Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года. Писатель Дмитрий Яснов — автор «Чучела-Мяучела» — умер в возрасте 74 лет.
Чучело. Владимир Железников
Знаменитая повесть «Чучело» известного детского писателя Владимира Карповича Железникова (род. в 1925 г.) вышла в свет в 1981 году. То, что пережила главная героиня повести Владимира Железникова «Чучело», смог бы вынести далеко не каждый взрослый. Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года. Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело. Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами. Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года.
В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело"
Основным аргументом было: «Мама не разрешила! Я просто делала то, что от меня требовал Ролан Быков. Нас было человек двадцать детей. Мы смеялись, ели мороженое, заводили детские романы. И вдруг команда режиссера: «Так, ты сейчас идешь вперед, а вы через некоторое время догоняете ее и бьете…» Перед важными сценами Быкову иногда приходилось меня изолировать — я смешливая, а нужно было плакать» Выход фильма на экран. Еще до выхода фильма на экраны Ролану Антоновичу потребовались мужество и стойкость. Невозможно подсчитать количество разных комиссий на Мосфильме по поводу снимающейся ленты «Чучело».
Фильм оказывался жестче и беспощаднее сценария. Это вызвало споры и целую волну критики. Быкова упрекали в избыточном изображении детской жестокости. Прессинг на его работу был мощным, как никогда. Все нападки коллег были только репетиций перед настоящей схваткой, которой произошла, когда картина вышла на всесоюзный экран. Сначала буквально взорвались газеты: огромные статьи, подписанные известными именами, выходили с обличительными заголовками.
Трудовые и педагогические коллективы требовали, чтобы Ролан Быков приехал к ним и ответил, где он видел настолько жестоких детей и зачем он сделал эту картину. И он приезжал. И рассказывал, что снимал «Чучело», как заказ времени и заказ совести. И у него уже есть опыт, когда все ополчились на него за фильм «Айболит—66». А через несколько лет картину приняли. И поняли.
Просто есть фильмы, которые опережают свое время. И надо чтобы зритель вырос и изменился. И «Чучело» именно такой фильм, убеждал Ролан Антонович своих зрителей.
А все этажи уже взорвались, как бомба, и десятки ног с топотом неслись по коридору и лестницам, и десятки голосов радостно галдели, проносясь мимо наших дверей. Какой-то умник всунул голову в наш класс и завопил: «Чего вы сидите? Рыжий не выдержал: «Маргарита Ивановна, мы на автобус не опоздаем? Мы не едем в Москву! Этого никто не ожидал. Он был в ужасе. Попов вскочил и схватил два чемодана — свой и Шмаковой.
Мы со Шмаковой ни при чем! Так что никто никуда не поедет! И вот в это время вдруг раздался смех. Все вздрогнули. Кто это смеется в такой момент? Что за сумасшедший! А это — Васильев! Наш чудик. Вот он кто. Ходит за ними тенью… Не перебивай меня, сам дальше увидишь, какой он «хороший».
Все они такие хорошие, прямо золотые — ты увидишь!.. Ты лучше слушай, слушай!.. Значит, когда этот чудик сказал Маргарите, что она шутит, то она ему ответила, что вовсе не шутит. С чего ты это взял, мол, дурачок такой-этакий. Это вы не едете! А теперь вы едете, а мы нет. А мы же вместе собирались». А Маргарита как стала возмущаться: «Ты на самом деле так думаешь, Васильев? Или прикидываешься? Получила выговор.
Вполне достаточно для меня. Я должна была раньше уехать в Москву, имела полное право, а я отложила свой отъезд. В Москве, — говорит, — на меня обиделись…» Ну нам-то всем было понятно, кому она звонила и кто на нее обиделся — жених. Она с этим женихом прямо обалдела. В день по сто раз про него вспоминала, даже когда не надо: «Жених, жених!.. Маргарита от ее слов обалдела. У нее чуть глаза не повисли на ниточках. Она прямо заикой стала. А Маргарита еще больше обалдела: «Ты что же, думаешь, что надо стыдиться только воровства? Они как с цепи сорвались.
Это они от обиды на Маргариту и на себя, что оказались дураками — променяли Москву на кино. А Димка вертелся волчком, подбегал то к одному, то к другому, стараясь заткнуть ребятам рты, прямо летал по классу. А ребята орали: «Мы в Москву не хотим!.. И пошла к выходу. В Москву на свои деньги… Я сейчас к директору… Он нас простит. Честное слово, мы больше не будем. Маргарита Ивановна, можно я к директору? Маргарита крутнулась на каблуках, медленно вернулась, взяла копилку в руки, подняла высоко над головой и… грохнула об пол! Ну, это было как извержение вулкана! Или как землетрясение!..
Лично у меня пол под ногами заходил ходуном. До сих пор мы еще на что-то надеялись, вроде чудика Васильева. А тут поняли: не видать нам Москвы как своих ушей. Все сидели тихо, но как только дверь захлопнулась, бросились к разбитой копилке. И началось… «Давайте ей назло разделим деньги и погуляем! А чудик Васильев еще хотел их остановить. Лохматый оттолкнул его и приказал: «Дели, Шмакова! А Димка вдруг сорвался с места как бешеный и стал всех отталкивать: «Не трогайте! Я сейчас эти деньги сам соберу и достану новую копилку! Ну, тут на помощь Вальке бросились Лохматый и Рыжий.
Они скрутили Димке руки, влезли в его карманы и вытащили деньги. А он, такой бедненький, бился у них в руках, изворачивался, выкручивался. Потом они его отпустили. Ах ты, Димочка, Димочка! Командир ты наш главный… Откомандовался!.. И Димку она совсем убила — он сидел как побитая собака. Мне его было жалко. А Шмакова тем временем считала деньги — шевелила губами, точно листья шелестели по траве. Нос у нее удлинился, она и носом помогала себе считать. Только один раз отвлеклась, когда краем глаза увидела, что Валька стащил рублевку и спрятал в карман.
Все места заняты. К маме подошла билетер, сказала, что фильм для взрослых. Мама ответила, что мне уже 7 лет. Серьезная тетя ушла, а я села между мамой и папой. Фильм напоминал наш поселок: неуютный, заброшенный, с редкими дореволюционными аристократичными зданиями, со старыми избами, с парикмахерской, разместившейся по соседству с овощным магазином, со сломанными скамейками. И мне жалко было дедушку. Уже тогда я понимала, что ему тяжело жить с людьми, которые воспитаны по-другому, по-советски, где предатель — это необходимая роль, без которой социума не будет.
Эльвира Гарайшина Психолог, психоаналитик Главная героиня, Лена Бессольцева, с идеальными представлениями о мире пришла новенькой в шестой класс. У нее есть любящий дедушка, который скупает у горожан картины своего крепостного деда-художника. Иногда отдает за это последнее. Денег даже на новое пальто нет. И он, не задумываясь, годами латал старое. Это никого не смущало, маленькие дети его любили, бабушки восхищенно охали на лавочках, глядя на пожилого, но крепкого мужчину, ветерана войны.
В повести, приняв на себя чужую вину, Лена с достоинством проходит через все испытания и унижения, в конце концов уезжая из города с гордо поднятой головой. А её одноклассникам приходится повзрослеть и переосмыслить своё жестокое поведение и несправедливое отношение к сильной духом девочке, пережившей самый страшный бойкот, который только можно себе представить. Слушать аудиокнигу про Чучело так прозвали Лену дети лучше детям среднего и старшего школьного возраста.
Чучело. Повести
И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой артиллерии со всевозможными мортирами и гаубицами, с запасными лафетами и полевыми кузницами, превратив и без того худые местные дороги в сплошное месиво. А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя живота своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно, хотя совсем было непонятно, откуда они взяли силы. После такого длинного отступления, голода и эпидемий. И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка — где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. А первая империалистическая как буря унесла из городка всех мужчин и вернула их наполовину калеками — безрукими, безногими, но злыми и бесстрашными. Свобода была дороже им собственной жизни. Они-то и принесли революцию в этот тихий, маленький городок. Потом, много лет спустя, пришли фашисты — и прокатилась волна пожаров, виселиц, расстрелов и жестокого опустошения.
Но прошло время, окончилась война, и городок вновь возродился. Он стоял теперь, как и прежде, размашисто и вольно на нескольких холмах, которые крутыми обрывами подступали к широкой излучине реки. На одном из таких холмов и возвышался дом Николая Николаевича — старый, сложенный из крепких бревен, совершенно почерневших от времени. Его строгий, простой мезонин с прямоугольными окнами затейливо украшали четыре балкончика, выходящие на все стороны света. Черный дом с просторной, открытой ветрам террасой был совсем не похож на веселые, многоцветно раскрашенные домики соседей. Он выделялся на этой улице, как если бы суровый седой ворон попал в стаю канареек или снегирей. Дом Бессольцевых давно стоял в городке. Может быть, более ста лет. В лихие годы его не сожгли.
В революцию не конфисковали, потому что его охраняло имя доктора Бессольцева, отца Николая Николаевича. Он, как почти каждый доктор из старого русского городка, был здесь уважаемым человеком. При фашистах он устроил в доме госпиталь для немецких солдат, а в подвале в это время лежали раненые русские, и доктор лечил их немецкими лекарствами. За это доктор Бессольцев и был расстрелян, здесь же, посреди своего широкого двора. На этот раз дом спасло стремительное наступление Советской Армии. Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались. Многие из них остались лежать где-то в безвестных братских могилах, которые печальными холмами разбросаны повсеместно в Центральной России, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и во многих других местах нашей земли. До приезда Николая Николаевича в доме жила одинокая старуха, одна из Бессольцевых, к которой все реже и реже наезжали родственники — как ни обидно, а род Бессольцевых частично рассыпался по России, а частично погиб в борьбе за свободу. Но все же дом продолжал жить своей жизнью, пока однажды разом не отворились все его двери и несколько мужчин молча, медленно и неловко не вынесли из него на руках гроб с телом сухонькой старушки и не отнесли на местное кладбище.
После этого соседи заколотили двери и окна бессольцевского дома, забили отдушины, чтобы зимой дом не отсырел, прибили крестом две доски на калитку и ушли. Впервые дом оглох и ослеп. Вот тут-то и появился Николай Николаевич, который не был в городке более тридцати лет. Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел. Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь.
Собственно, у повести Железникова такая библейская конструкция. На сегодняшний день эта история не менее актуальная чем в 1980-е», - рассказал Карабанов во время очной защите проектов, которые претендуют на финансирование Фонда кино. По его словам, сейчас все конфликты переносится в социальные сети. Он отметил, что травля там «более жесткая, чем в реальной жизни», так как тот, кто обижает другого чувствует себя безнаказанным. Карабанов отметил, что съемки будут проходить в формате screenlife, так как часть картины будет проходить в виртуальном пространстве.
Это приводит к тому, что личность перестает развиваться. Она словно затвердевает в примитивной избыточной агрессии. Мы видим, как это происходит на примере взрослого Петьки, который зашел в класс к брату Вальке с сигаретой во рту. Они зарабатывают деньги на поимке собак для живодерни. И со всеми разговаривают из позиции силы. Эльвира Гарайшина Психолог, психоаналитик Отъезд Лены Бессольцевой из враждебного города вместе с дедушкой, который даровал городу бесценную коллекцию картин, — это мудрое и единственно правильное решение. Сложно жить там, где даже стены города пропитаны кровью и насилием. Вспомним, как дедушка рассказывал внучке, как его отца расстреляли рядом с домом фашисты во время войны. Фашисты ушли, а злость осталась. Лена, напитанная любовью семьи, поддержкой, будет постоянно вызывать зависть у сверстников, бедных на родительское теплое участие. Эльвира Гарайшина Психолог, психоаналитик Финальная сцена, когда дети рассматривают старинную картину Марии Бессольцевой, пра-пра-прабабушки Лены, и плачут, раскаиваются, пишут на доске «Чучело, прости нас! Внучка с дедушкой пробудили в городе раскаяние, заставили посмотреть вглубь себя и встретиться с внутренней жестокостью, но цена этого познания была слишком высока. Прежде всего для маленькой девочки Лены, которая в этой травле стала сильнее и гораздо взрослее.
Тратит на них уйму денег, а оставшиеся, все без остатка, отдает за дрова. И топит — подумать только! И всегда почему-то ночью, зажигая свет во всех комнатах. Сколько же у него деньжищ уходило зазря: легким дымом через печные трубы в небо, ярким светом электричества в ночь, а главное, на новые картины — мало ему было своих! Вот поэтому и гол как сокол. В городке относились к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием. То, как он жил, горожанам было непонятно и недоступно, но у многих вызывало уважение. И между прочим, люди привыкли к тому, что дом Бессольцевых светился ночью и стал в городке своеобразным маяком, ориентиром для запоздалых путников, издалека возвращавшихся в темноте домой. Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле. Соседи могли подумать про Николая Николаевича, что он до ужаса одинок и поэтому несчастен. Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях. За это дети дразнили его «заплаточником», но, кажется, он их даже не замечал. Редко-редко он вдруг оглядывался и смотрел им вслед с нескрываемым удивлением. Тогда они стремительно уносились от него, хотя он никогда не ругался и не гнался за ними. Если с ним вступали в праздные разговоры, то он отвечал односложно и быстро уходил прочь, нахохлившись, как птица на холоде. Но однажды Николай Николаевич появился на улицах городка не один. Он шел в сопровождении девочки лет двенадцати, какой-то необычно важный и гордый, непохожий на себя. Останавливался с каждым встречным-поперечным и произносил одну и ту же фразу, показывая на девочку: «А это Лена… — И, внушительно помолчав, добавлял: — Моя внучка». Ну как будто рядом с ним была не девчонка, а какая-нибудь всемирно известная величина. А внучка его, Ленка, каждый раз отчаянно смущалась и не знала, куда деваться. Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика. В первый же день своего появления в городке Ленка раз по сто появлялась на каждом из четырех балкончиков и с любопытством смотрела на все четыре стороны света. Ее в равной степени интересовали и север, и юг, и восток, и запад. Жизнь Николая Николаевича после приезда Ленки почти не изменилась. Правда, теперь в магазин за творогом и молоком бегала Ленка, а сам он изредка покупал на базаре мясо, что раньше за ним не водилось. Осенью Ленка пошла в шестой класс. Вот тогда-то и произошла эта история, которая навсегда сделала Бессольцевых — Николая Николаевича и Ленку — знаменитыми людьми. Отзвук этих событий, как колокольный звон, долго еще носился над городком, отзываясь по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны. Глава третья Весь городок был усыпан опавшими листьями: сады, дворы, тротуары, крыши домов. И даже небольшая площадь, именуемая главной, расположенная между универмагом, бывшим собором, и магазином «Хозтовары», сплошь была покрыта сухим и ломким листом. Единственная уборочная машина и не думала бороться с этим невиданным листопадом. Ее шофер Петька, молодой нахальный парень, открыв дверцу кабины и свесив наружу ноги в громадных болотных сапогах, курил «Беломор» в ожидании частных просителей, которым надо было что-то подбросить из магазина домой. Грачи готовились в дальнюю дорогу. Несметными стаями носились они над городком, криками сгоняя с деревьев ленивых птенцов, присевших не вовремя отдохнуть. Ока вздулась и потемнела от осеннего паводка, хотя по ней еще шустро бегали последние катера. Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унес неудержимый весенний разлив. И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь. И вдруг все это перестало существовать. Она не слышала голоса людей, не видела, куда ведут ее дороги, не замечала, что ест и что пьет. Случилось это в начале ноября, во время осенних каникул, а закончилось в первый школьный день. Всего-то несколько дней и продолжалась эта история, а жизнь Ленке перевернула. В тот день Ленка долго бродила по городку, пока не оказалась в тополиной рощице около скульптуры «Уснувший мальчик». Мальчик лежал на спине, слегка подогнув ноги, вытянув руки вдоль тела и склонив голову к плечу. Он всегда был грустным, а сегодня показался Ленке на редкость печальным. Может быть, оттого, что слишком низко висели над землей тучи, или оттого, что на душе у Ленки было тревожно.
Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
Об этом рассказывает Павел Санаев (в фильме он сыграл роль Васильева), позднее написавший книгу, стоящую в том же ряду, что и «Чучело». пронзительная картина талантливого режиссера Роллана Быкова, сценарий к которой Владимир Железников написал по своей повести. Две повести Владимира Железникова "Чучело" и "Чучело-2. Сценарий по мотивам пьесы В. Железникова «Чучело» написан Э.П. Кузнецовой, спектакль поставлен режиссером Д.Н. Барсуковой. Слова, завершающие повесть, которые Рыжий написал на доске: «Чучело, прости нас!» – это самовыражение веры писателя в здоровое начало растущего поколения. Повесть «Чучело» В. Железникова увидела мир в 3-7 номерах журнала «Пионер» за 1981 г. Писатель был членом редколлегии этого издания.
В. К. Железников "Чучело": анализ произведения
Он только недавно отметил свой 90-летний юбилей. Союз кинематографистов РФ намерен ходатайствовать о том, чтобы писателя похоронили на Троекуровском кладбище. Там также отметили, что окажут необходимую помощь семье в организации прощания и похорон. Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года в Витебске, в семье пограничника. В Москву переехал в 1945 году.
В некоторых российских регионах сначала даже был запрещен к показу. Но через три года, в 1986, был отмечен национальной государственной премией. Потом был приобретен для проката в Европе и Америке. Смотреть этот фильм, предупредила ведущая, будет непросто. Но тот, кто досмотрит его до конца, выйдет из зала другим человеком.
Наверное, первые полчаса просмотра зрителям пришлось нелегко. Приходилось ломать себя. Но ко второй серии они уже полностью погрузились в мир фильма, в атмосферу старинного российского городка и драматическую историю, произошедшую с его обитателями. И начали бурно реагировать на кульминационные точки разворачивающихся перед ними на огромном полотне экрана событий. Они аплодировали, когда героиня дала пощечину подлецу. Когда она отчаянно танцевала перед присмиревшими одноклассниками.
Елена Санаева Павел Санаев Павел Санаев Быков быстро договорился с Железниковым, пообещав автору взять на себя все проблемы с Госкино, и они приступили к кастингу. Первоначально она не прошла даже фотопробы, Быков искал для героини другой, более «ангельский» типаж. Однако позже ей все же решили дать второй шанс и вот уже кинопробы Орбакайте прошла настолько усмешно, что Быков даже прослезился. На съемках юная актриса вела себя весьма профессионально.
Так вышло, что на пятый рабочий день она сломала руку. Её закатали в гипс, который тщательно скрывался. Однако когда на площадку, узнав через пару недель о случившемся, пришла звездная мама, юная актриса наотрез отказалась уезжать из Твери и доснялась до конца. В спор с режиссером она вступила лишь однажды, когда по сюжету Лена обрезает себе волосы. Прическу укоротили, и использовали парик. Она была против того, чтобы он имел отношение к кино, но Быков заявил: «А тебя вообще никто не спрашивает» и согласовал кандидатуру мальчика. Судьба его, увы, сложилась трагически.
Общее состояние безысходности пробирается в детали. С голубого экрана накрытого кружевной салфеткой телевизора диктор вечерних новостей оптимистично сообщает, что «сегодня существенных осадков не ожидается, температура не изменится». Убедительным символом безразличной, закостенелой и необычайно живучей власти — номинальной, но не функционирующей — представлен персонаж директора школы, Александры Васильевны. В кадре она возникает дважды — крупным планом, в формате расхожих портретов первых государственных лиц. Встречая учеников на крыльце школы с бессменной официальной улыбкой и отсутствующим взглядом, она механически кивает и повторяет лишь одно слово: «Здравствуйте! Экран ревностно оберегали от фильма, который снял человек, некогда заявивший устами своего героя: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». С момента этой песенки доктора Айболита и картины Быкова «Айболит-66» 1966 его убежденность в важнейшей роли кинематографа для детей только росла : «Ответьте мне: существует ли детское солнце? Солнце одно для всех, но дети живут под солнцем, ощущают и понимают его, может быть, острее, чем взрослые. Все кино детское, когда его смотрит ребенок. Вся жизнь — детская, раз дети принимают в ней участие». Вместо фальшивого деления мира на взрослый и детский, с тотальным упрощением проблем и плоскими образами румяных комсомольцев и отпетых разгильдяев, «Чучело» показывает честный портрет детства, в котором все эти штампы перемешаны. Модель общества представлена на примере одного класса и суждений, вложенных в уста детей: — Ой-ой, какие мы идейные! Войны нет, и ладно. Этот диалог школьниц — Шмаковой и Мироновой по прозвищу Железная Кнопка — завершается дракой. Героини воплощают две моральные крайности: гибкие границы убеждений Шмаковой осуждаются Мироновой, одержимо требующей справедливого наказания любому и любой ценой. Ее девиз — идти до конца, а любимая книга — «Предателем становятся один раз». Справедливость для Кнопки намного ценнее добра. Каждый из героев ищет силу в разных, но сообщающихся источниках. Отлавливающий собак на живодерню Валька ценит только деньги, немногословный Лохматый — силу физическую. Обретая голос и в очередной раз выступая против большинства, изможденная травлей Лена кричит ему: «Садани меня, чтобы я замолчала! Докажи, что сила — это главное! Однако единственным объединяющим группу фактором становится ненависть. Искреннюю сплоченность «коллектив» обнаруживает лишь перед грядущим разрушением, вытесняющим надежду на созидание. На этом, наглядно доказывает история, будущее не построить. Теряя объект нападок, участники настраиваются друг против друга, и в этом их глубинная трагедия. При нарастающем напряжении и вспышках взаимного гнева случай с Леной все больше походит на показательную казнь. Схема «все против одного» — самая действенная, и неизбежно оборачивается против каждого участника. В конце повести персонаж Железникова, Рыжий, признается: «Я всегда был как все. Все били — я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться». Эта же идея количественного преимущества вынесена в первые слова фильма: — Мы пошли. Мы с вами! Стремление быть частью общего процесса и страх одиночества ведут к духовному краху. Быков говорил, что «пошлость человека не так страшна, как пошлость коллектива». Подобная нравственная гибель представлена в «Чучеле» на контрасте с торжеством духа и смелости, противостоящих общему безумию. Воплощением этой полярности взглядов становятся Лена и ее одноклассник, Дима Сомов. Лена идет против всех во имя чистых помыслов, Дима же выбирает путь конформизма и предательства. Отношения с коллективом у обоих трагичны, но протест Лены выражен в открытом конфликте, в отличие от внутренней, сугубо личностной борьбы Димы со злом. В его случае зло — то есть коллективное начало — побеждает. Условное выделение героев в пару и зеркальное отражение их характеров выполняют ключевую композиционную роль. Дима — первая Ленина любовь, человек, чью вину она берет на себя, ради которого решается на подвиг и стойко выносит неминуемые страдания.
Чучело. Владимир Железников
Ушел из жизни автор, написавший «Чучело» | Железников В. Чучело. 2 850 оценок. |
В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело" - Российская газета | Быков написал ему открытое письмо. |
Аудиокнига Чучело | Его первая книга "Разноцветная история" вышла в 1960-м году, тогда же Железников выступил как кинодраматург, написав сценарий фильма "Серебряные трубы". |
Литературный навигатор. Владимир Железников "Чучело".
Глава 5 Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить» , и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище — Чучело огородное. За нее заступился только один человек — Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя. Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы. Классом было принято решение самостоятельно заработать денег на поездку, и ребята подрабатывали, где могли, складывая деньги в общую копилку. Глава 6 В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок.
Под давлением учителя мальчик рассказал о намеренном прогуле. Этот разговор случайно услышала и Бессольцева. Она не сомневалась, что ее друг признается во всем ребятам, но он упорно молчал. Глава 7 На следующий день нарядные школьники в предвкушении долгожданной поездки пришли в школу, где узнали новость: весь класс наказан за сорванный урок, и никто никуда не едет. Лена до последнего надеялась, что ее герой Дима Сомов во всем сознается, но он упорно молчал.
Не выдержав напряжения, девочка взяла вину на себя. Класс объявил ей бойкот. Глава 8 Автобусы со школьниками отправились в Москву. Покинула свой шестой класс и Маргарита Ивановна, которая спешила в столицу на собственную свадьбу. Тем временем класс окружил Лену, которая в полной мере поняла, что сделала: «страшно, когда один против всех, даже если ты прав».
Озлобленные одноклассники накинулись на Лену и Диму, которые едва успели спрятаться в парикмахерской. Глава 9 Лена решила сделать себе прическу в парикмахерской. Тем временем Железная Кнопка отправила ребят на ее поиски. Она считала, что если «живешь не по правде — расплата» , и никто не должен оставаться безнаказанным. Когда Лена вышла на улицу, ребята принялись ее всячески унижать и дразнить.
Они решили, что Чучело должна покинуть их город. Глава 10 Лене удалось оторваться от погони.
Миронова по прозвищу Железная Кнопка после выяснения правды продолжала вопить про бойкоты уже в адрес Димки , как умственно неполноценная. Инициатор травли, с весьма лицемерным понятием о честности. Диссонирующий саундтрек — случай, когда троп намеренно отыгрывают сами персонажи, вокалом. Шайка школьников обоего пола, возглавляемая Железной Кнопкой, занимается изощрённым буллингом Лены попросту гоняет её, как затравленного зверя , издевательски горланя при этом песню из репертуара Аллы Пугачёвой, много раз слышанную по радио : «Жи-изнь не-воз-мож-но по-вер-нуть наза-ад, и время ни на миг не ос-та-но-овишь!.. В 1980-х это было немыслимо — и не только в СССР. Кармический Гудини пополам с тропом всё божья роса — если Димке объявляют жёсткий бойкот, то Шмакова за свою подлость практически не несёт никакого наказания, как и Миронова. Красивый — не значит хороший : Шмакова — пожалуй, самая симпатичная девочка в классе, но обладающая самой гнилой наравне с Мироновой, Сомовым и Лохматым сущностью.
Лысая женщина — в финале Лена, окончательно слетевшая с катушек от издевательств, бреется наголо и в таком виде приходит на день рождения Сомова. Кроме того, на одной из картин её дедушки изображена девочка её прапрабабушка Мария , остриженная после скарлатины. Любовь зла — любовь Ленки к Димке Сомову. А также у Попова к Шмаковой; он всё пытался её оправдывать: «Она, мол, добрая», а не рассказал правду только потому, что не мог пойти против неё. Кончилось в обоих случаях полнейшим разочарованием. Мастер испортить вечеринку — на дне рождения у Димы Лена наконец-то высказала своему классу, чего они все стоят. Что самое интересное — ведь сработало! Всем действительно стало стыдно, а больше всех — самому имениннику. Не в ладах с системой образования — Маргарите Ивановне объявляют строгий выговор за то, что её класс прогулял урок причём урок должен был вести другой педагог.
Строгий выговор объявляется в случае, если учитель не сообщил о прогуле в администрацию школы и ученик пострадал во время прогула. Да, за классом Маргарита следит крайне паршиво, но в данном случае она сделала всё, что могла — настучала директору сразу, родителям сообщила, так за что ей влепили выговор?
Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота.
Хочет заполучить в слуги Диму Сомова. Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами. Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.
Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т. Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить. Тема учителя тоже важна для понимания текста.
В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем.
У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой — она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида. Тема искусства. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу. Проблемы В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить.
При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений — между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости. У Димы проявляется его личная проблема благородства — желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся.
Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй! А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце. Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы.
Было Чучело, стало — Пугало
40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм. История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова. Он написал повесть, которая стала основой нашумевшего фильма. Его первая книга "Разноцветная история" вышла в 1960-м году, тогда же Железников выступил как кинодраматург, написав сценарий фильма "Серебряные трубы".
Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
Его внучку дразнили Чучелом и так ее доконали, что она решила уехать, подумал Николай Николаевич и почувствовал, как ее беда больно ударила его в сердце: он всегда тяжело переносил чужие беды. Его жена Елена Санаева обратила внимание на повесть Владимира Железникова «Чучело», которой зачитывался её сын Павел. Его внучку дразнили Чучелом и так ее доконали, что она решила уехать, подумал Николай Николаевич и почувствовал, как ее беда больно ударила его в сердце: он всегда тяжело переносил чужие беды. Фильм «Чучело» был снят в 1983 году и, конечно, использовал классический, реалистический киноязык того периода. Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал: „Чучело, прости нас!“».
Литературный навигатор. Владимир Железников "Чучело".
Среди соревнующихся в инфернальности обитателей Чагинска одно из призовых мест принадлежит гениальному местному чучельнику, хотя и других экзотических персонажей в дилогии хватает. Подробные, настолько же смешные, насколько жуткие описания местной причудливой человеческой фауны вполне оправдывают колоссальный объем дилогии. Она написана почти с такой же абсурдистской свободой и допускает такую же широту интерпретаций, что и поэма Льюиса Кэррола «Охота на Снарка»: к ней отсылает название веркинского диптиха, пропитанного провинциальной хтонью. Как выяснится ближе к концу второй книги, «Охоту на Снарка» собиралась продекламировать на торжественном концерте ко дню города Чагинска мрачная, грубая и невоспитанная девочка Аглая, внучка заведующей библиотекой, но бабушка ей запретила, заменив более уместным Ломоносовым. Фото: vk.
Уже утвердили Филиппа Янковского, но тот неожиданно отказался. Поговаривали, что знаменитые родители не хотели начинать актерскую карьеру сына с отрицательного персонажа. А я составил компанию. На свою голову.
Честно говоря, особого желания сниматься не было — герой мой малосимпатичный. Антипод Чучела — несгибаемая Железная Кнопка. Она заправляла школьной бандой, преследующей Лену Бессольцеву. Оказавшись в Калинине, на натурной съемке, сразу поставила режиссеру ультиматум: хочу к маме, если не отпустите — уеду сама. Загипнотизировал, как удав кролика, так и пришлось сниматься, — смеется Ксения. Хотя в школе новичков, бывало, и изводила. Но у них что—то не заладилось в отношениях. Себя Ролан Антонович тоже рассматривал вполне достойным кандидатом на эту роль.
Но первая же проба Юрия Никулина затмила всех остальных. Ветеран Великой Отечественной войны, прошедший все ее дороги от горестного сорок первого до победного сорок пятого, Юрий Владимирович в фильме играет опыт и мудрость своего поколения. В начале осени 1982 года ребят вывезли в Калинин, на натуру. Однако город киношников не принял. Местные пацаны пообещали излупить малолетних артистов. На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице. Это был кадр из сцены, где Дима и Лена с чемоданами в руках убегают от класса. В детской областной больнице Калинина ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова эта сцена снималась следующей , Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза.
С гипсом Кристина ходила 2 недели, и именно на один из этих дней пришёлся тот, когда Алла Пугачёва, почувствовав неладное, приехала на съёмки без предупреждения и застала свою дочь в больнице с гипсом на руке. Сославшись на прогулку по парку, она вывела Кристину из больницы и попыталась склонить к побегу со съёмочной площадки, но та отказалась.
Пономаренко» классный руководитель Буканова Оксана Александровна состоялась первая встреча в рамках кружка молодёжного клуба «Притяжение» на тему: «Буллинг в произведениях. На примере произведения «Чучело» по книге В. Железникова «Чучело» и одноименному фильму Р. Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников, однако, как выяснилось, современная молодёжь даже не слышали о такой книге и фильме. Библиотекарь познакомила ребят с кратким содержанием произведения, сопроводив его показом кадров из фильма. Учащиеся внимательно слушали, а после высказывали свое отношение к героям повести, давали оценку их поступкам, говорили о том, что история главной героини заставляет задуматься о своем поведении, об отношении к окружающим.
В 1957 году окончил Литературный институт имени Максима Горького. Долгое время работал в журнале «Мурзилка». Его первая книга «Разноцветная история» вышла в 1960 году. Тогда же Железников выступил как кинодраматург, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». Среди самых известных его работ — «Чудак из Среди самых известных его работ — «Чудак из «6-го Б», «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков».