Новости война в ираке 1991

Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году.

Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака

Каждая оборудовалась радиостанцией и обычным телефоном Сообщения наблюдателей анализировались в промежуточных штабах, пересылались для проверки ближайшим постам радиолокационного наблюдения, затем поступали в штабы оперативных секторов ПВО. Такая система позволяла не только обнаруживать низколетящие средства воздушного нападения, но и вычислять, к каким целям они направляются. Она отлично показала себя во время ирано-иракской воины и к 1991 г. Это случилось 17 января в 2 ч 35 минут. Ракетная атака сопровождалась постановкой интенсивных радиопомех системе связи наблюдателей. Поэтому визуальное наблюдение и простое прослушивание неба зачастую были единственными способами обнаружения американских ракет. М-р Хамид Hameed был опытным офицером- зенитчиком.

Отряд занял позицию неподалеку от Хаббании Habbanya и авиабазы Таммуз Tammuz Основной его задачей стало уничтожение крылатых ракет на пути к иракской столице, побочной — защита авиабазы от низковысотных атак самолетов коалиции. Отряд Хамида был частью очень сильного пояса ПВО. Позиция давала ему возможность видеть все. В течение последующей ночи он дважды получал предупреждения о приближающихся воздушных целях, но, вглядываясь в небо, видел лишь какие-то крошечные обьекты. Он предположил, что это могут быть те самые крылатые ракеты, о которых столько говорилось в багдадском центре ПВО. В первые часы яркого солнечного утра субботы 19 января пришло еще одно сообщение о приближении с запала новой волны воздушных целей.

Хамид приказал своему отряду приготовиться к их встрече. Четверо наиболее подготовленных стрелков подняли пусковые установки -Игла- и изготовились к бою. Каждый из них перекрывал свой сектор воздушного пространства. Внезапно на высоте около 200 м появился небольшой обьект, летевший с дозвуковой скоростью. От его двигателя исходило едва заметное красное свечение. Так Хамид впервые в своей жизни увидел -Томагавк-.

Картина его полета потрясла всех бойцов отряда Они ошарашенно смотрели друг на друга, как бы вопрошая, почему они не стреляют, пока один из сержантов не крикнул: -Еще одна приближается с того же направления! На этот раз иракский майор скомандовал: -К бою и огонь!

Однако и здесь не всё было гладко. Иракские ПВО, после ряда инцидентов в 1998 году, а также после проведённой американцами операции «Лиса пустыни», начали регулярно обстреливать в неполётных зонах иностранные военные самолёты. Таким образом, уже к концу 90-х годов XX века обстановка вокруг Ирака вновь стала ухудшаться. С избранием в США на пост президента Джорджа Буша-младшего антииракская риторика в американском обществе усилилась. Большие усилия были затрачены на создание Ираку имиджа страны-агрессора, которая несёт угрозу для всего мира. В это же время началась и подготовка плана операции по вторжению в Ирак. Джордж Буш Однако события 11 сентября 2001 года заставили американское руководство вначале обратить взор на Афганистан, который к 2001 году почти полностью находился под властью талибов.

Операция в Афганистане началась осенью 2001 года, и уже в следующем году движение потерпело поражение. После этого Ирак снова оказался в центре событий. Уже в начале 2002 года США потребовали от Ирака возобновить сотрудничество с комиссией ООН по контролю над химическим оружием и оружием массового поражения. Саддам Хусейн отказался, мотивируя это тем, что такого оружия в Ираке нет. В конце концов, в ноябре 2002 года Ирак под нарастающим давлением был вынужден пустить комиссию на территорию Ирака. При этом комиссия ООН заявила, что никаких следов оружия массового поражения не обнаружено, равно как и возобновления его производства. Тем не менее, американское руководство уже выбрало путь войны и настойчиво шло по нему. В адрес Ирака с завидной периодичностью выдвигались объединения о связях с Аль-Каидой, производстве химического оружия и подготовке терактов на территории США. Однако ряд этих обвинений доказать так и не удалось.

Тем временем подготовка к вторжению в Ирак шла полным ходом. Войска этих государств и должны были провести молниеносную операцию против Ирака, свергнуть Саддама Хусейна и установить в стране новое, «демократическое» правительство. Операция получила название «Иракская свобода». Для вторжения в Ирак была создана мощная группировка войск коалиции, включавшая в себя 5 американских дивизий среди них одна танковая, одна пехотная, одна воздушно-десантная и две дивизии морской пехоты и одна танковая дивизия Великобритании. Эти войска были сконцентрированы в Кувейте, который и стал плацдармом для вторжения в Ирак. Начало войны в Ираке март — май 2003 г.

Фото 10. В СМИ также была дана другая история. Полевые командиры США попытались изобразить, что иракские вооруженные силы не в добровольном порядке уходили из Кувейта, а были оттеснены в результате кровопролитных боев.

Фото 11. Четыре года спустя, генерал Норман Шварцкопф пытался оправдать то, что произошло на шоссе смерти: «Первая причина, почему мы бомбили шоссе, в том, что там было много военной техники, и я отдал приказ всем своим командирам уничтожать иракское военное оборудование, которое мы, возможно, могли бы уничтожить. Во-вторых, это не была куча невинных людей, просто пытающихся вернуться обратно через границу в Ирак. Это было сборище насильников, убийц и отморозков, которые насиловали и грабили мирных жителей в Кувейте и теперь пытались выбраться из страны, прежде чем они были пойманы». Фото 12. Однако законность решения о нанесении ударов по отступающим иракским войскам весьма сомнительна. Дело в том, что к моменту нанесения удара иракские войска находились вне состояния войны, поскольку, практически за сутки до этого, 26 февраля 1991 года в 2 часа ночи по местному времени багдадское радио официально объявило о том, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и отдал приказ всем иракским войскам отойти на позиции, занимаемые до 2 августа 1990 года, а также, что Ирак будет полностью соблюдать резолюцию ООН 660. В то же время, по мнению тогдашнего заместителя министра иностранных дел СССР Александра Белоногова, выступление Саддама Хусейна по багдадскому радио 26 февраля стало главным препятствием на пути к урегулированию конфликта — оно носило задиристый тон, призывало иракцев праздновать победу и делало намёк, что со временем Кувейт всё равно отойдёт к Ираку. США увидели в готовности Саддама Хусейна вывести войска с территории Кувейта не более чем политическую игру, попытку спасти армию от полного окружения и уничтожения.

Основная часть авиации ВВС Кувейта успела перебазироваться на саудовские аэродромы. К исходу дня Эль-Кувейт находился под контролем иракских сил. Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию 660, в которой осудил вторжение и потребовал от Ирака немедленно вывести свои войска из Кувейта. Иракское руководство проигнорировало эту резолюцию. Совет Безопасности ООН продолжал регулярно возвращаться к кувейтскому кризису и принимать резолюции в общей сложности к концу года таковых было вынесено 12.

Война в Персидском заливе (1990-91 гг.)

Отношение к русским очень хорошее, у власти - правящая социалистическая партия "Баас", почитающая Маркса и Энгельса. В стране бесплатное образование и здравоохранение, фиксированные цены на основные товары в специальных государственных магазинах и, соответственно, дефицит этих товаров - в общем, для советского человека обстановка вполне привычная. Конечно же, чувствовалось, что иракский народ весьма религиозен, но, как мне показалось, без фанатизма, нетерпимости и каких-либо экстремистских проявлений. Единственное, что напоминало наш 37-й год, - очевидный культ личности Саддама Хусейна. Впрочем, к его многочисленным и повсеместно установленным портретам мы скоро привыкли, как к деталям ландшафта. Война "по просьбе трудящихся" Тем временем на политическом горизонте сгущались тучи. На Всеарабском саммите в июле 1990 года Саддам предложил соседнему Кувейту объединиться с Ираком. Шейхи прозападного и сверхбогатого Кувейта, естественно, с негодованием отказались. После этого началась интенсивная подготовка к оккупации Кувейта. Мимо нас по дороге, ведущей на юго-запад, днем и ночью бесконечной вереницей пошли груженые армейские грузовики, бронетанковая техника на платформах, военные самолеты в разобранном виде в закрытых контейнерах.

Официальной версией была "передислокация войск перед предстоящими масштабными учениями". На рассвете 2 августа Ирак вторгся в Кувейт, за пару дней его полностью оккупировал, создал марионеточное правительство и "по просьбе трудящихся"... Богатые кувейтские города с фешенебельными отелями и роскошными магазинами были отданы на разграбление солдатам. Недалеко от нашего поселка очень быстро образовался "блошиный рынок", где продавались кувейтские "трофеи": электроника, бытовая техника, мебель, одежда, обувь, часы, драгоценности. Подобные "толкучки" возникли в Ираке повсеместно. Под охраной и обороной Появились изменения и в нашей жизни и работе. Советское правительство устами министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе очень оперативно и очень жестко осудило акт вооруженной агрессии против Кувейта.

В описании двух войн в Персидском заливе небольшое количество статей приходится на европейские страны Великобритания, Франция, Италия, Германия — 13 публикаций в 1991 г. В 2003 г. При детальном рассмотрении материалов, посвященных двум операциям в Персидском заливе, можно назвать незначительные различия: во-первых, преобладание аналитических материалов в 2003 г. Качественный анализ ключевых фигур публикаций подтверждает тенденцию критики в адрес президента Ирака С. Хусейна, который представлен в материалах как агрессор, напавший на суверенное государство, а в 2003 г. Главными «героями» публикации являются действующие президенты США и Ирака, военное руководство, представители администрации, и мало внимания посвящено простым гражданам, беженцам. Большинство материалов написано журналистами газеты в основном в США Вашингтоне и в Ираке, в городах, где проходили боевые операции. Фактически все материалы посвящены освещению боевых действий, небольшая часть направлена на поддержку политики администрации президента США в применении силы при разрешении вооруженного конфликта и борьбы с терроризмом. В публикациях мало описывают события после военных ударов, мало пишут о погибших в ходе войны людях, о потерях не только среди военных, но и среди мирных жителей, о тех, кто остался без крова. Антивоенная направленность статей наблюдается ближе к средине проведения операции «Буря в пустыне» 1991 г. Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» 1991 г. Примечания Здесь и далее приведены данные в максимальном процентном соотношении частоты встречаемости единицы счета от общего массива статей в газете. Gordon M. The New York Times, September 8. Schmitt E. Times Book. Shenon P.

МНС во главе с США имели почти в три раза больше боевых самолетов и абсолютное превосходство в военно-морских силах. Эти силы включали до 600 тысяч человек, свыше четырех тысяч танков, более 3 700 орудий полевой артиллерии и минометов, около двух тысяч самолетов и более 100 кораблей. Впрочем, и Ирак был крепким орешком. Его армия превосходила коалицию в личном составе, танках и артиллерийских системах свыше 700 тысяч военнослужащих, около пяти тысяч танков, более восьми тысяч орудий полевой артиллерии и минометов, до 700 боевых самолетов и около десяти кораблей. Но по боевым возможностям, и прежде всего по качеству вооружения и боеприпасов, созданных по последним военным технологиям, преимущество было на стороне МНС. Изначально предполагалось, что военные действия коалиция будет вести в несколько этапов. На первом, который начался ночью 17 января, массированные удары нанесла авиация и ВМС — крылатыми ракетами морского базирования. Объектами поражения стали средства системы ПВО, боевая авиация на авиабазах, стартовые позиции ракет класса «земля-земля», важнейшие пункты государственного и военного управления, районы сосредоточения войск. Вторым этапом стала серия систематических авиационных ударов и пусков крылатых ракет с целью выведения из строя важнейших элементов инфраструктуры и военно-промышленного комплекса Ирака, а также уничтожения его танковых и механизированных соединений. Третий этап предполагал проведение наземных наступательных действий общими усилиями сухопутных войск и морской пехоты при поддержке самолетов стратегической, тактической и палубной авиации совместно с воздушным и аэромобильным десантом, а также подразделениями специального назначения. Однако его пришлось перенести. Как и четвертый этап, который заключался в завершении разгрома иракских войск в Кувейте. Практическое выполнение МНС боевых задач в ходе операции «Буря в пустыне» показало, что события развивались не во всем по намеченному плану. Уже со второго дня проводимой операции авиация коалиции встретила усиливающееся сопротивление иракских ВВС и наземных средств ПВО, что явилось неожиданностью для американского командования. Иракской армии удалось обеспечить живучесть за счет практического опыта ведения войны в горно-пустынной местности и применения подземных укрытий, в том числе для сохранения авиации, средств ПВО и боевой техники.

В сентябре 1980 года, после ряда пограничных стычек, Ирак начал масштабное наземное наступление на богатую нефтью и населенную арабами иранскую провинцию Хузестан. Так началась ирано-иракская война. Запад опасался роста радикального исламизма иранского аятоллы Хомейни и делал все возможное, чтобы предотвратить победу Ирана. В 1982 году США вывели Ирак из списка стран, поддерживающих терроризм. Два года спустя были восстановлены двусторонние дипломатические отношения, прерванные во время арабо-израильской войны 1967 года. Однако и несколько западных стран, в том числе Великобритания, Франция и США, тоже поставляли Багдаду оружие и военную технику, а Вашингтон даже делился с режимом Саддама Хусейна разведывательной информацией. В последние месяцы войны и Иран, и Ирак повернули оружие против коммерческих нефтеналивных танкеров в Персидском заливе, стремясь подорвать экспортные поступления друг друга. В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли. Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение. Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту. Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе. Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии. При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году. Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц. Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия». Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства. Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США. Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК. Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту. Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе. Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада. В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились. ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества. То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно.

Вторжение в Ирак. 20 лет спустя

Без каких-либо изменений этот сюжет повторился для четвертого, пятого и шестого -Томагавков-. Бойцы отряда были счастливы и одновременно поражены тем, как легко им удавалось сбивать крылатые ракеты по сравнению с истребителями. После боя они пошли туда, где были разбросаны обломки этою чудо-оружия. Как рассказывал авторам м-р Хамид.

Позже иракцы пришли к выводу, что -Игла- была лучшим оружием против BGM-109. Единственным недостатком этого комплекса признали трудность использования его ночью. По этой причине к концу января американцы отказались от использования -Томагавков- днем и полностью переключились на ночные атаки.

Успехи ПВО Ирака по нейтрализации угрозы крылатых ракет косвенно подтверждаются американскими источниками На первом месте среди них — статья в -Вашингтон пост-, опубликованная в конце войны. В ней говорится: — Томагавк- и F-117А. На втором месте — очень интересный доклад, опубликованный 12 июня 1997 г.

Генеральной счетной палатой США. Доклад адресован конгрессмену Джону Динталу John D. На упомянутых страницах содержится следующая информация.

Количество запущенных ракет и типы целей. Из 288 фактических пусков в 6 случаях отказали разгонные двигатели, и ракеты не вышли на крейсерский режим полета. Из 38 объектов, атакованных -Томагавками-.

Эти 37 объектов содержали в общей сложности 173 различные цели. При этом выбор целей был ограничен: ракеты не направлялись на объекты, если для их разрушения требовалось более, чем 2000 фунтов более 800 кг взрывчатки. Хотя были исключения: в прессе сообщалось, что два -Томагавка- поразили центр ПВО в Багдаде, на самом деле они причинили лишь небольшие повреждения крыше бункера, сделанной из армированного бетона 3.

Период массовых пусков. В тот день состоялись пуски последних 6 ракет -одна за одной-, всех — по аэродрому Рашид Rasheed.

Американцы добились, чего хотели, дешевая нефть была к их услугам, столько, сколько нужно. Параллельно с антикризисной ресурсной политикой начались подвижки в деле завоевания права реально осуществлять 4-й параграф Атлантической хартии. Мероприятия в рамках сей политики требовали неусыпного внимания к Ираку и ряда манипуляций над ним, приготавливающих страну к роли первого испытательного стенда экономического будущего человечества. Осязательный контакт с «большой нефтью» янки терять не собирались. Их войска обосновались в Кувейте для защиты княжества от рецидива агрессии. Ирак, с его не устраивающим американцев тяготением к высоким ценам, был нейтрализован посредством постоянно действующих экономических санкций ООН, напрочь исключающих преодоление страной послевоенной разрухи.

Регион достался американцам, как говорится, тепленьким. Обладание им стало для США одной из важнейших причин наступления «золотого века», бытовавшего в период правления демократов, во главе с незабвенным Уильямом Джеферсоном Клинтоном. При нем американцы развернулись по миру во всю ширь. Америка проматывала чужое добро и жила лучше, чем в блаженные докризисные 60-е гг. Контроль над Ираком. Об Ираке тоже не забывали. Контроль над страной был установлен тотальный. Дважды в 1995 и 1996 гг.

Создавалось ощущение, что Ирак превратили в полигон, где авиация США в условиях, приближенных к боевым, отрабатывала приемы современной войны. Напрашивался вывод о том, что бесконтактность боевых действий и отсутствие у нападающей стороны потерь развращает политика и лишает их разума и совести.

Любое транспортное средство, которое выезжало на обочину в отчаянном порыве вырваться из ловушки, отслеживалось и уничтожалось. Шоссе 80 «Кабины грузовиков были деформированы взрывами так сильно, что сравнялись с землей, и невозможно было увидеть, были ли там водители. Стекла автомобилей плавились, а огромные танки превратились в мелкие куски металла», — пишет ливанско-американский журналист Джойс Чедьяк. Они не отступали, чтобы перегруппироваться и снова сражаться.

На самом деле они уходили домой». СМИ также преподнесли другую историю. Полевые командиры США пытались изобразить, что иракские войска не сдались добровольно, а были вытеснены с поля боя. Во-вторых, это совсем не была кучка невинных людей, которые просто пытались вернуться через границу в Ирак.

С августа по ноябрь 1991 года Совбез ООН принял 12 резолюций по иракско-кувейтскому конфликту, в том числе вводивших запрет на поставки оружия Ираку и экономические санкции против него.

Последняя резолюция, принятая 29 ноября, фактически была ультиматумом: иракские войска должны быть выведены с территории Кувейта 15 января 1991 года. Москва отчаянно пыталась убедить Саддама Хусейна добровольно вывести свои войска из Кувейта. Несколько раз в Багдад в качестве спецпосланника Кремля прилетал Евгений Примаков, предлагая план постепенного вывода войск. Но Хусейн обставлял его принятие совершенно нереальными условиями. И одновременно, уже через несколько дней после оккупации Кувейта, стал стягивать в регион собственные силы и формировать антииранскую коалицию.

Воздушная фаза войны продолжалась 39 дней, за которые союзники совершили 110 тысяч самолето-вылетов. Иракские военные объекты, инфраструктура были в значительной мере разрушены.

Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq

Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах. Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года (тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака). Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января. Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января. Во время первой войны в Ираке в 1991 г. американцы разбомбили половину школ (где-то 2000 из общего числа 4000).(57).

Ход военных действий

  • МОСКВА УГОВАРИВАЛА ХУССЕЙНА ОДУМАТЬСЯ
  • Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)
  • О «Медиаскопе»
  • Военный конфликт в Персидском заливе - Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым"
  • Войны в Персидском заливе: причины и последствия
  • Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года

Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года

С 1984 года активно велась т. н. «танкерная война» — Ирак и Иран атаковали в Персидском заливе танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника. 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта. Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней.

Ошибка Саддама Хусейна. Как американцы вошли на Ближний Восток

Долгое время Кувейт был частью Британской колониальной империи, но при этом колониальный статус здесь был не таким обременительным, как, например, в Индии. В 1930-х годах тут обнаружили огромные залежи нефти. В 1961 году Кувейт стал независимым, а в 1970-1980-х годах государство стало одним из главных поставщиков нефти на запад. Экспорт нефти был очень прибыльной отраслью: за считанные годы бедный Кувейт превратился в одну из богатейших стран региона. Успехи Кувейта не давали покоя его соседям: Саудовской Аравии и Ираку. Обе страны предпринимали попытки аннексии и всячески пытались препятствовать дальнейшему развитию Кувейта.

В Багдаде традиционно рассматривали Кувейт как исконную часть Ирака и претендовали на обладание этим маленьким эмиратом с самого первого дня его независимости. В описываемый период времени Ирак был одним из мощнейших государств региона. Его сильная армия позволяла Багдаду претендовать на лидерство на Ближнем Востоке. В 1988 году завершилась ирано-иракская война её ещё называют первой войной в Персидском заливе , в которой Ирак одержал победу. Кувейтский эмир в этом конфликте поддержал Ирак, поскольку в Иране началась Исламская революция, экспорта которой опасались многие государства региона.

Кувейт выдал иракским властям в долг около 15 млрд. Несмотря на победу, Ирак к концу войны был обескровлен, казна опустела, велики были человеческие потери. Ирак не мог вернуть долг Кувейту из-за глубочайшего финансового кризиса, поэтому начал свою игру. В конце весны — начале лета 1990 года Багдад выдвинул Эль-Кувейту несколько претензий: На съезде глав арабских стран глава Ирака — Саддам Хусейн — заявил, что многие страны ОПЕК прямо иракский лидер их не называл, но все понимали, что речь шла о Кувейте и Саудовской Аравии препятствуют развитию иракской экономики. Они добывают нефть в больших масштабах, невзирая на установленные квоты.

Из-за этого цена на нефть падает, и Ирак недополучает деньги за поставляемое на запад топливо эту претензию в какой-то степени можно считать справедливой: незадолго до описываемых событий цены на нефть действительно упали с 18 долларов за баррель до всего 7 долларов, Саддам же считал оптимальной цену в 25 долларов ; Также в Кувейт была направлена дипломатическая нота, где были выражены обвинения в незаконной добыче нефти из иракских месторождений при помощи технологии наклонного бурения. В качестве компенсации Саддам Хусейн потребовал полного списания иракского долга и выплаты дополнительных 2 млрд. Кувейт ответил решительным отказом и также обвинил Ирак в воровстве нефти. В намечающемся конфликте на стороне Кувейта выступила Саудовская Аравия, а вот Ирак получил поддержку от своего недавнего врага — Ирана. Впрочем, лидеры большинства арабских стран были заинтересованы в мире, поэтому египетский президент Хосни Мубарак стал посредником в переговорах между Багдадом и Эль-Кувейтом.

На переговорах Кувейт отверг все требования соседа и война стала неизбежной. Ход военных действий В ночь с 1 на 2 августа 1990 года 120 тысяч иракских солдат пересекли границу Ирака и Кувейта. Кувейт почти ничего не мог противопоставить своему врагу. Вся численность кувейтской армии и на тот момент составляла всего 20 тысяч человек. К тому же, несмотря на накалённость обстановки армия не была приведена в состояние боевой готовности.

Но, несмотря на это, Кувейт пытался обороняться: отдельные части показали себя очень храбро в сражениях с превосходящими силами противника. Основные бои развернулись прямо в столице у Дасманского дворца. Кувейтскому эмиру и его советникам удалось покинуть дворец раньше, чем сюда прибыла иракская армия, но в бою за Дасман погиб брат эмира. Дворец был взят только к концу дня. К вечеру 2 августа вся территория маленького эмирата была оккупирована, а в руках Ирака оказался военный флот Кувейта.

Захватчики занимались мародёрством и чинили насилие над местными жителями. Власть в Кувейте была передана только что созданному и полностью зависимому от Багдада «Свободному временному правительству Кувейта». Мировая общественность была возмущена действиями иракских властей. США имели в регионе собственные экономические интересы.

К власти тогда пришел генерал Ахмад Хасан аль-Бакр, тоже выходец из Тикрита, к тому же родственник Саддама Хусейна, которому в то время был 31 год. Они стали близкими соратниками и доминирующей силой в партии Баас, хотя Саддаму постепенно удалось оттеснить генерала от власти.

Деятельность этого политического дуэта уже с самого начала вызывала беспокойство Запада. В 1973 году, в разгар холодной войны, Ирак подписал 15-летний договор о сотрудничестве с Советским Союзом. Кроме того, Багдад национализировал компанию Iraqi Petroleum, которая была основана в годы правления британской администрации и продавала Западу дешевую нефть. Резкое увеличение потока нефтедолларов после топливного кризиса 1973 года позволило иракским властям вкладывать значительные средства как в саму нефтяную отрасль, так и в образование и в здравоохранение, благодаря чему уровень жизни в Ираке стал одним из самых высоких во всем арабском мире. В 1974 году живущие на севере страны курды подняли восстание. Их финансировал шах Ирана, которого, в свою очередь, поддерживали Соединенные Штаты.

Багдад сел за стол переговоров, в результате которых подписал соглашение, по которому ирано-иракская граница была установлена по середине русла реки Шатт аль-Араб. Шах прекратил финансирование курдов, и восстание было подавлено. В 1979 году Хусейн вынудил генерала Бакра подать в отставку - официально в связи с состоянием здоровья. В результате Хусейн стал главой государства. В сентябре 1980 года, после ряда пограничных стычек, Ирак начал масштабное наземное наступление на богатую нефтью и населенную арабами иранскую провинцию Хузестан. Так началась ирано-иракская война.

Запад опасался роста радикального исламизма иранского аятоллы Хомейни и делал все возможное, чтобы предотвратить победу Ирана. В 1982 году США вывели Ирак из списка стран, поддерживающих терроризм. Два года спустя были восстановлены двусторонние дипломатические отношения, прерванные во время арабо-израильской войны 1967 года. Однако и несколько западных стран, в том числе Великобритания, Франция и США, тоже поставляли Багдаду оружие и военную технику, а Вашингтон даже делился с режимом Саддама Хусейна разведывательной информацией. В последние месяцы войны и Иран, и Ирак повернули оружие против коммерческих нефтеналивных танкеров в Персидском заливе, стремясь подорвать экспортные поступления друг друга. В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли.

Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение. Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту. Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе. Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии. При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году.

Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц. Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия».

Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи.

Выход самолетов к атакуемым объектам осуществлялся в строго запланированное время сразу же за крылатыми ракетами. План подавления иракской системы ПВО предусматривал первоочередное уничтожение ЗРК, стационарных постов дальнего радиолокационного обнаружения, пунктов управления и узлов связи. Эта задача ставилась новейшим тактическим истребителям F-117A, предназначенным для выполнения атак в ночное время я имеющим соответствующее оборудование и вооружение. В течение первой ночи боевых действий F-117A из состава 415-й тактической истребительной авиаэскадрильи действовали по позициям ЗРК на западе Ирака. В группе огневого подавления ближних средств ПВО на некоторых направлениях: первые использовались противотанковые вертолеты АП-64 "Апач".

Эскадрилье этих вертолетов была поставлена задача по уничтожению двух РЛС дальнего обнаружения, которые дислоцировались в одном из западных районов Ирака. Вертолеты "Апач" действовали двумя звеньями по четыре машины. Их сопровождали вертолеты UH-60. Летный состав ударных вертолетов использовал приборы ночного видения и тепловизионные прицельно-навигационные системы. Визуальное обнаружение целей было осуществлено на дальности до 12 км, на расстоянии около 7 км цели были опознаны, пуск ракет "Хеллфайр" AGM-114 производился с 3-6 км. Ракетный удар наносился сначала по станциям энергоснабжения, затем по объектам системы связи и, наконец, по РЛС. Каждому вертолету из ударной группы были назначены две основные и одна запасная цель. Вертолеты "Апач" находились в районе цели около 4 мин, в течение этого времени РЛС были уничтожены. Летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, поскольку заградительный огонь зенитной артиллерии существенно затруднял выполнение тактических приемов.

По данным некоторых зарубежных специалистов, наряду с истребителями-перехватчиками и ЗРК. Ирак имел на вооружении 9000 зенитно-артиллерийских установок различных калибров, в основном советского производства ЗСУ-23-4 и ЗСУ-57-2. В то же время со стороны иракской ПВО отмечалась неспособность ее органов управления функционировать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, а также отсутствие инициативы в применении оружия. Пассивные действия ВВС Ирака вызвали недоумение у зарубежных военных экспертов.

Получив примерно за час до начала военных действий от государственного секретаря Соединенных Штатов Америки Бейкера сообщение о принятом решении, я немедленно обратился к президенту Бушу с предложением предпринять дополнительные шаги - через прямой контакт с Саддамом Хусейном, - чтобы добиться безотлагательного объявления им о выводе войск из Кувейта. Одновременно я дал указание нашему послу в Багдаде связаться с президентом Ирака, сообщить ему о моем обращении к Джорджу Бушу, подчеркнул необходимость в интересах самого иракского народа, в интересах мира в регионе заявить о готовности уйти из Кувейта. Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. Я выразил надежду, что, руководствуясь высшими интересами своего народа и мирового сообщества, Саддам Хусейн пойдет на этот единственно спасительный шаг.

Этой же ночью мы обратились к руководству ряда влиятельных стран, в том числе Франции, Китая, Великобритании, Германии, Италии, Индии, к главам большинства арабских государств с призывом предпринять совместные и параллельные шаги в целях локализации конфликта, чтобы не допустить его опасного разрастания. Понимая, какими тяжелыми последствиями для арабских народов, для американского народа, для всей международной ситуации чревата война с применением огромной массы войск и современной военной техники, мы выражаем глубокое сожаление, что не удалось избежать военного столкновения. Хотя еще раз подчеркну - мы сделали все мыслимое, чтобы невоенными средствами урегулировать конфликт. Хочу проинформировать, что среди находящихся сейчас в Ираке советских людей пострадавших нет. Советский народ может быть уверен, что руководство страны будет принимать все меры для скорейшего прекращения войны и восстановления мира, взаимодействуя с другими странами, с Организацией Объединенных Наций.

Операция «Буря в пустыне» 1991 года

«Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. Двадцать восемь лет назад одна произошла одна из самых кровопролитий страниц в истории войны в Ираке. События происходили на шоссе 80, примерно в 32 км к западу от города Кувейт. В январе 1991 года многонациональные силы (МНС) под началом Соединённых Штатов начали большую военную операцию против Ирака под названием «Буря в пустыне». Война в ираке и гуманитарная интервенция. На рассвете 24 февраля 1991 г. началось 100-часовое американо-британское наступление, завершившееся разгромом Ирака. Это была последняя крупная война XX века или первая война XXI века, ставшая революцией как в дипломатии, так и в военном искусстве. Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне».

Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами

Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции».

В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право».

В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г. ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г.

Генеральному секретарю ООН было поручено к 18 мая 1991 г. Ирак обязан представить отчет об имеющихся у него ядерных вооружениях. Он также обязан не чинить препятствий работе инспекционной комиссии на его территории, по завершении которой Международное агентство по контролю за ядерной энергией должно представить план превращения Ирака в безъядерную страну. Это же агентство должно разработать план уничтожения веществ, предназначенных для создания в Ираке ядерного оружия, и предприятий, работающих в этой области; - часть будущих поступлений Ирака от нефти будет изыматься в фонд компенсации потерь и ущерба, нанесенных собственности Кувейта и иностранных государств, в том числе и в плане экологии.

Генеральный секретарь ООН обязан разработать подробные рекомендации, касающиеся выплаты Ираком вышеупомянутых компенсаций, с учетом потребностей народа и экономики Ирака. Ирак обязан также выплатить все долги, которые были у него до начала боевых действий; - разрешается продажа Ираку продуктов питания и импортирование им необходимых для населения товаров. Запрещается же продажа оружия Ираку на период, установленный Советом Безопасности. Проверка выполнения наложенных на Ирак санкций в области торговли осуществляется каждые 60 дней при принятии Ираком условий прекращения огня; - Ираку разрешается экспорт нефти в том случае, если Совет Безопасности будет удовлетворен выполнением Ираком плана выплаты компенсаций и требований по уничтожению оружия массового поражения.

Ответственность за контроль над предоставлением Ираку возможности закупать продовольствие и другие необходимые товары несет Комитет по введению санкций, созданный Советом Безопасности. Он же контролирует экспорт Ирака пункт 22. Он продолжал оккупировать и грабить Кувейт. В ответ на это силы коалиции, состоявшие из военных контингентов более 25 стран под командованием американских генералов, с 16 января 1991 г.

В том же году пришедшие к власти в результате свержения Касема иракские баасисты, находившиеся у нее менее года, получив большую финансовую дотацию от Кувейта, признали его официально и даже заключили с ним договор о границе. Это был четвертый по счету договор о границе между Ираком и Кувейтом, подтвердивший три предшествовавших, одинаковых по сути договора о границах Лондонский договор 1913 г. В 1973 г. Ирак, в нарушение договора 1963 г.

В мае того же года Ирак захватил кувейтский пограничный пост Сампа на материковой части, из-за чего произошли военные столкновения. Даже в период ирако-иранской войны, когда Кувейт оказывал Ираку значительную финансовую, материальную, транспортную и иные виды поддержки, последний оказывал на своего соседа давление, чтобы тот уступил ему названные острова. В июле 1990 г. Ирак потребовал от Кувейта передачи ему района Румейлы, богатого нефтью, или же взамен этого 2,5 млрд.

Чуть позже он потребовал от Кувейта «компенсацию» за нефть, которую тот добывал в те годы, пока шла ирако-иранская война 1980-1988 гг. Выдвигая свои территориальные и финансовые требования к Кувейту, правящие круги Ирака ссылались на то, что Кувейт с 1871 г. Однако Кувейт до 1871 г. Поэтому не случайно, что его жители никогда не считали себя иракцами.

К середине XX в. Реакция большинства государств мира на иракское вторжение в Кувейт была крайне негативной. Они требовали немедленного вывода иракских войск из Кувейта. США сразу же призвали мировое сообщество осудить нападение Ирака на Кувейт.

Правительство СССР 3 августа выступило со специальным заявлением, осуждавшим агрессию и требовавшим немедленного вывода иракских войск из Кувейта и восстановления его территориальной целостности. Шеварднадзе выступили с совместным заявлением с призывом к мировому сообществу осудить агрессию и предпринять конкретные меры, чтобы побудить Ирак вывести свои войска из Кувейта; в нем содержался призыв прекратить все поставки вооружений в Ирак. В осуществление этого совместного заявления СССР, бывший одним из главных поставщиков оружия в Ирак, решил в одностороннем порядке приостановить поставки туда вооружения и военной техники. В обстановке осуждения абсолютным большинством государств мира иракской агрессии против Кувейта не было никаких препятствий к созыву 2 августа 1990 г.

Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию 660, осуждавшую вторжение и требовавшую немедленного и безусловного вывода иракских войск. Резолюция 661 от 6 августа требовала от Ирака немедленного прекращения оккупации и вывода войск из Кувейта. В противном случае, говорилось в ней, СБ ООН введет всеобъемлющую международную торгово-финансовую санкцию. Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте.

Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г.

Затем волна за волной самолеты били по транспортным средствам и людям, оказавшимся в ловушке в течение нескольких часов подряд. После того, как кровавая бойня была окончена, на дороге осталось около 2000 исковерканных иракских средств и десятков тысяч обгоревших и изуродованных тел иракских солдат. Несколько сотен убитых людей также валялись вдоль другой дороги, шоссе 8, которая ведет к Басре. Сцены разрушений на этих двух дорогах стали одними из самых узнаваемых образов войны в Персидском заливе. Фото 3. Накануне этого трагического события в Багдаде радио сообщило, что министр иностранных дел Ирака принял предложение Советского Союза о прекращении огня и приказал всем иракским войскам отступить из Кувейта в соответствии с резолюцией ООН 660. Президент США Буш, однако, отказался в это верить и ответил, что «нет никаких свидетельств того, иракская армия отступает. На самом деле, иракские подразделения продолжают бороться. Мы продолжаем войну».

Фото 4. На следующий день, иракский Президент Саддам Хусейн сам объявил по радио о том, что отступление действительно началось по двум магистралям и должно быть завершена в тот день, в который отреагировал Буш, назвав объявление Хусейна «безобразием» и «жестоким обманом. Американцы отказались принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле боя, тем самым рискуя тем, что такие действия приведут к урегулированию конфликта, которое не может быть благоприятным для интересов Соединенных Штатов.

В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Дж. Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. По словам военного, Пентагон не подтвердил ему эту информацию, сообщив, что в то время и в том месте была сброшена не атомная, а кассетная бомба Blue 82. Бывший американский военный, принимавший участие в операции "Буря в пустыне" во время первой войны в Заливе, все же уверен: администрация США все-таки отдала приказ на сброс атомной бомбы мощностью 5 килотонн в районе города Басра у границы с Ираном 27 февраля 1991 года, в последний день конфликта. Международный сейсмологический центр в тот день зафиксировал в указанной зоне подземный толчок магнитудой 4,2 балла по шкале Рихтера, по мощности равный 5 килотоннам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий