Новости восстановление ленинграда после войны

А после войны им вместе с преподавателями пришлось восстанавливать стены родного вуза. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. В апреле ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны.

Восстановление города

  • Послевоенные годы
  • Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир
  • Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
  • Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
  • Отопление, водоснабжение, канализация
  • Банда «Черной кошки»

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства. Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены. Из города на Неве в сторону Москвы проследовал первый после снятия блокады грузовой поезд. В тот же день такой же поезд прибыл из столицы в Ленинград.

Герцена и др. В конце 1943 действовал 61 НИИ. За 1943 восстановлено свыше 131 тыс. Однако затруднённость сообщения со страной и артиллерийские обстрелы города сдерживали восстановительные работы. После полного снятия блокады январь 1944 ГКО принял 29 марта 1944 постановление о первоочередных мерах помощи Ленинграду. На восстановление было ассигновано 790 млн.

В 1944 на заводах и фабриках Ленинграда введено в эксплуатацию свыше 1 млн. В том же году вступили в строй Театр оперы и балета имени С. Кирова, Театр драмы имени А.

Вот старшая сестра Тани Савичевой Нина вернулась в Ленинград в 1944 году благодаря помощи людей — её спрятали в грузовике, который вёз в город мешки с картошкой. А Нине в конечном итоге удалось заселиться в их комнату в коммунальной квартире, оказавшуюся занятой? По существующим тогда законам, если в жилье уехавших или умерших ленинградцев были вселены жители, переживавшие блокаду, а также военнослужащий или его семья, то выселить их было крайне сложно. И это вызывало конфликты. В 1944 году вышло в свет решение исполкома Ленгорсовета, которое предписывало каждому возвратившемуся из армии или эвакуации зарегистрироваться в милиции в течение десяти дней, получить ордер на квартиру, если она не заселена и не разрушена.

Для этого требовалась только одна справка от управхоза домохозяйства. Надо сказать, эти справки, подтверждающие право на жильё, стали предметом многочисленных спекуляций. А если квартира оказывалась занятой, вернуться в неё в некоторых случаях было возможно только через суд. Только в одном 1945 году в юридические консультации Ленинграда обратились 150 тысяч граждан. А за два месяца 1946 года было зафиксировано 36 тысяч обращений. По этим цифрам можно судить, насколько массовыми тогда были жилищные разбирательства. При этом обращение в судебные инстанции не всегда помогало доказать право на жилье. В фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга вместе с делопроизводственными документами хранятся материалы множества судебных дел, в которых фигурируют обращения граждан к главе города как к последней инстанции.

И основная часть заявлений связана с просьбой помочь решить жилищный спор. Из этих документов видно, как постановления городских властей в сфере жилья применялись в каждом конкретном случае. Была, например, долгая судебная тяжба — одна из сотен — между гражданами Л. Герцман и В. Началась она в 1945 году, продолжалась восемь лет, и всё это время городское законодательство постоянно менялось. Жилищный вопрос в то время стоял во всей остроте. Ведь были еще разрушены, сожжены тысячи жилых зданий, деревянные дома во многих районах в лютые зимы разобрали на дрова. Возвращавшимся людям нередко заселяться было некуда.

Практически всё обустройство сотрудников ложилось на плечи работодателей. Обеспечить людей жильём — это было в те дни самым главным. Не помню, как наша семья переживала то время. Осенью 1942 года мы с мамой и старшим братом уехали к бабушке. Она жила на Украине, на оккупированной территории, но мама повезла нас туда, потому что хотела оставить у родного человека. Мы добирались не одну неделю. Вскоре мама умерла — не смогла оправиться после истощения.

Освидетельствование скрытых конструкций производилось после вскрытий, выполнявшихся силами заказчиков.

После проведения обследования эксперты давали письменные ответы на те вопросы, которые перед ними были поставлены заказчиком. Среди обычных вопросов были: возможность увеличения нагрузок на фундамент в случае замены жилой деревянной мансарды на полноценный этаж, восстановление разрушенной части дома на сохранившихся фундаментах, необходимость частичной замены перекрытий в поврежденном здании или возможность их усиления и т. Экспертное заключение умещалось на 1-2 машинописных страницах, в отдельных случаях оно дополнялось расчетной частью. Эксперты давали обоснованные заключения, но они по существу только облегчали заказчику подготовку технического задания, убеждали его и утверждающую инстанцию в обоснованности ремонта в объеме, указанном в задании, объект же ремонта оставался недостаточно изученным и дополнительное обследование возлагалось на проектировщиков, а как это сделать, проектировщики знали плохо, этому их не учили. При проведении технического обследования старого дома каждый опирался только на личные знания, интуицию, проницательность, основанную на собственном опыте. Методики технического обследования не было, литература по этим вопросам стала появляться позднее. Проекты капитального ремонта, выполнявшиеся в рассматриваемом периоде, не отличались высоким качеством. Организация производства ремонтных работ на объектах в период до 1950 г.

Даже в том случае, когда приходилось ремонтировать дома со сплошной заменой перекрытий, производство работ велось сверху вниз, то есть сначала велся ремонт в верхних этажах, а затем в нижних. Капитальный ремонт жилищного фонда в период 1951 — 1960 гг. В эти годы были произведены существенные преобразования в старых жилых домах, центральные районы города полностью газифицированы, отпала необходимость в очагах. Широко развернулись работы по оборудованию старых домов центральным отоплением. Была реорганизована система мусороудаления, дворы освободились от помойных ям. В 1953 г. Проведены работы по замощению дворовых территорий, приведению в порядок подвалов, озеленению дворов, начата массовая и регулярная окраска фасадов, сопровождающаяся восстановлением штукатурки, лепки, заменой водосточных труб и выполнением ряда кровельных работ. Благодаря перечисленным мероприятиям коренным образом были улучшены жилищные условия населения и обеспечена консервация несущих конструкций, сильно поврежденных в период войны.

Объем необходимого ремонта к тому времени еще не был даже изучен. По данным Жилищного управления Исполкома Ленгорсовета, составленным в те годы только по материалам технической паспортизации без освидетельствования скрытых конструкций, нуждались в комплексном капитальном ремонте 2600 домов жилой площадью около 2,5 млн. Кроме того, необходимо было выполнять значительные объемы ремонтно-строительных работ выборочного характера. Для таких больших объемов ремонтных работ необходимы были коренные преобразования в проектно-сметном деле и ремонтно-строительном производстве. Требовалось увеличить мощность проектных и подрядных организаций и улучшить организационные формы управления жилищным фондом. К 1955 г. Значительно улучшилось снабжение материалами и оборудованием, за этот период заводы Жилищного управления увеличили выпуск изделий для нужд жилищного хозяйства в 3,7 раза. При каждом райжилуправлении были созданы отделы технического надзора и централизовано финансирование капитального ремонта, осуществляемого подрядным способом.

На базе отдела капитального ремонта Ленгорисполкома и районных ремонтно-строительных трестов в Ленинграде было создано Управление капитального ремонта жилых домов с двойным подчинением трестов исполкомам райсоветов и управлению. Это была первая в стране мощная централизованная подрядная организация, специализирующаяся на капитальном ремонте жилищного фонда. В 1955 г. Сосредоточение всех крупных механизмов в управлении позволило обеспечить их надлежащую техническую эксплуатацию и эффективное использование. Новые механизмы, тенденция к неуклонному росту производительности труда привели к внедрению индустриальных высокоэффективных методов капитального ремонта старых жилых домов на основе широкого применения сборных железобетонных конструкций. Крупноразмерный сборный железобетон для замены перекрытий стал применяться в Ленинграде с 1954 г. Вначале были использованы конструкции, аналогичные применявшимся к тому времени в новом строительстве, но с опорой их не прямо на стены, а на стальные консоли или стальную балочную клетку. Затем были разработаны конструкции железобетонных настилов с выпускными ребрами.

Со второй половины 1950-х гг.

Похожие записи

  • История Ленинграда середины XX века — Википедия
  • Восстановление и преображение: Ленинград после войны
  • Ленинград в 1944 году. Возрождение - Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости
  • Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения.

Восстановление и преображение: Ленинград после войны

Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории.

Культурное наследие страны советов 1922–1991 гг.

  • Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе
  • Бесплатная видео экскурсия по послевоенному восстановлению Ленинграда
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Tg: СОЛОВЬЕВ

Послевоенное восстановление

это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было длительным и сложным процессом, который включал несколько основных этапов. Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады. Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. Великое восстановление после войны сделало свой вклад в развитие города и его превращение в одну из самых важных культурных и туристических столиц мира. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории.

Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда

В этот день город на Неве ликовал и праздновал, гремел праздничный салют. Об этом на выставке напоминают картины Владислава Измайловича «Салют в честь снятия блокады», Николая Тимкова «Салют в Ленинграде 27 января 1944 года», Гавриила Малыша «Первый салют в Ленинграде в честь снятия блокады» все — 1944 , открытки, а также сохранившиеся в фондах музея части корпуса ракеты, пущенной во время салюта в честь снятия блокады Ленинграда. Сразу же после освобождения перед ленинградцами встала задача восстановления города и возвращения его к мирной жизни. Следующий раздел выставки посвящен этой теме. Главным символическим акцентом зала является художественная инсталляция «Разрушенный и восстанавливаемый дом». Руины здания соседствуют с вновь возведенными стенами, разбросанные в хаотичном порядке игрушки, посуда и предметы быта с одной стороны и восстанавливаемая квартира с сервированным для мирного чаепития столом — с другой. Уже в первые дни после блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников.

Об этом периоде красноречиво говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени С.

Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам. В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы. В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В. Симонов и Н.

Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки. Автором еще одной концепции стал архитектор Ф.

Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А. Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части. По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом.

И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца. Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г. Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище. Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г.

Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства.

Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах.

За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания.

Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов.

Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков.

Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли.

От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в.

Поэтому во все времена сохранение исторического облика наших городов было для России важнейшим культурным приоритетом», — говорит эксперт, напоминая также про послевоенное восстановление Новгорода Великого, в рамках которого были найдены уникальные архитектурные решения и применялись самые передовые технологии градостроительства. Политолог убежден, что президент России Владимир Путин принял правильное решение, начав восстановление Донбасса и Новороссии сразу после их освобождения, не дожидаясь завершения специальной военной операции. Основными пунктами плана по восстановлению города после нацистской блокады были определены подготовка квалифицированных кадров, строительство заводов по производству строительных материалов, применение новых методик и технологий, позволяющих ускорить темпы благоустройства города. Поделиться: Подписывайтесь на «Газету.

Исследователи «ленинградского дела» В. Демидов и В. Кутузов считают, что речь Кузнецова была похожа скорее на гимн городу, чем на обычный для выступлений такого рода гимн Сталину Ленинградское дело 1990:36. Демидов и Кутузов называют эту речь «крамольной», учитывая то, что при чтении обвинений, выдвинутых против руководителей города в 1949 году в ходе «ленинградского дела», они «никак не могли отделаться от впечатления, что фабула этого страшного документа списана с выступления A. Кузнецова» Там же, 40. Действительно, в речи секретаря ЦК говорилось и о самых тяжелых испытаниях, выпавших на долю Ленинграда в военные годы, и о том, что захват Ленинграда был основной целью плана «Барбаросса» в первый период войны, и о неоценимом вкладе ленинградцев в дело защиты Родины. О Ленинграде говорилось как о городе, «первым остановившем врага и разгромившем гитлеровские полчища под своими стенами», «выдержавшем двадцать девять месяцев осады» и «затмившем славу Трои» Смена. Кутузов пишут о том, что ошибки, допущенные в «крамольно-восторженной» речи Кузнецова, в первую очередь недостаточное по тем временам восхищение Сталиным, были замечены как ленинградскими руководителями, так и их московскими политическими соперниками. После этого ленинградское руководство стало гораздо более осторожным в формулировках своих выступлений Ленинградское дело 1990:40. Однако в ленинградских газетах, как можно заключить из анализа их публикаций в памятные блокадные даты, «крамольное» воспевание военной славы Ленинграда продолжилось и в 1946—1949 годы. И хотя формулировка о помощи страны и лично товарища Сталина заняла свое место практически во всех официальных статьях и опубликованных в газетах докладах, посвященных обороне Ленинграда, восхищение прессы великим подвигом города год от года нарастает и скорее приближается к мыслям, выраженным в речи Кузнецова, чем идет на убыль. Основополагающие, или, как говорили в то время, «установочные», цитаты из выступлений партийных и государственных руководителей в советский период были неизменным атрибутом публикаций прессы на самые разные темы. Не был исключением в этом отношении и послевоенный Ленинград. Однако для создания фундамента ленинградской военной и послевоенной славы прессой были выбраны три высказывания, обладавшие более высоким статусом, чем мысли из «крамольной речи»: использовались цитаты, взятые из слов не ленинградского, а центрального руководства. Можно выделить три таких цитаты, наиболее часто встречаемые как в заголовках, так и в текстах газетных публикаций 1946—1949 годов. Первыми были слова Верховного Главнокомандующего И. Сталина, назвавшего в приказе от 23 февраля 1944 года освобождение города от блокады «Великой победой под Ленинградом». Вторая цитата была взята из речи М. Калинина, произнесенной им в 1945 году при вручении Ленинграду ордена Ленина: «Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города, — это великое дело, дело Ленина и Сталина — никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений». Третьей многократно повторяемой цитатой стала формулировка, прозвучавшая в тексте Четвертого пятилетнего плана, в котором перед Ленинградом ставилась задача восстановления города «как крупнейшего индустриального и культурного центра страны». Эти цитаты и стали теми краеугольными камнями, на которых советские идеологи пытались выстроить ленинградскую идентичность послевоенного времени, сформировать отношение ленинградцев к своему военному прошлому и трудовому настоящему. Эти цитаты, конечно, не исчерпывают всего говорившегося и писавшегося, и все-таки они являлись своеобразным фундаментом, на котором авторы речей и статей возводили здание военной и послевоенной ленинградской славы. Три цитаты полностью отражали и суть этой славы — гордость победой войск под Ленинградом, гордость подвигом, совершенным не сломленными блокадой жителями города и, наконец, гордость самим городом. И в то же время все три цитаты указывали в первую очередь путь в будущее. Победы воинов и мужество тружеников тыла представлялись теми славными традициями города, которые призывали продолжать их новыми подвигами на трудовом фронте послевоенного восстановления страны. Гордость великим городом также должна была побуждать ленинградцев к необходимости его быстрейшего восстановления. В день годовщины прорыва блокады,18 января иногда 17-го или 19-го, если праздничная дата выпадала на выходной день издания , во всех трех основных ленинградских газетах обычно помещалось, во-первых, по одной большой статье, посвященной годовщине победной наступательной операции советских войск в 1943 году.

Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда». Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. Восстановление Ленинграда после блокады. Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь. Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности.

Послевоенные годы

Город, Екатерининский дворец и парк были заминированы. Поэтому попасть в Пушкин можно было только по специальным пропускам. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. Директором дворцов-музеев стала Е. Турова, под руководством и при участии которой начались консервационные, а затем и реставрационные работы во дворцах, парках и парковых сооружениях. Сотрудники дворцов-музеев и созданная им в помощь специальная бригада из мобилизованных девушек группы военизированной противовоздушной обороны, не смотря на трудные погодные условия, приступили к реставрации.

Под личную ответственность начальника II сетевого района тов. Алексеева Б. Связи 23. С 16 февраля 1945 года в штат треста «Ленсвет» было зачислено 99 бойцов, вернувшихся с войны. Усилившая свои ряды комсомольская организация треста тут же взяла на себя социалистические обязательства до 23 февраля восстановить во внеурочное время уличное освещение Институтского проспекта в ознаменование 27-й годовщины Красной Армии. Работы были выполнены к 20 февраля. А следующий праздник стал поводом для слов благодарности труженицам «Ленсвета». За досрочное выполнение плана восстановления уличного освещения, самоотверженную работу по восстановлению его и пуск в эксплуатацию в установленные сроки Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся наградил грамотами Ленгорсовета 85 женщин — работниц и служащих нашего треста. Помимо награжденных грамотами товарищей, еще ряд женщин — сотрудниц нашего треста своей честной добросовестной работой заслужили быть отмеченными, в связи с чем приказываю: за активную и добросовестную работу по восстановлению и эксплуатации уличного освещения города объявить благодарность с занесением в личное дело нижеследующим женщинам нашего треста» приложен список из 52 человек. Восстановление городского хозяйства продолжалось, и вместе с тем увеличивалось число аварий на сетях, о которых сигнализировали жители города. Увлекшись восстановительными работами, сетевые районы ослабили внимание к эксплуатации действующих сетей уличного освещения. Поэтому всем начальникам эксплуатационных районов было приказано предупредить обходчиков, что «несообщение ими сведений о погашении света будет расцениваться как прогул, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Путиным о создании полного, доступного всем гражданам комплекса архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне, архивистами Санкт-Петербурга совместно со специалистами учреждений культуры, науки, образования, транспорта, здравоохранения, Министерства обороны РФ, органов безопасности РФ реализуется межрегиональный мемориальный проект «Сплоченные войной. Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой». Задача проекта — восстановить имена тех, кто в 1941 — 1943 гг. На долю Ленинграда выпала самая длительная и массовая эвакуация. К апрелю 1943 г. География ленинградской эвакуации очень велика — горожан принимали как на далеком Алтае, так и в близлежащих Ленинградской, Ярославской, Вологодской и других областях. В списке республик, областей, краев, принимавших ленинградцев, значится более 30 названий.

Связи 23. С 16 февраля 1945 года в штат треста «Ленсвет» было зачислено 99 бойцов, вернувшихся с войны. Усилившая свои ряды комсомольская организация треста тут же взяла на себя социалистические обязательства до 23 февраля восстановить во внеурочное время уличное освещение Институтского проспекта в ознаменование 27-й годовщины Красной Армии. Работы были выполнены к 20 февраля. А следующий праздник стал поводом для слов благодарности труженицам «Ленсвета». За досрочное выполнение плана восстановления уличного освещения, самоотверженную работу по восстановлению его и пуск в эксплуатацию в установленные сроки Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся наградил грамотами Ленгорсовета 85 женщин — работниц и служащих нашего треста. Помимо награжденных грамотами товарищей, еще ряд женщин — сотрудниц нашего треста своей честной добросовестной работой заслужили быть отмеченными, в связи с чем приказываю: за активную и добросовестную работу по восстановлению и эксплуатации уличного освещения города объявить благодарность с занесением в личное дело нижеследующим женщинам нашего треста» приложен список из 52 человек. Восстановление городского хозяйства продолжалось, и вместе с тем увеличивалось число аварий на сетях, о которых сигнализировали жители города. Увлекшись восстановительными работами, сетевые районы ослабили внимание к эксплуатации действующих сетей уличного освещения. Поэтому всем начальникам эксплуатационных районов было приказано предупредить обходчиков, что «несообщение ими сведений о погашении света будет расцениваться как прогул, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Также приходилось вести борьбу и с управхозами. Список лиц представленных к вручению наград 9 мая 1945 года — великая для всего советского народа дата.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий