Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Миссионерское служение крайне сложно.
Беседы с батюшкой. Миссионерство
Комеч, выпускающий редактор М. Редакции показалось уместным сделать перепечатку опубликованной несколько лет назад записи диалога, тем более что в нем звучит голос самого Григория Юрьевича, памяти которого посвящен настоящий выпуск. Автор ы Лифшиц Лев Исаакович.
Конечно, миссионерский ход в большинстве случаев уникален и неповторим. Иногда он остается актуальным на все времена. Апостол обращался к носителям эллинистической культуры, в которой было понятие о «Логосе» — Слове. Гераклит учил, что некий непостижимый Логос лежит в основании мира. Стоики, школы которых были очень распространены во время пришествия Христова, от Гераклита взяли мысль о мироправящем Логосе или законе, определяющем все происходящее. Вот им и было сказано, что Логос, Слово — это Бог, который стал Человеком ради спасения всех людей. Интересны случаи, когда при переводе Священного Писания на языки разных народов миссионеры творчески подходили к тому, чтобы текст был органично воспринят носителями другой традиции. Например, на китайский язык упомянутые нами строки были переведены как «В начале было Дао».
Слово «дао» означает «путь» — это одна из важнейших категорий китайской философии. Просветитель Северных земель, Дальнего Востока и Америки святитель Иннокентий Вениаминов перевел для алеутов молитву «Отче наш» со словами «Рыбу нашу насущную дай нам на сей день», а в якутском переводе Евангелия фразу Спасителя «вы делаете дела отца вашего» Ин. Что делать? Даже если мы не едем в отдаленные земли, где еще не звучало слово о Христе, вокруг нас полным-полно людей, которые толком ничего не знают о вере, о Церкви, о Евангелии. И эти люди будут судить по нам, христианам: каковы мы с их точки зрения — такова и Церковь. Нам нет нужды переводить Священное Писание на другие языки, наша задача — перевести его на язык жизни, язык наших дел. И если намерение совершить этот «перевод» будет искренним и честным, Господь положит нам на сердце как это сделать.
А когда отвечают: «Воистину Воскрес»? Это не просто ответ, это не часть некоего исторического обряда, в этих словах — исповедание веры. Те, кто говорят «Воистину Воскрес», верят, что Господь воистину воскрес, а исповедание веры на протяжении всей истории христианства, особенно на самом первом ее этапе, не ограничивалось словами, но было исповеданием самой жизнью. Патриарх Кирилл.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» Мк. Мир между христианами — это основа миссии, соль — не только и не столько вкусовая приправа, сколько консервант, предохраняющий мир от гниения. Миссия и пастырство — разные вещи К пастырству и духовничеству призваны не все. Это удел священников, которые отвечают не только за свою жизнь, но и за души тех, кто молится вместе с ними и обращается к ним за советом, кому они в Таинстве Исповеди отпускают грехи. Для пастырства нужны благодатные дары, преподаваемые Богом в Таинстве Священства, но и они даются не по «умолчанию», а в результате благочестивой жизни и приобретаемого опыта. У пастырства есть ограничения — оно всегда обращено к тем, кто в церковной ограде, кто уже переступил порог храма и учится быть частью христианской общины. Язык пастырства — это язык церковной проповеди. Священник призван быть осторожным и благоговейным, здесь почти нет места экспериментам и новшествам — так же, как, например, в иконописи, богослужебных текстах или архитектуре. Мы храним евангельские истины, Церковное Предание и культуру и в идеале должны их передать следующим поколениям в неповрежденном виде. Почему я говорю «в идеале»? Потому что мы далеко не всегда понимаем и осмысливаем то, что храним. И уж тем более — не всегда живем этим. Если пастырство — внутри церковной ограды, то миссионерство можно представить как дорожные знаки, которые указывают на точку входа в эту ограду. Такой точкой может быть наша помощь человеку, доброе слово, отношение.
Так что такое "миссионерский стан"?
От имени религиозной организации миссионерскую деятельность вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и или священнослужитель религиозной организации. Иные лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа на осуществление миссионерской деятельности, выданного руководящим органом религиозной организации. При этом следует учитывать, что для осуществления миссионерской деятельности от имени религиозной группы граждане обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности религиозной группы, выданного органами Минюста России.
Однако если их повторить только теоретически, без критического подхода к современной ситуации, то получится ложная картина, скрывающая реальные проблемы. Важно отметить, что еще около ста лет назад в западном же мире зазвучала критика в адрес патерналистской, колонизирующей западной миссии. В рамках такого критического подхода заговорили о необходимости трех аспектов самостоятельности.
Речь идет о том, что настоящая поместная церковь не может быть ответвлением, придатком или филиалом другой церкви, но призвана материально самообеспечиваться, самоуправляться и самостоятельно свидетельствовать и богословствовать[10]. На мой взгляд, наше отношение к этим аксиомам на основании православных критериев может раскрыть наши перспективы и помочь нам понять, обрела ли миссионерская деятельность пусть даже самая блестящая подлинные корни и есть ли у нее реальное будущее. Способны ли так называемые миссионерские церкви постоянно обеспечивать самих себя в финансовом плане? Здесь я говорю о текущих затратах, а не о чрезвычайных случаях, стихийных бедствиях и тому подобном. Я уверен, что поддержка извне необходима на первых этапах миссионерской деятельности, а солидарность между церквями должна быть постоянной.
Но в чем смысл такой миссии, когда нет хотя бы мало-мальски ясного представления о финансовой независимости общины? Какие последствия могут иметь для экклезиологии равно как и для психологии и сознания обычных верующих такие отношения между церковью-потребителем и церковью-благодетелем с ее нарциссическим созерцанием своей доброты[11]? Что касается самостоятельного богословствования церкви, речь идет о преломлении вселенского православного богословия через призму специфики поместных церквей[12]. Есть ли какая-либо православная библиография по прикладной православной контекстуализации этот термин представляется лучше, чем инкультурация? Например, можно ли найти статьи о каких-нибудь образцах африканского православного искусства не подвергшегося влиянию одних лишь импортированных византийских икон или азиатского православного богословия а не только переводов выдающихся греческих или русских богословов?
Можем ли мы услышать чей-либо голос из африканских и азиатских церквей в повестке дня Всеправославного собора, запланированного на 2016 год? Действительно, в этом направлении предпринимались какие-то попытки. Но своими вопросами мне хотелось бы подчеркнуть, что эти скудные усилия остались незамеченными и не получили поддержки. Все эти вопросы я выдвигаю на обсуждение. В заключение мне бы хотелось бы поделиться следующими мыслями.
Миссия — это дело первого Миссионера Христа, и Церковь — диакониса в Его миссии. Вера Церкви обращена к Нему, а не к собственным нуждам. И Церковь — это не Царство Небесное. Она есть знак и предчувствие Царства, а значит, миссионеры призваны, прежде всего, быть предвестниками, предтечами prodromoi.
Зарубежная миссия — это также нелегкая работа по окормлению общин, перешедших под управление Русской Православной Церкви из раскольнических юрисдикций. Много ли священнослужителей Русской Православной Церкви занимается зарубежной миссией? Сказать, что много в количественном смысле, наверное, нельзя. Это энтузиасты, - люди, которые готовы ехать в неизвестность, общаться с незнакомыми народами. Далеко не каждый способен на такое служение. Отец Димитрий, какое направление работы в Синодальном Миссионерском отделе возглавляете вы?
В настоящее время я отвечаю за сектор по взаимодействию с епархиями. И соответственно, моей задачей является налаживание взаимодействия епархиальных отделов как с Синодальным отделом, так и между собой. То есть я пытаюсь в первую очередь выстроить пространство коммуникаций. Сейчас созданы группа и канал в Telegram для того, чтобы руководители отделов могли общаться между собой, обмениваться опытом, а также иметь прямой контакт с Синодальным отделом, задавать вопросы, присылать предложения и тому подобное. Кроме этого, мы уже начали создание базы миссионерских проектов, которые епархии могли бы использовать в своей деятельности. На сегодняшний день есть ряд успешных миссионерских проектов, которые вполне возможно реализовать, не «изобретая велосипед». Также будет возможно присоединиться к действующим интернет-проектам. Подобный обмен опытом значительно облегчает труд миссионеров в епархиях. Также будут активно рассматриваться вопросы методики преподавания Миссиологии в семинариях и на курсах для приходских помощников. Налаживая взаимодействие с епархиальными отделами, вы уже познакомились с миссионерской работой в каких-то епархиях, может быть состоялись рабочие визиты?
Да, конечно. Во-первых, в рамках Международных Рождественских образовательных чтений проходила встреча с руководителями епархиальных миссионерских отделов. Здесь мы смогли познакомиться и предметно обсудить некоторые возникшие вопросы. Также в Гатчинской епархии не так давно проходил Миссионерский съезд с участием миссионерских обществ и сотрудников миссионерских отделов, где мы также смогли обменяться опытом. То есть вы так или иначе уже оценили миссионерскую работу в отдельных епархиях. Поделитесь размышлениями, чего не хватает для более активного развития миссионерской деятельности в регионах, может быть есть какие-то трудности? На самом деле ситуация многообразная: есть епархии, где миссионерская деятельность ведется активно и очень интересно, а где-то — с большим трудом. Так среди проблем, которые мы выявили, можно назвать следующие: Во-первых, неготовность самих миссионеров, в том числе руководителей епархиальных отделов, которых подчас назначают без каких-либо дополнительных программ подготовки, без постановки определенной цели. Нередко руководитель епархиального отдела вообще не является настоятелем храма, может быть клириком или мирянином, поэтому часто не имеет никаких ресурсов для своей деятельности, кроме личного времени. Существует некоторое противоречие: если человек с большим количеством других послушаний назначается на должность руководителя миссионерского отдела, он имеет больше возможностей, но меньше времени; если руководителем назначается человек, посвящающий основное время миссионерскому служению, у него может не быть соответствующих ресурсов.
Нередко вся миссия осуществляется только в том храме, где служит руководитель отдела, и это считается миссионерской деятельностью епархии. Существует некое безразличие со стороны духовенства к вопросу миссии вообще. Это нежелание расходовать какие-либо средства на миссионерские проекты, отсутствие поддержки, в том числе финансовой, трудящихся и, наконец, личная безучастность. Многие священники просто игнорируют дело миссии и не считают его важным. В-третьих, есть кадровая проблема. Чтобы разработать миссионерский проект необходимы определенные знания, время, профессионализм. Над этими трудностями нам предстоит работать. К примеру, есть уже готовые миссионерские проекты, живые, качественные.
Не позднее 1908 г. Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй XV — XVI вв.
Для руководства католическим миссионерством папа Григорий XV в 1622 году учредил Конгрегацию пропаганды веры с 1967 года — Конгрегация евангелизации народов. Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества. В XVII—XVIII веках в связи со вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви. В начале XIX в. Миссионерство активизировалось в последней трети XIX века в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось а в некоторых и ныне находится в руках религиозных миссий.
Миссионерство (миссия)
Миссионерские путешествия показывают, насколько мы достойны называться христианами. Лилия Беляева, студентка II курса миссионерского факультета: — Каждый православный человек призван к проповеди. Конечно, более адекватно в качестве миссионера люди, чаще всего, воспринимают священника. Во время наших посещений школ, бесед с детьми и подростками, ведущими просветительских программ были молодой человек и девушка. И это, на мой взгляд, правильно. Ведь вопросы нам задавали и девочки, и мальчики, затрагивающие все сферы жизни от бытовых до вечных проблем. Миссионер должен соответствовать Евангелию.
Да, мы далеки от идеала, но являемся хранителями Истины. И должны всячески держаться за нее, стараться совершенствоваться, самим спасаться, чтобы вокруг нас тысячи спаслись. Непозволительно изображать из себя какого-нибудь «сверхчеловека», заниматься высокоумием. На самом деле наши собеседники проще и чище, всегда чувствуют подлог. Надо быть естественным, общительным. Быть самим собой.
Например, за девять дней мы посетили пять селений. Из Москвы до Архангельска ехали на поезде, далее — на микроавтобусе. Когда я готовилась к этой летней поездке на Мезень, была полна трепета перед неизвестностью. И мои надежды были более чем оправданы. Меня поразила и местность, и люди. Во время нашей работы я неоднократно испытывала страх, стеснение.
Особенно трудно было отвечать на вопросы. Однако каждый раз Господь меня вразумлял, как нужно ответить, что сказать. Молитвы путают с заклинаниями, а нательный крест — с амулетом. Интересно, что практически все они верят в судьбу, считают, что все уже предрешено, отчего так часто от них можно было услышать удручающие речи, полные уныния. Меня поразил их пытливый ум. Это люди, которые отличаются ясностью мысли и здравыми думами.
Даже семиклассники задавали очень серьезные вопросы, о смысле жизни, о земном и вечном, бытии и небытии, о сущности Христианства. К сожалению, они хотят уехать из тех мест, где веками жили их предки. Мы не можем им помешать. Мы старались до них донести хотя бы какие-нибудь знания о Боге. Быть может, это поможет им не прельститься в городе ложным блеском и красотой бездуховной жизни, сохранить свой удивительный простодушный внутренний мир. Еще меня удивили женщины деревни Кимжи, которые живут так далеко от нас, почти что на краю Земли.
Они собрались и исполнили для нас местные песнопения, передаваемые на протяжении многих веков из уст в уста и посредством особой письменности. Они нас очень радушно встречали, трогательным было и наше прощание.
В рамках Рождественских чтений пройдут мероприятия миссионерского направления 24-27 января 2024 года в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений будет проведен ряд конференций и круглых... Библия за год «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» Рим. Статьи и аналитика Апологетика О душепагубном содержании некоторых песен группы «Пикник» Случившаяся 22 марта страшная беда заставила российское общество поднять многие острые, в том числе и глубокие мировоззренческие вопросы....
Речь лишь о возможности: там, где тьма непонимания церковной службы застилает светлые, искренние очи нашего современника, и многие приходящие в храм многое в богослужении не могут уразуметь, можно раз в неделю, раз в месяц или с другой частотой совершить миссионерские службы, например, в день субботний. Или по схеме суббота-воскресенье по-очереди — вариантов много. Оптимальным дополнением Таинств и треб, я думаю, могут стать и более частые толкования. Не очень часто, не очень редко — совершает их в г. Губкине миссионер прот.
Димитрий Карпенко. Главным элементом миссионерской службы многие миссионеры сегодня видят богословские комментарии, поэтому основная нагрузка литургической экзегезы ложится на них. Субъективный интерес подогревается тем, что эти комментарии являются основным методом миссионерской службы и официально[23]. Богословские комментарии как элемент катехизации вызывает больше всего вопросов и привлекает наибольшее внимание блоггеров, клириков, критиков. Синтез соборной молитвы и гомилетического материала при грамотном методическом подходе не нарушает молитвенности службы, — церковная традиция хранит множество примеров совмещения молитвы и проповеди в разных частях богослужения. Вместе с тем, отделять библейскую и литургическую проповедь от богослужения в наши дни равносильно разговору о меде, в котором сам мед собеседникам вкусить не дано.
Эту мысль ярко выражает русский гомилет Триодин И. Однако может посетить мысль, мол, молодо еще наше миссионерское богослужение… Но молода только практика богословских комментариев и некоторых других элементов катехизации, а сама служба — обычная и по чину. К тому же, уже началась теоретическая научно-богословская разработка вопросов миссионерского богослужения. Вслед за усилиями о. И все же пояснения за службой — это проповедь или лекция по литургике из курса духовной семинарии? В процессе работы над темой удалось прояснить, что сопоставление по цели, актуальности, предмету, чертам и т.
Их нынешняя форма подходит под форму беседы гомилии , причем беседы экзегетической, — формы, которая простым, отеческим языком изъясняет и Писание, и богослужение, и Таинство. Конечно же, процесс обсуждения методических вопросов таких служб продолжается. Например, дискутируется вопрос количества комментариев за конкретной частью суточного круга. Иногда Литургия объясняется в 12 местах, иногда — в два раза реже, а иногда и трижды: перед Литургией, после Евангелия и по «запричастном» стихе. Официальные источники покрывают точное количество объяснений к богослужению молчанием, намекая примерными рекомендациями, что нам есть, над чем подумать, есть, о чем помолиться. Другая проблема — это вопрос сопоставления комментариев к богослужению с практикой Уставных чтений в древней Церкви, ведь эти феномены от греч.
Их роднит принадлежность к церковно-богослужебной гомилетической практике, катехизическая составляющая, богатое, разнообразное содержание и различное авторство текстов не обязательно святоотеческое[27] , важность современных, злободневных текстов[28]. Нам думается, что с благословения священноначалия за миссионерским Всенощным бдением богословские комментарии могли бы занимать место таких поучений — поучений времён расцвета Студийской обители. На одних только кафизмах, в таком случае, богословские комментарии могут быть произнесены в качестве небольшой проповеди с истолковательным смыслом. И это только на одних кафизмах! Подобные указания можно дать и в отношении других сензитивных к катехизации мест богослужения: на благословении хлебов, по полиелее, на каноне по 3 и 6 песнях, по отпусте утрени и т.
В Мексике в 1529 г.
В Канаде с середине 17 в. В Парагвае в результате миссионерской деятельности возникло Государство иезуитов 1610—1767. Координировать усилия по распространению католицизма была призвана римская Конгрегация пропаганды веры, учреждённая в 1622 г. Её новый подъём начался в 19 в. Возник ряд новых миссионерских обществ и монашеских орденов Конгрегация Святого Духа, «Белые отцы» и др. Наряду с евангелизацией католические миссионеры большое внимание уделяли благотворительной и образовательной деятельности.
Принципы современного католического миссионерства сформулированы в декрете Второго Ватиканского собора «Ad Gentes divinitus» 7 декабря 1965 , подчеркнувшем необходимость понимания своеобразия различных народов и культур для успеха миссионерства. Миссионерство в протестантизме В различных протестантских церквах организованное миссионерство получило широкое развитие с 18 в. Активное участие в миссионерстве принимали многочисленные библейские общества. Протестантские миссионеры добились значительных успехов в Африке, Северной Америке, Австралии и Океании, в 20 в. Миссионерство в Русской церкви В 10—15 вв. Успеху миссии служили основанные ими монастыри.
После присоединения в 16 в. В связи с этим возникла необходимость организации миссионерских экспедиций и специальных структур с просветительскими и образовательными задачами. Большое значение для распространения православия в Поволжье имела в середине 16 в. В 1731—1764 гг. Особые успехи были достигнуты в деле обращения в православие сибирских народов. Значим опыт Аляскинской Кадьякской миссии в Русской Америке , которую осуществляли иноки Валаамского монастыря.
Так что такое "миссионерский стан"?
Что такое миссионерская Литургия и для чего она в нашем городе? В субботу 14 сентября — в день церковного новолетия — в Боровецкой церкви впервые Набережных Челнах состоится Миссионерская Божественная Литургия с пояснениями. О Пасхе для миссионеров. 5 просмотров 28 апреля 2024 г. Еще. В настоящее время миссионерский отдел имеется в каждой епархии, периодически проходят съезды миссионеров и другие мероприятия, выпускаются периодические издания. Его участники попытались понять, чтоизменилось за десять лет, прошедшие после принятия Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
Принципы миссионерской деятельности религиозных объединений
Определяются направления внутренней и внешней миссии, прорабатываются информационный сектор, сектор по работе с епархиями и сектор образовательных программ. Главным новшеством стало появление Православного миссионерского общества, которое было создано по благословению Священного Синода и действует одновременно с Синодальным миссионерским отделом. Задачей Миссионерского общества является объединение и координация миссионерских движений, активных миссионеров, их поддержка, а также реализация миссионерских проектов. Есть ли уже какие-то результаты деятельности Православного миссионерского общества? На первом этапе данной работы активно ведется сбор информации, знакомство с руководителями и представителями миссионерских обществ, их координация, потому что пока они между собой взаимодействуют от случая к случаю.
Нередко миссионерские движения или отдельные миссионеры действуют только на определенном локальном уровне и малоизвестны широкой общественности. Миссионерское общество призвано помочь наладить их сотрудничество и обмен опытом. Кроме того, есть много активных людей, которые хотят заниматься миссией, но к сожалению, мало востребованы на приходах, в благочиниях или епархиях. Когда человек не находит приложения своих усилий, у него пропадает всякий интерес к работе.
Одной из задач Миссионерского общества будет поддержка таких людей, помощь им в нахождении единомышленников и применении своих талантов. Скажите, лично вы какое из направлений миссионерской работы считаете самым актуальным и требующим особого внимания? На мой взгляд, очень важным является миссионерское служение, направленное на две большие группы людей. Первая - это так называемые «захожане», люди, которые в общем-то называют себя православными, но не участвуют осознанно в Таинствах Исповеди и Причастия, они лишь иногда приходят в храм просто помолиться и не так хорошо знают свою веру.
Миссионерам важно обратить на них особое внимание, помочь им стать сознательными членами церкви. Эта работа не требует каких-то сверх усилий, эти люди уже приходят в храмы, им просто нужно немного помочь. Здесь немалую роль играет также приходская община, задача которой поддержать таких людей. Вторая группа — это люди, которые либо называют себя православными, либо не могут сформулировать свое вероисповедание, а просто верят в абстрактного Бога.
При этом они мало знают о Церкви либо знают какие-то отрицательные вещи, придерживаются расхожих стереотипов, которые не позволяют им ходить в храм. И это тоже значительная часть людей, которая требует особого миссионерского внимания. В деле внутренней миссии, на мой взгляд, это две наиболее значимые категории людей. Также хотелось бы отметить, что сейчас достаточно активно развивается зарубежная миссия в странах Юго-Восточной Азии, Африки.
Это тоже большая группа людей. Но такое служение имеет свои особенности, которые напрямую зависят от культуры, традиций той или иной страны. Поэтому данное направление требует особой подготовки миссионеров, готовых трудиться в такой среде. Здесь немаловажно привлечение местных жителей в качестве миссионеров или духовенства.
Мы знаем примеры православной миссии в исторически нехристианских народах, где из среды местных жителей готовили и рукополагали священников, и они дальше развивали миссию в своем народе. Зарубежная миссия — это также нелегкая работа по окормлению общин, перешедших под управление Русской Православной Церкви из раскольнических юрисдикций. Много ли священнослужителей Русской Православной Церкви занимается зарубежной миссией? Сказать, что много в количественном смысле, наверное, нельзя.
Это энтузиасты, - люди, которые готовы ехать в неизвестность, общаться с незнакомыми народами. Далеко не каждый способен на такое служение. Отец Димитрий, какое направление работы в Синодальном Миссионерском отделе возглавляете вы? В настоящее время я отвечаю за сектор по взаимодействию с епархиями.
И соответственно, моей задачей является налаживание взаимодействия епархиальных отделов как с Синодальным отделом, так и между собой.
Участие в миссионерстве означает соработничество Богу, ниспосылающему людям свою любовь. Это — служение, помогающее людям обрести эту любовь и усвоить её плоды. Каждый христианин, становясь членом Церкви, в первом же евангельском чтении слышит призыв Господа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» Мф.
Но вот когда мы будем способны отдать что-то зарубежной церкви, зная, что оттуда ничего не вернется, тогда мы станем по-настоящему миссионерствующей церковью. Леонид Картавенко: Еще совсем недавно вектор церковной деятельности был направлен вовнутрь церкви. У нас не воспитывали миссионеров, просто обстоятельства были такими, что в церкви все служило для самих себя. Что мы знали про миссионеров? Мне моя бабушка рассказывала, что еще сто лет назад последних миссионеров в Африке съели львы.
А когда неожиданно мне предложили участвовать в основании миссионерского общества, то в самом начале подходили верующие и стыдили: вы что себя апостолами называете. Сейчас ситуация меняется, но не настолько, чтобы во всех церквях идея миссионерства стала главной. Хорошо, если пасторы в отдельных церквях понимают, что нужно отдавать, и говорят об этом. Хорошо, если сами показывают пример — я отдал лучших на служение и от этого ничего не потерял. Надо заметить, что мышление пастора и миссионера очень разное. Пастор смотрит на переполненный зал и говорит, Господи, слава Тебе, — полный зал. Миссионер смотрит на этот зал и говорит, Господи, куда ж неверующим приходить. У них просто разные подходы, и когда миссионер становится пастором, то по пасторски начинает думать. А когда пастор говорит: этого не отдам, и этого не отдам, то потом те, кого он не отдал, его же и съедят.
Или такая церковь превратится в болото. Среда, которая воспитывает миссионеров, в которой есть миссионерский дух, она способствует тому, что молодые люди, не закосневшие еще в каком-то привычном хождении на воскресные собрания, начинают работать в качестве миссионеров. Беда, если миссионер оторвался от своей церкви. Оторваться в физическом плане, просто уехать — это не беда. Как правило, отрываются духовно, когда происходит разрыв с церковью. У кого-то тихий, у кого-то громкий. Вот что плохо. Если от церкви не отрываются, то остается ее свет, церковь молится, получает информацию о миссионере, который отчитывается перед церковью. Пусть он раз в год приедет в отпуск к теще и в церкви расскажет, как Бог его благословил.
Бабушки из этой церкви, конечно, не смогут собрать ему сто долларов, они десять рублей ему дадут. Но эти десять рублей будут благословеннее, чем сто американских долларов. Потому что они сопровождаются внутренней молитвой, духовной поддержкой. Петр Рязанов: Я думаю, не все миссионеры согласятся поменять сто долларов на десять рублей от бабушек. Вместе с тем миссионерство переживает какой-то другой период, потому что люди понимают, им не стоит рассчитывать только на помощь Запада. Появляются настоящие миссионеры, они идут от церквей, которые здесь, непосредственно поддерживаются церквями, которые уже существуют. На много им рассчитывать не приходится. И вот здесь проявляется настоящая посвященность человека — насколько он готов исполнить миссию. Когда есть машина, есть спонсорская поддержка — желающих много, но как только это заканчивается — и миссионерство кончилось.
Семен Бородин: Давайте будем реалистами — в предстоящие годы миссионеры должны жить на уровне остальных людей. Они не могут выезжать на миссию с односторонним билетом, как это было в начале девяностых. Они вправе претендовать на нормальную жизнь, к которой сегодня тянутся другие члены церкви, становясь бизнесменами или устраиваясь на хорошую работу. В таком случае вопрос не в том, откуда пришли деньги, а в том, насколько наши церкви готовы обеспечить миссионеров. Я думаю, что прошедшие десять лет и церкви, и ряд миссий поддерживали структурных работников вместо того, чтобы реально вкладывать силы в миссионерство. Церкви не научились обеспечивать сами себя, содержать своего пастора, не научились отчислять в свое структурное объединение, так чтобы оно могло жить на реальное финансирование от церквей. Тем более не получается поддерживать своих миссионеров. Конечно, трудно после десятилетнего периода, когда все это не развивалось, сделать резкий поворот, чтобы и структуру поддерживать, и своего пастора, и миссионеров. Придется пересматривать финансовую политику в церквях, и это будет очень сложный период.
Семен Бородин: Я думаю, это неверный взгляд на себя. Потому и бедные, что не стремятся содержать ни себя, ни пастора... Леонид Картавенко: Приведу пример. В одной из миссионерских церквей, в Брянске, стал молодой пастор. Церковь большая, семьсот членов, но церковных сборов хватало только на половину оплаты коммунальных услуг — у них большой храм. Остальное искали у американцев и других. Первое, что предложил новый пастор братскому совету, затем членскому собранию, — выделить десять или тридцать процентов сборов на миссионерское служение. Ну, все заволновались, живые же люди... Сегодня эта церковь поддерживает одиннадцать миссионеров.
Своих миссионеров они послали в Россию. Большая часть финансов идет на поддержание библейской школы, проводят большую евангелизационную работу. И уже никто не говорит, что не хватает на коммунальные расходы. Количество членов осталось то же. Люди увидели реальную потребность, куда надо отдать деньги. И они отдают. Я приехал в другую церковь, рассказывал о миссии, о миссионерском служении и предложил: вы можете пожертвовать на конкретную миссионерскую программу. А перед этим пастор мне сказал, что у них церковь очень бедная, и они не могут туалеты достроить. После собрания подходит дьякон, вручает две тысячи рублей и говорит: надоело на туалет жертвовать.
Люди готовы вкладывать, но они хотят вкладывать в реальное дело, хотят получать отчет о своих пожертвованиях, быть уверенными, что это пошло туда-то и туда-то и принесло пользу. Это потерянный пласт, который надо подымать. Конечно, мы не сможем в ближайшее время целиком перейти на местные финансы, но если мы не будем работать в этом направлении, то и западные будут потеряны для нас. Семен Бородин: Ориентировочно получается, что из сорока церквей нашего миссионерского союза двадцать две церкви уже проводят ежегодно миссионерские конференции, на которых дают обещание веры и реально воплощают то, что они обещали. Для примера, у нас пятнадцать церквей, которые сами содержат своего пастора, в двух церквах двух пасторов содержит церковь плюс остальные все свои расходы, и еще у нас двадцать семь миссионеров на содержании. Естественно, часть поддержки идет со стороны, но растущая часть идет из местных церквей, этих самых двадцати двух церквей, которые недавно стали передавать средства в миссионерский фонд на поддержку миссионеров. Практически все церкви, где свыше пятидесяти членов, участвуют в этом фонде, и там, где от шестидесяти, поддерживают своего пастора. Геннадий Пшеничный: Скажем, взять Новороссийск, там полтора года существует церковь — всего двадцать два обращенных. Для них принципиальным было участие в миссионерском фонде и они уже две с половиной тысячи отдают.
Как получили, так и хотят отдавать. Леонид Картавенко: То есть верно расставлены приоритеты — миссия выходит на первое место. Это позволяет самой церкви быть чище, потому что есть движение, идет свежий поток, это уже не болото. Как в плане финансовом, так и в плане молитвы. У них есть реальные объекты молитвы, они знают, о чем молиться, они видят ответы от Господа, они участвуют, не выезжая куда-то, молитвами и переживаниями в миссионерской работе. Когда это становится приоритетом церкви, скажем так, — это уже новая церковь, пусть ей сто лет. А если церковь этого не делает и живет для себя, она через три года станет болотом. Семен Бородин: По словам Писания, где сокровище ваше — там и сердце ваше.
Наша география скромнее, и задача, скорее, просветительская, но ездить приходится много. Я сам объездил все школы Кочубеевского района. Тем более что богословскими вопросами больше занимаются священники непосредственно в храмах. Это может быть встреча с читателями в библиотеке. А в образовательных учреждениях больше затрагиваются исторические, хотя есть темы, тесно переплетающиеся между собой. Так, уже несколько лет читаю цикл «Лев Толстой и его религиозные взгляды» - тут и литература, и история, и богословие… И тема революции также многогранна. Что это такое и для чего? Поначалу люди отнеслись несколько настороженно, дескать, никогда этого не было - и вдруг… Для чего нужны такие беседы? Жизнь показывает, что кто-то искренне захотел покреститься, а для кого-то это просто ритуал. В последнем случае люди даже не понимали смысла беседы: дескать, мы же пришли в храм, пожертвовали некую сумму, а вы еще какие-то беседы требуете. Однако это была мера необходимая, поскольку нередко приходившие креститься или венчаться делали это неосознанно. Не всегда можно было услышать, что человек хочет следовать заповедям Христовым, постигать евангельские истины, вообще хочет менять свою жизнь, становиться добрее… Гораздо чаще отвечали: при-шли, потому что мы русские… Но православие, христианство - наднациональная религия. Или что же, людям иных национальностей не надо креститься? Другие говорят: хотим покрестить сыночка, чтобы не болел. Но чтобы ваш ребенок не болел, его нужно отдать в спортивную секцию, кормить полезной пищей, богатой витаминами, вести здоровый образ жизни. При чем тут таинство крещения? Еще говорят: чтобы не сглазили или порчу не навели… Не понимая, что невозможно одновременно верить во Христа и в порчу… Понятно, что за две беседы христианскую веру не преподашь, но важно хотя бы немного показать человеку, как должна измениться его жизнь, что-то посоветовать. Кстати, в таких советах нуждаются и крестные родители. Порой почему-то считается, что нельзя отказываться от роли крестного. Наоборот, лучше отказаться, если вы не собираетесь исполнять свои обязанности: это ведь не раз в году откупиться от ребенка мягкой игрушкой в день рождения… Беря роль крестного, человек дает обещание Богу, что вырастит из этого ребенка христианина. А для этого он должен быть сам христианином. Так же и таинство венчания - отнюдь не средство от разводов. Чтобы не развестись, нужно супругам любить друг друга. Естественно, непосредственно в приходах этим занимаются прежде всего священники. Наша задача - помогать. Например, в день вошедшего в практику ежегодного массового крещения отдел берет на себя вопросы катехизации, проводит беседы для этой группы. Проводим и специальные курсы для священников, выезжаем по благочиниям, встречаемся с помощниками настоятелей, с теми, кто дежурит у свечной лавки, у подсвечников. Привозим интересных лекторов. Иногда удается пригласить таких людей из Москвы. Например, на Ставрополье побывали известный специалист по сектам Александр Дворкин, не менее известный специалист по исламу и ваххабизму Роман Силантьев, уважаемый миссионер священник Дионисий Поздняев, который уже 20 лет служит в Гонконге, или отец Георгий Максимов, служащий на Филиппинах. Редко - о каких-то действительно важных богословских проблемах.
Миссионерский отдел -- Что такое миссионерство?
миссионерство, миссионерства, мн. нет, ср. Деятельность миссионера. Миссионерское служение крайне сложно. 3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Своими мыслями на эту тему делится председатель Миссионерского отдела Московской епархии митрополит Зарайский Константин. Современные миссионерские усилия в православных церквях: ограничения и возможности. В статье рассматриваются перспективы и трудности миссионерской деятельности православных церквей на современном этапе. Можно сказать, что миссионер подводит человека к дверям храма, где его уже встречает катехизатор.
Прокуратура Волжского района: Что такое миссионерская деятельность?
Словарь будет интересен широкому кругу читателей, интересующихся современной политикой. Словарь-справочник миссионерство деятельность представителей религиозных организаций, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих. О словаре Словарь-справочник по культурологии представляет собой справочное издание, посвященное культурологии как науке, изучающей культуру. Словарные статьи содержат термины и определения, применяемые в изучении современной культурологии России и мира, отражающие суть концепций мировой и российской культуры. В справочнике представлены также статьи о развитии культуры и различных культурных феноменах, как исторических, так и современных.
Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся современной историей и культурой, но будет полезен также студентам вузов и специалистам. Миссионерская деятельность, «посланничество», как они понимаются многими христианами, особенно в экономически развитых и благополучных странах, не были поручены истинно верующим. Слова «... И хотя Апостолы не все 1Кор.
Но миссионерство, особенно как специальная разъездная деятельность по «обращению душ», не является задачей верующих. Если Сам Отец не приведет кого-то ко Христу Иоан.
О словаре Православный энциклопедический словарь представляет собой справочник, посвященный православной вере и русской духовой жизни. В словарь включено толкование самых широко известных православных символов и обрядов, рассказано об истории и приведен список важнейших православных праздников, описания жизни самых известных святых, церковных деятелей и глав Русской православной церкви. Часть словарных статей посвящена современному состоянию православной церкви в России. Также в словаре рассказывается о главных православных святынях, приведены тексты важнейших молитв. Энциклопедический словарь миссионерство деятельность представителей религиозных организаций, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения.
Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее. Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Словарь Ефремовой.
Это как раз вопрос коммуникации и информации, который надо налаживать и развивать. А вы там о чем рассказывали? Изначально у меня была тема «Миссия в современных условиях и в цифровой среде». Больше всего мы говорили о том, что сейчас можно называть миссией, какие у нас есть возможности для миссии, а их на самом деле огромное количество. Пожалуй, исторически больших возможностей, как внутренних, так и внешних, Церковь и не имела. Также говорили о том, какие есть сложности в миссии. Отчасти затронули медиа-сферу и вопросы манипуляции людьми через медиа: как эти манипуляции работают, как их заметить и защититься от них, как научить себя в огромном потоке информации отфильтровывать всё лишнее, вредное, ненужное и не поддаваться на манипулятивные техники. Безусловно, это очень интересные и необходимые для понимания вещи. Раз уж вы затронули медиа-сферу, напомню, что вы являетесь непосредственным разработчиком всем известных миссионерских интернет-проектов. Многие из нас уже пользуются приложениями Молитвослов, Библиотека, Библия за год, Мой приход и другими. Какой из этих проектов вам нравится больше всего? Расскажите немного о нем. Во-первых, хочу напомнить, что каждый год с первого сентября у нас стартует акция «Библия за год». Это как раз тот проект, к которому легко может присоединиться каждый желающий и за год прочитать всю Библию. В проекте формируется особый план чтения, который позволяет за год прочитать Библию целиком и при этом задать возникшие вопросы. Оно позволяет каждому храму иметь собственное удобное и быстрое мобильное приложение, а прихожанам быть в курсе происходящего на приходе, узнавать его историю, новости, подавать записки, совершать пожертвования и т. У данного приложения есть некоторые преимущества перед группами в социальных сетях, мессенджерами, однако оно не призвано их полностью заменить, а позволяет сделать более качественной и удобной информационную среду прихода. Везде ли оно необходимо? К примеру, есть небольшие сельские приходы или приходы, где много пожилых людей? Безусловно, не везде оно актуально и нужно. У ряда приходов давно не обновлялись сайты, поэтому говорить о необходимости мобильного приложении для них не приходится. Если же говорить о старшем поколении, то большинство бабушек сейчас вовсю пользуются смартфонами. В этом проблемы не вижу. Для активных приходов это очень удобный инструмент именно для прихожан. На ваш взгляд, могут ли миссионерские проекты реализовываться без священника? Насколько вообще важна роль священника в миссионерской команде? Безусловно, священник должен участвовать в миссионерском служении мирян. В первую очередь окормлять, принимать по возможности личное участие, но при этом более эффективными могут быть сами миряне, активные прихожане по разным причинам. В том числе потому, что задача священника, в первую очередь, состоит в пастырском окормлении. А миряне не только могут исполнять специфическое миссионерское служение, но и вести миссию у себя в рабочем коллективе, в своей семье, в родительских школьных и иных сообществах. Это не агрессивное навязывание, а именно добрая миссия, которая очень важна. В данных коллективах знают, что этот человек верующий, воцерковленный, знают его с хорошей стороны, и к нему могут подойти с вопросом, за советом. Такая миссия очень действенна, потому что священник туда вряд ли попадет, а услышать взвешенную, здоровую позицию верующего человека можно. В то же время крайне важна приходская среда.
И что же скрывает таинственная формулировка «Концепции» о приближении литургической культуры к людям? В ней идёт речь о возможность совершения миссионерских богослужений[2], во время которых священноначалием благословляется объяснять людям смысл происходящего за этим богослужением — его истолковывать. Нормы церковного права о миссионерском богослужении Следует отметить, что такое богослужение обязано своим существованием не только «Концепции», но и канонам, а также церковным документам: 46 правилу Лаодикийского Собора, Определению Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Главный источник — информация в сети Уже в 2010 году новости о совершающихся миссионерских богослужениях стали появляться на сайте Московской Патриархии. Сегодня информации еще больше: «Google» по запросу «миссионерское богослужение» выдает около 314 тысяч сайтов, «Яндекс» — около 749 тысяч[4]. Первая сотня-две вариантов достаточно валидны. Это, конечно, не отменяет задачи написать одну-две хороших книги о миссионерских службах. К написанию такой литературы могут подключаться наши вдумчивые и грамотные читатели! Может, ничего не объяснять?.. Сегодня мы, дорогие читатели, переживаем момент, когда с утверждения данной практики минуло 8 лет. Некоторые спрашивают: «Зачем эти объяснения во время службы? И без них хорошо». Уместна ли будет такая отговорка, когда об актуальности миссионерского богослужения замечательно высказываются авторитетные, опытные и знающие особенности литургической жизни пастыри и архипастыри? За миссионерской Литургией в Исаакиевском Соборе Санкт-Петербурга 14 июля 2012 года архиепископ Амвросий Ермаков сказал: «Мы живем в такое время, когда интерес к Церкви, к богослужению, к христианству проявляется у многих людей. Эти люди приходят в храм и ощущают там себя особым образом: они понимают, что это какое-то особенное место, но очень часто не понимают, что совершается в храме». Именно такое состояние людей, когда они, придя на службу, находятся в прострации, и побудило к утверждению нормы о миссионерском богослужении. Литургические пробелы в жизни и опыте людей и есть главное основание данной практики! Но если потрудиться и поискать в церковной истории прецеденты объяснения богослужения во время его совершения, то найдется достаточное количество таких примеров. Подробно мы писали об этом в своей диссертации Методология, практика и история миссионерского богослужения. На вопрос «Актуально ли миссионерское богослужение сегодня? Анкетирование, проведенное нами в 2013 г. Сергиев Посад, указывает на актуальность литургических объяснений в наше время. В нем непредвзято выявлена явная литургическая неосведомленность современного жителя Подмосковья. Например, из 46 человек, назвавших себя православными не говоря о всех 96 опрошенных! Другие данные этого исследования также помогают понять актуальность миссионерского богослужения в наши дни. Важный вопрос в этом деле — вопрос ответственности. Что есть наша миссионерская и катехизаторская ответственность за оставление без миссионерского просвещения некрещеных и без катехизации церковных, но не просвещенных людей ср. Эта ответственность наверняка еще выше, чем светская ответственность перед законом за оставление человека в опасности[7],[8].
Что такое современное миссионерство? Круглый стол о православной миссии в современном мире
По общему мнению, мощное миссионерское поветрие, столь характерное для христианского Запада последних столетий, как-то обошло стороной «статичное» христианство Востока. Благодаря Бога за благодатную возможность осуществлять миссионерскую деятельность в современных условиях, православный миссионер должен всегда иметь в своем сердце апостольские слова. Что такое миссионерство?
Священник Иоанн Парамонов: Миссионерство и мы
Миссионерство иногда отличают от прозелитизма, однако четкие различия между миссионерством и прозелитизмом отсутствуют. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. образа проповеди, образа всех трех лет Своего служения.