В 2024 году прогнозируется увеличение поставок СПГ в Европу и Азию, несмотря на сопротивление отдельных стран. «Газпром» нашел нового покупателя для продажи сниженного природного газа (СПГ) с проекта «Портовая» на Балтике, которым стала Греция. Наша страна просто вынуждена это делать, ведь завоевывать новые рынки на других континентах для отечественного газа без собственного флота СПГ-танкеров просто невозможно. НОВАТЭК не может начать отгрузку СПГ с проекта «Арктик СПГ-2», потому что в его флоте нет ни одного СПГ-танкера ледового класса Arc7.
«Новатэк» мог приостановить производство на «Арктик СПГ — 2»
После начала специальной военной операции Евросоюз ввел санкции против российской газовой отрасли, запретив поставлять в страну оборудование для сжижения газа, причем независимо от страны его происхождения. В мае стало известно , что на фоне санкций из проекта «Арктик СПГ 2» могут выйти пять китайских компаний, которые должны были производить модули для линий по производству сжиженного природного газа.
Но в Европе и Азии они, при этом, остались существенно выше средних многолетних значений, а в США упали до их нижней границы. И с точки зрения устойчивости добычи текущие цены стоило бы заметно поднять. Таким образом, для экономики США рост мировых цен на газ выгоден и такая перспектива вовсе не страшит администрацию Дж. Еще более важно, что Россия с 2024 г. И есть явный экономический интерес к тому, чтобы эту конкуренцию ослабить. Поэтому, в отличие от рынка жидких углеводородов, США будут, скорее всего, действовать намного жестче и последовательнее.
В 2022 г. Российские заводы без долгосрочных контрактов экспортировали в 2022 г. Поэтому спотовые и краткосрочные поставки могут стать временным решением.
С момента начала конфликта последние упали из-за решения Европы снизить зависимость от российского газа, в результате чего главным покупателем Москвы стал Китай.
России удалось найти новые рынки для транспортируемой по морю нефти, но задача по замене потерянных объемов трубопроводного газа оказалась труднее. Здесь в игру и вступает СПГ. Размах российского эксперимента со сжиженным газом до сих пор сравнительно скромен, но стремление расширять его налицо. По словам консалтинговой фирмы RystadEnergy, помимо существующей пропускной способности в 29 метрических тонн в год, на стадии строительства находится объектов еще на 32 миллиона тонн или около того.
Готова ли Франция воевать с Россией? Европейцы должны подготовиться к тому, что США откажутся от части своих обязательств перед НАТО, и из-за этого на страны ЕС ляжет еще больше ответственности за Киев и самих себя, отмечает автор статьи. Кремль давно взял за привычку использовать экспорт энергоносителей в качестве рычага. Например, в 1990 году СССР сократил поставки нефти в страны Балтии, чтобы не дать им развернуть борьбу за независимость.
В декабре прошлого года в рамках ArcticLNG2 был завершен и запущен в эксплуатацию первый из трех заводов по сжижению, известные как "очереди". Несмотря на санкции США, аналитики и российские чиновники окрестили событие победой Москвы.
Компания закупала газовозы через другие предприятия. Японская компания MOL, которая является владельцем трех танкеров, не может оформить их передачу для проекта. Еще 15 танкеров компания заказывала у российской судоверфи «Звезда», но и она работала в тесном контакте с Южной Кореей и теперь, похоже, пытается договориться о сотрудничестве с Китаем. Судостроители пытаются найти способ избежать санкций и передать танкеры «Новатэку», отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Проблема с танкерами возникла в 2022 году, ни одного танкера нет. И с рынка взять танкер, создать «теневой флот» газовозов, как в аналогии с нефтяным флотом, «Новатэку» крайне сложно, потому что не существует таких танкеров-газовозов, еще и ледового класса. Наверное, он ждет наступления сезона навигации на Северном морском пути.
Перехваченные Германией у «Газпрома» танкеры СПГ заработали на Евросоюз
Запуск первой линии планируется в декабре 2023 года, второй и третьей линий - в 2024 и 2026 годах соответственно.
В то же время спрос на газ в стране упал. Но не все танкеры, стоящие на якоре у берегов, уже продали свой груз. Многие отправляются из стран-экспортеров газа, таких как США, Алжир или Нигерия, без определенного пункта назначения и теперь ждут, когда спрос на газ снова вырастет, чтобы получить более привлекательную цену за свой груз. Эксперт по энергетике британской консалтинговой фирмы Energy Aspects Джеймс Уодделл ожидает, что спрос значительно возрастет в холодное время года. В настоящее время оптовые цены, которые подвержены сильным колебаниям, находятся на сравнительно низком уровне, сказал Уодделл.
Но это, вероятно, снова изменится, поэтому ожидание танкеров может быть оправдано для газовых трейдеров.
В этой ситуации у Германии есть небольшой козырь в виде пяти танкеров СПГ. Однако после временной национализации немецкого предприятия, как сообщал судовладелец, суда контролируются Берлином. Он находится на подходе к Суэцкому каналу.
У трейдера Gazprom Germania есть эксклюзивный контракт на 1,2 млн тонн СПГ 1,6 млрд кубометров в год, который также заключался от имени «Газпрома». И, по данным Vesselfinder, уже работают по доставке камерунского газа в Северо-Западную Европу. На нем арендует мощности немецкая Uniper. В то же время газовоз Energy Integrity находится у камерунского терминала.
После их завершения суда пройдут швартовные испытания. Судну присвоено имя «Валентин Пикуль» — в честь советского писателя, автора многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Танкер предназначен для перевозок нефти и способен самостоятельно осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения в акваториях северных морей, в разряженных однолетних льдах при толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию, и до 1,7 м в летне-осеннюю.
Максимальная длина танкера составит 257 метров на 7 метров больше танкера типа «Афрамакс» , ширина - 34 метра, осадка - 14 метров, высота борта - 21 метр, скорость - 15,5 узлов. Движительная установка включает управляемые полноповоротные винторулевые колонки. Кроме того, новое судно будет оборудовано носовым погрузочным устройством для приема нефти непосредственно со стационарного морского ледостойкого причала.
Ледокольный танкер-газовоз СПГ класса ARC 7 «Сергей Витте» назван в честь российского государственного деятеля, финансиста и родоначальника русской индустриализации.
Остались без танкеров. Отгрузка газа с ямальского «Арктик СПГ-2» откладывается
Себестоимость их строительства высокая, поэтому южнокорейцы продать их за нормальную цену не смогут, считает он. При этом, по его мнению, «Звезда» будет и дальше вести переговоры с Китаем и попытается с его помощью достроить газовозы, хотя бы две-три штуки. Нужно договориться о каком-то моменте, когда южнокорейцы сдадут им танкеры, чтобы для южнокорейцев это не было грузом, когда подвешенный танкер находится у них достроенным, но его никто не забирает. То есть нужно будет зарегистрировать контракт на какую-то компанию и этой компании быстро передать газовозы, для того чтобы под санкции не попала южнокорейская верфь. Думаю, что, скорее всего, будет такой сценарий», — предположил Юшков. Все по этим контрактам объявили форс-мажоры, они их исполнить не могут, потому что это будет нарушением санкций», — объяснил Юшков. По мнению аналитика, в этом плане перспектив больше с китайскими компаниями. Ранее, 4 ноября 2023 года, вице-премьер Александр Новак в рамках выставки-форума «Россия» сообщил, что к 2030 году в стране планируется выйти на уровень производства СПГ порядка 100 млн т.
А в прошлом году арбитражный суд страны обязал NCOC выплатить более 5 млрд. Тем не менее, порядок этих сумм далеко не так велик, как новые претензии. Для сравнения, весь годовой ВВП страны составляет 255 млрд. Тем более, что инвесторы утверждают, что выгода вовсе не так велика, месторождение сложное, да еще и есть проблемы с маршрутами доставки нефти до конечного потребителя. Но, как рассказал «СП» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, на самом деле Казахстан не собирается вытрясать штраф в сотни миллиардов из западных компаний. Чего на самом деле добивается государство, так это пересмотра невыгодных соглашений о разделе продукции. И сейчас, с учетом ситуации в мире, у него есть хорошие шансы добиться успеха. Советский Союз развалился, была неопределенность с рынками сбыта, ограниченный доступ к технологиям и оборудованию, чтобы разрабатывать свои ресурсы. Проще всего было позвать тех, кто может это сделать и у кого, самое главное, есть деньги, чтобы инвестировать в развитие месторождений.
Переговорная позиция у Казахстана, как у государства, была очень слабой. Максимум, что они могли дать со своей стороны, это ресурсную базу — доступ к месторождениям. Кроме того, в тот период была не такая уж высокая конкуренция на рынке. Не было азиатских компаний, китайских, которые тоже могли бы поучаствовать в разработке. Поэтому позвали тех, кто был — западные, в основном американские компании, и соглашения с ними были очень и очень сомнительны в плане выгоды Казахстана. Конкретные условия — это коммерческая тайна, но и казахские руководители, и эксперты постоянно говорят о том, что государство от этих соглашений получает мало. Если бы они подписывали эти договоренности в нормальной ситуации, они были бы гораздо более выгодны. Поэтому сейчас Казахстан хочет переписать эти соглашения.
Но уникальным стал уже по ходу работ.
После февраля 2022 года западные компании отказались выполнять обязательства. Часть высокотехнологичного оборудования пришлось разрабатывать в России с нуля, специально для проекта. В России СПГ — вообще перспективное направление. Много десятилетий мы развивали трубопроводный газ. Но сжиженный в мире все лучше продается. Сейчас Россия производит 33 миллиона тонн. При реализации этого проекта в течение ближайших трех лет мы выйдем на 53 миллиона тонн", — рассказал вице-премьер России Александр Новак. С 2000 по 2021 год поставки сжиженного природного газа выросли в три с половиной раза. И доля СПГ в общем объеме голубого топлива тоже стремительно увеличивается.
И половина — в 2021-м. Занять свое место на рынке СПГ для России важно, но цель не только в этом. Необходимы ледоколы, причем ледоколы самого большого класса. В общем, такой мультипликативный эффект дают проекты подобного рода и подобного масштаба", — отметил Путин. Холодное лето только добавляет проекту масштабности. В Мурманской области — плюс десять.
Волкова также отмечает, что в рамках газификации регионов Дальнего Востока, где альтернативные источники энергии не выигрывают в цене, реализация проектов малотоннажных СПГ-заводов может стать выгодной. Здесь мы говорим не о проектах "Дальневосточный СПГ" и третьей линии "Сахалин-2", которые сейчас пересматриваются, а о новых малотоннажных проектах региона. По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, регуляторы могут серьезно облегчить реализацию мало- и среднетоннажных проектов по производству СПГ, для которых в России есть собственная технологическая база.
Однако для этого нужно полностью дерегулировать экспорт СПГ. Чтобы у любой компании, построившей терминал для сжижения газа, была возможность поставок за границу. В таком случае мало- и среднетоннажные заводы будут появляться на карте отрасли как грибы после дождя. При этом, с точки зрения Гривача, системная, полная смена приоритетов с Арктики на другие регионы вряд ли возможна. Там сосредоточены основные запасы газа. А те проекты, которые можно было реализовать в других, более комфортных локациях, уже делаются или по крайней мере объявлены. Так или иначе, чтобы осваивать Арктику, нам нужны собственные компетенции и технологии.
Тысяча лет войны за ресурсы. Россию хотят вытеснить из Арктики
Он также не уточнил общее количество танкеров, которые «Звезда» сможет построить для проекта «Арктик СПГ 2» в 2024 г. Изначально первый танкер-газовоз Arc7 для «Арктик СПГ-2» должен был быть сдан в марте 2023 металла для головного судна серии судоверфь начала в ноябре 2020 г. Строительство 15 газовозов высокого ледового класса позволит круглогодично перевозить с проекта Арктик СПГ 2 сжиженный газ по Северному морскому пути в Азию, сообщил Новатэк.
WSJ: США пытаются сорвать реализацию российского проекта "Арктик СПГ 2"
Пока газовоз «Петр Капица» продолжает оставаться на южнокорейской судоверфи. Ранее президент японской MOL, которая также заказала на Hanwha Ocean три танкера СПГ ледового класса под «Арктик СПГ — 2» пожаловался Bloomberg на то, что теперь сдать во фрахт газовозы проекту нельзя из-за санкций, но также сложно и продать их. В мае 2022 года южнокорейская Hanwha Ocean сообщила, что расторгла контракт на строительство трех газовозов арктического класса Arc7 для одного из европейских судовладельцев. А в ноябре 2023 года — прямые ограничения на «Арктик СПГ — 2». Однако у проекта нет пока ни одного танкера, которые строятся и на российской судоверфи «Звезда».
Японская компания MOL, которая является владельцем трех танкеров, не может оформить их передачу для проекта. Еще 15 танкеров компания заказывала у российской судоверфи «Звезда», но и она работала в тесном контакте с Южной Кореей и теперь, похоже, пытается договориться о сотрудничестве с Китаем. Судостроители пытаются найти способ избежать санкций и передать танкеры «Новатэку», отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Проблема с танкерами возникла в 2022 году, ни одного танкера нет. И с рынка взять танкер, создать «теневой флот» газовозов, как в аналогии с нефтяным флотом, «Новатэку» крайне сложно, потому что не существует таких танкеров-газовозов, еще и ледового класса.
Наверное, он ждет наступления сезона навигации на Северном морском пути. И в самый позитивный с точки зрения вывоза месяц, это где-то август и сентябрь, попытается несколько партий отгрузить.
С таким заявлением выступила министр энергетики Бельгии Тинне ван дер Стратен. Для конечных потребителей, главным образом для европейской промышленности, это будет означать очень дорогой газ, отметил представитель Кремля. Россия, продолжил Песков, будет искать пути преодоления этих незаконных препон.
Ранее министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем заявил, что страны Евросоюза намерены включить в 14-й пакет антироссийских санкций запрет на поставки сжиженного природного газа 12:56 Lenta. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. РФ намерена искать пути преодоления потенциальных препятствий.
Как пишет газета, еще 17 мая компания DSME сообщила о том, что не получила плановый платеж от одного из европейских контрагентов, в связи с чем расторгла с ним контракт. Один из собеседников газеты подтвердил, что, хотя график платежей был нарушен только по одному из трех танкеров, корейская сторона решила расторгнуть контракт целиком. Издание поясняет, что для вывоза газа с «Арктик СПГ 2» планировалось создать флот из 21 танкера ледового класса Arc17.
Reuters: дефицит арктических танкеров ставит под угрозу российскую стратегию развития рынка СПГ
Первые танкеры повезут сделанный на этой платформе СПГ уже в конце года. Вообще около 70% всех СПГ-танкеров производится в Южной Корее, южнокорейские верфи являются лидерами на рынке строительства судов для транспортировки и хранения СПГ. Судоверфь «Звезда» сдвигает сроки сдачи головного газовоза ледового класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ-2» как минимум на год.
В Росатоме разрабатывают танкер-газовоз для круглогодичной работы на Севморпути
После начала специальной военной операции Евросоюз ввел санкции против российской газовой отрасли, запретив поставлять в страну оборудование для сжижения газа, причем независимо от страны его происхождения. В мае стало известно , что на фоне санкций из проекта «Арктик СПГ 2» могут выйти пять китайских компаний, которые должны были производить модули для линий по производству сжиженного природного газа.
Однако нарушение патентных прав, принадлежащих французской компании, с большей степенью вероятности полностью закроет европейский газовый рынок для экспорта российского СПГ. Как при этом поведут себя азиатские партнеры также непонятно. Оптимальным решением видится разработка отечественной технологии создания резервуаров. Однако насколько это достижимая задача и сколько времени требуется на это пока неясно.
Танкеры-газовозы должны оборудованы 3 винто-рулевыми колонками ВРК. Фото: «ССК Звезда».
Но это, вероятно, снова изменится, поэтому ожидание танкеров может быть оправдано для газовых трейдеров. Он предсказал «гораздо более высокие цены на газ в Европе» зимой. Уодделл отметил, что хорошая взаимосвязанность европейской энергетической системы может помочь передать избыточные мощности, например, в Испании, другим странам. Но в сети трубопроводов все еще есть пробелы, например, между Испанией и Францией. Мадрид, Лиссабон и Берлин уже давно ведут кампанию за строительство высокопроизводительного газопровода, получившего название MidCat, от Пиренейского полуострова до юга Франции.
Париж сопротивлялся трубопроводу из-за сомнений в его экономической жизнеспособности.
WSJ: США пытаются сорвать реализацию российского проекта "Арктик СПГ 2"
14 ноября 2023 г. танкер принял СПГ с СПГ-завода Cameron LNG в шт. РИА Новости, 1920, 11.02.2024. В Росатоме разрабатывают крупнотоннажный танкер-газовоз для круглогодичной перевозки сжиженного газа по Севморпути. Как сообщает портал «Главный Региональный», танкер Coral Energice зашел в порт Высоцк 30 июня, а уже 3 июля доставил 10 миллионов кубометров СПГ в финский порт Ройта. Танкеры СПГ, предназначенные для второго российского арктического проекта СПГ, снова меняют собственника.
ССК "Звезда" задержит сдачу танкеров для проекта "Арктик СПГ-2"
Reuters: проект «Арктик СПГ-2» остановил сжижение газа из-за отсутствия танкеров. Фото: Алексей Бабушкин / РИА Новости. Все спг-танкера работают на газу за некоторым исключением, у Qatar gas есть несколько газовозов с установкой повторного сжижжения и дизелями только на конвенциональном. Все спг-танкера работают на газу за некоторым исключением, у Qatar gas есть несколько газовозов с установкой повторного сжижжения и дизелями только на конвенциональном.