Влияние социально-экономического развития регионов России на итоги выборов в Государственную думу Федерального Собрания РФ второго созыва. Коалиция в ревдинской думе из депутатов от партии «Справедливая Россия — За правду» и КПРФ потеряла еще одного бойца — коммуниста Александра Бушуева.
В России проходит первый день выборов в Государственную думу восьмого созыва. Главное
Венедиктов назвал итоги голосования в Москве "трагической ошибкой партий"Читать подробнее Партия КПРФ в общей сложности получила 57 депутатских мандатов, из них 48 - по федеральным спискам. Третьей по количеству мест в Госдуме стала партия "Справедливая Россия - За правду", у неё 27 депутатских мандатов, из них 19 по федеральным спискам и восемь по одномандатным округам. У ЛДПР 21 депутатский мандат, только два из которых получены в результате победы кандидатов по одномандатным округам.
Избралась по спискам «Единой России» в родном регионе. За активную гражданскую позицию и участие в голосовании! Для каждого из нас важно оправдать ваше доверие, крайне важно выполнить программу [партии], которая версталась не в кабинетах власти, а на улицах и в скверах, на детских и спортивных площадках, в залах встреч с избирателями, версталась из ваших обращений, наказов, обоснованной критики и пожеланий! Вместе с тем в новом составе Госдумы не будет двоих действующих лидеров региональных профцентров, которые заседали в ней в прошлом созыве. Это председатель Московского областного объединения организаций профсоюзов Валентина Кабанова, зампред комитета ГД по труду, которая не стала участвовать в предвыборной гонке еще на этапе весенних праймериз «Единой России».
И председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских, член комитета ГД по экономической политике. Он выдвигался по списку «Единой России», которая получила в регионе неплохой результат, однако непроходное шестое место не позволит ему вновь занять думское кресло.
Подробности — в материале «ФедералПресс». Опрошенные «ФедералПресс» политологи утверждают, что вопрос смены лидера государства в 2024 году пока не решен.
Так, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко предположил, что Владимир Путин может сохранить свой пост до 2030 года, что позволяет ему сделать поправка Валентины Терешковой об «обнулении» президентских сроков. Думаю, что Владимир Путин вполне может и до 2030 года остаться. По крайней мере пока все идет к этому сценарию», —отметил Минченко. По словам эксперта, главным показателем нового созыва нижней палаты парламента должна стать управляемость.
И вне зависимости от того, какой будет партийный состав, это будет управляемая со стороны власти структура», — считает Минченко. Политолог Дмитрий Журавлев также уверен, что Путин не объявит преемника в 2024 году. Эксперт связывает такую версию с желаниями элит.
Волна расправ продолжалась и в дальнейшем, создавая благоприятные условия для пропагандистской деятельности сторонников политического курса российского правительства. Консервативные помещичьи круги требовали от императора в течение нескольких лет не созывать очередную Государственную Думу. Но напряженная внутриполитическая ситуация заставила царя и правительство назначить выборы, национального технического университета. Правда уже по новому законодательству. Последнее лишало избирательных прав значительную часть населения и было призвано обеспечить избрание в Думу только крупных землевладельцев, высокопоставленных чиновников и промышленников.
Новое законодательство о выборах еще больше углубило неравенство в правах различных сословных категорий населения. Более чем вдвое сокращалось количество выборщиков от промышленных рабочих и крестьянства. В то же время, увеличивалось число выборщиков от землевладельческой курии. В губерниях сохранялось высокое количество представителей помещичьего слоя — им выделялась абсолютное большинство мест в избирательных собраниях.
17 декабря 1995 года состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации второго созыва
Натворили фундаментально Нормотворчество второй Думы было активным. Особенно — собственное. А вот правительственные законы проходили через парламент непросто. Например, бюджет принимали далеко не с первого раза. Депутаты второго созыва рассмотрели 1730 законопроектов, приняли 1036 законов, ратифицировали 212 законов, двухсторонних договоров и соглашений, международных конвенций. Внешняя и социальная политика была среди приоритетов в нормотворчестве.
Именно в этот период было принято несколько фундаментальных актов. Активно Дума занималась и избирательным законодательством. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» образца 1997 года заметно изменил порядки во время проведения выборов. Принимались законы, регулирующие основы местного самоуправления, организации государственной власти в регионах. Госдума дала ход первым всенародным выборам мэров и губернаторов.
Это было время становления российского парламентаризма и трансфера власти от ельцинской эпохи к нашему времени. И лично я его вспоминаю как один из самых интересных периодов в российской политике. Как прошли выборы в округах? Из 225 депутатов, избранных по одномандатным округам: 148 шли от избирательных объединений, 77 — от групп избирателей. Фракции и депутатские группы:.
Венедиктов назвал итоги голосования в Москве "трагической ошибкой партий"Читать подробнее Партия КПРФ в общей сложности получила 57 депутатских мандатов, из них 48 - по федеральным спискам. Третьей по количеству мест в Госдуме стала партия "Справедливая Россия - За правду", у неё 27 депутатских мандатов, из них 19 по федеральным спискам и восемь по одномандатным округам. У ЛДПР 21 депутатский мандат, только два из которых получены в результате победы кандидатов по одномандатным округам.
В семи регионах — Москве, Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях — было проведено также дистанционное электронное голосование. В электронном голосовании по партийным спискам могли также принимать участие жители Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики, получившие российское гражданство в упрощённом порядке, — «по территориям окружных избирательных комиссий, сформированных в Ростовской области». Предвыборная борьба Предвыборная ситуация характеризовалась усилением противостояния провластных и оппозиционных политических сил. Партиям, зарегистрировавшим федеральные списки, было предоставлено бесплатное эфирное время на телеканалах «Россия 1», «Россия 24», «ТВ Центр» и ОТР, а также на радиостанциях «Радио России», «Маяк» и «Вести FM» и бесплатные печатные площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях.
Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Государственная дума также приняла пять федеральных конституционных законов : «О судебной системе Российской Федерации », «О Правительстве Российской Федерации », «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации », «О военных судах Российской Федерации». Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику.
"Единая Россия" получает в Госдуме 324 депутатских мандата
Государственная дума также приняла пять федеральных конституционных законов : «О судебной системе Российской Федерации », «О Правительстве Российской Федерации », «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации », «О военных судах Российской Федерации». Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.
В Москве, по данным переписи населения 1902 г.
Заметим, что по существующему законодательству далеко не все жители могли получить статус избирателя: избирательных прав были лишены женщины; военнослужащие; лица, доходы которых не соответствовали имущественному цензу. Система выборов одного уполномоченного от 50 до 1000 человек на промышленных предприятиях влияла на сокращение избирателей из рабочего класса. Общее число выборщиков на момент избрания Государственной думы второго созыва в 1907 г.
Лишь пять процентов жителей Москвы имели право голоса. Таковы были особенности несовершенного избирательного законодательства в целом. Кроме того, в Москве не применялся куриальный порядок проведения выборов, а наделение избирательными правами осуществлялось по факту преодоления имущественного ценза [1, а 645]: обладание недвижимой собственностью, доходом, владение торгово-промышленным предприятием.
Такой подход в корне отличается от куриальной многоуровневой системы, применяющейся в губерниях, по общему правилу. Данный порядок лишал избирательных прав значительные группы населения в Москве и крупных городах, приводил к невозможности представительства всех имеющихся групп избирателей. Основным нормативно-правовым актом, регулировавшим порядок проведения выборов в городах, стало приложение к ст.
Подготовительные процедуры, предшествующие голосованию, в первую очередь были связаны с определением лиц, обладающих в Москве избирательными правами. Так, согласно выписке из приказа московского градоначальника от 21 октября 1906 г. Таким образом, наделение избирательными правами на выборах в Государственную думу проходило в заявительном порядке и не предполагало активных действий со стороны избирателей.
Избиратели могли в течение месяца до дня голосования проводить совещания о лицах, достойных быть избранными. О проведении подобных собраний необходимо было уведомлять начальника местной полиции, который мог направить подведомственного ему сотрудника для обеспечения правопорядка [5, а 406]. На предвыборном собрании предполагалось присутствие сотрудника полиции, который имел полномочия закрыть собрание в случае, если будут нарушены условия его проведения.
Важнейшим условием являлось требование присутствия на собрании лишь лиц, обладающих избирательным правом, закрепленное в п. Таким образом, закрепление данной нормы в правилах свидетельствует о контроле власти за порядком участия в предвыборных баталиях и последующем голосовании с целью недопущения к этому лиц, не имеющих избирательных прав. Вместе с тем органы городской власти стремились создать москвичам все условия для осуществления избирательных прав.
С целью подтверждения избирательного статуса по имущественному цензу было необходимо предоставить соответствующие удостоверения о владении квартирой и об уплате имущественного налога. Лица, обращавшиеся за удостоверениями, немедленно и беспрепятственно получали их в участковых управлениях приставов. Данный документ не облагался гербовым сбором, а также городскими налогами и сборами [8, л.
На заседании Московской городской думы от 7 декабря 1906 г. Гучков заявил, что «списки лиц, имеющих право участия в выборах в Государственную думу по Городу Москва, составлены в окончательной редакции 28 ноября 1906 года и опубликованы 6 декабря 1906 года, срок на подачу жалоб и заявлений о неправильности и неполноте списков истекает 20 декабря 1906 года» [8, л. Таким образом, первый этап подготовки к голосованию, состоявший во многом в работе по определению лиц, имевших право голоса на выборах во II Государственную думу по городу Москве, длился с октября по декабрь 1906 г.
Сроки проведения выборов во Вторую Думу по Москве определились следующим образом: в воскресенье, 7 января 1907 г. Согласно отчету Московской городской управы, на основании ст. Число выборщиков, подлежавших избранию по каждому участку, было пропорционально числу жителей каждой полицейской части, по данным городской переписи 1902 г.
В результате порядок расчета квоты выборщиков по каждому избирательному участку был пропорционален не числу жителей, обладавших избирательными правами, а общему числу проживавших на территории участка. Такой формат определения выборщиков приводил к неравномерному представительству, так как в условиях цензовых ограничений избирательными правами обладали не все жители участка. Полагаем, что расчет квоты выборщиков от общего количества населения избирательного участка смог бы обеспечить наиболее корректное представительство.
На основании ст. Избрание происходило путем суммирования поданных голосов и наделения полномочиями кандидата, набравшего наибольшее количество голосов избирателей. Избирательная записка вручалась лично председателю избирательной комиссии, в документе указывали фамилию, имя, отчество, за которых избиратель подает голос.
Процесс голосования начинался в день выборов, в девять часов утра, а прекращался в девять часов вечера. На избирательных участках допускалось лишь нахождение членов избирательной комиссии и избирателей. Проголосовать можно было за любое число кандидатов, не превышающее количество выборщиков, подлежащих избранию на конкретном избирательном участке [8, л.
Например, избиратель Тверского участка имел возможность проголосовать не более чем за десять кандидатов, а избиратели городского участка, наименьшего по численности населения и выборщиков, могли проголосовать не более чем за трех кандидатов. Голоса, поданные сверх квоты, отсеивались и не учитывались при подсчете. Таким образом, несмотря на формальное равенство голосов избирателей по принципу «один избиратель — один голос», ввиду неравномерного распределения избирательных участков по численности населения и выборщиков, возникала ситуация неравенства голосов среди жителей, имевших избирательные права.
Законодательство устанавливало жесткие требования к форме записок, они не должны были содержать отметок, исправлений, подчисток. Согласно инструкции, составленной делопроизводителями Особого по городским делам присутствия, требование ст. В Москве действовал иной формат избирательных записок, что подтверждается ходатайством московского городского головы Н.
Гучкова на имя министра внутренних дел и председателя Совета министров Российской империи П. Столыпина от 18 декабря 1906 г. Согласно документу, при первых выборах в Государственную думу подсчет голосов производился счетными картами, в этой связи избирательные записки были упрощенными, без разделения на отрывные талоны.
Такой формат записок не противоречил инструкции Министерства внутренних дел [8, л. В результате можно сделать вывод о том, что порядок оформления документов при подготовке и проведении голосования допускал региональную специфику, что свидетельствовало об отсутствии общегосударственного формата документа. На наш взгляд, такая ситуация могла быть вызвана становлением избирательной системы Российской империи и отсутствием единого порядка и установленного образца избирательного делопроизводства.
Избрание выборщиков в Московское городское избирательное собрание происходило с 9:00 до 21:00 часа 28 января 1907 г. Избирательные участки представляли собой разветвленную сеть по всему городу, это позволяло обеспечить комфортное голосование в Москве. Возглавили избирательные участки авторитетные жители города, например во главе Арбатского избирательного участка был заслуженный врач М.
Зернов, Хамовнического — известный педагог А. Алферов, Лефортовского — лидер «Союза 17 октября» А. Избирателям, своевременно не получившим именных объявлений и бланков избирательных записок или же утратившим их, документы вручались при входе на участок по представлении одного из удостоверений личности [1, с.
В ходе проведения кампании по избранию Городского собрания семнадцать избирателей не получили именные объявления и избирательные бланки для голосования [8, л.
Жириновский, A. Макашов, Н.
Рыжков и А. Ельцин, подучивший в ходе выборов большинство голосов избирателей. Подводя итоги, необходимо отметить, что по своей сути выборы при советской власти до конца 80-х годов являлись механизмом сохранения и поддержания монополии коммунистической партии на власть в государстве, несмотря на постепенную демократизацию государственной и общественной жизни, расширение круга представителей народа, привлекаемого для управления делами государства.
В конце 80-х — начале 90-х годов с ликвидацией монополии коммунистической партии на власть советская избирательная система претерпела коренную реорганизацию. В Российской Федерации открылись перспективы для свободного участия в выборах представителей других политических партий и движений, а также всех граждан, независимо от их политической принадлежности и политических взглядов. Именно в этот период на конституционном уровне был заложен ряд основ и принципов, которые в будущем были востребованы и закреплены в российской избирательной системе постсоветского периода: свободное выдвижение и обсуждение кандидатур, проведение предвыборной агитации, включение в избирательный бюллетень неограниченного количества кандидатов, проведение выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам, гласность и открытость подведения итогов голосования и другие.
Становление современной избирательной системы в Российской Федерации. Избирательная кампания 1993 года началась в драматический период истории страны, когда была поставлена под сомнение стабильность общества и государства. К тому же выборы были совмещены с всенародным голосованием по проекту новой российской Конституции, представленному Президентом Российской Федерации.
Уникальность ситуации заключалась и в том, что основы новой российской государственности, система избирательных комиссий, их полномочия, правовая база первых многопартийных выборов создавались, что называется, «на марше». Как показала практика, именно всенародное голосование и выборы стали главным консолидирующим фактором общественной жизни. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации.
Вынесение на всенародное голосование проекта новой Конституции, одобренного Конституционным совещанием, осуществлялось на основе Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», в котором определялись условия и порядок проведения всенародного голосования. В бюллетень для голосования, согласно Указу, включалась формулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации? В Указе Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование» устанавливалось, что текст проекта Конституции, выносимый на всенародное голосование, передается 9 ноября 1993 года Президентом для официального опубликования в «Российской газете» и в газете «Российские вести», в ИТАР, а также для издания массовым тиражом издательством «Юридическая литература».
В Указе устанавливалось также, что после принятия Конституции всенародным голосованием Центральная избирательная комиссия направляет ее текст для официального опубликования одновременно с результатом голосования. Своими указами Президент Российской Федерации сформировал Центральную избирательную комиссию, утвердил Положение о Комиссии, в соответствии с которым она была призвана обеспечивать возможность свободного волеизъявления граждан, единообразное применение законодательства, решать иные вопросы, входящие в ее компетенцию, определил местопребывание Комиссии. В Положении о всенародном голосовании по проекту Конституции определялись условия и порядок определения результатов всенародного голосования.
Так, согласно Положению Центральная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех окружных избирательных комиссий должна была произвести подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования по проекту Конституции, и принять одно из следующих решений: признать Конституцию принятой, если за это проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, либо признать всенародное голосование недействительным, если допущенные при его проведении нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, либо несостоявшимся, если в нем приняло участие менее 50 процентов зарегистрированных избирателей. На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах голосования по проекту Конституции Центральная избирательная комиссия признала Конституцию принятой всенародным голосованием, отметив при этом, что в Комиссию не поступило жалоб и заявлений, ставящих под сомнение результаты всенародного голосования. Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы и Совета Федерации проводилась соответственно в течение 73 и 62 дней в связи с принятием положений о выборах в разные сроки.
Указом Президента от 1 октября 1993 года «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» было утверждено Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Указы Президента вводили мажоритарно-пропорциональную смешанную избирательную систему при выборах 450 депутатов Государственной Думы и мажоритарную избирательную систему относительного большинства при выборах 178 депутатов Совета Федерации. Применение пропорциональной избирательной системы позволило сделать первые шаги на пути достижения относительного соответствия между количеством голосов, набранных той или иной партией, и количеством депутатских мандатов, полученных ею в Государственной Думе.
В рамках смешанной избирательной системы, основанной на принципе многопартийности, 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам и еще 225 — по общефедеральному избирательному округу по спискам кандидатов от избирательных объединений. В соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы результаты голосования по 225 одномандатным избирательным округам определялись по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства избранным считался депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой другой отдельно взятый кандидат ; при этом другая половина — 225 депутатов — избиралась по общефедеральному избирательному округу на основе системы пропорционального представительства, в рамках которой избиратель голосует за список кандидатов, представленный тем или иным избирательным объединением; в списках указывались фамилии конкретных кандидатов, а депутатские мандаты распределялись пропорционально числу полученных избирательными объединениями голосов при условии первоначального получения 5 и более процентов голосов избирателей общефедерального избирательного округа. Выборы 178 депутатов Совета Федерации проводились по двухмандатным избирательным округам, образованным на территории всех субъектов Российской Федерации, по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства позднее, в 1996 году, система формирования Совета Федерации была изменена.
В соответствии с положениями о выборах Центральная избирательная комиссия образовала 225 одномандатных избирательных округов по выборам в Государственную Думу один округ — один депутат и 89 двухмандатных избирательных округов по выборам в Совет Федерации один округ — два депутата. Средняя норма представительства избирателей в Государственной Думе — один депутат от 478 тысяч избирателей — была определена Комиссией путем деления общего списочного количества избирателей Российской Федерации 107 602 000 человек по состоянию на 25 апреля 1993 года — дату проведения предыдущего всероссийского референдума на полное число 225 одномандатных избирательных округов. При утверждении схемы образования одномандатных избирательных округов Комиссия основывалась на требованиях Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, в соответствии с которыми на территории субъекта Российской Федерации должно было быть не менее одного избирательного округа, обеспечено равенство округов по числу избирателей в пределах территории одного субъекта Российской Федерации с допускаемым взаимным отклонением не более 15 процентов.
Было образовано свыше 94 тысяч избирательных участков. Для регистрации списков кандидатов, представленных избирательными объединениями, надо было собрать в их поддержку в подписных листах не менее 100 тысяч подписей избирателей, причем из того числа не более 15 процентов должно было приходиться на один субъект Российской федерации — такие количественно-пространственные рамки сбора подписей избирателей были необходимы для выявления реального общефедерального характера избирательных объединений и подтверждения факта их поддержки избирателями по меньшей мере семи субъектов Российской Федерации. Из 35 избирательных объединений, заявивших о выдвижении своих общефедеральных списков кандидатов, только 13 смогли представить в Центральную избирательную комиссию отвечающие требованиям Положения о выборах подписные листы с подписями избирателей.
Всего по общефедеральным спискам было зарегистрировано 1756 кандидатов. В целом же активное начало избирательной кампании опровергло утверждение скептиков о невозможности проведения в России выборов по пропорциональной избирательной системе; избиратели в дальнейшем быстро разобрались в ее особенностях и сумели отразить свою позицию при выборе депутатов по партийным спискам в день голосования. По итогам регистрации кандидатов списков кандидатов соответствующие избирательные комиссии утвердили текст избирательного бюллетеня и обеспечили их доставку на избирательные участки.
Впервые в российской избирательной практике осуществлялось финансирование избирательных объединений, зарегистрировавших в установленном порядке свои списки кандидатов, а также кандидатов в депутаты со стороны Центральной и окружных избирательных комиссий; при этом избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе были образовывать свои избирательные фонды. Среди наиболее характерных черт избирательной компании следует отметить ее открытость. Развитию процесса открытости и гласности способствовали более 700 журналистов из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья, аккредитованных при Центральной избирательной комиссии.
За время выборов Комиссия провела многочисленные пресс-конференции, обеспечила подготовку и рассылку по всей стране более 20 различных изданий общим объемом в 65 печатных листов и тиражом около 4 млн. В соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации в 1993 году в 86 двухмандатных избирательных округах был избран 171 депутат, из которых почти 84 процента заявили, что они беспартийные только Коммунистическая партия Российской Федерации и избирательное объединение «Выбор России» располагали соответственно 11 и 6 депутатскими мандатами, остальные партии и движения были представлены не более чем одним депутатом. На основании протокола Центральной избирательной комиссии о результатах выборов по общефедеральному избирательному округу от 25 декабря 1993 года, протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия 25 декабря 1993 года приняла постановление «Об установлении общих итогов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в котором признала состоявшиеся выборы действительными и установила, что в результате голосования избрано 444 депутата Государственной Думы, в том числе 225 — по общефедеральному избирательному округу и 219 — по одномандатным избирательным округам на территории Республики Татарстан в 5 округах выборы не состоялись, поскольку общее число действительных бюллетеней составило менее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей или выборы не проводились ввиду того, что был зарегистрирован только один кандидат; также не проводились выборы в одном из округов Чеченской Республики.
В ходе проведения всенародного голосования по проекту Конституции и выборов был накоплен опыт правового регулирования избирательной системы и отдельных ее институтов. По завершении избирательной кампании Центральной избирательной комиссии совместно с Министерством юстиции было поручено, во исполнение положений Конституции Российской Федерации, разработать проекты федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации. Тем самым были обозначены основные направления развития и совершенствования избирательного законодательства, избирательной системы, становления многопартийности парламентского типа, системы и статуса избирательных комиссий как независимых коллегиальных органов, призванных обеспечивать реализацию конституционных избирательных прав граждан России.
Развитие федерального и регионального законодательства о выборах и референдумах. Процесс становления новой избирательной системы России неразрывно связан с развитием и совершенствованием законодательства о выборах. Избирательные законы устанавливали правовую модель выборов, в соответствии с которой развивалась практика формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Прежде всего, в этом процессе отражалось соотношение конституционных норм, регламентирующих выборы, и норм текущего избирательного законодательства. В новой Конституции Российской Федерации в отличие от ранее действовавшей отсутствует специальная глава «Избирательная система», кроме того, она содержит сравнительно небольшое количество положений, посвященных регулированию выборов. Назовем основные из них.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Статья 32 закрепляет право граждан Российской федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Принципы избирательного права в Конституции Российской Федерации определены только применительно к выборам Президента Российской Федерации: пунктом 1 статьи 81 установлено, что Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В связи с лаконичностью конституционного регулирования принципов избирательного права и иных вопросов, касающихся проведения выборов в Российской Федерации, федеральному законодателю пришлось позаботиться о построении новой системы российского избирательного законодательства. Был избран путь ограниченной, целевой систематизации избирательного законодательства, который и был реализован при разработке и принятии Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», в котором были определены принципы избирательного права, общие для всех выборов в Российской Федерации, и установлены гарантии реализации этих прав гражданами. Этот Федеральный закон соответствовал конституционному принципу федерализма, так как опирался на разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, закрепленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к ведению Российской Федерации пункт «в» статьи 71.
Впоследствии все федеральные законы о выборах разрабатывались и принимались в соответствии с данным Федеральным законом. Следует отметить, что необходимость федерального законодательного регулирования основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации была выявлена практикой проведения выборов в законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, развернувшихся после декабря 1993 года. Наряду с позитивными сдвигами в практике проведения выборов в законодательные представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в 1993 — 1994 годах, имели место и отрицательные явления, главное из которых — недостаточная гарантированность избирательных прав граждан Российской Федерации.
Регулирование избирательных прав граждан в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» носило рамочный характер. В отличие от всех ранее известных российских избирательных законов, он не регулировал исчерпывающим образом процедуру выборов в определенный орган государственной власти или местного самоуправления. Только по этому Федеральному закону невозможно было проводить выборы, если отсутствовал Федеральный закон, закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, подробным образом регулирующий все вопросы избирательной системы, избирательного процесса, возникающие на данных выборах.
Однако рамочный характер федерального закона, его обращенность к законодателю ни в коей мере не снижали его значения как акта прямого действия. Он содержал правовой механизм защиты избирательных прав граждан, нарушения которых могли быть обжалованы в суд или избирательную комиссию. В федеральных законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» указано, что данные выборы, наряду с другими федеральными законами, проводятся в соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации».
В принятом 21 июня 1995 года Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» коррекция избирательной системы, связана с порядком формирования состава федерального списка кандидатов. Согласно статьи 23 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году избирательные объединения, определяя порядок размещения кандидатов в списке, были вправе разбить его полностью или частично на региональные группы кандидатов. В соответствии же со статьей 37 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательное объединение, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в списке, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов по субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской федерации , при этом в части списка, включающей кандидатов, не входящих в региональные группы, может быть не более 12 кандидатов.
Это нововведение позволило в определенной мере стимулировать активность избирательных объединений и блоков на региональном уровне и в то же время уменьшить завышенное представительство столичных политических групп в общероссийском представительном органе. Принятые на основе Конституции Российской Федерации федеральные законы позволили создать прочную правовую базу для проведения двух важнейших избирательных кампаний 1995 — 1996 годов: выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва 17 декабря 1995 года и выборов Президента Российской Федерации 16 июня и 3 июля 1996 года. Выборы депутатов Государственной Думы второго созыва.
В 1995 году впервые в практике проведения выборов в Российской Федерации схема избирательных округов была утверждена федеральным законом. В 1993 году схему избирательных округов утверждала Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. По состоянию на 1 июня 1995 года, на территории России было зарегистрировано 104 979 098 избирателей.
По данным Министерства иностранных дел Российской Федерации, на территории иностранных государств на 1 июня 1995 года проживало 380 534 гражданина Российской Федерации, которые имели право голоса. Одной из особенностей избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы второго созыва явилось создание единой системы избирательных округов. Были сформированы на равноправной основе органами законодательной представительной и исполнительной власти 89 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, 225 окружных, 2700 территориальных и 93 тысячи участковых избирательных комиссий.
Они обеспечили подготовку и проведение выборов в соответствии с установленными законом процедурами, гласно и открыто. Процедура выдвижения кандидатов в депутаты избирательными объединениями, избирательными блоками в 1995 году была более строгой, чем по Положению о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году. Решения о выдвижении кандидатов по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам принимались на съездах конференциях избирательных объединений и обязательно тайным голосованием.
Как уже было сказано выше, избирательное объединение, выдвигая кандидатов в депутаты по федеральному избирательному округу, обязано было разделить список кандидатов полностью или частично на региональные группы кандидатов по субъектам Российской Федерации или по группам субъектов Российской Федерации. Это делалось для того, чтобы приблизить кандидатов к избирателям, увеличить количество кандидатов из регионов. В поддержку федерального списка, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, нужно было в определенный срок собрать 200 тысяч подписей избирателей.
При этом на один субъект Российской Федерации должно было приходиться не более 7 процентов от общего числа подписей. В 1993 году это соотношение выглядело следующим образом: 100 тысяч и 15 процентов подписей. На выборах 1995 года значительно возросла активность общероссийских объединений.
Из 111 общественных объединений, воспользовавшихся своим правом выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной Думы, 40 участвовали как самостоятельные избирательные объединения, а 71 — в составе 29 избирательных блоков. В списки кандидатов было включено 5672 человека. После проверки окружными избирательными комиссии подписных листов и других документов, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам было зарегистрировано 2688 кандидатов.
Что касается общих итогов выборов, из 43 избирательных объединений и блоков только 4 преодолели пятипроцентный барьер, тогда как в 1993 году из 13 объединений прошло 8. Следует также отметить, что 26 избирательных объединений и блоков не набрали даже одного процента голосов избирателей. В 1993 году таких избирательных объединений оказалось всего два.
Впервые в практике проведения российской избирательной кампании в 1995 году были опробованы элементы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Опытное использование элементов системы показало высокую эффективность применения компьютерных технологий, в частности, в избирательных процессах. В период проведения в декабре 1995 года выборов депутатов Государственной Думы получил законодательное оформление институт иностранных международных наблюдателей за ходом избирательной копании и новое правовое наполнение — институт «отечественных» наблюдателей от кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков и иных общественных объединений и организаций, впервые введенный на федеральных выборах в 1993 году.
По оценкам российских и международных наблюдателей выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва прошли в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации. Выборы Президента Российской Федерации. Дата вторых выборов Президента страны была назначена Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 1995 года, то есть за 7 месяцев до их проведения.
Этот закон предоставил право выдвижения кандидатов на должность Президента как непосредственно избирателям, так и избирательным объединениям, созданным в порядке, установленном федеральными законами. В поддержку кандидата на должность Президента надо было собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно было приходиться не более семи процентов от требуемого числа подписей. Таким образом, общее число подписей избирателей собиралось не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации.
На должность Президента Российской Федерации было выдвинуто 78 кандидатов. В результате проверки подписных листов и других представленных документов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было зарегистрировано 11 кандидатов на должность Президента Российской Федерации: В. Власов, М.
Жириновский, Г. Зюганов, А. Лебедь, А.
Тулеев, С. Федоров, М. Шаккум, Г.
В выборах Президента РФ 16 июня 1996 года из 108 495 023 избирателей, внесенных в списки избирателей, приняли участие 75 744 553 избирателя, или 69,81 процента. При повторном голосовании 3 июля активность избирателей снизилась незначительно — в выборах приняли участие 74 800 449 избирателей, или 68,88 процента. Эти цифры свидетельствовали о повышении активности избирателей по сравнению с предыдущими выборами 1993 года, где приняло участие 54,81 процента избирателей.
В соответствии с Законом на 3 июля было назначено повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Ими стали Б. Ельцин и Г.
Предвыборная борьба Предвыборная ситуация характеризовалась усилением противостояния провластных и оппозиционных политических сил. Партиям, зарегистрировавшим федеральные списки, было предоставлено бесплатное эфирное время на телеканалах «Россия 1», «Россия 24», «ТВ Центр» и ОТР, а также на радиостанциях «Радио России», «Маяк» и «Вести FM» и бесплатные печатные площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях. По одному представителю партии «Родина», «Партии Роста» и «Гражданской платформы» прошли в Государственную думу в одномандатных округах. Результаты выборов в Государственную Думу 2021 г.
ЦИК РФ: "Единая Россия" получит 238 мест в ГД шестого созыва
Фотографии из репортажа РИА Новости 04.12.2011: Выборы депутатов Государственной Думы РФ шестого созыва в Москве | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». На кону 450 мест в Государственной Думе 9-го созыва, нижней палате Федерального собрания. На кону 450 мест в Государственной Думе 9-го созыва, нижней палате Федерального собрания. Итоги выборов президента РФ показали, что шансы попасть в Госдуму в 2026 году у сегодняшней парламентской оппозиции сильно снизились по сравнению с 2021 годом. Коалиция в ревдинской думе из депутатов от партии «Справедливая Россия — За правду» и КПРФ потеряла еще одного бойца — коммуниста Александра Бушуева.
1. В 1996—1999 гг. В стране продолжились процессы демократизации.
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- 30 лет назад ЛДПР выиграла выборы в Госдуму
- PenzaNews - Новости Пенза
- Дмитрий Савельев стал победителем на выборах депутатов Госдумы в 136-м округе
В России проходит первый день выборов в Государственную думу восьмого созыва. Главное
Избирком Хабаровского края утвердил результаты выборов в Государственную думу VIII созыва по избирательным округам №69 и №70, сообщает корреспондент. В России начались трехдневные выборы в Государственную думу восьмого созыва. На прошлых выборах государственное финансирование получили только четыре партии, которые набрали больше 5% и прошли в Госдуму, за остальных проголосовало меньше 3%. Коалиция в ревдинской думе из депутатов от партии «Справедливая Россия — За правду» и КПРФ потеряла еще одного бойца — коммуниста Александра Бушуева.
«Явка лучше, чем в прошлую кампанию»: в ЦИК назвали состоявшимися выборы в Госдуму
В этих выборах участвуют 2020 кандидатов-одномандатников, т. Чтобы выиграть, одномандатнику достаточно победить оппонента, набрав простое большинство голосов. Политика Еще 225 кресел на Охотном Ряду распределят среди депутатов, избранных по партийным спискам, — таких 3828 человек, таким образом, конкуренция составляет 17 человек на место. На выборах есть и другие бонусы, помимо самой победы. На прохождение в Госдуму и госфинансирование в 2021 г. У всех этих партий были фракции в Госдуме или региональных законодательных собраниях, и поэтому они выдвинули кандидатов без сбора подписей. Указ о назначении выборов президент Владимир Путин подписал 17 июня.
Политолог Алексей Макаркин также склонен полагать, что спешить с выводами о том, что новый созыв нижней палаты парламента окажется транзитным, не стоит. Еще по теме Эксперты объяснили, кто и как планирует дискредитировать предстоящие выборы в Госдуму «Когда и с чем будет это связано, мы узнаем не в этом и, возможно, не в следующем году. Вдруг в 2024 году президент скажет, что идет на новый срок. Ему никто не может это запретить», — рассказал Макаркин. В отличие от Журавлева, он склонен полагать, что решение Владимира Путина не будет зависеть от элит, а сами депутаты узнают о нем не раньше остальных граждан: «В соответствии с российской конституцией, Владимир Путин имеет право находиться на своем посту до 2036 года. Так что вопрос о транзите будет условен. В связи с обнулением интрига будет сохраняться до самого конца», — рассказал Макаркин. По мнению эксперта, необходимость в «обнулении» президентских сроков возникла в значительной степени для того, чтобы президент имел возможность принять решение об уходе в последний момент и элиты не успели «диверсифицироваться», ставить на преемников, вести самостоятельную игру, дистанцироваться от уходящего президента. Если мы вспомним Медведева, то до самого конца парламентских выборов выдвигалась идея с национальным лидером, продлением полномочий, со снятием ограничения в два срока, а то, что преемником станет [Дмитрий] Медведев, было объявлено после парламентских выборов, то есть в середине декабря», — считает Макаркин.
Никакая нейросеть «Жириновский» не способна заметить основателя партии. И если не появится похожий во всех смыслах новый лидер история со Слуцким оказалась провальной, так как с людьми, считает политолог Чеснаков, надо говорить не через лозунги, а через прагматику — на понятном им языке , вряд ли у партии есть перспективы. Ответ дадут Единые дни голосования 2024 и 2025 годов», — считает Костин. RU ЛДПР предстоит серьезно поработать и «изменить проект», «собрать команду», иначе, как считает политолог Чеснаков, «они не переползут пятипроцентный барьер». А главное — там должен появиться реальный лидер, который сможет «привлекать к себе внимание, быть в центре». Партии «Новые люди» ее кандидат Владислав Даванков стал третьим в президентской кампании по итогу этих выборов придется решать новые для нее задачи. В отдельных регионах Даванков оказался вторым, и это партии важно правильно использовать, чтобы расширить свой прогрессистский электорат. Вместе с тем эксперты подчеркивают, что Даванков и «Новые люди» — это разные бренды, и при подготовке к думской кампании это тоже придется учитывать. Статья по теме Сможет ли в предстоящие 2,5 года вновь выйти на политическую арену Борис Надеждин, которого ЦИК не зарегистрировал на президентских выборах, вопрос открытый. Пока ему не удалось проявиться. Все тоже будет зависеть от двух ближайших ЕДГ. Политологи не исключают, что за оставшееся до парламентских выборов время в России появятся новые игроки. Они-то и попробуют изменить партийный ландшафт.
Впервые в истории голосование в стране будет идти три дня. Выборы депутатов Государственной думы нового, восьмого, созыва стартовали в пятницу рано утром на Дальнем Востоке. Они пройдут в течение трех дней — 17, 18 и 19 сентября. Такое решение приняла Центральная избирательная комиссия ЦИК на основе рекомендаций Роспотребнадзора для снижения рисков заражения коронавирусной инфекцией. Согласно закону о выборах, Госдума избирается путем прямого голосования по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Это означает, что половина депутатского корпуса нижней палаты парламента 225 мандатов будет избрана по одномандатным округам, на которые разделена территория РФ. Другие 225 депутатов будут выбраны путем голосования за политические партии. В этот раз в список участвующих попали 14 партий, который получили следующие места в бюллетенях после жеребьевки: 1.
Кто из профлидеров прошел в Госдуму
По данным Центризбиркома, на выборах в Государственную Думу по различным причинам были признаны недействительными 25,83 тысячи бюллетеней на 107 участках в 35 регионах. По итогам выборов депутатами Государственной Думы восьмого созыва стали представители восьми политических партий и пять самовыдвиженцев. Как сообщил Чуров, количество признанных недействительными бюллетеней на выборах в Госдуму РФ шестого созыва возросло на 160 тысяч по сравнению с предыдущими выборами. Президент Борис Ельцин назначил проведение выборов Государственной думы как нижней палаты нового парламента — Федерального собрания. В преддверии выборов в Госдуму 2021 предлагаю сделать небольшой исторический экскурс, чтоб посмотреть, кто же попадал в Думу в прошлые созывы:Выборы 1993 года. Новости и аналитика Новости Выборы в Госдуму – 2021: итоги.
Расклад уже понятен: как изменится Госдума после выборов
Предварительные итоги выборов в Государственную думу отражают волю российского народа, заявили в Министерстве иностранных дел Китая. В Государственную Думу VIII созыва по итогам выборов, прошедших в России 17-19 сентября, проходят четверо кандидатов, – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность». Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва (1995 год).