Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой (Корнильевой). Менделеев родился в Сибири и был в семье самым младшим из четырнадцати детей. Отец учёного, Иван Павлович Менделеев родился в 1783 и умер в 1847 году. Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тюменской области, в г. Тобольске. 185 лет назад родился Дмитрий Иванович Менделеев — химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.
Статьи по теме
- Краткая информация
- Дмитрий Менделеев: судьба в науке
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- 2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева
Д. И. Менделеев. Уход - от паралича сердца
Под его руководством в 1893—1898 годах были обновлены эталоны фунта и аршина, произведено сравнение русских мер с английскими и метрическими. По настоянию Менделеева с 1899 года в России была факультативно допущена метрическая система мер. Учёный опубликовал свыше 500 печатных трудов, среди которых фундаментальные работы по общей, органической и физической химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и многим другим. Дмитрий Иванович скончался 20 января 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких, похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Менделеев получил мировое признание ещё при жизни.
Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева был огромен. Список его титулов и званий включает более 100 наименований. Именем учёного названы химический элемент, кратер на Луне, астероид и большое количество географических объектов во всём мире. В память о нём установлены памятники в Москве, Петербурге, Тобольске и прочих городах.
Его именем названы населённые пункты и учебные заведения. С 1941 года проводятся ежегодные Всероссийские Менделеевские чтения — ежегодные доклады ведущих учёных по темам, затрагивающим все области химии и смежных с нею наук: физики, биологии и биохимии.
Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах.
Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены.
Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности».
Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан.
Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов». Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем. В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования.
В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования. В статьях и заметках мыслитель решительно высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция по защите прав студентов, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 году к его вынужденному уходу из Петербургского университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После того как закончилась деятельность Д. Менделеева в качестве профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. Менделеева в сфере образования.
В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер. Ученый создает свои главные педагогические работы: «О народном просвещении» 1899 , «Экзамены» 1899 , «Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению» 1900 , «Общеобразовательные гимназии» 1901.
Открытый им периодический закон химических элементов стал фундаментом современной химии. Менделеева называют русским Леонардо да Винчи, ведь он внёс вклад в различные области науки: разработал теорию весов, спроектировал управляемый аэростат, а также изобрёл эффективный метод получения спирта. Он выступал за экономическую независимость России и наряду с наукой занимался вопросами развития промышленности страны. Учёного не раз выдвигали на Нобелевскую премию, но он её так и не получил. Сегодня Менделеев считается одним из величайших химиков и учёных в истории — его вклад в развитие мировой науки неоценим.
Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов.
В 1905 году кандидатура Д. Менделеева оказалась в «малом списке» — с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом. В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д. Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук отказалась утвердить это решение, в чём сыграло решающую роль влияние С. Аррениуса, лауреата 1903 года за теорию электролитической диссоциации - как указано выше, существовало заблуждение о неприятии этой теории Д. Менделеевым; лауреатом стал французский учёный А. Муассан - за открытие фтора.
В 1907 году было предложено «поделить» премию между итальянцем С. Канниццаро и Д. Менделеевым русские учёные опять в его выдвижении не участвовали. Однако 2 февраля учёный ушёл из жизни. Между тем, не следует забывать и о конфликте Д. Менделеева с братьями Нобелями на протяжении 1880-х годов , которые, пользуясь кризисом нефтяной промышленности и стремясь к монополии на бакинскую нефть, на её добычу и перегонку, с этой целью спекулировали «дышащими интригою слухами» о её истощении. Менделеев тогда же, проводя исследования состава нефти разных месторождений, разработал новый способ дробной её перегонки, позволявший добиться разделения смесей летучих веществ. Он вел продолжительную полемику с Л.
Нобелем и его сподвижниками, борясь с хищническим потреблением углеводородов, с идеями и методами, способствовавшими тому; в числе прочего, к превеликому неудовольствию своего оппонента, использовавшего для утверждения своих интересов не вполне благовидные приёмы, доказал необоснованность мнения об оскудении каспийских источников. Между прочим, именно Д. Менделеев предложил ещё в 1860-е годы строительство нефтепроводов, с успехом внедрённых с 1880-х Нобелями, которые, тем не менее, крайне отрицательно отнеслись к его же предложению доставки таким и другими способами сырой нефти в Центральную Россию, поскольку, хорошо сознавая выгоду в этом для государства в целом, видели в том и ущерб собственному монополизму. Нефти изучению состава и свойств, перегонке и другим вопросам, к этой теме относящимся Д. Менделеев посвятил около 150 работ. Легенда об изобретении водки Менделеевым: Дмитрий Менделеев в 1865 году защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою», нисколько с водкой не связанную. Менделеев, вопреки сложившейся легенде, водку не изобретал; она существовала задолго до него. На этикетке «Русского стандарта» написано, что данная водка «соответствует стандарту русской водки высшего качества, утверждённому царской правительственной комиссией во главе с Д.
Менделеевым в 1894 году». Однако в трудах Менделеева отыскать обоснование этого выбора не удаётся. Витте только в 1895 году. Причём Менделеев выступал на её заседаниях в самом конце года и только по вопросу об акцизах. Изготовители «Русского стандарта» прибавили метафорические 30 к 1864 году и получили искомую величину. Директор музея Д. Менделеева доктор химических наук Игорь Дмитриев по поводу 40-градусной водки сказал следующее: «Её изобрело русское правительство в то время, когда Менделееву было 9 лет от роду. В те времена акциз брали с градуса, его надо было измерять, а шкала измерений была неточной.
Кроме того, оказывалось, что на пути от производителя к потребителям розничная торговля водка имела свойство снижать градусы. Тогда правительство издало указ, по которому водка должна была поступать к потребителю исключительно 40-градусной, минимум - 38-градусной. В противном случае участникам процесса грозила уголовная ответственность». Супруга Физа, наречённое имя была старше его на 6 лет. В этом браке родились три ребёнка: дочь Мария 1863 - она умерла в младенчестве, сын Володя 1865-1898 и дочь Ольга 1868-1950.
Краткая информация
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- К 190-летию Дмитрия Менделеева
- Дмитрий Менделеев - биография
- К 190-летию Дмитрия Менделеева
- 08.02.1834 - Родился Менделеев Дмитрий Иванович – ГородТ
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Менделеева, директора гимназии и училищ Тобольского округа. В январе 1907 года, принимая в здании своей Палаты нового министра торговли и промышленности Философова, Менделеев простудился, долго стоя в передней, и простуда перешла в воспаление легких, от которого ученый умер 2 февраля, накануне своего 73-летия. Отец учёного, Иван Павлович Менделеев родился в 1783 и умер в 1847 году. Смерть. В начале 1907 года в Палате мер и весов проходила встреча Дмитрия Менделеева и нового министра промышленности Дмитрия Философова. 8 февраля 1834 года, в Тобольске, в семье Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых родился семнадцатый ребенок.
Столица Сибири
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Д. И. Менделеев. Уход - от паралича сердца (Голиков Альберт Александрович) / Проза.ру
- Детские годы и воспитание
- Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
- Биография Д.И. Менделеева
Биография Дмитрия Менделеева
Биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счёту ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева — директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. 8 февраля 1834 года, в Тобольске, в семье Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых родился семнадцатый ребенок.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Так получилось, что отстаивали великое открытие и приоритет русского мыслителя лишь иностранные ценители его творчества, шведы прежде всего. Одними из главных причин — почему среди его номинаторов ученых, наделенных правом выдвигать кандидатов не оказалось ни одного соотечественника, были зависть недоброжелателей и тяжелый характер ученого. Об этом в своих мемуарах упоминал министр финансов России Сергей Витте. Невыносимый характер Современники свидетельствовали, что у гениального ученого был тяжелый и беспокойный характер. Его даже прозвали львом, который рычит, когда к нему приближаются люди. Мало кто знает, что ученого с мировым именем, автора фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике и химической технологии еще в 1880 году выгнали есть версия, что ученый ушел сам из университета из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказывается принять от Менделеева петицию студентов. Ловец приключений Дмитрий Менделеев не был неудачливым человеком, однако, приключений в его жизни хватало. В 1887 году он поднимался в небо на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение и выполнить несколько важных измерений. Для тех лет эта операция уже была безопасной — учёный превосходно знал свойства газов и рассчитывал подъёмную силу аэростатов.
Но затмение Солнца продолжалось две минуты, а Менделеев летал на шаре и потом добирался обратно пять суток, чем обеспокоил друзей. Тяга к вечному и прекрасному Создатель знаменитой Периодической таблицы химических элементов очень увлекался музыкой. Его любимыми композиторами были Бетховен, Бородин, Беллини. Также Менделеев обожал художественную литературу и искусство. Будучи большим знатоком и ценителем искусства, ученый выступал за использование химических и физических открытий для совершенствования живописных эффектов. В своих воспоминаниях И. Репин писал: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собирались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок.
Дмитрий был последним, семнадцатым ребёнком. Из всех детей выжить удалось лишь восьми, остальные умерли либо во младенчестве, либо в подростковом возрасте. В детстве и юности Менделееву было неинтересно учиться — он всё время приносил из гимназии низкие отметки, особенно трудно ему давалась латынь. Особенное место в жизни Дмитрия Менделеева занимала его мать. Сама она не закончила никаких учебных заведений, но самостоятельно прошла весь курс гимназии, в которой учились её старшие братья. После болезни мужа, все тяготы легли именно на её плечи. А после его смерти, она содержала всю семью, управляя фабрикой брата. Со временем, понимая, что её младшему сыну нужно хорошее образование, она собрала его и младшую дочь и уехала из родной Сибири в Москву, чтобы Дмитрий смог вступить в университет. Когда Дмитрия зачислили в Петербургский университет на физико-математический факультет, она неожиданно скончалась. Учёба и научная деятельность Несмотря на нелюбовь к учёбе в детстве, педагогический институт Менделеев закончил с золотой медалью. В 1855 году у него обнаружили туберкулёз лёгких. Не откладывая лечение в долгий ящик, Менделеев уезжает в Крым, где тогда пребывал известный врач Пирогов. Несмотря на пессимистичные прогнозы питерских врачей, Пирогов после осмотра посоветовал Менделееву готовится к долгой жизни и просто беречь здоровье. Как это ни удивительно, но вскоре будущий учёный полностью вылечился от сложной на то время болезни. Но в Симферополе он не только проходит курс лечения, а ещё и работает в местной мужской гимназии — преподаёт естественные науки. После лечение в Симферополе он переезжает в Одессу, где один учебный год преподаёт в Ришельевском лицее снова, после возвращается в тогдашнюю столицу — Петербург и защищает свою магистерскую диссертацию. Вскоре его работу «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу» издают в Петербурге отдельно, и Менделеев получает степень магистра. В начале 1857 года его берут на должность приват-доцента в Императорский университет Санкт-Петербурга на кафедру химии. Следующие 33 года он будет читать лекции в этом учебном заведении, с 1865 года уже как профессор. Опыты и открытия За высокие заслуги в науке Менделеева на два года отправили в Германию — в командировку и для обмена опытом с местными учёными. Его определили в Гейдельбергский университет.
Работа «О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года». Меншуткин читает доклад Менделеева «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сродстве». Борьба против спиритизма. Резкий протест русского общества против решения Академии — Преподавание курса химии на Высших женских курсах. Статья «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца», в которой Менделеев высказывает идею о подземной газификации каменного угля. Работа «Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом». Труд «Уральская железная промышленность в 1899 году». Статья «Попытка химического понимания мирового эфира».
А Ефрона и как редактор химико-технического и фабрично-заводского отделов, и как автор статей. Менделееву принадлежит ряд важнейших работ в области метрологии. Под его руководством в 1893—1898 годах были обновлены эталоны фунта и аршина, произведено сравнение русских мер с английскими и метрическими. По настоянию Менделеева с 1899 года в России была факультативно допущена метрическая система мер. Учёный опубликовал свыше 500 печатных трудов, среди которых фундаментальные работы по общей, органической и физической химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и многим другим. Дмитрий Иванович скончался 20 января 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких, похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Менделеев получил мировое признание ещё при жизни. Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева был огромен. Список его титулов и званий включает более 100 наименований. Именем учёного названы химический элемент, кратер на Луне, астероид и большое количество географических объектов во всём мире. В память о нём установлены памятники в Москве, Петербурге, Тобольске и прочих городах.
Почему Дмитрий Менделеев признал японскую внучку
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева — директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Последние годы жизни Менделеева текли в привычном проторенном русле. 8 февраля (27 января) 1834 года в Тобольске родился Дмитрий Иванович Менделеев, русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель.
Дмитрий Иванович Менделеев
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Родился Дмитрий Менделеев 8 февраля 1834 года в старинном городе Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Корнильевой. Дмитрий Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске и был семнадцатым ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, занимавшего в то время должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.