Новости эвора сезария биография

Телеграм-канал @news_1tv. биография, дата рождения. 27 августа 1941 года в Минделу (Кабо-Верде) на свет появилась Сезария Эвора (Cesária Évora) — певица с Островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. исполнительницы морны. К празднику мы публикуем материал журналиста "НП", которая пообщалась с певицей в 2011 году.

Cesaria Evora

И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки. Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле, где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт — тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам. Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым. Морны — так назвали эти музыкальные плачи — один из самых распространенных на острове жанров.

Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме — не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют. Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. Ее никто не учил нотной грамоте — впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ. Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры.

К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие — кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Слушателю запоминаются больше морны — печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке. Есть еще коладеры — они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры».

У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый — Distino di belta — был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми». А Сезария пела душой — к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье.

Поет она о любви и женщинах. А их жизнь на Кабо-Верде - борьба. Так говорила она: По креольски женщина - это борец. Именно женщины становятся главами семей, поднимают детей в одиночку, заботятся о своих престарелых родителях. Это история ее самой. У нее трое детей, и она никогда не была замужем. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года. Наверное, для большинства она первый и единственный человек, представитель островов Зелёного Мыса, или Кабо-Верде, как сейчас называется это островное государство, которого он знает. Редкое дарование и чарующий голос, а может быть, и невзгоды, пережитые певицей, сделали песни Сезарии необычайно проникновенными.

Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, - курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», - смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, - золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», - объяснит она. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф». Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир. Страна стала членом ООН, ВОЗ и других международных организаций, что дает жителям реальную помощь, стали приезжать туристы со всего мира, а это помогает поддерживать бюджет Кабо-Верде. Но не только мир что-то дал ее родине, сама Сезария дала — миру гораздо больше: возможность, слушая ее песни, мечтать о встреченных на берегу океана рассветах с любимым, надежду, с которой провожаешь его, и светлую грусть, с которой ждешь возвращения. О своих возлюбленных она говорила немного, но всегда с трогательным смущением. Сейчас меня окружают мои близкие - дети, внуки, кто-то из них остается со мной, кто-то навещает. Но именно это делает меня счастливой, большего от жизни мне не надо», - улыбалась пожилая женщина. Она ушла из жизни в декабре 2011 года, ей было 70 лет. Незадолго до этого она говорила: «Дожив почти до 70, я понимаю, что у меня исполнились все мечты и новых уже нет. Я жду, когда Бог заберет меня и я скажу всем: «До свидания! И до последнего дня Сезария Эвора жила в старом доме, курила сигареты и принимала гостей, встречая каждого улыбкой. Она постигла жизненную мудрость, которая заключалась в том, что надежда должна быть бесконечной, любовь - долготерпящей, тоска - светлой, сочувствие - искренним. В субботу, 17 декабря, в возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора. Известная на весь мир певица с Островов Зеленого мыса, слава к которой пришла в 47 лет, все свои песни пела на креольском английского Сезария не знала. Однако смысл ее композиций о любви и разлуке был понятен всем, кто попадал под магию тембра самой знаменитой уроженки Кабо-Верде. Отец певицы умер рано, оставив жену с семью детьми. В Миндело наиболее популярными музыкальными жанрами тогда считались морна и коладера — медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королевы морны». С музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты. В середине 1980-х гг. Хосе Да Сильва, молодой француз туземных корней, убедил Сезарию поехать с ним в Париж для записи пластинки. Так в 1988 вышел первый альбом певицы «La Diva aux Pieds Nus». Песня с него Bia Lulucha, замешанная на зулусском колорите, стала известным хитом на Кабо-Верде. Следующий альбом — «Distino di Belita» 1990 и «Mar Azul» 1991. Однако настоящее признание пришло только в 1992 с выходом в свет альбома «Miss Perfumado». Только во Франции альбом был продан в количестве более чем 200 000 экземпляров. По всему миру покатилась волна увлечения морной. Через посредничество лейбла Lusafrica с ней заключила контракт звукозаписывающая компания BMG, в результате чего осенью этого года на свет появился сборник «Sodade», «Les Plus Belles Mornas De Cesaria». Альбом «Cesaria» 1995 был выдвинут на соискание премии «Грэмми» и назван «Лучшим альбомом года» более чем дюжиной центральных американских изданий. В 1997 вышел следующий альбом «Cabo Verde», а в 1999 — «Cafe Atlantico». В 2003 Эвора посетила с концертами Россию 1. Вопреки устойчивому мифу о сиротстве Сезарии, она родилась в бедной, но достойной и дружной семье. Ее мать была поваром, отец - музыкантом. Единственная девочка, Сезария росла вместе с четырьмя братьями и была любимицей отца. Ей было семь, когда он умер, и эта потеря преследовала Сезарию всю жизнь. Три года, проведенных в обществе католических монахинь, Сезария всегда вспоминала как настоящий ад: нет, сестры были к ней добры, и она, в отличие от большинства жителей Кабо Верде, получала вдоволь еды... Но не было того, что Сезария с самого детства ценила превыше всего - свободы. В возрасте тринадцати лет она соврала бабушке, что в приюте ее преследуют призраки. Суеверная бабушка, разумеется, забрала ее к себе, о чем глубоко пожалела буквально через пару лет, когда Сезария начала петь - и пользоваться успехом у мужчин. Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину. Он был гитарист, как ее отец, и моряк, как большинство мужчин Кабо Верде. Встретились они в одном из баров Минделу, где шестнадцатилетняя Сезария болталась в надежде, что ей позволят спеть - бесплатно или за пару сигарет. Эдуарду не был ее первым мужчиной, но стал тем, кто «расслышал» ее голос.

Особое признание Сезария получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия.

Эвора Сезария — Биография

Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» где собирался клуб лиссабонских кабовердцев , её услышал Жозе да Силва, француз с кабо-вердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала гастролировать по Европе. И уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке.

Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления, а 17 декабря 2011 года Сезария Эвора скончалась в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. Сезария Эвора пела душой.

На сегодняшний день Сезария Эвора, босоногая дива, как ее прозвали журналисты, записала полтора десятка дисков, не считая компиляций и концертных записей. Америка узнала о певице из Кабо-Верде благодаря кинофильму «Подполье» Эмира Кустурицы, в котором звучит ее песня Ausencia. Вскоре ее пригласили в Голливуд — озвучивать очередную экранизацию романа Диккенса «Большие надежды» 1998. Там она спела хит Bessa Мe Mucho так, словно сама положила на музыку стихи мексиканки Консуэло.

Последний компакт-диск — «Sao Visente Di Longe» «Сан-Винсенте издалека» — был признан британским музыкальным журналом Mojo лучшим в категории «мировая музыка». Несколько раз Эвора номинировалась на премию «Грэмми». Гастролируя по нескольку месяцев в году, она, тем не менее, всегда возвращается в родной Минделу, по которому ездит все на том же старом голубом «Форде» — не менее знаменитом, чем ее неизменная сигара. В машину иногда набиваются до десяти человек, представляющих все четыре живущих на этой земле поколения ее родственников. В Екатеринбурге Сезария Эвора выступала во второй раз. Вот что она рассказала за поздним завтраком в одном из отелей города. Как получилось, что вас так не сразу узнала Европа? С чего вдруг решили посотрудничать с французским продюсером?

Первый вышел в 1962 году. Два последующих мы выпустили в Португалии в 1985. И, наконец, в 1988 вышел мой четвертый диск. Это случилось в Париже. Я думаю, мне повезло. До того как отправиться в середине 80-х годов в Европу, где ко мне пришла известность, я была практически никому не известной ресторанной певичкой. В Европу же впервые попала в 1985 году, когда приехала в Лиссабон по направлению Национальной женской ассоциации Кабо-Верде. Этому предшествовали почти десять лет творческого кризиса, когда я ни разу не вышла на сцену.

В Европе продюсеры долго не обращали на меня никакого внимания, пока мы не повстречались с земляком Жузе Да-Силва, живущим во Франции. Мне было уже 45 лет, и, когда импресарио предложил отправиться в Париж для записи пластинки, я сомневалась недолго. Сначала пришла популярность среди земляков, которых во Франции довольно много.

Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса.

Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом. В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию».

Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом. Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной.

Цезария не похожа на французских шансонье. У нее есть «саудаджи». Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине».

Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит. Цезария не знает, как объяснить другим, что это такое. Единственный язык, которым она владеет, — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы. На нем и поет.

Важное замечание! Всю жизнь певица прожила на своём острове Сан-Висенте. И, даже в 1974 году, после того, как политический статус Синегала изменился, она даже не задумывалась о возможной эмиграции. Продолжая усиленно петь, развиваясь в музыкальном плане, певица несколько раз делала неудачные попытки записать свой голос, отправляясь для этого в Лиссабон. Но мировая известность к ней пришла гораздо позже — лишь в восьмидесятых годах, после судьбоносного знакомства с молодым французом по имени Хосе Да Сильва.

Хосе, случайно услышав голос Сезарии, был буквально сражён его силой и выразительностью. Познакомившись с женщиной, он стал настойчиво уговаривать её отправиться с ним в Париж и записать там пластинку. Сезария долго отказывала молодому французу, ссылаясь на нежелание и страх покидать родной остров. После трёхмесячных настойчивых уговоров, певица даёт согласие — и отправляется на запись в столицу Франции. Пластинка, записанная при содействии Хосе, становится поворотной в судьбе Сезарии, кардинально меняя всю её жизнь.

Сезария: путь к славе босыми ногами После того, как в 1988 году в свет вышел первый альбом певицы, о ней заговорили тут же. Буквально через год выходит второй альбом. Самым судьбоносным для Сезарии Эворы стал 1992 год, когда после записи пластинки «Miss Perfumado» певица получает официальный статус поп-звезды мирового уровня. Сезарии в это время исполняется пятьдесят два года. Она выступает только так, как ей удобно, так, как она привыкла петь в порту, живя на родном острове: босиком, под аккомпанемент пяти музыкальных инструментов: скрипки, кларнетарояля, аккордеона и гавайской гитары.

Мировой музыкальный мир, перенасытившись дешёвыми бульварными песенками, классическими романсами и однообразным шансоном, самозабвенно увлёкся мелодией португальского блюза в версии кабо-верди, виртуозно исполняемой Сезарией на оригинальном креольском диалекте. Пик популярности высотой с Эверест Альбом, записанный певицей в 1996 году под названием «Cesaria», был выдвинут на премию «Гремми».

Памяти Сезарии Эворы

Она выступала в барах, кое-как сводила концы с концами. В середине 1970-х годов Острова Зеленого Мыса, как колония, вышли из состава Португалии и перестали быть колонией. Жизнь в стране от этого стала ещё трудней. Десять лет Сезария не занималась музыкой вовсе, но после постепенно к ней вернулась. В 1985 году у неё появилась возможность поработать в Португалии. На её концерте в Лиссабоне оказался один бывший соотечественник, который имел хорошие связи в Париже. Он решил сделать из Сезарии Эворы, которой было за сорок лет, настоящую мировую звезду.

Его идея удалась. В 1988-ом году альбом Сезарии La Diva aux pieds nus стал настоящим мировым хитом, а название альбома «Босоногая дива» стало прозвищем певицы. После Сезария Эвора заключила контракт с мировой студией BMG, которая тиражировала ее альбомы со всей надлежащей раскруткой.

За привычку появлять на сцене босиком в знак солидарности с бедными африканскими женщинами и детьми ей дали шуточное прозвище "босоногая дива", на что она нисколько не обижается. По всему миру покатилась волна увлечения морной - кабоверденской версией блюза. Вышедший в 1995 г. На этом поднявшемся почти до самых вершин чартов Билборд и остававшемся там значительное время диске певица своим пронизывающим душу вокалом и трогательной лирикой пытается воссоздать сказочную атмосферу кабоверденских ночей.

Здесь Цесарии, большой поклоннице Эдит Пиаф, Билли Холидей и Бесси Смит, аккомпанирует большой состав акустических инструментов: несколько гитар включая кавакино - небольшую 4-струнную ритм-гитару , скрипка, аккордион и кларнет. Записанные "живьем" они усиливают плавность и эмоциональную глубину звучания ее голоса. Альбом начинается дебютным синглом "Petit Pays" и включает несколько более ритмичных вещей, а также ряд душещипательных мелодий, которые Цесария исполняет со свойственной ей неподражаемой небрежностью. Французская газета La Vie Paris написала об этом альбоме: "Шарм Цесарии Эворы, ее богатый, насыщенный теплыми тонами голос снова как и прежде трогают нас. Не упустите возможность получить истинное удовольствие. Газета Le Monde Paris восторженно замечат, что "голос Эворы способен тронуть любую душу". Последние ее выступления включали два аншлаговых концерта на джазовом фестивале в Монреале в 1995 г.

В будущем, в октябре 1996 г. Я знал, что ей 70 лет, что она очень больна, что у нее диабет в тяжелой форме, что она пела босиком не из солидарности с нищими женщинами Африки, как любят писать массмедиа, а потому что на больные и распухшие ноги не налезала никакая обувь в ее райдере значилась обязательная подача кресла-каталки к трапу самолета и чтобы гримерная была на одном этаже со сценой - она не могла подниматься по лестнице. Я знал, что один глаз у нее не видит совсем, а второй - очень плохо, что два года назад она перенесла инсульт, а год назад - операцию на открытом сердце, что осенью перед концертом в Париже ей стало плохо, и она объявила об окончании концертной деятельности. Я знал все это, но, когда 17 декабря услышал о ее смерти, чуть не расплакался. А мой друг-музыкант в пьяном виде позвонил из Израиля и десять минут рыдал в трубку. Чем же так проняла всех эта неуклюжая, безвкусно одетая, с головы до ног увешанная золотыми побрякушками, полуграмотная она практически не умела ни читать, ни писать немолодая женщина без особенных вокальных данных, певшая вдобавок небрежно, неточно и безучастно? Почему для людей, восприимчивых к музыке, для тех, у кого, как говорят французы, «тонкое нёбо», ее пение было совершенно неотразимым и воспринималось буквально как факт личной биографии?

Я попытаюсь сегодня что-то рассказать об этом, но на самом деле ничего объяснить здесь нельзя. Пардон за банальность, но волшебство таланта и чудо искусства не поддаются никаким логическим объяснениям. Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз. Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по какому-то огромному многоэтажному универсальному магазину, а я, как всякий нормальный мужчина, всей душой ненавидя шопинг во всех его проявлениях и понимая, что это дело может затянуться надолго, остался внизу в небольшом кафетерии. Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню. И никому это не надоедало.

И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз. Nho antone escaderode С тех пор прошло уже много времени. За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто «Антошка-дерошка» , слушал бессчетное количество раз, но, только готовясь к этому вечеру, удосужился задуматься, о чем же собственно в ней поется. Скажу сразу, узнать это оказалось очень непросто. Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом. Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга. К счастью, текста в этой песне очень мало.

Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев. И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош». И это все. А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош. Кто это такой, в песне не уточняется. Вообще, тексты песен Эворы - это отдельная история, и мы о них еще поговорим.

Но для порядка сначала все-таки немного биографии. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, который по-русски чаще называли Острова Зеленого Мыса - португальской колонии, расположенной в 600 км к западу от побережья Сенегала. На этих девяти обитаемых островах сегодня живет чуть больше 400 тысяч человек для сравнения: это примерно в два раза меньше, чем в московском Северном округе. Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей. Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль.

Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны».

О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье.

Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила.

Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет. То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались.

Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую.

Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса.

Сезария Эвора прославилась как исполнительница морны — песен в традиционном музыкальном стиле родных островов. Исполняла она также и композиции в стиле фаду — португальские песни, посвященные судьбе — и португальской городской песни — модиньи. Несмотря на распространенный миф, Эвора не была сиротой. Однако отец артистки умер, когда девочке было всего семь лет.

Кроме Сезарии у овдовевшей матери осталось еще четверо старших сыновей, поэтому через некоторое время девочку было решено отдать в приют, чтобы хоть немного облегчить жизнь семьи и обеспечить должный уход самой Сезарии. Проведя несколько лет в приюте, будущая звезда вернулась домой и с тех пор не расставалась со своей семьей.

А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Miss Perfumado» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке.

Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре [10]. В 2005 году впервые выступила в Сибири — в Иркутске , Красноярске и Новосибирске , вернулась в эти города в 2007 году. Начиная с 2005 года, объехала с концертами практически всю Россию, выступала во Владивостоке , Хабаровске , Уфе , Челябинске , Тюмени , Перми , Ярославле и многих других городах. Во время гастролей в Австралии в 2008 году Эвора перенесла инсульт.

Сезария Эвора биография Личная

7, сохранений - 2. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Сезария Эвора: судьба певицы, любовь к маленькой небогатой стране, которая дала ей жизнь, помощь школам Кабо-Верде, морны и танцы босиком. Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. Сезария Эвора — огромный черный бриллиант маленькой нищей страны.

До своей кончины Сезария Эвора успела дважды выступить в Ярославле

Сезария Эвора пела душой. Мягко, глубоко и проникновенно. Так может петь только человек с чувственным и ранимым сердцем. А она была именно такой. Романтичная, с неуловимым шармом и глубокой, как океан, на котором она выросла и осталась верна ему всю жизнь, внутренней красотой женской души. Мировая слава принесла Сезарии больше 50 миллионов долларов, но она не стала строить фешенебельных особняков и покупать виллы.

Все деньги певица потратила на содержание начального образования и системы здравоохранения своей страны. Благодарные земляки хотели при жизни поставить Сезарии памятник, но она отказалась тратить деньги на увековечивание своей персоны, распорядившись отдать их детям. Она говорила только на одном языке — на креольском, и практически не имела никакого образования. Тем не менее, она доказала, что успех приходит тогда, когда талантливый человек искренне любит свое дело и остается верен ему всегда.

Они познакомились в баре, где девушка рассчитывала спеть — бесплатно или хотя бы за несколько сигарет. Эдуардо услышал ее голос и был очарован. Правда, он отметил, что она поет слишком тихо, и посоветовал быть смелее. Позднее мужчина сделал из Эворы местную знаменитость: он договаривался с владельцами кафе и баров, организовывал выступления и даже собрал для нее ансамбль.

Казалось, что счастье было уже так близко, но вскоре Эдуардо сел на корабль и навсегда уплыл из маленького Минделу, так как у него были серьезные планы на материке. Больше Сезария его не видела. Но Эвора мечтала о настоящей славе, она хотела, чтобы ее творчество стало популярным в других странах. Увы, этим мечтам было суждено сбыться еще не скоро.

Многие политические деятели, в том числе антиколониальный лидер Африки Амилькар Кабрал и один из президентов Кабо-Верде, Педру Пиреш , учились здесь. Минделу был одним из самых оживленных портовых городов, поэтому с ранних лет Сезария Эвора выступала в кабаках, развлекая выпивающих моряков. Сезария пела на национальном креольском языке, который, несмотря на заявляемую ассимиляцию культур, проживающие на Островах колонизаторы считали низким. Поэтому, с одной стороны, Сезария часто сталкивалась с осуждением, с другой — использовала непонятный слушателям язык как способ высказаться против нищеты, неравенства и отсутствия образования. До 42 лет Эвора жила в ночном ритме города и не выезжала за его пределы. Когда в интервью Сезарию спросили, кто больше всего повлиял на ее стиль, она сказала : «Правда, никто. Я пою те же островные песни, что пела в 16». И она могла остаться лишь местной легендой, если бы не встретила певца Бана , который пригласил ее в Лиссабон, где Сезария записала свой первый альбом. Название альбома закрепилось как прозвище, и в Европе Эвору начали называть либо «босоногой дивой», либо «королевой морны». Морна — главный жанр Кабо-Верде, неотделимый от островного духа. Эта меланхоличная музыка родилась из смешения энергичной ангольской сембы — прародителя бразильской самбы — и печального португальского фаду. Слово происходит либо от английского to mourn — «плакать», либо от португальского morno — «теплый». Эта этимологическая амбивалентность отражается и в главных темах морны: счастье любви и горечь расставания. Эту противоречивую эмоцию в португалоговорящих странах назвали бы «саудаде». Саудаде как центральная эмоция песен Сезарии Эворы Саудаде, или содаде, — предмет гордости португальцев, важнейшее слово местного языка эмоций, которое позиционируется как непереводимое. Большинство исследователей считают , что saudade — это слияние латинского solitate «одиночество» и португальского saudar «приветствовать». Португальский поэт Тейшейра де Пашкуайш определил саудаде как «стремление к любимой вещи, ставшее болезненным из-за ее отсутствия». Это чувство можно было бы назвать аналогом светлой грусти или ностальгии, но смысл, который вкладывают в саудаде носители португальского, намного глубже. Бразильцы часто отличают свое саудаде от португальского: у них оно «скорее счастливое, чем грустное, скорее воображение, чем боль… не плачущее, а поющее саудаде». У Сезарии саудаде скорее «поющее», без надрыва и страданий. Вербализировано или нет, эта эмоция присутствует в большинстве композиций Сезарии. В одной из самых известных песен Petit pays — «Маленькая страна» — припев почти полностью состоит из многократного повторения sodade. Не знаю, захотела бы Наташа Королева «на крылатой колеснице» совершить полет в эту маленькую страну, но Сезария признается ей в любви, несмотря на это тоскливое чувство, пронизывающее всю Португалию и ее бывшие колонии. Но главное воплощение саудаде — одноименная заглавная песня альбома 1992 года Miss Perfumado, ставшая одной из самых прослушиваемых в дискографии Эворы. Композиторство песни приписывают Армандо Суаресу, простому моряку из Кабо-Верде. Текст же изначально принадлежал ангольскому певцу Бонга , песня впервые вышла на его важнейшем для португальцев альбоме «Ангола 74». Тем не менее песня Sodade не имела и одной десятой успеха кавер-версии Сезарии.

Из-за проблем со здоровьем осенью этого года певица объявила о завершении эстрадной карьеры. Сезарии Эворе было 70 лет.

Русский след Сезарии Эворы

17 декабря 2011). Читайте полную биографию знаменитости. Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. Биография Сесарии Эвора. ЭВОРА СЕЗАРИЯ (Evora Cesaria) (р. 27 августа 1941, Миндело, Кабо-Верде), фолк-певица из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса, Западная Африка); исполнительница португальского фолка в сочетании с блюзом и джазом. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи.

Сезария Эвора: история чернокожей Золушки

Босоногая дива 1990 — Distino de Belita рус. Судьба красавицы 1991 — Mar Azul рус. Лазурное море 1992 — Miss Perfumado рус. Благоухающая девушка 1994 — Sodade 1997 — Cabo Verde рус. Кабо Верде 1999 — Caf? Избранное 2001 — S? Сан Винсенте издалека 2003 — Voz de Amor рус.

Это были композиции о жизни, любви, земных радостях и печалях. Личная жизнь Всю свою жизнь Эвора посвятила творчеству, а вот личного женского счастья так и не обрела. Первая любовь с гитаристом Эдуардо закончилась болью и разочарованием. Романы с другими мужчинами не вылились ни во что серьезное. Однако Сезария состоялась как мать, она самостоятельно воспитала троих детей. Что интересно, в результате своей деятельности, Эвора заработала более 50 миллионов долларов. Но она не стала «сорить» деньгами направо и налево. Большую часть средств она потратила на финансовую поддержку систем образования и здравоохранения в своей маленькой бедной стране. Благодарные люди хотели поставить Сезарии памятник еще при жизни, но она попросила организаторов перевести средства нуждающимся детям.

Свой первый сольный альбом певица записала в 43 года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» где собирался клуб лиссабонских кабовердцев , её услышал Жозе да Силва, француз с кабо-вердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре.

Не голодали они только потому, что Сезария пела в барах и зарабатывала почти достаточно. Ее голос спас их всех», — рассказывал годы спустя очевидец. Чуть надорванный певица всю жизнь курила и не отказывала себе в алкоголе , с невероятной глубиной интонаций и силой. В 1960-е Эвора начала петь для пассажиров круизных лайнеров, проходивших через Минделу, и рассказы об удивительной босоногой певице потихоньку распространялись по Европе и Америке. Но лишь в 1988 году 47-летней Сезарии удалось сделать первую профессиональную запись; спустя четыре года альбом Miss Perfumado сделал ее звездой мирового масштаба. Музыке Иронично, но эти медитативные, с легким надрывом песни люмпенов из богом забытой африканской страны первым делом были, как нынче модно говорить, «апроприированы» состоятельной европейской богемой — людьми, в своей жизни ходившими босиком разве что у бассейна на вилле в Сен-Тропе или по дорогому ковру в просторной студии в Четвертом аррондисмане Парижа. Тексты на экзотическом для уха европейца кабувердьяну — креольском языке Кабо-Верде — также сыграли свою роль в популярности песен Эворы в модных кофейнях и барах европейских столиц. Слова убаюкивали, но не отвлекали; паривший же поверх аккомпанемента голос Сезарии говорил обо всем и вовсе невербально. Важным было и то, что морна по определению существовала в плоскости поп-музыки — пусть и в достаточно архаичной ее форме. К 85-летию певицы, подарившей нам «Надежду» Триумф и тишина Ее записи разошлись по всему миру более чем в 6 млн экземпляров, ей восхищались знаменитые режиссеры Эмир Кустурица специально пригласил ее записать песню для «Андерграунда» и музыканты. Мадонна просила Эвору выступить на своей свадьбе, а потом на дне рождения, но оба раза получила отказ — главная звезда Кабо-Верде уже отпела свое на вечеринках.

80 лет назад родилась Сезария Эвора

Сезария Эвора (Cesária Évora) родилась летом 1941 года на островах Зеленого Мыса. трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. 17-го декабря умерла известная и уникальная в своем роде певица Сезария Эвора, которая пела на родном кабовердийском креольском диалекте португальского языка. Главная» Новости» Эвора сезария концерт в париже. Сезария Эвора. Самая полная биография на русском языке.

Русский след Сезарии Эворы

Сеза́рия Э́вора — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Пела на кабо-вердианском креольском. Акустическое обрамление голосу составляли рояль. Sodade. Сезария Эвора появилась на свет 27 августа 1941 года в портовом городке Минделу. Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий