В российских регионах, жители которых преимущественно исповедуют буддизм, новый год отмечают по лунном календарю. В течении всего Белого месяца буддисты празднуют Новый год по лунному календарю, одевают национальные наряды, навещают и поздравляют родственников.
Обмен подарками
- Буддисты встретили Новый год. Сколько длится Сагаалган и как его отмечают
- Когда в 2024 году будет Сагаалган? Традиции Буддийского Нового года
- Буддисты России празднуют Новый год по лунному календарю
- Когда в 2024 году будет Сагаалган? Традиции Буддийского Нового года
- Российские буддисты встречают Новый год по лунному календарю
- Как в России отмечают буддийский Новый год Сагаалган (ФОТО)
Добрые мысли и белая пища. Отмечаем Сагаалган правильно
Во время движения к перекрестку свита лю — девушка и юноша — ни в коем случае не должны оборачиваться назад, чтобы не показать духам и демонам обратную дорогу в дом. Основной смысл проводов выдворенных из дома духов к перекрестку, заключается в том, чтобы попав на пересечение нескольких дорог, они не смогли выбрать правильное для возвращения направление и «заблудились». На перекрестке разжигается большой костер, куда бросают тарелку с лю и дрилю, и факел. Обратно идти нужно быстро и тоже ни в коем случае не оборачиваться назад, чтобы взглядом не привести духов обратно домой. Поскольку все соседи приносят лю к ближайшему перекрестку, часто они поджидают друг друга, вместе поют песни и пляшут вокруг костра, празднуя успешное изгнание духов. Тем временем, те, кто остались дома, готовятся к встрече возвращающихся с перекрестка родственников. Напротив главных ворот или входной двери с внутренней стороны укладывается охапка колючих веток и хвороста, необходимого для быстрого розжига небольшого костра, кадка с водой, корзина с цампой и половники или черпаки. Когда свита «козла отпущения» возвращается, приближаясь к двери или вратам, она кричит: «Отворяйте, отворяйте! Верхняя рама двери из желтого золота!
Отворяй, отворяй! Нижняя рама двери из синей бирюзы! Средняя рама двери из коричневого агата! Рама зеркала из красного сандала! Засов из белоснежной раковины! Возвратившиеся быстро входят внутрь и перепрыгивают через потрескивающие в пламени колючие ветки. Остальные осыпают их цампой с одной стороны, а с другой обливают водой, производя ритуальное очищение и предотвращая попытку духов проскользнуть обратно в дом. Дверь или врата быстро захлопываются.
Все члены семьи вновь усаживаются за столом по старшинству и продолжают трапезу. Девушки поют хвалебные песни тем, кто вытащил хорошие предзнаменования на будущий год, и подносят им чашу «прославляющего» чанга, а тем, кто вытащил дурные предзнаменования, подносят чашу «штрафного» чанга. Каждый из этих неудачников обязан спеть песню, сплясать или рассказать историю. Если же кто-то не в силах самостоятельно выполнить такое подношение, он должен прокукарекать, похрюкать, помычать и т. Кроме этого, вытянувшие дурные предсказания должны исполнить специальное представление. Тот, кто вытянул ленчаг-гьябкур тиб. Получивший сема-ранго тиб. Этот период веселья, когда все пьют чанг, рассказывают истории, делятся новостями, играют в карты, поют песни, хвалят одних и подтрунивают над другими, продолжается до полуночи или чуть позже, после чего увеселительные мероприятия завершаются.
После того как хвосты уходящего года подчищены, можно сосредоточиться на заботе о годе грядущем. Поскольку Намган — это последний день старого и преддверие нового года, основные занятия в этот день связаны с непосредственной подготовкой предметов, необходимых для празднования Лосара. Намган тиб. В принципе, намганом называют тридцатый день любого лунного месяца, но в повседневной жизни для большинства тибетцев это слово ассоциируется именно с кануном Лосара. На официальном уровне в этот день никаких мероприятий не проводится, а в монастырях, также как и в частных владениях, производят последние приготовления к встрече Нового года. Несмотря на то, что самым главным и наиболее важным атрибутом Лосара является «новогодний алтарь» тиб. В этот день необходимо поменять на новые все хатаги, ритуальные шарфы, которыми украшены алтарь, танки и статуи будд и божеств эти хатаги имеют собственное название — нен-щел, тиб. Необходимо заменить все декоративные занавески щамбу тиб.
На кухне закоптившиеся стены, которые были предварительно отмыты, необходимо украсить знаками, которые называются картиг, «белые линии», тиб. На кухне картиг наносят при помощи теста, и обычно это восемь символов благополучия, изображение скорпиона, змеи и т. Перед главной дверью или воротами также необходимо нанести картиг, но уже при помощи белого мела или краски. Перед воротами обычно рисуют совмещенное изображение свастики, солнца и луны nyi zla g. Также от ворот или входной двери вправо и влево рисуют длинные белые линии, оканчивающиеся символом из закругленных линий кхи-на тиб.
Вечером хозяйки накрывают стол, за который садятся всей семьей. Застолье начинают с чая. Пьют его предварительно застегнув все пуговицы на одежде.
Не рекомендуется употреблять алкоголь. Для получения благословения рекомендуется не спать всю праздничную ночь до 6-ти утра.
Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным.
Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет торма.
Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!
Кроме того, перетряхивают матрацы, подушки. Считается, что таким образом избавляются от различных неудач. Вечером хозяйки накрывают стол, за который садятся всей семьей. Застолье начинают с чая. Пьют его предварительно застегнув все пуговицы на одежде.
Сагаалган 2023 - какого числа праздник Белого месяца в 2023 году (Новый год по лунному календарю)
Сагаалган — Буддийский Новый год 2024. в 2024 году отмечается 10 февраля. Ежегодно на пике зимы и весны свой Сагаалган или Новый год отмечают приверженцы буддизма. В течении всего Белого месяца буддисты празднуют Новый год по лунному календарю, одевают национальные наряды, навещают и поздравляют родственников. Буддисты России сегодня, 21 февраля, встречают Новый год по лунному календарю. Вот и незаметно подкрался новый год по буддийскому календарю — Сагаалган, или Белый месяц.
Буддистский Новый год наступает. Что можно и что нельзя делать
Однако подлинным гутуком суп становится только после добавления в каждую тарелку по одной специальной клецке, содержащей такие предметы как кусочек шерсти, уголек, кристаллик хрусталя, соли, кусочек фарфора, кусочек острого перца чили и т. Клецки, в которые заложены эти предметы, имеют больший размер, чтобы их по ошибке не съели. К тому же их иногда предварительно запекают, чтобы предотвратить разваривание во время приготовления супа. Символическое значение этих предметов можно рассматривать как шутливый комментарий на характер и поведение человека в следующем году или же своеобразное предсказание удачи или неудачи.
Набор этих предметов может варьироваться в разных регионах и семьях, а также отличаться при приготовлении гутука в одной и той же семье в разные годы. Вместо самих предметов могут закладывать замещающие их небольшие бумажные записки с соответствующими надписями. Конечно же, к таким предсказаниям тибетцы относятся с большой долей иронии и их основная цель — это создание веселого настроения.
Однако если относиться к ним, особенно негативным, более серьезно, то такое предсказание можно считать хорошим поводом, чтобы своевременно отреагировать на поступивший «сигнал», и не допустить появление подобных черт в своем характере в наступающем году. Если праздничная трапеза и получение шутливых предсказаний проходят в атмосфере всеобщего веселья, задорных шуток и комментариев и к ним тибетцы относятся с легким сердцем, то ритуал «изгнания негативного» требует к себе более серьезного внимания и отношения. Козёл отпущения.
Для этого ритуала необходимо приготовить средство для изгнания всего негативного, т. Таким вместилищем служат лю тиб. Лю — это небольшая фигурка человека, изготовленная из цампы и воды или чая , которая символизирует собой все нежелательное в семействе, доме и хозяйстве, т.
По своей сути, лю — это то, что в европейских традициях принято называть «козлом отпущения» англ. Конечно же, не в смысле человека, несущего ответственность за вину других, который этот фразеологизм приобрел в последние столетия. Согласно библейскому преданию, у древних евреев существовал обряд, в соответствие с которым в специальный день грехоотпущения праздник Йом Киппур первосвященник переносил грехи своего народа на живого козла, возлагая руки на его голову.
После этого козел живым изгонялся в пустыню. Отпущение козла в пустыню символизировало очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Именно таким козлом отпущения и можно считать фигурку лю.
В большинстве случаев тибетцы готовят одну фигурку, однако в одном из тибетских учебных заведений автор стал свидетелем ритуала, для которого было изготовлено семь фигурок, несколько отличавшихся своими размерами — «главный» лю и его «свита». Дрилю — это небольшой кусочек теста, также замешанного из цампы и воды, величиной с теннисный шарик, который становится вместилищем физических недугов и заболеваний. Дрилю изготавливают по количеству людей из расчета по одному шарику на каждого, кто будет принимать участие в семейной трапезе.
Дрилю и лю готовят одновременно с гутуком, пока кто-то из членов семьи лепит фигурки и шарики из цампы, другая часть семьи готовит гутук. После того, как небольшая фигурка человека и шарики дрилю вылеплены, их укладывают в старую надколотую или треснутую тарелку или любую другую бесполезную кухонную утварь, которую по завершении обряда выбрасывают. Традиционно это был разбитый керамический или железный котел В нем вокруг лю укладывают небольшие частички мусора, который был собран во время уборки жилища, различные отходы, такие как остатки заварки использованные чайные листья , сферментировавшиеся во время приготовления чанга зерна ячменя риса или пшеницы , и т.
Эту тарелку или другую емкость с лю отставляют в сторону ее не ставят на общий обеденный стол , до тех пор, пока все члены семьи не окончат прием пищи и не откроют свои клецки с предсказаниями. Незадолго до заката всем присутствующим раздают по шарику дрилю. Его крепко сжимают рукой, чтобы раздавив, придать ему овальную форму и оставить на его поверхности отпечатки всех пальцев.
Затем дрилю прикладывают к больным местам или же проводят или прокатывают по поверхности тела, начиная с макушки головы и заканчивая пятками ног, с пожеланием, чтобы все болезни тела покинули его. Некоторые тибетцы утверждают, что мужчины проводят дрилю вокруг тела правой рукой по часовой стрелке, а женщины — левой рукой против часовой стрелки, но ни в одном письменном источнике эта информация не подтвердилась. Пока тело очищают от недугов при помощи дрилю, произносят следующие слова: «А-ца-ца-ва, а-на-на-ва, уноси с собою, лю, болезни тела, печали ума, четыреста двадцать четыре недуга одного года, двенадцати месяцев, трехсот шестидесяти дней; восемьдесят тысяч препятствий и все негативное!
А сам убирайся прочь на другой берег огромного океана! После того, как дрилю из цампы собрал в себя все недуги, в него вдавливают волосок с головы и нитку с нижнего края одежды. Затем на него плюют и бросают на тарелку с фигуркой лю, куда впоследствии отправятся остатки гутука и тесто от предсказаний.
В это же время перед фигуркой лю зажигают огарок свечи. Затем производят обряд изгнания духов и демонов из дома. Двое младших членов семьи мужского пола зажигают факелы из сухих веток ежевики или соломы и обходят все комнаты и помещения, размахивая ими над головой и произнося устрашающим голосом: «Идите прочь!
Идите прочь, злые духи и демоны!
Возвратившиеся быстро входят внутрь и перепрыгивают через потрескивающие в пламени колючие ветки. Остальные осыпают их цампой с одной стороны, а с другой обливают водой, производя ритуальное очищение и предотвращая попытку духов проскользнуть обратно в дом. Дверь или врата быстро захлопываются.
Все члены семьи вновь усаживаются за столом по старшинству и продолжают трапезу. Девушки поют хвалебные песни тем, кто вытащил хорошие предзнаменования на будущий год, и подносят им чашу «прославляющего» чанга, а тем, кто вытащил дурные предзнаменования, подносят чашу «штрафного» чанга. Каждый из этих неудачников обязан спеть песню, сплясать или рассказать историю. Если же кто-то не в силах самостоятельно выполнить такое подношение, он должен прокукарекать, похрюкать, помычать и т.
Кроме этого, вытянувшие дурные предсказания должны исполнить специальное представление. Тот, кто вытянул ленчаг-гьябкур тиб. Получивший сема-ранго тиб. Этот период веселья, когда все пьют чанг, рассказывают истории, делятся новостями, играют в карты, поют песни, хвалят одних и подтрунивают над другими, продолжается до полуночи или чуть позже, после чего увеселительные мероприятия завершаются.
После того как хвосты уходящего года подчищены, можно сосредоточиться на заботе о годе грядущем. Поскольку Намган — это последний день старого и преддверие нового года, основные занятия в этот день связаны с непосредственной подготовкой предметов, необходимых для празднования Лосара. Намган тиб. В принципе, намганом называют тридцатый день любого лунного месяца, но в повседневной жизни для большинства тибетцев это слово ассоциируется именно с кануном Лосара.
На официальном уровне в этот день никаких мероприятий не проводится, а в монастырях, также как и в частных владениях, производят последние приготовления к встрече Нового года. Несмотря на то, что самым главным и наиболее важным атрибутом Лосара является «новогодний алтарь» тиб. В этот день необходимо поменять на новые все хатаги, ритуальные шарфы, которыми украшены алтарь, танки и статуи будд и божеств эти хатаги имеют собственное название — нен-щел, тиб. Необходимо заменить все декоративные занавески щамбу тиб.
На кухне закоптившиеся стены, которые были предварительно отмыты, необходимо украсить знаками, которые называются картиг, «белые линии», тиб. На кухне картиг наносят при помощи теста, и обычно это восемь символов благополучия, изображение скорпиона, змеи и т. Перед главной дверью или воротами также необходимо нанести картиг, но уже при помощи белого мела или краски. Перед воротами обычно рисуют совмещенное изображение свастики, солнца и луны nyi zla g.
Также от ворот или входной двери вправо и влево рисуют длинные белые линии, оканчивающиеся символом из закругленных линий кхи-на тиб. На ведра, которыми приносят в дом воду, тиб. Ну и в завершении всего, чтобы наступающий год был обильным, все пустые емкости в доме обязательно нужно чем-нибудь заполнить или перевернуть вверх дном. В принципе, тибетцы всегда держат пустые емкости вверх дном, поскольку в противном случае они становятся вместилищем духов, откуда местные божества-хранители не могут их выгнать по этическим соображениям, поскольку не могут «пачкать» своим вхождением используемую человеком утварь.
Слово дригщом тиб. Если привести аналогии из нашего Нового года, то это небольшой столик, на который устанавливают новогоднюю елочку, ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки, вазы со сладостями и фруктами, подарки и т. Обычно дригщом представляет собой отдельный стол, который устанавливается непосредственно перед основным алтарем или сбоку от него. В отдельных случаях основной алтарь и дригщом совмещают.
Предметы, которые необходимо подготовить и разложить на новогоднем алтаре, символизируют квинтэссенцию продуктов земледелия и животноводства, являющихся основой добычи средств к существованию в Тибете. Поэтому их подношение Трем драгоценностям символизирует надежду на богатый урожай, хороший приплод скота, отсутствие болезней и войн в новом году. Большая часть предметов на новогоднем алтаре — это различные традиционные тибетские блюда или продукты питания. Но часть из них несъедобна не вздумайте укусить голову овцы, она может оказаться пластмассовой.
Самые важные предметы на алтаре — дросо-чемар и дэрка. Способ их приготовления, история и детальное описание приведены в третьей части статьи, здесь же мы опять ограничимся лишь общим обзором. Дросо-чемар тиб.
Понедельник 20 февраля 2023 - сокращенный рабочий день. При совпадении данного праздника с основным отпуском, отпуск продлевается на 1 день. Также читаем:.
Например, российские буддисты, которые следуют вычислениям астрологов Буддийской традиционной Сангхи России, в 2006 году отметили Новый год, год Огненной Собаки с 29 на 30 января. В Тибете, ориентирующемся на вычисления астрологов Института Тибетской медицины и астрологии Мен-цзи-кханг , Новый год наступил 28 февраля.
В странах Юго-Восточной Азии буддизма тхеравады , где используется индийский лунный календарь, первый месяц года выпадает на апрель григорианского календаря и отмечался 13 апреля 2005 года. Традиции празднования Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год. За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви тиб. Балдэн Лхамо , которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен Балдан Лхамо в день, непосредственно предшествующий Новому году. Считается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь. Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику.
Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища молоко, сметана, творог, масло В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца.
Какого числа будет праздник Сагаалган в 2023 году в Бурятии
Дугжуба (также известный как Лосар или Тибетский Новый год) является одним из наиболее празднуемых и важных праздников в буддизме в феврале. Буддисты верят, что Новый год наступает на рассвете, в тот момент, когда в темноте можно различить пальцы на своих руках. О начале Нового года глава российских буддистов объявляет в Иволгинском дацане. Буддисты верят, что Новый год наступает на рассвете, в тот момент, когда в темноте можно различить пальцы на своих руках.
Курсы валюты:
- Жители Бурятии готовы встретить новый год по лунному календарю - Сагаалган-2024
- Дандар - лама: Сегодня ночью наступит праздник Белого месяца
- "Актуальный репортаж": буддисты рассказали, каким будет Новый год
- Истоки традиции
- Буддийский Новый год
- Сагаалган-2024: когда и как отмечается главный праздник буддистов
Всё о буддизме и празднике Белого месяца
С Новым годом по лунному календарю буддистов России поздравил президент. Буддийский Новый год. Китайский новый год и по датам и традициям во многом совпадает с буддийским. По лунному календарю Новый год Деревянного Дракона наступит 10 февраля 2024 года, в первое новолуние последнего зимнего месяца.
В Забайкалье 12 февраля 2024 года будет выходным в связи с буддийским Новым годом
В канун праздника принято идти за советом к ламе-астрологу, составлять личные гороскопы на предстоящий год. На праздничных столах обязательна белая пища: молоко, творог, масло, сметана. Одним из главных персонажей праздника считается "Белый старец". Его считают покровителем семейного благополучия, долголетия и богатства.
Будда родился как принц Сиддхартха Гаутама в Лумбини, Непал. Будда достигает просветления под деревом в Бодх-Гая Бихар, Индия. Будда достигает «нирваны». Будда достигает нирваны выход из цикла перерождений и уходит в состоянии глубокой медитации. Начало буддийского евангелизма. Во время правления царя Ашоки, покровителя буддизма, буддизм начинает распространяться по всей Азии. Буддийский Новый год — это также время для самопознания и самоанализа. Извлекаются уроки из прошлых ошибок, и цель состоит в том, чтобы стать лучшей версией себя.
У многих народов мира есть самые разные календарные даты, которые вычисляют по лунному календарю наступление нового года. В 2024 году у буддистов новый год начался 10 февраля.
И чтобы мир был во всём мире, обычно просят», — рассказал настоятель дацана. Посетить дацан можно 21 февраля, чтобы помолиться в честь Сагаалгана. По поверью, буддийское божество Балдан Лхамо на рассвете заходит в дома и пересчитывает людей. Если дома у человека нет алтаря, но он всё равно хочет отметить Сагаалган и сделать подношение на благоприятный год, это не будет проблемой. Главное — внутреннее состояние человека, и ещё важнее, чтобы позитивное настроение было внутри. Чтобы год принять хорошо, с добрыми, чистыми помыслам год проводить и Новый год принять. Положительные эмоции у человека должны быть», — считает Баир-лама Цымпилов. Что лучше сделать в Сагаалган? Баир-лама советует 21 февраля в день наступления восточного Нового года по возможности посетить дацан, помолиться, попросить удачи, здоровья и благополучия семье, детям, родным и близким. Также в этот день лучше ходить в гости к родным. Кстати, вовсе не обязательно знать буддийские молитвы. Достаточно просто слушать молебен и думать о хорошем.