Московское УФАС России выявило два картельных сговора между фирмами, занимающимися поставками оборудования для спортивных площадок.
В России усилят ответственность за картельный сговор
Отмечается, что часть торгов проводилась в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение". Служба напоминает, что за заключение картельного сговора предусмотрено наказание в виде оборотного штрафа. При перепечатке и цитировании полном или частичном ссылка на РИА "Новости" обязательна.
Признавшийся полностью освобождается от штрафа, а другие участники сговора платят его в минимальном размере. Для того чтобы человеку освободиться от уголовной ответственности, кроме явки с признанием и сотрудничества со следствием, необходимо возместить причиненный преступлением ущерб в полном объеме, то есть за всех участников картеля. Это условие является не справедливым, а также не выполнимым, так как речь может идти об огромных суммах. Кроме того, если в картели участвовала крупная организация, то, скорее всего, в это были вовлечены несколько сотрудников, считающихся соучастниками преступления. И если признается один из них, другим все равно грозит уголовная ответственность.
Поэтому в антимонопольную службу каждый год поступает более ста заявлений с признанием в картеле, и никто не идет признаваться к следователям. Был подготовлен законопроект, частично решающий эту проблему — возместить ущерб нужно только за себя, а не за всех участников сговора. Но пока изменений в законодательство не внесено. Доказывание картельного сговора Прямыми доказательствами недопустимого соглашения являются составленные в письменной или электронной форме: договоры, протоколы собраний, переписка участников, документы или файлы, общие для разных компаний, например реестры или таблицы, распределяющие порядок их участия в торгах. Периодически из-за незнания российского антимонопольного законодательства под санкции попадают по сути, не очень заслуженно производители и дилеры, заключающие договоры о координации торговой деятельности без учета запрещающих норм закона о конкуренции. Косвенные доказательства Перечень косвенных доказательств гораздо шире: отсутствие экономического обоснования действий участника рынка, создающего преимущества для другого участника действия себе в убыток ; заключение победителем торгов с проигравшим участником субподрядного договора; формальное или фактическое нахождение конкурирующих компаний или их документов по одному адресу; наличие финансовых взаимоотношений банковских расчетов между участниками торгов, например, заем денег; оформление сертификатов электронных цифровых подписей различными юридическими лицами на одно физическое лицо; использование разными организациями одного IP-адреса учетной записи при подаче заявок и участии в электронных торгах до недавнего времени было довольно распространенным явлением ; составление одним лицом компьютерным пользователем документов для участия в торгах нескольких компаний. Кроме того, цифровой кот выявляет подачу участниками торгов заявок, идентичных по содержанию или по форме, а также в одно время.
Завершение процесса в ФАС Перед окончанием рассмотрения комиссия формирует заключение, фиксирующее: обстоятельства нарушения, установленные антимонопольным органом, доказательства, на которых основаны выводы комиссии. Заключение направляется участникам дела для ознакомления и по результатам можно представить пояснения, дополнительные доводы, возражения. Рассмотрение оканчивается вынесением решения, содержащего выводы об отсутствии или наличии: нарушений антимонопольного законодательства в действиях бездействии ответчика по делу; оснований для выдачи предписания с указанием действий, подлежащих выполнению; оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства. Если ФАС приходит к выводу, что деятельность участников рынка не противоречит закону о конкуренции, дело на этом прекращается. Последствия участия в картельном сговоре В случае принятия решения о наличии нарушений картели антимонопольный орган делает следующее. Выдает ответчикам по делу предписания об устранении нарушений и, когда в результате картельного сговора получен доход, — о перечислении его в полном объеме в федеральный бюджет. Лицо, переведшее назначенную сумму, не привлекается к административной ответственности.
В случае неисполнения предписания «антикоррупционный доход» взыскивается по иску антимонопольного органа. В первом полугодии 2023 года Федеральная антимонопольная служба вынесла около 100 решений о нарушениях в 46 регионах, примерная сумма, подлежащая взысканию в бюджет, составила 42 млрд рублей. Наиболее картелизированными рынками оказались дорожное хозяйство, строительство, охранные услуги, фармацевтика и социальное питание. Направляет материалы должностному лицу УФАС России, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях. За создание картелей статьей 14. При выявлении признаков уголовного преступления статья 178 Уголовного кодекса материалы передаются в правоохранительные органы. Решение и предписание антимонопольной службы в течение трех месяцев можно обжаловать в арбитражном суде того региона, в котором они вынесены, и нередко удается добиться их отмены.
Когда потерпевшие от правонарушения предъявляют в суд иск о возмещении убытков, участники картеля кроме прочего несут еще и гражданско-правовую ответственность если есть доказательства, что убытки возникли именно вследствие картельного сговора. При этом вопрос о виновности в картели предрешен преюдициально, когда антимонопольным органом вынесено решение о картели, и оно оспорено, но не отменено арбитражным судом.
Были сговорившиеся хозяйствующие субъекты конкурентами или нет? Договорились они между собой или не договорились? Ради чего они договорились? Когда одного из элементов состава правонарушения нет, соответственно, нет и картеля.
Но обсуждать опасность картеля для экономики излишне, его негативное влияние на конкуренцию презюмируется законодателем, и доказывать презумпцию просто глупо. Но активность этих участников рынка тоже является эффективным инструментом борьбы с картелями. Я бы хотел привести в качестве примера дело из практики Еврокомиссии. Она установила, что с 1999 по 2004 г. Комиссия приняла решение по этому нарушению в 2010 г. Lufthansa была освобождена от этого штрафа, поскольку первая заявила о существовании картеля.
Но в 2013 г. Lufthansa был предъявлен иск от немецкой железнодорожной компании на 3 млрд евро. Рассмотрение иска закончилось только в августе 2019 г. Сумма, о которой договорились стороны соглашения, неизвестна, но это дело показывает, что преследование со стороны участников рынка может быть опаснее административных штрафов. В России такие дела тоже есть. Убытки играют еще и превентивную роль.
Нарушитель должен соизмерять потенциальные доходы с потенциальными расходами. Картели закладывают возможный штраф в свою маржу от нарушения. А гражданские иски о взыскании убытков ломают эти расчеты, поскольку должны лишать нарушителя всех полученных им доходов. По ст. Виктория Нефедова, заместитель начальника управления экономической безопасности и антикоррупционной политики департамента обеспечения безопасности «Россетей» Решение антимонопольного органа о нарушении — это половина задачи, которую необходимо решить до обращения в суд с иском о возмещении убытков. Нужно еще рассчитать убытки и доказать в суде обоснованность расчета.
Как заказчик мы обязаны заключить договор с победителем закупочной процедуры, даже если он был единственным участником: конкурентная закупка признается несостоявшейся, но договор заключить необходимо. И доказать в суде, что если бы не сговор, то договор был бы заключен по более низкой цене, оказывается непросто. Как указывают суды, наличие возможности причинить ущерб не доказывает, что ущерб был причинен. Но для расчета убытков нам не совсем подходит такой механизм — ведь ответчиком может быть приведен довод о том, что он осознанно в указанных закупках шел на заключение договора по экономически невыгодным для себя условиям, для установления деловых отношений с заказчиком и или для получения опыта. Андрей Тенишев Даже если компании не удалось взыскать убытки с конкретного нарушителя, она все равно выиграет от раскрытия картеля за счет снижения цен. Пока мы, например, рассматривали дело о картеле на рынке запорно-пломбировочных устройств, цены на них снизились в 2,5—3 раза.
Бюджеты регионов, где мы рассматривали крупные антикартельные дела, начали существенно экономить при закупках. В Мурманской области экономия бюджета после вынесения решения по картельному сговору выросла вдвое в среднем по региону. То же самое, например, в Хакасии и на Чукотке.
А это экономия издержек, которая отражается на ценах и тарифах. Как может простой человек обнаружить картельный сговор? Еще по теме Счетная палата признала исполнение бюджета по расходам худшим за 11 лет — Это возможно. Но не надо думать, что за каждой завышенной ценой стоит картельный сговор.
Важно каждый факт рассматривать в отдельности. Мы все обращения с серьезной информацией тщательно проверяем. Например, одно из крупнейших дел в мире — океанские контейнерные перевозки. Россия первой признала крупнейших океанских контейнерных перевозчиков нарушителями антимонопольного законодательства. Они влияли и на мировой рынок, и на российский. Например, из Юго-Восточной Азии контейнерами возят автомобили, запчасти, одежду, продукты питания, бытовую технику. Это миллионы контейнеров.
Недобросовестные компании несколько раз в год вводили надбавки, плюс 50—950 долларов за контейнер. Надбавки к фрахту в конечном итоге закладывались в цену товаров, того же смартфона. Вся страна переплачивала: бизнес, граждане. Написал нам обычный гражданин не буду называть его , проанализировал ситуацию и сказал: смотрите, что делается. Мы с этого обращения начали расследование, изучили глобальный рынок океанских перевозок, сотрудничали с зарубежными органами. Это пошло на благо всей российской экономике, включая пользу конечным потребителям, которые переплачивали за товары. Список «отличившихся» регионов Если говорить о субъектах РФ, какие из них наиболее «отличились» в области картельных сговоров?
Какие меньше всего? Также могу назвать масштабные дела. Например, сговор бывшего губернатора Челябинской области с Миндортрансом и «Южуралмостом». Спрашивается, а куда делись остальные компании? Обанкротились или ушли. Была убита целая отрасль такого большого региона. Еще мы рассмотрели дело о строительстве и реконструкции аэропорта, когда бывший губернатор хотел без торгов его отдать.
В Дагестане были дела о фармацевтическом и дорожном картелях, сейчас выявлены дела по строительству дорог и социальных объектов. Примеры можно долго перечислять. Я не назову регионы, где мы не нашли ничего, их практически нет, просто различен уровень картелизации. Но есть интересная тенденция. Те регионы, где были крупные картельные дела, особенно уголовные, буквально на следующий год в них экономия бюджета на госзакупках вырастала вдвое. На мой взгляд, это показатель превентивного значения жестких мер — все начинают понимать, что сговариваться плохо. Как реагируют губернаторы и местные чиновники на вашу работу?
Они не среагировали, и была реакция в отношении них. Сейчас каждый субъект РФ разработал свою дорожную карту и развивает региональную конкуренцию. Поэтому пути два. Позитивный — развивать конкуренцию и улучшать экономику региона, и негативный — ограничивать конкуренцию и ждать мер государственного реагирования. Какие картельные сговоры обнаружить сложнее всего и почему? Сложны также сговоры на товарных рынках и любого рода сговоры с чиновниками. Нам правоохранительные органы хорошо помогают в таких делах.
ФАС сообщила о резком росте числа картельных дел в России. На ваш взгляд, с чем это связано? В 2018—2019 годах еще большее количество торгов перешло на электронные площадки, это повысило прозрачность торговых процедур и выявляемость картельных соглашений. Но, по моим оценкам, этот рост не будет долговременным. Показателен фармацевтический рынок. Мы начали с 2015 года плотно заниматься картелями в сфере фармацевтики. Наши расследования охватили все регионы страны.
Многим компаниям назначены многомиллионные штрафы, возбуждены уголовные дела.
Главные новости
- Свежий номер
- ФАС подвела итоги работы-2023 против картельных сговоров - Rigel
- ФАС обвинила две сочинские компании в создании "топливного картеля"
- Замахнулись на 3 млрд. ФАС выявила сговор участников торгов по нацпроектам в ХМАО
- В России усилят ответственность за картельный сговор - Парламентская газета
ФАС обнаружила признаки картеля🤝🤫 на торгах в трех регионах
13 сентября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России сообщила, что ведомство выявило картель среди поставщиков информационно-коммуникационного оборудования на 2 млрд рублей при реализации. Новости и аналитика Новости КС РФ подтвердил, что размер дохода нарушителя при картельном сговоре определяется из цены контракта без вычета расходов нарушителя. Смягчение наказания за картели "развяжет руки" бизнесу в части повышения цен, считает Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов. ФАС выявила картель почти на три миллиарда рублей при реализации нацпроектов.
ФАС раскрыла дорожный картель на 24 млрд на юге России
Решение о возбуждении антимонопольного дела принял начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Радионов Григорий Геннадьевич. «ФАС выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование». ФАС России признала семь российских компаний виновными в заключении картельного соглашения, что привело к росту цен на металлопрокат, сообщает ведомство. Можно соглашаться с позицией Конституционного Суда РФ или нет, но Постановление однозначно окажет влияние на судебную практику по применению иммунитета от ответственности за картели. Суд поддержал решение ФАС России в деле о дорожном картеле на 1,9 млрд руб. в Ростовской области.
ФАС выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации двух нацпроектов
Да вы что все, сговорились, что ли? Что такое картельный сговор и почему его не любит ФАС | Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выявила сговор на торгах на выполнение проектно-изыскательских работ и строительство нежилых зданий на территории Москвы, Приморского края и ХМАО. |
Да вы что все, сговорились, что ли? Что такое картельный сговор и почему его не любит ФАС | Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил вывести из-под уголовной ответственности картельные сговоры на товарных рынках. |
ФСБ: в России активизировались зарубежные кокаиновые картели — РТ на русском | В прошлую субботу наши Zorros Articos в составе Los Zetas отстаивали интересы картеля на игре КАРТЕЛИ 2023. |
На систему ФАС для слежки за бизнесом выделят дополнительный 241 млн рублей
Правительство утвердило новую пятилетнюю межведомственную программу по выявлению и пресечению картелей и других ограничивающих конкуренцию соглашений. Участники сессии «Картели-2020» конференции «Ведомостей» «Антимонопольное регулирование в России» соглашались с необходимостью бороться с картелями, но и в излишнем рвении чиновников видят риски для бизнеса. Правительство утвердило новую пятилетнюю межведомственную программу по выявлению и пресечению картелей и других ограничивающих конкуренцию соглашений. Ответственность за картель в Индии включает в себя штрафы, в том числе оборотные. объединение усилий ФАС России и других ведомств (Генеральная прокуратора РФ, МВД России, СК РФ, ФСБ России, Росфинмониторинг) для борьбы с картелями. Ингушское УФАС России раскрыло самый крупный в РФ картель по количеству охваченных закупок.
ФАС выявила в 2023 году почти 3 тыс. картельных госзакупок на 174 млрд рублей
Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья". Комментариев нет.
Речь идет о нарушениях на сумму в 2,8 миллиардов рублей. В ФАС уточнили, что признаки сговора были обнаружены на торгах на право выполнения проектно-изыскательских работ и строительства нежилых зданий на территории Москвы, Приморского края и ХМАО. Организации подозревают в реализации картельного сговора для поддержания цен в рамках пяти аукционов на общую сумму 2 865 881 020 рублей.
Его целью было получить госконтракт на выполнение работ по техобслуживанию и ремонту медицинского оборудования для бюджетных медучреждений. По условиям этого соглашения одно юрлицо отказывалось принимать участие в аукционе взамен на заключение с заявителем договора субподряда на выполнение работ по этому госконтракту, а другое принимало участие лишь формально. В результате такого сговора ООО, директором которого является заявитель, победило в аукционе.
Причем снижение цены контракта во время процедуры было незначительным. Максимальная цена заключенного контракта, и, соответственно, доход, который гражданин С. Шатило планировал получить, составила более 768 млн руб. Поэтому суд, квалифицируя преступление, счел, что доход заявителя является особо крупным п. Апелляционная инстанция постановила назначенное наказание считать условным. Но с выводами суда первой инстанции в части признания дохода особо крупным согласилась.
Об этом сказано на сайте ФАС.
Служба нашла 224 нарушения антимонопольного законодательства на торгах в 72 регионах. Ответчиками по делам выступили 307 хозяйствующих субъектов и 24 заказчика.