Токаев выразил уверенность в том, что комплексная работа по укреплению и развитию системы коллективной безопасности государств ОДКБ будет продолжена. Флаги стран-участниц заседания Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Подборка наиболее важных документов по вопросу Договор одкб нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Учения сил Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Нерушимое братство» — 2023 состоятся в Киргизии.
Делегация Организации Договора о коллективной безопасности прибыла в Дагестан
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны! Делегация Организации Договора о коллективной безопасности посетила Дербент Сегодня, 26 апреля, в преддверии празднования Дня Великой Победы, делегация Организации Договора о коллективной безопасности возложила цветы к мемориалу Скорбящей матери в парке Боевой славы им.
Организация Договора о коллективной безопасности 24 Apr В период с 1 по 23 апреля 2024 года на базе Военной академии Генерального штаба ВС РФ проведены очередные IX Курсы обучения руководящего состава и ведущих специалистов оборонных ведомств, правоохранительных органов, аппаратов советов безопасности, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, государств — членов ОДКБ. Для слушателей проведен курс лекций и практических занятий по военно-политической проблематике, кризисному реагированию на современные выз.
Особенно сейчас, когда разгорается новый очаг на Ближнем Востоке», — отметил Александр Лукашенко. Выступая на саммите, Глава государства отметил, что о причинах палестино-израильского конфликта и двойных стандартах коллективного Запада в оценке действий участников сказано достаточно. Раскол в лагере так называемых западных демократов — это сегодняшняя реальность и свидетельство их политического отрезвления. Но речь не об этом. Хотя тезис генерального секретаря ООН Гутерриша, который назвал одной из причин насилия отсутствие прогресса в политическом урегулировании, заслуживает внимания и развития темы. Больше беспокоит охватившее мир предчувствие глобальной катастрофы о том, что из искры регионального конфликта может разгореться пламя новой мировой войны», — сказал Президент.
Он заметил, что об этом говорят часто и много, а за океаном только и ждут, что в эту войну будут втянуты страны, близкие к зоне ответственности ОДКБ. Глава государства задался вопросом, как это соотносится с постоянными декларациями НАТО об оборонительном характере Альянса. Это никак не соотносится», — подчеркнул Александр Лукашенко. С того момента, как в 1996 году вывели из Беларуси ядерное оружие. Чем все закончилось — расширением НАТО на Восток, учебной отработкой в 2016 году сценария нанесения ядерного удара по Беларуси. Заметьте, по инициативе администрации так называемого лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы», — обратил внимание Александр Лукашенко. Причем по замыслу тех учений Беларусь даже не была вовлечена в конфликт. Я уже не говорю про открытую демонстрацию готовности подключить к этой цели силы НАТО. Зачем в августе 2020 года рядом с белорусской границей кружили стратегические бомбардировщики Б-52? Кому посылали сигнал?
Не только Беларуси. Понятно кому. На этом фоне упреки о размещении в нашей стране, на нашей территории российского тактического ядерного оружия просто абсурдны, — заявил Президент. Мы просто учимся так называемому дипломатическому этикету у тех, кто сделал язык силы мировым трендом». Глава государства констатировал, что это реалии сегодняшнего дня — только наличие мощного оружия гарантирует безопасность в регионе и дает право голоса на международной арене. Президент Беларуси подчеркнул, что государства — члены ОДКБ адекватно оценивают вызовы времени и готовы противостоять им сообща. То, что некоторых наших партнеров штормит и в публичных высказываниях, и в поступках, носящих провокационный характер, — прежде всего их проблемы. Я скажу одно: если есть претензии, то надо озвучивать их, глядя в глаза друг другу, а не разговаривать через вбросы в средства массовой информации», — сказал Александр Лукашенко.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Ключевая статья 4 договора гласит: "Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН". Договор о коллективной безопасности заключался сроком на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности, на основании которого сформировался новый состав стран-участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды. Азербайджан, Грузия и Узбекистан в 1999 году прекратили свое членство в Договоре. До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области. В соответствии со статьей 3 Устава целями организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов. Для противодействия существующим и возникающим вызовам и угрозам безопасности в ОДКБ создана действенная система коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам. В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. Планируется обсуждение ключевых вопросов взаимодействия в рамках ОДКБ, актуальных международных и региональных проблем, а также мер по дальнейшему совершенствованию системы коллективной безопасности.
Саммит Организации Договора о коллективной безопасности
Страны-участницы продолжат противодействовать попыткам героизации нацизма и насаждению неонацизма, а также распространению расизма и ксенофобии, отметили в заявлении по итогам саммита. Организация также указала на озабоченность из-за практики односторонних санкций, проявления двойных стандартов, ненависти и нетерпимости. Ранее «360» рассказал, каких успехов добилась ОДКБ за свою 30-летнюю историю.
При этом часто страны сами не в состоянии решать внутригосударственные конфликты без посредников, а вмешательства ОДКБ и России не желают. Наглядный пример — конфликт на таджикско-кыргызской границе, где периодически вспыхивают столкновения с пограничниками и приграничным населением. МИД Таджикистана отказалось от вмешательства третьих сторон в ситуацию, назвав «деятельность в области делимитации и демаркации государственных границ внутренним делом государств-участников ОДКБ». По сей день миротворческие силы ОДКБ ни разу не были задействованы в вооружённых конфликтах, поэтому невозможно оценить их реальную ценность.
При этом численность войск в системе коллективной безопасности ОДКБ [21] к 2020 году составляет около 26 600 человек, что характеризует незначительный рост военной мощи Коллективных сил оперативного реагирования с начала их создания в 2009 году — тогда в КСОР числилось около 20 тысяч человек. Это одна из главных причин отсутствия у ОДКБ позитивного миротворческого имиджа. Недостаток исследовательских программ негативно влияет не только на бренд ОДКБ, но и на её продуктивность: наличие аналитических и прогностических функций, могли бы предотвращать эскалацию конфликтов в евразийском регионе и периодически предоставлять общественности полный отчёт о проделанной работе. Тогда, новые потенциальные участники возможно разглядели бы в ОДКБ важную и эффективную региональную структуру. Поэтому ОДКБ рассматривается как российская кормушка для стран Центральной Азии, Беларуси и Армении, взамен на расположение на этих территориях российской военной инфраструктуры. Будут ли изменения в 2021 году?
Таким образом, организация смещает фокус с защиты только собственных интересов, на создание общего и неделимого пространства безопасности, где предлагается выстроить честный и прозрачный обмен информацией между сторонами. На фоне этого Владимир Путин и Александр Лукашенко предложили дать возможность странам, желающим поддерживать регулярные отношения с ОДКБ, получить статус наблюдателя и партнера. Идея нового международного порядка опирается на принцип, схожий с ценностями ООН, — «безопасность каждого — это безопасность всех». Примечательно, что Н. Пашинян за помощь в разрешении Карабахского конфликта поблагодарил не организацию, а конкретно Владимира Путина, потому что именно миротворческие силы России, а не ОДКБ смогли установить режим прекращения огня. Таджикистан принял пост председателя ОДКБ и в 2021 году имеет право выдвинуть на повестку дня в первую очередь приоритетные для Душанбе вопросы, среди которых Эмомали Рахмон выделил: [24] Укрепление сотрудничества в военной и военно-технической сфере.
Активизацию взаимодействия ОДКБ с международными и региональными организациями. Создание механизма для обеспечения медицинской и биологической безопасности стран-участниц. Выводы и рекомендации ОДКБ изначально создавалась для борьбы с новыми типами угроз — терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, незаконной миграцией и торговлей людьми. Но в организации до сих пор отсутствуют реально действующие механизмы для урегулирования современных конфликтов, как международных, так и внутригосударственных. Создание механизмов усилило бы потенциал организации в обеспечении региональной безопасности.
Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. Согласно подписанному документу, КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако Белоруссия отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся « молочной войны » с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнёров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее, решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов ОДКБ, утверждённых Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ о документах, регламентирующих деятельность ОДКБ от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и, соответственно, отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14.
Таким образом, рассматривавшиеся 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан. Все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены [9]. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане [11].
Как оценивают эту операцию эксперты? В первую очередь обращает на себя внимание оперативность действий: экстренные консультации глав государств-членов в онлайн-режиме состоялись сразу после получения обращения от Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
От момента завершения консультаций и принятия политического решения на проведение операции до вылета первых подразделений миротворцев прошло всего несколько часов. В зоне операции наши военнослужащие действовали профессионально: четко и слаженно — именно так, как отрабатывали на совместных учениях. Все поставленные задачи они выполнили. Действия Коллективных миротворческих сил были удостоены высокой оценки со стороны руководства Казахстана и Совета коллективной безопасности ОДКБ. Надеюсь, ход и результаты этой миссии станут внятным сигналом для всех: мы не оставим союзника один на один с провокаторами и преступниками. Всегда ли странам организации удается находить консенсус по важным вопросам?
И это обстоятельство — добротный фундамент для выработки общих подходов к решению множества важных международных задач. Есть ясное понимание того, что ослабление безопасности любого государства ОДКБ автоматически означает ослабление безопасности всех других. Вместе с тем наша организация — это объединение шести равноправных независимых государств. На всех уровнях ОДКБ работают ответственные люди, профессионалы, которые умеют как отстаивать свою точку зрения, так и принимать во внимание аргументы партнеров. Поэтому уважение к любой позиции союзника всегда было частью нашей политической традиции. Отмечу, что история ОДКБ — это история открытых, заинтересованных, временами напряженных дискуссий.
Так обычно и бывает у настоящих друзей и партнеров по непростой, но исключительно важной работе. Более того, представители руководства государств — членов ОДКБ всегда поддерживали идею построения системы взаимодействия с участием всех стран и блоков, заинтересованных в укреплении мира и стабильности. Такой подход был обусловлен тем, что многие проблемы в этой сфере давно обрели глобальный характер и нуждаются в соответствующем реагировании.
Эффективность ОДКБ в контексте меняющейся системы региональной безопасности
Делегация Организации Договора о коллективной безопасности прибыла в Дагестан для участия в открытии памятника воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Саратовская область) состоялось заседание Совета Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) — региональная международная организация, созданная для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности ее государств-членов. Планируется принятие решения КССБ ОДКБ «О составе Координационного совета уполномоченных органов государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам биологической безопасности». Учения сил Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Нерушимое братство» — 2023 состоятся в Киргизии.
ОДКБ рассмотрит совместные меры по оказанию помощи Армении: повестка заседания СКБ
В развитие направления материально-технического обеспечения, исходя из необходимости правового регулирования вопросов организации и осуществления материально-технического и медицинского обеспечения Войск Коллективных сил ОДКБ при совместном решении ими задач по обеспечению коллективной безопасности, а также в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки Объединенным штабом подготовлено и в 2021 году подписано главами государств Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск Коллективных сил ОДКБ. Он был создан на фондах военного городка, где размещается Объединенный штаб, и стал функционировать с 2018 года. При планировании структуры, оснащения и механизмов взаимодействия ЦКР ОДКБ с оборонными и другими заинтересованными ведомствами государств — членов ОДКБ были учтены лучшие наработки Национального центра управления обороной Российской Федерации, непосредственное оснащение Центра и обеспечение его функционирования осуществляется Министерством обороны и Генеральным штабом Российской Федерации с применением новейших средств коммуникации. Это позволяет ЦКР ОДКБ обеспечивать информационный обмен с Национальным центром управления обороной Российской Федерации, центральными командными пунктами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, организационную, информационно-аналитическую и информационно-технологическую поддержки деятельности уставных и рабочих органов ОДКБ в интересах своевременного принятия решений, направленных на обеспечение безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств — членов ОДКБ в рамках кризисного реагирования, в том числе, в режиме закрытой видеоконференц-связи между членами уставных органов ОДКБ и электронный документооборот. Данная работа осуществляется также при активном взаимодействии с Антитеррористическим центром СНГ и Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками государств — участников СНГ. Анализ вызовов и угроз коллективной безопасности регулярно рассматривается как один из ключевых вопросов в ходе заседаний Военного комитета и СМО ОДКБ.
Внедрена система проведения тренировок по регионам коллективной безопасности, а также с привлечением представителей министерств по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ. С 2018 года с использованием возможностей ЦКР ОДКБ ежегодно проводятся стратегические командно-штабные тренировки и деловые игры, в ходе которых в соответствии с алгоритмом работы готовятся предложения органам ОДКБ по урегулированию кризисных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ. В условиях санитарно-эпидемиологических ограничений, в которых находились государства — члены ОДКБ с 2020 года, ЦКР открыл еще одну возможность своего использования: на базе ЦКР в режиме видеоконференции в открытом и закрытом режимах обеспечивается проведение совместных мероприятий различного уровня, предусмотренных в формате ОДКБ. С использованием ресурсов ЦКР проведено и обеспечено свыше 315 международных мероприятий, в том числе с участием глав государств, руководителей оборонных ведомств, генеральных штабов, а также консультации и рабочие встречи представителей заинтересованных министерств и ведомств государств — членов по важнейшим вопросам развития военной составляющей и совместной подготовки коллективных сил ОДКБ. С 2015 года была активизирована работа по созданию совместных объединенных систем Войск Коллективных сил ОДКБ: с 2016 года начали проводиться совместные учения «Поиск» с силами и средствами разведывательных служб и подразделений государств — членов ОДКБ, в 2018 году проведено командно-штабное учение с КАС ОДКБ «Воздушный мост», а с 2019 года проводятся специальные учения с силами и средствами материально-технического обеспечения государств — членов ОДКБ «Эшелон».
Очередным шагом в совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки в 2017 году стало ее выведение на оперативно-стратегический уровень. При этом был осуществлен переход к проведению совместных учений в формате оперативно-стратегического учения под наименованием «Боевое братство», которое на сегодняшний момент является высшей формой совместной подготовки в ОДКБ, в ходе которого в рамках единой оперативно-стратегической задачи обстановки в течение года одновременно или последовательно задействуются все элементы системы коллективной безопасности ОДКБ в нескольких регионах коллективной безопасности. Объединенным штабом постоянно уделяется внимание вопросам актуализации и повышения эффективности мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. С каждым годом совместная подготовка в формате ОДКБ становится более насыщенной, отрабатываемые в ходе совместных учений задачи наращиваются по количеству и усложняются по содержанию. В 2022 году в формате ОДКБ внедрен новый подход к подготовке и проведению учений.
Каждое учение начинается с совместной штабной тренировки Объединенного штаба, Секретариата ОДКБ и оперативных групп заинтересованных министерств и ведомств государств — членов ОДКБ по выработке проектов решений на формирование и развертывание сил и средств системы коллективной безопасности в кризисном регионе коллективной безопасности. На базе ЦКР ОДКБ усиленная дежурная смена осуществляет контроль перегруппировки и развертывания воинских контингентов в районах проведения учений. Следующий этап — активная фаза учения, которая завершается практическими действиями Коллективных сил. Учение завершается лишь по возвращении всех войск в пункты постоянной дислокации. Миротворческая операция ОДКБ в Республике Казахстан «Цену куска хлеба в голод узнаешь, цену настоящей дружбы в беде узнаешь» — казахская народная пословица.
В январе 2022 года Коллективные силы ОДКБ впервые за 30 лет с момента подписания Договора о коллективной безопасности были задействованы в реальной обстановке кризисного реагирования — для нормализации обстановки на территории Республики Казахстан в связи с возникновением угрозы безопасности, стабильности и суверенитету страны, вызванной, в том числе, вмешательством извне. Принимая во внимание тенденцию быстрого негативного развития ситуации, главами государств в ходе телефонных переговоров в кратчайшие сроки в тот же день было принято решение о направлении в Республику Казахстан миротворческих контингентов государств — членов ОДКБ в соответствии с Договором о коллективной безопасности, Уставом Организации и Соглашением о миротворческой деятельности. Нормативное правовое закрепление достигнутых договоренностей завершилось подписанием 6 января Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ «О мерах по нормализации обстановки в Республике Казахстан».
Консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности КССБ. Консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности; Генеральный секретарь Организации.
Является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом. Постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов ОДКБ; Объединенный штаб ОДКБ.
Киргизия отказалась от «Нерушимого братства». Об этом 9 октября сообщает ТАСС со ссылкой киргизское агентство 24.
Причины такого решения не уточняются. Учения должны были пройти 10—14 октября.
Насколько рационально используются возможности организации? Так, помимо широко освещаемых СМИ встреч глав государств и министерств в секретариате и Объединенном штабе организации регулярно проходят заседания постоянных представителей шести стран, консультации экспертов в различных сферах. В ОДКБ нет и не может быть дискуссионного вакуума или тематических лакун. Все вопросы — в первую очередь те, которые касаются использования ее потенциала, — обсуждаются открыто и подробно. Главный показатель эффективности нашей работы — это состояние коллективной безопасности, уровень защищенности наших стран и их граждан. И в целом ОДКБ с этими задачами справляется. При этом у нас определенно есть вопросы, требующие особого внимания, о чем говорили лидеры наших стран в ходе московского саммита в мае 2022 года.
Они касаются, в частности, большей согласованности в подходах и действиях. Из конкретных направлений — это усиление функций анализа и прогноза. Дополнительные усилия на этих треках позволят нам глубже понимать нюансы обстановки, более оперативно прорабатывать меры реагирования. Кроме того, более активных действий от ОДКБ требуют проблемы биологической безопасности. Эта структура выполняет большую работу по сближению и гармонизации законодательств государств-членов. Кстати, 6 июня в Ереване с моим участием пройдет заседание Совета Парламентской ассамблеи, состоящего из руководителей парламентов палат парламентов. В ходе встречи планируется рассмотреть ряд важных вопросов, касающихся деятельности нашей организации. В этом смысле сотрудничество с международными силами, способными внести вклад в укрепление безопасности в Евразии, для нас, безусловно, очень ценно. ОДКБ поддерживает интенсивный диалог с большим количеством объединений и отдельных государств.
В свою очередь, в ООН рассматривают нашу организацию в качестве важного регионального партнера.
Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности
Организация Договора о коллективной безопасности была создана на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года странами-членами СНГ. Учения сил Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Нерушимое братство» — 2023 состоятся в Киргизии. Армения была и остается союзником Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), нет смысла делать категоричные выводы из отсутствия Еревана на сессии в Минске.
Политическое и военное сотрудничество
- Сенатор: ОДКБ доказала свою эффективность в обеспечении региональной безопасности
- Просто Новости
- Одкб - последние свежие события на русском языке - Вестник Кавказа
- «Остановиться, пока пожар войны не опалил все страны»
ОДКБ – последние новости
Для направления миротворческих сил Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстан не требуется разрешение российского парламента. Организация Договора о коллективной безопасности была создана на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года странами-членами СНГ. Организация договора о коллективной безопасности ОДКБ члены.
Сенатор: ОДКБ доказала свою эффективность в обеспечении региональной безопасности
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Учения сил Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Нерушимое братство» — 2023 состоятся в Киргизии. В Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) разъяснили, в каком случае Белоруссия сможет обратиться за помощью.