В российской армии Т-80 по-прежнему является одним из трех основных боевых танков. боевая машина производившаяся в СССР и России. Основной боевой танк Т-80УМ-1 "Барс" с комплексом активной защиты "Арена". Танк Т-80 претерпел множество модификаций, а последнюю версию танка собирают на омском заводе.
Основной боевой танк Т-80 – наследие советской эпохи
А Т-80 не выпускался уже три десятилетия. Соответственно, если производство данного типа будет возобновлено, то он будет очень сильно отличаться от своего предшественника. Разница будет намного большей, чем между Т-72 последних серий и первыми Т-90. Поэтому американцы и не исключают, что новая машина может получить другое обозначение. Кроме того, отмечено, что пока остаётся непонятным в какой степени будет усовершенствована конструкция базового Т-80 и какие решения, реализованные в "Чёрном орле", может получить по сути новый танк. Как считают в Military Watch, новый Т-80 возможно, с новым индексом может стать лучшим российским танком за исключением Т-14 "Армата". Американские аналитики немного перестарались, нафантазировали. Нет смысла менять хорошо освоенную и проверенную временем и боями конструкцию. Да и зачем, если есть Т-90М "Прорыв"?
Довольно любопытный материал, посвящённый отечественной бронетехнике был опубликован профильным ресурсом Military Watch. В материале американских аналитиков говорится о том, что в сентябре 2023 года российские государственные СМИ сообщили о возобновлении производства основного боевого танка Т-80 на заводе "Омсктрансмаш". Такое решение связано с высокими боевыми характеристиками данного танка. Несмотря на то, что его стоимость в три раза превышала стоимость Т-72, именно боевые машины данного типа составляли основу бронетанковых войск армии. Однако после распада СССР, Министерство обороны России предпочло Т-72 из-за его низких эксплуатационных расходов и более высоких экспортных перспектив.
По версии издания, такое решение, принятое в эпоху экономического кризиса 1990-х годов, встретило сильное сопротивление со стороны большей части армейских кругов. Всё же Т-80 по своим боевым характеристикам значительно превосходил Т-72. Ещё в середине 1980-х годов завод "Омсктрансмаш" стал заниматься программой по превращению Т-80 в танк следующего поколения. Новая боевая машина уже тогда концептуально была похожа на нынешний танк Т-14 "Армата".
Благодаря модернизации повысились основные боевые качества танка: его огневая мощь, броня, подвижность и командная управляемость. Запас хода по топливу в этой модификации составляет 500 км. В ходе модернизации для защиты от огня противника Т-80БВМ оснащён противокумулятивными решётчатыми экранами и комплексом модульной динамической защиты третьего поколения «Реликт». На машине используется стабилизатор вооружения и прибор наблюдения механика-водителя ТВН-5, а также многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», включающий в себя визирный, тепловизионный, дальномерный каналы и канал управления ракетой.
Танк имеет длину 9554 мм, ширину 3384 мм, высоту 2202 мм. Т-80БВМ способен преодолевать рвы шириной до 2,6 м, вертикальные стенки 0,8 м, водные преграды вброд глубиной 1,2—1,8 м с использованием специального оборудования — до 5 м.
СУО включает гиростабилизированный прицел-дальномер, баллистический электронный вычислитель и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Действительно, танк способен подкрасться к противнику вплотную. Хотя это и не всегда необходимо. В частности, недавно на Купянском направлении с закрытой огневой позиции экипаж Т-80БВМ с расстояния 9,5 км, что является абсолютным рекордом, «накрыл» разрекламированную американцами БМП Bradley. Говоря о достижениях, стоит вспомнить и еще одну способность Т-80БВ — к полетам. На международной выставке в 1993 году танк показал результат 14 метров при прыжках с трамплина.
Заводские специалисты уточняют, что опыт СВО постоянно учитывается при модернизации. Кстати, по мнению одного из членов экипажа Т-80БВ, эта машина по своим боевым возможностям в три-четыре раза превосходит танки противника, не оставляя им шансов. Сеть заполнена видеоматериалами, в которых военкоры рассказывают о повседневной боевой работе экипажей танков Т-80БВМ. Это и огневая поддержка наступающих под Купянском мотострелков, и удары по объектам и формированиям ВСУ на южном направлении, и многое-многое другое.
