«Только европейские нормативные акты о финансовых санкциях имеют силу закона и напрямую применимы в Европейском союзе. Евросоюз — ЕС в России. ЕС потрясен новостью о смерти находившегося в СИЗО Александра Демиденко, активиста, помогавшего украинским беженцам. Ее отношение к пределам европейской интеграции выразилось в Стратегии развития отношений с Евросоюзом на 2000-2010 гг. В ней указывалось, что Россия не ставит перед собой цель вступления в ЕС или получения статуса ассоциированного членства. — Действительно ли так все плохо в двусторонних отношениях России и Европейского союза? Отказ Бельгии признавать указ президента Владимира Путина об обмене активами и заявление о том, что этот указ не имеет силы в Евросоюзе (ЕС) создает трудности, но Россия продолжит работу, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Евросоюз и Россия
«Обратная» миграция: что творится в ЕС? | Русская весна | Вместе с тем, число иностранцев, проживающих в Болгарии, согласно демографической статистике ЕС, выросло на 126%. |
Россия прекратила членство в Совете Европы: что это значит для россиян | 360° | Интерфакс: Власти Евросоюза не считают соответствующими международному праву меры властей России в отношении российских дочерних компаний Ariston и Bosch и призывают отказаться от этого шага, говорится в пресс-релизе Европейской службы внешних действий. |
Россия не входит в Евросоюз и этому есть причины | Правда, европейский обер-дипломат предсказатель еще тот, достаточно вспомнить, как он упорно объявлял о скорой победе над Россией «на поле боя». |
Минфин Бельгии отказался признать силу указа Путина об обмене активами | Вместе с тем, число иностранцев, проживающих в Болгарии, согласно демографической статистике ЕС, выросло на 126%. |
Мир не рухнет: что будет с Россией, Китаем, США и Евросоюзом в 2024 году | 15 марта Правительство Российской Федерации уведомило Генерального секретаря о своем выходе из Совета Европы в соответствии с Уставом Совета Европы и о своем намерении денонсировать Европейскую конвенцию о правах человека. |
ЕС призвал Россию отменить передачу «дочек» Ariston и Bosch
Он заявил, что банковские счета Путина и Лаврова на территории ЕС будут заблокированы. Россию исключили из Совета Европы: как отреагировала Россия Россия сможет прожить без членства в Совете Европы, как это было и до 1996 года, заявил РИА Новости в пятницу первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров. Он отметил, что Россия жила без участия в этой организации с 1996 года. Они же бюрократы, в Страсбурге половина народа кормится за счет Совета Европы. Бюджета не хватало, нужен был срочно наш взнос», — заключил политик. Совет Европы из-за приостановки членства России в организации должен вернуть уплаченный ею в начале года взнос в 32,5 миллиона евро, заявил Владимир Джабаров. Уважаемый Совет Европы, если я правильно помню, взносы выплачивался в начале года. Поэтому будьте любезны, проявите порядочность и верните российский взнос за текущий год. Все по-честному!
Международная организация, основанная вскоре после Второй мировой войны. Страны, вступившие в Совет, договорились, что будут придерживаться единых базовых принципов демократии, стремиться к верховенству права и соблюдению прав человека.
Разрыв с некогда самой широкоохватной европейской организацией назревал по мере превращения её в послушный инструмент коллективного Запада. Заложенные в Уставе СЕ объединительные принципы стали размываться в угоду Евросоюзу и НАТО, превращая стандарты Совета Европы в пресловутый «порядок, основанный на правилах», и продвигая чуждые России ценности.
Но хотел бы успокоить наших избирателей по поводу денонсации ЕКПЧ. Это никоим образом не повлияет на соблюдении прав человека в России. За 26 лет членства нашей страны в Совете Европы все нормы Европейской Конвенции по правам человека имплементированы в национальное законодательство, действуют и будут действовать. И это только начало.
Предстоит большая работа и подробная инвентаризация международных соглашений: уже было проанализировано свыше 1300 международных договоров на предмет соответствия их задачам защиты интересов страны и прав наших граждан в изменившихся реалиях. Так что это не первая и не последняя денонсация. А защитить права людей мы сможем и в рамках действующего национального законодательства, равно как и бороться с коррупцией", - резюмировал заместитель председателя Госдумы РФ, секретарь Московского регионального отделения партии "Единая Россия", бывший руководитель делегации Федерального собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблее Совета Европы Пётр Толстой.
Рассуждает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Традиционно России выдавали больше шенгенских виз, чем любой другой стране мира.
Речь идет о миллионах людей, которые будут вынуждены отказаться от поездок в Европу. Такое сокращение человеческих гуманитарных связей ускорит стратегическую расстыковку России и Европейского союза. Конечно, все в этой жизни проходит. Закончится, наверное, и российско-украинский конфликт, но восстанавливать эти связи будет трудней.
Это сокращает возможности Европейского союза воздействовать на новое поколение россиян. Европейский союз — вольно или невольно — лишает себя одного из наиболее эффективных инструментов своей политики — той «мягкой силы», о которой в ЕС очень много говорят». Пока не очень понятно, как именно может быть оформлен запрет, тем более что прецедентов не было. Никогда раньше Евросоюз не запрещал въезд всем гражданам какой-либо страны.
Менять основополагающие документы Евросоюза ради такого запрета, наверное, не будут.
Возникают сложности с правовым взаимодействием отдельных центров силы. Например, российско-американские отношения в области сотрудничества правоохранительных органов из-за политических трений, конечно, понесли определённый ущерб. Возникают сложности в плане правоприменения, в том числе в контексте арабо-израильского конфликта и конфликта на Украине. Сейчас, с обострением ситуации в секторе Газа, добавилось ещё одно свидетельство того, что ООН не может решить большие, да и не очень, конфликты и не всегда показывает свою эффективность. Вернёмся к уже упомянутым санкциям против Ирана: их отмена была зафиксирована резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН. И что?
Американцы в одностороннем порядке вышли из соглашения, попросту вытерев об эту резолюцию ноги. Но значит ли всё это, что надо от ООН отказываться? Всё же она остаётся единственной универсальной международной организацией, и ничего схожего по своему охвату и легитимности человечество до сих пор не придумало. Есть западные попытки создать нечто вроде клуба демократий, но всем очевидно, что такая структура будет не репрезентативна, а попросту замкнёт участников в их же системе. Были предложения по реформированию ООН с целью размывания российской и китайской роли, но понятно, что наши страны это не поддержат. G20 тоже сохраняет свою жизнеспособность. Международные институты эволюционируют, пусть и параллельно растёт понимание того, что они тоже могут политизироваться, не всегда решают горячие проблемы, а западоцентризм в этих институтах иногда контрпродуктивен.
Друзья по ситуации Должно быть, вам тоже часто встречаются ссылки на выражение Александра III о том, что у России есть только два союзника — армия и флот. Однако отметим, что Александр III при этом известен как человек, который всё—таки активно союзы создавал, с Францией например. При нём были заложены эти основы и сохранялась логика дипломатии: минимизировать число врагов и максимизировать число союзников, при условии, что цена этого союзничества не превышает издержек, в том числе политических. В современном мире союзники однозначно остаются нужны, и Россия никогда не отказывалась от этой идеи как в военной, так и в экономической области. Но тем не менее они есть. Но общая повестка остаётся устойчивой и неизменной: борьба с терроризмом и экстремизмом, общевоенные вызовы. Поэтому я бы не списывал эту организацию со счетов.
При этом союзничество сегодня — это не всегда жёсткое договорное партнёрство. Оно может быть и ситуативным, направленным на решение конкретных проблем. Так, страны БРИКС помимо России сохраняют отношения с Западом и не отказываются от диверсификации своих связей и идеи разложить яйца по разным корзинам. Это правильно и логично. И в интересах России в том числе. У нас нет другой альтернативы, кроме создания новых международных институтов и их развития. В 2024 году для нашей страны, безусловно, ключевым внешнеполитическим событием будет оставаться ситуация вокруг Украины и выстраивание контуров существования в кризисных отношениях с Западом.
Но мне кажется, что нужно ещё пристальнее смотреть в другую сторону, в особенности на отношения с Китаем.
Россию исключили из Совета Европы. Что это означает
Перерезание энергетической пуповины, связывавшей Россию и Европу, сыграет в пользу реализации сценариев развала Евросоюза. В Евросоюзе отреагировали на попытку вооруженного мятежа в России Европейский союз ЕС считает происходящее в России ее внутренним делом. В итоге Россия может оказаться под европейскими санкциями навечно.
Россия вышла из договоров Совета Европы
Входит ли Россия в состав ЕС | Кроме того, граждане России лишаются права подавать жалобы в Европейский суд по правам человека, заметил Кортунов. |
Вы точно человек? | Впрочем, отношения России с Европейским союзом все же оставались менее враждебными, чем с Вашингтоном. |
Вы точно человек? | 16 сентября Россия прекратила быть высокой договаривающейся стороной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. |
Сменят ли страны Европы «шенген» на суверенитет? | Вопрос о том, входит ли Россия в ЕС, не имеет практического смысла, так как это вхождение невозможно по главному правилу пребывания в Союзе — географическому. |
Россия прекратила членство в Совете Европы: что это значит для россиян | 360° | В ЕС заявили, что Россия, приняв меры в отношении «дочек» Ariston и Bosch, подтвердила свой статус «непредсказуемого игрока» в экономической сфере и нарушила международное право. |
Вернется ли Россия в Европу?
Россия денонсировала соглашение между правительствами РФ и Латвии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. «С принятием 11-го санкционного пакета развязанная Евросоюзом и его странами-членами экономическая война против России вышла на качественно новый уровень. В итоге Россия оказалась на обочине европейской безопасности и «европейского проекта» в целом, не став серьезным акционером этого проекта. После завершения специальной военной операции на Украине России и Европе придется заново выстраиват читать далее на "Интерфакс-Россия". Таким образом доля европейских государств в структуре экспорта из РФ по итогам 2023 г. составила около 20%, при этом в 2021 г. она была на уровне 51%. В-третьих, Россия также сохранила свой статус наблюдателя в Комиссии Европейской фармакопеи (Европейская фармакопея – руководящий документ.
Россия потеряла доверие и уважение к Евросоюзу
Европейский союз призвал Россию отменить решение о передаче во временное управление активов компаний Германии и Италии, заявила европейская внешнеполитическая служба. Европейские страны в очередной раз столкнулись с разногласиями по вопросу использования замороженных активов России. Госдума единогласно проголосовала за прекращение действия Устава Совета Европы и двух десятков международных договоров в отношении России.
Россия и Евросоюз
Находиться в такой откровенно русофобской обстановке просто не пристало уважающему себя государству», — подчеркнул Карасин. По словам сенатора, Россия принимала участие в работе Совета Европы, рассматривая его как площадку для всестороннего взаимодействия с западными странами, в том числе в области соблюдения прав человека. И в известном смысле наша собственная российская повестка была выполнена. Это права человека, мораторий на смертную казнь, целый ряд других аспектов… Россия многое сделала, но в последние годы мы наблюдали со стороны европейских стран лишь суммирование надуманных претензий к РФ», — пояснил Карасин. В Госдуме также считают решение Москвы абсолютно обоснованным. Также по теме В роли посредника: как мировые лидеры пытаются набрать политические очки на теме российско-украинских переговоров 6 марта Владимир Путин провёл переговоры с французским лидером Эммануэлем Макроном по ситуации на Украине. Президент рассказал коллеге... Так, вице-спикер нижней палаты парламента, глава российской делегации в ПАСЕ Пётр Толстой в своём Telegram-канале назвал СЕ «марионеточной структурой», которая использовалась «для продвижения оголтелой русофобии». При этом политик отметил, что ранее СЕ представлял собой важнейшую международную площадку «для равноправного диалога».
Но Совет Европы игнорировал наши призывы к диалогу, слово давали лишь истеричному русофобскому меньшинству мосек, пытавшихся укусить Россию побольнее», — написал Толстой. Россия не намерена мириться с этими подрывными действиями, осуществляемыми коллективным Западом в русле насаждения «порядка, основанного на правилах» на замену попираемого США и их сателлитами международного права», — подчеркнули в МИД РФ. Также в ведомстве отметили, что Россия «не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования».
Комитет министров Страсбург 16 марта 2022 г. Diminuer la taille du texte Augmenter la taille du texte Imprimer la page.
Стоит также отметить, что экономисты пока не придумали объективную методику оценки эффективности санкций. А потому тем, кто в ЕС задается логичными вопросами об их целесообразности, приходится довольствоваться политическими заявлениями Брюсселя. Мнение же потребителей — населения и бизнеса — в расчет не принималось. Рядовым европейцам рассказывали сказки про необходимость «чуть-чуть потерпеть», призывали реже мыться под душем и уменьшить температуру воздуха в квартирах, и все это — ради избавления от зависимости от России и призрачного зеленого будущего. Негативные последствия для экономики, состояния госфинансов, долгосрочной конкурентоспособности европейской промышленности и сельского хозяйства сознательно замалчивались. В результате многие европейские компании, страдающие из-за высоких цен на энергоносители, вынуждены перебазировать производства за пределы Европы, прежде всего в США. Сохраняются серьезные риски в плане обеспечения энергетических потребностей ЕС в ближайшие отопительные сезоны. На борьбу с высокими ценами на энергию и поддержку населения и бизнеса потрачено около 700 млрд евро. Как долго страны ЕС смогут продолжать «заливать» деньгами энергокризис — большой вопрос. В любом случае эпоха дешевой энергии, которая во многом способствовала успешному развитию европейского интеграционного процесса, прошла. Проблема для еэсовцев состоит в том, что действующее международное право и конституционное право стран-членов оснований для отчуждения частной собственности или суверенных активов иностранного государства на цели восстановления другой страны не предусматривают. Пока что здесь додумались только до того, чтобы инвестировать наши госактивы с целью направления полученных доходов на нужды Украины. Правда, и европейских налогоплательщиков предупредили: возможны потери — до 4 млрд евро в год. Интересно, смогут ли теперь инвесторы относиться к странам — членам ЕС как к надежной юрисдикции? Возможен ли возврат к упрощенной выдаче шенгенских виз? На данный шаг пошли еэсовцы, поэтому вопрос о перспективах возвращения к упрощенной схеме надо адресовать Брюсселю. Своими действиями Евросоюз ударил по интересам не только россиян, но и самих европейских граждан.
Читайте также Песков: выход России из Совета Европы подразумевает выход из всех его механизмов Толстой: Совет Европы превратился в марионеточную структуру для продвижения русофобии Совет Европы пока не получал уведомления от России о выходе из организации "Если Россия выйдет из Совета Европы, а это определенная процедура, то после ее завершения наши граждане не смогут обращаться в ЕСПЧ", - заявил ТАСС глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Вместо обращений в ЕСПЧ сенатор призвал россиян искать справедливость в российских судах. Мораторий на смертную казнь В Уголовном кодексе РФ смертная казнь фигурирует как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Хотя Россия до сих пор не ратифицировала этот протокол. Соответственно, с объявлением о выходе РФ из Совета Европы возник вопрос, не вернут ли суды смертную казнь. Этот мораторий носит бессрочный характер, и он не связан с нашим пребыванием в Совете Европы, потому что Россия - суверенное государство, Конституционный суд РФ сам определяет все вопросы, связанные с публичным правопорядком", - объяснил Клишас. Сенатор напомнил, что существует два действующих решения Конституционного суда РФ, в которых прямо говорится о недопущении применения смертной казни.
Можно ли будет ездить в ЕС на машинах с российскими номерами?
Россию исключили из Совета Европы, ПАСЕ и ЕСПЧ — на каком основании, что будет дальше | Россия автоматически перестает быть членом Европейской Конвенции о правах человека. |
Россия перестала быть членом Совета Европы | В Евросоюзе отреагировали на попытку вооруженного мятежа в России Европейский союз ЕС считает происходящее в России ее внутренним делом. |
ЕС призвал Россию пересмотреть решение о судьбе "дочек" Ariston и Bosch | ] Григорий Явлинский, считал Россию европейской страной и всячески старался идти на сближение с западными странами. |
Почему у ЕС не получается отобрать у России активы
Многие аналитики предполагают, что вступление России в Евросоюз возможно. Но вопрос о выгоде и необходимости этого шага для России стоит не менее остро. Многие отрасли хозяйства, не выдержав конкуренции с европейским рынком, могут просто-напросто исчезнуть, лишая государство дохода. Также Россия лишится части своей независимости, так как должна будет согласовывать все свои решения с Европарламентом, что может лишить Россию выгодных партнеров. Наиболее вероятный прогноз положения вещей в России после вступления в Евросоюз: закрытие предприятий, повышение безработицы, рост цен, вытекающие последствия перестройки экономики на новый лад — затяжной экономический кризис. Вхождение в единую валютную зону потребует от России энергетических уступок, превращая страну в донора энергоресурсов, необходимых Европе. Трудно сказать, послужит ли это на благо Российской державе, ведь наше государство стремится сохранить свой политический курс и сотрудничать с остальными странами в обоюдовыгодном ключе. Заключение Подводя итог, можно сказать, что видимые плюсы вступления в Еврозону, такие как безвизовый режим, улучшение уровня жизни и доступность европейского образования, здравоохранения и рынка труда, могут не перекрыть минусов, которые последуют от данного шага. Россия значительно уменьшит свою политическую автономию, действуя в согласовании с ЕС, что, возможно, не всегда будет идти на пользу государству. Слияние большого количества государств в единое целое усложняет процесс выработки единого курса развития, обязывает одних идти на уступки другим, что замедляет индивидуальный прогресс страны.
Лавров прокомментировал решение не пропустить его самолёт в Сербию Так, Сергей Лавров должен был посетить Сербию с визитом 6-7 июня. Однако Болгария, Северная Македония и Черногория 5 июня закрыли свое воздушное пространство для пролета самолета министра. В связи со сложившейся ситуацией, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 6 июня отмечала , что три балканские страны «закрыли очередной канал связи». Российская делегация должна была прибыть в Белград для проведения переговоров. Россия по-прежнему будет поставлять газ Сербии Между тем российские дипломаты просят властей не оставлять отмену визита Сергея Лаврова без внимания.
Так, зампредседателя совета Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» заявлял, что балканским странам, которые не пропустили самолет с Лавровым, нужно жестко ответить. По его словам, необходимо выслать всех послов из Москвы. Здесь надо действовать жестко.
Он безвозвратно ушел в историю, как в свое время ушла в прошлое какая-нибудь Belle Epoque, и возродить его не представляется возможным. Перефразируя популярное на постсоветских просторах высказывание об СССР, позволительно заметить, что тот, кто не жалеет о Европе 1990-х гг. И дело здесь не в том, что в старый европейский мир, несмотря на все усилия с обеих сторон, так и не вписалась Россия. С российским вызовом, будь он единственным, Европе, вероятно, так или иначе удалось бы совладать. Проблема намного глубже — европейский мир конца прошлого столетия не смог предвидеть проблемы XXI в. Более того, складывается впечатление, что европейский политический мейнстрим до сих пор не вполне понимает не только то, что происходит с Россией, но и то, что происходит с самой Европой. Уязвимость либерального нарратива об эволюции взаимодействия России и Европы последних двух-трех десятилетий становится особенно наглядной, если провести даже самое беглое сравнение политической динамики России и Польши.
Когда либералы говорят о растущем отчуждении России от Европы, они обычно приводят два главных объяснения этому явлению. Игорь Иванов: В поисках общего дома Первое — институциональное. За четверть века России так и не удалось встроиться в западные европейские Евросоюз и атлантические НАТО структуры в качестве полноценного участника или хотя бы равноправного партнера. Можно долго спорить о том, кто несет ответственность за эту неудачу, но факт, как говорится, налицо. Второе объяснение — системное. За те же четверть века Россия не преуспела в поиске эффективной новой модели социально-экономического развития, исчерпала возможности ресурсной экономики и в итоге пришла к экономической стагнации и социальному застою. Старый социальный контракт общества и власти был нарушен со стороны власти. Поэтому национализм, ксенофобия и милитаризм стали главными источниками новой легитимности для этой власти, что и привело к неизбежному отчуждению Москвы от Брюсселя. Варшава в обоих случаях выступает как полная противоположность Москве. Польша, без всякого сомнения, добилась впечатляющих побед там, где Россия потерпела явную неудачу.
Польская интеграция в структуры Европейского союза и Североатлантического альянса носила, можно сказать, образцово-показательный характер. Нынешнюю роль Польши в обеих организациях трудно переоценить — для «средней» европейской страны она поистине уникальна. Социально-экономическое развитие Польши последних двух десятилетий вызывает зависть не только у всех других «новых» членов ЕС, но и среди большинства представителей «старой Европы». Казалось бы, Польша — последняя страна в Европе, где можно было ожидать подъема национализма, триумфа евроскептиков и сомнений в непреложности либеральных европейских ценностей. И тем не менее, в современной Польше происходят перемены, которые заставляют многих либеральных варшавских интеллектуалов проводить параллели с российскими процессами. Конечно, такие параллели весьма условны. Но если еще несколько лет назад российские либералы мечтали о превращении своей страны в «большую Польшу», то сегодня этот ориентир безвозвратно утерян. Слишком очевидно выламывается польский случай из общей логики либерального нарратива. Слишком непредсказуема дальнейшая траектория эволюции и политической системы страны и доминирующих в польском обществе ценностей. Другой пример, не менее наглядный пример необратимого ослабления европейского гравитационного поля для России — современная Украина.
Нынешняя политическая элита страны отчаянно стремится повторить успешный интеграционный опыт государств Центральной Европы с интервалом в два десятилетия. Но за двадцать лет в Европе иссяк прежний оптимизм, сильно оскудели финансовые ресурсы, и столь же сильно выросло влияние правых популистов, подвергающих сомнению идею бесконечной географической экспансии Союза. Даже самые большие энтузиасты «европейского пути» Украины сегодня вынуждены откладывать сроки вероятного вхождения стой страны в Европейский союз, как минимум, до четвертого десятилетия текущего столетия. И это при том, что отношение к Киеву в Брюсселе не в пример лучше, чем к Москве, и у нынешней украинской власти нет недостатка влиятельных лоббистов в Европе на самых разных уровнях. Теперь представим себе на секунду, что в Москве где-нибудь в 2030—2035 гг. К власти в Кремле приходят сторонники «европейского пути» России; они торжественно провозглашают «безальтернативный» курс на вхождение страны в Евросоюз. Сколько десятилетий придется Москве ожидать своей очереди на вступление? Сколько практически непреодолимых политических, экономических и психологических препятствий неизбежно встанет на ее пути? Сколько европейских политиков будут призывать подождать, не торопиться, устроить Москве еще одну, «окончательную» проверку? Есть все основания полагать, что реформированная и демократическая Россия окажется в положении даже не Украины, а Турции, которая так долго тщетно ожидала, когда же, наконец, вопрос ее полноправного членства в ЕС будет решен.
Есть больше сомнения, что молодые технократы в российском правительстве, которые через 10—15 лет будут влиять на принятие важнейших решений в российской внешней политике, захотят увидеть свою страну в 2035 г. Так куда же в итоге должна вернуться Россия? В романтическую, исполненную оптимизма и отваги Европу 1995 г.? В триумфаторскую, уверенную в своих силах и в своей исторической правоте Европу 2004 г.? Или в растерянную, напуганную и потерявшую стратегические ориентиры Европу 2016 г.? Или все же в пока существующую лишь в головах нескольких европейских визионеров прекрасную Европу 2035 г.? И на какую роль в этой прекрасной Европе будущего могла бы реально претендовать Москва? Сторонники «возвращения в Европу» исходят из того, что время в конечном счете работает на «европейский проект». Справившись с многочисленными болезнями роста, оставив за спиной самые разнообразные кризисы и проблемы, Европейский союз выйдет из нынешних испытаний закаленным, обновленным и наполненным новой энергией. Возможно, что так в итоге и будет.
Хотелось бы, чтобы было именно так. Но сегодня, в конце второго десятилетия XXI в. Только будущее покажет, сможет ли Европа конвертировать эту веру в конкретные действия и результаты. Пока же мы вынуждены опираться не на веру в будущее, а на опыт прошлого. Даже в самые лучшие времена российско-европейского сотрудничества Москва не была готова поддержать концепцию «Большой Европы», основанную на полном или частичном принятии всеми странами европейского континента нормативной и регулятивной базы Европейского союза. Поддержка Москвой этой концепции в обозримом будущем в условиях непреодоленных системных кризисов в Европе и неясности исторических перспектив «европейского проекта» выглядит еще менее вероятной.
В Европарламенте считают, что возобновление политического диалога возможно, но при условии окончания конфликта на Украине. Впрочем, эксперты подчеркивают, что кризис отношений наметился задолго до последних событий — еще в 2000-х годах. О том, почему конструктивный диалог ЕС и РФ не удалось выстроить и каким может быть его будущее, — в материале «Известий». Остановка диалога касается буквально всех направлений, в том числе культурной сферы.
Несмотря на политическую напряженность, российская миссия продолжает свою работу в Бельгии. Хотя работа постпредства осложнена: весной 2022 года Брюссель выслал 19 сотрудников постпредства в связи с деятельностью, «противоречащей их дипломатическому статусу». В ответ РФ выслала 18 дипломатов, работавших в постпредстве Евросоюза в России. Примечательно, что охота на ведьм в отношении российских дипломатов лишь усиливается. Официальный представитель МИД России Мария Захарова в ответ порекомендовала Spiegel «опубликовать список агентов немецких спецслужб по всему миру». Из-за действий Евросоюза заметно пострадали экономические связи РФ с объединением.
Европа собирается строить «обновленную Антанту». Чем это грозит России?
Если исходить из того, что речь идет об одной из самых серьезных угроз американскому глобальному доминированию, то можно сказать, что, раздув украинский кризис, американцам виртуозно удалось заставить Европу на многие и многие годы отказаться от планов по объединению с Россией. Вспомним, что говорил Путин в 2010 году в Берлине — и это в период, когда в еврозоне бушевал кризис, и представим, насколько развились бы отношения Европы и России за прошедшее время, если бы не было Ливии, Украины, Сирии… США явно предумышленно провоцируют кризисы и знают их конечную цель. До начала украинского кризиса экономические отношения между Россией и ЕС были самыми лучшими за всю историю. Объединение принесло бы большую выгоду обеим сторонам. Напомню, что Европейский Союз был создан, в том числе, и для того, чтобы войны в Европе стали просто бессмысленны, ведь они обходились бы слишком дорого. Например, прежде Германия и Франция почти беспрерывно воевали, а теперь, когда существует ЕС и обе страны являются его членами, идея о войне кажется абсурдной и бессмысленной. А вот войну с Россией, в особенности когда США к ней так «подталкивают», представить себе не так уж сложно.
Другими словами, континент жил бы в мире, если бы Россия участвовала в существующих интеграционных процессах. Но теперь этому не бывать. Или нет? Вообще, есть одно обстоятельство, которое в скором времени может снова сблизить ЕС и Россию и даже снова поднять вопрос о ее вступлении в союз. Речь идет о Брексите. ЕС потерял Великобританию, что его, разумеется, ослабило.
Вступление России придало бы Евросоюзу новых сил. И если Германия и впредь будет играть главенствующую роль, этот сценарий может оказаться вполне реальным. Вспомним, какую принципиальную позицию Германия заняла в вопросе квот, насколько упорно она ищет решение. Весь Берлин во главе с канцлером Меркель может сколько угодно рассказывать о правах человека и милосердии, но любой, кто знаком с реальной ситуацией, знает, что Германия пустила к себе более миллиона мигрантов с Ближнего Востока и не только не из сострадания к несчастным.
Концерн присутствовал в 40 городах России. За 2021 год выручка российского ООО "Сименс" составила 834 миллионов евро. История взаимоотношений компании Siemens с нашей страной начинается в 1851 году, тогда был заключен контракт на поставку 75 стрелочных телеграфных аппаратов для строящейся линии Москва — Санкт-Петербург.
Так, благодаря ему стали возможны серьезные изменения в пенитенциарной системе Российской Федерации: она была приведена в соответствие с европейским стандартом, что позитивно сказалось на условиях содержания заключенных, заметил эксперт. Одним из условий членства в Совете Европы является мораторий на смертную казнь, отметил Кортунов. Это был для России неоднозначный вопрос, поскольку в России не все поддержали отмену смертной казни. Во многих западных странах смертная казнь применяется достаточно часто. Могут ли ввести — зависит от общей динамики ситуации. Наверняка, если будет полный разрыв, то этот вопрос снова встанет, но в конечном счете все будет зависеть от высшего руководства, — рассказал политолог. Как подчеркнул специалист, у РФ были претензии к Совету Европы. Они заключались в том, что организация необъективно оценивала ситуацию с правами человека в России, выдвигала необоснованные требования и забывала о проблемах с правами человека в других странах-членах.
После выхода из Совета Европы российские власти также денонсируют Европейскую конвенцию по правам человека. Положения основных договорно-правовых актов Совета Европы включены в российское законодательство», — цитирует РИА «Новости» заявление ведомства. В заявлении также указано, что Россия готова сотрудничать со странами, которые остаются в Совете Европы. В МИДе заверили, что Россия будет выполнять уже принятые постановления Европейского Суда по правам человека, «если они не противоречат Конституции». В министерстве напомнили, что остаются участником основных универсальных международных договоров по правам человека, заключенных в рамках ООН Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас в начале марта заверял, что мораторий на смертную казнь в России носит бессрочный характер и не связан с пребыванием России в Совете Европы.
То есть мораторий должны сохранить. Правозащитник Павел Чиков в своем Telegram-канале отметил, что Россия — первая страна в истории Совета Европы, которую исключили из организации. В результате этого решения Россия перестает быть членом организации и договоров, которые открыты только для ее членов, — в том числе Европейской Конвенции о правах человека. В то же время нарушения Конвенции, совершенные до 15 марта 2022 года включительно, могут быть предметом жалоб в ЕСПЧ при условии соблюдения всех остальных требований приемлемости, подчеркнул юрист. И если суд вынесет решение в, например, 2026 году, России все равно нужно исполнять его.
Россия потеряла доверие и уважение к Евросоюзу
15 марта Правительство Российской Федерации уведомило Генерального секретаря о своем выходе из Совета Европы в соответствии с Уставом Совета Европы и о своем намерении денонсировать Европейскую конвенцию о правах человека. Ее отношение к пределам европейской интеграции выразилось в Стратегии развития отношений с Евросоюзом на 2000-2010 гг. В ней указывалось, что Россия не ставит перед собой цель вступления в ЕС или получения статуса ассоциированного членства. В итоге Россия может оказаться под европейскими санкциями навечно. Товарооборот России и Евросоюза сократился почти втрое в 2023 году — причем как по сравнению с 2022-м, так и с 2021-м.