Новости филонов павел художник

Цена билетов на выставку «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в Москве 16 декабря 2023 — 17 марта 2024 года: от 350 рублей. Павел Филонов — самый неразгаданный художник русского авангарда. Филонов родился в крестьянской семье: его мать была прачкой, а отец извозчиком. Образование художник получал в Питере. Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье». После революции в доме разместился Дом литераторов и художников, все так же нуждающихся. Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов». Убедиться в пронзительной гениальности Павла Филонова можно, посетив масштабную экспозицию «Художник мирового расцвета», что работает сейчас в медиацентре парка «Зарядье».

Павел Филонов. Человек, который не поддался соблазнам

Такой подход к миру неизбежно приводит к тому, что понятия добра и зла теряют своё значение. Ведь добро и зло мы познаём не только опытным путём,но через априорные знания, данные нам культурой. Допустим, порезать палец — зло, и это мы узнали опытным путём; если быть осмотрительным, то палец не порежешь и зла избежишь. Но как квалифицировать явление смерти, которая объективна? Для христианина смерть — зло, которое надо преодолеть, но для наблюдателя естественного течения события допустим, биолога смерть злом не является. Впрочем, биолог, вероятно, отнесётся к смерти своих близких как ко злу, поскольку в данном пункте естественное течение событий перешло в область эмоциональную, духовную; в этот момент в нём заговорит усвоенный вместе с культурой набор эмоций — любовь, сострадание, память и т. Трудно будет сказать над гробом матери «нарушение дыхательных функций, объективно возникшее…» и т. Но если культурные эмоции убрать из сознания как вторичные? Что должен переживать человек, живущий вне культурных коннотаций? Как охарактеризовать голод в Африке? Эти смерти далеко, нами буквально не пережиты; голод никем специально не устроен, просто в Африке мало еды.

Это событие — зло или добро? Или просто течение событий? И вообще, что есть мораль вне опыта? Как определить, события на плоту «Медузы» картину Жерико — это призыв к чему и во имя чего? Святой Себастьян кисти Мантеньи, в которого вонзают стрелы, почему он не кричит, хорошо ли это? Эти вопросы, кажущиеся нелепыми в контексте христианской истории искусства, становятся безответными, если убрать определённую коннотацию морали. Название более чем актуально для грядущей бойни народов, направляемой королями. Изображён кроваво-красный интерьер, тёмная комната, освещённая багряными отблесками, в которой молчаливые создания с лысыми черепами и дикими взглядами пьют вино. Сегодня, когда мы знаем о последовавшей бойне, можно фантазировать, что данная картина суть пророчество; мешает этому предположению, что во многих лицах зритель может узнать автопортрет художника — тот же широкий лоб, те же ввалившиеся щёки, из-под бровей сверлящие зрителя глаза. Перед нами какая-то богемная вечеринка в мастерской, какая-то сакральная трапеза, в которой столы цвета запекшейся крови и иссиня-чёрное вино в стаканах, лихорадочный румянец щёк и дикие взгляды — всё вместе наводит на мысль о шабаше, о чёрной мессе.

И одновременно в картине нет ни намёка на обличение войны. Эти странные существа и среди них сам художник справляют тризну по миру — и они, кажется, веселятся. Картина завораживает неотвратимой силой жизни, в течении которой нет ни добра, ни зла — всё идёт так, как идёт, повинуясь напору витальных сил. Вот так и война наступает — неотвратимо. Безразличие к дефинициям добро—зло и поражает, и притягивает. И это безразличие оставляет в зрителях ощущение неразгаданной загадки, в то время как отгадки в принципе не существует. Годом раньше «Пира королей» написана не менее странная вещь — «Перерождение интеллигента», картина тем более актуальная сегодня, когда часто говорят о том, что интеллигенция не понимает народа. На картине изображён человек очевидно, интеллигент — он в шляпе , словно попадающий в зазеркалье, его начинает корчить и ломать, его образ множится. И вот, спустя несколько трансформаций, персонаж интеллигент снова становится статуарной фигурой. Однако за время мутаций облик его никакого изменения не претерпел — перед нами снова человек в шляпе.

Ради чего была эта, напоминающая мясорубку мутация, ради чего было калейдоскопическое изменение, если ничего не поменялось? В чём состоит «перерождение» интеллигента - художник, вероятно, не знает и сам. Он написал вихрь перекореживший человека, а ради чего это было — неизвестно. Самый приём — изображение фигуры, распадающейся на многие иные фигуры — буквально схоже с приёмом, применённым Марселем Дюшаном в его программной вещи Дюшан писал её несколько лет «Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Если сопоставить эти произведение Дюшан закончил свою вещь годом раньше, в 1912 поражает идентичность высказывания— смысл картины только в одной: цельного образа бытия более не существует: по сути, написана антиикона. Следующий по времени холст — уже военной поры. Филонов называет «Перерождение человека», в нём тема зеркал, внутрь которых попадает герой, доходит до крещендо. Здесь сюжет ясен — в город входит крестьянин при желании можно его адресовать к картинам Венецианова и укоренить в русскую живопись XIX века и в городе с ним происходит чудо. В покривившемся квартале, где дома словно рассыпанные кубики, этот крестьянин сперва превращается в горожанина, меняет платье, а затем его облик начинает троиться, перед нами уже три человека, с единым торсом, но бесчисленным множеством рук-ног — и с тремя головами. Три головы странного мутанта похожи на Велимира Хлебникова, Маяковского и Кручёных.

То, что в итоге мутаций пред нами возникает справа фигура поэта Владимира Маяковского, у меня сомнений не вызывает. Если это так и моя догадка верна: из русского крестьянина и крепостной доли возник пролетарий и творец Маяковский, — то перед нами программный труд по воспитанию пролетарского сознания. Но, глядя на все эти мутации, невозможно сказать, чем же конечный продукт трансформаций отличается от расходного материала. Чем человек нового мира принципиально лучше крестьянина, пущенного в переделку? Ответить на этот вопрос невозможно в принципе, поскольку герой Филонова никак не показывает нам характер. У него вообще нет никакого характера — он продукт мира, он строит новый мир, он ложится в удобрение этого нового мира, а хорошо это или плохо, он не знает. Его сила имеет не осознанную природу, иначе говоря, рождена не сознанием, но волей и упорством в существовании, и оценить, чем хорошо такое упорство, невозможно. Так и герой Платонова, «сокровенный человек» Пухов, «на гробе жены варёную колбасу резал» не потому, что он плохой или бесчувственный человек, но потому, что «естество своё берёт», — и у писателя Платонова, пристально вглядывающегося в мир явлений, нет осуждения такой естественности; писатель анализирует явления первичные, смотрит безоценочно. Сила жизни в данном существе заложенная, такова, что никакие внешние критерии не справляются. И хотя такой анализ выглядит нетактичным по отношению к художнику, чьей задачей жизни было творить вне контекстов, но говорить о первичном словаре понятий Платонова или о протолюдях Филонова вне контекста современной им культуры — неправильно.

Именно одновременно и это существенно возникают лабораторные попытки исследовать феномен как бы «первичного» сознания. Однако Мерсо, герой романа Камю, отгораживается от запрограммированной как это видится ему реальности именно строгим анализом своих первичных ощущений. Мерсо пребывает вне морали общества, поскольку общество лицемерно и шаблонно, а он сам — первичен и точен в описании своих эмоций. Его возлюбленная Мари спрашивает, любит ли её Мерсо; тот «посторонний» ко всякому речевому штампу , трезво взвесив свои эмоции, отвечает, что, скорее всего, он её не любит, но, впрочем, уточняет, что значения это не имеет никакого, поскольку он вообще не понимает, что такое любовь. Их физиологическим радостям или совместным походам в кино ничуть не мешает тот факт, что мелодраматическое понятие «любовь» ничего не говорит Мерсо, или то, что в этот день умерла его мать. Любопытно, что мы, читатели, сами, безусловно находясь в культурном контексте, склонны относиться хорошо к Пухову и недоброжелательно относимся к Мерсо, хотя оба эти персонажа совершенно идентичны, это очищенные от культурных штампов, а вместе со штампами и от нравственных идеалов, существа — это человеческие механизмы, люди из плоти и крови, и даже с некоей душой, но душа прошла своего рода «чистку»; механизм отремонтировали. Можно ли человеческому механизму сострадать? Может ли человеческий механизм стать героем?

До 19 февраля 2023 работы Филонова экспонируются в Еврейском музее и центре толерантности в рамках выставки «Мир как беспредметность. Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. С 1 ноября по 15 декабря 2023 пространство «Новый Манеж» к юбилею художника покажет ретроспективу его работ из Русского музея. На выставке будут представлены работы, охватывающие почти все периоды жизни и творчества Филонова, и позволяющие проследить, как развивалась его идея аналитического искусства.

В 1912 вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил оппонентом кубизма и изложил свое видение искусства. Кубизм обращается к миру зримому, воздвигая геометризацией творческие границы. Филонов же утверждал, что живописцу недостаточно отобразить внешнее восприятие объекта — нужно выявить законы его развития, эволюции. Его образы антистатичны, они находятся в состоянии непрерывной метаморфозы.

Сам Филонов был убежден, что искусство принадлежит народу, поэтому не соглашался продавать свои произведения западным коллекционерам и галереям. Они же по-настоящему охотились за его творчеством, интерес к которому не угас и спустя десятки лет: в 1980-е из Русского музея были похищены 8 рисунков, которые позже обнаружились в парижском центре Помпиду. История кражи вдохновила сценаристов телесериала «Криминальный Петербург», а один из рисунков — «Пропагандист» — представлен на выставке в Новосибирске. Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, художник противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции.

Работы одного из лучших учеников Павла Филонова экспонирует «Михайловское»

В 1907-1909 дважды совершил паломническую поездку в Палестину с заездом на Афон, изучал христианские древности, писал копии икон; побывал на Кавказе и посетил православный монастырь в Новом Афоне, делал этнографические этюды. В 1908—1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Ционглинского, его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело — и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна, оказали определяющее значение в становлении Филонова. С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги. В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. Проступок Филонова больше состоял в своеволии — в классе он позволил себе писать натурщиков не по академическим канонам, а как французский фовист — чистыми красками; так многие студенты экспериментировали лишь дома. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства.

Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Однако уже следующей осенью учеба в Академии окончательно потеряла для него внутренний смысл, и он покинул ее стены. Бегство в Египет Его работы — это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого. Для него всех этих категорий не существует, Вселенная — едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует. Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся. Человек во вселенной Композиция Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы — то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика. Для Филонова такой подход был научным; он изображал процессы, которые протекают, допустим, под кожей человека — ток крови, пульсацию вен, работу мозга.

Пир королей История человечества для Филонова — это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, геохимических и всех прочих процессов. И, опять же как Бог, он одновременно есть везде — в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем. Одинадцать голов Лица Живая голова Естественно, все это слабо вписывалось в сталинский, не менее масштабный, проект.

В искусстве «суровым»часто называют показную брутальность; на деле такая эстетическая «суровость» — лишь салонное ухищрение, дань моде. Так, в советские времена существовали кокетливый «суровый стиль», жеманная соцреалистическая романтика геологов и нефтяников.

Искусство Филонова и Платонова сурово без кавычек, в изначальном значении этого слова — образы лишены красивостей. Герои Филонова и Платонова непривлекательны: взволнованных глаз, эффектных поз, задумчивых выражений, многозначительных фраз — нет. Персонажи «сурового стиля» соцреализма сжимают кулаки, хмурят лоб и супят брови — позируют для «суровых» картин, хотят выглядеть как «настоящие мужчины». Люди, созданные Филоновым, стоят, свесив руки вдоль туловища, и выражения их лиц не героические;лица настолько измочалены жизнью, что ничего, помимо мучительного процесса бытия, не выражают. Лишённые красивостей образы усваиваются зрителем нелегко — нам, зрителям, надо что-либо присовокупить к филоновской простоте. Но добавить к простым лицам нечего.

Последнее, что приходит на ум, когда читаешь Платонова или смотришь на полотна Филонова,— это слово «вдохновение» — пресловутая пушкинская лёгкость «минута — и стихи свободно потекут» этим художникам неведома. Современники военного коммунизма и продразвёрстки, эти художники «нового общества» работали как разнорабочие: тяжело и помимо вдохновения слова подгоняли друг к другу, как камни, выкладывали краску, словно грузили дрова. Видно по линии Филонова, как трудно движется рука художника, видно, как трудно подбирает слова Платонов. Каждый день и монотонно, но ради великой цели. Эта великая упорная монотонность стала своего рода художественным методом. Нужное другим дело мастера выполняют вопреки всему — даже вопреки внешней красоте искусства, вопреки правилам Буало и представлению о катарсисе.

В произведениях Платонова или Филонова не бывает катарсиса, то есть нет некоей точки напряжения, в которой сходятся сюжетные линии и страсти. Повествование равномерно тяжело, холст равномерно расписан — центра нет. Их вещи не красивы хрестоматийной красотой. Если вы станете вспоминать лицо героя Филонова — вам не удастся вспомнить ничего помимо общих черт; индивидуальность стёрта трудом. Остаётся узнать: что же необходимое содержится в трудной работе Филонова и Платонова, ради чего проделан мучительный труд? В таком случае его творчество — это мучительная правда, выговоренная о страшном времени.

Впрочем, прямых обвинений режиму писатель не высказал, он просто описал уничтожающий человека процесс жизни, но хорошо это или плохо — он не сказал; каждый может решить сам. Принято числить Филонова мастером, запрещённым советской властью, — и действительно, запланированная при жизни выставка в Русском музее была отменена, а после смерти работы художника не выставляли. Однако никакой критики строя в картинах Филонова найти невозможно. Другом и почитателем Филонова числился советский мэтр Бродский — тот самый, автор «Ленина в Смольном»; всё это странно — это не биография диссидента. Да, на картинах Филонова изображены грубые люди, тяжело работающие, с безнадёжно уставшими лицами, но разве тяжкий труд противоречит доктрине партии? Подобно грубым скульптурам средневековых соборов, герои Платонова и Филонова предъявляют зрителям своё бытие вне оценочных категорий.

Разве герои соборных порталов — мученики и святые — тщатся нам что-то доказать? Это в новое время масляная живопись стала трибуной: герои Гойи взывают к зрителю, требуют соучастия в борьбе, герои Шагала делятся своими страстями. Но люди Платонова и Филонова просто сосуществуют рядом с нами, как живут рядом с нами деревья, как стоят скалы. Герои Филонова и Платонова не стараются казаться значительнее, чем они есть; так и камень не старается придать своим чертам выражения; камню достаточно того, что он знает сам о себе. Персонажи Платонова и Филонова схожи своими чертами с природой Севера — их лица вычищены холодом и ветром от избыточности. Ввалившиеся щёки, глубоко посаженные глаза, резко обозначенные челюсти, широкий выпуклый лоб, тонкие губы — никакой специальной аффектации, но лицо настолько очищено от всех примет быта, что волнует лабораторной скупостью черт.

Словно человека умыли и побрили для операции — не оставили в облике ничего лишнего. Ничего нет лишнего и в одежде — у Филонова люди одеты в серые робы, какие носят рыбаки или заключённые; примет времени нет — с равным успехом это может быть персонаж Средневековья или Новейшей истории; впрочем, мастер и не имел в виду определённую профессию или определённый год. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От напряжения воли наполовину сжевал свои зубы... Именно к таким вот лицам обращались большевики, зовя людей на стройки и войны, — такие люди отдают свою жизнь без раздумий. Личная жизнь Филонова была под стать облику — её, по сути, просто не было.

Он был женат на женщине много старше себя, она была вдовой народовольца, то есть старше Филонова как минимум на два поколения. Даже в богемной авангардной России, среди художников, совершавших экстравагантные поступки, это был из ряда вон выходящий поступок. Это не богемный жест, это не страсть к Айседоре Дункан или Лиле Брик —это труд в личной жизни, столь же упорный и не ради удовольствия осуществляемый, как и работа живописца. Рассказывают, что в блокадном Ленинграде художник возил свою старую и немощную жену на санках, отдавая ей свой скудный паёк. Художник умер от истощения, от голода во время блокады — и поэт Кручёных написал такую эпитафию: Был он первым творцом в Ленинграде Но худога Погиб во время блокады, Не имея в запасе ни жира, ни денег. Быть человеком, по Филонову, — это само по себе профессия, тяжёлый труд: люди приходят в этот мир, чтобы страдать и работать.

Такой взгляд на жизнь обусловлен, разумеется, ясно сформулированным убеждением в своей миссии в истории. Филонов, как и Платонов, — пролетарский художник. Самосознание пролетария — вещь непривычная для искусства: прежде художники работали, может быть, не меньше, но они не приравнивали свой труд к труду пахаря. Для Филонова как и для Платонова всякий труд равновелик; они сами пролетарии, они пишут пролетариев — и пишут для пролетариев. Пролетарий в отличие от капиталиста или крепостного познаёт мир в свободном труде и сам может быть понят только через труд. Свободный труд тем отличается от принудительного, что этот труд не имеет срока и расписания — надо работать всегда.

Труд становится для Платонова и Филонова той единственно приемлемой для человека средой, в которой человек только и может понять окружающий его мир. Совершая ежедневный мучительный трудовой процесс, человек способен анализировать ощущения от предметов и явлений, и таким образом он понимает действительность. В том числе трудом является определение внешнего мира. Здесь уместно вспомнить, что Филонов был не только живописцем, но и писателем; причём, подобно Платонову, обращался со словом на особый манер — перегружая слово теми смыслами, какие ему самому открывались в процессе речи. Приведу цитату мастера, так он определял свой метод работы:"Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий. Я называю свой принцип натуралистическим за его чисто научный метод мыслить об объекте, адекватно исчерпывающе, провидеть, интуировать до под-и-сверх сознательных учётов все его предикаты, выявлять объект в разрешении адекватно восприятию".

Сказано это на первый взгляд заумно, туманно. Впрочем, так выражался и Платонов тоже, часто фразу писателя надо перечитать, чтобы понять, что именно хочет сказать автор, — так происходит от повышенной требовательности к слову. Осознав себя «пролетарием», уверовав, что усилиями пролетариата создаётся небывалая мировая культура, писатели, творцы новой пролетарской действительности столкнулись с тем, что они говорят на старом языке, — и настоятельной потребностью ответственного мастера стало язык поменять.

Фото: wikipedia. Формула живого, органического мира, возможность изображения биологической универсальности рождения приводит Филонова к нефигуративной живописи. В "Формуле весны" изображены не конкретные объекты, а делящиеся клетки, ток древесных соков, запахи цветов и пение птиц.

Фото: Artsait. Вождь объединяет в себе прошлое в цилиндрах, настоящее вздымающий руки пролетариат и бледные, только проявляющиеся лики будущего. Картина состоит из множества людей - мысль о человеческой тесноте приходит сама собой. Здесь и рождение, и юность, и зрелость, и старость и смерть — всё связано в единое целое. Здесь настолько тесно, что никому больше не остается места. Кроме того, полотно можно рассматривать, перевернув его вверх тормашками или под любым углом.

Эти последние работы, созданные незадолго до смерти, выглядят особенно современно.

Он посвятил свою жизнь выработке своего собственного оригинального метода живописи, был признан и любим искусствоведами. Однако по разным причинам он мало знаком широкой публике. И тогда, и сегодня.

Государственный Русский музей хранит богатейшую коллекцию Филонова. В последние годы музей организовал несколько выставок его произведений. Благодаря его содружеству с Государственным музеем ИЗО РТ казанцы получили возможность познакомиться с творчеством художника поближе, узнать подробности его биографии. Как пишет газета «Коммерсантъ», Павел Филонов идеально сохранился для того, чтобы его открыли заново.

Его, можно сказать, вернули к жизни в 1989 году грандиозной выставкой в Русском музее, который после смерти младшей сестры Филонова оказался обладателем самой значительной в мире коллекции работ художника. Интересна биография Павла Николаевича. Впрочем, для времени, в котором он жил и творил, его жизнь была похожа на другие. С начала 30-х годов, когда советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо.

Его персональную выставку в Русском музее отменили. В 1929 году он уже не вписывался в официальное искусство. Несколько раз художник общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него деньги, и отказывал им. По его мнению, все, что он создал, должно было жить только в СССР.

Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, он вспоминал свое первое образование — малярно-художественное и брался за любую работу кистью. Даже если это был список жильцов для жилтоварищества. Однако художник не страдал от нищеты, поскольку для него быта вообще не существовало. Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке.

Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград часто бомбили, в том числе зажигательными бомбами. Как утверждают авторы очерков о нем, в этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности картин. Это было, скорее, стремление спасти некие необходимые человечеству знания, какие-то важные свидетельства об ином.

Филонов не участвовал в кампаниях гонения на реалистическое искусство, которых было немало в начале прошлого века, мало того, не скрывал, что порой следует его традициям. Современников удивляло и то, что он не высказывался против новой власти. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал. Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открывал в своих картинах объективные законы бытия и описывал неведомую реальность, в которой, тем не менее, узнаются сюжеты трудного для страны времени, в котором он жил.

Во время одного из дежурств на крыше своего дома Филонов простудился и через несколько дней умер от пневмонии. Это случилось 3 декабря 1941 года. Довольно неожиданно увидеть этот букет цветов на выставке Павла Филонова Он до сих пор остается художником непонятным и непонятым. По мнению автора публикации Киры Долининой в «Коммерсанте», нет в русском искусстве другого такого художника, смотреть на работы которого довольно трудно.

Они похожи на головоломки, разгадать которые не так-то просто.

140 лет со дня рождения художника Павла Филонова

Павел Филонов — это особенная фигура русского авангардного искусства. Кажется, что этот художник всегда оставался в стороне от мейнстрима футуризма-конструктивизма. Павел Филонов – наиболее загадочный мастер русского авангарда. Введя понятие улавливающего скрытые, внутренние процессы «знающего глаза», он стремился постичь сущность предметов и явлений окружающего мира. живописец, график. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Павел Филонов – наиболее загадочный мастер русского авангарда. Введя понятие улавливающего скрытые, внутренние процессы «знающего глаза», он стремился постичь сущность предметов и явлений окружающего мира.

Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье

Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. , в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей, его имя обошли стороной на открытии Олимпиады в. Нынешний, довольно странный статус Филонова обыграл в своей инсталляции «Монумент утопии», помещенной постскриптумом к выставке, в последнем зале, художник-концептуалист Вадим Захаров.

Выставка "Павел Филонов. Художник Мирового расцвета"

Отказаться от мобилизации? Упаси Бог! Павел Филонов, конечно же, принял Октябрьскую Революцию - первое десятилетие советской власти было самым плодотворным, да и не только для художников. Искали новые формы и - форматы, вещали языком плаката, горели в жарких дискуссиях. Каким быть пролетарскому искусству? В 1919 году Филонов участвовал в «Первой государственной свободной выставке» в Зимнем дворце. Там-то он и представил цикл «Ввод в мировой расцвет» из 22 работ разных лет. Некоторые из тех картин можно увидеть и в «Зарядье» - например, «Цветы мирового расцвета», где розы напоминают не то помятые страницы книг, не то людей, не то — чудный город. Постреволюционная эра — культ машин и механики.

Всё вычерчивается и кроится, а человек — всего лишь набор деталей. Филонов поддаётся всеобщей страсти и пишет ряд картин, объединённых словом «формула». Есть «Формула космоса», «Формула вселенной» и даже «Формула весны». Но самая эффектная вещь — «Формула петроградского пролетариата» с гармоничным созвучием цветов, геометрии, лиц и зданий. В 1920-х — начале 1930-х годов Павел Филонов — активный участник выставок, мероприятий и диспутов. Его захватила эта кипучая, пряная и пламенная буча с громадьем планов. События он отражал в картинах. Да будет свет!

Однако вкусы менялись, а вольница 1920-х отступала перед холодноватой классикой. Швырнуть Венеру Милосскую с парохода современности, как мечтали футуристы, не получилось — ту Венеру не токмо вернули, но приделали руки, давши ей весло, кайло и сверло. Получилось пригоже да величаво — под стать имперской сверхдержаве. Всякому стилю — свой рассвет и своё угасание. Конструктивизм, супрематизм, имажинизм и прочие «-измы» были признаны, если не враждебными, то — бесполезными и заумно-путаными. Филонову тоже намекнули, что его «Формулы» неясны пролетариату. Бывают художники, легко меняющие направление в угоду заказчику, и это необязательно подонки, предающие Искусство — гибкость в творческой среде не является таким уж отрицательным качеством. Павел Филонов, напротив, остался верен своему курсу, хотя, они с супругой жили в кромешной бедности.

Представленные картины 1930-х — это его всегдашняя манера — те же «Головы» и запредельные миры, а в композиции «Яблоки» трудно увидеть сами фрукты — какое-то заполошное лето, солнце и зарницы.

Это первая после конца 80-х большая — 160 работ — выставка ленинградского гения, принципиального бессребреника и певца мировой революции. На открытии ждали первых леди. Пришла только вторая — губернатор Валентина Матвиенко в скромном розовом костюме, припомнила, как в 1988 году в Ленинграде в бытность зампредом исполкома Ленсовета присутствовала на открытии выставки Павла Филонова и каким потрясением для всех была тогда живопись «самого загадочного из русских авангардистов».

Русский музей не зря предложил Филонова. Саммит требует соответствующей культурной программы — одних дворцов и музеев здесь явно недостаточно. Нужно некое открытие чего-то не слишком известного и затасканного, знаковая и масштабная фигура, отвечающая не только за русское искусство, но и за загадочность русской души. И кроме того, имеющая потенциал и мирового признания.

По правде говоря, у нас таких художников раз, два и обчелся. Малевича видел уже весь мир и по нескольку раз, Кандинский не годится, потому как эмигрант, Дейнека не тянет на мировой статус, позднесоветские герои — и подавно. Филонов в этом смысле вариант беспроигрышный. Гений — раз.

Но возможность увидеть "живьем" более шестидесяти работ Филонова столь замечательна, что все вопросы выглядят неуместными. Среди произведений, которые будут показаны в "Зарядье", обещают едва ли не все главные работы мастера: от "Пира королей", "Крестьянской семьи Святое семейство ", знаменитых "Голов", абстрактных работ до вполне реалистических картин 1930-х годов "Ударницы швейной фабрики "Красная заря", "Тракторная мастерская Путиловского завода". Последние две работы, о которых Игорь Грабарь писал, что они "подкупают искренностью и правдивостью", были написаны в 1931-1932 годах.

Вскоре после драмы 1929 года. Тогда огромная выставка Филонова, смонтированная, с выпущенным каталогом, простояла почти год! Свои работы Филонов не продавал.

Учеников, которые образуют объединение "Мастера аналитического искусства", учил бесплатно. Более того, отдавал им заказы. Так, иллюстрации к финскому эпосу "Калевала" делали его ученики, о степени своего участия в этом проекте Филонов ничего не говорил.

Семён Михайловский, и. Он покинул академию и перешел в другое, что ли, пространство. Ему здесь было тесно, ему было узко. Он был ограничен этими стенами, система образования была направлена на другие цели». Сочетание живого и неживого, растительного и механического, настоящего и вымышленного — это Павел Филонов. Художника интересовала Вселенная — с большой буквы. Воплощение космоса для мастера — очертания головы человека. Она парит в пространстве, не принадлежа телу, а в глазах — целый мир.

Татьяна Баженова, корреспондент: «Для самого мастера цветные точки и фигуры становились складной историей только по окончанию работы над картиной. Вообще Филонов пытался ввести правило: рисовать надо от частного к общему. Ставил точку, или, как он говорил "молекулу", на холсте и долго всматривался, что же из этого выйдет. Может, именно такой философский подход и сделал его одним из величайших художников 20 века». Пёстрый ковер? Нет, «Формула весны или действующие силы». Картина площадью более семи квадратных метров! Занимает особое место в зале Филонова в Русском музее.

Искусствоведы говорят: можно бесконечно «кромсать» это полотно на фрагменты, и каждый будет законченным произведением. Павел Филонов называл это формулами неспроста: он вообще не считал свой труд творчеством, он «вырабатывал» картины. Последователям говорил «введи в работу весь свой ум». Отнюдь не каждый петербуржец узнает в этой картине Нарвские ворота.

Очевидец незримого

После революции в доме разместился Дом литераторов и художников, все так же нуждающихся. Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов». Нынешний, довольно странный статус Филонова обыграл в своей инсталляции «Монумент утопии», помещенной постскриптумом к выставке, в последнем зале, художник-концептуалист Вадим Захаров. В парке "Зарядье" в павильоне "Медиацентр" стартовала выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета", приуроченная к юбилею мастера. В экспозицию вошли 60 работ художника. Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». На западе его творчество усилило интерес к авангардистским течениям в СССР.

В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова

Представлены также произведения 1930-х годов на производственные темы: «Ударницы швейной фабрики «Красная Заря», «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие. Павел Филонов принципиально не брал с учеников деньги и не продавал свои картины. В 1931 году он писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, решил отдать Государству».

На выставке гости смогут познакомиться с творческим наследием художника, которое сохранилось не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Они узнают о том, как Павел Филонов понимал мир, космическое пространство и Вселенную. Чтобы посетителям было легче понять работы художника, организаторы дополнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов. Аннотации сопровождают основные разделы, посвященные становлению живописца, и отдельные полотна.

Между 1936 и 1938. Бумага, тушь, перо, химический карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Важным вкладом в более глубокое, сущностное понимание природы его творчества является рассуждения Ковтуна в разделе «От веры к атеизму» во вступительной статье к «Дневникам» Павла Филонова. Важным вкладом в более глубокое, сущностное понимание природы его творчества является рассуждения Ковтуна в разделе «От веры к атеизму» во вступительной статье к «Дневникам» Павла Филонова. Несмотря на открыто декларируемую атеистическую позицию в то время, существенно обеднившую, как полагает Ковтун, творчество мастера, он продолжает на иконографическом, формальном вопрос — насколько? Так в композиции 1930-х гг. Обращает внимание сходство этого поз и жестов фигур в работе Филонова с фигурой из клейма «Посечение древа» из иконы «Никола, Козьма и Дамиан» п. ХIV вв. Судя по работам, к началу 1920-х он уже произошел и это обстоятельство надо непременно учитывать, ибо для такого типа личности как Филонов этот момент является определяющим для творчества. Тип личности, тип творческой активности. Филонова совершенно своеобразен, он редкий для художника XX в. Чаще всего его сравнивают с аскетом-сектантом, революционером-подпольщиком. По нашему мнению — это неистовый Савонарола пролетарской революции, сочетающий пантеистическую раскрытость и доверие миру Франциска Ассизского. Формула Вселенной Земля в пространстве. Бумага, акварель, тушь, перо, графитный карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Религиозный тип творческой активности остается у него и там, где заместо религии ставится наука, а пронизанный идеями христианского обновления жизни «Мировый расцвет» объявляется самим художником в 1920-е гг. Марксизм-материализм-атеизм как новая религия окончательно вытесняет прежние устои православной веры, но не может уже переиначить высоких морально-этических оснований филоновского характера, оставшихся неизменными. Но и здесь не все так однозначно и в образах его живописи, и в общем эмоциональном тонусе ее восприятия. Невписанность Филонова в контекст искусства ХХ в. Своим творчеством, основанном на беспрерывном изобретении новых форм и существ, Филонов и вправду создал какой-то новый вид искусства, в чем-то похожий на все остальные вместе взятые, но в целом представляющим нечто совершенно неповторимое — вроде алхимического соединения в одно нераздельное целое немыслимо далеких друг от друга частей, образовавших новое сверхкачество. Очевидно, что не Филонов неудобен, а история искусства несовершенна: слишком крупного калибра «зверь» попал в сетку классификаций. Социально-политические взгляды Филонова претерпели наиболее существенные изменения во время войны и революции.

Художник Мирового расцвета», которая проходит в Медиацентре в Парке «Зарядье» в Москве и продлится до середины марта этого года. Что такое Выставка «Павел Филонов. Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в Медиацентре в Парке «Зарядье» в Москве — это выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова 1883—1941 — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий