Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретенный еще во времена Средневековья. это особая форма вежливого и утонченного поведения, характерная для аристократического общества. Смотреть что такое «КУРТУАЗНОСТЬ» в других словарях.
Определение термина «куртуазность»
- Особенности куртуазности: учтивость, тактичность, вежливость
- Что означает быть куртуазным
- Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое
- Краткий справочник куртуазного этикета от сэра Луи
Истори про историю. Куртуазность.
Вежливые слова и жесты Куртуазность и ее роль в общении Роль куртуазности в общении заключается в том, что она помогает нам выразить свою дружелюбность, внимание и уважение к собеседнику. Благодаря куртуазности мы можем поддерживать комфортную атмосферу в общении, предотвращать конфликты и разрешать возникающие разногласия мирным путем. Куртуазность также способствует улучшению нашей репутации и впечатления, которое мы производим на окружающих. Люди сами выбирают общаться с теми, кто ведет себя учтиво и деликатно, поэтому проявление куртуазности может сделать нас более привлекательными для других людей.
Основой куртуазного общения является вежливость. Она выражается в умении проявлять внимание и интерес к собеседнику, умении слушать его и выслушивать его мнение или проблемы. Куртуазность также проявляется в использовании вежливых слов и жестов, которые создают ощущение уважения и доброжелательности.
Куртуазность способствует созданию приятной и гармоничной обстановки в общении, в которой каждый чувствует себя комфортно и важным. Она позволяет нам устанавливать доверительные отношения, поддерживать и укреплять связи с другими людьми. Поэтому, развивая навыки куртуазности, мы можем стать более успешными и счастливыми в наших отношениях с окружающими.
Понятие куртуазности Основные принципы куртуазности включают в себя такие качества, как вежливость, тактичность, уважение и доброжелательность. Куртуазное общение предполагает активное слушание и проявление интереса к собеседнику, обмен вежливыми словами и жестами. Понятие куртуазности имеет свои корни во времена рыцарства и дворянства.
С течением времени оно существенно изменилось, но его основные ценности остались актуальными и в современном мире. Куртуазность играет важную роль в общении, поскольку позволяет строить гармоничные отношения, улучшать коммуникацию и создавать благоприятную атмосферу в любой группе или коллективе. Принципы куртуазности 2.
Умение слушать и проявлять интерес 3. Вежливые слова и жесты Одним из основных аспектов куртуазного общения является вежливость и соблюдение этикетных норм. Это включает в себя приветствия, прощание, использование «пожалуйста» и «спасибо», а также другие вежливые формулы общения.
Умение слушать и проявлять интерес к собеседнику также является важной частью куртуазности. Куртуазный человек будет проявлять внимание, задавать вопросы, показывать свою заинтересованность в беседе и быть открытым к общению. Вежливые слова и жесты также являются проявлением куртуазности.
Это может быть улыбка, помощь при необходимости, поддержка и комплименты. Важно оказывать заботу и внимание другим людям, проявлять доброжелательность и открытость. Определение куртуазности Куртуазность включает в себя вежливость, умение слушать и проявлять интерес к собеседнику, использование вежливых слов и жестов.
Она помогает создать приятную атмосферу коммуникации и способствует лучшему пониманию между людьми. Основная идея куртуазности заключается в том, чтобы уважать чувства и интересы других людей.
Схема «благородного любовного треугольника» оказалась в те времена очень востребованной. Преклонение перед дамой. Изображение на ларце Во-первых, как считают историки, в большинстве стран в Средневековье было принято отдавать мальчиков уже с семи лет в услужение к сеньору их отца или родственникам, обычно дядям. Малыш, оторванный от матери в таком раннем возрасте, часто переносил на жену господина часть нерастраченной любви. Благородная дама при этом становилась для юноши желанным, но недостижимым объектом. Во-вторых, структуре феодального общества такие идеи оказались полезны: для ограничения наследственных разделов требовалось сократить количество браков, в которые вступали сыновья благородных родов.
Обычно семья стремилась женить одного, по преимуществу старшего, сына. Остальные же фактически оставались «за бортом» - их ожидали судьбы священнослужителей или холостяков. При такой незавидной участи идея о вечном бескорыстном служении благородной даме выглядела привлекательно.
Корректность в общении с окружающими проявляется в умении держать эмоции под контролем, не высказываться о жизни других людей и их поведении в отсутствие , не поддаваться слухам и интригам. Благодарность и комплименты — это проявление доброты и заботы, которые помогают укреплять и поддерживать отношения с другими людьми. Помните, что даже самый мелкий комплимент может вдохновить и поднять настроение. Внимательность к деталям — это показатель внимания и заботы о других людях. Помните, что даже мелкие детали могут иметь большое значение для других людей, поэтому старайтесь обращать на них внимание и быть внимательны к окружающим.
Все эти принципы имеют одну цель — улучшить качество жизни окружающих людей, сделать общение более приятным и гармоничным. При этом важно помнить, что куртуазность не должна становиться притворством или фальшью. Куртуазный человек всегда действует в соответствии с своими истинными убеждениями и не навязывает свои взгляды окружающим. Зачем нужно проявлять куртуазность в жизни Куртуазность — это способность проявлять уважение и вежливость к другим людям. Понимание ее важности в нашей жизни помогает нам сделать наш мир более гармоничным и приятным для всех. Проявление куртуазности может улучшить наше общение с людьми и освободить нас от конфликтов и неприятностей. Умение сказать «спасибо» или пожелать хорошего дня может создать положительный настрой и улучшить нашу эмоциональную атмосферу.
Куртуазность включала в себя эстетический и этический аспекты, и она была сильно связана с рыцарской культурой и образом жизни.
Хотя понятие куртуазности возникло в средневековой эпохе, некоторые его аспекты до сих пор актуальны и могут рассматриваться как важные принципы в современном обществе, такие как уважение, вежливость и доброта в отношениях с другими людьми. Свежие записи.
Куртуазия: элегантность и изящество в мире культуры
Куртуазная куртуазность куртуазна. Лексическое значение слова куртуазность включает в себя несколько аспектов. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. это способ ведения себя, который подразумевает уважение и заботу о. что такое куртуазность. Пытаешься разобраться, что такое куртуазный? Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения. Куртуазность – это качество, которое отличает истинного джентльмена или леди от других людей.
Куртуазия: история и сущность
- Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра – Telegraph
- 1. Рыцарство и куртуазность как феномен средневековой культуры: возникновение и этапы развития
- Навигация по записям
- 1. Рыцарство и куртуазность как феномен средневековой культуры: возникновение и этапы развития
Что такое куртуазность: определение и основные принципы
Есть простой, но вполне куртуазный способ неизвестное сделать известным – случайно наступить на любимую мозоль, тогда умный в гору не пойдёт! учтивый, вежливый и обозначает, собственно, то же самое - изысканно вежливый, любезный, учтивый. Подонок может быть аристократически утончённым, изысканно любезным, то есть будет казаться на все сто куртуазным, и лишь опытный взгляд увидит в его поведении фальшь за показным рыцарством и напускной куртуазностью. учтивый, вежливый и обозначает, собственно, то же самое - изысканно вежливый, любезный, учтивый.
«Что за жизнь, что за радость, коль нет золотой Афродиты?» Прагматика куртуазности
учтивый, вежливый и обозначает, собственно, то же самое - изысканно вежливый, любезный, учтивый. Куртуазность проявляется во многих ситуациях нашей жизни – в общении с коллегами на работе, с друзьями, семьей, незнакомыми людьми. Что такое куртуазность 6 класс история кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Таким образом это превращалось в игру, где «добыча» рядом, но недоступна и постоянно убегает, а «охотник» доводит себя до того, что наградой для него становится уже не «добыча», а сам процесс служения ей. #словодня #куртуазность. Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности.
Sorry, your request has been denied.
Жалобой Влюбленного заканчивается часть, написанная Гильомом де Лорисом. Сюжетную линию, оборванную Гильомом, через 40 лет после его смерти закончил ученый горожанин Жан де Мен Жаном Клопинель, или Шопинель, из Мена; ок. Теперь в романе появляются новые действующие лица : Лицемерие, Природа, Радость, которые поучают влюбленного на его пути к Розе. Лицемерие душит Злоязычие, Щедрость и Вежество стараются освободить Приветливость, которую Стыд и Страх вновь заключили в башне. Перед башней разыгрывается бой, и одержать победу влюбленному помогает Природа. Он срывает Розу и просыпается. Куртуазные мотивы в культуре народов Западной Европы Концепция куртуазной любви и куртуазная культура широко распространилась в Европе. Произведение немецкого миннезингера см. В Англии самым значительным памятником куртуазии стала «Аллегория Любви» Льюиса. В Италии куртуазия распространилась в 12 в.
В « Божественной комедии » Прекрасная Дама Данте - Беатриче - становится не только его платонической возлюбленной, но и духовным провожатым поэта к таинствам Рая. Влияние куртуазного идеала изысканного поведения и манер, рыцарственного служения Даме, особого рода хрупкой и тонкой мужской и женской красоты отразилось в готической живописи и миниатюре 12—13 вв. Отголоски куртуазии - в моде на галантность 18 века, поэзии и искусстве европейского романтизма см. Энциклопедический словарь. Практический справочник. То же, что куртуазия. И куртуазность учтивость, к которой прибавлено немного жеманства и немножко сладострастия.. Труднодостижимо, потому что жеманство и сладострастие почти бесконтрольны, а при отсутствии почти недоступны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Э. Тристан и Изольда Куртуазность, куртуазия англ.
Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях Как-то возникла у меня необходимость эти самые правила найти - хоть тушкой, хоть чучелком. В общем, позарез. И не нашла. Почему-то было у меня ощущение, что правила куртуазного поведения сформулированы в конкретный свод или кодекс, но если он и существует, его текста у меня нет. Не вдаваясь особо в историю, можно отметить, что куртуазность - это философия западно-европейской аристократии XII-XV веков. Именно оттуда идет ностальгия о "временах рыцарства" и мечты о "принце на белом коне" - ни более ранние, ни более поздние воззрения далеко не куртуазны и придерживаются совершенно иных взглядов как на мужской, так и на женский идеал. Не углубляясь в причины и подоплеку о них можно почитать в Википедии по запросу "куртуазная литература" , опишу внешнюю сторону куртуазности. Куртуазный мужчина. Список канонических качеств куртуазного мужчины найти удалось: - щедрость, готовность к большим расходам, достойным знатного рыцаря; - изящество обхождения; - честь и храбрость; - веселье и уменье развлекать.
Во всем этом осуждаются крайности: некуртуазны мот, манерный мужчинка, паяц и тот, кто забывает обо всем ради подвигов или мести. Некуртуазны жмот, меланхолик, грубиян и трус. Также неправ тот, кто забывает обо всем ради любви - пренебрегая прочими доблестями, кроме поклонения своей даме, он становится некуртуазен, распространяя эту некуртуазность на даму. На данный момент осталось достаточно правил мужской куртуазности, а также появились правила, выдержанные в этом духе. Подать и помочь надеть пальто, придержать дверь, пропустить вперед, подвинуть стул, нести более-менее тяжелые сумки, подавать руку при выходе из транспорта, целовать ее руку же при знакомстве и встрече, ловить такси и заказывать столик... Все это по пунктам прописано в соответствующих книгах и называется в зависимости от степени освоения мужчиной либо вежливостью, либо знанием этикета. А по сути является куртуазностью как она есть. Куртуазная женщина. Здесь сложнее.
Проще определить, какая женщина НЕкуртуазна. В первую очередь, конечно, некуртуазна женщина, которая похожа на мужчину. Резкие движения , мужские жесты, мужской лексикон, мужские интонации и занятия, неженственная одежда...
Правда, такие отношения тогда назывались «Прекрасной» или «Возвышенной» любовью. Термин «куртуазный» ввел французский филолог Гастон Парис, указывая на социальный круг героев, так как «Куртуазный» в переводе с французского означает «учтивый, рыцарский, галантный». Со временем понятие «Куртуазности» расширилось, под ней подразумевали так же нормы поведения по отношению как к женщинам, так и мужчинам, правила приветствия и обращения к даме или кавалеру, приглашение на танец, поклоны и реверансы.
Куртуазная любовь , но и в отношениях с мужчинами.
В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса.
Куртуазная любовь, или как любили в Средние века
Словом, быть куртуазным означало быть и рыцарем и « трубадуром » одновременно. Однако многие историки согласны с тем, что, помимо средневековой литературы, «облагораживанию» грубых нравов в немалой степени способствовали женщины той эпохи, например, такие выдающиеся личности как Алиенора Аквитанская. В XII веке любовь к женщине выходит на первое место в литературе, оттесняя воспевание рыцарской отваги. Куртуазность в средневековом обществе От рыцаря требовалось умение ухаживать за дамой, и не важно, если дама была замужем, а сам рыцарь вассалом ее супруга.
Мало по малу в средневековом обществе под влиянием трубадуров и самих дам вырабатываются правила куртуазного поведения, в которых изящные манеры играют первостепенную роль. А как же любовь? Куртуазная любовь, воспеваемая трубадурами южной Франции , не имела ничего общего с супружеской верностью, за что порицалась как Церковью, так и обществом мирян.
Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя « вежливость », « учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания.
Рыцарство, включавшее в свои ряды преимущественно мелкую знать, нуждалось в новой идеологии, оправдывающей их социальные требования; отсюда проистекают рыцарская этика, щедрость, любовный идеал и куртуазные качества, воспетые как неотъемлемые свойства рыцарства. Но в скором времени эту куртуазную идеологию переняла и начала использовать в своих целях аристократическая верхушка, превозносящая «Авантюру» в качестве общего идеала для знати; для нее это возможность предоставить этому классу миссию, которую она идеализирует. Отныне рыцарство — это не только воинственность жесты , но и куртуазность «античные» романы ; теперь на него возложена спасительная и эсхатологическая миссия артуровские романы , оно становится носителем социальной идеологии[705].
Впоследствии эту идеологию попыталась использовать Церковь, христианизировав ее путем мистического распространения темы Грааля и его одухотворенного поиска[706]. Несмотря на некоторые перегибы, вызванные базовыми идеологическими a priori в частности, утверждением о том, что куртуазность зародилась в относительно скромной социальной среде мелкого рыцарства[707] , объяснение Э. Келера оказало сильное влияние на исследователей средневековой литературы. Возможно, еще в большей степени оно вдохновило историков, в том числе и Жоржа Дюби, чья интерпретация, поначалу сходная с толкованием немецкого ученого, впоследствии стала немного от нее отличаться[708]. По мнению этого великого французского историка и писателя, куртуазная литература, чтобы получить признание, должна была каким-то образом соответствовать тому, что занимало и волновало людей, для которых она создавалась; при этом она, напротив, должна была повлиять на линию поведения своего читателя. Однако Ж.
Дюби категорически не согласен с тем, что куртуазная модель способствовала повышению роли женщины в обществе. Куртуазные сочинения, по его мнению, пропитаны женоненавистничеством. На самом деле куртуазная любовь обучала тому, как стать преданным вассалом. Сеньор, глава домочадцев, соглашался поместить свою супругу в центр состязательной борьбы молодых мужчин, в обманчивое игровое положение превосходства и власти. Дама лишала своей милости одного и предлагала ее другому. Приученное куртуазной любовью к дисциплине, мужское влечение, таким образом, было использовано в политических целях.
К тому же, продолжает автор, не являлась ли женщина в данном случае всего лишь иллюзией, «ширмой»? В том военном обществе, каким было рыцарство, не являлась ли куртуазная любовь в действительности любовью мужчин? Такая интерпретация подкреплена в более свежем исследовании Ж. Согласно ему, утонченная любовь, которую называли «куртуазной», выводит на сцену женщину, «осажденную» юношей, который притворяется побежденным и униженным, чтобы завоевать ее. В большинстве случаев эта женщина оказывается супругой его сеньора. Сеньор, в свою очередь, решает использовать ее в качестве «приманки».
Дама подвергает юношу испытанию, требуя от него показать, на что он способен. В силу взаимности ибо в обществе того времени любой дар требовал ответного дара и преданного служения она, наконец, решает отдаться своему возлюбленному, но не сразу, а «поэтапно». Итак, куртуазная любовь не имеет ничего общего с любовью платонической — это игра, лидерами которой становятся мужчины. Ее новшествами можно считать ожидание, мастерство «игрока» и «одомашнивание» удовольствия. Удовольствие мужчины[712] теперь заключается не в его утолении, а в его ожидании, и достигает кульминационной точки в самом влечении[713]. Эти поэмы и романы, справедливо замечает Ж.
Дюби, предназначены для людей, находящихся при дворе, особенно при дворе Плантагенета, в образованной среде, знающей и почитающей Овидия. Речь идет о литературе, уводящей от действительности, поэтому историк не должен обманываться, считая, что эти документы напрямую освещают о реалии жизни той эпохи. В этом, на мой взгляд, слабая сторона аргументации автора. Действительно, если литература хоть сколько-нибудь отражала действительность, зачем сеньоры принимали такой образец поведения? Ведь он представлял для них большой риск, поскольку дамы, становившиеся объектом любви и попадавшие по воле своих супругов в столь опасную ситуацию, были их женами. В противном случае, если эта идеологическая модель не имела никаких связей с действительностью, какую пользу она приносила сеньорам и только им?
Эти поэмы, говорит Ж. Дюби, воспевают не женщину, а образ, сотворенный мужчинами. Но насколько соответствует характеру мужчины того времени образ, в угоду которому он должен оказаться на положении слуги, покорного воле дамы, чьим желанием будет либо даровать ему милость, либо ответить отказом? Нет ли в этой новой концепции любви следов женского или феминизирующего влияния, как полагает автор? Кроме того, признает Ж. Дюби, эти произведения пользовались огромным успехом, а следовательно, сумели хоть в чем-то изменить нравы аудитории.
Следует спросить себя и это важно прежде всего для историка , почему эта куртуазная модель была превознесена, почему она вышла на первый план и получила признание. Куртуазное поведение являлось в первую очередь отличительным критерием в рядах мужского общества: речь шла о том, чтобы изменить свое поведение не в отношении женщины в целом, а в отношении определенных дам — придворных, аристократических. Более того, куртуазная любовь, как полагает Э. Келер, могла быть изобретением клириков, испытывавших еще большее чувство неудовлетворенности, нежели «юноши» или трубадуры родом из мелкой знати. Проблема у этих двух социальных групп одна и та же: и те и другие лишены возможности жениться в силу церковных и социальных законов… но любовь — это иное дело! Этим запретным плодом духовенство отнюдь не брезгует!
Запрет ничего не даст: лучше обойти его под видом куртуазности. К тому же, добавляет автор, рыцарское воспитание в мужской среде способствовало расцвету гомосексуальных наклонностей и культивировало образ недоступной, таинственной, обольстительной, запретной и беспокоящей воображение женщины, над которой рыцари всеми силами старались восторжествовать, прибегнув к бахвальству[714]. Идеализировать свое влечение, сублимировать его в невыразимое наслаждение, «joy», было более изящным, более искусным способом преодолеть чувство тревоги и беспокойства, вызванное дестабилизирующим открытием своего «сексуального тупика», и постичь «непостижимую тайну наслаждения женщиной». Тонкие замечания Ж.
Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века. Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина. Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы.
Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная. Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства. Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность — свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность. Куртуазная любовь — уникальная форма взаимоотношений противоположных полов. Утончённая любовь — определение, которое давали ей современники.
Куртуазия как особый тип культуры
Вещи, принимаемые в дар, хранились очень бережно и не продавались. Культ Прекрасной Дамы 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе «Известно, что в период расцвета Средневековья красивой и привлекательной считалась та женщина, что была стройна, белокожа, белокура как нормандки , отмечена всеми признаками физического здоровья ведь женщина должна рожать детей » [ 7 , с. Об образовании же и воспитании благородных девиц Средневековья известно немного.
Со временем среди феодалов распространился обычай отдавать своих дочерей в монастыри на воспитание. Благодаря этому грамотность среди женщин-дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей. В известной мере это объясняется тем, что духовенство стремилось оказать влияние на рыцарей через их жён, которые получали воспитание в монастырях.
Не случайно в числе приданого знатной невесты были книги религиозного содержания» [ 41 ]. Приобщаясь к культуре и образованию, женщины утверждали гуманные нормы поведения в обществе, смягчали, даже одним своим присутствием, жестокость мужчин. А платок, брошенный между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог предотвратить схватку и примирить их.
Новое — куртуазное — отношение к женщине позволяло и даже требовало её присутствия на многих рыцарских забавах: турнирах, охоте а то и на войне; примером могут послужить второй и третий крестовые походы. Известны случаи, когда дамы, вынужденные наравне с мужчинами подолгу «не сходить» с седла, носили мужское платье женское седло ещё не было изобретено. Так, «в 1174 году мятежная супруга Генриха II Английского, Алиенор Аквитанская это был её второй брак , была захвачена в плен сторонниками законного монарха — в тот момент на ней был костюм и полудоспех, как и на рыцарях её свиты» [ 7 , с.
Кроме того, женщины иногда надевали мужской костюм для участия в праздничных церемониях, которыми славилось Средневековье. Вразрез с куртуазной культурой проповедники в церквях называли женщин «обителями зла», как мы узнаём из книги Ж. Автор утверждает, что на самом деле отношение мужчин к представителям второго пола всегда было двойственным: как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть; женщина ближе к природе, это порождает страх.
А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад». Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным.
Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён. Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные. Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству.
И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин. Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см.
Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений.
Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю. Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см.
Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить. Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета.
Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви. Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, а не только той, которой служил. Куртуазные идеалы и реалии жизни Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе.
Следует отметить, что изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение и лишь платонические чувства возвышенной любви. Но все попытки церкви превратить рыцарственное служение в сугубо платонический культ, являвшийся зеркальным отражением культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в куртуазные отношения зачастую вмешивалась истинная страсть. Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и подчинению особым правилам.
Около 1184-го — 1186-го годов Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви» — единственное в своём роде сочинение, в котором изложена этика куртуазной любви. В своём трактате автор апеллирует к высокому авторитету реально существовавших знатнейших дам: Алиенор Аквитанской сначала французской, а затем английской королевы , третьей жены Людовика VII Аделаиды Шампанской и виконтессы Эрменгарды Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века. Но в произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников см.
Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви [ 9 , с. Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. К началу XIII века относятся первые дидактические поэмы, кодифицирующие принципы рыцарского поведения в обществе.
Однако сами по себе попытки наладить и приукрасить быт поначалу мало сказывались на отношениях внутри общества, на представлениях о приличиях и благовоспитанности. Грубые нравы менялись медленно, а элементарно уважительное отношение к личности, в частности, к женщине, воспевавшееся в литературно-поэтических произведениях, в жизни было скорее похвальным исключением, чем правилом, даже в XII веке. Но у куртуазной этики есть свои колдовские чары — это этика, высоко поднятая над земной рутиной, она дарит чувство принадлежности к особому кругу избранных.
Высшее сословие Средневековья рисовало своё существование как некую внеисторическую, свободную от цели, абсолютную эстетическую конструкцию. Вот почему воздействие её, идеальные представления о совершенном рыцаре были столь значительными и длительными. Слившиеся с этим идеалом представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох.
Возможно, именно потому, что идеал был так далёк от реальности, он оказался столь универсальным. Рыцарский идеал пережил все катастрофы, которые обрушивались на него в течение последующих веков; он пережил даже «Дон Кихота» Сервантеса. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья Светское обхождение, интерес к музыке и книгам, относительная грамотность приобрели определённый вес, в первую очередь, при ведущих дворах Европы, особенно на юге, во Франции.
Под покровительством Французских, а впоследствии испанских и иных владетельных сеньоров в конце XI века зародилась и расцвела куртуазная поэзия трубадуров. Этимология слова «трубадур» объясняется специалистами по-разному. Трубадурами называли поэтов, сочинивших свои произведения на южно-французском языке, явивших образы прекрасных дам и благородных рыцарей.
Раньше и полнее рыцарская культура сложилась в Провансе юг Франции, ставший независимым государством после распада империи Карла Великого в IX веке. Наиболее известны из провансальских трубадуров Бертран де Вентадорн и Пейре Видаль, которые воспевали весну и любовь, как величайшее благо в жизни, дарованное людям [ 2 , с. На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры «певцы любви» в Германии.
Поэтов стали занимать не лирические стихи, а стихотворные поэмы — рыцарские романы. Романы о короле Артуре, рыцарях Круглого стола, поисках Святого Грааля, Мерлине современные исследователи объединяют в «Бретонский цикл». Самое известное произведение из него — «Смерть Артура» Томаса Мелори [ 37 ].
В них изображались утончённые нравы, благородные порывы. В сущности, романы отображали лучезарные мечты средневековых европейцев о мире красоты, любви и благородства. Наиболее известны из дошедших до нас авторов француз Кретьен де Труа роман «Ивейн» и немец Вольфрам фон Эшенбах роман «Парцифаль» , а также поэтесса Мария Французская.
Одним из самых распространённых сюжетов была легенда кельтского происхождения о Тристане и Изольде. Авторами самых ранних версий были Томас, Беруль и Готфрид Страсбурский. В XIX веке французский учёный Жозеф Бедье составил из различных фрагментов романа некую полную версию, которая и поныне пользуется популярностью.
Что можно с уверенностью сказать о переработках и современных интерпретациях других средневековых романов и легенд. Рыцарство и куртуазность в интерпретации современной молодёжи «Начиналось всё ещё до распада СССР, когда на волне перестройки, гласности и демократизации советские педагоги увидели в ребёнке человека и начали испытывать на нём методики, взращивающие в ребёнке личность» [ 54 ]. Одним из ярчайших средств этого процесса были ролевые игры.
Сейчас они во многом из воспитательно-развивающей методики превратились в азартное развлекательное действо и средство самовыражения. Ни по значимости, ни по популярности она не уступала летним пионерским лагерям, и, когда бы не развал Союза, ролевые игры могли бы сменить вечную «Зарницу» в рейтинге детско-юношеских развлечений» [ 54 ]. События 1991 года повлекли за собой серьёзные изменения в системе внешкольного досуга.
Ролевые игры оказались отданы на откуп энтузиастам и авантюристам. Эта «гремучая смесь» позволила ролевым играм сохранить заряд развивающей и воспитывающей энергии ещё на несколько лет. Вместо гармоничности и цельности образа становится важна победа.
Это примета времени, не более» [ 54 ]. Время шло, создавались новые игры, люди взрослели и обрастали новыми знакомствами. В 1993-м — 1995-м годах в Москве, параллельно с ролевой деятельностью осуществляется становление исторической реконструкции Средневековья.
Но час пробил, и реконструкторские объединения стали возникать и распространяться с поразительной скоростью. Следует отметить, что «московские тенденции» быстро распространились по всей России, продолжая процесс объединения молодёжи разных городов, округов и даже ближнего зарубежья на почве исторической реконструкции. Примером могут послужить такие регулярно проводимые исторические фестивали федерального и международного масштаба, как «Куликово поле» Тульская обл.
Реконструкция Средневековья» г. Выборг — см. Наша Владимирская область насчитывает более десятка ролевых и исторических клубов.
Наиболее значимые из них: «Рарог» клуб смешанного типа, г. Руководитель клуба «Рыцарское копьё», сэр Брайн Б.
Энциклопедический комментарий: В сочетании со словом "литература" обозначает придворно-рыцарское направление в европейском литературном творчестве XII-XIV вв. Пафос куртуазной литературы - идеалы сословной чести и доблести, причем не во имя рода или страны, как в героическом эпосе, а личной славы и нравственного совершенства. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми темами, жанровыми формами, стихотворными размерами, рифмой.
Такая неопределённость дает ему возможность совершенствования своих моральных качеств. Бродячие поэты. Pinterest Поэты Северной Франции смотрели на «куртуазную любовь» под несколько иным углом. В их произведениях наслаждение плоти занимало значительное место: герои становились чувственнее, женские черты стали более разборчивыми. Но на первое место всё равно выходили добродетели. Провансальская литература 12-го столетия обращала внимание на рыцарские романы, в которых герой всегда сталкивался с определёнными сложностями на пути любви к прекрасной даме. Люди не особо любили то, чем владели. Яркий пример — отношения Ланселота и Гвиневры. Верный любовник, не отступающий даже перед страхом пасть в немилость и остаться бесчестным, преклоняется перед дамой, которая принадлежит его соратнику и господину. Преклонение перед дамой. Изображение на ларце. Pinterest Пожалуй, самое известное произведение этого порядка — «Трактат о любви» Андре Капеллана, написанный около 1200 года. Фактически это настоящее руководство для тех, кто решил сыграть в эту захватывающую и опасную игру. Чтение поэзии. Pinterest Но к 12-му столетию мода на любовные темы в литературе несколько изменила свой вектор развития.
Попав на исторический факультет, я поняла, что сделала правильный выбор, и не только в плане моей будущей специальности. Когда общаешься со студентами своего факультета, которые уже прошли второй год обучения, понимаешь, что многие из них не лишены той самой воспитанности, каких-то элементарных правил поведения в обществе, учтивости. Об Алле Александровне Дворецкой я слышала давно и часто: выпускники говорили, что она научит нас учиться, старшие — что научит общаться с людьми. Первые лекции этого преподавателя показались мне довольно своеобразными: Алла Александровна заряжает своей энергетикой — и ничего постороннего больше не существует, и ты действительно растворяешься в далеком средневековье. К сожалению, нынешняя реальность далека от идеала.
Куртуазность - это что такое?
В Средневековье, помимо достойного поведения в соответствии с предписаниями аристократического двора учтивости , чтобы слыть куртуазным, требовалось быть храбрым. Причем проявления этой храбрости, по меркам современного мировоззрения, порой трудно назвать «рыцарскими». Например, в XII-XIII веках такие проявления военной доблести, как беспощадное уничтожение врага и разграбление его земель, никого не шокировали, напротив, возвеличивались как в повседневной жизни, так и в средневековой литературе. Быть храбрым не просто престижно, это обязательное достоинство любого рыцаря, которое может вызвать к нему интерес короля или принца, а также любовь дамы. И все-таки, несмотря на то что военная доблесть продолжает быть неотъемлемым требованием в рыцарской среде, во второй половине XII века одной ее уже недостаточно, чтобы прослыть куртуазным. Под влиянием произведений трубадуров в придворной среде на первый план выходит не грубая сила и умение владеть мечом, а качества, необходимые для покорения женских сердец.
Теперь от рыцаря ожидается умение сделать комплимент даме, поддержать разговор, танцевать, петь, принимать участие в играх и даже сочинять.
Ревнивый муж жену воспринимает как объект, как личное имущество, приобретенное путем брачного союза, а потому он заслуживает того, чтобы быть обманутым. Понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни. Куртуазность, по мнению некоторых авторов, как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством - Прекрасной Дамой.
Это некий свод правил поведения рыцарей. Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов. И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время.
Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам— это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания.
Идеалом подобных отношений было не физическое воплощение влечения, а бесконечная игра, в которой эмоции боролись с долгом и ответственностью. Подобные чувства требовали дисциплины и вели к совершенствованию личности, ведь, вступая на путь служения своему идеалу, юноша не ждал вознаграждения. Эта неопределенность и была основой куртуазной любви. Средневековая миниатюра: «Чтение поэзии» Конечно, в реальности не все благородные сеньоры были слишком суровы. Считается, что, принимая знаки внимания влюбленного юноши, дама входила с ним в отношения, напоминавшие вассальный договор. Она тоже была обязана ответить на любовь, но по закону сделать этого не могла, ведь тело ее принадлежало мужу, что и создавала пикантную натянутость ситуации — основу каждой хорошей любовной истории.
В любом случае, в подобных сочинениях вопросы добродетели занимали значительное место. В целом считается, что эта увлекательная и захватывающая игра имела одно положительное следствие — она изменила отношение к женщине в целом. Средневековое общество впервые стало считаться с чувствами «слабого пола», увидело его в новом, более выигрышном свете.
Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности. Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения.
Что такое куртуазность
История возникновения куртуазности Куртуазность — это понятие, которое очень часто ассоциируется с аристократическим образом жизни. свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Куртуазная литература (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают. Куртуа́зность, куртуа́зия — система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен был обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения. При сопоставлении они дают объемную картину куртуазной поэтики и прагматики, позволяя восстановить генезис самого явления куртуазности.