чем полезен посредник в разрешении конфликта обществознание 6 класс.
Чем полезен в разрешении конфликта посредник?+пример.Заранее
В социальном конфликте в любом смысле слова выделяют причину и повод. Повод — это инцидент, который вызвал проявление конфликта, он может быть случайным и не относиться к сути конфликта. Например, убийство эрцгерцога Франца Фердинанда стало поводом к началу Первой мировой войны. Или вы случайно наступили в автобусе однокласснице на ногу, и она в сердцах выдала вам всё негативное, что о вас думает, а до этого скрывала. Причина — это реальное противоречие из-за объектов, обладающих ценностью для всех участников. Такие объекты можно разделить на четыре основных вида: материальные ценности, духовные ценности, чувства и власть. Вы можете спорить с подругой в магазине из-за последнего тортика, а государства — из-за территорий, — это будут конфликты из-за материальных ценностей. Борьба за лидерство в малой группе или в государстве — это пример конфликта из-за власти. Любовный треугольник — это конфликт из-за неразделённых чувств. В общественном плане говорят о национальных чувствах и даже специальным законом защищают «чувства верующих от оскорблений». Примером конфликта из-за духовных ценностей как раз могут быть религиозные противоречия или противостояние представителей разных политических идеологий.
Интересы людей, принадлежащих к одной социальной группе слою , связанные с положением этой группы в обществе, называют социальными интересами. Чаще всего такие интересы коллективно переживаемые и связаны с доступом этой группы к общественным благам — к образованию, власти, богатству и т. В таком смысле можно говорить об экономических, политических, религиозных, национальных и других интересах. Когда эти интересы входят в противоречие друг с другом, возникает социальный конфликт. Например, Карл Маркс изучал классовые интересы, которые затрагивали средства производства — буржуазия ими владела, а рабочие на них трудились. Эти противоречия были антагонистическими непримиримыми и не могли разрешиться ничем другим, кроме революции. Структура социального конфликта В структуре конфликта можно выделить субъекты и объекты. Субъекты — это участники конфликта, а объекты — ценности и интересы, из-за которых происходит конфликт. Участников социального конфликта можно разделить на две большие группы — основных и неосновных. Основные участники — это субъекты, между которыми происходит конфликт: люди, группы, организации, общности, страты.
Неосновные участники — это те, кто прямо или косвенно влияет на протекание конфликта. К неосновным участникам конфликта относят наблюдателей свидетелей, очевидцев , сторонников людей, поддерживающих основных участников одной из сторон конфликта , подстрекателей разжигателей и примирителей. Считают, что даже сторонние наблюдатели влияют на протекание конфликта, ведь при свидетелях участники конфликта начинают вести себя иначе, чем наедине: им нужно продемонстрировать окружающим свою правоту. В социальном конфликте выделяют несколько стадий: Первую стадию можно назвать латентной скрытой , и её мы уже рассмотрели.
Повод — это пусковой механизм, который переводит предконфликтную стадию в стадию проявления конфликта. На этой стадии стороны могут и должны предпринимать попытки разрешить конфликт, не выводя его в открытую стадию. В истории, например, это всё, что происходит между противоборствующими сторонами до начала военных действий. При политическом конфликте сначала между сторонами растёт напряжённость, появляется ощущение угрозы от каких-то политических субъектов, возникает неудовлетворённость существующей ситуацией, чувство агрессии, враждебность. Нарастает недовольство. Социальную напряжённость выражают неорганизованно, в основном вербально словесно.
Всё чаще нарушается привычный ход жизни, у людей нет ясного осознания причин и масштабов происходящего, из-за этого в обществе растёт беспокойство. Проявляться конфликт может по-разному. Конфронтация — это попытка отсрочить переход в острое противоборство, это как бы продолжение предконфликтной стадии, когда сам конфликт уже осознан, определён и проявился, но сдерживается обеими сторонами. Классический пример конфронтации — ситуация на Западном фронте в 1915 году, так называемая «позиционная война», при которой стороны перешли к стратегической обороне, а крупномасштабных сражений не вели. Конфронтация характерна также для малых групп, участники которых не могут позволить себе резко выяснить отношения и продолжают существовать в ситуации постоянно тлеющего явного противоречия, например, конфронтация нередка в рабочем коллективе или семье. Соперничество и конкуренция различаются слабо, однако различия есть. В ходе соперничества одна из сторон хочет продемонстрировать, что она лучшая. Она не нападает на других, а только показывает собственное превосходство. Главное отличие соперничества от конкуренции — в том, что оно приводит к росту, развитию и высоким достижениям всех участников. Обычно оно проявляется личностно и происходит в областях, связанных с творчеством.
Соперничество — хороший мотиватор и подталкивает всех участников к высоким достижениям. Примеры соперничества — программные войны Билла Гейтса и Стива Джобса или изнурительные матчи между великими теннисистами Пете Сампрасом и Андре Агасси. За сильным соперником тянутся, это стимулирует всех участников отношений. Соперничество — это борьба за лидерство. Конкуренция же — это ситуация, при которой цели или результаты субъектов противостоят друг другу, поэтому выигрыш для одного игрока приводит к убытку для другого. При конкуренции все борются со всеми. Кроме того, конкуренция допускает меры, направленные против других участников, например разоблачение использования некачественного сырья в процессе производства. Однако методы, которые используют конкурирующие стороны, не должны быть силовыми и вообще противозаконными, ведь тогда это будет уже другой способ протекания конфликта — насильственный. Способы разрешения конфликта Конфликтами пронизана вся жизнь общества.
Он наделён определёнными полномочиями, которые признаются участниками конфликта, они оба договариваются об обращении к арбитру, и оба заявляют, что готовы принять то решение, которое он вынесет. Например, в различных экономических спорах разрешение конфликта очень часто происходит с помощью арбитража. В-пятых, это применение силы власти. Вспомним наш конфликт из-за просмотра телевизора. Когда тот, у кого больше силы и влияния, чтобы удержать в руках пульт, будет решать, какую программу все будут смотреть. Или только он один, если остальные не хотят. Но, разумеется, в конфликтах не только бытовых, но и более масштабных применение силы и власти может быть использована для того, чтобы подавить оппонента, заставить его принять точку зрения того, кто сильнее, или, если не принять, то по крайней мере внешне подчиниться. Так же хотелось бы обратить ваше внимание на то, что конфликт — явление постоянное. Какие условия необходимы для того, чтобы конфликт был разрешён успешно, то есть в ходе мирных переговоров —— так, чтобы стороны были удовлетворены исходом конфликта. Потому что если одна из сторон не удовлетворена исходом конфликта и вынуждена подчиниться, то конфликт может возникнуть вновь. Для того, чтобы конфликт был успешно разрешён, надо, во-первых, чётко определить причину конфликта: из-за чего мы конфликтуем. Потому что реальная причина и внешнее проявление могут сильно отличаться. Во-вторых, нужно чётко проговорить, что каждая из сторон конфликта хочет получить, потому что иногда люди долго конфликтуют, долго спорт, а потом оказывается, что их позиции расходятся не сильно. Просто они не слышат друг друга и поэтому неправильно определяют цели противника. В-третьих, для разрешения конфликта к взаимному удовлетворению нужно, чтобы обе стороны конфликта хотели его разрешить и достичь соглашения. Когда эти три условия соблюдены — причина конфликта ясна; каждый из участников конфликта хорошо представляет, что хочет он сам, что хочет противоположная сторона; когда все противники выразили желание разрешить конфликт — тогда остаётся четвёртый пункт: определить пути его преодоления.
Для этого необходимо установить временные ограничения, в рамках которых стороны должны прийти к соглашению. Посредник может предложить сторонам порознь или совместно составить список вопросов для обсуждения в порядке приоритетности. Обсуждение трудных воп-5осов по инициативе посредника можно временно отложить и вернуться к ним вновь в подходящий момент. Ключевые вопросы рекомендуется обсуждать и регулировать в последнюю очередь, так как этот прием облегчает общее соглашение между сторонами на том основании, что после нескольких достигнутых между ними соглашений по менее значимым проблемам психологически легче достичь согласия и по ключевым. Урегулирование ключевых вопросов создает у сторон представление о плодотворном и конструктивном характере переговоров и принятых решений; сроки внесения сторонами своих предложений. Посредник может предложить сторонам на переговорах пересмотреть свою позицию и выдвинуть новое предложение в течение определенного времени, например к началу нового раунда переговоров. Этот прием может способствовать также поддержанию динамики переговоров. Информация о конфликте, позициях и интересах сторон.
Социальный конфликт
Он способен призвать противников к конструктивному диалогу и достижению компромисса. Когда нужен посредник? К участию посредника при спорах прибегают в следующих случаях: конфликт относится к категории трудноразрешимых; от противостояния страдает важное дело; оппоненты не умеют вести переговоры; конкуренты хотят помириться, но не решаются сделать первый шаг навстречу друг другу.
Он направляет дискуссию, помогая сторонам организовывать свои мысли и идеи. Посредник использует активное слушание и задает открытые вопросы, чтобы помочь сторонам глубже осмыслить свои потребности и желания. Кроме того, посредник контролирует эмоциональность сторон и помогает им управлять своими эмоциями в процессе разрешения конфликта. Он стимулирует стороны на поиск долгосрочного решения, а не временного компромисса, и помогает им разработать план реализации решения. В целом, роль посредника в разрешении конфликта заключается в том, чтобы помочь сторонам найти справедливое, долгосрочное и взаимовыгодное решение, восстановить отношения и достичь гармонии в общении. Полезность профессионального посредника Первое преимущество профессионального посредника — его нейтральность. Он не является заинтересованной стороной в конфликте и может оставаться объективным по отношению к обеим сторонам.
Благодаря этому стороны могут открыто выражать свои мнения и эмоции, не опасаясь предвзятости или дискриминации. Второе преимущество — профессиональный опыт и навыки посредника. Он знает различные методы разрешения конфликтов, такие как активное прослушивание, ведение диалога и создание атмосферы взаимопонимания.
Медиатор должен быть беспристрастен, его прерогативой является рассмотрение мнения каждой из сторон, при этом он не может занимать чью-либо сторону во время разрешения конфликта. Медиатор помогает: Преодолеть препятствия на пути к нормальному сосуществованию участников столкновения интересов. Направить все силы на поиск альтернативных решений. Справиться с негативом, прийти к консенсусу, при этом учитывая интересы и потребности всех участников конфликта. Чем отличается помощь посредника от психологической консультации Цель медиатора — найти компромисс, выработать определенный план действий, чтобы устранить сам конфликт и его последствия. То есть посредник прикладывает усилия, дабы разрешить конкретную проблему при помощи конструктивного диалога обеих сторон.
Здесь отсутствует анализирование внутренних неурядиц участников конфликта, восстановление личных отношений, а также корректировка поведенческих особенностей индивидуумов. Этими вопросами занимается психология, а посредничество относится к социологии, так как не принимает во внимание аспекты человеческой души. Медиатор контролирует действия и диалог участников спорной ситуации, являясь тем самым инструментом регулирования социального мира. Посредник способствует становлению равноправия в споре, а также нормализации повседневного общения на работе, учебе, дома. Методы воздействия Существуют три основных метода регулирования конфликтной ситуации посредником: Давление на одну из конфликтующих сторон. Склонение всех участников спора к примирению. В первом случае медиатор пытается при помощи внушения и аргументов заставить поверить в свою неправоту одну из сторон. В итоге оппонент сдается и идет на уступки. Склонение к примирению заключается в постоянной работе с каждым из участников спора, объяснении неправильности позиции.
Медиатор разъясняет индивидуумам, насколько неверны их поступки и слова, направленные в сторону оппонентов. При дипломатическом разрешении проблемы посредник использует индивидуальные беседы с участниками конфликта, доводя до них возможные способы выхода из негативной ситуации и согласовывая их с каждой из сторон. Какими знаниями должен обладать посредник Участвуя в урегулировании конфликтной ситуации, медиатор должен знать, что: Необходимо беседовать по-отдельности с каждой из сторон. Во время диалога следует устанавливать собственные правила, запрещающие проявление агрессии и физического насилия. Процедура устранения негатива проводится исключительно в доверительной и спокойной обстановке.
Используя материалы Интернета, подготовь презентацию на тему «Как вести себя в конфликтной ситуации», выступи с ней в классе. При возникшем конфликте сохраняйте спокойствие и дайте возможность оппоненту высказаться.
Не перебивайте и не комментируйте его высказывания. Терпеливо выслушайте все его претензии и заявления. После этого спадет внутреннее напряжение обоих участников, и можно переходить к следующей стадии. Попросите собеседника обосновать претензии. После того как он выплеснул эмоции, он готов к продуктивному диалогу, и вам осталось его подтолкнуть к этому. Только не позволяйте оппоненту снова переходить на эмоции, тактично направляйте его на разговор, по существу. Разрядите обстановку — вызовите у человека положительные эмоции.
Социальный конфликт
Посредник в конфликте полезен тем, что он смотрит на обе версии конфликта со стороны, не пристрастно, поэтому может оценить все трезвой и холодной головой. чем полезен посредник в разрешении конфликта обществознание 6 класс. 3. Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Посредник в разрешении конфликта необходим для того, что бы правильно оценить ситуацию, беспристрастно провести разбор.
Чем полезен в разрешении конфликта посредник ответы
Склонение к примирению заключается в постоянной работе с каждым из участников спора, объяснении неправильности позиции. Медиатор разъясняет индивидуумам, насколько неверны их поступки и слова, направленные в сторону оппонентов. При дипломатическом разрешении проблемы посредник использует индивидуальные беседы с участниками конфликта, доводя до них возможные способы выхода из негативной ситуации и согласовывая их с каждой из сторон. Какими знаниями должен обладать посредник Участвуя в урегулировании конфликтной ситуации, медиатор должен знать, что: Необходимо беседовать по-отдельности с каждой из сторон. Во время диалога следует устанавливать собственные правила, запрещающие проявление агрессии и физического насилия. Процедура устранения негатива проводится исключительно в доверительной и спокойной обстановке. До оппонентов важно донести информацию о том, что предмет спора и есть та преграда на пути к конструктивному диалогу, которую необходимо преодолеть. Стимуляция беседы — его прерогатива.
Решение о прекращении конфронтации должно устраивать каждого и быть обоюдным. Тем, что при затяжном споре обе стороны могут избежать вмешательства силовых структур только благодаря участию медиатора. Однако стоит знать, что сами по себе посредники не являются адвокатами и не могут давать какие-либо консультации, связанные с правовыми нормами. Молодежные конфликты и посредничество Наиболее непредсказуемый, эмоциональный и психически неуравновешенный возраст — это пубертатный период. Конфликтные ситуации в среде сверстников могут возникать по любому вопросу, будь то элементарная внешняя непохожесть или соперничество, борьба за внимание противоположного пола. Как полезен посредник в разрешении молодежных конфликтов? Благодаря медиатору спор может разрешиться быстро и без некоторых опасных моментов насилия, взаимных оскорблений.
Посредником здесь может быть взрослый либо более опытный индивидуум одного возраста с участниками негативной ситуации. Авторитет медиатора должен быть непоколебим у обеих сторон, иначе какого-либо соглашения достигнуть будет невозможно. В роли посредников обычно выступают волонтеры из общественных организаций, учителя, родители и близкие родственники, а также более авторитетные сверстники. Примеры из жизни Посредничество необходимо в тех случаях, когда конфликтная ситуация начинает выходить за рамки, то есть стороны переходят на личности, начинают оскорблять друг друга, отстаивая свои интересы. Но достаточно им объяснить, что их потребности могут быть удовлетворены в полной мере, как появляется возможность ведения конструктивного диалога. Примеры деятельности посредника: В семье. Между сестрой и братом возник конфликт на почве недопонимания, они начинают бурно выяснять отношения.
В негативную ситуацию вмешивается отец детей — его авторитет непоколебим, а значит, к мнению родителя они прислушаются. Выступая в роли посредника, отец использует метод давления или метод склонения обеих сторон к примирению. Еще один пример — бракоразводный процесс. Третье лицо помогает участникам конфликта урегулировать вопрос о дальнейшем воспитании детей. На работе. Один из работников выразил недовольство в отношении другого члена коллектива, на что тот ответил взаимными упреками. Это эскалировало конфликт.
В роли посредника здесь выступает лицо, занимающее руководящий пост. Именно начальник может грамотно рассудить участников ссоры.
Конфликт и конфликтная ситуация. Конфликты и пути их решения. Решение конфликтных ситуаций в коллективе. Разрешение конфликта.
Разрешение конфликтных ситуаций. Кто может выступать. В качестве посредников могут выступать. Кто может выступать в роли работодателя. Кто может быть посредником. Способы управления эмоциями.
Способы управления эмоциями и чувствами. Управление эмоциями психология. Способы управления чувствами. Общение в конфликтных ситуациях. Культурный конфликт. Конфликты в коммуникации.
Правила успешного общения через посредника в конфликтной. Способы разрешения конфликтов. Конфликт способы решени. Способы решения конфликтов психология. Разрешение конфликтов в коллективе. Методы разрешения конфликтов в коллективе.
Методы управления конфликтами в коллективе. Метод урегулирования конфликта между личностью и группой. Переговоры в конфликтной ситуации. Способы решения конфликта переговоры. Переговоры как способ разрешения конфликта. Конфликт между коллегами.
Ссора в коллективе. Конфликт в офисе. Треугольник Карпмана книга. Затяжной конфликт. Для чего нужны посредники. Кто такой посредник в конфликте.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора. Рассмотрение трудовых споров с участием посредника. Коллективный трудовой спор с участием посредника. Рассмотрение коллективных трудовых споров. Разрешение конфликтов с третьей стороны. Третья сторона в урегулировании конфликта.
Управление конфликтной ситуацией. Разрешение конфликтов в организации. Способы управления конфликтной ситуацией. Преимущества медиации при разрешении конфликтов. Преимущества медиации в психологии. Медиация в гражданском процессе.
Преимущества посредничества. Посредничество в психологии. Конфликтная ситуация. Конфликт между родителями и детьми. Как решить конфликтную ситуацию. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Конфликты и конфликтные ситуации лекция. Какие действия необходимо предпринимать для разрешения конфликта. Для успешного разрешения конфликта необходимо.
Приведи примеры. Какую из них ты считаешь самой лучшей? Anutoch 12 окт.
Olehka505 19 авг. Iravitiyuck 14 мар. Чем полезен в разрешении конфликта посредник? На этой странице находится ответ на вопрос 3. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Обществознание. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.
Разрядите обстановку — вызовите у человека положительные эмоции. Если ваш оппонент женщина, сделайте ей искренний комплимент. Можно рассказать уместный анекдот или напомнить собеседнику о прежних хороших отношениях. Не обостряйте обстановку своей отрицательной оценкой ситуации, лучше упомяните о своих чувствах. Скажите, что расстроены произошедшим. Таким образом, вы дадите понять, что участников конфликта — двое, и кроме точки зрения оппонента может существовать и другая. Нередко бывает так, что два человека по-разному видят суть одной и той же проблемы. Придите к единому пониманию и найдите общие пути выхода из данной ситуации. При оценке ситуации используйте в качестве критерия действия, а не личность человека.
Остались вопросы?
Выбранный для просмотра документ Разрешение конфликтов при помощи третьей стороны ( Ответил (1 человек) на Вопрос: чем полезен в разрешении конфликта посредник. Посредник в разрешении конфликта очень полезен. полезен в разрешении конфликта посредник?
Страница 139
- чем полезен в разрешении конфликта посредник ?
- § 9. Конфликты в межличностных отношениях — Проверим себя — 3 — стр. 82
- Чем полезен в разрешении конфликта посредник? -
- Чем полезен в решении конфликта посредник
- Чем полезен в разрешении конфликта посредник? - id358345820190622 от Sh4urma 12.01.2022 21:25
- ГДЗ по обществознанию 6 класс Боголюбов | Страница 139
Чем полезен в разрешении конфликта посредник обществознание
Посредник в разрешении конфликта очень полезен. Посредник занимает нейтралитет в конфликте. Посредник выслушивает аргументы каждой из стороны в конфликте. Развернутый ответ на вопрос: Чем полезен в разрешении конфликта посредник? по предмету Обществознание. лицо в конфликте нейтральное. Он может спокойно помочь правильно оценить ситуацию, не принимая ни чью позицию в конфликте. Он может трезво оценить ситуацию,и провести расследование всех обстоятельств конфликта без может быть беспристрастным и помочь участникам конфликта мирно и спокойно его решить,т.к часто участники поддаются эмоциям и видять все не так как есть на самом деле. Выбранный для просмотра документ Разрешение конфликтов при помощи третьей стороны (
Чем полезен в решении конфликта посредник
Кто такой посредник? Посредник медиатор — человек группа людей , помогающий в разрешении конфликтов. Отнюдь не любая конфликтная ситуация заслуживает внимания медиатора. Споры, в которых оппоненты могут самостоятельно прийти к перемирию, не нуждаются во вмешательстве извне. Посредничество в разрешении конфликтов используется при наличии большого количества проблем между сторонами, а также применяется в качестве модели разрешения будущих конфликтных ситуаций. Что такое медиация посредничество? Данный процесс представляет собой планомерное выявление проблем, их решение, поиск альтернативы, а также помощь в достижении консенсуса с учетом интересов обеих сторон. Разрешение конфликтов с помощью посредника позволяет свести негативный настрой на нет, ослабить накал страстей, избежать разрыва длительных взаимоотношений и рукоприкладства, незаконных действий. При медиации не учитываются личностные качества каждого участника конфликта, если они не мешают процессу становления перемирия.
Медиация направлена на устранение самой конфликтной ситуации и на предотвращение ее развития, повторения в будущем. События, предшествующие конфликту, а также черты характера оппонентов не особо важны, хотя и должны учитываться посредником. Посредники в конфликте и их функции Медиатор должен обладать беспрекословным авторитетом у обеих сторон, иначе процесс разрешения не будет эффективным, а сам посредник может стать непосредственным участником конфликта. Немаловажна заинтересованность посредника в разрешении спора: он должен объективно оценивать ситуацию и не занимать ни одну из сторон в противовес другой. Обществознание дает такой ответ: медиатор в состоянии вывести оппонентов из конфликта без нанесения какого-либо морального ущерба, ущемления прав и интересов обеих сторон. Главные задачи посредника Прежде чем начать работу, медиатор должен убедиться в том, что все участники спора осведомлены о желаниях и потребностях друг друга, а также в том, что его подопечные признают наличие конфликтной ситуации. Прерогативой посредника является: Разработка проекта соглашения, который каждая из сторон должна безоговорочно принять. Доведение до оппонентов того, что вся ответственность за принятые решения будет лежать исключительно на них.
Устранение негатива между участниками спора, вызванного конфликтной ситуацией, при помощи переговоров. Тем, что соблюдает полный нейтралитет. Медиатор должен быть беспристрастен, его прерогативой является рассмотрение мнения каждой из сторон, при этом он не может занимать чью-либо сторону во время разрешения конфликта. Чем отличается помощь посредника от психологической консультации Цель медиатора — найти компромисс, выработать определенный план действий, чтобы устранить сам конфликт и его последствия. То есть посредник прикладывает усилия, дабы разрешить конкретную проблему при помощи конструктивного диалога обеих сторон. Здесь отсутствует анализирование внутренних неурядиц участников конфликта, восстановление личных отношений, а также корректировка поведенческих особенностей индивидуумов. Этими вопросами занимается психология, а посредничество относится к социологии, так как не принимает во внимание аспекты человеческой души. Медиатор контролирует действия и диалог участников спорной ситуации, являясь тем самым инструментом регулирования социального мира.
Посредник способствует становлению равноправия в споре, а также нормализации повседневного общения на работе, учебе, дома. Методы воздействия Существуют три основных метода регулирования конфликтной ситуации посредником: Давление на одну из конфликтующих сторон. Склонение всех участников спора к примирению. В первом случае медиатор пытается при помощи внушения и аргументов заставить поверить в свою неправоту одну из сторон. В итоге оппонент сдается и идет на уступки. Склонение к примирению заключается в постоянной работе с каждым из участников спора, объяснении неправильности позиции. Медиатор разъясняет индивидуумам, насколько неверны их поступки и слова, направленные в сторону оппонентов. При дипломатическом разрешении проблемы посредник использует индивидуальные беседы с участниками конфликта, доводя до них возможные способы выхода из негативной ситуации и согласовывая их с каждой из сторон.
Какими знаниями должен обладать посредник Участвуя в урегулировании конфликтной ситуации, медиатор должен знать, что: Необходимо беседовать по-отдельности с каждой из сторон. Во время диалога следует устанавливать собственные правила, запрещающие проявление агрессии и физического насилия. Процедура устранения негатива проводится исключительно в доверительной и спокойной обстановке. До оппонентов важно донести информацию о том, что предмет спора и есть та преграда на пути к конструктивному диалогу, которую необходимо преодолеть. Стимуляция беседы — его прерогатива. Решение о прекращении конфронтации должно устраивать каждого и быть обоюдным. Тем, что при затяжном споре обе стороны могут избежать вмешательства силовых структур только благодаря участию медиатора. Однако стоит знать, что сами по себе посредники не являются адвокатами и не могут давать какие-либо консультации, связанные с правовыми нормами.
Молодежные конфликты и посредничество Наиболее непредсказуемый, эмоциональный и психически неуравновешенный возраст — это пубертатный период. Конфликтные ситуации в среде сверстников могут возникать по любому вопросу, будь то элементарная внешняя непохожесть или соперничество, борьба за внимание противоположного пола. Как полезен посредник в разрешении молодежных конфликтов? Благодаря медиатору спор может разрешиться быстро и без некоторых опасных моментов насилия, взаимных оскорблений. Посредником здесь может быть взрослый либо более опытный индивидуум одного возраста с участниками негативной ситуации. Авторитет медиатора должен быть непоколебим у обеих сторон, иначе какого-либо соглашения достигнуть будет невозможно. В роли посредников обычно выступают волонтеры из общественных организаций, учителя, родители и близкие родственники, а также более авторитетные сверстники.
Примеры из жизни Посредничество необходимо в тех случаях, когда конфликтная ситуация начинает выходить за рамки, то есть стороны переходят на личности, начинают оскорблять друг друга, отстаивая свои интересы. Но достаточно им объяснить, что их потребности могут быть удовлетворены в полной мере, как появляется возможность ведения конструктивного диалога. Примеры деятельности посредника: В семье. Между сестрой и братом возник конфликт на почве недопонимания, они начинают бурно выяснять отношения. В негативную ситуацию вмешивается отец детей — его авторитет непоколебим, а значит, к мнению родителя они прислушаются. Выступая в роли посредника, отец использует метод давления или метод склонения обеих сторон к примирению. Еще один пример — бракоразводный процесс. Третье лицо помогает участникам конфликта урегулировать вопрос о дальнейшем воспитании детей. На работе. Один из работников выразил недовольство в отношении другого члена коллектива, на что тот ответил взаимными упреками. Это эскалировало конфликт. В роли посредника здесь выступает лицо, занимающее руководящий пост. Именно начальник может грамотно рассудить участников ссоры. В большинстве случаев посредник использует метод давления или челночной дипломатии для урегулирования ситуации. На учебе. Конфликтующие школьники или студенты могут быть рассужены учителем, директором, деканом, лицом, обладающим авторитетом в их глазах. Столкновение подростков трудно предотвратить, но еще сложнее его урегулировать. Посредник в данной ситуации применяет метод дипломатии либо пытается мягко склонить к миру всех участников конфронтации. Источник Чем полезен в разрешении конфликта посредник? В этом случае к переговорному процессу привлекается посредник — нейтральная сторона, способная увидеть суть проблемы со стороны. Сегодня в качестве посредника могут привлекаться и социальные институты, и руководители организаций, и отделы психологии, и профсоюзы, и люди, уважаемые обеими сторонами. Посредник, занимая нейтральную позицию, содействует конструктивному поиску решения, хотя окончательное слово остается за оппонентами. Он внимательно выслушает аргументы и требования обеих сторон и постарается найти золотую середину, компромиссное решение, которое устроит всех. Чтобы посредник справился со своей задачей, он должен обладать важным качеством — он пользоваться безоговорочным авторитетом и уважением противоборствующих сторон. Последний шаг будет не только самым сложным, но и самым важным. Это может быть частное лицо, организация, юрист или еще кто-то, кому могут доверять обе стороны. Возникновение конфликта всегда связано с ущемлением интересов сторон и выход из конфликта возможен только при урегулировании этих противоречий интересов. Когда стороны конфликта сами способны урегулировать свои отношения, пойти на взаимные уступки, найти удовлетворяющих обоих компромисс, это хорошо, но чаще случается, что субъективный взгляд на вещи мешает разрешению конфликта и тогда требуется посредник. Лицо, которое лично не заинтересовано в объекте конфликта, а потому может быть нейтральным и независимо судить о причинах конфликта и возможностях его урегулирования. Посредник может дать реальный совет сторонам, который бы устроил всех и помог решить конфликтную ситуацию. Но посредник хорош только такой, которому бы доверяли все стороны конфликта и принимали бы его суждения.
Другими словами, из огромного потока информации он извлекает и записывает короткие тезисы, которые могут быть быстро прочтены и обсуждены. Сорокина [237] привлекла внимание к следующим обстоятельствам. Это важный аспект процесса посредничества, которому на переговорах следует уделять большое внимание. Если стороны осознают свою ответственность за неудачу переговоров, фактор времени может играть серьезную роль в разрешении конфликта. Для этого необходимо установить временные ограничения, в рамках которых стороны должны прийти к соглашению. Посредник может предложить сторонам на переговорах пересмотреть свою позицию и выдвинуть новое предложение в течение определенного времени, например к следующей встрече. Этот прием может способствовать также поддержанию положительной динамики переговоров. Посредник следит за тем, чтобы окончательное соглашение включало конкретные сроки его выполнения. Разумеется, в этом случае должен быть выработан критерий оценки такой эффективности. Например, сколько раз в течение месяца со дня принятия окончательного соглашения между сторонами вновь возникали разногласия по уже урегулированным вопросам. Сбор информации представляет собой один из ключевых моментов на этапе подготовки к посредничеству. Собираемая информация должна, в частности, касаться предмета конфликта, его причин и этапов развития. По мнению американских исследователей С. Карпентер и У. Кеннеди[112], такая информация необходима посреднику прежде всего для того, чтобы принять решение о том, необходимо ли его участие в разрешении конфликта. Если его помощь необходима, то следующим шагом должен быть сбор полной информации о конфликте на текущий момент. Ее можно получить из трех источников: прямого наблюдения, вторичных источников, личных бесед. Прямое наблюдение — это посещение встреч и собраний участников сторон конфликта, наблюдение за их поведением, выяснение их мнений по спорным вопросам и о противоположной стороне. Вторичные источники представляют собой протоколы совещаний и собраний, магнитофонные и видеозаписи событий, данные научных исследований по обсуждаемой проблеме, газетные материалы и др. Личные беседы наиболее эффективны при правильном выборе собеседника и установлении с ним отношений доверия. Последнее зависит как от субъективных черт участника беседы, так и от выбора места и времени беседы. Вначале лучше всего проводить беседы с лицами, непосредственно не вовлеченными в конфликт. В этом случае у собирающего информацию изначально формируется более объективная точка зрения на ситуацию. Собственно процесс посредничества следует начинать с предложения, чтобы стороны детально описали природу их разногласий и историю взаимоотношений со времени начала конфликта. Дополнительные вопросы сторонам помогут посреднику точнее понять природу конфликта. На начальном этапе посредничества чрезвычайно важно получить возможно более полную информацию относительно тех проблем, которые будут предметом обсуждений между сторонами и посредником. В иностранной литературе процесс посредничества нередко называется медиаторством. От медиаторства отличают фасилитацию. Если медиация обычно направлена на поиск разумных компромиссов, то фасилитатор стремится помочь сторонам прийти к общему пониманию их отношений, ясно определить цели каждого и открыть варианты, которые удовлетворяют интересам всех. Другая форма посредничества — примирение, в котором акцент делается не столько на улаживании вопросов, сколько на процессе, с помощью которого конфликт прекращается. Третья, нейтральная сторона в процессе переговоров может выполнять роль и посредника, и наблюдателя. Например, наблюдатель может участвовать лишь в создании предпосылок к самим переговорам. Посредник, как правило, участвует и в подготовке соглашения. Наблюдатель в меньшей степени, чем посредник, занят поиском решения. Его функция — самим фактом своего присутствия удерживать стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или проявления враждебного отношения друг к другу, чем и создаются более благоприятные условия для решения спорных вопросов. Следует различать посредничество и арбитраж. В первом случае предполагаются лишь рекомендации участвующим в конфликте или переговорах сторонам, во втором — вынесение заключения, которое может не устроить кого-либо, но следовать которому обе стороны обязаны. На практике возможно последовательное использование процедур: сначала посреднических, а если они не привели к успеху, то затем и арбитражных. Посредник должен быть компетентным нейтральным лицом, пользующимся доверием конфликтующих сторон. При этом под компетентностью понимается знание им как проблемы, лежащей в основе конфликта, так и процессуальных аспектов посредничества и ведения переговоров. Нейтральность предполагает, что посредник — не апологет ни одной из сторон, участвующих в конфликте. Малейшая необъективность с его стороны может существенно осложнить ситуацию. Посредник — лишь помощник, он не может, да и не должен принимать решения за участников конфликта. Проанализировав ситуацию, посредник предлагает пути выхода из кризиса, выступая лишь в качестве советника, предложения которого носят рекомендательный характер. Стороны могут отклонить рекомендации без объяснения причин, хотя желательно такое объяснение давать — следующее предложение может иметь больший шанс на успех. В задачи посредника не входит рассмотрение вопроса о том, кто виноват в конфликте. Поиск виновных ведет, как правило, к осложнению конфликтной ситуации. Поэтому основное внимание посредника должно быть сосредоточено на разрешении конфликта с наименьшими потерями для обеих сторон.
Skarento Знаток 323 11 месяцев назад Посредник в разрешении конфликта может быть полезен по нескольким причинам: Нейтральность: посредник является независимой стороной, которая не имеет интересов в результатах конфликта. Он может помочь устранить предубеждения и неправильные представления сторон, что облегчит процесс разрешения конфликта. Коммуникация: посредник может помочь сторонам услышать и понять друг друга, а также наладить эффективное общение. Он может использовать различные методы коммуникации, такие как вопросы, рефлексию и переформулирование, чтобы помочь сторонам выразить свои идеи и чувства.