По окончании чина Владыка митрополит благословил каждого пришедшего на богослужение на прохождения поприща Великого поста. Домой Блог Новости Чин прощения.
Смотрите также
- Главное за день
- 17 марта 2024. Чин прощения в кафедральном соборе | Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани
- Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают
- История Прощеного воскресенья
- Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения
- Читайте также
Слово при совершении чина прощения
Чтобы прощение наших грехов Богом не сопровождалось несправедливостью, жертва была принесена за эти грехи, но Господь Сам Себя принес в такую жертву. Чином прощения называется особое богослужение, которое совершается в Неделю сыропустную после вечерни и заключается в том, что перед началом поста духовенство и миряне испрашивают друг у друга прощения за свои вольные и невольные прегрешения. Как уже было отмечено, название «Прощеное воскресенье» используется в обиходе и связано с тем, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения. Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером – это служба вечерни сырной седмицы. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов.
Чин прощения 2023
Главная > О монастыре > Новости обители > Чин прощения. Вечером 26 февраля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве перед чином прощения произнес проповедь. Вечером 26 февраля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве перед чином прощения произнес проповедь. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Затем Его Преосвященство обратился с напутственным словом к народу, и по традиции первым коленопреклоненно испросил у духовенства и прихожан прощения. В кафедральном соборе Рождества Христова на вечернее богослужение с чином прощения собрались клирики Рязанской епархии и прихожане.
Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения
Также и все прихожане просят друг у друга прощение. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон поясной или земной и говорится: «Прости меня, имя , в чем согрешил пред тобою», — делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю.
Часто нам кажется, что мы вроде бы ничего этим людям и не должны. Казалось бы, есть у меня на работе знакомый, который тоже верующий, вроде бы мы с ним не ругались, не ссорились, за что же я буду просить у него прощения? Но на самом деле очень важно понимать, что мы просим прощения не только за то, что мы сделали, но и за то, что не сделали, за то, что не оказали той евангельской любви, которую могли оказать этому человеку. То есть совершенно необязательно человека в храме знать, чтобы у него просить прощения; ведь мы ходим с ним вместе в один храм и, может быть, когда-то не оказали ему внимания. Поэтому всегда есть о чем попросить у другого прощения. Несколько слов об истории чина прощения История происхождения этой традиции явно монашеская и связана с монашеским устройством, с монастырским житием.
Как, в принципе, наш современный церковный устав имеет монастырское происхождение.
Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми. В воскресенье 26 февраля в 2023 году Церковь напоминает нам о событиях изгнания Адама и Евы из рая.
Заговенье на Великий пост для тех, кто собирается его соблюдать, означает, что 26 февраля — последний день, когда разрешена не постная пища. Простим друг друга, братья и сестры!
После слова архипастыря был совершен чин прощения, во время которого наместник и насельники обители, администрация, преподаватели, сотрудники, студенты Духовной школы и миряне испросили прощения друг у друга. Фото: Дмитрий Румас.
Прощенное воскресенье 2023: какого числа, история и традиции у православных
В этот день обязательно молились об усопших и просили прощения за причиненные обиды. «И ненавидящим нас простим вся Воскресением»: в Сретенском монастыре совершили чин прощения. Чин прощения появился много веков назад.
Чин прощения 2023
Чин Прощения на вечерне сыропустной недели. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В кафедральном соборе Рождества Христова на вечернее богослужение с чином прощения собрались клирики Рязанской епархии и прихожане.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву на начало Великого поста. Этим торжественным богослужением мы входим в поприще Святой Четыредесятницы — особое время, которое предназначено для того, чтобы дать всем нам, людям, погруженным в суету каждодневной жизни, людям, у которых теперь так мало времени для молитвы, — возможность для духовных размышлений. Время подумать о себе, о своей жизни. Великий пост действительно приглашает всех нас к более частому участию в богослужениях. Великопостные богослужения располагают человека к покаянию, к размышлению о самом себе, о своих грехах. О всем том, что нередко приводило в действие голос нашей совести, когда мы сокрушались, сказав что-то не так или сделав что-то, что кого-то обидело; а потом, в суете мирской, голос совести затихал, и мы забывали, что сделали плохое, а иногда и оправдывали сами себя.
Великий пост дает нам возможность, во-первых, вспомнить о плохих поступках и словах, которые когда-то ранили нашу совесть, а потом вышли за пределы нашего внимания и перестали возбуждать совесть. Но ведь эти поступки и слова остались! Они отягощают нашу духовную жизнь, однако Великий пост дает нам возможность вспомнить всё, в чем мы не раскаялись, принести Господу покаяние и вообще подумать об устроении своей жизни: так ли мы живем, то ли мы делаем, тому ли отдаем большую часть своего времени, свои силы, свое внимание, свою заботу. Стиль современной жизни переориентирует наше внимание на второстепенное, но это второстепенное кажется нам очень важным, потому что от него нередко зависит уровень нашей жизни, нашего комфорта, нашего благополучия. И мы настолько свыкаемся с тем, что заботы о земном благополучии стали самой главной нашей заботой, что чаще всего забываем про самое важное — заботу о своей собственной душе. Вот для того чтобы вырваться из этой круговерти событий, отвлекающих нас, мешающих нам сосредоточить свое внимание на самом главном, и дается нам время Великого поста, особенно его первой седмицы. Те, у кого есть возможность, всенепременно посещайте службы и утром, и вечером.
А значит, завтра начнется Великий Пост, в который мы должны войти со смиренным сердцем, попросив прощение у своих родных и близких, у всех тех, кто нас окружает, простить и позабыть все обиды, чтобы не было в нашей душе той червоточины, которую порождает напрасная злоба. В этот день в храмах совершается чин прощения. Священники меняют облачение на постовое.
В Раифском монастыре будет отслужены Божественная литургия и Вечерня с чином прощения. Начало литургии в 8:30.
По православной традиции в этот воскресный день принято просить друг у друга прощение. Этот день еще называют Прощеным воскресеньем. Откроются царские врата, священники будут облачены в постовые одежды, и зазвучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…» Чин прощения. Красивое и торжественное действо, когда наместник обители коленопреклоненно испрашивал прощение у всех — и у своих подчиненных, вплоть до самого скромного чтеца, и у пришедших в Прощеное воскресенье в храм верующих. А те, тоже с земным поклоном, отвечали: «Бог простит!
И я прощаю!
В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон поясной или земной и говорится: «Прости меня, имя , в чем согрешил пред тобою», — делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, имя » — «Бог тебя простит, и я прощаю», — и совершается троекратное христианское целование. Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом. История чина прощения Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.
И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Чин прощения 17 марта 2024 года, Храм Христа Спасителя, г. Москва
Поэтому сегодняшний воскресный день называется Прощеным воскресеньем. Сегодня каждый из нас должен вспомнить тех, кого он обидел, кого огорчил, кого осудил, кому не помог в трудную минуту жизни, не проявив христианской любви в отношении своего ближнего. Не формально надо попросить прощения у того человека, которого мы огорчили, которого обидели, осудили. Надо снять с души ту тяжесть, которая лежит на сердце после совершенного нами греха в отношении наших ближних. Всякий из нас, оглянувшись на свой жизненный путь, увидит, как часто мы обижаем друг друга, как часто осуждаем других людей, забывая слова Спасителя "Не судите, да не судимы будете" Мф 7. Господь в Евангелии очень образно говорит: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Если мы примиримся и попросим прощения у того, кого мы обидели, огорчили, к кому не проявили христианской любви, сострадания, не помогли в трудную минуту жизни, если мы примиримся с этими людьми, то мы снимем с души тяжкое бремя греха в отношении наших ближних. Это прощение должно быть взаимным. Обычай совершать чин прощения в Церкви идет из первых веков Христианства, когда монашествующие в этот день Прощеного воскресенья собирались в свой храм, прощались друг с другом и уходили в пустыни на подвиги молитвы, покаяния и воздержания.
Всякий из нас, оглянувшись на свой жизненный путь, увидит, как часто мы обижаем друг друга, как часто осуждаем других людей, забывая слова Спасителя "Не судите, да не судимы будете" Мф 7. Господь в Евангелии очень образно говорит: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Если мы примиримся и попросим прощения у того, кого мы обидели, огорчили, к кому не проявили христианской любви, сострадания, не помогли в трудную минуту жизни, если мы примиримся с этими людьми, то мы снимем с души тяжкое бремя греха в отношении наших ближних. Это прощение должно быть взаимным. Обычай совершать чин прощения в Церкви идет из первых веков Христианства, когда монашествующие в этот день Прощеного воскресенья собирались в свой храм, прощались друг с другом и уходили в пустыни на подвиги молитвы, покаяния и воздержания. И некоторые осознавали, что, может быть, они не вернутся уже под кров своей обители. Поэтому они примирялись друг с другом, чтобы не оставить обиды и огорчения ни у кого. А в день Вербного воскресенья все вновь возвращались в свою обитель с пением стихиры: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра", переживали вместе искупительный подвиг Господа и Спасителя нашего и радостно встречали Господа Воскресшего. Может быть, и из нас кто-то не доживет до светлого дня Пасхи Христовой, поэтому и нам необходимо, вступая в Великий пост, примириться друг с другом, чтобы вступая на поприще Великого поста чувствовать себя в душе примиренным со своими близкими, родными, с теми, с кем мы вместе идет одной дорогой жизни.
Входящее в название славянское слово «сыропустная» обозначает «сыр опускаю», то есть «сыр оставляю». Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. Церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон поясной или земной и говорится: «Прости меня, имя , в чем согрешил пред тобою», — делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, имя » — «Бог тебя простит, и я прощаю», — и совершается троекратное христианское целование. Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом. История чина прощения Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне.
Он берет начало от первых отшельников, подвизавшихся в Палестине. В лаврах преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого и других палестинских монастырях их основатели ввели традицию: монахи, по примеру Иисуса Христа, Который сорок дней пребывал в пустыне, проводили Великий пост в полном уединении в Иудейской пустыне. Вечером последнего воскресенья перед постом все монахи приходили в храм, пели последнюю вечерню, после которой прощались с обителью и друг с другом. Примириться было необходимостью — никто из монахов не знал, вернется ли он назад. В пустыне аскетов подстерегали смертельные опасности: дикие двери, нехватка воды, острые камни, о которые можно было пораниться насмерть и многое другое. Ранним утром следующего дня подвижники покидали монастырь, уходя в пустынные горы. Врата обители закрывались. Монастырь вымирал — в нем оставались больные монахи-старцы, несколько иноков, которые их обслуживали, и один священник. Сорок дней отшельники подвизались в горах, молились и занимались рукоделием для нужд обители. Пищей им служили сухие зерна и корнеплоды. В Лазареву субботу монахи с пальмовыми ветвями в руках возвращались в монастырь. В VII-XI веках, когда Палестина подвергалась нападениям персов, монахи часто оставались во время Великого поста в монастыре, чтобы в случае опасности защитить своих беспомощных братьев. Постепенно обычай уходить в пустыню в Великий пост упразднился, однако обряд испрашивать прощение перед началом поста распространился во всей Церкви. Так прощение перед святой Четыредесятницей изображается в российских исторических актах 1598 года: «Митрополиты, архиепископы, епископы благословиша царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг святой Четыредесятницы совершити». Спешите мириться! Чин прощения вырос из острого сознания конечности земного человеческого бытия.
Разговор со священником
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это Воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем. Последнее Воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное Воскресенье. Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия. Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.
В полном соответствии с этим и к человеку предъявляются Божии требования. Не простого повиновения от человека ожидает Бог; Божии повеления и реакцию на них трепещущего творения знало и ветхозаветное человечество. Нам же Христос простирает со Креста Свои объятия и взывает: Человече, даждьми сердце.
И Бог ожидает от нас не просто воздержания от грехов; Он ждёт от человека абсолютной святости: Будьте святы, потому что Я свят 1Пет1:16. Потому мы ныне должны будем в чине прощения примириться с ближними не традиции ради, — мы от всего сердца простим все их согрешения, сполна раскроем всем и каждому своё сердце. Этим мы раскроем его и Богу своему.
Перед такой духоносной задачей мы ныне поставлены. Посему придём сегодня вечером во святой храм с полной раскрытостью сердца, с готовностью обнять ближнего. Примем его, как Самого Господа, отпустим сполна и каждому согрешения против нас.
Тогда и Христос отпустит нам согрешения наши и соделает нас живыми членами Церкви — Своего Царства. Чин прощения Дорогие братья и сёстры о Христе. Мы собрались ныне в храме для того, чтобы встать перед Лицом Бога Живаго.
Да осенит Он нас Своим благословением, дабы раскрылись сердца наши и стали так пространны, чтобы вместился в них небесами Невместимый Бог.
Впервые прощение друг у друга стали просить стали монахи, жившие в Палестине в IV-V веках. Тогда они проводили Великий пост в пустыне, а встречались один раз в день по воскресеньям. Любая из этих встреч для каждого из них могла оказаться последней, ведь выжить в пустыне было сложно, поэтому они обязательно друг у друга просили прощения. Со временем этот обычай появился в храмах и распространился по всему христианскому мира. А воскресенье накануне Великого поста получило собственное название — Прощеное. Когда и как нужно просить прощения На богослужении в церкви священник или дьякон читают, в том числе отрывок из Евангелия от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». После дневной литургии священники меняют белые облачения на черные до самой Пасхи.
Также меняются покрывала на престоле и жертвеннике в алтаре и алтарная завеса, а вечернюю службу проводят при выключенном свете.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай Царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью Царь объезжал войска с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков , просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним. Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" Мф. Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления? Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел.
Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным. Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.
Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному. Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь.
И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге. Но мы - изгнанники.
Прощеное воскресенье: как проходит Чин Прощения
История чина прощения Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.
Боги ваши — творения рук человеческих! Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику: — Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть. Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая: — О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою! Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа. Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть. Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал: — Я — христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми Рим. Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, то есть в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата — не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние — баня для души. Любовь и всепрощение — путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.
Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». Триодь Постная. Прощеное воскресенье в народных традициях Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью.
Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год».
Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение.
После отпуста вечерни Архипастырь благословил духовенство и всех прихожан на Великий пост. Затем Его Преосвященство обратился с напутственным словом к народу, и по традиции первым коленопреклоненно испросил у духовенства и прихожан прощения. Читайте так же в Другие новости 28.
Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. Великим постом, для того чтобы усилить молитвенный подвиг и в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост. Пустыня — опасная среда. Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых тварей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть.
Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Это прощение перед расставанием было для них и своего рода прощанием с братией. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды этот обычай распространился на всю Церковь и утратил свой изначальный смысл.
Проповедь на вечерне с Чином прощения
Этот умилительный чин родился из уставного чина прощения, который должен совершаться в конце повечерия ежедневно. Во всех православных храмах в это время совершается чин прощения. Чин Прощения возник у египетских монахов, которые, уходя в пустыню для молитвенного подвига, прощали друг друга, поскольку могли погибнуть, рассказал священник УПЦ.