та отказалась. И тогда родственники поступили с ней согласно своим патриархальным нравам — сбросили ее под электричку. Обращение Параджанова к молдавской теме было данью памяти любимой девушке, которую Параджанов не забыл до конца своих дней. Хотя внешне его личная жизнь после этой трагедии складывалась вполне благополучно. В середине 50-х, будучи в Киеве, он женился на украинке, два года прожившей в Канаде, — Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суреном. Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: «Сумасшедший на свободе». Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах. Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом. Как напишет позднее К. Калантар: «Параджанов выдумывал и придумывал в жизни так же, как рисовал, как создавал коллажи или куклы, как писал сценарии и ставил фильм. Его творческая жизнь не знала пауз, она была столь интенсивна, что фантазия его продолжала «выдавать продукцию» и в перерывах между занятиями профессиональным искусством, когда он просто общался с людьми. Кто-то знал Параджановачеловека, кто-то Параджанова-художника, а был один Параджанов — творец вымышленного прекрасного мира». Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Рассказывают, что когда он впервые увидел в Киеве известную актрису Вию Артмане, то грохнулся перед ней на колени, произнося восторженные слова восхищения. Внешне Артмане была очень похожа на его бывшую жену Светлану Щербатюк. И эта женщина оставила след в творчестве Параджанова: она снималась в автобиографической ленте «Исповедь» в образе молодой супруги, а один из эпизодов сценария был посвящен ее золотому локону. Вспоминает Сурен Параджанов: «Отец прожил с мамой недолго. Конфликтовал с тестем-коммунистом, да и мама была недовольна его образом жизни. Постоянные гости, застолья и изнурительная работа. Беспокойный человек. По 30—40 человек ежедневно в доме принимать, кому это понравится? А он без этого не мог. Когда отец с матерью разошлись, потом они все равно подчерживали дружеские отношения. Он ею гордился. Мама преподавала в университете русский язык как иностранный. Милая, порядочная женщина, она любила его и до сих пор не может забыть. Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х. На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет. В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой. Второй фильм Параджанова — мелодрама. Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем. Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война. По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне». Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов. Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко. Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей. Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л. Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив. Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28! Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе. Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать». Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения. К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу. Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия. Но роднит их единая страсть. Отказываясь от привычных житейских ценностей, они избирают духовное, платоническое начало, что в конечном счете и определяет их судьбу. При всем том, что здесь мы снова видим щедрое использование этнографических и декоративных решений, фильм «Цвет граната» стал, однако, принципиально новым шагом в творчестве Параджанова. Если в «Тенях забытых предков» применялись разнообразные кинематографические методы: динамическая камера, эксперименты с пленкой, сложные комбинированные кадры и т. Налицо откровенный, порой даже вызывающий переход к «антикино», но приход к нему Параджанова не просто новаторский эксперимент, а путь, обусловленный логикой эстетических поисков…» «Антикино» Параджанова было весьма скептически воспринято руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей. Справедливости ради стоит отметить: отпечатай Кинопрокат значительно больше копий, результат был бы не лучшим. Фильм действительно достаточно труден для восприятия массового зрителя. В одной из тогдашних газет было опубликовано сердитое письмо некоего зрителя, которое хорошо передает ограниченные возможности массового зрительского восприятия: «На экранах нашего города долго шел фильм «Цвет граната». Что показал режиссер в этом фильме?..
Реально же вгиковцы попали в жернова местечковой бюрократии, и удержался в Киеве один Параджанов. А Параджанов тем временем удивил позабытым теперь, но от того не менее впечатляющим фильмом. Фильм 1958 года открывается изящными забавами селянок, хороводящих среди подсолнухов и пленяющих окопавшихся в стогах парней прельстительным смехом. Эти шашни ненавязчиво вплетаются в восхитительный пейзаж, образуя цветущий жанровый натюрморт. Затем следует ворох лубочно-колхозных свадебных перипетий, закручивающихся вокруг футбольных баталий селян... Лихое кино можно, пожалуй, упрекнуть лишь в барочной слащавости. Уже не вполне юный талант выдал эдакий «киевский торт», побаловал киевских начальничков, забраковавших его дебютную полнометражку «Андриеш». Ведь совсем скоро он превратится в активного «протестанта» и диссидента. Что за метаморфоза? Будучи человеком с чувством юмора и непробиваемой психикой, Басов гениально, а где-то даже самокритично отыграет эту коллизию в незабываемом эпизоде картины «Я шагаю по Москве». Там убедительно дано социальное разнообразие тогдашнего советского общества: ударники, комсорги, религиозные сектанты и запутавшиеся юноши отчаянно решают проклятые вопросы любви, судьбы и смерти! Вместо пейзанской разлюли-малины режиссер предъявляет сложнейший общественный организм, выламывающийся из канонов соцреализма. Вселенная Параджанова строится в этом фильме не на слезинке ожесточенного подростка, а вокруг раздвоенной девичьей души: Беляночки и Розочки — волевой советской анимы и ее доверчивой сектантской тени. А на орбите их движения вспыхивают новые звезды — дебютировавший в «Цветке…» Борислав Брондуков и уже прославленный главной ролью в «Фоме Гордееве» Георгий Епифанцев. Армянин из Тбилиси делает фильм про Западную Украину на материале фольклорной архаики и вдруг такой успех, почему? Западные критики опознали первый росток этнического «поэтического кино». Примечательно, что это был единственный украинский фильм, выпущенный во всесоюзный прокат без перевода. То есть именно в этом эксклюзивном виде он был ценен и архитекторам советского заповедника… И тут возникает еще один социальный сюжет: автор «Теней» переукраинил киевских селюков, вымечтал мир, который им едва грезился, но в котором им хотелось бы угнездиться. И они ему этого не простили — больше не дали снять ничего, хотя из «Теней» выросли главные творцы мифопоэтической украинщины: оператор и будущий известный режиссер Юрий Ильенко, дебютировавший в «Тенях…» актер Иван Миколайчук. Возможно, некая исконная, вневременная архаика здесь расцвела еще и потому, что сын тбилисского антиквара чуждался социализации во внешнем советском мире, как и все снимавшие на родине грузинские режиссеры. В «Тенях» звучит эхо бесконечной гражданской войны — не советской, а вековой, клановой... В прологе даются древние армянские евангельские миниатюры. Они дышат детской непосредственностью, теплотой, уютом и подлинным искусством в каждой детали. Что делает Параджанов? Он вписывает перекликающиеся с ними микросюжеты из жизни Саят-Новы в статуарную архаику своих мизансцен. Превращает житийные жанровые сюжеты в натюрморты с натурщиками в обрамлении порталов древних армянских церквей.
Сергей Параджанов – режиссёр свободы
Ведь никто не знает, какой фильм он снимет. Если полнометражный, то это может быть сплошной убыток. А то, что ему запретили въезд в Украину и еще много куда, это точно. Армяне еще при его жизни делали ему в Ереване дом-музей.
В доме, где он прожил всего неделю или две, они и открыли музей. Приехали в Тбилиси, забрали все вещи и увезли в Ереван, они и сейчас там находятся. Похоронили папу тоже там, в пантеоне, рядом с актером Фрунзиком Мкртчяном они с папой дружили , а между ними лежит композитор Арам Хачатурян.
Когда армяне меня приглашают, я еду, но они это делают, когда им надо, а сейчас я им не очень-то нужен. Они хотят так: чтобы меня поселили в гостинице, я утром позавтракал и шел в музей на весь день, был под их присмотром, а я хочу проводить время по-другому, и их это не устраивает. Когда вы с отцом виделись в последний раз?
Мне тогда было уже около тридцати лет. Я приехал к нему в Ереван — его тогда армяне забрали к себе, ухаживали, лечили по возможности. Но у него уже такая стадия рака была, что все это только оттягивало уход.
Папа лежал в больнице, я жил там же, с ним. В память он приходил лишь на время. Еще при жизни папа любил устраивать сценарий своих похорон.
Знал, кто будет нести гроб, кто венок… Он такие вещи любил. Правда, что он хотел дать вам женское имя? Когда я родился, он хотел назвать меня Давидом.
Теща, когда узнала, сказала, что Давидом он станет только через ее труп. Она побежала к соседке Фаине Сидоровне, которая жила напротив нашего дома. Только через мой труп!
Правда, Фаина Сидоровна потом и тут нашла что ответить, сказала, что Сурен по-ихнему Сруль. А руку не поднимал? Он водил меня в детский сад и в первый класс.
В те годы практиковали детей отправлять на хозяйственные работы в села, и я поехал с классом под Киев собирать клубнику. Воспитатели стали оправдываться, мол, сколько нам денег на это выделяют, столько и кладем. Но у него были свои расходы.
Я был проблемным ребенком и часто попадал в больницу, причем заболевания у меня были очень серьезные. В два месяца со мной случился заворот кишок, потом брюшной тиф. Однажды отравился в Каневе рыбой.
Папа поехал туда сценарий писать, а в это время там отдыхал Юрий Никулин. Так Никулин меня на машине отвозил в больницу. О ней до сих пор ходит много легенд.
У отца был очень большой круг общения людей с разными интересами. В этой квартире собирались профессора, спортсмены, актеры, скульпторы и даже криминалитет. Когда он приходил, первой заходила охрана, смотрела, нет ли посторонних, и только потом уже шел Шелест.
Я тогда до конца не понимал, что это за люди, какой они величины. Но я их видел, общался, хоть и маленьким был. Отец всегда любил создавать режиссуру даже дома.
Брал бутылку и показывал. Когда приходили, никто не разувался, никаких тапочек, квартирка маленькая. Мама до сих пор очень жалеет, что, когда приехал к папе Владимир Высоцкий а он выступал у своего друга на улице Пирогова , она не поехала, осталась у родителей.
А меня с Высоцким папа впервые познакомил на латвийском курорте в Яункемери. Я поехал туда с отцом после спортивного лагеря в Новой Каховке, а он отдыхал там с Мариной Влади и одновременно снимался в каком-то фильме. Мы пошли к ним в гости.
Дверь открыла Марина. Папа меня представил. Хочешь чешского пива?
И тут же потеряла ко мне интерес. Дела могут быть только хорошо или плохо. В Тбилиси мне запомнилось, как в гости к папе приехал Андрей Тарковский, мы вместе встречали Новый год.
В Тбилиси была традиция: считалось, что Новый год нужно встречать на трезвую голову, а уже после этого можно было позволить себе выпить. Когда я приезжал с папой к ней в Переделкино, Брик хотела подарить мне книгу с автографом Владимира Маяковского. Мне тогда было 17 лет.
Конечно, книжка с автографом поэта после таких слов мне не досталась. Больше мы не общались. Папа часто Лилю многими подарками одаривал.
Резонансное и, как оказалось, инспирированное дело, без сомнения, наложило отпечаток на жизнь Сурена. Отец мечтал увидеть его архитектором, в письмах из тюрьмы наказывал изучать старую архитектуру, рисовать с натуры. Он рассказывает не только о себе, но также о великом отце — Маэстро Параджанове. Вам эта картина нравится? Это единственный папин фильм, который я понимаю. Все остальные понимаю частично. Отец с детства хотел сделать из сына звезду? Все дети, которые там снимались, — дети папиных друзей.
Кто чуть младше, кто старше. Бюджет картины был ограниченный, и папа решил: зачем кого-то искать? И снял всех на память. Нас привели на киностудию, загримировали и сняли. Кадр, в котором мы были задействованы, символизировал, что, хоть все и погибли, жизнь продолжается. После этого больше меня отец не снимал, не фотогеничный я. Недавно позвонил к ним, говорят, что денег нет, на телевидении никто фильм не берет. Продают только лицензионные диски, но и на них поднять цены не могут, потому что их перестанут покупать.
Проверить я не могу. Теперь следующая большая получка от них будет только в 2017 году, но до нее еще дожить надо. Фирма, которая это организовала, заплатила мне за авторские права 9 тысяч евро. Мама сразу вцепилась ремонт в квартире делать, но строители проходимцы попались. В итоге мы только окна поменяли, холодильник новый купили, долги раздали — и деньги закончились. А если серьезно, чем занимаетесь? Я инвалид, у меня был инсульт. На озерах получил травму головы, которая спровоцировала внутреннее кровоизлияние.
Слава Богу, обошлось, но в себя приходил еще месяца два, память пропала. Врачи прописали препарат для восстановления памяти, так я стал вспоминать то, что со мной в детстве было, но полностью память так и не восстановилась. Мне раньше записная книжка в телефоне не нужна была, я мог на память запомнить 150 номеров, а сейчас помню от силы 5-6. А занимаюсь чем? Папа меня чему-то научил, заработать на сигареты и кофе могу, но чтобы больше — нет. По профессии я архитектор, но ушел из этой сферы. Когда начинал, время такое наступило, что не было ни архитектуры, ни денег. А потом пошли компьютеры, и я как архитектор дисквалифицировался.
Теперь даже сторожем никто на работу не берет. Единственный человек, который хотел меня трудоустроить, был друг моего детства Руслан Кухаренко, у него был свой отдел по надзору за архитектурой и строительством. Мою кандидатуру нужно было утвердить в высших инстанциях, но когда узнали, что я сын Параджанова, там категорически отказались от моих услуг. Мне ее даже не присваивали. Этим надо заниматься, а я не люблю этой волокиты. Так и живу. Бывает, когда хватает на все, а бывает, что нет ничего. По ситуации.
В троллейбусе покупаю талончик, но компостирую его только в следующую поездку. Продают значки, фигурки, раритетные вещи. Я собираю марки, поэтому тоже туда хожу. Но чтобы даром не ходить, придумал себе небольшой заработок. В последнее время там появилось много людей, которые продают разные вещи очень дешево. Приблизительно знаю, что могут купить, в комиссионном магазине недалеко от моего дома покупаю, потом сдаю в тот магазин, и они уходят. Деньги небольшие, но на марки хватает. Или, например, прохожу по рынку, вижу — утюг дореволюционный продают, который еще на углях грели.
Так легко еще никогда деньги не зарабатывал. Живу еще за счет того, что делаю ставки в лотерее на спортивные события, выигрываю постоянно. Я считаю, что хорошо разбираюсь в большом женском теннисе. А если разбираешься, то 100-200 грн в день можно выиграть без проблем, бывает, что и 400-500 грн. Когда деньги есть, люблю поехать на Бессарабку и купить у бабы Гали у нее Иосиф Кобзон любил отовариваться кусочек хорошего сала или помазухи. Намазал на хлеб — и прекрасная еда. Или домашнюю колбаску… — А как живет ваша мама, вдова Сергея Иосифовича Светлана? Так что как-то просуществовать можно.
Конечно, хотелось бы, чтобы было более свободно в материальном плане. Когда у меня деньги появляются, я ей помогаю, покупаю лекарства.
В своих исповедях и письмах - реальность, в которую, кажется, верил сам. Как верят в чудо. В его биографии чудес было немного. Любви - еще меньше. Парень из Тбилиси, зараженный кино, поехал в послевоенный Киев, где устроился ассистентом режиссера на Киностудию Довженко, затем был ВГИК, первые фильмы, в которых хоть уже и зарождался его метафоричный мир, но до мастерства - в его случае до гениальности - еще было десятилетие. Но случились его "Тени забытых предков", а вслед за ними - мировая слава. Влияние этого фильма на кинематограф и сегодня еще проговаривается большими современными режиссерами.
Эмир Кустурица в интервью то и дело называет "Тени" "лучшей картиной мира, снятой до сих пор". И не только Кустурица. Не забудем в биографии и о тюрьме, об арестах, о травле. Это было, этого нельзя отрицать.
Завен Андраникович Саркисян — основатель и директор музея Сергея Параджанова в Ереване рассказал об истории создания коллажей и фотоснимков. Сергей Параджанов любил фотографироваться, мог сразу включиться в «игру-импровизацию» и срежиссировать кадр. Образы Параджанова символичны, но всегда связаны с реальными обстоятельствами жизни.
Даже названия работ свидетельствуют о драматической судьбе их создателя: сложные отношения с властью, запрет на съемки кино, тюремное заключение. Все годы, когда Параджанов не снимал кино и даже, когда сидел в тюрьме, он продолжал творить — рисовать, создавать коллажи, которые стали способом реализации Параджанова-режиссера. По его словам, «коллаж — это спрессованный фильм».
Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы
Он ею гордился. Мама преподавала в университете русский язык как иностранный. Милая, порядочная женщина, она любила его и до сих пор не может забыть. Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х.
На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет. В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой.
Второй фильм Параджанова — мелодрама. Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем. Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война. По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой.
Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне». Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов.
Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко. Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма.
Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей. Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. Довженко «Тени забытых предков».
Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л. Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика.
И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив. Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов.
Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28! Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе.
Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать». Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения.
К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен.
В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу. Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия.
Но роднит их единая страсть. Отказываясь от привычных житейских ценностей, они избирают духовное, платоническое начало, что в конечном счете и определяет их судьбу. При всем том, что здесь мы снова видим щедрое использование этнографических и декоративных решений, фильм «Цвет граната» стал, однако, принципиально новым шагом в творчестве Параджанова. Если в «Тенях забытых предков» применялись разнообразные кинематографические методы: динамическая камера, эксперименты с пленкой, сложные комбинированные кадры и т. Налицо откровенный, порой даже вызывающий переход к «антикино», но приход к нему Параджанова не просто новаторский эксперимент, а путь, обусловленный логикой эстетических поисков…» «Антикино» Параджанова было весьма скептически воспринято руководителями Госкино.
Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич.
Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей. Справедливости ради стоит отметить: отпечатай Кинопрокат значительно больше копий, результат был бы не лучшим. Фильм действительно достаточно труден для восприятия массового зрителя.
В одной из тогдашних газет было опубликовано сердитое письмо некоего зрителя, которое хорошо передает ограниченные возможности массового зрительского восприятия: «На экранах нашего города долго шел фильм «Цвет граната». Что показал режиссер в этом фильме?.. Что-то среднее между балетом и балладой, актеры двигаются, словно заводные куклы, исполняя на сцене мифические пантомимы!.. В зрительном зале вспыхивал смех — до того неожиданной и глупой была очередная выходка актера… Есть прекрасный фильм, поставленный на аналогичную тему, — «Алишер Навои». Вот откуда надо было брать опыт.
Реализм, а не историческая фантазия — вот принцип нашего кино!.. Могу только сказать, что они притягивают своей красотой. Ведь красота и простота — часто не одно и то же. Например, «Цвет граната» Параджанова на мой взгляд, одного из лучших кинорежиссеров современности поражает совершенством красоты. Но красота этого фильма, который захватывает вас, поглощает целиком, — отнюдь не простота».
Между тем фильм «Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания?
Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это. В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа. В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего как к аудитории. Причем это были совершенно разные люди.
Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету.
А Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое… Однажды его занесло слишком далеко. Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, была дана команда Параджанова посадить. Тем более что зуб на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК.
Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись. То это были валютные операции, то ограбление церквей он собирал иконы , то взяточничество. Наконец остановились на гомосексуализме. Благо нашелся человек, который дал слово дать против Параджанова соответствующие показания — мол, тот его изнасиловал. Кстати, это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова.
Другие отказались. Коллеги с киностудии Довженко, где теперь вновь работал Параджанов, на собрании обвинили своего коллегу в этой смерти. Мол, у человека не было другого выхода.
Причина смерти не сообщается. Несмотря на то, что отец был известным режиссером, Сурен Параджанов не захотел идти по его стопам. После окончания школы он поступил в архитектурный институт, затем еще три года проработал по специальности. Но чуть позже решил заняться бизнесом.
Он вернулся к подъезду и попросил соседа о помощи с звонком в скорую.
После осмотра в больнице, режиссер был отпущен домой со травмой ноги. Источник фото: Фото редакции Параджанова либо ограбили, либо его телефон затерялся в снегу.
Мне 40 лет, а я ничего не сделал! Я бездарь! Картина была приурочена к 100-летию со дня рождения писателя, а проект получил зеленый свет на самом верху украинского партийного руководства. Но вместо классической экранизации Параджанов показал новаторское, экспериментальное кино. Это условное деление точные правила определения все равно оставались на усмотрение внешнего критика , но Шкловский сформулировал критерий, который определял, чем занимались советские режиссеры.
После «Теней» Параджанова стали относить к направлению поэтического кинематографа. Кадр из фильма «Тени забытых предков», 1964 год История начинается как рассказ о гуцульских Ромео и Джульетте и превращается в психоделическое путешествие по обрядам, традициям и правилам жизни Карпат. Главный герой Иван пытается преодолеть боль от гибели своей возлюбленной Марички. Его насильно женят на другой, но счастья это никому не приносит, и Иван несется навстречу своей смерти. Параджанова больше всего интересовало не «что? На время съемок режиссер поселился в Карпатах в, как он говорил, обычной гуцульской хате. Параджанов погрузился в местную культуру и стремился передать ее атмосферу с помощью языковых особенностей, интонаций, песен, стихов и обрядов.
Но Параджанов отклонялся и от текста повести, и от реальных гуцульских обычаев, поэтому «Тени» нельзя рассматривать как этнографическое исследование. Фильм не более, чем полет фантазии, поэзия, стремление показать вневременной характер национального сюжета. Традиции и обряды здесь не мертвая история, а часть магической реальности. И такой поэтический взгляд сильно отличался от партийного кино. Для советского национального кинематографа было характерно то, что историк Франсин Хирш называла «двойной ассимиляцией». Цель любой нации, с точки зрения Хирш, заключалась сначала в формировании традиций и их развитии по лекалам, заданным партией , а затем в слиянии в большую советскую нацию. Поэтический взгляд Параджанова был о другом — о национальном за пределами советской современности.
Армения: «Цвет граната» Не каждому пить воду мою: Особый вкус у ручьев моих. Режиссер хотел создать картину, выдержанную в духе магического сюрреализма.
На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов
Режиссёр Георгий Параджанов получил перелом ноги около храма в Москве. режиссер фильма параджанов билет вечность своем герое украины. Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год.