Новости семья по удмуртски

Удмуртский язык относится к пермской ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи. Это, с одной стороны, создает благоприятную ситуацию — молодые люди остаются в селе и продолжают говорить в семье по-удмуртски. В Янаульском районе Масленицу по-удмуртски проводили в деревне Новый Варяш Староваряшского сельского поселения. Давно мы с вами не встраивали прогулок по-удмуртски#удмуртия #водяной #вода #лето #врек #рек #язык. Таким образом, традиция «не работать сегодня по удмуртски» не только отражает культурное наследие удмуртов, но и способствует сохранению и преумножению уникальных традиций и обычаев.

Урок 3. Моя семья

Жена со мной обязательно, в качестве самой важной поддержки. Моя семья Мынам семьяе. Отделение Пенсионного фонда России по Удмуртии присоединилось к акции "Говорим по-удмуртски", начав обслуживать посетителей на национальном языке, сообщил Финугор 11 марта со ссылкой на пресс-службу местного ПФР. Язык относится к пермской ветви финно-угорских языков уральской семьи.

«Папины дочки по-удмуртски»: отец-одиночка воспитывает троих дочек

Пространство с творениями мастеров авторского хэнд-мейда. Детская площадка «Шудон корка» «Дом игр для детей» Площадка с мастер-классами и активностями для детей. Эстафеты, игры, фотозоны, анимация на фестивале 10. Ярмарка-продажа пельменных полуфабрикатов Лучшие производители пельменных полуфабрикатов и ингредиентов к ним соберутся в одном месте и представят вам всю линейку своей продукции. Главный розыгрыш «Годового запаса пельменей» ООО «Восточный» - от официального партнера фестиваля Объявление и награждение победителя розыгрыша 13.

Кстати, сейчас в Малопургинском районе таких волонтеров-помощников как Игнат стало больше. В районе этой зимой решили провести социальную акцию «Снегу - бой! Фронт работ у волонтеров, в первую очередь, состоит из расчистки подходов к калиткам, освобождения от снега дворовых площадок и расширения проходов, - рассказывает один из кураторов акции, директор Малопургинского молодежного центра «Каскад» Светлана Токарева. Отмечается, что все заявки на уборку принимаются в Единую диспетчерскую службу, а затем распределяются между волонтерами. Уже удалось привести в порядок около 10 мест.

Я рада. Я счастлива. I am happy. Мон возьдаськисько. Мыным возьыт. Мне стыдно. I feel shame.

Мон кышкасько. Мон курдасько. Мне страшно. Minua pelottaa. Мне стало интересно, как связаны между собой глагольное и именное выражение чувств и эмоциональная динамика людей, говорящих на разных языках. У меня нет ответа на этот вопрос. Но у меня есть лингвистические фантазии на этот счет.

В литературе об эмоциях говорится, что эмоции нельзя контролировать. Когда возникает эмоция, нужно просто подождать, пока первая физическая реакция спадет. С прилагательными и французскими существительными это вполне работает: вот человек впадает в одно состояние приобретает состояние , находится там какое-то время, потом оказывается в другом состоянии отпускает состояние. А что происходит, когда переживающий эмоцию человек — это активный субъект подлежащее , а переживаемое состояние — активное действие глагол-предикат сказуемое? Значит ли это, что чувствующий глаголами человек-субъект активно переживает какое-то состояние? Значит ли это, что хоть удмуртоязычный человек внешне выглядит спокойным, его внутренние переживания динамичны и энергичны? Когда я вижу, как удмурты поют и танцуют, когда смотрю выступления ансамблей «Айкай» и «Эктон корка», иногда мне кажется, что так оно есть.

В творчестве раскрывается внутренняя энергия и динамика человека. Родной язык очень важен для понимания эмоционального поведения, поскольку через родной язык можно проще и быстрее научиться понимать свои эмоции и реакции. Когда коренные народы теряют свои языки, это негативно отражается на благополучии не только говорящих на местных языках жителей, но и всего населения конкретной территории. В завершение хочу сказать: друзья, изучайте языки народов России! Через местные языки вы сможете получать энергию этой земли, которая заключается в знаниях об этой конкретной земле, которая накапливалась благодаря многовековому наблюдению носителей языка. Через местные языка эта земля вам станет намного ближе и понятнее. Через языки народов России вы будете лучше понимать сибирскую тайгу, тундру, Уральские, Алтайские и Кавказские горы, приволжские луга и степи, Карельские леса и озёра.

Удмуртский, или любой другой нерусский язык России, научит вас мыслить по-другому, не по-стандартному. А может, научит и чувствовать по-новому. Здесь мой личный словарь: брусника — удм. Побеги можно есть только тогда, когда они красного цвета. Онлайн словарь удмуртского языка: udmcorpus. Москва , запись на курс Urasinova gmail. В 2021 году открыто 9 площадок.

Насибуллин, С. Максимов, В. Семёнов, Г. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика».

Ушъялэ соосты, семьяды сярысь сюлмаськемзы понна Мадёнъёс 31:10, 28. Соослы коркаос лэсьтоно, бусыосазы ужано но семьязэс сюдоно вал Езд. Мар понна кыл куто семьяослэн йыръёссы?

Ложные друзья переводчика: 20 одинаковых слов в удмуртском и русском языках с разным значением

Разумеется, делать это совершенно не обязательно, но, во-первых, это может быть полезным для материала, а во-вторых, мы любим знакомиться с нашими читателями. Прикрепить файл Отправить сообщение Нажимания на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности Новость отправлена, спасибо!

Национальный костюм удмурта и удмуртки. Национальный костюм удмуртов Пермского края. Народы Пермского края удмурты.

Удмурты Пермского края национальный костюм мужской. Удмуртская семья в национальных костюмах. Удмуртские дети. Удмуртские костюмы для детей. Сенокос рисунок.

Рисунок на тему традиции семьи удмуртов. Удмуртская семья рисунок. Национальные костюмы народов Удмуртии. Удмурты бесермяне внешность. Удмурты Бурановские бабушки.

Кострома Евровидение Бурановские бабушки. Бурановские бабушки фото. Семьи Удмуртии гордость России. Фестиваль семьи Удмуртии-гордость России 2020. Отдел по семье Увинский район.

Традиционный Удмуртский орнамент Удмуртия. Удмуртский национальный костюм костюм удмуртов. Удмурты мужчины. Удмуртский костюм мужчины. Удмуртская свадьба.

Традиционная Удмуртская свадьба. Свадьба удмуртов. Удмуртский свадебный наряд. Карамас-Пельга Удмуртия. Удмуртская изба Карамас-Пельга.

Обряд невесты в Удмуртской свадьбе. Деревня Карамас-Пельга. Удмуртский язык. Удмуртские слова. Изучение удмуртского языка.

Удмуртский язык учить. Удмуртские Наряды для детей. Удмурты национальный костюм. Удмуртский национальный костюм бесермяне. Бесермяне Уральские народы.

Удмуртия бесермяне национальные костюмы. Удмурты финно-угорский народ. Уральские удмурты. Народы Урала удмурты. Удмуртия Национальность удмурты.

Удмуртская семья фото. Путешествие семьей по Удмуртии. Удмуртские обряды. Удмуртские Свадебные традиции. Свадебные обряды удмуртов.

Свадебные обряды удмуртов Прикамья. Удмуртский свадебный обряд. Удмурты малая народность. Община семья. Конкурс семейных пар.

Год семьи в Удмуртии 2024. Финно-угорские удмурты.

Слово «пыль» в удмуртском языке означает «слон».

Фото: Мария Дмитриева Гуртоос бусы ужъёслы дасясько — Жители деревни готовятся к полевым работам Кулон Если вы считаете, что речь идет об аксессуаре, то ошибаетесь. Уж зарнилэсь но дуно — Работа дороже золота Дарт У любителей вселенной «Звездных войн» своя ассоциация с этим словом. Дарт в космической опере — это титул, который присваивается некоторым лордам ситхов и чаще всего ассоциируется с темными силами.

Удмуртское слово «дарт», напротив, вызывает яркие эмоции. Оно означает «задор, азарт, воодушевление». Фото: Мария Дмитриева Дарт мылкыдын возьмасько шутэтскон нуналъёсты — С воодушевлением жду выходных Пи Как бы сильно люди ни любили математику, слово «пи» никак не относится к математической постоянной и означает в удмуртском языке — «сын, мальчик, парень».

Бускель пи арганэн умой шудэ — Соседский мальчик хорошо играет на гармошке Фото: Мария Дмитриева Карт «Карт» для удмуртских девушек — это не простейший гоночный автомобиль без кузова, а любимый муж. А важнее для девушек не машина, а тот, кто за рулем.

Его предприятие взяло в лизинг сто городских ЛИАЗов, но конкурс проиграло. И тогда автобусы Уразова двинулись в Ростовскую область, город Шахты. Они выиграли там конкурс и стали просить большие дотации. Бюджет этого не потянул и в результате с ними расторгли договор. Хотя вся эта информация — на уровне слухов. Автобусы, скорее всего, находятся в собственности лизинговой компании, а Уразов намеревается пойти по прежней схеме, взять автобусы в лизинг и вывести их на маршруты в Смоленске. Причем, в конкурсах ему участвовать не придется так как муниципальному предприятию этого не требуется, это норма закона. В итоге они оповестят всех частных перевозчиков, что с ними расторгается договор, и скажут им «до свидания, спасибо за работу».

Может это и не плохо, что у нас по городу будут ходить новые автобусы? Конечно, если по городу будет ездить сто ЛИАЗов, современных, низкопольных, красного цвета, это хорошо. Кроме одного: где взять деньги на их содержание при нашем нищем, как нам говорят, областном бюджете, и таком же городском? Если только в прошлом году Автоколонне 1308 было выделено 120 млн на компенсацию убытков? Это разница между ценой билета 12 рублей и себестоимостью поездки в 20, которую им доплатили из городского бюджета. Представьте, во сколько городу и области выльется вся эта реорганизация! Ну ведь частники выживают при такой цене за проезд! Я вам могу целую лекцию прочитать на тему того, как они выживают. И это все не есть хорошо. Я думаю, наступит момент, когда они будут вынуждены прийти в администрацию области со своими расчетами и протянутой рукой, и будут просить поднять стоимость поездки.

В противном случае, им придется закрыть свои предприятия. Поймите, даже в самых развитых странах мира общественный транспорт никогда не бывает прибыльным. Это транспорт, который должен быть доступен любому пассажиру. Для того чтобы Автоколонна 1308 приносила прибыль, стоимость поездки должна составлять 50 рублей.

«Осенние» слова на удмуртском языке: тури, палэзьпу

Можно сказать, что русские заимствования больше встречаются в северных диалектах удмуртского, а татарские — в южных диалектах, однако направлений заимствования несколько и за много веков происходили смешения в результате миграций групп населения и изменения политической ситуации. Начиная с XIX века идет процесс создания системы образования для удмуртов и обучения их русскому языку, который продолжается и после революции. С 1930-х годов XX века проводится политика русификации образования, которая, в числе прочих причин, способствует распространению билингвизма. Результатом постоянного русского влияния и билингвизма большинства удмуртов во второй половине XX века явилось огромное количество заимствований, как в области лексики, так и в области грамматики. Кроме русского, удмуртский язык более девяти веков находится в контакте с тюркскими языками Поволжья — в большей степени, татарским, в меньшей степени — башкирским и чувашским. Наконец, удмуртский язык испытает контактное влияние со стороны марийского языка, в частности, в Мари-Турекском районе Республики Марий Эл с.

Карлыган и близлежащая местность , в Свердловской и Кировской областях. В настоящее время удмурты, проживающие в Удмуртской Республике и на северо-востоке, являются билингвами владеют русским и удмуртским или владеют только русским языком. Немалое количество удмуртов, живущих в Башкортостане и Татарстане, с рождения владеют тремя или даже четырьмя языками — кроме удмуртского и русского, татарским и башкирским напр. Некоторые удмурты, находящиеся в контакте с марийцами, владеют также марийским языком. Еще в конце XX веке были многочисленны случаи, когда не-носители удмуртского языка, попадающие в удмуртоязычную среду чаще всего в результате смешанных браков , выучивали язык.

В населенных пунктах с преобладанием удмуртского языка дети из иноязычных семей русских, татарских и др. Сейчас это в целом происходит намного реже; по большей части, молодые люди в смешанных семьях переходят на русский. Ситуацию с удмуртским языком на протяжении XX века в целом можно охарактеризовать как постепенное уменьшение сфер употребления удмуртского языка и переход основной массы удмуртоговорящих на русский язык. Данный процесс является результатом нескольких факторов, в частности, урбанизации и индустриализации, политики СССР в отношении республиканского образования, а также потери традиционной религии удмуртов. К началу XX века удмуртское население было рассеяно на полиэтничной территории, заселенной русскими, татарами, башкирами, марийцами.

Традиционные занятия удмуртов — земледелие, скотоводство, ремёсла рубка леса, изготовление тканей, вязание, вышивка. Как в быту, так и в ходе традиционных занятий, в основном, используется родной язык. В целях интеграции удмуртов в Российское государство и христианизации населения первые школы ставят задачу изучения русского языка, а родной язык используется в качестве инструмента преподавания. На рубеже веков разворачивается деятельность первых педагогов, ученых и литераторов, и формируется литературный язык. После революции в связи с задачей просвещения малочисленных народов и вовлечения их в социалистическую идеологию активно создаются школы, где преподавание по возможности ведется на удмуртском языке; русский язык является предметом изучения.

В 1920-е гг. Издаются учебники и словари для удмуртской школы; идет процесс обучения удмуртских учителей. Параллельно с расширением числа национальных школ открываются педагогические техникумы и срочные курсы для преподавателей. Результатом активной работы явилось повышение грамотности удмуртов и освоение русского языка: к концу 1920-х гг. Однако в 1930-е гг.

Одновременно в ходе процессов индустриализации и урбанизации в 1930-е гг. В годы Великой Отечественной войны сокращается число преподавателей в школах и педучилищах; в результате многие национальные школы переходят на русский язык или сливаются с русскими школами. К 1950 году в Удмуртии не остается не одной удмуртской средней школы. Оценка работы школ показывает низкое качество образования в удмуртских школах; причину многие видят в плохом знании русского языка. В 1958 году на республиканском совещании принимается решение о переходе всех школ на русский язык.

Нашли ошибку? Разумеется, делать это совершенно не обязательно, но, во-первых, это может быть полезным для материала, а во-вторых, мы любим знакомиться с нашими читателями. Прикрепить файл Отправить сообщение Нажимания на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности Новость отправлена, спасибо!

Как пояснил активист молодежной организации «Шунды» Павел Вахрушев, занимающийся распространением наклеек в организациях, все учреждения, в которых предлагается проведение акции, воспринимают ее очень позитивно. Поэтому, география распространения акционных наклеек «здесь говорят на удмуртском» растет и ширится. Специальные значки появятся и в других организациях и учреждениях Шарканского района.

Затем, проект пройдет по городам и районам республики.

Интересно при этом вспомнить электродинамику, возможно, что электрическое поле, вернее, канал электромагнитной связи - торсионные поля имеют очертания седла. Можно также отметить: академию ак - старший, адями - люди - собрание старейшин и лабораторию лабыр - бурлить, клокотать, место, где все бурлит - химики. А слово "электричество" - элег - горячий, нервный, вспыльчивый, ".. Скорее всего это треск при электрическом разряде. К электричеству также можно применить и "бур" - правый. Кто читал про "правило буравчика", тот знает, что он "правый". Может и само слово "п-р-авый" содержит в себе "бур". Элемент - element - эль - по-удм.

Элемент - нечто отделенное, похожее на точку. Есть еще и слово - табло: tableau из французского. Эти слова однозначно выводятся от лоп - лап - широкий, низменный сравни - Лапландия и с оттенком мерцания, взмахивания - лопшо - мешковатый, лоптыр - широкий, лопыръяськыны - взмахивать, колебаться. Слово "лось" выводиться из слова лосман - то есть лох-матый! Сверх края. Явный перелив! Ко:рыш - это сосед, в русск. Колдун - кол - круг, дуннэ - вселенная Юг - от удм. Но страх-ужас-неприятность ко:ш - присутствует.

И еще "Кыш! Эти старые поверья до сих пор приняты в православии, женщина должна быть в платке, чтобы отогнать нечто неприятное. Она находчива и спряталась от гнева богов. Ар-лыд - считать, ар - год, лыд - читать в англ. В русском языке: чит - чёт - чи-сло тоже связано со счетом. Она состоит из семи ярких цветов, названия которых уже должны быть известны ребенку на русском языке. Поэтому, когда ваш малыш сможет назвать все цвета радуги в правильном порядке без ошибок, то можно заменить русские названия цветов на удм. Для наглядности лучше использовать изображение радуги или нарисовать ее самостоятельно. Сыграйте с ребенком в игру-запутывалку: возьмите цветные карточки и, показывая их малышу, называйте неправильный цвет.

Он же, в свою очередь, должен исправить вас и сказать правильный цвет по-английски. Поверьте, ребенку доставит удовольствие исправлять вас и «выигрывать» в этой игре. Узнать больше Еще один вариант игры на внимательность — это взять уже хорошо известные ребенку карточки, попросить его закрыть глаза, убрать один из цветов и попросить его назвать цвет, которого не хватает. Также, в изучении цветов на удм. Как правило, все детские мультики — яркие и красочные. Главные и второстепенные персонажи имеют свои отличительные цвета, и вот их-то как раз и нужно попросить назвать ребенка во время очередного просмотра. Есть множество способов сделать увлекательным удм. Как видите, не так уж и сложен удм. Часто цвета нужны нам, чтобы описать чью-то внешность.

Начните с себя и ребенка. Назовите свой цвет глаз Мынам вож синъёсы — У меня зеленые глаза и попросите ребенка сказать, какого цвета его глаза Нош тынад ко:ч:э буёло синъёсыд? Шедьто-а меда ас шудме Кыдёкысь тодмотэм музъемысь. Бадяр ваез чигем но соин пересь кышномуртлы боды лэсьтэм. Нош песянай солы шуд доры нуись сюрес возьматэм. Соос монэ виыны туртто. Но пияш сое вормем. Лудкеч утисезлы тау карем но сюрес возьматэм. Кескентэк кылэм кинлэсь ке но куаразэ.

Секыт мыным! Пияш мыкырскем но сяськаез маяллям, соку ик пияш азе чебер ныл кылдэм. Нылмурт но сое яратэм. В одной маленькой удмуртской деревне жил старик. Был у него сын по имени Андрей. Чувствуя приближение смерти, позвал старик его к себе и сказал: — Если хочешь быть счастливым, сынок, старайся всем помогать. Хорошее людьми не забывается. И больше ничего не сказал, а через несколько дней умер. Андрей погоревал, погоревал, собрался в дорогу и пошёл по свету счастье искать.

Идёт он вдоль реки и песенку поёт: Красивы родные места, Может, счастье найду себе Услышала его песню старушка. Что с тобой такое случилось? Вот пошёл своё счастье искать. Сделай-ка доброе дело, смастери мне клюку. Видишь, ходить без поддержки трудно. Вспомнил Андрей отцовские слова: «. Отломил он кленовую ветку и сделал из неё старушке клюку. А та за это показала ему дорогу, которая к счастью приведёт. Пошагал Андрей вперёд.

Идёт, идёт, вдруг слышит страшный крик. Смотрит: Заяц на двух лапах стоит. Печатлан версия Википедиысь материал В настоящее время удмурты используют в основном русские христианские имена, переиначивая их произношение на свой манер. Ударение при этом практически всегда ставится на последний слог, вне зависимости от того, где оно стояло в оригинале. Любить по-удмуртски Любить по-удмуртски Два уральских субъекта РФ вошли в первую десятку российских регионов с наивысшим «Индексом любви» осень 2016 года. По сравнению с весенними измерениями Удмуртия совершила настоящий прорыв, поднявшись сразу на 30 позиций. Исследование регулярно проводит московская компания Brand Analytics, рассчитывая отношение количества сообщений пользователей социальных сетей о любви к количеству сообщений о ненависти. Удмуртский язык можно часто услышать на улице, в магазине и в транспорте; дети и молодежь, в основном, знают удмуртский и говорят по-удмуртски в семье. Однако между собой они довольно часто говорят по-русски.

Детский сад работает на двух языках, и воспитатели стараются говорить на том же языке, что и ребенок. Школьники ходят в школу в д. Среднее Кечёво, где находится две школы, общеобразовательная и коррекционная. В общеобразовательной школе преподается удмуртский; между собой дети общаются и на удмуртском, и на русском. Таким образом, ситуация в целом благоприятна для сохранения родного языка. Основные занятия в деревне — работа в огороде, скотоводство и земледелие. Рабочих мест очень мало, и в основном, молодые люди вынуждены искать работу в Ижевске; отдельные рабочие места есть в райцентре. Соответственно, на работе они говорят по-русски. Поскольку до Ижевска меньше часа езды на машине, жителям села не приходится переезжать в город в поисках работы.

Это, с одной стороны, создает благоприятную ситуацию — молодые люди остаются в селе и продолжают говорить в семье по-удмуртски. Однако, с другой стороны, в свой рабочий день они говорят преимущественно по-русски, что приводит к интерференции и проникновению русских конструкций в их удмуртскую речь. В целом, можно сказать, что ситуация в Нижнем Кечёве способствует сохранению удмуртского языка. В деревне Якшур Якшур-Бодьинского района динамика языковой ситуации следующая. По словам местных жителей, 20 лет назад в деревне в основном говорили по-удмуртски. Дети из русскоязычных семей выучивали удмуртский в детском саду и в играх со сверстниками, причем выучивали на хорошем разговорном уровне. Удмурты в среднем говорили по-русски с сильным акцентом. На улицах чаще всего звучал удмуртский. Сейчас русская речь ближе к городской русской речи; на улицах можно услышать и удмуртский, и русский.

Дети и молодые люди говорят между собой по-удмуртски примерно в половине случаев; люди старше 40 лет, в основном, используют преимущественно удмуртский язык. В деревне есть детский сад, а школьники ходят в село Якшур-Бодья, где находятся две школы, обычная школа и национальная. Удмуртский класс есть один, и только в национальной школе. Соответственно, на удмуртском говорят по большей части те дети, которые выучили его в семье или в детском саду. В Якшуре мало рабочих мест — колхоз закрылся 15 лет назад, а в детском саду и в магазине вакансии появляются редко. В результате, как в Нижнем Кечёво, многие ездят на работу в с. Такая ситуация более благоприятна для сохранения языка, чем в Нижнем Кечёво, так как в селе больше удмуртоговорящих, чем в Ижевске. Теперь рассмотрим языковую ситуацию в д. Шамардан Юкаменского района.

В деревне проживают бесермяне, говорящие на бесермянском наречии удмуртского языка, а также некоторое количество удмуртов и русских. Однако скотоводческое хозяйство разорилось, и молодые семьи стали уезжать в город. К 2010-ым гг.

Поговорим по-удмуртски. Почему коренное население избегает родной речи?

Поговорим по-удмуртски. Почему коренное население избегает родной речи? «Кулон» по-удмуртски означает «смерть», что не связано ни с украшением, ни с единицей измерения электрического заряда.
Бадӟым семья Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли.

"Удмуртский язык для дошкольников". Презентация по теме "Семья"

Отделение Пенсионного фонда России по Удмуртии присоединилось к акции "Говорим по-удмуртски", начав обслуживать посетителей на национальном языке, сообщил Финугор 11 марта со ссылкой на пресс-службу местного ПФР. Вакчияк гожтоно ачиз семья сярысь но: кыӵе со, кытын улэ, кӧня нылпи семьяын, маин данъяське. Кроме ответа на этот актуальный вечно вопрос, из лекции кандидата исторических наук Ирины Назмутдиновой узнаете много интересного о традиционном этикете удмуртской семьи и об удмуртах в целом. Если в семье было двое, трое и даже четверо женатых братьев, они жили все вместе. моё богатство» («Мынам семьяе - мынам узырлыке»)! моё богатство» («Мынам семьяе - мынам узырлыке»)!

"Удмуртский язык для дошкольников". Презентация по теме "Семья"

Конспект занятия по аппликации на тему: «День семьи, любви и верности» (Как результат работы над проектом "Моя любимая семья"). Конспект занятия по аппликации на тему: «День семьи, любви и верности» (Как результат работы над проектом "Моя любимая семья"). В данной статье мы рассмотрим, как по удмуртски сформировать и вести семейную жизнь. Так в удмуртских семьях стал исчезать родной язык».

Чем интересен удмуртский язык

О своей семье по-удмуртски рассказали в Мендлеевском районе Напольских урал кыл семья сярысь | об уральской языковой семье «КУАРА» огин.
"Удмуртский язык для дошкольников". Презентация по теме "Семья" До XVII в. удмурты сохраняли большие семьи (по 20–25 человек); постепенно происходило разделение на малые семьи – супружеские пары с детьми, которые выделялись в отдельные хозяйства.
Туспуктэмъёс вылын – удмурт семья Язык относится к пермской ветви финно-угорских языков уральской семьи.

Небольшой словарик удмуртского вам в ленту)

Хуже всего обошлись с сиротами. Их переселили в квартиры без газовых плит, в дом с протекающей крышей. На скользких железных ступеньках подъезда одна из жительниц дома уже сломала ногу. Детскую площадку во дворе пришлось разобрать, так она при первом же порыве ветра развалилась.

Светлана Калинина потребовала от властей найти ответственное лицо, принявшее дом с такими недостатками, и предоставить акты ввода дома в эксплуатацию.

Оставил он после себя добрую память и масштабное по меркам провинциального города архитектурное наследие, с которым обязательно познакомимся. В обязательном порядке заглянем на Дачу Башенина и увидим ярчайший образец прикамского модерна. Дача Башенина — одно из самых красивых и узнаваемых зданий Удмуртии. Деревня Карамас-Пельга — одно из немногих мест, где еще сохранилось практически в первозданном виде язычество удмуртов. Здесь, как и раньше, верят в своих богов и духов, и справляют загадочные обряды, даже с известной долей первобытного эротизма. В первозданном виде здесь сохранились еще и пельмени, которые подают с «лымом» с бульоном и с «женскими языками». Обязательно их отведаем.

Также попробуем и специфические ритуальные пельмени — «чумер пельнянь» пельмени с горошками черного перца. Исследуем главные локации Великого пельменного пути, познакомимся с песней о пельменях, выучим пельменные частушки, пословицы и поговорки. Сундур — небольшая деревня, стоящая на пригорке, рядом с пельменной столицей — Игрой. Именно в Сундуре мы расскажем Вам о том, почему пельмени все же удмуртское, а не китайское блюдо. Здесь же проведем пельменные игрища и поучимся с Вами лепить самые настоящие удмуртские пельмени под рассказ об особенностях удмуртской кухни. А также произведем небольшое чаепитие по-удмуртски. Сибирский тракт — самая длинная дорога в мире. Судя по всему, именно эта Государева дорога стала тем самым маршрутом, благодаря которому пельмени разнеслись по всему белу свету.

Народы Удмуртии. Колыбель удмуртов. Рождение ребенка у удмуртов. Люлька у удмуртов. Зыбка у удмуртов. Национальные костюмы народов Удмуртии. Удмурты бесермяне внешность. Удмуртские обряды. Удмуртские Свадебные традиции. Свадебные обряды удмуртов.

Народы Вятки удмурты. Праздник толсур в Удмуртии. Традиции удмуртов толсур. Удмуртский новый год. Зимние национальные праздники удмуртов. Удмурты пельнянь. Родина удмуртов. Коми пермяки пельнянь. Удмуртские пельмени. Традиционный Удмуртский орнамент Удмуртия.

Удмуртский национальный костюм костюм удмуртов. Удмурты мужчины. Удмуртский костюм мужчины. Свадебные обряды удмуртов Прикамья. Удмуртский свадебный обряд. Удмурты малая народность. Национальный колорит Удмуртии. Удмуртская Республика удмурты. Красоты Удмуртии. Природа Удмуртии.

Народы Урала удмурты. Гербер национальный праздник удмуртов. Удмуртия коренной народ. Цифра 7 у удмуртов. Финно-угорские удмурты. Удмурты на Вятке. Удмурты тюрки. Перепечи Удмуртия. Лудорвай перепечи. Вотяки удмурты.

Удмуртская кухня национальные блюда перепечи. Удмуртские традиции. Поселения удмуртов. Удмурты воспитание детей. Бесермяне Юнда. Удмуртия бесермяне национальные костюмы. Удмурты финно угры. Карамас-Пельга Удмуртия. Удмуртская изба Карамас-Пельга. Обряд невесты в Удмуртской свадьбе.

Деревня Карамас-Пельга. Удмурты внешность 19 века. Традиционная Удмуртская свадьба. Удмуртская свадьба обычаи. Свадебный наряд удмуртов.

Прикамскими кундюмами любил себя баловать один из самых уважаемых сарапульцев всех времен — Павел Андреевич Башенин, городской голова на рубеже XIX- XX веков. Оставил он после себя добрую память и масштабное по меркам провинциального города архитектурное наследие, с которым обязательно познакомимся. В обязательном порядке заглянем на Дачу Башенина и увидим ярчайший образец прикамского модерна. Дача Башенина — одно из самых красивых и узнаваемых зданий Удмуртии. Деревня Карамас-Пельга — одно из немногих мест, где еще сохранилось практически в первозданном виде язычество удмуртов. Здесь, как и раньше, верят в своих богов и духов, и справляют загадочные обряды, даже с известной долей первобытного эротизма. В первозданном виде здесь сохранились еще и пельмени, которые подают с «лымом» с бульоном и с «женскими языками». Обязательно их отведаем. Также попробуем и специфические ритуальные пельмени — «чумер пельнянь» пельмени с горошками черного перца. Исследуем главные локации Великого пельменного пути, познакомимся с песней о пельменях, выучим пельменные частушки, пословицы и поговорки. Сундур — небольшая деревня, стоящая на пригорке, рядом с пельменной столицей — Игрой. Именно в Сундуре мы расскажем Вам о том, почему пельмени все же удмуртское, а не китайское блюдо. Здесь же проведем пельменные игрища и поучимся с Вами лепить самые настоящие удмуртские пельмени под рассказ об особенностях удмуртской кухни. А также произведем небольшое чаепитие по-удмуртски. Сибирский тракт — самая длинная дорога в мире.

Женщина и президент

Ну если гости изучат этот словарик, то сразу же будут знать по удмуртски больше, чем среднестатистический ижевский абориген. Напольских урал кыл семья сярысь | об уральской языковой семье «КУАРА» огин. Отмечается, что все заявки на уборку принимаются в Единую диспетчерскую службу, а затем распределяются между волонтерами. Уже удалось привести в порядок около 10 мест. К другим новостям. Ребёнок в конце концов начинает говорить, говорит по-русски, удмуртского не знает, родители не начинают заново говорить с ним по-удмуртски. Нашим маленьким друзьям — подопечным Сообщества семей слепоглухих, наш досуговый центр решил устроить веселый праздник в деревне, а точнее в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай». В Янаульском районе Масленицу по-удмуртски проводили в деревне Новый Варяш Староваряшского сельского поселения.

Онлайн-марафон "Вместе по-удмуртски"

Этно-курорт «Бобровая долина» - это национальный удмуртский колорит в стильном оформлении Приглашаем вас провести время в нашем комплексе всей семьёй! Тем более у нас есть всё для тёплых посиделок: Ресторан «Тыр-Корка» в переводе с удм. Семейный номер «Турын» в переводе с удм. С отдельным входом и баней в номере. В творческом пространстве «Удмуртские мануфактуры» можно поучаствовать в мастер-классе по поделкам из глины или сделать украшения своими руками.

Подробнее Лексика Основные источники заимствований — русский и тюркские языки, по большей части татарский и башкирский. Кроме того, есть заимствования из марийского и чувашского языков. Грамматика включает сведения по фонетике, морфологии и синтаксису, а также тезаурус-словник удмуртских лексем. В XIX в.

Видеманном и др. В конце XIX в. В ходе создания школ для удмуртов просветители XIX в. Верещагин, К. Андреев, И. Васильев, И. Михеев и др. В это же время появляется ряд зарубежных исследований удмуртского языка — [Aminoff 1896; Wichmann 1915; Fokos-Fuchs 1906; Medveczky 1911—1912 и др.

После революции в целях повышения грамотности населения и создания национальных школ много сил вкладывается в изучение малых языков. В 1921 г. Издаются новые грамматики [Емельянов 1927 ] и словари удмуртского языка, диалектологический словарь [Борисов 1932] и диалектологическая карта [Жуйков 1935]. Однако процессы 1930-х гг. Тем не менее, в 1930-е гг. Основные публикации В настоящее время удмуртским языком активно занимаются лингвисты в Удмуртии и за ее пределами. Специалисты действующие В настоящее время удмуртским языком активно занимаются как в России, так и за рубежом. Году начало, зиме середка.

Январь два часа дня прибавит. Васильев день, авсень, таусень. Новый год. На… … Толковый словарь Даля Январь — я, муж. Словарь личных имён. В тюркск. Что-то близко. Однако, видно, что изначально слово древне-арийского происхождения.

Карга - это злая женщина, ведьма. И даже про царевну-лягушку, колобка и других сказочных личностей кроме пока Ивана-дурака - смотрите в моих изысках на разные темы. И даже про книгу души Е. Блаватской тоже есть тема. Недавно я нашла еще одно интересное эндемичное слова в русском языке, немного грубое, это "базлать" - то есть громко и грубо говорить, горлопанить. Смотрим словарь: с удм. Все сходится к одному - собрались многие и лицом к лицу базарят. Возможно и баз-ар - это тоже вполне переводимо: ба-аз-ар, первые два слога см.

Замечательные слова! И что же я обнаружила? Не бедро, представьте! А именно "бердо"? Все очень просто: это название данного устройства явно идет от вятичских вятских, удмуртских женщин! Берд"заны - плести, ткать! И вот тут-то в голову приходят интересные мысли! Например: женщины у кривичских славян уже умели ткать на бердо бердышке.

К этому вопрос: получается, что славяне не умели ткать? Что тоже некорректно. В развитие этой мысли приходим к выводу о том, что кривичи брали в жены вятских женщин возможно в оплату защиты племени от недружественных племен. И - основной контингент кривичей состоял из мужчин??? Тогда где же женщины-кривянки? Возможно, они остались на территории современной Белоруссии, поскольку там язык не изменился. А в район современной Москвы выдвинулся так наз. И вот пожалуйста: родился новый народ - русичи.

Отсюда и смена языка бывшими вятичами вернее, вятками Отсюда и последующее недружелюбие вятичей, описанное в истории удмуртов, и в дальнейшем, уход тех, кто не желал менять язык, в более северные территории известно, что приход так наз. Итак, очень интересно наименование богини земли в греческой Гера - "геры" по-удм. А слово энергия - energy на англ. Но это не лошадь вал, horse. Интересно при этом вспомнить электродинамику, возможно, что электрическое поле, вернее, канал электромагнитной связи - торсионные поля имеют очертания седла. Можно также отметить: академию ак - старший, адями - люди - собрание старейшин и лабораторию лабыр - бурлить, клокотать, место, где все бурлит - химики. А слово "электричество" - элег - горячий, нервный, вспыльчивый, ".. Скорее всего это треск при электрическом разряде.

К электричеству также можно применить и "бур" - правый. Кто читал про "правило буравчика", тот знает, что он "правый". Может и само слово "п-р-авый" содержит в себе "бур". Элемент - element - эль - по-удм. Элемент - нечто отделенное, похожее на точку. Есть еще и слово - табло: tableau из французского. Эти слова однозначно выводятся от лоп - лап - широкий, низменный сравни - Лапландия и с оттенком мерцания, взмахивания - лопшо - мешковатый, лоптыр - широкий, лопыръяськыны - взмахивать, колебаться. Слово "лось" выводиться из слова лосман - то есть лох-матый!

Сверх края. Явный перелив! Ко:рыш - это сосед, в русск. Колдун - кол - круг, дуннэ - вселенная Юг - от удм. Но страх-ужас-неприятность ко:ш - присутствует. И еще "Кыш! Эти старые поверья до сих пор приняты в православии, женщина должна быть в платке, чтобы отогнать нечто неприятное. Она находчива и спряталась от гнева богов.

Ар-лыд - считать, ар - год, лыд - читать в англ. В русском языке: чит - чёт - чи-сло тоже связано со счетом. Она состоит из семи ярких цветов, названия которых уже должны быть известны ребенку на русском языке. Поэтому, когда ваш малыш сможет назвать все цвета радуги в правильном порядке без ошибок, то можно заменить русские названия цветов на удм. Для наглядности лучше использовать изображение радуги или нарисовать ее самостоятельно. Сыграйте с ребенком в игру-запутывалку: возьмите цветные карточки и, показывая их малышу, называйте неправильный цвет. Он же, в свою очередь, должен исправить вас и сказать правильный цвет по-английски. Поверьте, ребенку доставит удовольствие исправлять вас и «выигрывать» в этой игре.

Узнать больше Еще один вариант игры на внимательность — это взять уже хорошо известные ребенку карточки, попросить его закрыть глаза, убрать один из цветов и попросить его назвать цвет, которого не хватает. Также, в изучении цветов на удм. Как правило, все детские мультики — яркие и красочные. Главные и второстепенные персонажи имеют свои отличительные цвета, и вот их-то как раз и нужно попросить назвать ребенка во время очередного просмотра. Есть множество способов сделать увлекательным удм. Как видите, не так уж и сложен удм. Часто цвета нужны нам, чтобы описать чью-то внешность. Начните с себя и ребенка.

Назовите свой цвет глаз Мынам вож синъёсы — У меня зеленые глаза и попросите ребенка сказать, какого цвета его глаза Нош тынад ко:ч:э буёло синъёсыд? Шедьто-а меда ас шудме Кыдёкысь тодмотэм музъемысь. Бадяр ваез чигем но соин пересь кышномуртлы боды лэсьтэм. Нош песянай солы шуд доры нуись сюрес возьматэм. Соос монэ виыны туртто. Но пияш сое вормем. Лудкеч утисезлы тау карем но сюрес возьматэм. Кескентэк кылэм кинлэсь ке но куаразэ.

Секыт мыным!

Удмурты общаются на татарском В тему Помните, пять-шесть лет назад ансамбль «Бурановские бабушки» в национальных нарядах и лаптях поразил «Евровидение», представив на весь мир российских удмуртов. Зрители очень тепло приняли эту группу, выступившую в национальных костюмах и на удмуртском языке, они повсюду стали дорогими гостями.

Почему говорю в прошедшем времени, поскольку кажется, что этот коллектив ныне забыт. Они покорили многочисленных зрителей исполнением зарубежной песни на удмуртском языке. Им посчастливилось показать на «Евровидении», что существует такая национальность — удмурты, красоту своего языка.

Проживающие у нас удмурты, марийцы свободно общаются на татарском языке и для нас это — обычное явление. Не останется ли в дальнейшем их родной язык только в песнях и фольклоре? Ведь сегодня ведется много споров, связанных с родными языками.

Но как бы то ни было, наши удмурты, марийцы говорят на родном языке, исполняют национальные песни. Помимо этого, никто не должен подвергать сомнению, что они прекрасно владеют и разговаривают на татарском, русском языках. С представителями этих национальностей доводится часто общаться и по делам.

Обратившись в интернет, нашел несколько удмуртских слов, касающихся приветствия, пожелания здоровья, благополучия, для предстоящего Гырон быдтона постарался их запомнить. С трудом использованный мною этот словарный «запас» хозяева восприняли тепло. Для общения даже решил использовать и некоторые русские слова.

Но этого не потребовалось, с удовольствием пообщались на татарском. Самое интересно — все жители этой деревни: и стар, и млад, оказалось, разговаривают как истинные татары. В то время я подумал о том, что в одном удмурты счастливы - они в совершенстве владеют тремя языками — родным удмуртским, татарским и русским.

Это и понятно, ведь вокруг Пойкино расположены Кляуши, населенные русскими, Нижний Шандер, Сарбаш, Тогуз, в которых живут татары.

Кескентэк кылэм кинлэсь ке но куаразэ. Секыт мыным! Пияш мыкырскем но сяськаез маяллям, соку ик пияш азе чебер ныл кылдэм. Нылмурт но сое яратэм. В одной маленькой удмуртской деревне жил старик. Был у него сын по имени Андрей. Чувствуя приближение смерти, позвал старик его к себе и сказал: — Если хочешь быть счастливым, сынок, старайся всем помогать. Хорошее людьми не забывается. И больше ничего не сказал, а через несколько дней умер.

Андрей погоревал, погоревал, собрался в дорогу и пошёл по свету счастье искать. Идёт он вдоль реки и песенку поёт: Красивы родные места, Может, счастье найду себе Услышала его песню старушка. Что с тобой такое случилось? Вот пошёл своё счастье искать. Сделай-ка доброе дело, смастери мне клюку. Видишь, ходить без поддержки трудно. Вспомнил Андрей отцовские слова: «. Отломил он кленовую ветку и сделал из неё старушке клюку. А та за это показала ему дорогу, которая к счастью приведёт. Пошагал Андрей вперёд.

Идёт, идёт, вдруг слышит страшный крик. Смотрит: Заяц на двух лапах стоит. Печатлан версия Википедиысь материал В настоящее время удмурты используют в основном русские христианские имена, переиначивая их произношение на свой манер. Ударение при этом практически всегда ставится на последний слог, вне зависимости от того, где оно стояло в оригинале. Любить по-удмуртски Любить по-удмуртски Два уральских субъекта РФ вошли в первую десятку российских регионов с наивысшим «Индексом любви» осень 2016 года. По сравнению с весенними измерениями Удмуртия совершила настоящий прорыв, поднявшись сразу на 30 позиций. Исследование регулярно проводит московская компания Brand Analytics, рассчитывая отношение количества сообщений пользователей социальных сетей о любви к количеству сообщений о ненависти. Удмуртский язык можно часто услышать на улице, в магазине и в транспорте; дети и молодежь, в основном, знают удмуртский и говорят по-удмуртски в семье. Однако между собой они довольно часто говорят по-русски. Детский сад работает на двух языках, и воспитатели стараются говорить на том же языке, что и ребенок.

Школьники ходят в школу в д. Среднее Кечёво, где находится две школы, общеобразовательная и коррекционная. В общеобразовательной школе преподается удмуртский; между собой дети общаются и на удмуртском, и на русском. Таким образом, ситуация в целом благоприятна для сохранения родного языка. Основные занятия в деревне — работа в огороде, скотоводство и земледелие. Рабочих мест очень мало, и в основном, молодые люди вынуждены искать работу в Ижевске; отдельные рабочие места есть в райцентре. Соответственно, на работе они говорят по-русски. Поскольку до Ижевска меньше часа езды на машине, жителям села не приходится переезжать в город в поисках работы. Это, с одной стороны, создает благоприятную ситуацию — молодые люди остаются в селе и продолжают говорить в семье по-удмуртски. Однако, с другой стороны, в свой рабочий день они говорят преимущественно по-русски, что приводит к интерференции и проникновению русских конструкций в их удмуртскую речь.

В целом, можно сказать, что ситуация в Нижнем Кечёве способствует сохранению удмуртского языка. В деревне Якшур Якшур-Бодьинского района динамика языковой ситуации следующая. По словам местных жителей, 20 лет назад в деревне в основном говорили по-удмуртски. Дети из русскоязычных семей выучивали удмуртский в детском саду и в играх со сверстниками, причем выучивали на хорошем разговорном уровне. Удмурты в среднем говорили по-русски с сильным акцентом. На улицах чаще всего звучал удмуртский. Сейчас русская речь ближе к городской русской речи; на улицах можно услышать и удмуртский, и русский. Дети и молодые люди говорят между собой по-удмуртски примерно в половине случаев; люди старше 40 лет, в основном, используют преимущественно удмуртский язык. В деревне есть детский сад, а школьники ходят в село Якшур-Бодья, где находятся две школы, обычная школа и национальная. Удмуртский класс есть один, и только в национальной школе.

Соответственно, на удмуртском говорят по большей части те дети, которые выучили его в семье или в детском саду. В Якшуре мало рабочих мест — колхоз закрылся 15 лет назад, а в детском саду и в магазине вакансии появляются редко. В результате, как в Нижнем Кечёво, многие ездят на работу в с. Такая ситуация более благоприятна для сохранения языка, чем в Нижнем Кечёво, так как в селе больше удмуртоговорящих, чем в Ижевске. Теперь рассмотрим языковую ситуацию в д. Шамардан Юкаменского района. В деревне проживают бесермяне, говорящие на бесермянском наречии удмуртского языка, а также некоторое количество удмуртов и русских. Однако скотоводческое хозяйство разорилось, и молодые семьи стали уезжать в город. К 2010-ым гг. Сейчас в деревне почти нет детей; из тех, кто приезжает на выходные и на каникулы, многие понимают родной язык, но не говорят.

Среди молодых людей до 25—30 лет некоторые говорят на бесермянском, но они в основном используют родной язык в семье, при общении со старшими родственниками. Рабочих мест в деревне очень мало — обычно это ферма, клуб, кочегарка, магазин, медпункт бюджетные рабочие места ; в основном, их занимают люди среднего возраста, а люди до 40 лет находят работу в городе и уезжают. В последние годы во многих деревнях отремонтировали и отстроили клубы, где стараются возрождать местные традиции, обряды и праздники. Вы точно человек? Мустай Мустай, удмуртско-татарская деревня. В 1940 году в 29 дворах проживали 170 жителей, объединенных в сельхозартель «Путь Сталина». В 1829 г. Мустаевский приписан к приходу Юкаменской церкви. Ойконим может быть, от «мус» - печень, печеночный; «тайыны»- скрыть, утаить. Возможно, ойконим«мустай» от имени Мустай: в именнике К.

Герда это имя записано. Мустай проживают 14 человек. Нижняя Пажма Деревня Нижняя Пажма, год основания — 1829 удмуртская деревня. Местная форма топонима Ули Пажма. До переписи 1926 года деревня была бесермянской. Нижняя Пажма проживают 28 человек. Новоелово Удмуртская деревня Кельдыковского сельсовета на 1940 г. С 2018 года название деревни пишется слитно :Новоелово. На реке Лема стояла мельница, при ней одно хозяйство мельника, вся семья — из 4 человек Местная форма названия деревни Пискор. Ойконим Пискор мог образоваться от удмуртских «пис»- полено; «кор»- бревно.

Буквально: пискор — обрубок бревна. Практически всю свою трудовую жизнь занимал руководящие должности. Уже в 25 лет он стал самым молодым руководителем сельхозпредприятия. В 1979 году его назначили председателем колхоза «Мир». А до этого, после окончания Пермского сельскохозяйственного института, трудился в данном хозяйстве главным инженером. Больше 15 лет Ю. Булдаков был председателем колхоза. Потом его назначали председателем Шамардановского сельсовета. На этой должности Юрий Геннадьевич работал 22 года до выхода на заслуженный отдых. Одинцы Одинцы, русская деревня.

Одинцы в составе Камковского сельсовета, в 21 домохозяйстве проживали 125 человек, объединенных в колхоз «Красный маяк». У них была мельница с домом мельника, в котором жили 3 человека. В настоящее время ойконим Одинцы сохранился, но большинство жителей этой деревни теперь татары из соседних деревень Зяглуд и Юнусенки, русские жители почти все из деревни выехали. Недалеко от деревни находится березовая роща. Одинцовская роща выделена как памятник природы республиканского значения. Роща занимает площадь 5 га. Роща выделена как эталон лесохозяйственной культуры, с высоким рекреационным и эстетическим потенциалом. Одинцы проживают 35 человек. Порово Его первоначальное удмуртское название «Поргурт». Название деревни не случайно — деревня расположена на горе, со всех сторон обдувалась ветрами.

Слово «порья» на удмуртском означает «кружит». Переиначили его уже русские.

«Осенние» слова на удмуртском языке: тури, палэзьпу

Кто является главой удмуртской семьи — женщина или мужчина? ‍ Кроме ответа на этот актуальный вечно вопрос, из лекции кандидата исторических наук Ирины Назмутдиновой узнаете много интересного о традиционном этикете удмуртской семьи и об удмуртах в целом. Зимние каникулы школьники и учителя из 18 регионов России провели по-удмуртски. Моя семья Мынам семьяе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий