Читал стихи и Есенин, и прочие имажинисты, иногда, очень редко, выступал Маяковский, а потом были бесчисленные поэты и якобы поэты, принадлежавшие к самым разнообразным группам, о которых сейчас никто даже не помнит.
Задание МЭШ
Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Живите так, как вас ведет звезда» Людмила Алексеева. Его язык и рифмы настолько пластичны и тонки, что музыканты и сегодня легко раскладывают их на любой лад. Ни одна фотография не передает силу его обаяния так, как эти редкие кадры кинохроники. Вот он живой, жмурясь от яркого солнца, вглядывается в объектив диковинной кинокамеры.
Словно смотрит на нас сквозь весь XX век. Сам Есенин говорил: меня поймут через 100 лет после моей первой публикации. В этом году у поэта появился свой инстаграмм, где учитель из Тюменской области Алия Исалимова пытается понять, каким бы поэт был сегодня. Под каждым постом оставляет стихотворение.
В каких-то хуже. С Есениным, например, пришлось нелегко: сохранились некоторые архивные видеозаписи, но везде он появляется в кадре буквально на несколько секунд, а потом оператор переводит камеру на что-то, по его мнению, более интересное. Но в случае с Есениным его участие не потребовалось — видео создали на основе оригинального архивного аудио поэта, где он читает отрывок из «Исповеди хулигана». И читал он свои стихи с надрывом, даже с завываниями. Из-за этого у нас на видео получился такой своеобразный «рассинхрон» между мимикой и голосом.
Особенно привлекательна поэзия Есенина для славянских народов. Поэт нашел струны, которые трогают славянскую душу, объединяет и родство языков. Близость творчества Есенина славянским народам еще раз подтверждает наша скромная акция, на которую откликнулись не только россияне жители Мурманской области, Петрозаводска и Петербурга , но и граждане Беларуси, Сербии и Болгарии. Состав участников акции очень пестрый. Среди них те, кого Есенин интересует «профессионально» — педагоги, писатели и поэты, бард; студенты и школьники, пенсионеры и домохозяйки, представители администрации нашего города. Конечно, нельзя не назвать библиотекарей — главных инициаторов, чтецов, технических оформителей и вдохновителей акции. Чтецов, имеющих столь разный опыт, объединила любовь к русскому поэту.
Тест с ответами: «Биография С.А.Есенина»
И в детстве, и в юности. Так что не стоит верить тем, кто говорит, что Есенин был безграмотным, таким-сяким. На самом деле он был очень образованным. Образованность Есенина отмечал Александр Блок. Можете себе представить: пришел к нему однажды мальчишка из деревни. К Блоку, известному поэту, аристократу, в некоторой степени определявшему литературные каноны того времени. Написал записку. Блок принял, а потом записал у себя в дневнике: «Пришел парень очень талантливый, немного многословный, но данные блестящие! Потом они неоднократно встречались, долго беседовали, буквально вечерами напролет. Однажды Есенин посоветовал Блоку заменить один эпитет в одном из его стихотворений.
И Блок послушал. Именно Блок помог Есенину, поспособствовал тому, чтобы его стихи напечатали.
Большое спасибо за вашу помощь. Мы исправим это в ближайшее время!
Лев Толстой читает сказку «Волк» Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидел, что идет он по лесу, за грибами идет… И вдруг из куста выскочил… выскочил волк и бросился на мальчика. Мальчик испугался: «Ай-яй-яй! Он меня съест! И стал волк говорить человечьим голосом.
Горожане смогут прочитать свои любимые стихи поэта в рамках программы «Открытый микрофон», поучаствовать в викторине на знание стихов Есенина и фактов его биографии. Есенин — один из любимых россиянами лирических авторов, его произведения входят в школьную программу. Каждый 10-й называет своим любимым одно из стихотворений Сергея Есенина. В преддверии 120-летия поэта Metro провело собственное исследование.
Живые голоса: Маяковский, Бунин, Есенин
Сергей Есенин читал свои стихи перед различной публикой в Петербурге. Есенин, по словам Чагина, «в присутствии Сергея Мироновича Кирова неповторимо задушевно читал новые стихи из цикла «Персидские мотивы». С минуту Есенин разговаривает о каких-то пустяках и затем, улыбаясь, читает наизусть всю первую руну из "Калевалы". Эти и многие другие стихи Сергея Есенина, прочитанные Александром Николаенко, Святославом Терновым, Ярославом Любимовым, писателем Владимиром Холменко, в их выступлениях прозвучали как исповедь. Существует предание, в котором описано, как Сергей Есенин, подобно простому русскому парню Михайло Ломоносову, из родного села Константинова отправился прямо в своей деревенской одежде в российскую столицу, чопорный и надменный Санкт-Петербург. Скульптор писал, что, когда Есенин читает свои стихи, он много жестикулирует, и жесты его по-шаляпински уместны.
На московских изогнутых улицах. Столичные адреса Сергея Есенина
Также поэтическое посвящение Сергею Есенину прочитала его автор – оленегорская поэтесса, руководитель ЛИТО «Жемчуга» Лидия Карпова. Современники утверждали, что на выступлениях Есенина его стихи трогали даже суровых мужчин, которые не могли сдержать слёз. Есенина – читали, переписывали от руки, пели на его стихи песни.
Глава третья Есенин завоевывает Петроград (1915)
Здесь пройдут литературные встречи с поэтами и писателями из разных регионов России. Юлия Стешкина здесь прочитает цикл авторских стихотворений о Сергее Есенине», — сообщили ГТРК «Пенза» в пресс-службе областного министерства культуры и туризма. Кроме того, в программе будут театрализованные постановки, концертные выступления, разнообразные тематические выставки раритетных музейных коллекций, выставка-продажа изделий мастеров декоративно-прикладного творчества и традиционных народных промыслов Рязанского края.
Весной двадцатого года Есенин приезжал в пресненскую мастерскую Коненкова и позировал ему примерно неделю. Коненков вылепил бюст из глины и сделал несколько карандашных набросков. А потом Есенин сказал, что уезжает в Туркестан, и Коненков делал бюст из дерева уже по памяти, по впечатлениям от их встреч, которых в начале двадцатых годов, до отъезда Есенина в Америку, было много. Он воплотил образ Есенина, читающего свои стихи, таким, каким его запомнил. Есть среди них материалы, способные удивить тех, кто знает Есенина только по самым известным его стихам? Наиболее уникальные из них, наверное, рукописи поэмы «Пугачев», потому что там огромное количество правки. Когда стали издавать собрание сочинений, оказалось, что там где-то пятнадцать слоев текста. Есенин работал над каждой строкой, над каждым образом.
Когда вы видите рукописи с его правкой, становится понятно, что это не было легкое, спонтанное творчество. И об образовании Есенина не всегда помнят: он окончил земскую школу, потом в Спасс-Клепиках второклассную учительскую школу, то есть мог уже работать учителем начальных классов. И после этого он приехал в Москву, учился в Народном университете Шанявского, потому что туда можно было поступить, не имея документа об окончании гимназии. Притом учился он на свои деньги.
Читает Бунин сдержанно, он давно пережил эти чувства, которые родили это стихотворение. Но все равно, если несколько раз внимательно слушать эту фонозапись, слышно, что он продолжает неравнодушно относиться к тем эмоциям, которые произвели на свет эти замечательные стихи. Я, пользуясь случаем, хочу рассказать, как Лев Алексеевич Шилов научил меня слушать фонозаписи. У нас еще предстоят сегодня некоторые из них, снятые с хрупких восковых валиков. Он говорил так, особенно в случаях тяжелых, как, например, голос Блока, «Передвами должен лежать текст, хорошо бы вы его знали. Вы надеваете наушники, слушаете подряд несколько раз. Вы слышите, что Блок читает белым, таким полумертвым голосом, что Толстой таким немножко даже в дискант срывается, что Ахматова — торжественно, что Гумилев картавит и не произносит хорошо несколько букв» и так далее… Я проделал этот эксперимент не один раз и получил и получаю удовольствие от того, как я слушаю эти фонозаписи. И всегда жалею тех людей, которые говорят мне о том, что фонозаписи слушать невозможно. Нужно просто научиться это делать. И тогда к вам в комнату войдут эти люди. Лучше, конечно в наушниках, а хорошо и вместе с кем-то еще, вот как мы сегодня вместе слушали голоса Толстого и Бунина. Но услышим и другие. Итак, продолжая разговор о литературной звукоархивистике, о подвижниках, которые занимались этим искусством, я не побоюсь этого слова, в начале его развития, надо назвать имя человека, который стоял у истоков удивительной одной литературной научной институции — Института живого слова, который был образован в Петрограде в 1918 году. То есть мы сейчас опять же в юбилейном сюжете по отношению к Институту живого слова. Сергей Игнатьевич Бернштейн, вот кого я имею в виду. Это, кстати говоря, был учитель Льва Шилова, и в книжках Шилова о Бернштейне довольно много рассказывается. Записывали поэтов и прозаиков, демонстрировали эти записи студентам, слушателям Института живого слова и изучали вместе с ними и теорию декламации, и взаимоотношения между текстом и его аудиоверсией, пытались найти и понять, если они есть, взаимоотношения между этими совершенно разными вариантами демонстрации текста. То есть одно дело, когда ты читаешь глазами, другое дело, когда ты слушаешь это чтение и думаешь о том, есть ли там связь. Но это отдельная тема разговора, я сейчас не буду в нее углубляться. У нас мужской сегодня получается такой разговор. И после Толстого и Бунина я сразу перейду к Маяковскому. К сожалению, фоноваликов с голосом Маяковского, то есть оригиналов, исходников, не сохранилось. Перед Великой Отечественной войной была попытка перевести голос Маяковского с фоноваликов, которые делал Сергей Бернштейн, на грампластинки, и эти попытки были не особенно удачными. А потом вообще случилось так, что валики с голосом Маяковского пропали и все, что осталось, -— эти переведенные на другие носители звукозаписи. Лев Алексеевич в своей книжке «Голоса, зазвучавшие вновь» вспоминает о том, как это все происходило. И мне очень нравится цитата, которую он приводит, из газетного отчета о том, как переводили голос Маяковского на тогда понятные и привычные носители, то есть на грампластинку, писали об этом Лев Абрамович Кассиль и Макс Поляновский, журналист. Иногда пропадали отдельные слова, изредка голос казался невнятным. Но это был живой голос Маяковского с его великолепными переходами от пафоса к иронии, с его убедительной простотой и покоряющей искренностью. Это было в 1940 году. И вот, забегая вперед, скажу: были выпущены пластинки, и Лев Алексеевич, конечно, эти пластинки составлял, с голосом Маяковского, были диски-гиганты, были вот такие миньоны, вот у меня в руках один из них с этикеткой Государственного литературного музея. Тут написано: «К 50-летию Государственного литературного музея. Интересно, что к пластинке приложены тексты, и это правильно, чтобы можно было следить за записью, заглядывая в текст. И вот как представлена сохранившаяся звукозапись стихотворения футуристического периода Маяковского «А вы могли бы? Так и издавался этот звуковой автограф долгие-долгие годы до самого последнего времени — без первой строчки, без слов «Я сразу смазал карту будня» Вот, посмотрите, как это издавалось. Мы послушаем так, как это много раз выходило на пластинках фирмы «Мелодия». Звучит отрывок стихотворения. Я прерву Маяковского, потому что у нас есть возможность услышать это стихотворение целиком, с этой найденной первой строчкой. Это вроде бы мелочь, но как может быть это мелочью, если мы можем сейчас услышать полностью, целиком весь этот маленький замечательный звуковой автограф. Шилов рассказал в своей книжке, как он, вообще говоря, из небытия возник. Среди отбракованных пластинок, когда пытались перевести Маяковского на современные тому времени носители, была пластинка с этим стихотворением, и на нее уже не обращали никакого внимания. Первую строчку было слышно плохо. А потом к этой пластинке вернулись, Лев Алексеевич в своей книжке пишет, что и этой пластинки могло бы не быть, если бы ее не спас сподвижник, друг Маяковского, когда-то поэт-футурист тоже, как и он, — Василий Васильевич Каменский. Был какой-то вечер, посвященный Маяковскому, понадобилась запись, и Каменский вспомнил, что есть запись этого стихотворения на конкретной пластинке, которая считается отбракованной.
Поэт родился в день празднования 800-летия Рязани. Семья матери Есенина была зажиточной. Бабушка любила Есенина и баловала его. Дедушка Есенина был старообрядским начетчиком. Мать Есенина была неграмотной. Когда Есенину было три с половиной года, дяди посадили его на лошадь без седла и пустили в галоп. Есенин очень трепетно относился к младшей сестре Шуре, называя её Шурёнком и Шуревной. У Есенина была сестра Ольга, которая умерла в трёхлетнем возрасте. Первый сборник стихотворений Есенина назывался «Радуница». Есенин не принимал стихи Пастернака. Советский государственный и политический деятель Сергей Киров обожал творчество Есенина. Есенин крещён в Константиновской церкви Казанской иконы Божией Матери. Начал читать, когда ему было около пяти лет. Есенин посадил в Константинове тополь, которому скоро исполнится 100 лет. Есенин любил рыбалку. Оставался на второй год в третьем классе Константиновского земского четырехгодичного училища за плохое поведение. Наставником Есенина в Константинове был священник Иван Смирнов Первой любовью поэта стала внучатая племянница священнослужителя Анна Сардановская. Закончил это училище с похвальным листом. Закончил Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу и получил звание учителя грамоты. Живя в Константинове, Есенин много читал. После прочтения «Слова о полку Игореве» Есенин долго находился под впечатлением. Некоторое время посещал Университет Шанявского в Москве. Подрабатывал в конторе владельца мясной лавки купца Крылова, где приказчиком работал его отец. Рост Есенина был около 168 сантиметров. Одно время в Москве у него были трудности с жильём. Первый стихи его напечатали, когда Есенину было 19 лет. Есенин рассказывал, что когда впервые увидел Александра Блока, вспотел от волнения. Распространял среди рабочих социал-демократический журнал «Огни», но сам печататься в этом журнале не успевает, журнал закрывается. Во время объявления войны 1914 находился в Крыму. Работал в типографии помощником корректора. Зарплату в начале творческого пути Есенин тратил на книги, журналы, не думая о быте Есенина советовал своим обеим сёстрам прочитать произведения «Казаки» и «Хаджи-Мурат». Первую автобиографию он написал в 1915 году. Первого сына Есенина назвали Юрием. Из-за несвоевременного возвращения из увольнения был арестован на 20 суток.
«Только скажут: Сергей Есенин – всей России встают черты…»
5. Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге? Сергей Есенин читает свои стихи "Я покинул родимый дом". В стихах самого Есенина Константиново описано как Эдем, место необыкновенной силы и красоты.
Пензенский библиотекарь прочтет свои стихи на родине Есенина
Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге не так много адресов Есенина. Сергей Есенин читает свои стихи 1922 – Монолог Хлопуши из. Спектакль "Женщины Есенина" в Санкт-Петербурге раскроет вам тайну возлюбленных поэта.