Новости доклад на тему ислам

В данной статье рассматривается происхождение, основные принципы и распространение ислама, а также его разделение на суннизм и шиизм, и его современную.

Возникновение ислама

Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия около 820 тыс. В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция 4,3 млн. В Албании , Боснии и Герцеговине , Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения в Югославии главным образом албанцы Косова , во Франции, Германии, Великобритании, Италии - это в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Африки, в Германии - главным образом турки , курды , арабы, так называемые славяне-мусульмане из Боснии и Герцеговины , в Великобритании - в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии , в Италии - арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи. В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. Наиболее правдоподобная цифра - 4,5 млн. По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства Gordon-Conwell-Seminar в мире насчитывается 1,7 млрд.

Он внушал повиновение «единственному истинному богу», творцу-Аллаху, справедливому и милосердному. Священная книга мусульман Коран призывает задуматься над тем, что все человеческие достижения зависят от милости и благосклонности Аллаха.

В исламе нет понятия духовенства, не предусматривается штат священнослужителей. Храмы довольно аскетичны в своем убранстве иногда только каменные сооружения. Традиция вероисповедания в исламской культуре закладывается с ранних лет. Ислам воспитывает своих последователей. В частности внушает, что обязанность мусульманина поддерживать ближнего, что сыновний долг — это беспрекословное почитание родителей: «Послушание отцу — такое же благое дело, как покорность Аллаху». Мусульмане должны быть честными в делах, помогать ближним бедным, больным и, наконец, соблюдать умеренность в еде и воздерживаться от употребления крепких напитков. Мусульманину, следующему канонам ислама, свойственно уважительное отношение ко всем людям, независимо от их религиозного исповедания, стремление к миру и согласию. Во-вторых, успех ислама можно объяснить убеждением последователей в том, что тех, кто жил по заветам Аллаха и прославлял его в земной жизни, ожидает жизнь в раю. Распространенность и жизнестойкость ислама можно объяснить органичным симбиозом глубокой веры мусульманина исполнения им религиозных обрядов и необходимостью соблюдения нравственного образа жизни.

Начиная с периода средних веков можно наблюдать противодействие Ислама и Христианства, как двух основополагающих религиозных систем. Между тем, внимательному наблюдателю становиться ясно, что влияние Ислама на прогресс Западного Христианства гораздо весомей. Тут и технические новации, научные открытия, философские учения, стимулировавшие к развитию средневековую Европу, находящуюся в застое после долгого периода процветания инквизиции. Сегодня ислам подвергается, на наш взгляд, несправедливой дискриминации со стороны СМИ и других общественных объединений.

Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия около 820 тыс. В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция 4,3 млн. В Албании , Боснии и Герцеговине , Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения в Югославии главным образом албанцы Косова , во Франции, Германии, Великобритании, Италии - это в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Африки, в Германии - главным образом турки , курды , арабы, так называемые славяне-мусульмане из Боснии и Герцеговины , в Великобритании - в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии , в Италии - арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи. В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. Наиболее правдоподобная цифра - 4,5 млн. По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства Gordon-Conwell-Seminar в мире насчитывается 1,7 млрд.

В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «Таклиф» , а обязанных их исполнять называют «Мукаллаф». Предписания и запреты, исполняемые мукаллафами, имеют различную степень важности. Например, намаз «Витр» и «Праздничный намаз». Например: Сунны намазов и поста за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания.

Доклад: Ислам в современном мире

Влияние на общество Присоединившись к современной социальной структуре, признав авторитет ученых и науки, в современном мире религия ислам продолжает оказывать большое влияние на общество. Основой для этого являются столетние традиции, местами модернизированные под нынешнюю культуру. Это можно наблюдать на примере такой страны, как Объединенные Арабские Эмираты. Основываясь на древних обычаях, она развивается в сторону новых перспектив, приобретения передового опыта и материальной прибыли. Служители религии на сегодняшний день имеют хорошее образование и широкое представление об исламе, живут в ногу со современностью и пользуются всеми изобретениями и достижениями нынешней цивилизации. Поэтому они так же влияют на духовное развитие населения исламских стран.

За последние годы это отношение усилилось. Кроме того, ислам стал одним из главных факторов влияния на политический курс некоторых государств Иран, Афганистан, Алжир. Ислам в России На территорию, принадлежащую сейчас Федерации, ислам попал в VII веке, то есть с самого первого столетия своего возникновения. Сначала он проник на территорию современного Северного Кавказа, но не смог там укрепиться. Исламизация населения длилась столетиями.

В Волжской Булгарии ислам получил широкое распространение в конце X века, а проник даже раньше этого времени. Там он получил меньшее распространение. В современном мире ислам в России стал господствующей религией на территории Северного Кавказа, Сибири, Урала, а также в Поволжье. После распада СССР большие группы исламского населения мигрировали в остальные города страны, находящиеся в других регионах. Народами Российской Федерации, традиционно считающимися мусульманскими, сегодня принято считать татар, чеченцев, ингушей, башкир, аварцев, адыгейцев, кабардинцев и т.

В общем числе в стране проживает около 15-20 миллионов жителей, которые исповедуют ислам. Сегодня ислам играет значительную роль в политическом устройстве и общественной жизни населения Российской Федерации. Исламские движения и организации принимают активное участие в разработке и принятии некоторых законопроектов, обсуждают проблемы по политическим, экономическим и образовательным вопросам, занимают позиции в поиске путей их решения. Кроме того, мусульмане, проживающие на территории России, принимают участие в деятельности миротворцев. Они занимаются поиском мирных путей по регулированию международных столкновений, которые до этого не угрожали безопасности и прежнему ходу жизни населению государства.

Роль ислама В современном мире ислам занимает позицию наиболее быстрорастущей из всех мировых вероисповеданий. Это объясняется особенностями самой религии, демографической ситуацией в исламских странах, а также миссионерской политикой мусульманских партий, движений и служителей. На сегодняшний день можно сказать, что происходит резкое усиление исламского фактора и влияние его на политические режимы и направления религиозных государств. В скором будущем ожидается усиление позиции мусульманства в структуре западных христианских стран.

При этом очень развиты боязнь порчи и сглаза. Не случайно, что среди мусульман развит оккультизм. Это связано также с сильным влиянием, оказываемым на тюрский ислам суфийской традицией. Но при этом ислам сочетается у татар и башкир с чувством национальной самотождественности «Если ты татарин, то должен быть мусульманином», — часто говорят представители «мягкого ислама». А на волне национализма, захватившего тюркские народы, усиливается освоение ислама среди этих народов.

Часто ислам используется для обоснования пантюркизма, идеологии создания Великой Турции, включающей всех тюрок. Ведь благодаря идеологии джадидизма тюркский ислам во многом отличается от ислама арабского. Так что часто сторонники арабского ислама не признают джадидитов полноценными мусульманами. И, таким образом, несмотря на интернационализм, свойственный мусульманству, появляется возможность утвердить самотождественность татарского и других народов не только среди христиан, но и среди самих мусульман. Здесь стоит заметить, что сам феномен национализма является проявлением проклятия Вавилонской башни Быт. Имея частичную правоту в том, что указывает на особые таланты, присущие каждому народу, он греховным образом игнорирует Божие повеление всем людям войти в Единую Вселенскую Церковь. Национализм игнорирует изначальное единство человеческого рода и часто провоцирует междоусобные схватки. Он культивирует многочисленные обиды на другие народы и приводит к сознанию национальной исключительности. По слову архимандрита Софрония Сахарова , «если национализм нельзя преодолеть, значит, дело Христово не удалось».

Традиционный ислам народов Кавказа Резко отличается от тюркского ислама. Большая часть мусульман на Кавказе придерживаются шафиитского мазхаба, придающего особое место согласию исламских ученых. Среди кавказских мусульман огромную роль имеют не только нормы шариата которые все же исполняется строже, нежели среди тюрок , но требования адата — обычного права, в основах своих языческого. Поэтому среди мусульман Кавказа так распространен обычай кровной мести и многие другие обычаи, не соответствующие нормам шариата. Кроме того, из-за распространения суфизма среди кавказцев распространен культ святых мест, культ святых и некоторые другие обычаи, не согласующиеся с духом ислама. Впрочем, это свойственно не только кавказскому исламу. В самом арабском мире под воздействием суфизма в народе существует глубокое убеждение, что свет Мухаммеда предсуществует миру. Так невольно душа людей показывает необходимость в Боговоплощении. С православной точки зрения заслуживает внимания сохранение тех обычаев, которые, противореча Корану, тем не менее сохраняются в народном благочестии.

Ведь если Бог не стал человеком, то обожение невозможно, люди не могут стать сынами Божиими. Поэтому, строго говоря, никакая святость в исламе невозможна. Человек может стать покорным рабом, но никогда не станет причастником славы Божией. Однако душа не может с этим смириться, и потому появляется культ святых, показывающий, что ислам чужд человечности и не отвечает на глубочайшие запросы человеческого духа. Что же касается сохранения элементов язычества в среде мусульман, то это свидетельствует об отсутствии в исламе внутренней преображающей силы, способной изгнать дьявола из сердец людей и из народной жизни. Русский ислам Новым явлением, появившимся впервые в конце XX века, надо назвать факт перехода некоторых русских в ислам. Связан он и с Афганской и Чеченскими войнами, когда многие безбожники, проникнувшись комплексом вины, принимали веру своих врагов. С другой стороны, до России докатилась волна с Запада, где многие, увлекшиеся идеями Рене Генона и других традиционалистов, стали искать в исламе особенно в его суфийском направлении древнейшую духовную традицию. В России их идеологом является Гейдар Джемаль.

Часто в ислам переходят те, кто вступает в брак с мусульманами формально по шариату для женщины-христианки это не обязательно, но очень желательно, а христианин может жениться на мусульманке только приняв ислам. Также ведется активная работа исламских миссионеров по совращению христиан в мусульманство. Особенно усердствуют здесь представители чеченской диаспоры и арабские проповедники. Учитывая эту неоднородность новообращенных, невозможно однозначно охарактеризовать это направление. Те, кто перешел в ислам из-за женитьбы, обычно придерживаются того направления ислама, к которому принадлежат новые родственники. А те, кто присоединился к исламу сам, обычно принимают ислам в наиболее радикальной форме — ваххабизм. Традиционалисты придерживаются суфизма, густо перемешанного с оккультизмом. При этом большинство новообращенных являются антиглобалистами и социалистами. Они считают своим величайшим врагом иудео-христианскую цивилизацию, которую они отождествляют с Америкой.

Не случайно, что многие патриоты симпатизируют исламу, хотя он и поставил перед собой задачу уничтожения России и превращения ее в Московский Халифат. Именно среди русских мусульман возникла эта идея. Обычно называется 2032 год как дата окончательного превращения России в шариатское государство. Если это произойдет, то Православие в России испытает гонения, по суровости сравнимые с коммунистическими. Думаю, что всякий, кто пропагандирует союз с исламом, должен быть готов ответить за кровь тех, кого убьют агаряне. Ведь уже сейчас именно русские мусульмане отличаются необычайной ненавистью ко Христу, апостолам, Евангелию и Церкви. Несмотря на официальное почитание Исы, они собирают как можно больше компромата, желая унизить Господа. Особую же ненависть вызывает у них, как и у евреев, апостол Павел, которого они обзывают самыми отвратительными словами. Особо отличается этим бывший протоиерей Али Полосин.

Какова православная оценка русского ислама? Это гнусное предательство Христа Спасителя. Если совращенные были крещеными, то они подпадают церковной анафеме. За их беззаконие они будут наказаны вечным огнем. Ваххабизм Основным «козлом отпущения», которой должен отвечать за террористический облик ислама, стал ваххабизм. Некоторые авторы как исламские, так и светские назвали ваххабизм псевдоисламской сектой. Но так ли? Что это за страшная секта? Ваххабизм — это движение суннитского ислама ханбалитского мазхаба, государственная идеология Саудовской Аравии.

Основателем ваххабизма был Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб 1703—1787. Он провозгласил возвращение к изначальному исламу и верность только Корану и Сунне. Аль Ваххаб выступил против культа святых, пережитков язычества. Он, как и западные проповедники в духе Уэсли и пуритан, выступал против пышности и роскоши и призывал к скромной жизни. Под влиянием его проповеди и основываясь на авторитете «пророка» Мухаммеда, он и его последователи создали агрессивное государство саудидов. Они завоевали большую часть Аравийского полуострова включая священную Мекку, где они очистили от всех украшений камень Каабы и организовали ряд завоевательных походов против Сирии и Ирака. С ваххабизмом были связаны мюриды Шамиля на Кавказе. Ваххабиты были разгромлены турками. В XX веке ваххабиты воссоздали королевство Саудовскую Аравию.

В этом движении возродились все особенности раннего ислама, в особенности практика перманентной священной войны джихада. Именно поэтому все террористы обычно в СМИ называются ваххабитами. Хотя, например, иранская революция по определению не может быть ваххабитской, ибо Иран — шиитское государство. Некоторых «мягких» мусульман джадидитов возмущает в ваххабитах отождествление всех, кто не придерживается этого учения, как кафиров неверных , что приводит к тому, что на джихаде убивают не только христиан, но и мусульман. Впрочем, истребительные войны и против своих сопровождают ислам практически с самого начала, с раскола между суннитами и шиитами. Современный ваххабизм часто высказывает себя как движение социальной справедливости, наподобие социализма. Впрочем, социалистическая идеология всегда вызывала особый отклик к сердцах мусульман. Не случайно, что в очень многих странах арабского мира до сих пор правят социалистические режимы. Ваххабизм является чистым законничеством.

В нем нет места для исправления сердца. Это попытка достигнуть спасения при помощи внешних дел. А так как это сделать невозможно, то, чтобы затушить голос совести, мусульмане разжигают в себе фанатизм. Тот же источник и социалистических доктрин. Не видя в себе действия Царства Божия, не желая преображать свою плоть и дух, мусульмане наивно пытаются создать на земле царство справедливости. Но попытка эта глупа. Она порождает только зависть и растрачивает силы в погоне за недостижимым идеалом. Да и как он может быть достигнут, если смерть пожрет все достижения людей. В непреображенном мире нельзя избавиться от тенет зла иначе, как только получив от Бога исцеление сердца.

А дает его только Христос Спаситель. Шиизм Особым направлением ислама является шиизм, возникший в результате раскола исламской уммы по вопросу о том, кто должен возглавлять общину. В СНГ шиизма придерживаются азербайджанцы. Шиитским государством является Иран и, видимо, скоро станет Ирак.

В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США.

Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. Наиболее правдоподобная цифра - 4,5 млн. По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства Gordon-Conwell-Seminar в мире насчитывается 1,7 млрд. Литература Б. Логашова, П.

Энциклопедия "Народы и религии мира" Использованные материалы.

Только в США каждый год около 100 тысяч человек принимают Ислам. География Ислама в современном мире весьма обширна.

Мусульманские общины есть в 120 странах, в 35 странах мусульмане составляют большую часть населения, в 29 представляют собой влиятельное меньшинство. А в 28 странах Ислам признан официальной религией. Сегодня мусульманское население земного шара составляет 1. Это значит, что каждый пятый человек в мире идет по пути Ислама — пути, благословленному нашим Господом.

Все больше людей выбирают религию Аллаха и Пророка Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствует. Именно в ней они находят ответы на свои вопросы и полностью доверяют ей.

История становления и развития ислама. Основные направления

Между тем, внимательному наблюдателю становиться ясно, что влияние Ислама на прогресс Западного Христианства гораздо весомей. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Ураза-байрам в 2024 году: история, традиции, что можно и нельзя делать Священный месяц Рамадан начнется у мусульман 11 марта. Есть сведения, что мекканцы злоупотребляли и тем, и другим, что отвлекало их от добросовестного выполнения религиозных обязанностей, когда там воцарился ислам: пьяный не способен надлежащим образом совершить намаз, а азартный игрок может о нем и вовсе забыть. Все о религии Ислам, ее состоянии, культуре, проблемах, географии и роли в современном мире.

ислам – последние новости

Салят — это обязанность молиться по-арабски пять раз в день: на заре, сразу после полудня, днем, сразу после заката и после наступления темноты. Другие молитвы можно читать в любое время. Молитвы обычно содержат хвалу Аллаху и просьбу о поддержке. Закят — обязанность мусульманина отдавать 2. Саум — обязанность соблюдать пост в течение рамадана, девятого мусульманского месяца. В рамадан мусульмане постятся: ничего не едят и не пьют во время светового дня. Цель поста объясняется в Коране — он приближает к Аллаху. Рамадан — время для чтения Корана, выработки самообладания, богоугодных дел. Хаджж — это паломничество в Мекку. Там находится храм Кааба — главная святыня ислама.

По преданию, он был построен Ибрахимом и его сыном Исмаилом. Мухаммед восстановил Каабу для почитания Аллаха. Хаджж совершают в двенадцатый мусульманский месяц. Глава дома не может идти в хаджж, не убедившись, что семья материально обеспечена на время его отсутствия. От хаджжа освобождаются старики, больные и бедные. В знак равенства паломники в Мекке надевают белые одежды. Распространение ислама Е стественно, что после ухода пророка из жизни встал вопрос о духовном лидерстве. И естественно, что на него претендовали ближайшие сподвижники. Их называют халифы — то есть преемники.

Первым халифом был Абу Бакр. Было очень много войн, которые вели халифы, как защищая ислам, так и пытаясь распространить его. Завоёвывая какую-либо территорию, проживавшим там народам не вменялось принимать безоговорочно ислам. Но им приходилось платить налоги, которых раньше у них не было. Ведь сохраняемая ими религия не предусматривала закят или военную обязанность. В 661 г. В 750 г. Ислам и наука Р аспространяя свою веру, арабы сыграли огромную роль в развитии науки. Период с 900 по 1200 г.

Арабские архитекторы разработали новые двухъярусные арки, поддерживающие крышу мечети в Кордове Испания — одной из крупнейших мечетей мира. Уже в 10 в.

Глобализация ислама. Население земного шара составляет в наши дни примерно 5,7 млрд.

В мире существует 44 государства, где большинство населения составляют мусульмане. Последние образуют пространство от атлантического побережья Африки до берегов Средиземного моря, включая Ближний Восток, до Ирана, Афганистана и границ Пакистана с Индией, далее к северу до Казахстана — самой северной мусульманской страны. Рядом с Индией, где мусульманское меньшинство составляет 120 млн. Южнее, где Индийский океан граничит с Тихим, пребывает Индонезия с 200-миллионным мусульманским населением.

Значительное мусульманское меньшинство проживает на Филиппинах. Теперь эту африканскую территорию населяет примерно одна пятая часть мусульман планеты. Много мусульман числится в Китае — официально объявленное китайскими властями количество в 17 млн. В Европе мусульман 5-6 млн.

Британские мусульмане с индо-пакистанскими корнями внесли большой социально-экономический вклад в развитие послевоенной Великобритании. Турецкие рабочие в значительной мере способствовали возрождению Германии после войны, некоторые из них осели там, на постоянное жительство, сохраняя контакты со своей родиной, а иные возвращаются в Турцию. Многие мусульманские рабочие во Франции, преимущественно из государств Северной Африки, сохраняют всякого рода тесные связи со страной своего происхождения.

Ибадиты, самая умеренная из хариджитских общин, достигли наибольшего успеха. VIII в. Аравии, взяли Хадрамаут, Сану и на нек-рое время овладели Меккой и Мединой. Успех сопутствовал им и в Омане, куда их вожди переехали из Басры.

В 60-70-х гг. Тахарт ныне Тиарет, Алжир. В наст. Муавийя и его потомки династия Омейядов 661-750 продолжили политику ислам. Продвижение мусульм. Религиозно-политическая история И. В раннем И.

Теократический характер власти Мухаммада, к-рый и в наст. Через 30 лет после его смерти мусульм. Согласно суннитской концепции, имамом всех мусульман является халиф. Главная функция имама-халифа - хранить И. Сунниты считают, что имам-халиф должен избираться всей общиной практически - ее представителями или назначаться предшественником. Для шиитов верховная власть предопределена свыше и не может зависеть от человеческой воли, т. Хотя первоначально на власть претендовали только потомки Али ибн Аби Талиба, приблизительно в 20-х гг.

Нек-рое время они не решались открыто говорить о своих претензиях на власть, опасаясь потерять сторонников. Однако в сер. Центром аббасидского движения был Хорасан, где началось восстание Абу Муслима; оно закончилось свержением правящей династии и переходом власти к Аббасидам. По распоряжению Абу аль-Аббаса аль-Саффаха 750-754 был составлен офиц. Иногда сейидами называют потомков по линии аль-Хусейна, а шерифами - аль-Хасана. Тогда же была учреждена должность главы шерифов, в ведении к-рого находилась юрисдикция над потомками Мухаммада и членами их семей. Сторонники Алидов не признали власти Аббасидов и продолжили политическую борьбу, однако мн.

Кроме того, у шиитов в связи с вопросами о передаче имамата тому или иному потомку Али в сер. Политическая активность зайдитов привела к образованию ряда гос-в - Идрисидов в Сев. Общины зайдитов имеются также в Саудовской Аравии, Пакистане и др. Имамиты, признающие 12 имамов из рода Али др. В XVI в. Имамат рассматривается его сторонниками как божественное установление и продолжение пророчества. Пророчество имеет 2 аспекта - внешний захир и внутренний батин.

После смерти Мухаммада закончился период, когда носителем откровения и толкователем его внутреннего смысла был Мухаммад. В период имамата началось раскрытие «внутреннего» смысла религии, что породило представление о непогрешимости и сверхъестественных знаниях носителей имамата - имамов из рода Али и, как следствие этого, признание их непререкаемого авторитета в вопросах светской жизни и религии. Важным положением их доктрины стало учение о «скрытом» имаме, «владыке эпохи» сахиб аз-заман , с приходом к-рого имамиты связывают открытие истинного смысла Корана и единобожия и установление божественной справедливости. В Иране эта доктрина сыграла важную роль в консолидации оппозиционных сил вокруг «людей религии», к-рые противопоставили правлению шаха «законное, исламское правление» - вилайят аль-факих. Такое правление не похоже ни на царское, ни на шахиншахское, т. Шиитские имамы в Иране, придя к власти, провозгласили идеальной моделью управления гос-вом практику Мухаммада, первых халифов и шиитских имамов, не разделявших И. Наиболее радикальную позицию занимали хариджиты, к-рые рассматривали веру как совокупность всех действий повиновения Аллаху, поэтому утверждали, что человек, совершивший тяжкий грех, перестает быть мусульманином и становится неверующим кафиром.

Этот тезис приобрел политическое значение благодаря тому, что неверующими объявлялись и Омейяды, против к-рых следовало вести борьбу. Противоположную позицию занимали мурджииты, к-рые исходили из того, что вера есть признание истинности Аллаха и всего, что содержится в Коране. Поэтому они продолжали считать мусульманином каждого, кто сохраняет в сердце истинную веру, даже если он совершил тяжкий грех. Тем самым мурджииты заявили о своей лояльности к Омейядам. Промежуточную позицию занимали мутазилиты, разработавшие учение о «среднем состоянии» мусульманина, впавшего в тяжкий грех,- между правоверным и неверным. Этот тезис, ставший впосл. С этими расхождениями был тесно связан спор о предопределении аль-кадар.

Среди мусульман первых поколений господствовало убеждение, что в силу безграничной власти Аллаха жизнь и помыслы каждого человека абсолютно предопределены. Сторонников божественного предопределения называли джабаритами или джабритами. Сторонников этого учения называли кадаритами. Позднее их идейными последователями стали мутазилиты. Нейтральную позицию в вопросе предопределения занимали мурджиты. Признавая Аллаха творцом всего сущего, ашариты в то же время утверждали, что человек как бы «приобретает» свои поступки, участвует в их совершении. Учение ашаритов о «приобретении» касб человеком своих поступков стало предметом острых дискуссий и разногласий среди мусульман.

В VIII в. В период раннего И. Захириты и ханбалиты настаивали на буквальном понимании соответствующих мест в Коране. Противоположную позицию занимали мутазилиты, проповедовавшие трансцендентность Аллаха и отрицавшие божественные атрибуты ас-сифат , созданные человеческими представлениями. Сторонников буквального понимания антропоморфистских выражений в Коране называли мушаббихитами-«антропоморфистами». Последователей тех богословских школ напр. Мутазилитов, отрицавших наличие у Аллаха атрибутов или идентифицировавших их с божественной субстанцией, называли муаттилитами лишающими, отрицающими.

Мусульмане разделились также и по вопросу о сотворенности напр. Все эти и мн. Теократический идеал И. Разработка и истолкование догматов веры не входили в юрисдикцию халифа, гос. Формированием богословского мнения занимались частные лица - религ. Мнение «неформального лидера» и его школы, к-рое принимал халиф, становилось официальным лишь на ограниченный отрезок времени, не будучи общепризнанным и обязательным для всего мусульм. Отсутствие абсолютных и общепризнанных критериев в определении «правоверия» и «заблуждения» было обусловлено противоречивостью источников ислам.

Сторонники противоположных точек зрения с одинаковым успехом ссылались на Коран: напр. Попыткой решения этой проблемы стала разработка учения об «отменяющих» и «отменяемых» аятах Корана. Политические противники Омейядов и Аббасидов также черпали аргументы из Корана. Шииты и хариджиты отрицали подлинность нек-рых сур. Шииты утверждали также, что текст Корана в нек-рых местах преднамеренно искажен. Еще больше противоречий порождала Сунна. Возникла масса противоречивых хадисов о словах и поступках Мухаммада и его сподвижников.

Противопоставление «истинной» веры «заблуждению» содержится в хадисе, приписываемом Мухаммаду: «Община моя разделится на семьдесят три общины, одна из которых спасется, остальные погибнут». Когда же его попросили разъяснить, что есть «сунна и согласие», он сказал: «То, чего сегодня придерживаюсь я и мои сподвижники» Прозоров. Однако это разъяснение основателя И. К тому же шииты, ссылаясь на мнение Али ибн Аби Талиба, признавали Сунну только самого Мухаммада, тогда как сунниты включали в это понятие образ действий праведных халифов и ближайших сподвижников Мухаммада. Они в свою очередь распались на множество более мелких групп, члены каждой из к-рых считали себя «правоверными», а остальных - «заблуждающимися». Распространение и развитие И. Одновременно с религиозно-политическим дроблением мусульм.

Основой расхождений стали методы извлечения правовых норм, а также толкование Корана и Сунны, к-рые остаются для всех течений главными источниками И. Во 2-й пол. VIII-X в. Все они считаются правоверными. Наиболее распространен ханафизм, официально принятый в нач. XVI в. Османской империей.

В совр. В Новейшее время равноправными религиозно-правовыми школами наряду с суннитскими были признаны джафаритский мазхаб шиитов-имамитов и школа мусульм. Потребность в рациональном осмыслении религиозных догм вызвала к жизни богословие калам , сосредоточившееся на вопросах соотношения божественных атрибутов и сущности, предопределения и свободы воли. Наибольшее распространение в суннитском И. В результате ассимиляции античной философии, особенно аристотелизма, появился вост. Отдельным мистическим направлением в И. Возникнув при Омейядах, движение суфиев носило характер индивидуальной аскезы.

Оно появилось как реакция на дифференциацию мусульм. Благодаря деятельности братств суфизм к XIII в. Вместе с организационным оформлением суфизма развивалась его философия, достигшая вершин в «теософии озарения» ишракизм ас-Сухраварди и особенно в школе «единства бытия» вахдат аль-вуджуд Ибн Араби. Благодаря торгово-экономическим и культурным связям И. Евразии Дешт-и-Кипчак , в нек-рых районах Сев. Китая Синьцзян и Индии. По торговым путям в Индийском океане, пионерами освоения к-рых были арабы, с XV в.

Позднее мусульм. В ходе османских завоеваний возникли современные мусульманские анклавы на Балканах. Кавказа, Казахской степи и нек-рых пограничных областей Сибири и Сев. Китая Кашгария. Эти регионы вошли в ареал традиц. В результате массовых миграций кон. XIX-XX в.

Значение региональных форм И. Таклид охранял незыблемость средневековых институтов, но вместе с тем помогал развитию общей религиозно-культурной системы И. На протяжении последующих веков одной из центральных проблем идейных споров в И. При халифе аль-Мамуне 813-833 была предпринята попытка ввести «сверху» систему гос. Испытание михна в «правоверии» вызвало бурный протест улемов-традиционалистов, претендовавших на роль хранителей традиции. На рубеже X и XI вв. Попытки халифа аль-Кадира 991-1031 узаконить положения таклида как «правоверия» также не увенчались успехом.

Идейная борьба продолжалась и в последующие века. Одной из наиболее заметных фигур в этой борьбе был Ибн Тамийя 1263-1328 , выступавший за возрождение «первоначального» И. В Новое время традиционалистские идеи пытались претворить в жизнь ваххабиты см. В ходе средневек. Внутреннее единство И. Переломным этапом в развитии И. В ответ на модернизацию общественного устройства, секуляризацию и культурные влияния Европы началось движение за реформу ислах мусульм.

В действительности между этими явлениями больше различий, чем сходства. В отличие от протестантизма «мусульманская реформация» не привела к религ. Она лишь в незначительной степени затрагивала собственно богословские вопросы, ограничиваясь пересмотром религ. К сер. XIX в. Одновременно осуществлялась кодификация норм мусульм. В 1869-1876 гг.

В ряде стран введены уголовные кодексы и др. Расширение капиталистического предпринимательства влекло за собой пересмотр шариатских положений в частности, безусловного запрета ростовщичества , а также оживление нек-рых традиц. Нередко новые по содержанию явления воспринимались как развитие ислам. Эти перемены привели к возникновению ряда движений, объединенных идеей отказа от таклида и восстановления иджтихада. Последний стали понимать как свободную интерпретацию совр. Вместе с тем участились призывы к «очищению ислама» от «недозволенных новшеств» бида , к возрождению изначальной ислам. В таком подходе видели универсальное средство, способное вывести из кризиса мусульм.

Велись споры о допустимости создания в исламских странах своих банков. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг шариатского запрета взимать ссудный процент риба , а с другой - в связи с требованием шариата «омертвления капитала». В 1899 г. Улемы по-новому переосмыслили мн. Под влиянием роста национализма новое толкование получило положение о единстве И. Джамаль ад-Дин аль-Афгани 1839-1897 сформулировал идею солидарности мусульман в антиколониальной борьбе, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульм. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на основе ислам.

Влияние национализма заметно почти во всех направлениях мусульм. XIX - нач. В этот период шло освоение мусульм. Сторонники исламского обновленчества джадидизма высказывались за модернизацию предписаний И. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего И. Сопротивление колониальным завоеваниям нередко проходило под знаменем джихада в защиту И. Особую актуальность приобрели мессианские идеи: нек-рые лидеры повстанцев, напр.

В политическую борьбу включился ряд суфийских братств. На их основе возникли мощные ислам. Антиколониальное движение под рук. Абд аль-Кадира 1808-1883 в Алжире связано с братством Кадирийя, мусульм. Кавказе - с братством Накшбандийя, во главе имамата встал ученик шейхов Шамиль. Бахаи религия в шиитском Иране, ахмадие в суннитской Индии. Качественно новый этап в истории И.

XX - нач. XXI в. Освобождение ислам. Появились проекты «исламского государства», «исламского правления», «исламской экономики», «исламского социализма», подразумевающие воплощение в совр. Попытки их осуществления, ведущие к реисламизации общества и гос-ва, предпринимались как «сверху» исламизация банков, введение десятины-ушра и закята в Пакистане, ислам. В 28 гос-вах И. Во мн.

Некоторые, напр. Хизб ат-Тахрир, находятся вне закона. Вытеснение из большой политики в 90-х гг. В странах Зап. Европы и в США появились коренные европейцы и американцы, в т. По приблизительным оценкам, их число достигает неск. Европе и России, «черный ислам» в США, ориентированные на объяснение места мусульманина в неислам.

Активно работают неправительственные мусульм. В 35 гос-вах мусульмане составляют большинство населения, в т. Азии, в странах Сев. Африки, Зап. Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины находятся в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в нек-рых странах Европы Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Германия, Франция и др. Ибрагим Лит. Мусульманский Ренессанс.

The venture of Islam: conscience and history in a world civilization. Chicago; L. Islam in the modern world and other studies. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Классический ислам: Очерк истории, 600-1258: Пер. Куделин и др. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в.

Грязневич, С. Islamic fundamentalism and modernity. A short history of Islam. История Халифата. Шариат и мусульманская правовая культура. Ибрагим, Н. Работы по истории ислама и Арабского халифата.

Ислам классический. История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: Пер. Ислам как идеологическая система. Исламское право фикх. Ислам: Очерк истории. Gaborieau e. Leiden, 2007 3.

Коран и Сунна Главными источниками вероучения И. По преданию, Коран посылался пророку Мухаммаду через ангела Джибрила на протяжении 23 лет. Коран подтвердил истинность предыдущих Свящ. Писаний и утвердил последний Закон Божий. Его текст на араб. Каждое слово соответствует записи в Хранимой Скрижали - небесном архетипе Свящ. Писаний, хранящем сведения обо всем происходящем во Вселенной.

В тексте Корана выделены суры и аяты. Аят - это стих, состоящий из одной или неск. Группы аятов объединяются в суры. Текст Корана состоит из 114 сур, которые делятся условно на мекканские ниспосланные до хиджры и мединские после хиджры. Кораническая экзегетика получила название тафсир араб. В область тафсира входят толкование и разъяснение текста Корана, отдельных его сур и аятов, а также лексико-грамматический, семантический и историко-географический анализ отдельных слов и словосочетаний. Толкование аятов, связанных с жизнью Мухаммада, приводилось в его жизнеописаниях этот жанр получил название «сира».

Откровения, касающиеся религ. Учение о толковании Корана превратилось в самостоятельную область ислам. Большинство мусульм. Смысловой перевод Корана не считается священным, его нельзя читать во время молитвы и при отправлении др. Опираясь на такой перевод Корана, нельзя выносить самостоятельные религ. Сунна араб. Сунна состоит из описания поступков Мухаммада фил , его высказываний каул , а также невысказанного одобрения такрир.

Вначале Сунна передавалась устно, но затем была записана в виде хадисов араб. Хадис состоит из 2 частей: собственно истории рассказа , называемой «матн», и перечня людей, к-рые передавали друг другу этот рассказ,- «иснада». Традиционалисты считают следование Сунне главным содержанием жизни мусульманина. Существует предание, что на раннем этапе распространения И. Мухаммад запрещал записывать хадисы, т. Первая книга, составленная сподвижником Мухаммада Абдаллахом ибн Амром, получила название «садыка», что означает «правдивая». На нее неоднократно ссылался известный знаток хадисов из Эт-Таифа - Амр ибн Шуайб ум.

Кодификация хадисов началась при халифе Омаре. Он приказал наместнику Медины Абу Бакру ибн Мухаммаду составить сборник хадисов о высказываниях и поступках пророка Мухаммада. Работа была выполнена выдающимся богословом того периода Мухаммадом ибн Муслимом ибн Шихабом аз-Зухри ум. Среди разных типов хадисов выделяются хадисы кудси - в них приводятся слова не Мухаммада, а самого Аллаха. Существуют 6 сборников хадисов, приобретших наибольшую известность в мусульм. Наиболее авторитетным шиитским сборником считается свод аль-Кулини, в к-ром собрано более 16 тыс. Представители шиитского джафаритского мазхаба считают также авторитетными работы Ибн Бабуйи ас-Садука и аш-Шайха ат-Туси.

Пять корней веры усуль ад-дин По преданию, пророк Мухаммад на вопрос о составляющих мусульм. В то же время каждый мусульм. Ханафиты, напр. Корана и Сунны ; нек-рые из ханбалитов уделяют особое внимание намерению нийа человека, совершающего тот или иной поступок, для оценки его религии. Суфии выделяли в религии 3 стадии - очное следование Корану и Сунне, духовное самосовершенствование и самонаблюдение, достижение истинного знания об Аллахе и даже соединения с ним. В широком смысле слова ад-дин как область духовного противопоставлялась ад-дунайя - области материального. Трактовка соотношения этих понятий, степень их противопоставления и область действия каждого из них и в наше время составляют важнейший элемент религ.

В вере аль-иман мусульм. Мурджииты ставили во главу угла словесное признание веры каул , мутазилиты считали, что поступки человека, т. Ханбалиты полагали, что вера, как словесное признание истинности Аллаха, и добрые дела должны быть согласованы с Сунной и иметь правильные добродетельные намерения. В зависимости от понимания сущности веры мусульм. Имамитское содержание веры остается близким к суннитскому, а исмаилиты делят веру на внешнюю захир - словесное признание каул и внутреннюю батин - убежденность в сердце. Корни веры включают веру в Единого Бога таухид , веру во всех посланников Аллаха, в Божественные Писания, ангелов, Конец света и Судный день. Сунниты присоединяют к ним веру в божественное предопределение аль-кадар , к-рое часто рассматривается в рамках догмата о вере в Единого Бога таухид , а шииты - учение об имамах, преемниках Мухаммада.

Вера в Аллаха Аллах в И. Самый краткий символ веры в И.

Колдовать, думая, что это разрешено — неверие. Не учись колдовству». Если изучающие магию не внимут проповеди ангелов, и они несмотря ни на что захотят колдовать, то ангелы научат их этому».

Они были обречены на мучения от Всевышнего Аллаха и посланы людям в качестве испытания. Аллах отправил этих двух ангелов в колодец в Бабилоне Вавилоне по двум причинам: чтобы научить людей колдовству для испытания своих рабов, и чтобы наставлять и увещевать людей, идущих изучать магию. Если человек оставит занятия магией ради довольства Аллаха, он будет достоин милости Всевышнего и получит свою награду. Если же человек изучит магию и будет колдовать, то станет обреченным на вечные страдания кяфиром [4]. Ангелы Харут и Марут считают колдовство большим грехом и наставляют людей не учиться этому.

Если изучающие магию не внимают проповеди ангелов и продолжают колдовать, то ангелы научат их этому, чтобы испытать их верность. Пророчество касается всех людей и духов, и каждому народу был послан хотя бы один пророк. Основатель ислама, пророк Мухаммед , был послан ко всем племенам и народам. Пророчество едино, но отличается нравственно-правовыми и культово-обрядовыми нормами. Согласно мусульманской богословской доктрине, все прежние писания подверглись искажениям и только Коран, восстанавливающий и довершающий их, оберегает от подобной участи [1].

История возникновения ислама

Ислам (или мусульманство) – самая молодая из мировых религий. Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам. Тема данной работы – «Развитие ислама в мире». Ислам является второй религий по численности в мире после и христианства. Убив принявшего ислам местного правителя, и изгнав назначенных Мухаммадом чиновников, Аль-Анси вступил в военно-идеологическое противостояние с исламом, закончившееся тем, что за несколько дней до смерти самого Мухаммада.

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В Ульяновске местная мусульманская община уже долгое время ведет борьбу за возврат незаконно отнятого здания Исторической мечети. Построенное татарским фабрикантом Акчуриным в 1853 году, это здание представляет собой памятник архитектуры. В 1930-х годах оно служило как Татарский клуб, а в 1940 году было передано в распоряжение Горсовета и превращено в пекарню [37]. На месте шиитской мечети в столице Республики Северная Осетия Алания Владикавказе была построена в 1870-х гг. В 1992 году он был закрыт, долгое время находился на реконструкции.

И в 2020 году будет открыт в обновленном виде. Республиканский муфтият неоднократно поднимал вопрос о нежелании властей передать здание мечети в руки мусульманскойобщины [38]. Убийства исламских духовных лидеров Одним из серьезнейших вызовов межконфессиональному и межнациональному согласию в России являются убийства духовных авторитетов ислама, а также покушения и провокации в отношении них. В значительной степени лидеры традиционных российских религий находятся сегодня на переднем крае противодействия идеологии и практикам экстремизма и ксенофобии.

Именно они пытаются своим словом внести успокоения в умы, когда возникают острые конфликтные ситуации. Во многом благодаря их стараниям, наработан уникальный и недооцененный опыт профилактики и предотвращения межнациональных и межконфессиональных противоречий. По справедливому замечанию муфтия Альбира Крганова, «трагедия в том, что сегодня некоторые силы ценой жизни людей хотят расшатать общество в мусульманских регионах России. Ведь именно с целью взбудоражить исламскую общину действуют те, кто стоит за убийствами авторитетных мусульманских деятелей» [39].

Только за период с 2009 по 2016 гг. Случаи покушения на лидеров мусульман России были также зафиксированы и в Поволжье Республика Татарстан, которая по праву считается территорией межконфессионального мира. В настоящем докладе приводятся трагические случаи, вызвавшие наибольший общественный резонанс. На окраине Черкесска 20 сентября 2009 года был убит заместитель председателя Духовного управления мусульман КЧР и Ставрополья, ректор местного Исламского института он стоял у его истоков, в течение десяти лет был его ректором Исмаил Хаджи Бостанов.

Во время этой террористической атаки был также ранен сын Бостанова. От полученных ранений Магомедов скончался на месте [41]. В Нальчике 15 декабря 2010 года во дворе своего дома был убит председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев. Он принадлежал к числу наиболее влиятельных духовных лидеров как КБР, так и России в целом, написал более 50 монографий по богословско-правовым вопросам, разработал образовательную программу для высших религиозных заведений.

Указом Президента России он был посмертно награжден орденом Мужества с формулировкой: «За мужество и отвагу, проявленную при исполнении гражданского долга» [42]. Вместе с ним был убит его племянник. Садиков был одним из инициаторов создания Института теологии и международных отношений — первого на Северном Кавказе учебного заведения, в стенах которого студенты стали одновременно получать и светское, и религиозное образование. Был убит известный исламский теолог, начальник учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла-хазрат Якупов.

Через 15 минут после этого была взорвана машина муфтия республики Илдуса Файзова. Муфтий сам был за рулем, никого с ним в машине не было. Сам он выжил, но в 2013 году оставил свой пост по состоянию здоровья. Покушение на двух известных исламских деятелей Татарстана и убийство произошло в канун священного для мусульман месяца Рамадан.

Впоследствии Файзов президентским указом был награжден Орденом Дружбы [46]. Бомбу привела в действие смертница. В результате погибли восемь человек: шейх Саид Чиркейский, шесть человек, находившихся поблизости, и сама смертница. Несколько пострадавших при взрыве были доставлены в больницу.

Шейх стоял у истоков процесса внутриисламского примирения в Дагестане, сыграл в этом процессе значительную, если не определяющую, роль. Онсчитался одним из самых известных и влиятельных суфийских шейхов Накшбандийского и Шазилийского тарикатов в Дагестане, оказывал значительное влияние на работу республиканского муфтията [47]. У него остались четверо несовершеннолетних детей [48]. Убитый был одним из инициаторов возведения медресе в Телетле и руководил процессом строительства.

Он также был противником радикальных религиозных течений [50]. По словам муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, «жизнь и труды мусульманских лидеров, погибших от рук террористов, необходимо изучать». С его точки зрения, это важно не только для представителей ислама, но и для всего российского общества и государства [52]. Проявления исламофобии Российские востоковеды Алексей Крымин и Георгий Энгельгардт определили исламофобию как «действия и высказывания, оцениваемые мусульманами как враждебные исламу.

Это понятие охватывает крайне широкий спектр значений — от погромов до любой критики в адрес как мусульман и исламских активистов, так и исламского вероучения, и социальной практики» [53]. Данный термин вошел в широкое употребление после того, как в 1997 году британский исследовательский центр «Runnymede Trust» опубликовал доклад с «говорящим» заголовком «Исламофобия — вызов для всех». Основными чертами такого дискурса были определены: — отношение к исламу как к отсталой, архаичной, авторитарной религии, не склонной к диалогу и компромиссам; — рассмотрение одной из мировых религий как вызова стабильности и порядку [54]. Стоит иметь в виду, что сам концепт исламофобии, прежде всего, разработан на европейском материале.

И все теоретические построения, связанные с пониманием исламофобии как особой формы расизма, продукта колониальной эпохи, элемента идеологии крайне правых и прочее, призваны объяснить европейские реалии, где мусульманский фактор актуализируется, в первую очередь, в миграционном контексте. В России же совершенно иная ситуация, поэтому многие западные подходы применимы лишь частично [55]. Если говорить о России, то отношение к исламу политиков и высших государственных представителей в подавляющем большинстве случаев подчеркнуто корректное и уважительное. По словам Президента Владимира Путина ноябрь 2019 года , «ислам и христианство, как и другие мировые религии, основаны на фундаментальных гуманистических ценностях, имеющих непреходящее значение — на милосердии и любви к ближнему, на справедливости и уважении к человеческой личности».

И именно поэтому считает Президент России, что «объединение усилий религиозных организаций, их конструктивное взаимодействие с государственными и общественными структурами» обязательно будет содействовать укреплению гражданского мира и согласия» [56]. Владимир Путин также заявлял в 2013 и в 2018 гг. Российский федеральный Закон о свободе совести и религиозных объединениях, подчеркивая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», заявляет об уважении к исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России» [58]. На территории Российской Федерации действуют порядка 8 тысяч мечетей, более 90 региональных ЦРО — муфтиятов, из них три федерального значения: Центральное Духовное Управление Мусульман России Талгат Таджутдин , Духовное Управление Мусульман Российской Федерации —Совет Муфтиев России Равиль Гайнутдин , Духовное собрание мусульман России Альбир Крганов , одна имеет межрегиональный статус Координационный центр мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев , порядка десяти Высших исламских учебных заведений, 70 лицензированных средне специальных медресе, одна Болгарская исламская академия в г.

Болгар Республика Татарстан , а представители мусульманского духовенства присутствуют в различных советах при Президенте РФ, при Совете Федерации, при Федеральном агентстве по делам национальностей, Общественной палате РФ. При содействии государства, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования оказывает существенную помощь в реализации уставных задач муфтиятов и социальных проектов. Наряду с этим, представители мусульманских народов широко представлены в органах власти федерального и регионального уровней. Если говорить о ведущих российских политиках, то лидер КПРФ Геннадий Зюганов, хотя и обращается к исламской тематике не слишком часто, неизменно подчеркивает такой позитивный элемент в этой религии, как «приоритет коллективистского начала над индивидуалистическим».

Эти тезисы, в частности, были озвучены им во время выступления на Всероссийском мусульманском совещании в 2011 году. Регулярно лидер КПРФ в своих публичных выступлениях рассказывает о своем опыте работы на Северном Кавказе и эффективном взаимодействии с мусульманскими духовными авторитетами [59]. Известный писатель и журналист, главный редактор газеты «Завтра», идеологически близкой к КПРФ, Александр Проханов выступает за «православно-исламский» и «славяно-тюркский альянс», который мог бы стать альтернативой англо-саксонскому доминированию. Со схожих позиций выступают и публицисты евразийского направления Александр Дугин [60].

И в этом контексте говорить о существовании в РФ исламофобии как государственной официальной политики не представляется возможным. Этот тезис в одном из своих выступлений на совещании Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в Варшаве обозначил муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. Что, по его словам, естественно, не отменяет существования проблемных мест [61]. Так на фоне в целом уважительного отношения к исламу и мусульманам контрастом выступает бессменный лидер Либерально-демократической партии неизменно имеющей собственную фракцию в нижней палате Федерального Собрания Владимир Жириновский.

Этот политик последовательно отстаивает национал-популистскую повестку дня. И в ее рамках исламофобия занимает важное место. Но есть в учениях ислама, его постулатах, отправлениях обрядов чрезмерный фанатизм, поворачивающий все против соседних народов». Он также предрекал: «В перспективе мы будем иметь столкновения между христианством и мусульманством».

Исламофобия Жириновского при этом имеет многоплановую направленность. Во-первых, это оскорбительные выпады против народов, которые в большинстве своем исповедуют ислам. Так лидер ЛДПР позволял себе заявления об ограничении рождаемости на Северном Кавказе и необходимости оградить его территорию «колючей проволокой». Поэтому нужно «принять меры, связанные с ограничением населения на Северном Кавказе, так как главная причина всех войн, революций — резкий рост населения».

Впоследствии он скорректировал свои слова, заявив, что «колючая проволока» должна охватывать только боевиков [63]. Во-вторых, Жириновский выступал против особых прав регионов, в частности Татарстана. Он последовательно выступал против заключения особого договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью, а также против существования национальных республик в составе Российской Федерации [64]. По словам известного российского исследователя-исламоведа Алексея Малашенко, «главная причина исламофобии — страх перед исламом, объяснение которого кроется как в реальных событиях в России и в мире, так и в нашем их восприятии».

Это и конфликты на Кавказе в 1990-х гг. Нередко эти события трактуются упрощенно, а источники страха переносятся на носителей «другой» религии [65]. Как следствие, озвучивание тезисов о внутренней миграции переезде представителей различных национальных республик в регионы с преимущественно русским населением как источнике конфликтов и опасностей, призывы не к грамотной национальной политике и профилактике конфликтов, а к выстраиванию «защитных барьеров». По этой части в бытность свою губернатором Краснодарского края много высказывался Александр Ткачев [66].

Долгое время представители мусульманской общины региона поднимали вопрос о краевом гимне, в котором, по их мнению, содержатся исламофобские проявления. В тексте гимна есть такие слова, обращенные от имени казаков к Кубани: «О тебе здесь вспоминаючи, как о матери родной, на врага, на бусурманина мы идем на смертный бой». Но проблема в том, что Краснодарский край — дом не одних лишь казаков-кубанцев. В 2013 году после инцидента во время футбольного матча между клубами «Краснодар» и «Анжи» Махачкала , когда фанаты сожгли дагестанский флаг, руководство Дагестана подняло вопрос о гимне как произведении, разжигающем межнациональную и межконфессиональную рознь.

По словам тогдашнего председателя парламента республики Хизри Шихсаидова, кубанский гимн призывает идти «одних верующих на других». Рамазан Абдулатипов, на тот момент глава Дагестана, поднимал вопрос о соответствии гимна Конституции и законодательству РФ [67]. Значительную проблему с точки зрения трансляции исламофобии представляют и программы различных СМИ, и высказывания в социальных сетях. По словам исследовательницы российского ислама Софьи Рагозиной, зачастую под понятия «радикальный», «экстремистский» искусственно подгоняется все то, что не слишком хорошо знакомо журналистам и блогерам.

Можно, например, также напугать читателя «десятками тысяч мусульман, создающих давку в метро» или сравнить закят [68] с рэкетом» [69]. Весьма критически относятся к использованию таких дефиниций, как «исламский терроризм», «исламский экстремизм», представители мусульманского духовенства и общественных организаций. По их словам, такие термины, как «воин Аллаха», «пояс шахида», получившие на ТВ и в печатных изданиях, на интернет-сайтах широкое хождение применительно к террористическим практикам, неприемлемы, так как нацелены на дискредитацию ислама как религии, а также на раздувание негативных стереотипов вокруг мусульман [70]. В исследовании исламофобии в России его провела Софья Рагозина на основе эмпирической базы в виде 20 699 статей из российских газет, которые выпускались с 2010 по 2018 год отмечен целый ряд важных медийных трендов.

Во всех отобранных статьях упоминались слова «ислам», «исламский» и «мусульманин». Рагозина обращала внимание, какие эпитеты и глаголы сопутствуют этому понятию в газетах. Оказалось, что самой частотной была коллокация «радикальный». Но никакой однозначности в понимании, что такое радикальный ислам, а что такое — традиционный, в прессе, конечно же, нет.

Радикальный ислам — это все, что касается неспокойной обстановки в северокавказских регионах да и в любых неспокойных регионах по всему миру [71]. По словам Рагозиной, «изучая обсуждение ислама в прессе, можно понять, что ее авторы часто стремятся произвести впечатление на читателей данными статистики. Журналисты любят считать численность какой-либо мусульманской общины или собравшихся на то или иное празднование мусульман. Все это призвано придать необъятность этой проблеме» [72].

Как следствие, секьюритизация ислама, привязка всего спектра проблем религии исключительно к вопросам безопасности, а во многих публикациях и отождествление целой религии с экстремизмом и терроризмом. В этом плане показательно высказывание известного религиозного деятеля диаконаАндрея Кураева: «Я же лишь протестую против идиотской фразы «у терроризма нет вероисповедания и национальности». Есть у террористов и то, и другое». Исламское сообщество России должно признать терроризм как свою «проблему», «свою болячку»».

В чем-то, разумеется, это суждение верно. Некоторые представители других вероисповеданий также небезгрешны. Однако их деятельность имеет мотивы, например, экономическая выгода, маниакальные предрасположенности и т. Но важным является то, что в этом случае преступная деятельность не является непосредственной целью, а скорее средством для извлечения какой-либо личной выгоды.

В случае же с исламом преступление совершается ради преступления — культ личной жертвы, якобы, во имя Аллаха», — резюмирует Кураев [73]. Тема исламофобии также объективно возникает в связи с судебными решениями по СМИ, которые позиционируют себя как последовательные защитники мусульманской религии. В дальнейшем арест Гаджиева продлевался. В данных ситуациях профилактика терроризма с точки зрения «силовиков» сталкивается с позицией редакционного коллектива, стоящего на стороне защиты прав группы верующих.

В этом контексте крайне важно объективное расследование и решение суда. Не менее важна и объективная информированность населения с целью недопущения политизации таких дел. Вакуум объективной информации в подобных ситуациях способствует распространению домыслов. В качестве примера можно привести задержание Дагира Хасавова, известного в профессиональных кругах защитой обвиняемых по многим резонансным делам, и как защитника прав мусульман.

Хасавов обвиняется в воспрепятствовании правосудию ч. За отсутствием достаточной информации об имеющихся доказательствах по делу, наблюдаются спекуляции на тему заключения под стражу в связи с его профессиональной деятельностью [74]. Муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов так прокомментировал задержание адвоката: «Наша религия учит нас, внимательно воспринимать информацию и проанализировать ее тщательно». Ситуация, вызванная с задержанием адвоката Дагира Хасавова, порождает в обществе многочисленные вопросы и беспокойство.

Кроме того, по нашему мнению, заключение под стражу в таких случаях — мера, дающая простор для разного рода провокаций и сплетен. Многие люди, следившие за профессиональной деятельностью Хасавова, задают вопросы относительно предъявленных обвинений, но не находят на них ответов. Вместе с тем звучат разные версии происходящего... Граждане страны должны понимать и ощущать на деле соблюдение своих прав, гарантированных основным законом государства — конституцией.

Вместе с тем, считаем, что общество имеет право больше знать, в чем конкретно обвиняются фигуранты подобного рода процессов. Их расследование должно быть максимально открытым и понятным обществу» [75]. Как правило, такие дела получают широкую огласку и бурно обсуждаются, при этом мало кто обладает достоверной информацией. Конечно, жесткие методы задержания и серьезные обвинения всегда порождают много вопросов.

Одни не исключают политической подоплеки в таких преследованиях, другие же связывают эти аресты с деятельностью подозреваемых.

Шиизм сам по себе тоже не однороден. В нем есть течение, которое признает 11 законных имамов — наследников Али; 12-й имам таинственно исчез в 9 веке, но они считают, что он должен был появиться как спаситель — Махди. Существует секта исмаилитов, которые верят, что их имамы последовательно воплощены в «душу мира». Есть секта карматинцев, у которых демократическая полоса. Его члены, большинство из которых являются фермерами и бедуинами Аравии, придерживаются принципа общей собственности.

Секта убийц, сочетающая мистику с фанатичной борьбой с немусульманами, отделилась от исмаитов. Есть группа последователей халифа Хакима. Суфизм — это мистическо-аскетическое, полумонастическое течение. Она проповедует мистическую любовь к Аллаху, желание приблизиться к Нему. Конечная цель — освободиться от личных черт и слиться с божественной истиной. Движение тарикатов исторически связано с суфизмом.

Ваххабизм — это религиозно-политическая доктрина, зародившаяся в XVII веке и получившая свое название от имени Мухаммада ибн Абдал-Ваххаба. Ваххабиты сопротивлялись племенным культам, официальному «турецкому» исламу, который, по их мнению, вышел из монотеизма, установив уважение к Пророку и культ святых. Эта тенденция теперь официально признана в Саудовской Аравии. Ислам и общество. Характеристики духовного мира мусульманина В основе отношений между мусульманином и обществом лежит подавляющая власть одной религии, которая не допускает свободы и автономии, а также примат коллектива, общества над индивидуумом. Поэтому специфика ислама заключается в его проникновении во все сферы жизни общества: общественные отношения и личную жизнь, интеллектуальный труд и творчество.

В мусульманских регионах семейные связи, традиции брака, клановая и «общемусульманская» идентичность остались практически неизменными. Активная борьба с религиозными предрассудками, уничтожение духовенства и системы религиозного образования привели к тому, что ислам перешел на бытовой и ритуальный уровень и очень прочно закрепился там. Все важные события в жизни человека сопровождались мусульманскими обрядами и традициями. Более тесные социальные связи и отношения между верующими, отсутствие церкви как особого института, привели к широкому охвату исламом всех отношений и сфер жизни, их «прозрачности». Поскольку мусульмане не имеют единой организации, которая авторитетно решает все спорные вопросы, в различных областях религиозного учения имела место догматизация, которая была относительно независимой друг от друга, что привело к появлению отдельных исламских школ. В исламе развитие осуществляется различными группами специалистов, не связанными друг с другом, поддерживаемыми авторитетом учителей, школ и общественного мнения, уважающего истинный академический дух.

Такой плюрализм признается нормальным при сохранении единства ислама. Таким образом, мусульманская система с ее слиянием религии, общества и государства очень сильна и стабильна. Каждая религия, в том числе и ислам, несет с собой свою культуру, свой образ жизни и быта, создает определенную духовную атмосферу, в которой, в отличие от других типов личностей, развивается особая, отличная от других личность. Каждая религиозная система обладает способностью извлекать некоторые аспекты из всего многообразия космических контекстов, придавать им сакраментальный смысл и по-своему вводить их в сознание людей. Каждая религиозная культура имеет свои сильные стороны и в то же время лишена того, что присутствует в другой. Ислам проповедует послушание.

Он абсолютизирует его как важнейший, необходимый принцип существования. Недостижимый, непонятный Творец и невмешательство в то, что Он создал, должны, кажется, образовывать пассивную, неинициативную, невольную личность, которая подчиняет все, что происходит в мире, воле Аллаха. В реальной жизни, однако, это не так. Мусульманский мир характеризуется высокой активностью, главным образом политической, быстрой реакцией на все негативные факторы, которые происходят в отношении мусульманского государства, религиозной общины, любой ситуации, в которой оказываются мусульмане. Мусульманин — это решительный, активный, целеустремленный, бесстрашный человек, обладающий развитым чувством достоинства и справедливости и готовый бороться за их восстановление. Исламская религиозная система имеет свое собственное видение того, как должна проявляться истинная вера.

Поэтому в его рамках, помимо общих принципов, были разработаны специальные средства и специальный механизм его формирования. На развитие мусульманской духовности повлияли века исламской культуры и традиций. Но, с другой стороны, сами эти культуры и традиции развивались исходя из специфики региона и уровня развития сознания его народа. Поскольку ислам появился намного позже других религий, кажется, что он должен быть более полным и сложным и нести в себе определенный потенциал, которого не было у более ранних религий. Но, похоже, неправильно сравнивать духовные явления, фокусируя внимание на историческом периоде их возникновения в качестве одного из критериев. Несмотря на влияние других религий, которые уже функционировали в развитой форме в то время, ислам имел специфическую направленность на определенный образ жизни, особый тип сознания и менталитета, политическую задачу объединения разрозненных арабских племен.

Благодаря общности морально-этических принципов, заложенных в мировых религиях, личностные типы верующих действительно формируются со значительными различиями. Заключение Статья посвящена изучению предмета — ислама. В ходе изучения материалов можно подвести следующие итоги проделанной работы. Ислам — одна из самых интересных религий в мире. Изучение материала помогает понять многие вещи, которые до сих пор ускользали от внимания. На национальном уровне ислам играет важную роль, поскольку он является вторым наиболее представительным религиозным движением.

Ислам сыграл важную роль в истории и культуре не только арабов, их первых и важнейших последователей, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, турок, индийцев, индонезийцев, многих народов Центральной Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан и значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым влиянием ислама сформировались не только судьбы народов, но и их культурные традиции, их идеологический багаж, нормы быта и нравственности, их мифопоэтические и эпические образы и легенды, которые во многом определяют их жизнь и сегодня. Конечно, страны и народы, покоренные арабами, сохранили и развили собственные доисламские культурные традиции — и тем более в тех странах, куда ислам вторгся мирным путем. Однако в течение веков почти абсолютного правления ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо изменялись таким образом, что практически сводились к национальным культурным особенностям.

Краткая история возникновения Ислама — мусульманской религии Опубликовано В чем заключается краткая история возникновения Ислама, а также распространения этой религии? Где и когда возник Ислам? Началась ли история Ислама с Измаила, сына Авраама? Ответ: Краткая история возникновения Ислама История возникновения Ислама берет свое начало от Мухаммеда, члена арабского племени курайшитов. Мухаммед являлся реальным человеком, который жил с 570 по 632 г. Он утверждал, что получил откровение от архангела Гавриила в 610 г. Его движение начиналось медленно, но когда он переехал в Медину, оно стал набирать обороты. Позже, Мухаммед вернулся и завоевал Мекку.

Ислам - самая молодая из мировых религий. По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Ислам - строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Религиозная власть в исламском обществе основана на Коране и сунне.

История становления и развития ислама. Основные направления

Особенности ислама заключаются в большом традиционализме: мусульмане чаще остальных верующих исполняют строго предписанные для них правила. 7. Мусульмане не поклоняются Каабе, Кааба представляет собой направление для молитвы, как повелел Аллах. Презентация, доклад на тему ИСЛАМ. Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам. Гибкость ислама объясняется отсутствием централизованной организации духовенства, которая мешает оперативному и своевременному решению назревших проблем.

Презентация на тему Ислам

Многие полагают что мусульмане признают единственность пророка Мухаммада, основываясь на том что именно он является основоположником Ислама. Доклад на тему мусульманства. Мусульманство является одной из самых распространенных религий в мире, с миллиардами последователей. 7. Мусульмане не поклоняются Каабе, Кааба представляет собой направление для молитвы, как повелел Аллах. Ислам в современной россии доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Новости по теме: Ислам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий