Сакральный – это священный, относящийся к религиозным культам или ритуалам. Центральная идея теории сакрального состоит в том, что все вещи, с которыми мы имеем дело, которые мы способны узнать, делятся на сакральные и профанные. САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости. Сакральный смысл часто вызывает эмоциональные реакции и подзывает к глубокому внутреннему погружению для раскрытия его истинного значения и значение связанного с ним опыта.
Что такое сакральность
Вот что там пишут: САКРАЛЬНЫЙ — [лат. sacer (sacri)] священный; относящийся к вере, религиозному культу; обрядовый, ритуальный. значит его вербализовать, переложить на язык -социальную систему знаков, опосредующую отношение членов коллектива. Практически в каждой мировой религии есть свои "священные числа", а каждое число символизирует определенное значение. Значение слова Сакральный на это I щийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный. Сакральное (от лат. sacrum — «священная кость» — часть позвоночника для соединения с тазом). А в в широком смысле — всё, имеющее отношение к мистике.
Значение слова «Сакральный»
В условиях современного плюрализма, характеризующего свободный мир, победа одной из этих идеологий над остальными представляется, по меньшей мере, маловероятной. Тем не менее каждая из этих идеологий осуществляет сакрализацию определённых образов и представлений, выдавая их за саму реальность. В результате этой, нерелигиозной, по сути, сакрализации происходит конституирование определённых ценностей. На смену монизму христианской сакрализации приходит, таким образом, плюралистическая сакрализация постмодерного общества. Отсутствие единого религиозного понимания сакрального, утраченного вследствие секуляризации общества и, как следствие, распространения атеизма, заставляет людей создавать различные формы сакрализации, распространяющиеся на иные, нежели религиозные, предметы и явления, однако наделяемые при этом сходным с религиозным смыслом.
Этот процесс заметно влияет на становление «локальных» идеологий, служащих как объединению людей вокруг этих «сакральных» объектов, так и способствующих манипуляции людьми путём использования их естественной потребности в сакральном. Присущую человеку устремлённость к высшим ценностям, дефицит которых испытывает современное сознание, современные идеологи и политиканы используют для осуществления своих личных целей. При этом они обычно играют на бессознательных импульсах и низменных инстинктах толпы, стараясь внедрить в массовое сознание те идеи, олицетворением и проводником которых они являются. Будучи своеобразными попытками воскресить сакральное как способ структурирования и упорядочения социальной жизни, данные идеологии приводят, однако, к противоположному результату: обнаруживают пустоту и ложность своих представлений и идеалов.
Это объясняется прежде всего тем, что, существуя в рамках плюрального общества, они не способны выдержать критики со стороны противоположных им идеологий и, следовательно, не способны заставить поверить им всерьёз. Результатом этого становится общая десакрализация социального пространства, полная утрата каких-либо ценностей и тотальное «ослабление реальности». Необходимо, однако, отметить, что упадок и деградация коллективных идеологий сакрального, основным признаком которых является объективация сакрального в социальном пространстве, порождает процесс усиления интериоризации сакрального, которое становится достоянием исключительно внутренней жизни индивида, а не каких-то сверхличных идей и ценностей. Наблюдая за карнавалом различных идеологий и ценностных ориентаций и не доверяя ни одному из предлагаемых ему образов реальности, индивид проникается чувством утраты смысла происходящего в мире и возвращается к своей частной жизни как единственной подлинной реальности, пусть даже эта реальность сама по себе не отличается богатством содержания и духовного наполнения.
Только это существование в его имманентности и имеет для него смысл и реальность, всё остальное представляется только игрой, спектаклем и симуляцией. Однако смысл этой индивидуальной реальности обнаруживает себя главным образом в экзистенциальных ситуациях, когда человек оказывается на пределе своих возможностей и осуществляет принципиальный для его жизни выбор. Поэтому сакральное, как и в эпоху раннего христианства, заявляет о себе не в момент экстатического выхода за пределы своей имманентности, а напротив, в момент погружения вглубь самого себя. Однако такое погружение в самого себя не означает теперь обретения связи с божественным как внеположным мне самому, а напротив, означает переживание своей конечности и невозможности трансцендировать собственную природу.
Сакральное, таким образом, обретается в самой невозможности окончательного разрешения тайны бытия, в качестве которой раньше выступала вера. Подлинный опыт сакрального для современного секулярного сознания поэтому возможен не путём обретения веры, а путём эстетического переживания таинственности самого бытия, раскрывающегося нам, в частности, в момент переживания произведений искусства. Искусство представляет собой секуляризованный вариант религии. С одной стороны, безусловно, искусство профанирует религиозный смысл, поскольку, как отмечает Борис Гройс, само появление искусства связано с профанацией сакрального.
Однако, как пишет тот же Гройс, смысл сакрального двойствен: под ним следует понимать не только возвышенное и святое, но и нечистое, табуированное. По меньшей мере со времен Роже Кайуа и Жоржа Батая мы знаем, что все относящееся к испражнениям сакрально, то есть запретно, табуизировано. Дюшан и Манцони таким образом находятся в старой, доброй традиции профанации сакрального - с учетом не менее традиционной замены святого на нечистое» [2].
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать те аспекты жизни современного общества, в которых феномен сакрального выявляется в его динамике и изменчивости. Иными словами, эксплицировать процессы де- и ресакрализации, которые характерны для общества постмодерна. Прежде всего необходимо обратить внимание на те тенденции, которые связаны с кризисом традиционных церковных институтов, начавшегося в эпоху Просвещения и приобретшего колоссальную силу в наше время. Современная ситуация такова, что классическое христианство не способно быть путеводным маяком в жизни большинства членов секулярного общества. В настоящее время христианство полностью утратило свою монополию на сакральное, а значит, на право и возможность прививать членам общества определённые ценности и наделять их определёнными ориентирами, позволяющими подчинять своё существование тем или иным целям и задачам, придающим смысл этому существованию. Значит ли это, что произошла элиминация сакрального и данных ценностей из социального пространства или речь идёт лишь о том, что из сферы церковной жизни оно сместилось в какую-то другую его сферу? Очевидно, что упадок церковных институтов не повлёк за собой полного исчезновения сакрального из поля социальной жизни и тотальной рационализации последнего.
Скорее можно констатировать здесь другой процесс: утрату социумом единого сакрального центра и диффузию сакрального в социальном пространстве, в котором на первый план в этом смысле выходят сакрализованные сингулярные точки, представляющие индивидуальное и единичное измерение сакрального. В качестве наиболее значимой из таких точек следует назвать личную жизнь индивида, которая по мере процесса секуляризации и ослабления влияния церкви, напротив, всё больше сакрализировалась и валоризировалась. Этому в значительной степени способствовала необходимость решения тех проблем, которые возникали перед современным обществом в плане разработки идеологии межличностного общения, прав человека и медицинской этики и которые требовали выработки новых ценностных ориентиров, учитывающих права личности. Именно этим переходом от внутрицерковного к философскому и этическому решению подобных аксиологических вопросов и характеризуется нынешняя ситуация. Итак, для современной светской культуры характерна в первую очередь сакрализация индивида и его частной жизни. На первое место сегодня выходит «примат индивида и ценность личного опыта» [3; С. Очевидно, такая сакрализация отдельного индивида и его опыта вовсе не случайна и продиктована всей логикой развития европейской культуры как культуры прежде всего христианской. Именно христианство, в противоположность другим мировым религиям, получившим статус государственных, выделило индивидуальную жизнь как наиболее ценную и наиболее тесно связанную с опытом постижения Бога. Внутренний Бог, о котором говорит Августин в «Исповеди», наделяет особой ценностью внутреннюю жизнь человека. Более того, в христианстве непосредственная связь с Богом возможна только через внутреннее его переживание и единение с ним, наблюдение же за природными явлениями может дать лишь опосредованное знание о Боге, не имеющее уже такой большой значимости.
Христианство как разновидность религии сосредотачивает всё внимание индивида на его внутреннем мире, который, в силу своей причастности божественной реальности, сакрализуется. Отсюда тот примат индивидуального, который является отличительной особенностью христианства, служа надёжным фундаментом для формирования впоследствии либеральной идеологии, наделяющей личность высшей ценностью и видящей в качестве главной цели существования государства именно обеспечение неотъемлемых прав личности. Разумеется, такая идеология могла возникнуть только в рамках развивающейся христианской культуры, поскольку ни индуизм, ни конфуцианство, ни мусульманство не предоставили условий для зарождения подобной политической концепции. Исходя из логики противопоставления сакрального и профанного, можно сделать неизбежный вывод о том, что сакрализация внутреннего мира человека и его личного опыта должна, напротив, наделить его внешнюю жизнь профанным характером. В принципе, такое разделение является естественным, поскольку наиболее органично для переживания самим человеком своего существования в мире. Однако коллективный характер большинства культур начиная с самых архаичных не позволял институциализировать этот тип сакрализации. В культурах иного типа интимное, имеющее всегда смысл скрытого, сокровенного и сакрального, объективировалось в каком-то коллективном образе или фетише, будь то фигура монарха, герб государства или религиозный символ.
В чем заключается загадочный смысл сакрального? Где и как оно проявляется? Определение понятия Сакральный — что это В широком смысле сакральный — это всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Согласно «Словарю философских терминов», оригинальным понятийным маркером для этого слова послужила латинская основа «sacralis», образовавшаяся от более ранней версии — «sacer». В античности толкование термина не отнюдь ограничивалось его прямым смыслом «священный» — слово употреблялось еще и в значениях: святой; небесный; потусторонний. В некоторых праиндоевропейских языках понятие отождествлялось еще и со значениями «ограждать, защищать, оберегать», подразумевая некий таинственный объект, существующий не в этом мире, но оказывающий на него благодатное влияние.
Сакральность в обществе хранится во многих отраслях человеческой жизни. База знаний формируется благодаря нормам, правилам, общей идеологии поведения. С малолетства каждый человек уверяется в непреложности истинных вещей. К таким относится любовь, вера, существование души, Бога. На формирование сакральных знаний уходят столетия, человеку не нужны доказательства существования таинственных знаний. Подтверждением для него являются чудеса, происходящие в ежедневной жизни благодаря обрядам, молитвам, действиям священнослужителей. Что такое сакральность? Пользователь удален Сакральное лат. Термин введён Мирча Элиаде. Вовлечение в сферу религии общественного, группового, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Кроме того, наделение материальных предметов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр. Религиозные ценности - вера, истины вероисповедания, таинства, церковь. Кроме того, совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр. Противопоставляется мирскому. Что означает слово "сакральный"? Как понимать "сакральный"? Что это такое? Это мистическое слово? Сакральный может быть магическим? Это какая-то большая тайна? Андрей головлев Слово сакральный связано с латинскими словами sacralis - священный, sacrum - крестец, os sacrum - священная кость. Вроде бы странное сочетание священный и кость. Но на самом деле странного нет, так как святость это связь с Богом таких людей, которые заслужили это от Бога своей жизнью, называют святыми. И как святой дух связывает людей с Богом, так и основные кости крестец, позвонки связываю т ткани человека в единый корпус физического тела. То есть можно сказать, что сакральный во всех случаях имеет значение "основная связь ", и это может быть: кость; святой дух; обряд с предметами, используемыми в нём крещение, венчание,... Сакральный охраняется от понимания другими людьми. Его невозможно доказать рациональным способом. Сакральный должен вначале быть принят на веру. Да, это часто мистический и даже сверхъестественный. Другое понимание слово сакральный - это священный. Sacrum так и переводится с лытыни как священный. Его хранят в тайне, чтобы не осквернить. Шика значение 1 : недоказуемый рационально, принимаемый только на веру, иногда в смысле мистический, сверхъестественный. На концерты пришли не только любители сакральной музыки. Откуда взялось сакральное число 54? А хочу быть тру! Источником этого знания часто служат разного рода тайные знаки, признаки и вещие сны, - что подчеркивает его мистический, а потому непререкаемый, сакральный характер. Традиция сакрального танца широко распространена в Европе как направление танцевальной терапии. Была идея создать сакральный центр государства на его границе. Сакральный смысл герба нашего Российского. Сакральные знания. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически - заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное - дивное, поразительное; аксиологически - абсолютное, императивное, глубоко чтимое. Представления о сакральном с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении, где сакральное - предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального и влечение быть ему сопричастным составляют суть религии. В развитом религиозном сознании сакральное - сотериологическая ценность высокого достоинства: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения. В философии религии 20 в. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; понятие сверхъестественного возникает поздно - за пределами классической античности. Напротив, всем религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области - мирскую профанную и священную, которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак сакрального - его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления - в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т. С социологической трактовкой святого резко расходится позиция Р. Если Дюркгейм надеялся преодолеть в объяснении категории святого крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И. Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum лат. Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого и религии в целом к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизапия категории святого - плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность - первоисток всех иных объективных ценностей. Исследование Отго внесло крупный вклад в становление феноменологического подхода к изучению категории святого и в развитие феноменологии религии в целом. Голландский феноменолог религии Г. Ван дер Леув, как прежде до него Н. Зёдерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти у Отто - majestas. Отто придавал первостепенное значение описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге очертить контуры той трансцендентной реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого была конечной целью теологической феноменологии Отто. Элиаде, последователь немецкого философа, не унаследовал интереса к метафизической проблематике. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни - характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиеведении Г. Рохайм и др. Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория сакрального, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием.
Сакральность
Сакральность: anti_fasmer — LiveJournal | Протоиерей рассказал о значении Вербного воскресенья и почему его нужно встречать радостно. |
Сакральный смысл: объясняем простыми словами | Сакральное (от лат. sacrum — «священная кость» — часть позвоночника для соединения с тазом). А в в широком смысле — всё, имеющее отношение к мистике. |
Сакральный - Значение слова. Что значит слово Сакральный в русском языке | Значение слова «сакральный» в научном аспекте. Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»? |
Значение слова "сакральный": определение, происхождение, примеры и использование | Оповещения все на нашем. |
Найдено схем по теме — 1
- Что означает слово сакральный. Что скрывает значение слова "сакральный"
- Сакральный смысл: что это и как объяснить простым языком
- Что такое сакральность - 90 фото
- Похожие слова
Определение понятия Сакральный – что это
- В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
- Сакральное: святое и сатанинское
- Что такое сакральность
- Определения, значения слова в других словарях:
- Что значит сакральный смысл
Сакральное.
Сакральное в теологии означает подчиненное Бо гу. Значение слова сакральный может быть также связано с тайным знанием и мистическими практиками. Это значение целиком совпадает со смыслом слова «сакральный», за одним исключением: последнее, кроме того, используется в анатомии. священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. В анатомии "сакральный" означает "крестцовый, относящийся к крестцу". Протоиерей рассказал о значении Вербного воскресенья и почему его нужно встречать радостно.
Значение слова «сакральный»
Слово «сакральный» происходит от латинского слова sacrum, что означает «священный» или «почтенный», а слово «смысл» — это понимание или значение, которое закодировано в той или иной форме. Для того чтобы понять сакральный смысл, необходимо учитывать контекст, в котором он возникает. Так, в религиозной сфере, сакральный смысл может иметь значение божественности, связи с высшими силами.
Искусство и эстетически прекрасное Связь сакрального и эстетического можно рассматривать сквозь призму религиозных сюжетов в искусстве. Или же через произведения, предназначенные для того, чтобы быть предметом почитания и поклонения например, иконы и храмы.
Разделение эстетической и сакральной функций вообще оформилось не так уж давно — на протяжении большей части человеческой истории они представляли собой одно целое. Но с точки зрения философии культуры особенно интересны взаимоотношения самих этих понятий. В эстетической науке существует категория возвышенного, которая связана с переживанием чего-то невероятно значимого, огромного и необъятного. Это предмет наслаждения, выходящий за пределы прекрасного.
В «Критике способности суждения» Кант определяет его das Erhabene как нечто великое, порой обладающее силой и динамикой. В пример он приводит египетские пирамиды, огромные моря, а также стихийные бедствия и войну — явления, которые сочетают масштабность и динамику Macht и способны вызывать страх. Рудольф Отто отмечал, что эстетическая категория возвышенного действительно имеет нечто общее с его пугающим и таинственным нуминозным — даже притом, что саму эстетику он называет лишь «бледным отблеском нашего предмета». Отто подчеркивает, что не всякий очень большой объект вызывает у нас такое чувство.
Как и нуминозное, это понятие содержит в себе нечто таинственное. И тоже амбивалентно — притягивает и пугает одновременно. Между эстетическим и сакральным действительно много общего. В обоих случаях это выход за пределы обыденного опыта, мы оказываемся в ином пространстве и времени и что-то остро переживаем.
Не имеет значения, где находится человек по меркам профанического — трясется в автобусе или сидит в крошечной душной комнате. Музыка или книга, как и простое созерцание неба, может сделать физическую локацию эфемерной. Для нерелигиозных людей, которые не увлекаются психоделиками и медитацией, это один из немногих способов ощутить такое единение с миром и растворение субъектности, экстаз и катарсис. Сакральное, согласно Жоржу Батаю, позволяет вырваться из мира пользы и опредмечивания, где человек — такой же инструмент, как и созданные им самим орудия.
А всякое настоящее искусство, как говорил Оскар Уайльд, совершенно бесполезно. Оно не служит цели — в нем художник непродуктивно растрачивает себя, его творчество не дает ничего, кроме эстетического наслаждения. Подобное переживание прорывает оболочку одиночества, нарушая границы, как совместная ритуальная практика, оргия или насилие. Замкнутые в субъективном мире атомарные человеческие существа, погружаясь в общее эстетическое переживание или делясь своим искусством, получают возможность проткнуть оболочку одиночества в бытии.
По словам соавтора и возлюбленной Батая Колетт Пеньо, сакральное реализуется в соучастии, оно «должно смешиваться с социальным». По этой же причине не бывает индивидуальных праздников, и даже для простого распития маленького дионисийского акта люди часто стремятся найти собутыльника. Потому эстетическое переживание от искусства можно сравнить и с мистерией: оно дарит нам общий, разделенный опыт. Сакральная социология Новейшего времени Принято считать, что процесс секуляризации, начавшийся в Новое время, привел к тому, что для религиозного мировосприятия оставалось всё меньше места.
Таинственные белые пятна постепенно исчезали с карт, и не только географических. Мир, некогда полный божественного, разделился на естественный и сверхъестественный, причем непонятно, существует ли этот последний. Тем не менее сакральное всё еще обнаруживает себя в разных областях жизни, включая политику, право и этику, а дискуссии о содержании этого понятия идут до сих пор. Какой бы ни была степень десакрализации Мира, человек, избравший мирской образ жизни, не способен полностью отделаться от религиозного поведения.
Мирча Элиаде Можно предположить, что в этой цитате речь идет о сакральном в метафорическом смысле слова. Действительно, для человека из светского мира продолжают существовать явления, которые определяются как что-то особое в ряду прочих, как «нечто совсем другое». В СССР с его официальным богоборческим курсом были сформированы полноценные культы вождей, выдающихся пионеров и мучеников революции, сочетающие мифотворчество, античное восхваление героев и мессианство. Монополия на священное перешла от церкви к советской власти, но формы почитания не слишком изменились.
Такая преемственность типична для любых общественных систем и социальных процессов, в основе которых лежит жертва. Впоследствии она становится символом, а мученики и герои в силу суверенности получают более высокий статус, чем другие люди. Нам до сих пор знакомы практики инициации, позволяющие субъекту стать полноправным членом сообщества, — и, наоборот, ритуальные изгнания, когда участник группы совершает проступок и подвергается травле. Буллинг вместо побивания камнями.
Пластиковая елка вместо настоящей а та, в свою очередь, — вместо языческого жертвоприношения. Эмиль Дюркгейм выдвинул тезис: «Общество и есть Бог». Как и в случае с религией, социум накладывает на человека ряд морально-этических ограничений, опутывает сетью разрешений и запретов, обрядов и ритуалов, которые связывают, инициируют индивидов.
Прежде всего необходимо обратить внимание на те тенденции, которые связаны с кризисом традиционных церковных институтов, начавшегося в эпоху Просвещения и приобретшего колоссальную силу в наше время.
Современная ситуация такова, что классическое христианство не способно быть путеводным маяком в жизни большинства членов секулярного общества. В настоящее время христианство полностью утратило свою монополию на сакральное, а значит, на право и возможность прививать членам общества определённые ценности и наделять их определёнными ориентирами, позволяющими подчинять своё существование тем или иным целям и задачам, придающим смысл этому существованию. Значит ли это, что произошла элиминация сакрального и данных ценностей из социального пространства или речь идёт лишь о том, что из сферы церковной жизни оно сместилось в какую-то другую его сферу? Очевидно, что упадок церковных институтов не повлёк за собой полного исчезновения сакрального из поля социальной жизни и тотальной рационализации последнего.
Скорее можно констатировать здесь другой процесс: утрату социумом единого сакрального центра и диффузию сакрального в социальном пространстве, в котором на первый план в этом смысле выходят сакрализованные сингулярные точки, представляющие индивидуальное и единичное измерение сакрального. В качестве наиболее значимой из таких точек следует назвать личную жизнь индивида, которая по мере процесса секуляризации и ослабления влияния церкви, напротив, всё больше сакрализировалась и валоризировалась. Этому в значительной степени способствовала необходимость решения тех проблем, которые возникали перед современным обществом в плане разработки идеологии межличностного общения, прав человека и медицинской этики и которые требовали выработки новых ценностных ориентиров, учитывающих права личности. Именно этим переходом от внутрицерковного к философскому и этическому решению подобных аксиологических вопросов и характеризуется нынешняя ситуация.
Итак, для современной светской культуры характерна в первую очередь сакрализация индивида и его частной жизни. На первое место сегодня выходит «примат индивида и ценность личного опыта» [3; С. Очевидно, такая сакрализация отдельного индивида и его опыта вовсе не случайна и продиктована всей логикой развития европейской культуры как культуры прежде всего христианской. Именно христианство, в противоположность другим мировым религиям, получившим статус государственных, выделило индивидуальную жизнь как наиболее ценную и наиболее тесно связанную с опытом постижения Бога.
Внутренний Бог, о котором говорит Августин в «Исповеди», наделяет особой ценностью внутреннюю жизнь человека. Более того, в христианстве непосредственная связь с Богом возможна только через внутреннее его переживание и единение с ним, наблюдение же за природными явлениями может дать лишь опосредованное знание о Боге, не имеющее уже такой большой значимости. Христианство как разновидность религии сосредотачивает всё внимание индивида на его внутреннем мире, который, в силу своей причастности божественной реальности, сакрализуется. Отсюда тот примат индивидуального, который является отличительной особенностью христианства, служа надёжным фундаментом для формирования впоследствии либеральной идеологии, наделяющей личность высшей ценностью и видящей в качестве главной цели существования государства именно обеспечение неотъемлемых прав личности.
Разумеется, такая идеология могла возникнуть только в рамках развивающейся христианской культуры, поскольку ни индуизм, ни конфуцианство, ни мусульманство не предоставили условий для зарождения подобной политической концепции. Исходя из логики противопоставления сакрального и профанного, можно сделать неизбежный вывод о том, что сакрализация внутреннего мира человека и его личного опыта должна, напротив, наделить его внешнюю жизнь профанным характером. В принципе, такое разделение является естественным, поскольку наиболее органично для переживания самим человеком своего существования в мире. Однако коллективный характер большинства культур начиная с самых архаичных не позволял институциализировать этот тип сакрализации.
В культурах иного типа интимное, имеющее всегда смысл скрытого, сокровенного и сакрального, объективировалось в каком-то коллективном образе или фетише, будь то фигура монарха, герб государства или религиозный символ. В современном обществе сакральное как бы вернулось к своему истоку: невидимой стороне человеческого существования, доступной только самому человеку. Конечно, современный человек тоже вынесен за пределы самого себя и живёт в социальном пространстве, которое подчиняет его собственным правилам и объективирует его сущность.
Идейное сходство с представителями феноменологии религии обнаруживают также некоторые русские религиозные философы — П.
Флоренский и В. Флоренский вместо священного писал об освящённости и рассматривал её как приобщение земной жизни к вечному источнику жизни, истины и бытия: «Задача культа может быть выполнена только иерархической организацией жизни — так, чтобы вся жизнь была освящена, но чтобы притом в самом освящении её были свои... В целом же его концепция по форме и содержанию напоминает платонизм Элиаде. Розанов обозначал как священное одну привилегированную «вещь» — а именно пол и связанное с ним таинство плодородия и зарождения новой жизни.
Ещё одним чисто конфессиональным проектом, задействующим понятие сакрального, стала философская феноменология священного, предложенная рядом немецких католических теологов во главе с Б. Вельте среди других авторов — К. Хеммерле и Й. В основу их подхода была положена фундаментальная онтология М.
Хайдеггера , в особенности его поздние, написанные после «поворота» 1930-х гг. Последним интеллектуальным течением 20 в. Элиаде и К. Юнг, стал традиционализм — философское движение, возникшее в начале столетия как реакция на секуляризацию и развитие религиоведения.
Его центральной идеей было противопоставление профанного современного мира сакральной «Примордиальной Традиции», из которой вышло большинство форм экзотерической и особенно эзотерической религиозности. Оформление движения связано с именами Р. Генона , Ю. Эволы , Г.
Вирта, Т. Буркхардта и Ф. Шуона; все они принадлежали к разным религиям, в которых якобы тлеет искра Традиции, и делали акцент на разных вещах. Например, у Генона сакральное фигурирует как традиционная «сакральная» наука, которую он противопоставляет науке «профанной».
Это рациональные, но не рационалистические формы эзотерического познания — нумерология , астрология , каббала , алхимия , экзегеза и т. Для Эволы сакральное ассоциируется как с базовым устройством мира, «сакральной географией», так и с социальным устройством, где во главе стоит могучий сакральный правитель: «Первичной основой власти и права царей и вождей... Данное направление остается актуальным как на Западе, так и в России, где его представляют А. Дугин и Г.
Понятие сакрального на современном этапе Для современного этапа эволюции концепции сакрального конец 20 — начало 21 вв. Именно в его духе это понятие использует Ю. Кристева в работах «Власти ужаса. Эссе об отвращении» 1980 , «Женственное и сакральное» 1998 и «Видения головы» 1998.
В первой из них она связывает позитивное и негативное сакральное с фигурами, соответственно, отца и матери, патриархальным порядком и тем, что из него исключается Кристева. В понимании сакрального как социального за Батаем следует Ж. Как расхожий термин сакральное встречается также у Ж. Бодрийяра , Р.
Барта , Ж. Делёза , Ж. С другой стороны, итальянский философ Дж. Агамбен в книге «Homo sacer.
Суверенная власть и голая жизнь» 1995 критикует старое понятие амбивалентности сакрального в британской и французской этнологии, рассматривая его как фигуру исключения, которая относится к человеку, которого можно убить, но нельзя принести в жертву Агамбен. Так связанная с сакральным проблематика исключения и жертвоприношения встраивается в контекст современной политической теологии. Питер Бергер. В социологии 2-й половины 20 в.
Бурдье , П. Бергер , Н. Луман , Т. Лукман понятие сакрального рутинизируется и становится «чёрным ящиком», который используется почти как слово обыденного языка.
В ряде современных исследовательских программ этот концепт остаётся, однако же, актуальным и активно переосмысляется. Так, в классической дюркгеймовской трактовке его привлекает Дж. Александер в «сильной программе культурсоциологии». Обращаясь к концепции амбивалентности сакрального, он рассматривает его благое и скверное измерения как «коды» социального воображаемого; например, как «сакральное-зло» он анализирует образы Шоа Холокоста на Западе: «Массовое уничтожение евреев превратилось в то, что...
Оно стало чем-то необъяснимым в обычных, рациональных терминах» Александер. Оппозиция сакрального и профанного, а также идея амбивалентности сакрального стали востребованными также в рамках современных исследований религии и насилия; например, М. Юргенсмейер полагает, что основой религиозного воображения служит «космическая война» — противостояние сакрального порядка профанному хаосу Юргенсмейер. Скотт Эпплби привлекает идею двойного качества сакрального в её трактовке у Р.
Отто для обоснования двойственного же «воинственного» императива религиозного долга и противостояния злу путём либо насилия, либо ненасилия Appleby.
Читайте также
- Определения, значения слова в других словарях:
- Похожие слова
- Сакральный викисловарь. Что такое "сакральное": значение и толкование слова
- Примеры предложений
- Найдено схем по теме — 1
- Сакральное и мирское
Значение слова САКРАЛЬНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка
Сакральный это что значит простыми | Значение слова Сакральный на это I щийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный. |
Значение слова «сакральный» | значит его вербализовать, переложить на язык -социальную систему знаков, опосредующую отношение членов коллектива. |
Сакральный викисловарь. Что такое "сакральное": значение и толкование слова | Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем. |
Сакральный смысл что это значит простыми
Данная трактовка особенно значима в контексте учета элементов сакрального в ходе исследования имиджевых технологий, агитационно-пропагандистских материалов и актуализации основных идеологий. Происхождение (этимология) и значение слова сакральный. Однако если святость считается атрибутом высшей силы и всего божественного, то сакральность намного ближе к понятию священного, поскольку относится в основном к предметам и действиям. значит его вербализовать, переложить на язык -социальную систему знаков, опосредующую отношение членов коллектива. Сакра́льное — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому. При этом сакральные объекты являются сакральными не сами по себе, но потому, что сакральное в них проявилось.
Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
Сакральный предмет можно осквернить словом или действием. За что виновник получит гнев и проклятия от верующих в таинства людей. Церковные обряды имеют в основе обычные земные действа, приобретающие иную значимость для участников процесса. Религия и таинства Сакральные действа может совершать только человек, заслуживший признания верующих.
Он является связующим звеном с параллельным миром , проводником в потусторонний мир. Подразумевается, что любого человека можно просвятить и приобщить к таинствам вселенной путём обряда. Сакральный смысл тем доступнее, чем выше у человека уровень духовной составляющей.
Священник относится к носителю таинства, и к нему обращаются, чтобы приблизиться к Богу, являющемуся источником всего сакрального на Земле. Так или иначе, все люди стремятся познать непреложную истину и приобщаются к священнослужителям, следуя установленным канонам. Дополнительные определения термина Историки и философы значение определения сакральности используют несколько в ином смысле.
В трудах Дюркгейма слово обозначено как понятие подлинности бытия всего человечества, где существованию общинности противопоставлены потребности индивида. Передаются эти таинства путём коммуникаций между людьми. Сакральность в обществе хранится во многих отраслях человеческой жизни.
База знаний формируется благодаря нормам, правилам, общей идеологии поведения. С малолетства каждый человек уверяется в непреложности истинных вещей. К таким относится любовь, вера, существование души, Бога.
На формирование сакральных знаний уходят столетия, человеку не нужны доказательства существования таинственных знаний. Подтверждением для него являются чудеса, происходящие в ежедневной жизни благодаря обрядам, молитвам, действиям священнослужителей. Что такое сакральность?
Пользователь удален Сакральное лат. Термин введён Мирча Элиаде. Вовлечение в сферу религии общественного, группового, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов.
Кроме того, наделение материальных предметов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр. Религиозные ценности - вера, истины вероисповедания, таинства, церковь. Кроме того, совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр.
Противопоставляется мирскому. Что означает слово "сакральный"? Как понимать "сакральный"?
Что это такое? Это мистическое слово? Сакральный может быть магическим?
Это какая-то большая тайна? Андрей головлев Слово сакральный связано с латинскими словами sacralis - священный, sacrum - крестец, os sacrum - священная кость. Вроде бы странное сочетание священный и кость.
Но на самом деле странного нет, так как святость это связь с Богом таких людей, которые заслужили это от Бога своей жизнью, называют святыми. И как святой дух связывает людей с Богом, так и основные кости крестец, позвонки связываю т ткани человека в единый корпус физического тела. То есть можно сказать, что сакральный во всех случаях имеет значение "основная связь ", и это может быть: кость; святой дух; обряд с предметами, используемыми в нём крещение, венчание,...
Сакральный охраняется от понимания другими людьми. Его невозможно доказать рациональным способом. Сакральный должен вначале быть принят на веру.
Да, это часто мистический и даже сверхъестественный. Другое понимание слово сакральный - это священный. Sacrum так и переводится с лытыни как священный.
Его хранят в тайне, чтобы не осквернить. Шика значение 1 : недоказуемый рационально, принимаемый только на веру, иногда в смысле мистический, сверхъестественный. На концерты пришли не только любители сакральной музыки.
Откуда взялось сакральное число 54? А хочу быть тру! Источником этого знания часто служат разного рода тайные знаки, признаки и вещие сны, - что подчеркивает его мистический, а потому непререкаемый, сакральный характер.
Традиция сакрального танца широко распространена в Европе как направление танцевальной терапии. Была идея создать сакральный центр государства на его границе. Сакральный смысл герба нашего Российского.
Это имело и положительные стороны — сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого — «ограждать, защищать».
Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». То есть священный — это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный.
Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу.
Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение.
Булгаков, «Свет невечерний», 1916 г. Зелинский, «История античной культуры», 1914 г. Борис Ефремов, «Гусли — своими руками», 2003 г.
Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.
Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.
Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера.
Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства.
Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества.
Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др.
Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения.
Кто без меча к нам пришёл. Эти действия всегда вызывают двухсторонние уважения. Если ты себя ценишь и уважаешь, чтишь память предков, то и другие тебя будут ценить и уважать. И наоборот, смысл понятен.
Но жизнь идёт вперёд, ценность меняется, появляются желающие внутри нашего дома что — то отвергнуть частично, что — то полностью. В настоящее время славянский мир проходит очередные испытания. Отвержения западом всего нашего сакрального и не сакрального. Отвержения нас самих. Это не впервые, так было, нам не привыкать. Для нашего мира подобные действия всегда сосредоточены на острее меча.
Что подразумевает под собой, либо наш мир рухнет, и он прекратит существовать, либо победа. Другого нам не дано. В этой войне подвергается испытанию наша сакральность. А именно сегодня внутренний противник, по-другому сказать нельзя, нацелился на наши древние сказания, байки — сказки. Сказки подвергаются насильственной трансформации. Это не что иное как духовная и информационная война.
Очередной крестовый поход внутри России запада на русскую святую сакральность. На её глубинную тайну. Её можно охарактеризовать словами: застывшая информационная энергия несоизмеримого объёма. Это создатель. Так просто овладеть, пользоваться ею невозможно. Только через наших предков, они как стражи.
Можно лишь сказать, что доступ к ней распределён в ключах. Это сказки, музыка, мифы, легенды, архитектура, национальная одежда, литература, художества и др. В сегодняшние дни кроме вышеперечисленных доминантов в жизни России недруги нацелились именно на сказания — сказки. Они хорошо понимают, через сказки детское мышление формирует своё первоначальное представления об ушедших предков, их жизнях и целях. И закладывается основа для дальнейшей жизни детей. Сказка не правда, но в ней намёк.
Намёк крупица знаний,информация, заложенная в ней способна начать по - новому моделировать судьбу человека в отдельности, а то и целого народа. Правильный понятый ключ открывает путь к бесконечной информационной энергии. То есть тут можно понять общение с создателем напрямую. Тот народ, у которого правильные ключи невозможно победить. Недруги это хорошо понимают, для воздействия на неокрепшие детские души они начали размывать сказки славянского мира. И получается, в роде бы и сказка, но пустышка.
Задача недругов прервать нашу связь с сакральностью. Лишить силы, ума. У нас принято считать на Руси отправной точкой оформления волшебных сказаний - сказок время Александра Сергеевича Пушкина. Сказания — сказки были всегда, это неотъемлемая часть любого народа. Так же как мифы и легенды. Но всё это было внутри семейных сообществ.
Великий поэт и век его времени подняли из глубин на верх устное народное творчество, на общественное поле. Многое было перенесено на бумагу и оформлено литературным языком, а где - так и остались на словах, только зазвучали по - другому.
Сакральное.
Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». сакральное явление моей жизни: ностальгия в сочетании с умеренным оптимизмом. Это значение целиком совпадает со смыслом слова «сакральный», за одним исключением: последнее, кроме того, используется в анатомии.