Наши танки не только быстрые
С этим трудно поспорить — ГТД действительно потребляет больше топлива, чем дизель. Как-то во время службы на Урале я столкнулся с ситуацией, когда мои танки ездили практически на воде. Я тогда задавал себе вопрос — сколько бы на этой адской смеси проехал Abrams? А Т-80 ездили как ни в чем не бывало. Но проверку батальон сдал. Правда, потом от влаги начались проблемы в работе топливной системы двигателя». В отличие от дизеля, мотор Т-80 имеет более низкую приемистость. Если на пути танка яма, механик-водитель должен бросить педаль газа, то есть сократить подачу топлива. Двигатель резко сбрасывает обороты, и танк фактически останавливается. Потом механик снова нажимает педаль подачи топлива, но требуется еще несколько секунд, пока турбина раскрутится снова. Чтобы не стоять в ямах, танкистов обучали раскручивать турбину до максимальных оборотов, а затем в яме замедляться с помощью системы торможения.
Танк при этом не глохнет — так как нет жесткой связи между турбиной двигателя и трансмиссией, между ними связь только газодинамическая, однако топливо продолжает литься рекой. Если бы в танковом двигателе существовала такая же система, тогда и расход топлива был бы почти таким же, как на дизеле». Впрочем, конструкторская мысль не стоит на месте. Уже разработан перспективный газотурбинный танковый двигатель ГТД-1500, который по экономичности не уступает дизелям. В нем всего две педали, и он никогда не глохнет. Правая педаль газа отвечает за подачу топлива, а левая — за работу регулируемого соплового аппарата, РСА. Правой педалью газа ты раскручиваешь основную турбину, а левой меняешь положение лопаток силовой турбины. Сержант Степанов рекомендует мне держать правую педаль на максимуме, а работать только левой. Отпустил — несешься вперед, нужно подтормозить — слегка нажал, лопатки поменяли угол, скорость замедлилась. Нажал сильнее — они приняли отрицательный угол, и Т-80 тормозит турбиной.
Нажал еще сильнее — и только тогда в дело вступают гидравлические тормоза. Не связанную валом с компрессором силовую турбину раскручивает поток горячего газа из газогенератора. Даже если турбина застопорится, ничто не помешает газогенератору продолжать работу. Если на подъеме мощности не хватает, танк просто останавливается, но турбина не глохнет.
Компоновку оставили прежней — классической, экипаж состоит из трех человек.
Зато механик-водитель обзавелся сразу тремя смотровыми приборами, хотя ранее располагал всего одним. В отличии от предшественников конструкторы добавили возможность обогрева его места теплым воздухом из компрессора турбины. Корпус у Т-80 по-прежнему был сварным. Защита экипажа дифференцирована, лобовые части корпуса техники состоят из многослойного комбинированного бронирования. Материалы — сталь вместе с керамикой.
Остальная броня стальная, с разнообразными углами наклона и толщиной. Борта покрыты специальными защитными экранами, из армированной резины, данное решение позволило улучшить защиту от кумулятивных снарядов. Внутри техники присутствует полимерный подбой, выполняющий несколько функций. При пробитии брони кинетическими снарядами, подбой уменьшает разлет осколков внутри машины, тем самым повышая защиту экипажа. Вторая функция — снижение воздействия гамма излучения.
Для предотвращения облучения на радиоактивных участках местности, под сиденье механика-водителя конструкторами была установлена специальная плита. Масса танка варьируется в зависимости от модификаций — от 42 до 46 тонн. Башня изначально у Т-80 была литая, с толщиной в 450 мм в самом толстом месте. В 1985 году была проведена замена на более современную, сварную с меньшим количеством уязвимых зон.
Очевидно, что танк Т-80, как и Т-72, является дальнейшим развитием среднего танка Т-64. Однако, Т-80 и Т-72, впервые в начале 1970-х годов получили статус основного боевого танка ОБТ , тем самым нивелировав само понятия разделения на легкие , средние и тяжелые танки. В то время, разработчики СССР пришли к мнению, что ОБТ должен иметь 125-мм гладкоствольную пушку, что и сейчас является оптимальным вариантом для всех российских танков. На среднем танке Т-64, устанавливалось орудие калибром 115-мм. В конце 1970-х годов, ОБТ СССР Т-80 и Т-72 получили разное концептуальное развитие: более легкий по весу и бронированию Т-72 начали экспортировать в другие страны, а также оснащать этим танком подразделения ВДВ , а более тяжелый Т-80 разница в 1,5 тонны поступил на вооружение Сухопутных войск и практически не экспортировался даже в страны Варшавского договора. Сейчас новые модификации Т-80 производит Омский завод транспортного машиностроения Омсктрансмаш. Советские модификации танка Т-80 Базовый вариант танка Т-80 был принят на вооружение Сухопутных войск СССР в 1976 году и в то время имел высокий расход топлива и почти не отличался по бронированию и пушке от Т-72, что поставило сам проект под угрозу закрытия.
У современного Т-80 многоканальный прицел, доработанный газотурбинный двигатель мощностью 1250 л. Перед СВО сообщалось, что на складах Минобороны находилось примерно три тысячи «восьмидесяток», которые составляли стратегический резерв. Самый главный танк Полковник в отставке, военный эксперт Анатолий Матвийчук назвал Т-80 основным боевым танком Российской армии. Его главная особенность состоит в том, что двигатель может быть как дизельным, так и газотурбинным. Все остальные характеристики у танка точно такие же, как и в Т-72. Дальность прямого выстрела примерно три тысячи метров. Стреляет ракетой. Вес в пределах 40 тонн.
Т-80: история танка, который обстреливал Верховный совет России и штурмовал Грозный
Т-80 — основной боевой танк, производимый в СССР, России и Украине. Поиск танков Т-80 украинской разведкой результатов не дал: "реактивные" танки совершили марш на 12 километров, выполнили боевую задачу и благополучно вернулись на позиции российских войск. Основной танк Т-80БВ принят на вооружение в 1985 г., серийно производился ЛКЗ.
Т-80БВМ: «летающий танк» снова в строю
Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнем, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков. Т-64БК 1976 год — командирский танк Т-64Б. Т-64Б1 1976 год — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения станция наведения, управляемые ракеты и др. Т-64БМ 1983 год — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л. Т-64БВ 1985 год — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой.
Перед СВО сообщалось, что на складах Минобороны находилось примерно три тысячи «восьмидесяток», которые составляли стратегический резерв. Самый главный танк Полковник в отставке, военный эксперт Анатолий Матвийчук назвал Т-80 основным боевым танком Российской армии. Его главная особенность состоит в том, что двигатель может быть как дизельным, так и газотурбинным. Все остальные характеристики у танка точно такие же, как и в Т-72.
Дальность прямого выстрела примерно три тысячи метров. Стреляет ракетой. Вес в пределах 40 тонн. Старший научный сотрудник Академии военных наук Владимир Прохватилов предложил в будущем оснастить Т-80 современными средствами защиты от ракетных ударов и атак беспилотников.
Модификация Т-80У впервые в мире получила встроенную противоснарядную динамическую защиту. Контейнеры со специальной взрывчаткой при попадании кумулятивного снаряда или ракеты взрываются и выбрасывают бронепластину навстречу кумулятивной струе, что резко снижает пробиваемость. Разработка динамической защиты началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 модификация Т-80Б. Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда. Появление в 1986 г. Элементы динамической защиты первого и второго поколения взаимозаменяемые. То есть именно Т-80 должны были первыми идти в «горнило» Третьей мировой войны, если бы она началась.
Но холодная война так и не переросла в горячую. И Т-80 пришлось воевать только в ряде локальных конфликтов. После окончания холодной войны Т-80 впечатлял зарубежных зрителей на самых разных военных шоу. Благодаря высокой скорости и маневренности Т-80 получил прозвище «летающий танк». Он стал символом последних достижений отечественной танковой промышленности. Это помогло накопить ресурсы и опыт для перехода к новому поколению отечественных танков.
Он обеспечивает наведение и стабилизацию информационного лазерного луча, измерение и индикацию дальности до целей и выработку сигналов управления приводами пушки и башни.
Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода экипажа из танка имеется устройство встроенного контроля, состоящее из целика на дульной части ствола, длиннофокусного объектива и призмы между защитным стеклом и головкой прицел-дальномера. Боекомплект к пушке состоит из 45 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. В его состав входит выстрел с управляемой ракетой 9М119, имеющей кумулятивную боевую часть. Основная часть боекомплекта размещается во вращающемся транспортере механизма заряжания 28 выстрелов. Другие артиллерийские выстрелы находятся в немеханизированных укладках в корпусе и башне 7 снарядов и зарядов в отделении управления, остальные - в боевом отделении. Комплекс управления огнем обеспечивает поиск целей и слежение за ними командиром и наводчиком, автоматический ввод поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных, наведение и стабилизацию пушки и спаренного с ней пулемета, пуск и автоматическое наведение ракеты, целеуказание от командира. Функционально он объединяет комплекс управления пушкой и спаренным пулеметом; комплекс управляемого оружия. Стабилизатор вооружения включает усовершенствованный малогабаритный электрогидравлический привод вертикального наведения пушки и электромашинный привод башни.
Ночной прицельный комплекс наводчика включает тепловизионный прицел, которым может пользоваться и командир танка с помощью своего видеосмотрового устройства, и параллелограммный привод с устройством ввода поправок в положение осветителя. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение за полем боя, приоритетное дублированное управление пушкой и спаренным пулеметом, стрельбу из пушки днем и ночью артиллерийскими снарядами, целеуказание. В состав прицела входят два дневных оптических канала 1-кратного и 7,5-кратного увеличения и пассивно-активный ночной канал. Комплекс управляемого вооружения 9К119 состоит из аппаратуры, установленной в танке и выстрела с управляемой ракетой. Для наведения ракеты используется полуавтоматическая система дистанционного управления по лучу лазера. Дальность стрельбы ракетой - до 5000 метров. Корпус имеет сварную конструкцию с большими углами наклона носовых деталей. Башня литая, в лобовом секторе имеет комбинированную броневую защиту.
Динамическая защита выполнена во встроенном варианте и обеспечивает прирост защищенности как от кумулятивных, так и от кинетических снарядов Защита экипажа от поражающих факторов ОМП обеспечивается системой коллективной защиты, аналогичной системе танка Т-80БВ. В комплект машины входят индивидуальные противорадиационные жилеты. На танке установлен 1250-сильный газотурбинный двигатель ГТД-1250, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми компрессорами и свободной силовой турбиной. Основным топливом считается дизельное. Кроме того, разрешается использовать низкооктановые бензины, реактивные топлива. Трансмиссия имеет, по сравнению с танком Т-80БВ, некоторые отличия, обусловленные повышенной мощностью двигателя и использованием гидротормоза. Ходовая часть такая же, как у танка Т-80БВ.
Боевой танк Т-80, описание и особенности
Объект 219АС — основной боевой танк семейства Т-80. Основной боевой танк, оснащенный газотурбинной силовой установкой, получает ряд серьезных преимуществ над машинами с «классическими» поршневыми двигателями. Россия возобновляет выпуск основного боевого танка Т-80. Основной боевой танк (ОБТ) – термин, присвоенный боевой машине, способной сочетать высокую маневренность, защищенность а так же огневую мощь.
Наши танки не только быстрые
Башня — литая, сложной конфигурации. Двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. Гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками и РМШ, обрезиненные опорные и поддерживающие катки. Боевая масса 42 т. Экипаж 3 человека. Серийное производство с 1976 по 1978 г. Т-80Б объект 219Р, 1978 г.
Машину выгодно отличала возможность применения единой газотурбинной силовой установки, за что ее назвали «летающей». Самая современная модификация — Т-80БВМ — в настоящее время находится на вооружении Российской армии. Модернизацию и капитальный ремонт ранее выпущенных Т-80 также осуществляют на Омском заводе транспортного машиностроения входит в УВЗ. Модернизированная версия оснащена 125-мм пушкой и может вести стрельбу управляемыми ракетами. У современного Т-80 многоканальный прицел, доработанный газотурбинный двигатель мощностью 1250 л. Перед СВО сообщалось, что на складах Минобороны находилось примерно три тысячи «восьмидесяток», которые составляли стратегический резерв. Самый главный танк Полковник в отставке, военный эксперт Анатолий Матвийчук назвал Т-80 основным боевым танком Российской армии. Его главная особенность состоит в том, что двигатель может быть как дизельным, так и газотурбинным.
Благодаря направленному назад выхлопу турбины, шумовая заметность танка заметно снизилась, что положительно сказалось на общей маскировке. Для облегчения пуска газотурбинного двигателя на Т-80 конструкторы установили систему автоуправления работы двигателя САУР. Это позволило повысить его износостойкость в 10 раз. Оперативная готовность 3 минуты, расход масла у двигателя минимален. Трансмиссия была сильно переработана по сравнению с Т-64. Возросшая масса и мощность заставила конструкторов заменить ведущие и направляющие колеса, поддерживающие и опорные катки. Новые гусеницы обзавелись прорезиненными дорожками. Некоторые специалисты считают телескопические амортизаторы бичом танка, но их замена не составляет труда даже в полевых условиях. Благодаря этим изменениям ходовая часть Т-80 считается лучшей в своем классе. Дальность выстрела прямой наводкой — 4000 метров, ракеты летят до 5000 метров. Боекомплект вмещает в себя подкалиберные, осколочно-фугасные и конечно кумулятивные снаряды, с раздельно-гильзовым зарядом. Общее количество варьируется от модификаций танка 38-45 зарядов. Механизм заряжания конструкторы тоже перенесли из Т-64А. Карусель механизированной боевой укладки Т-80 вмещает 28 снарядов, средняя скорострельность 6-9 выстрелов. На серийных образцах пушка получила термокожух.
Одна из возможностей модернизации заключается в том, что танки будут включать в себя характеристики более нового танка Т-14, который еще не поступил на вооружение, но был изготовлен как минимум одна партия. Сюда может входить основная пушка 2А82-1М Т-14 и его автомат заряжания, который позволит танку использовать такие снаряды, как APFSDS «Вакуум-1» с пенетраторами длиной 1000 мм, что обеспечит лучшие в мире возможности против вражеской бронетехники. Орудие имеет в три раза большую дальность поражения, чем западные танки. Интеграция реактивной брони «Малахит» также остается отличной возможностью обеспечить значительно лучшую защиту по сравнению с броней «Реликт», установленной на Т-90М. Танк Т-80 российской армии действует на Украине. Остается неясным, насколько быстро Т-80 удастся вернуть в производство, в каких масштабах они будут производиться и насколько будет модернизирована базовая конструкция. Одним из примечательных вариантов является замена на танках газотурбинных двигателей традиционными дизельными двигателями, как это было сделано в Советском Союзе для варианта Т-80УД, что значительно снизило потребности в техническом обслуживании, а также производственные и эксплуатационные затраты, но за счет снижения мобильности и удобства эксплуатации в холодных погодных условиях.
Новейшие Т-80 БВМ: почему их называют «летающими» или «реактивными» танками? Антон Шестаков
Россия возобновляет выпуск основного боевого танка Т-80. Т-80УМ2 — опытный основной боевой танк Т-80У с КАЗ «Дрозд-2»[26][27][28][29][30] однако некоторые эксперты неуверенны в разделении характеристик Т-80УМ2 от характеристик танка «Чёрный орёл»[31]. По многим оценкам, танки Т-64, Т-72 и Т-80 и их модификации являются танками одного поколения, примерно с равными ТТХ. Танк Т-80 характеризуется достойной подвижностью, помимо снарядов и обычных патронов он способен стрелять ракетами. Боевой танк России T-80БВМ. Т-80 — основной боевой танк, состоящий на вооружении российской армии. В этой машине необыкновенная мощь сочетается с превосходной скоростью и высокой маневр.
В Минобороны РФ рассказали о возможностях танка Т-80БВМ
Новый танк получил название Т-80 и в скором времени был принят на вооружение. Танк Т-80У был принят на вооружение советской армии ещё в 1985 году, но его боевые характеристики не утратили актуальности и сегодня. После развала СССР было разработано еще несколько модификаций танка Т-80, в основном они базировались на базе Т-80У. На всех модификациях основного боевого танка Т-80 в качестве артиллерийского вооружения установлена 125 миллиметровая гладкоствольная пушка типа Д-81.