Сторонников тотального запрета абортов в Польше только 11%, на два процента больше людей поддерживает решение КС от 22 октября. В польский сейм поступил законопроект о полном запрете абортов. Польша считается одной из самых религиозных католических стран Европы, где с 2020 года действует строгий закон о запрете абортов.
Можно ли сделать аборт в Польше?
Об этом сообщает CNN По данным телеканала, около 98 процентов абортов в Польше ранее были сделаны из-за пороков развития плода. Польша вводит практически полный запрет на прерывание беременности, и женщины будут вынуждены вынашивать ребенка даже если знают, что, скорее всего, он не выживет. Изменение в закон об абортах было внесено впервые с 1993 года.
В ответ больница выступила с заявлением, защищающим действия врачей: руководство заявило, что те сделали «все, что было в их силах», чтобы спасти жизнь женщины, и действовали в соответствии с польским законодательством. После смерти беременной женщины в Польше прошли массовые акции протеста против закона об абортах Министерство здравоохранения Польши отреагировало на смерть Сайбор выпуском новых инструкций, напоминающих врачам, что «они не должны бояться принимать очевидные решения», если существует угроза жизни женщины. Однако медики и сторонники права на аборт уверены, что закон по-прежнему заставляет врачей опасаться судебного преследования в случае, если они решаются провести операцию по прекращению беременности. По словам доктора Кочановича, с новым законом врачи «рискуют не только потерять право заниматься врачебной практикой, но и могут быть привлечены к уголовной ответственности».
После смерти Сайбор возникли и другие похожие дела, которые расследуются властями. В январе 2022 года 37-летняя женщина, забеременевшая близнецами, умерла после того, как один плод погиб внутриутробно, но врачи не решались извлечь его в течение семи дней. Семья обвинила врачей в том, что они потеряли время, опасаясь причинить вред другому плоду и подвергнуться возможному судебному преследованию. У другой женщины на 19 неделе беременности развилась инфекция. Она чуть не умерла после того, как врачи приняли решение ждать четыре дня, пока не у плода не остановится сердцебиение и его можно будет извлечь. Дело о таблетках В феврале 2020 года известная активистка за права на аборт Юстина Выджинская получила сообщение от женщины, партнер которой сообщил о ней в полицию за то, что та собралась выехать для аборта за границу.
Юстина была впечатлена этой историей и передала женщине таблетки. Обычно Выджинская дает только инструкции о покупке и использовании таблеток: по закону, за передачу медикаментов можно быть привлеченным к ответственности. Однако активистка нарушила меры осторожности. На активистку завели дело и сейчас ей грозит до трех лет лишения свободы. В России возник дефицит таблеток для прерывания беременности на ранних сроках Аборты за границей Сабина Мюллер — гинекологиня, работающая в больнице в Берлине более 25 лет. Каждую неделю она резервирует половину квот для абортов для польских женщин.
По ее словам, последнее время спрос на аборты со стороны польских женщин вырос, а истории которые они рассказывают «стали только хуже». Недавно 39-летняя женщина с метастазирующим раком бронхов пришла на аборт после того, как ее польский врач отложил химиотерапию на шесть недель. Также после прошлогоднего запрета на аборты плодов с аномалиями резко вырос спрос на аборты на поздних сроках.
На протесты вышли не только крупнейшие города Польши, но и маленькие городки и села «Церковь лезет во все сферы нашей жизни.
У моих детей открываешь учебник по любому предмету — а там папа Иоанн Павел II. Правительство не сделало ничего, чтобы избежать второй волны коронавируса. И в этой ситуации они делают что? Указывают, что женщине делать с ее телом!
В ее городке на спонтанный марш против решения Конституционного суда вышли около тысячи человек — каждый восьмой житель. Прошли через центр, поскандировали кричалки возле резиденции местного епископа и разошлись — но не навсегда. В «Фейсбук»-группе, созданной после этой акции, время от времени девушки — иногда речь идет о школьницах — договариваются с подругами нарисовать плакаты и постоять с ними час-другой на центральной площади своего городка, не обращая внимания на обидные замечания прохожих. Это там они к протестам привыкли.
А тут — на следующий день после акции ты приходишь на работу и слышишь от сотрудника: «Убийца детей». Приходишь к бабушке в гости — а она тебе рассказывает, что ксендз [католический священник] в воскресенье назвал всех активисток грешницами. Ты сталкиваешься с огромным осуждением общества. Но это ничто по сравнению с тем, что девушки и женщины, даже в этом маленьком Любачове, почувствовали, что они не одни.
С этого начнутся большие изменения, даже здесь, в бастионе нынешней власти», — убеждена Марина. Дуда против Качиньского? К столь масштабным протестам польские власти явно были не готовы. По информации издания Onet.
Но единого мнения о том, как выйти из сложившегося кризиса, во властном лагере нет. Сторонником жестких решений называют лидера правящей партии, вице-премьера Ярослава Качиньского, неформально считающегося самым влиятельным политиком страны. Вскоре после начала массовых протестов он выступил с YouTube-обращением, в котором назвал любые акции протеста во время эпидемии серьезным преступлением, и предупредил, что власти имеют полное право им противостоять. Однако больше всего в Польше комментировали призыв Качиньского ко всем сторонникам властей «любой ценой защищать костелы от нападений со стороны демонстрантов» — эти слова сразу несколько журналистов и политиков посчитали призывом к началу гражданской войны.
Вскоре после обращения сразу из нескольких городов Польши поступили новости о нападениях на участников протестов со стороны ультраправых группировок и футбольных фанатов. Сторонником компромисса считается президент Анджей Дуда. Его дочь, 24-летняя Кинга Дуда, открыто критиковала противоречивое решение Конституционного суда. Дуда заявил, что закон не может требовать от женщины героизма в виде вынашивания плода с подтвержденными смертельными изъянами, и подал в парламент законопроект, который, по его мнению, мог бы примирить противоборствующие стороны.
Дочь президента Польши Анджея Дуды Кинга слева в «Твиттере» раскритиковала спорное решение Конституционного суда Президент предложил легализовать прерывание беременности в случае, если плод будет иметь патологию, неизбежно ведущую к смерти будущего ребенка. Таким образом, причиной для легального аборта переставал быть диагностированный у плода синдром Дауна, на который приходилась немалая доля законных абортов, проводимых в Польше. Однако проект Дуды раскритиковали представители католической церкви, а вслед за ними — консервативные круги внутри партии власти, настроенные скорее на полный запрет абортов. Да и участников акций протеста президентское предложение не устроило.
Эта своеобразная инициатива не только не успокоила польское общество, а, наоборот, вызвала шквал критики парламентариев в СМИ и социальных сетях. Масла в огонь подлил и тот факт, что данная мера была перечислена в числе прочих в ходе брифинга Министерства юстиции, на котором рассказывалось о дальнейших шагах правительства. В итоге пресс-секретарю ведомства Агнешке Боровска пришлось разъяснять общественности, что проект не является правительственным, а представляет собой частную инициативу. Я сама потеряла ребенка и знаю, как обстоят дела у женщин в больницах, когда они узнают, что беременность опасна для жизни или что у ребенка есть серьезные дефекты, в том числе смертельные. Я просто не имела права плакать, ведь в палате были другие женщины, - написала она в своем аккаунте в twitter.
Никаких компромиссов: почему в Польше запрещают аборты
- Не две башни Кремля, а три элитные группировки: Хазин назвал, кто бьется за власть в России
- В Польше продолжаются акции против запрета абортов: новости, польша, аборт, закон, митинг, в мире
- Почему аборты запретили в Польше: негуманный закон | 360°
- В Польше из-за отказа в аборте умерла женщина. Люди вышли на протесты против запрета абортов
- Другие новости
«Ни одна больше»: как прошли протесты против запрета абортов в Польше
Жительницы Польши празднуют победу над консерваторами, которые в среду и четверг пытались провести через сейм закон, закрепляющий тотальный запрет на аборты. В Польше уже больше месяца продолжаются протесты против ужесточения запрета на аборты, что привело к политическому кризису в стране, сообщает Euronews. Другой законопроект, предполагающий полный запрет абортов и уголовную ответственность за их производство. Протесты вспыхнули в Польше после фактически полного запрета абортов. В Польше после смерти 30-летней Изабеллы начались массовые протесты против антиабортного законодательства. В Польше католики демонстративно отказываются от церкви из-за несогласия с законом о запрете абортов.
Запрет на аборты расколол Польшу. Чем закончатся протесты?
По словам самой Выджинской, она не ждёт кардинальных изменений в политике Польши в отношении абортов до 2025 года, когда истечёт срок полномочий президента Дуды. В июне 2011 года польские неправительственные организации, выступающие против абортов, собрали более 500 000 подписей под предложенным законопроектом о полном запрете абортов в Польше. В Польше прошла акция протеста против нового закона об абортах, проект которого рассматривается 1 декабря в парламенте. Протесты против запрета абортов в Варшаве в середине ноября.
Польские власти назвали акции протестов против запрета абортов войной
Реклама Аборты в стране практически полностью запрещены. С 1993 года в республике приняли компромиссный закон, разрешающий прервать беременность в случае изнасилования, серьезной патологии плода, угрозы для жизни или здоровья матери. Однако в 2020 году представители правящей партии «Право и справедливость» подали иск с просьбой отменить одну из этих норм. Большая часть из них — 1074 — из-за генетических и других тяжелых заболеваний, диагностированных у эмбриона во время скрининга. По словам экспертов, подпольно или в других странах полячки ежегодно делают десятки тысяч таких операций. Церковь в политике В запрете нет ничего необычного, считает политолог и публицист Наталия Елисеева. Католическая церковь, которая всегда выступала против абортов, имеет большое влияние. Она тесно «сотрудничает» с партией «Право и справедливость», представителем которой является действующий президент республики Анджей Дуда. Поэтому любые политические решения в стране учитывают мнение и интересы церкви.
Это можно наблюдать и по ХХ веку, когда церковь выступала за независимость Польши, в середине века пропагандировала антикоммунистические взгляды. И после развала Советского Союза доминирующую роль заняла именно католическая церковь», — добавила Елисеева. Но все же происходящее в Польше является перекосом, считает политолог. То, что мы наблюдаем сейчас, не сочетается с либеральными взглядами папы римского Франциска. Недавно понтифик в очередной раз предложил узаконить однополые браки.
Она хотела родить брата для своей девятилетней дочери Майи.
На 14-й неделе врачи начали подозревать, что у плода развивается синдром Эдвардса — серьезная хромосомная аномалия. Ему также диагностировали пороки развития: вместо носа у ребенка был только хрящ, ноги были деформированы, одна камера сердца не функционировала. По словам невестки женщины, Барбары Скробол, Сайбор хотела сделать аборт, если бы он был доступен в Польше, но местный врач сказал, что такой опции у них нет. Тогда женщина решила сделать аборт за границей, но у нее отошли воды. Сайбор госпитализировали в сентябре 2021, запретив к ней допуск матери и мужу из-за коронавирусных ограничений. Ребенок умер в утробе матери ночью и только утром врачи доставили женщину в операционную.
Сайбор умерла в 7:30 утра. Обнародованное в ноябре 2021 года дело Сайбор вызвало общенациональные протесты. Это был первый случай смерти женщины из-за запрета на аборты. В ответ больница выступила с заявлением, защищающим действия врачей: руководство заявило, что те сделали «все, что было в их силах», чтобы спасти жизнь женщины, и действовали в соответствии с польским законодательством. После смерти беременной женщины в Польше прошли массовые акции протеста против закона об абортах Министерство здравоохранения Польши отреагировало на смерть Сайбор выпуском новых инструкций, напоминающих врачам, что «они не должны бояться принимать очевидные решения», если существует угроза жизни женщины. Однако медики и сторонники права на аборт уверены, что закон по-прежнему заставляет врачей опасаться судебного преследования в случае, если они решаются провести операцию по прекращению беременности.
По словам доктора Кочановича, с новым законом врачи «рискуют не только потерять право заниматься врачебной практикой, но и могут быть привлечены к уголовной ответственности». После смерти Сайбор возникли и другие похожие дела, которые расследуются властями. В январе 2022 года 37-летняя женщина, забеременевшая близнецами, умерла после того, как один плод погиб внутриутробно, но врачи не решались извлечь его в течение семи дней. Семья обвинила врачей в том, что они потеряли время, опасаясь причинить вред другому плоду и подвергнуться возможному судебному преследованию. У другой женщины на 19 неделе беременности развилась инфекция. Она чуть не умерла после того, как врачи приняли решение ждать четыре дня, пока не у плода не остановится сердцебиение и его можно будет извлечь.
В марше, который начался с площади перед королевским дворцом и двигался к площади Три Креста, приняли участие семьи с детьми. На данный момент в Польше продолжается общественная дискуссия относительно смягчения правительством строгих законов об абортах. На прошлой неделе польский парламент, контролируемый либеральной и приверженной Евросоюзу коалицией, проголосовал за дальнейшую разработку четырех предложений по отмене почти полного запрета на аборты.
Протесты против нового закона, несомненно, будут нарастать. Конечно, все это дело поляков и разбираться с абортами и прочими своими проблемами они будут сами. Но ведь и российским женщинам есть чего опасаться. РПЦ регулярно предпринимает попытки надавить на законодателей, чтобы запретить аборты. Последняя попытка — вывести аборты из ОМС.
Ладно РПЦ, ей вроде как положена такая позиция. Но вот в конце ноября главный репродуктолог России Олег Аполихин предложил не оплачивать аборты из бюджета, создать для производства их учреждения вне системы здравоохранения — абортарии, а врачей, занимающихся прерыванием беременности, называть абортмахерами. Самое поразительное, что это заявил главный специалист по репродуктивному здоровью, который не может не знать, чем грозит женщине подпольный аборт, к которому она прибегает, если нельзя прервать беременность в медицинском учреждении. Хорошо, что Минздрав проявил стойкость и не поддержал лихое предложение репродуктолога. За что российские женщины должны сказать большое спасибо.
Конституционный суд Польши фактически запретил аборты
Польша считается одной из самых религиозных католических стран Европы, где с 2020 года действует строгий закон о запрете абортов. Жительницы Польши празднуют победу над консерваторами, которые в среду и четверг пытались провести через сейм закон, закрепляющий тотальный запрет на аборты. Речь идет о польской женщине, которая считает, что она подверглась мучениям и вторжению в ее частную жизнь из-за того, что ей пришлось поехать в Голландию и потратить 1220 евро на аборт своего ребенка с синдромом Дауна на 7-м месяце беременности. На днях в Польше почти полностью запретили аборты. В Польше католики демонстративно отказываются от церкви из-за несогласия с законом о запрете абортов.
В Польше сейм поддержал запрет абортов
Тем не менее, как сообщают неправительственные организации, медицинские учреждения уже начали отказываться от проведения абортов. Главный редактор журнала Res Publica Nowa Марчин Заборовский полагает, что власти играют с общественным мнением. По его словам, шумиха вокруг решения Конституционного суда и протесты помогают правительству отвлечь внимание от ситуации с коронавирусной пандемией. Заборовский напоминает, что это уже не первая попытка ужесточить законы об абортах.
В 2016 после "черного протеста" с участием десятков тысяч женщин партия "Право и справедливость" отказалась от такого законопроекта. После месяца протестов президент Анджей Дуда призвал оппонентов к политическому консенсусу. Речь идет, впрочем, не об отказе от решения Конституционного суда.
На фото: Защитницы прав женщин провели акцию возле Конституционного суда Польши Судьи признали несоответствующим Конституции положение законодательства, которое разрешало женщине прервать беременность в случае обнаружения у плода тяжелого и необратимого дефекта или неизлечимой болезни, угрожающей его жизни. Активисты и правозащитники, протестовавшие против ужесточения законодательства, заявляют, что последствием такого решения Конституционного суда станет дальнейшее нарастание в Польше "абортивного подполья", а жертвами нелегальных абортов могут стать тысячи польских женщин. Решение Конституционного суда приветствовали представители правых и консервативных сил, которые составляют немалую часть сторонников нынешней польской власти.
В Польше действует один из самых строгих законов об абортах в Европе.
Прервать беременность можно в случае, когда она угрожает жизни женщины или если женщина забеременела в результате изнасилования.
По официальным данным, в Польше ежегодно делают около 2000 абортов.
Но по информации правозащитных организаций, число абортов, которые проводятся незаконно или за границей, достигает 200 тысяч в год. Структуры ООН, которые занимаются защитой прав человека, вынесли постановления о том, что такие решения — форма бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. Теперь женщины, которые и без того уже находятся в очень уязвимом положении, оказываются в еще более тяжелой ситуации», — говорит региональный директор Центра репродуктивных прав Европа Леа Хоктор.
Польский закон об абортах — один из самых строгих в Европе.