Росси́йская акаде́мия нау́к — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи.
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
Еще в 1873 году в Санкт-Петербурге по инициативе Екатерины II произошло знаменательное событие, положившее начало интенсивному развитию русской науки, —была основана Российская академия. Она представляла собой официальное сообщество писателей и ученых, которые собрались ради единого дела повышения уровня русской культуры и развития научных изысканий. В отличие от Академии наук приоритетным направлением деятельности Российская академия избрала гуманитарную сферу, в частности, изучение и развитие русского языка. При поддержке правительства Российской Империи деятели Академии, ее глава княгиня Екатерина Дашкова и патриарх русской словесности Михаил Ломоносов, занимались составлением и изданием словарей, созданием перечня общих правил языка.
Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя. Петр Алексеевич Романов, 30. Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г.
Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».
В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург.
В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Ученых и специалистов поздравляем с Днем науки! Новых достижений и свершений на благо Российской Федерации! Читать также.
Другие новости 06. Ru, «Новый Регион», 2. Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
Российская Академия наук
Такую награду получили академики Ж. Алфёров 2000 год за труды по изучению полупроводниковых гетероструктур , а также В. Гинзбург и А. Абрикосов 2003 год за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей. На всех исторических этапах Академия играла центральную роль в укреплении обороноспособности страны. Перед Первой мировой войной академик Н. Зелинский создал противогаз , В.
Ипатьев в 1916—1920 гг. Крылов разработал «таблицы непотопляемости » кораблей. В конструкторских бюро С. Ильюшина и А. Туполева сконструированы самолёты, обеспечившие превосходство советской авиации во время Великой Отечественной войны. В послевоенный период был создан ракетно-ядерный щит в его создании участвовали академики И.
Курчатов , Ю. Харитон , Я. Зельдович и др. Академик А. Колмогоров , один из организаторов сети спецшкол при университетах Участие Академии наук в педагогической и просветительской деятельности осуществлялось и осуществляется в нескольких формах: активное содействие созданию системы университетов и вузов. Историческим примером является открытие в 1755 году, по предложению М.
Ломоносова, Московского университета. В сравнительно недавнее время, по инициативе академиков П. Капицы и С. Христиановича , был организован учебный Московский физико-технический институт 1947 г. Также недавно появился университет в Академгородке Сибирского отделения Академии наук; в 2002 г. Помимо передачи знаний, это способствует отбору потенциальных кандидатов для научной деятельности, часто ещё в студенческие годы; курирование школьного образования.
Академия сыграла заметную роль в подготовке школьных реформ в различные периоды. Александрова , М.
Крузенштерн, Ю. Лисянский, М. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен все вышеуказанные географы-практики, совершившие много исследовательских путешествий. Биология И. Павлов врач, физиолог, лауреат Нобелевской премии , И. Мечников врач, физиолог, лауреат Нобелевской премии.
Геология Б. Голицын основоположник сейсмологии , В. Вернадский основоположник биогеохимии. Каждый из них был фактическим филиалом АН и открывался под ее эгидой, таким образом, можно говорить о том, что все вышеуказанные ученые были чистыми представителями «русской научной школы» Учреждение академии наук при Петре I стало завершающим аккордом всей эпохи преобразований. Россия была уже не только сильной Империей, но и одним из центров мировой науки. Важно отметить, что современная АН, являясь правопреемницей учреждения XVIII века, сохраняет и традиции, заложенные первыми академиками, и их наследие. Историография: Ключевский В. Курс истории России, М. Фоккеродт И.
Россия при Петре Первом, М.
В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву. С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук. Санкт-Петербургский университет — это одно из крупнейших учебных заведений мира. Сегодня в его состав входит: 22 специальных факультета, 13 научно-исследовательских институтов, а также факультет военного обучения и общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Здания университета расположены в основном в Василеостровском и Петродворцовом районах города. На Васильевском острове расположен так называемый Василеостровский учебно-научный комплекс с историческим главным зданием университета ранее здание Двенадцати коллегий , а в Старом Петергофе — Петродворцовый учебно-научный комплекс. Молодежные сайты Кубани Краевая крейсерско-парусная школа Молодежный центр развития личности Управление молодежной политики Краснодарского края Центр молодежных инициатив Полезные ссылки.
Издания Академии были по сути отчетом о деятельности ее научных учреждений и результатах работы ученых и ведущих научных школ страны. Сегодня издательство «Наука» — крупнейший многопрофильный научно-издательский холдинг России, специализирующийся на издании и распространении научных книг и журналов по всем направлениям науки. За пределами страны известны издания из серий «Литературные памятники», «Народы и культуры», «Научно-популярная литература», «Памятники отечественной науки» и т.
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
Контент доступен только автору оплаченного проекта Проблемы и вызовы перед Российской академией наук Анализ основных проблем, с которыми сталкивается Российская академия наук в современных условиях, вызовы для научных исследований и развития. Контент доступен только автору оплаченного проекта Образовательные программы Российской академии наук Описание образовательных программ, проводимых Российской академией наук, их цели, направления и влияние на подготовку научных кадров. Контент доступен только автору оплаченного проекта Экспертные оценки деятельности Российской академии наук Анализ экспертных оценок и рейтингов деятельности Российской академии наук, оценка эффективности научных исследований и их влияния на общество. Контент доступен только автору оплаченного проекта Будущее Российской академии наук Прогноз развития Российской академии наук, перспективы научных исследований, влияние на общество и науку в будущем. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы.
По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России.
Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью. Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли.
В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев.
Великий князь Константин Константинович К. В 1934-м она была переведена в Москву. Мстислав Всеволодович Келдыш.
Впрочем, в 1957 году в Новосибирске было создано Сибирское отделение Академии наук, призванное как бы заменить отсутствующую академию РСФСР открывать ее в Москве по политическим причинам представлялось нецелесообразным. Анатолий Петрович Александров. Конец 1970-х гг. Архив РАН Советский период оказался, пожалуй, наиболее ярким в истории отечественной академической науки: был создан ракетно-ядерный щит нашей страны, осуществлен прорыв в космос.
В послевоенный период Академию возглавляли физик-оптик Сергей Иванович Вавилов 1945—1951 , химик-органик Александр Николаевич Несмеянов 1951—1961 , математик и механик Мстислав Всеволодович Келдыш 1961—1975 , атомщик Анатолий Петрович Александров 1975—1986 , специалист в области вычислительной математики, физики атмосферы, геофизики Гурий Иванович Марчук 1986—1991.
Академия наук сформирована еще в эпоху правления Петра I. Распад СССР обусловил формирование нового научного учреждения, ориентированного на функционирование в условиях рыночной экономики, однако, суть его деятельности осталась прежней — ориентация на научное развитие государства. Функции и основные направления деятельности Российской академии наук РАН ориентируется в своей деятельности на проведение научных исследований и разработок. Ведущими направлениями деятельности Российской академии наук являются: организация фундаментальных и прикладных научных исследований; реализация фундаментальных и прикладных научных исследований; исследование актуальных научных вопросов в области естественных, технических, гуманитарных и общественных наук; формирование новых научных знаний об окружающей среде, закономерностях развития природных, социальных, экономических процессов; расширение научных теорий, составляющих основу разработки практических ориентиров инновационной деятельности; стимулирование технологического, экономического, социального и культурного прогресса. Данные направления деятельности Академии обуславливают реализацию ею следующих функций: Проведение экспертной оценки отечественных и общемировых фундаментальных и прикладных научных разработок. Формирование стратегических ориентиров научного развития государства на определенную перспективу.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
С 1917 года организация называется Российской академией наук, с 1925-го — Академией наук СССР. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. 2. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в. Российская академия наук в 2024 году отпразднует свой трехсотый день рождения, а вместе с ней юбилей отметит и все отечественное научное сообщество.
К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
Блюментростом был разработан «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». По положению Академия являлась и научно-исследовательским, и учебным учреждением, так какпри ней находились университет и гимназия [1]. На основании «Проекта... С приложением проекта об учреждении Академии" [2]. Приложение состоит из 21 параграфа. Основное отличие созданной Петром I Российской Академии наук от иностранных состояло в том, что она с самого начала своей деятельности имела необходимый для ее существования государственный бюджет. В «Проекте» объяснялись различия между Академией и Университетом и раскрывались их задачи, устанавливались и уточнялись структура, права и обязанности академиков, источники финансирования, взаимоотношения Академии и Университета.
В списках бывших членов современной Российской академии наук он не указывается. С мая 1917 года по 1925 год называлась Российской академией наук, с 1925 г. В 1936 году в состав Академии наук вошла «Коммунистическая академия». Ельцина от 1991 года в статусе высшего научного учреждения России. Президентом новой РАН был назначен Ю. Осипов, в 2008 году он был переизбран на свой пост.
Этому способствовала широкая известность таких корифеев науки, как Л. Эйлер и М. Осипов Ю. Академия наук в истории Российского государства. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. В 1718 г. В феврале 1721 г. Петр Великий утвердил в начале 1724 г. По разным причинам вначале дело с учеными затягивалось; тем не менее, к концу 1725 года заседания в академии начались, хотя существование ее официально еще и не было признано. На эти заседания собирались те из ученых, которые раньше других прибыли в Петербург.
В 1872 г. Толстого, который в 1882—1889 гг. Все «отцы-основатели» нашего вуза также входили в состав Академии. Герье в 1902 г. Вернадский в 1912 г. Чаплыгин в 1929 г. В разные периоды истории нашего Университета в его стенах преподавали выдающиеся ученые — члены Академии наук, прославившие разные области отечественной науки. Ключевского, Ф. Буслаева, П. Виноградова, Ю. Готье, Б. Тураева и др. Кольцова; физика Ф. Бредихина, филолога А. Веселовского, географа Д. Анучина и др. Ленина занимали математики О. Шмидт, П. Новиков, А. Хинчин; историки М.
8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Изначально Академия наук располагалась в здании Кунсткамеры. 25 июля 1925 года Российская академия наук получила название Академия наук СССР. На протяжении трех столетий Российская академия наук сохраняет свои традиции: выборность, открытое обсуждение научных результатов, научные школы.
Российская академия наук
Она была создана по воле Петра I Указом Правительствующего сената. А 10 лет назад был учреждён День российской науки, приуроченный к дню основания академии 8 февраля 1724 года. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». Надо сказать, с самого основания академия в организационном отношении по понятным причинам попала в руки иностранцев, которые опирались на опыт работы зарубежных академий. Первыми её президентами были немецкие учёные Л. Блюментрост, Г. Кейзерлинг, И. Корф и К. Почти пять лет академия существовала вообще без президента.
В результате руководства случайных заморских интриганов она оказалась в самом плачевном состоянии. Тогда и встал вопрос об обновлении академии, пополнении её прежде всего отечественными кадрами и о назначении «своего» президента. Императрица Елизавета Петровна пошла навстречу этим пожеланиям. Первым из отечественных президентов академии стал последний гетман Левобережной Украины Кирилл Григорьевич Разумовский. Разумовский был настоящим баловнем судьбы. Родился в 1728 году в селе на Черниговщине.
Они сопровождали Академию на протяжении большей части ее 270-летней истории.
Своего рода ultima ratio последним доводом апологетов Академии непременно служило напоминание о том, что она была основана самим Петром Первым. Наши академики нет-нет да и рекомендовались обществу в качестве прямых наследников «птенцов гнезда Петрова» и неприкасаемого исторического достояния России. Нехитрый полемический прием обычно срабатывал, мешая разобраться в существе конфликтов, сопровождавших историю Академии как института, действительно значимого в научной и культурной жизни России и СССР. Не разобравшись в прошлом, бывает трудно понимать современность, а потому — с истории и начнем. В начале ХVIII столетия в России, в силу многих причин, не было ни одного учреждения, заслуживавшего названия «научное». При этом, потребности в специалистах и знаниях нарастали, начиная с необходимости обследовать и описать гигантскую территорию страны. Считается, что мысль о создании государственного научного центра, как выразились бы сейчас, была подсказана Петру I Готфридом Лейбницем.
Этот выдающийся математик, механик и философ обладал еще и даром убеждать мирских владык в необходимости развивать исследовательскую науку. По его совету была учреждена Берлинская академия наук, готовилось открытие академий в Вене и Дрездене. Европейская наука тогда сосредотачивалась в университетах, все еще остававшихся реликтами средневековья и пребывавших под контролем клерикальных кругов. Идея чисто исследовательского, светского, финансируемого монархом, но самоуправляющегося учреждения, этакой «республики ученых», была для того времени новаторской, даже революционной. Петр успел самолично подправить устав Санкт-Петербургской академии, составленный лейб-медиком Блюментростом он же — ее первый президент , но реальная жизнь нового учреждения началась уже без него. Сменявшие друг друга верховные властители России не особенно интересовались науками, ограничиваясь — по заветам основателя Академии — ее финансированием и избегая вмешиваться в малопонятные и неинтересные им внутриакадемические дела. Даже энергичная Екатерина II не уделила Академии серьезного внимания.
Ее интереса к наукам хватило лишь на создание в 1783 году «параллельной» Российской Академии — чисто гуманитарного учреждения, обязанного заниматься проблемами русского языка и словесности. Организованная по образцу Французской академии, она в 1841 году была «влита» в Академию наук в качестве отделения русского языка и литературы — в дополнение к двум ранее существовавшим историко-филологическому и физико-математическому отделениям. Итак, Петербургская академия наук была замыслена как государственное комплексное научно-исследовательское учреждение, призванное развивать науки сугубо из соображений их практической пользы для русского государства. Академики, числом 15, были постоянными научными сотрудниками этого учреждения, коллективно определявшими его научную тематику, штатный состав и судьбу академических адъюнктов — кандидатов в будущие академики. Первоначальный штат Академии был укомплектован исключительно иностранцами: своих, русских специалистов, тогда просто не находилось. Это были по большей части немцы. Германские университеты прилежно работали, но изыскивать «научные» вакансии в самих германских княжествах, очень бедных в те времена, было непросто.
В Петербурге же ученым исправно платили, что было нерядовым явлением в тогдашней Европе. В Северную Пальмиру поэтому ехали охотно. Дальнейшее должно быть понятным без особых разъяснений. В короткое время самоуправлявшаяся Петербургская академия превратилась в чисто немецкое учреждение, где русских с их интересами только терпели как некую досадную необходимость. Да, среди академиков «первых призывов» встречались блестящие имена и добросовестные, верные своему долгу и принятым обязательствам работники. Да, труды Петербургской академии приобрели всеевропейскую известность — еще и потому, что содержали разнообразные сведения об огромной и почти неведомой Европе стране. Но период «бури и натиска» был недолгим.
Академия быстро выродилась во вполне заурядный, замкнутый на собственных интересах и самоизолировавшийся от русского общества иностранный научный анклав в космополитическом Петербурге. Михаил Ломоносов поборолся-поборолся с коллективным «академическим немцем» за интересы русской науки и вакансии для русских ученых, да и отступил, направив свою энергию на убеждение братьев Шуваловых открыть университет в Москве — подальше от академических веяний. Вопреки установившемуся мнению, оправданнее вести историю русской науки именно от 1755 года — от открытия Московского университета с двумя гимназиями при нем чтобы было откуда набирать студентов. Университет, кстати сказать, был основан на личные средства Ивана Шувалова — двоюродного брата знаменитого графа Петра Шувалова, так что уговоры и впрямь были необходимы. Это событие ознаменовало приход кратковременной, но блистательной эпохи Русского Просвещения, продлившейся от Екатерины II до, примерно, середины царствования Александра I. К тому времени в Российской Империи возникла целостная система народного образования и действовало 8 высших учебных заведений университетского типа. Позднее, начиная с царствования Николая I, стала понемногу формироваться еще и система технических высших учебных заведений.
По мере появления в русском обществе расширяющейся образованной прослойки и роста ее самосознания Петербургская академия наук, со своим своеобразным обликом и порядками, начала привлекать к себе все более пристальное внимание. К тому же, хотя она и продолжала оставаться привилегированным, «правительственным» научным учреждением, ее относительный вес в русской науке неуклонно падал по мере развития университетов. Устав 1836 года определял членов Академии как «первенствующее научное сословие в Российской Империи». Но установленная численность «сословия», состоявшего из 31 человека, уже не шла в сравнение с численностью профессоров и преподавателей 7 государственных университетов Империи, в каждом из которых полагалось иметь по35, а позднее — по 53 профильные кафедры. Пребывая наряду с университетами в системе Министерства просвещения, Академия расходовала около половины его скудного научно-исследовательского бюджета — при том, что государственная целесообразность этих затрат вызывала усиливающиеся сомнения даже управительства. Не надо думать, кстати сказать, что члены Академии наук пользовались какими-то особенными привилегиями. Их служебные оклады примерно соответствовали окладам университетских профессоров, а в некоторые эпохи бывали даже меньше.
Те и другие считались государственными служащими, и их продвижение по ступенькам Табели о рангах имело общий предел — чин статского советника простого, а не «действительного». Не было в Академии и особенной внутренней демократии. Административная власть над ее членами находилась в руках назначаемого президента и непременного ученого секретаря, которым принадлежало и право высказываться от лица Академии. В общем, институт как институт, сученым секретарем и директором… В эпоху нарастания общественной активности, начавшуюся после Крымской войны и увенчавшуюся Реформой 1861 года, Академия наук стала подвергаться усиливающемуся натиску — прежде всего со стороны университетской профессуры и нарождавшегося демократического лагеря. Ее открыто критиковали за самоизолированность и оторванность от запросов жизни, за консерватизм и устарелость научной тематики, за высокомерное отношение к университетам и русским научным обществам, за стремление монополизировать право на научную истину. Зазвучали призывы вообще упразднить Академию — ввиду ее «полной для России бесполезности», либо преобразовать ее в научное общество, раздав академические музеи и прочее небогатое тогда имущество университетам. Академия отмалчивалась, блокируя реформаторские поползновения в среде собственных членов а такие были, со стороны Бутлерова, Фаминицына, Розена, Срезневского и некоторых других академиков, составлявших около трети полного состава.
Более того: президент Литке, в обход академического устава, распорядился изымать из публиковавшихся протоколов академической Конференции все внутренние дебаты о порядках в Академии.
Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней.
Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства.
Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки.
Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями.
За 300 лет своего существования Российская академия наук неоднократно меняла названия, но в главном оставалась неизменной — служить науке на благо своего отечества. Царь-реформатор Император Пётр Первый — Великий — вошёл в историю Российского государства как реформатор, совершивший поистине грандиозные и революционные перемены в стране.
Он не только заставил московских бояр сменить привычное платье на европейское, обрезать бороды и надеть парики, но и создал новые общественные институты в стране, которых раньше не существовало. И одна из таких структурных реформ касалась образования, которое должно было давать стране новые необходимые кадры учёных и инженеров. В своих поездках по европейским странам Пётр нередко посещал университеты и научные академии. Так, во Франции он побывал в Сорбонне, обсерватории, Академии письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук.
Кстати, почётным членом этой академии русский царь станет в 1720 году — за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Видимо, этот факт стал решающим при выборе образца для создания теперь уже российской академии — устройство Королевской академии наук в Париже ему показалось более подходящим, хотя император побывал и в Лондонском королевском обществе, и в Оксфорде. В 1711 году Пётр познакомился с выдающимся немецким философом и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем, с которым несколько раз встречался в Германии. Лейбниц проявлял большой интерес к России, видел в ней значительный научный потенциал.
Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. По мысли Лейбница, будущая академия должна была создаваться не сама по себе, а вместе с университетом и гимназией — для подготовки научных кадров. И этот момент отличал российскую академию от зарубежных аналогов. На одном из предложенных проектов Пётр Первый начертал свою резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия».
В России на тот момент уже были академии: Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская в Москве, но они давали исключительно гуманитарное, церковное образование. А по замыслу Петра в университете при новой Академии наук должны были учить медицине, философии, юриспруденции. В университет же будут поступать те, кто окончил гимназию при нём. И всё это вместе позволит создать в стране полноценную систему подготовки научных кадров.
Также императору импонировала идея стать покровителем наук, поэтому финансирование нового учреждения он предусмотрительно назначил из государственной казны, понимая, что за счёт частной или общественной поддержки нужного результата не будет. По совету же Лейбница царь даёт согласие на приглашение иностранных учёных, которые, по его замыслу, должны были подготовить новую смену уже из русских кадров. Таким образом, в России на тот момент оказалось немало выдающихся европейских учёных: французский астроном и картограф Жозеф-Николь Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер. Всего же в 1725 году в Россию прибыли 16 учёных.
Кстати, почти все они были весьма молоды — средний возраст составлял всего 30 лет. Планировалось, что европейские учёные должны не только преподавать в университете, но и в индивидуальном порядке вести одного-двух воспитанников, которые со временем могли бы заменить их. Также предполагалась стажировка молодых учёных в европейских университетах и академиях. Первоначально планировалось открыть три отделения: математическое, физическое и гуманитарное.
Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел.
Основание Российской академии
Видео автора «МИР 24 | Новости» в Дзене: Учреждение стало волей первого российского императора – Петра I. Удовлетворить его не смогла ни одна из иностранных академий. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Нынешняя Российская академия наук является восстановлением Российской академии наук, существовавшей в период с 1917 по 1925 год — которая, в свою очередь, была наследницей Петербургской академии наук — и в 1925 году преобразованной в АН СССР. Ровно 300 лет назад по указу Петра I была основана Российская академия наук. Самая первая Академия наук была основана еще при Петре 1 в 18 веке. Академия основана по образцу западноевропейских академий.
300 лет назад была основана Российская академия наук
главное научное учреждение Российской Федерации (государственная академия). Занимается фундаментальными исследованиями в области естественных и общественных наук. Академия основана по образцу западноевропейских академий. Российская и Британская Академии наук ещё в XVIII веке осуществляли научно – техническое сотрудничество.