Новости памирцы и таджики чем отличаются

Также жители горного региона отличаются от остальных жителей Таджикистана языками (их порядка шести), но все они, как и таджикский, относятся к восточноиранской группе. таджикистан style, все новости, истории успешных таджиков, таджикистан, ташкент.

Глубинка Таджикистана

Например, памирцы имеют свою уникальную культуру и традиции, которые отличаются от таджикской культуры. У них есть свои особенности в музыке, танцах, кулинарии и одежде. Язык Главное различие между памирцами и таджиками заключается в языке, который они говорят. Памирцы говорят на языке, который называется памирским или памиро-таджикским языком. Он относится к восточному иранскому языковому семейству и имеет сходства с другими иранскими языками, такими как фарси и дари. С другой стороны, таджики говорят на таджикском языке, который является одним из иранских языков. Таджикский язык находится в восточной группе персидских языков и тесно связан с фарси. Он использует арабскую алфавитную систему письма. Оба языка имеют сходства в лексике и грамматике, но также имеют уникальные особенности. Хотя они используются говорящими разных народов, памятники письменности на обоих языка можно найти в Таджикистане и на Памире.

Таджикский язык является официальным языком Таджикистана, в то время как памирский язык не имеет официального статуса. Вероятно, это связано с тем, что памирцы живут в отдаленных районах Памира и их численность значительно меньше, чем численность таджиков. В целом, язык служит важным фактором формирования идентичности памирцев и таджиков. Они говорят на разных языках, которые находятся в одном языковом семействе, и это отражает их исторические, культурные и социальные отличия. Памирцы Одним из важных аспектов памирской культуры является их приверженность исламу, который играет значительную роль в их повседневной жизни. Памирцы имеют свои особенности в исполнении религиозных обрядов и праздников. У памирцев также есть своя традиционная одежда, которая отличается от таджикской национальной одежды. Она часто яркая и красочная, отражая культурное наследие этого народа. Памирцы также известны своими ремесленными навыками, особенно в ткачестве и вышивке.

Они создают уникальные и красивые изделия, которые являются популярными среди туристов. В целом, памирцы — это уникальный этнический народ, который имеет свои своеобразные особенности в языке, культуре, религии и традициях. Их уникальное наследие вносит значительный вклад в общую культуру Таджикистана. Таджики Таджики языково и культурно тесно связаны с другими памирскими народами, такими как памирцы, юзбеки, хазардаги и другими. Однако существуют и определенные различия между этими группами.

Жители Бухары и Самарканда в Узбекистане также считаются таджиками. И вообще, таджик — это житель Средней Азии, говорящий на иранском языке.

Слово «таджик», как и сам народ, имеет историю, окутанную тайнами и загадками. Однако даже простое и популярное объяснение таджика как «венценосца» красноречиво говорит о сильном характере народа. Где живут Люди в основном проживают на территории Афганистана, Таджикистана. Большое количество таджиков проживает в Кыргызстане, Узбекистане, Пакистане. Таджики в Афганистане составляют персоязычное население озера Хамун и бассейна Герируд. Антропология и генетика Группа таджикских детей Антропологически большинство таджиков в основном горцы принадлежат к памиро-ферганской расе великой кавказской расы. Таджики южного Афганистана Кабулистан и западных территорий граничащие с Ираном антропологически тяготеют к индоиранской ирано-афганской расе.

У равнинных таджиков есть примесь монголоидных элементов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце 19 — начале 20 веков, дает следующую характеристику таджиков: Внешние физиогномические характеристики таджиков ясно показывают основные характеристики иранского типа: в основном они среднего роста, с широким и крепким костяком; их лицо длиннее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, большому носу и широкому рту можно сделать вывод о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы и густая борода. Горные таджики Раньше от жителей равнины по языку и особенно по условиям жизни высокогорье гарча, или галча, заметно отличалось от слова гаргора. Высокогорный регион назывался Гархистан. По словам В. Бартольда, в некоторых населенных пунктах, например в Бухарском эмирате, и в его время сарты отличались от таджиков не по языку, а по бытовым характеристикам, относя термин сарт в основном к гражданам, термин таджик — к гражданам жители таджикского села, но название сарт иногда распространялось и на жителей гор: Галчи.

Слово галча в литературе домонгольского периода записывается как гарча и происходит от слова гар гора упоминается диалектная форма гарч. Гаршистан у арабов также Гаршистан с обычной заменой звука h на звук sh , то есть область высокогорья, в 10 веке в основном назывался областью верхнего Мурраба в современном Афганистане, который составлял особый товар. Но есть также разговоры, по крайней мере, в XII веке, о «Самаркандском Гархистане», очевидно, что необходимо понимать верхний Зеравшанский регион, и его точные определения терминов Гарча и Гарчистан можно найти в исторических данных. Географ начала 13 века Якут под «Гарш», «Гаршистан» имел в виду только горный регион к востоку от Герата, к западу от Гура, к северу от Газны и к югу от Мэрверруда, хотя сам он находился в другом месте, согласно XII веку автор Самани, о Самарканде Гархистан. В эпоху ислама можно встретить, судя по составу звука, термины очень древнего происхождения: гора гар, гарча, или в современном произношении гальч, горец, гарч или гарчистан — горный край. Район верховий Мурраба Мервско , который до начала XI века составлял особое княжество, особенно назывался Гархистан. Насколько известно, в средневековой литературе нет примеров употребления этого термина для жителей горных районов верхнего течения Амударьи.

Мусульманские писатели, похоже, не объединили идею особого языка, непонятного для других, с концепцией garches, или девушек. О диалекте Мургабского Гархистана говорится только то, что, как и следовало ожидать из географического положения этого региона, он представлял собой золотую середину между диалектами Герата и Мерва. А в наше время слово галча использовалось в Средней Азии в значении альпиниста, а не для обозначения особой языковой группы. Русский посол Мейендорф услышал в 1820 году в Бухарском ханстве, что бедные и независимые люди, жившие к востоку от Бухары и к северу от Гиссара, то есть в верхнем Зеравшане, говорили по-персидски и не знали другого языка, но внешне сильно отличались от таджиков. Наиболее широко термин галч встречается у английского исследователя Шоу 1876 , согласно которому под этим именем известны жители Куляба, Матчи, Каратерина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана, Бадахшана, Зебака или Санглича, Минджана среди их турецких и других соседей. В немецком, сборнике данных по иранской филологии, в статье В. Гейгера слово галч считается родовым названием иранских жителей долин Памира, говорящих на особых диалектах.

Дарваз, Куляб, Каратегин и Бадахшан исключены из этой области, где они говорят на том же таджикском языке, что и равнины. Во всяком случае, судя по этимологическому происхождению, в слове галча нет ничего оскорбительного, но из-за низкого уровня культуры горцев оно использовалось низинными жителями с оттенком презрения. В персидских словарях слову гарчеги название, производное от слова гарча придается значение глупости, невежества. Для слова галча — значение странника.

Накормили нас традиционным блюдом из дикого козла.

Устроили культурную программу в Гарм Чашме , посетили самый высокогорный ботанический сад и местную ГЭС — благодаря ей, в Хороге, нет проблем с электроэнергией. На афгано-таджикском приграничном рынке купили местные сувениры и джурабы — это местные традиционные шерстяные носки с высоким и широким голенищем и оригинальным орнаментом, связанные из шерсти горных яков. По дому ходить — нет ничего лучше, мои до сих пор носят. Покупали у бабули лет 90, спрашиваем — Это ручная работа? А она еле шевеля губами отвечает — Конечно милок, ногами то мы еще вязать не научились… Все просто выпали Джурабы Хотелось еще задержаться, но срочные дела в Душанбе вынудили оперативно выдвинуться обратно, поэтому поездка в Мургаб так и осталась неосуществленной.

Время пять утра, сидим завтракаем в гостинице и робкий голос такой — Дорога сложная, по-бурханить бы нужно… Все на него — Да сколько пьянствовать то можно, итак сюда ехали всю дорогу бурханили, хорош уже! Так и поехали. Первый звоночек не заставил себя долго ждать — при проезде очередного поворота сверху посыпались камни. Первая машина проехала и аккурат между ней и нами начали камни падать, небольшие, не больше арбуза Хорошо вовремя увидели и затормозили. Вышли расчистили дорогу и дальше.

Опять голос тихий — Может по-бурханить… — Молчи уже, пьянству бой! Через час упираемся уже в серьезный обвал заблокировавший проезд по дороге — оказывается землетрясение было, поэтому и камни падали. Стоим ждем пока дорогу расчистят, но мужественно сопротивляемся байкальским традициям. Дорогу расчистили, едем дальше, вроде все сложности позади. И тут одна из машин сопровождения вдруг глохнет и останавливается.

Все попытки ее завести ни к чему не приводят. Консилиум "специалистов" разбирает пол-двигателя, срезает все фильтры, но эффект нулевой — двигатель не заводится… Принимаем решение дотянуть ее до ближайшего кишлака и там уже оставить дожидаться помощи. И тут выясняется, что ни в одной из трех машин нет троса для буксировки. Это вообще капец — ехать в такую дорогу и трос с собой не брать. Срезаем ремни безопасности, делаем веревку и берем на буксир.

По такому бездорожью, с постоянными спусками и подъемами, веревка выдержала недолго… В итоге мы стоим посреди узкой горной дороги, с одной стороны вертикальная скала, с другой песчаный берег Пянджа. Прямо пляж готовый На той стороне находится афганский кишлак, который был полностью уничтожен залпом из ГРАДа, вместе со всеми его жителями, после того как старейшины отказались выдать моджахедов, вырезавших нашу заставу. Воронки до сих пор хорошо различимы. А сейчас по тропе идут современные моджахеды в чапанах, впереди знаки мины, сзади танк подбитый — романтика… Охрана с автоматами залегла — оттуда могут и стрельнуть запросто… И тут уже уверенный голос — Ну что, может быть хоть сейчас по-бурханим? Ладно, делать все равно нечего, бурхань!

Он берет бутылку водки, обходит машину, шепчет что-то там себе под нос, поливает водкой колеса… А теперь, говорит, все по 100 грамм и до дна! Ну надо так надо! В этот момент водитель поворачивает ключ зажигания и двигатель заводится… Сказать, что все остолбенели — это ничего не сказать, несколько минут все стояли молча застыв в неестественных позах. Мозг отказывался этому верить, потому что так не может быть. Чтобы в такое поверить нужно это испытать на себе и желательно в экстремальной ситуации.

Естественно это не канал Рен-ТВ и никакого чуда не произошло. Все оказалось прозаично. Под левой коленкой водителя был переключатель газ-бензин и во время езды по такой тряске он потихоньку опустился вертикально вниз и очутился в таком положении, что и не газ и не бензин, но никто не обратил внимания. А водитель, когда садился, видимо, задел его коленкой, он включился на бензин и двигатель завелся. Все просто, а то приметы.

Едем дальше, Алик говорит — Вы хотите ехать по более лучшей и пологой дороге, но длинной, или плохой, горной, но короткой? Нам уже было ничего не страшно, поэтому выбрали дорогу через перевал — и оно стоило того. Виды открываются просто потрясающие. А культурную составляющую организовывал Алик, рассказывая где в гражданскую войну танки жгли, где засады устраивали и где кого в плен брали. Подходы заминированы, а пулемет простреливает все пространство Если есть возможность то лучше проехать к Памиру обоими путями.

Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции. Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод.

При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным. В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами. Основные занятия Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством.

В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством.

Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.

Если таджики традиционно исповедуют ислам суннитского толка, то памирцы в своей массе — исмаилиты до этого буддисты, еще раньше — зороастрийцы. Таджикский язык относится к западноиранским языкам, а памирский — уже к восточноиранским. Какая нация живет в Памире? Памирские народы Таджикистан Горно-Бадахшанская автономная область : 135 000. Афганистан Бадахшан : 45 000. Пакистан Гилгит-Балтистан, Читрал : 44 000. Китай Ташкурган-Таджикский автономный уезд и прилег. Россия: 363 2010 г.

После поражения Бухарского эмирата русскими войсками, начинается период полной самостоятельности бекств.

Усилилась борьба и вражда между ними. В 1870 го верховья Зеравшана были присоеденены к России, в результате его была ликвидирована политическая раздробленность и созданы нормальные условия для роста и развития народного хозяйства, расширения экономических связей с другими районами Средней Азии. До установления Советской власти горный Таджикистан продолжал оставаться страной полного бездорожья и единственными путями сообщения были горные тропы через перевалы и ущелья. Край был оторван от экономически и культурно более развитых районов, расположенных на равнине, что задерживало его развитие. Малоземелье, большие налоги, нехватка хлеба приводили к тому, что ежегодно сотни безземельныхи малоземельных крестьян отправлялись на поиски дополнительных заработков, а также промышленных товаров в крупные города Средней Азии -Коканд, Ташкент, Бухару и Самарканд. Горцы привозили различные ткани как кустарные, так и фабричные, хлопок, изделия из железа, посуду. Продукты и товары из городов привозились в горы и приезжавшими туда торговцами. Торговые связи существовали и внутри самого горного Таджикистана.

Обычным был натуральный обмен, деньги мало распространены. Быт изменялся очень медленно. После Октябрьской революции и установления в крае Советской власти были приняты меры по восстановлению разрушенного хозяйства. Население было освобождено от сельскохозяйственного налога, широко проводилось кредитование неимущих хозяйств, увеличился ввоз промышленных товаров, восстанавливалась ирригация, улучшались пути сообщения. Важное политическое значение имело внедрение в жизнь законов о раскрепощении женщин и всеобщем обучении. Таджики постепенно начали развивать свое народное хозяйство и культуру. Широкова 1976: 15-18 Читайте также: Что значит несовместимость лекарств Поселение и жилище Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат.

Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов.

В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального имущественного положения владельца его. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев.

Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной.

Они принадлежат семьям, в которых мусульманские традиции не входят в противоречие с современностью. Такие есть в городах и на селе. Женщины получают образование, специальность, работают преподавателями, врачами, работниками торговли и сферы услуг, занимаются наукой и спортом, делают карьеру на государственной службе. Независимые женщины.

В этом случае подразумевается личная независимость, хотя женщина может состоять в браке и быть многодетной матерью. Про таких раньше говорили «освобождённые женщины Востока». Среди них большой процент получивших высшее образование в том числе за границей. Эти женщины работают на высокооплачиваемых должностях или делают индивидуальную карьеру в коммерции, юриспруденции, науке или искусстве. Они известны за пределами Таджикистана и не чуждаются правозащитной деятельности. Как живётся таджикским пенсионерам Восточное почитание старшего поколения не вполне соответствует финансовой обеспеченности пенсионеров. Таджикские мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, женщины — в 58 лет. Средняя пенсия составляет 230 сомони около 30 долларов США.

Обеспечением стариков занимается Агентство социального страхования и пенсий при правительстве республики В 2015 г. Власти Таджикистана с удовлетворением встретили результаты исследования. Простой народ — со скепсисом. Возможно, иностранные специалисты чрезмерно доверились официальной статистике. Культурная жизнь Таджикская культура своими корнями уходит в средневековую персидскую. Персы и таджики близкородственные народы. И те и другие почитают Рудаки, Авиценну, Фирдоуси как своих. С XIX века среди таджиков усиливается просветительская роль России.

Совместное проживание русских и таджиков в одном государстве породило феномен современной таджикской культуры. Мирзо Турсун-заде прославил свою родину в стихах В 1929 начал действовать драматический театр, в последующие годы открылся музыкальный театр и балетная школа. С 1931 г. В советское время происходило формирование национальной творческой интеллигенции и научно-преподавательских кадров. Наиболее популярны и любимы в народе выступления фольклорных ансамблей. Выдающийся просветитель Мирзо Турсун-заде 1911—1978 является классиком как таджикской, так и советской литературы. Русские в Таджикистане Судьбы русских в Таджикистане во многом схожи с участью русских в других среднеазиатских республиках.

До установления Советской власти горный Таджикистан продолжал оставаться страной полного бездорожья и единственными путями сообщения были горные тропы через перевалы и ущелья.

Край был оторван от экономически и культурно более развитых районов, расположенных на равнине, что задерживало его развитие. Малоземелье, большие налоги, нехватка хлеба приводили к тому, что ежегодно сотни безземельныхи малоземельных крестьян отправлялись на поиски дополнительных заработков, а также промышленных товаров в крупные города Средней Азии -Коканд, Ташкент, Бухару и Самарканд. Горцы привозили различные ткани как кустарные, так и фабричные, хлопок, изделия из железа, посуду. Продукты и товары из городов привозились в горы и приезжавшими туда торговцами. Торговые связи существовали и внутри самого горного Таджикистана. Обычным был натуральный обмен, деньги мало распространены. Быт изменялся очень медленно. После Октябрьской революции и установления в крае Советской власти были приняты меры по восстановлению разрушенного хозяйства.

Население было освобождено от сельскохозяйственного налога, широко проводилось кредитование неимущих хозяйств, увеличился ввоз промышленных товаров, восстанавливалась ирригация, улучшались пути сообщения. Важное политическое значение имело внедрение в жизнь законов о раскрепощении женщин и всеобщем обучении. Таджики постепенно начали развивать свое народное хозяйство и культуру. Широкова 1976: 15-18 Читайте также: Что значит несовместимость лекарств Поселение и жилище Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте.

Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы.

Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального имущественного положения владельца его. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной.

Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т.

Познакомилась с памирцем.

Граница, которая разделила памирские народы между Таджикистаном и Афганистаном. Уникальность языка памирцев заключается в том, что они говорят на памирских диалектах, которые отличаются от таджикского языка. 33 фото. Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? изображения. Зеленоглазые и светловолосые: чем уникальны лица таджиков? Как живут таджики у себя на родине: 02 февраля 2015, 11:01 - новости Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком. Памирцы используют памирский диалект, который отличается от более широко распространенного таджикского языка. Памирцы исповедуют исмаилизм, а большинство местных жителей являются шиитами-исмаилитами, что довольно нехарактерно для данной территории.

Арии высокогорья Таджикистана. Антропология Памира.

В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 гг. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз молятся всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам. История народа Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет.

История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы — потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет. По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы — древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири. Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада.

Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах. Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев.

Рычков прямо пишут об этом. У других исследователей эта мысль подразумевается. Для проверки ее сопоставим памирцев и узбеков по основным признакам, пользуясь сначала краниологическими материалами. Памирцы представлены данными по двум группам, по-видимому, середины II тысячелетия н. Гинзбурга 2 табл. В таблицы не включены описательные характеристики рельефа черепа, а также величины углов наклона лба, ибо они дают не очень сравнимые и поэтому не очень объективные результаты.

Но по скуловому диаметру очевидны существенные различия между узбеками и памирцами, свидетельствующие о массивности лицевого скелета у первых по сравнению со вторыми. Это подтверждается и величинами верхней высоты лица, заметно большими в узбекских сериях. Размеры черепа, особенно в высоту, у памирцев в целом также меньшие. Носовые кости в памирских сериях выступают сильнее, лицевой скелет более профилирован.

Встретили процессию которая везла невесту — девушка в свадебном наряде гордо восседала на ишаке во главе колонны, дальше шло навьюченное приданое, а потом уже пешком шагали сопровождающие. Причем двигаются они довольно быстро — мы их обогнали, сколько-то проехали, остановились перекусить — смотрим, а они уже догнали нас. Хорог Так петляя по ущельям мы, уже затемно, наконец-то въехали в Хорог. Кстати, для посещения ГБАО необходимо заранее оформлять пропуска, на посту их проверяют, но у нас все было в порядке.

Вселились в гостиницу, которая находится в обычном частном доме, мы всей компанией заняли ее полностью. Там все находится в частных домах — наш офис тоже в обычном частном доме был, а во дворе сотрудники огород садили. Несмотря на то что Хорог — это небольшой поселок, в нем находится Исламский университет, Здание Исламского университета в окружении традиционных построек очень престижный в исламском мире и куда студенты и преподаватели приезжают из разных стран. Порой на улице английскую речь можно услышать чаще русской и тем более таджикской. В Хороге очень высокий уровень образования — кроме мозгов выживать им больше не чем. Кстати, когда ехали по-дороге обратно, рано утром, постоянно видели школьников, которые в школьной форме и с ранцами шли, кто один, кто группами, включая младшеклассников, в школу и, судя по всему, не меньше 10 км! Все ревизии и инвентаризации прошли успешно. Накормили нас традиционным блюдом из дикого козла.

Устроили культурную программу в Гарм Чашме , посетили самый высокогорный ботанический сад и местную ГЭС — благодаря ей, в Хороге, нет проблем с электроэнергией. На афгано-таджикском приграничном рынке купили местные сувениры и джурабы — это местные традиционные шерстяные носки с высоким и широким голенищем и оригинальным орнаментом, связанные из шерсти горных яков. По дому ходить — нет ничего лучше, мои до сих пор носят. Покупали у бабули лет 90, спрашиваем — Это ручная работа? А она еле шевеля губами отвечает — Конечно милок, ногами то мы еще вязать не научились… Все просто выпали Джурабы Хотелось еще задержаться, но срочные дела в Душанбе вынудили оперативно выдвинуться обратно, поэтому поездка в Мургаб так и осталась неосуществленной. Время пять утра, сидим завтракаем в гостинице и робкий голос такой — Дорога сложная, по-бурханить бы нужно… Все на него — Да сколько пьянствовать то можно, итак сюда ехали всю дорогу бурханили, хорош уже! Так и поехали. Первый звоночек не заставил себя долго ждать — при проезде очередного поворота сверху посыпались камни.

Первая машина проехала и аккурат между ней и нами начали камни падать, небольшие, не больше арбуза Хорошо вовремя увидели и затормозили. Вышли расчистили дорогу и дальше. Опять голос тихий — Может по-бурханить… — Молчи уже, пьянству бой! Через час упираемся уже в серьезный обвал заблокировавший проезд по дороге — оказывается землетрясение было, поэтому и камни падали. Стоим ждем пока дорогу расчистят, но мужественно сопротивляемся байкальским традициям. Дорогу расчистили, едем дальше, вроде все сложности позади. И тут одна из машин сопровождения вдруг глохнет и останавливается. Все попытки ее завести ни к чему не приводят.

Консилиум "специалистов" разбирает пол-двигателя, срезает все фильтры, но эффект нулевой — двигатель не заводится… Принимаем решение дотянуть ее до ближайшего кишлака и там уже оставить дожидаться помощи. И тут выясняется, что ни в одной из трех машин нет троса для буксировки. Это вообще капец — ехать в такую дорогу и трос с собой не брать. Срезаем ремни безопасности, делаем веревку и берем на буксир. По такому бездорожью, с постоянными спусками и подъемами, веревка выдержала недолго… В итоге мы стоим посреди узкой горной дороги, с одной стороны вертикальная скала, с другой песчаный берег Пянджа. Прямо пляж готовый На той стороне находится афганский кишлак, который был полностью уничтожен залпом из ГРАДа, вместе со всеми его жителями, после того как старейшины отказались выдать моджахедов, вырезавших нашу заставу. Воронки до сих пор хорошо различимы. А сейчас по тропе идут современные моджахеды в чапанах, впереди знаки мины, сзади танк подбитый — романтика… Охрана с автоматами залегла — оттуда могут и стрельнуть запросто… И тут уже уверенный голос — Ну что, может быть хоть сейчас по-бурханим?

Ладно, делать все равно нечего, бурхань! Он берет бутылку водки, обходит машину, шепчет что-то там себе под нос, поливает водкой колеса… А теперь, говорит, все по 100 грамм и до дна! Ну надо так надо! В этот момент водитель поворачивает ключ зажигания и двигатель заводится… Сказать, что все остолбенели — это ничего не сказать, несколько минут все стояли молча застыв в неестественных позах. Мозг отказывался этому верить, потому что так не может быть.

Самое позднее, с начала II тысячелетия до н.

Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т. Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее. Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык.

В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков сартов из Таджикистана и таджиков из Узбекистана. У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана. Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны.

Как живут в Москве памирцы

В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы – это таджики. Плюс ко всему существуют памирцы, которые свой язык потеряли, говорят на таджикском, но таджиками себя НЕ осознают. ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ (памирцы, самоназвание – помири), группа иран. народов. М., 1972; Мухиддинов И. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX – начале XX в.: (историко-этнографический очерк). Памирцы – это другой народ, сильно отличающийся от таджиков. Жилища Памирцев, в отличие от других мусульманских семей оборудованы скамейками и имеют четкие и правильные геометрические формы.

Кто такие Памирские таджики?

КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history — 📺 Genby! Несмотря на экономические трудности, таджики очень приветливый народ.
Чем Памирские народы отличаются от Таджиков?, Видео, Смотреть онлайн КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history.

Памирцы: самый загадочный народ в СССР

Жилища Памирцев, в отличие от других мусульманских семей оборудованы скамейками и имеют четкие и правильные геометрические формы. Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира.

К какой расе относятся таджики: кто они такие и откуда произошли

Однако существуют и определенные различия между этими группами. Таджики — мусульмане суннитского толка, как и большинство жителей Таджикистана. Ислам играет значительную роль в их жизни и культуре. Таджики отличаются своей гостеприимностью и традиционными ценностями. Одной из особенностей таджикской культуры является также высокая ценность, которую они придают семейным узам. Семья играет важную роль в жизни таджиков, и члены семьи обычно тесно связаны.

В течение многих столетий таджики развивались в окружении различных народов и культур, что влияло на их язык и обычаи. Однако они сохраняют свою идентичность и уникальные черты, делая их отдельным этносом. Культура и традиции Памирцы: У памирцев богатая и уникальная культура, которая формировалась веками. Одним из важных элементов памирской культуры является приверженность традициям и обычаям, передаваемым из поколения в поколение. Памирцы придают большое значение семье и достоинству личности.

Традиционная одежда памирцев отличается яркими цветами и узорами. Женщины носят платья, украшенные вязаными элементами, золотыми украшениями и платками на голове. Мужчины предпочитают носить традиционное платье «чахона». Памирцы также известны своим музыкальным наследием. Они играют на таких инструментах, как рубаб, сетор и гитара сарод.

Местные песни повествуют о любви, природе и исторических событиях. Традиции памирцев включают такие обычаи, как гостеприимство, трактовка гостей, свадьбы и другие праздники, а также уход за старшими и уважение к авторитету. Таджики: Таджики имеют богатую историю и культуру, которая была сформирована под влиянием таких народов, как персы, монголы и русские. Традиции и обычаи таджиков также передаются из поколения в поколение и являются важной частью их культурного наследия. Традиционная таджикская одежда отличается своей красотой и яркостью.

Женщины носят яркое и украшенное платье, украшенное вышивкой и камнями. Мужчины предпочитают носить традиционное платье «курта» и «чалма». Музыка также играет важную роль в культуре таджиков.

Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу.

При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17]. Граница по р.

Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления. В Ишкашиме и Вахане: «сеиды» — потомки духовной касты, «акобиро» — военная аристократия наукяры , «чокар» — слуги. В Шугнане: «сеиды» — потомки духовной касты, «миры» — благородные люди, «факиры» — простой народ.

В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий каумов : «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ. Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй. В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло. Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени [16] [18].

Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев. Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК [19]. Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия [ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс.

Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты-исмаилиты- низариты и следуют Ага-хану [22].

Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23]. Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24]. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам.

Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация [ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж.

В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26]. Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27].

Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования.

Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным. В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами. Основные занятия Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни.

Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством. В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством. Зимой животные находились в кишлаках, а на лето выгонялись на пастбища. К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей.

Далее Все перечисленные гипотезы объединяет признание единства антропологического типа узбеков, таджиков и памирских народов. Различия между ними сводятся только к разной доле монголоидного компонента в составе узбеков, с одной стороны, и памирцев — с другой. В качестве эталона чистых представителей памиро-ферганской расы фигурируют обычно горные таджики и памирцы, в составе которых монголоидная примесь практически отсутствует.

Швидецкая и Ю. Рычков прямо пишут об этом. У других исследователей эта мысль подразумевается.

Для проверки ее сопоставим памирцев и узбеков по основным признакам, пользуясь сначала краниологическими материалами. Памирцы представлены данными по двум группам, по-видимому, середины II тысячелетия н. Гинзбурга 2 табл.

В таблицы не включены описательные характеристики рельефа черепа, а также величины углов наклона лба, ибо они дают не очень сравнимые и поэтому не очень объективные результаты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий