30 ноября 2023 года в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, открылась выставка «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. 7 апреля – 20 августа 2023 г. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку «Фальконье. Сам проект разработало бюро Genpro — то самое, которое вместе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым сейчас проектирует новый небоскреб-кольцо в «Сити». С 15 по 19 ноября 2023 года в Музее архитектуры им. А.В. Щусева пройдет финальная выставка «Ре-Формация социального» – финал ежегодного проекта Москомархитектуры в области архитектурного образования и карьеры, Фестиваля «Открытый город». В Москве с 4 октября по 21 января пройдет первая за 50 лет монографическая выставка, посвященная творчеству архитектора Алексея Щусева.
Генеральный информационный партнер
- Telegram: Contact @archmuseum
- Вот такой клубный особняк построят в Крестовоздвиженском переулке за музеем Щусева
- Добавить комментарий
- Telegram: Contact @archmuseum
- Выставки и события
Музей Москвы
Елена Титова: История взаимоотношения Щусева и нашего музея начинается практически с момента его основания, когда стало понятно, что музей будет собирать прежде всего народное искусство и русский стиль. Новым директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина назначена Елизавета Лихачева — глава Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Экспозиция посвящена 150-летию Алексея Щусева – архитектора, который успел поработать и по заказу Николая II, и по заказу КПСС. Экспозиции основаны как на богатейших фондах музея, так и на произведениях из других музеев, частных коллекций и произведениях современного искусства. 150» © Музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Выставка «Алексей Щусев. 150»
2 октября 2023 года в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева состоялось торжественное открытие выставки «Алексей Щусев. Алексей Щусев — выдающийся архитектор XX века, как никто другой умевший виртуозно работать в самых разных стилях — от историзма до модерна, — и глубоко постигать их суть. Сейчас это Музей архитектуры имени А.В. Щусева и здание в полной мере олицетворяет то, о чем сказано выше.
"Сити": экспозиция в честь 150-летия Алексея Щусева в Музее архитектуры
Разработка форм и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, которые изготавливались ручным способом выдувания, началась в 1880-х годах и продолжалась Фальконье на протяжении всей его дальнейшей жизни. Принцип изготовления, а также технология укладки стеклянных кирпичей были запатентованы в Европе и США. Новый строительный материал прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет, отличался прочностью при малом весе, обладал как функциональными, так и эстетическими качествами. Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых и торгово-выставочных павильонов и других сооружений. В 1893 году изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго, после чего технология получила распространение по всей Европе и Российской империи. Пик популярности материала пришелся на 1900 — 1910-е годы. В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. К концу 1930-х годов линии по производству фальконье были остановлены, впоследствии было утрачено оборудование.
На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему в производстве стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки. До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек. В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий — дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах.
Выставка открыта с 4 октября 2023 г. Выставка «Алексей Щусев. Щусева — первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева 1873 — 1949. Алексей Щусев — архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX — первой половины XX веков. Состоящая из двух частей выставка представляет публике около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. Выставка позволяет взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры. В залах Анфилады раскрывается история становления великого зодчего: от его ученических работ в Академии художеств, через первые самостоятельные проекты к главным творениям — Казанскому вокзалу в Москве, Мавзолею В. Ленина, Государственному театру оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Хронологическая последовательность выставки, позволяет проследить, как происходила трансформация творческого метода архитектора, точно чувствующего изменения художественных вкусов, реалий времени и тонко реагирующего на них. Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу — горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет.
Щусева Утреннее заседание Ведущий Юлия Владимировна Ратомская 07:18 Юлия Гаврииловна Клименко Московский архитектурный институт, Научно-исследовательски институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва Р. Казакова 01:12:10 Ольга Михайловна Замжицкая Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, Государственный институт искусствознания, Москва Р.
Музей архитектуры готовит большую программу мероприятий, объединяющая цель которых, — сделать Алексея Викторовича Щусева главным культурным героем года. Основным проектом станет большая двухчастная экспозиция в Музее архитектуры: в залах Анфилады главного здания будут показаны проекты гражданской архитектуры, а в пространстве Аптекарского приказа будет отдельно представлена тема храмового зодчества мастера.
Учитесь зодчество читать. Почему в Музее Щусева нет постоянной экспозиции?
150» с 4 октября 2023 по 21 января 2024, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Купить билеты в «Музей архитектуры им. Щусева» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная афиша на 2024 год с возможностью покупки билета онлайн. Музей в этом году празднует стопятидесятилетие своего отца-основателя Алексея Щусева — автора среди прочего Мавзолея Ленина, здания Наркомзема, гостиницы «Москва», а также реставратора, педагога ВХУТЕМАСа и просто хорошего человека.
Выставку фотографий современной архитектуры Москвы представили в Музее Щусева
Музей в этом году празднует стопятидесятилетие своего отца-основателя Алексея Щусева — автора среди прочего Мавзолея Ленина, здания Наркомзема, гостиницы «Москва», а также реставратора, педагога ВХУТЕМАСа и просто хорошего человека. 22 марта должность директора Музея архитектуры им. Щусева в Москве займет Наталья Шашкова. В экспозицию вошли более 350 экспонатов из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного центрального музея современной истории России. Заместитель генерального директора по научной работе Бахрушинского музея Зоя Макаренко отмечает, что несмотря на определенную камерность этой выставки, она стала большим событием для культурной жизни Москвы, так как ее главные герои. На выставке представлены графические работы, фотографии, макеты, документы из различных музеев и архивов: Музейно-библиотечного комплекса МАРХИ, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Музей архитектуры имени Щусева открыл две выставки, посвященные деревянному зодчеству
Щусева Утреннее заседание Ведущий Юлия Владимировна Ратомская 07:18 Юлия Гаврииловна Клименко Московский архитектурный институт, Научно-исследовательски институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва Р. Казакова 01:12:10 Ольга Михайловна Замжицкая Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, Государственный институт искусствознания, Москва Р.
Новый клубный особняк выглядит весьма несовременно и, видимо, должен сочетаться с историческим окружением. Разве что только на соседних домах нет открытой террасы с зонтиками на крыше. Само здание будет семиэтажным, площадь — чуть больше 8 тыс. А внутри расположатся всего 22 квартиры разной площади — от 114 до 304 кв.
Щусева представил новый фирменный стиль. Победителя выбрали среди участников открытого конкурса, на который подали более 350 заявок со всего мира. Выиграл дизайнер из Ростова-на-Дону Евгений Вольпов. Он единственный среди всех участников отошёл от аббревиатуры «МУАР» и предложил сделать логотипом букву Щ — первую в фамилии одного из основателей музея архитектора Алексея Щусева. Изображение: пресс-служба Музея архитектуры имени А.
В названии не случайно три «ъ». Именно так был подписан чертеж одного из вариантов его проекта храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. К 150-летнему юбилею Щусева архитектор Юрий Аввакумов «сочинил» проект, где представил исключительно «сказки» легендарного земляка оба родом из Молдовы , а именно его дореволюционные проекты в неорусском стиле.
Всё это храмы, среди которых ключевой — Марфо-Мариинская обитель. В каждом из залов куратор представил помимо эскизов чертежей и зарисовок вывернутые наизнанку макеты зданий. Впрочем, финал не обошелся без самого знаменитого проекта Щусева.
Мавзолей Аввакумов собрал из 3500 костяшек домино, украшенных блестящими стразами.
Выставка к юбилею архитектора Щусева откроется во Всероссийском музее декоративного искусства
К 110-летию А. Хамцова» покажет величие монастырей и крепостей. В первую очередь это «точка зрения» героя выставки — архитектора-реставратора Алексея Хамцова. Посмотреть экспозицию можно будет с 28 марта по 21 июля. С 28 мая по 15 сентября будет работать выставка «Архитектура науки: к 300-летнему юбилею РАН». Также музей готовит региональные проекты.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования cookies. Это файл в браузере, которые помогают нас сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее. Мы используем Яндекс. Метрику, Google.
Всё это храмы, среди которых ключевой — Марфо-Мариинская обитель.
В каждом из залов куратор представил помимо эскизов чертежей и зарисовок вывернутые наизнанку макеты зданий. Впрочем, финал не обошелся без самого знаменитого проекта Щусева. Мавзолей Аввакумов собрал из 3500 костяшек домино, украшенных блестящими стразами. Вышло даже слишком декоративно. Выбирая из трех его ипостасей, я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества».
После вступительного слова зритель оказывается в коридоре из описаний «сказок» Щусева, которые венчает огромный, как бы подсвеченный изнутри фотопортрет архитектора.
В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. К концу 1930-х годов линии по производству фальконье были остановлены, впоследствии было утрачено оборудование. На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему в производстве стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки. До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек. В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий — дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге.
В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах. Анна Кистанова, куратор выставки: «Фальконье — уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX — XX веков. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам. Мы хотим привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации». На выставке «Фальконье. Архитектура света» будет представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки — все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии. Ключевыми экспонатами выставки станут современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина».
Более 200 тыс. человек посетили Музей архитектуры имени Щусева в 2023 году
Хамцова» покажет величие монастырей и крепостей. В первую очередь это «точка зрения» героя выставки — архитектора-реставратора Алексея Хамцова. Посмотреть экспозицию можно будет с 28 марта по 21 июля. С 28 мая по 15 сентября будет работать выставка «Архитектура науки: к 300-летнему юбилею РАН». Также музей готовит региональные проекты. Выставки пройдут в Хабаровском краевом музее имени Гродекова, а также в Архангельском краеведческом музее.
Щусева Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора: гостинице "Москва", работа над которой сопровождалась скандалом, породившим большое количество легенд, и Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте - одной из признанных вершин творчества Алексея Щусева.
Наряду с архитектурной графикой в зале представлены уникальные предметы декоративно-прикладного искусства. Фрагменты подлинного убранства гостиницы "Москва" - гипсовые рельефы для кессонов, лепные украшения, элементы балюстрады и предметы из гостиничных номеров - напоминают одновременно о высоком уровне художественного оформления здания и о его трагическом разрушении в 2004 году. Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняют авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе - свидетельства любви Алексея Щусева к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии. Щусев, мастер А. Проектная модель Государственного академического театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Щусева Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны. Главной задачей мастера в это сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе.
Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская "Академпроект" продолжала в военные и послевоенные годы. Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева - Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году. Документы, повествующие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и мудрого организатора. Уникальные произведения искусства: гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы научных экспедиций, включенные в собрание Музея, когда Щусев был его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера. Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. Щусева, куратор выставки: "Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества. Алексей Щусев - гениальный архитектор.
Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, - все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий. Более 80-ти реализованных проектов - редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком". Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи.
Обращение архитектора к национально-романтическому направлению модерна раскрыто в проектной графике и архивных материалах, связанных с созданием ансамбля Марфо Мариинской обители милосердия в Москве, церкви святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Храма святителя Николая вместе со странноприимным домом в Бари, Троицкого собора Почаевской Лавры, церкви Всемилостивого Спаса в имении Натальевка и многих других. Отдельное внимание уделено совместной работе Алексея Щусева с его именитыми соавторами-художниками: Кузьмой Петровым-Водкиным, Павлом Кориным, Михаилом Нестеровым и другими. Анатолий Оксенюк, заместитель директора Музея архитектуры им.
Музей располагался в Леонтьевском переулке, в специально построенном здании, первые эскизы для которого сделал Щусев. Мы их опубликовали в 2021 году в книге "Знаменитый и неизвестный Кустарный музей". Это был не просто музей, который собирал образцы народного искусства и рекомендовал их для производства, но и активно занимался организацией сбыта произведений кустарей. О, это же, в сущности, то самое, чем сейчас, спустя сто с лишним лет, занимается ваш музей! Я имею в виду конкурс дизайнеров "Придумано и сделано в России". Елена Титова: Именно так.
Мы используем метод Кустарного музея и становимся площадкой для соединения художников и производителей, не забываем при этом решать свою главную задачу - создание и пополнение коллекции декоративного искусства. Проект Щусева храма-памятника Св. Сергия Радонежского на Куликовом поле. Фото: Предоставлено Музеем декоративного искусства Выставки, посвященные творчеству архитекторов, обычно содержат эскизы, рисунки, чертежи - словом, все то, что достаточно сложно выигрышно показать широкой публике. Чем вы планируете привлекать интерес простого зрителя к новой экспозиции? Елена Титова: У нас действительно много щусевских эскизов и чертежей, но есть и настоящие редкости - например, шаблоны каменных орнаментов Марфо-Мариинской обители, эскизы церковной утвари и облачения, единственный известный на сегодняшний день лист, который Щусев подписал "Сочинилъ архитекторъ Щусевъ", а также эскиз с собственноручной подписью Николая II, образец басмы и др. А много предметов представлено на выставке? Про самые необычные экспонаты расскажите.
При продаже товаров в учетной системе « 1С » проводятся операции их списания, а в случае неправомерного выноса имущества через противокражную рамку на пульт охраны поступает соответствующее сообщение и срабатывает светозвуковая сигнализация. В музейной сфере, где велик риск человеческого фактора , системы инвентаризации и контроля значительно упрощают рутинную работу сотрудников и повышают сохранность экспонатов», — отметил директор по продажам RFID и IT АО «Микрон» Василий Волосов. В продуктовой линейке завода более 200 меток различных видов и модификаций: карт, бирок, маркировочных устройств и изделий. В прошлом году завод отметил 55-летний юбилей, а статус резидента столичной ОЭЗ был присвоен в 2015 г. За это время компания инвестировала в развитие производства более 1,1 млрд руб.
В Москве оцифровали экспонаты Музея архитектуры
В этом году Марфо-Мариинская обитель милосердия и Дом-музей Великой княгини Елизаветы Федоровны сотрудничали с Государственным музеем архитектуры имени А. Щусева по нескольким направлениям: летом участники проекта «Архилагерь» посещали с экскурсией Марфо-Мариинскую обитель милосердия и делали итоговые проекты по мотивам архитектуры Покровского собора; совместно с Государственным музеем имени Щусева был проведен летний лекторий в Покровском храме Марфо-Мариинской обители милосердия, а также серия автобусных экскурсий.
Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 6 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 7 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 8 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 1 из 8 Мельница ветряная. Макет 2 из 8 Вид храмового комплекса. Щусева 3 из 8 Часовня Михаила Архангела на острове Кижи. Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 6 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 7 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 8 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества» — второй выставочный проект, расположенный на втором и третьем этаже флигеля «Руины». Он посвящен творчеству выдающегося архитектора и исследователя Александра Ополовникова, занимавшегося реставрацией памятников русской деревянной архитектуры.
В экспозиции — его графические работы: чертежи и отмывки с видами деревянных храмов, жилых домов, мельниц и острогов. Посетители увидят красоту и многообразие величественных храмов Кижского погоста, Кондопоги, Кеми, проследят историю развития русского деревянного зодчества от небольших церквей XVI века до шатровых соборов XVIII века.
Щусев и проектирование объектов транспорта; А. Щусев и градостроительство; Общественные и театрально-зрелищные проекты А.
Щусев - директор Государственной Третьяковской галереи; А. Щусев и проектирование музеев, сложившийся архитектурный облик музея и проблема проектирования новых экспозиционных пространств; А. Щусев — создатель и директор Музея русской архитектуры; А. Щусев в воспоминаниях современников.
Заявки на участие в конференции принимаются до 11 сентября 2023 года по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Требования к заявкам: Заявка должна содержать тему, краткую аннотацию доклада, ФИО полностью, контактный телефон и электронную почту, должность, место работы, ученую степень. Объем аннотации 500-700 знаков с пробелами, формат Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5.
Причем многое из этого исторического материала зритель увидит впервые. Дело в том, что в 2020 году наследники архитектора передали в музей коллекцию графики Щусева, а некоторые работы семья впервые предоставила специально для выставки. Вывернутый макет Фото: Мария Москвичева «Фишкой» проекта стали так называемые «оборотные» макеты храмов, сделанные в масштабе 1:43. Перед нами храмовые здания, вывернутые наизнанку, отчего они походят на конструктивистские матрешки. Местами макеты расписаны храмовыми узорами и ликами. А венчает выставку до абсурда декоративный макет Мавзолея, собранный из тысяч костяшек домино. Точки на домино, из которых собран сказочный зиккурат, подсвечиваются изнутри разноцветными софитами, отчего усыпальница вождя больше походит не на макет, а на модную игрушку.
В Музее архитектуры прошло открытие выставки «Алексей Щусев. 150»
Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о Музее русской архитектуры, созданном по инициативе Щусева в 1945 году. Музей архитектуры им. Щусева подготовил масштабную монографическую экспозицию Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева – первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949). Щусев руководил строительством научных институтов и зданий органов госбезопасности в Москве, Алма-Ате, Киеве. Сегодня Музей Архитектуры располагает тремя выставочными пространствами: Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный Флиг. Резидент ОЭЗ Москвы помог оцифровать часть коллекции Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.