Бедствия такого рода, что постигли Москву в 1547 году, воспринимались людьми Средневековья как проявление Божьего гнева. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Московский пожар 1547 года — цикл пожаров, продолжавшихся в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года. Ну если в столице нет нормально функционирующей ливневой канализации, то что уж про регионы говорить. Засушливая весна стала причиной частых пожаров в столице в апр. – июне 1547.
Порох для Казани
- 21 июня 1547 года – в Москве вспыхнул грандиозный пожар, в котором погибло более 2500 человек
- Год 1547. Бунт против Глинских
- Причины возникновения Московского пожара
- 25 апреля 1547 года — начало Великих московских пожаров
- Давление людей на царя Ивана IV
Москва в огне: как горела столица с незапамятных времен до наших дней
В 1591 году началась постройка четвертого кольца московских укреплений - Деревянного города, охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города. Его стены продолжали свое кольцо за Москвой-рекой, охватывая центральные части Замоскворечья. При Михаиле Романове на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома был насыпан земляной вал, в результате чего возник Земляной город. А в апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», заложивший организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве. Связанные статьи.
Ближайшая от Успенского собора башня кремлёвской стены — это Тайнинская 19 , к ней и направился святитель Макарий. Благодаря стрельнице, предназначенной для ведения стрельбы 23 , Тайнинская башня являлась важным опорным пунктом в случае осады Кремля. Она имела ворота, которые назывались Водяными и в мирное время здесь был удобный спуск к Москве-реке. Благодаря тайнику Кремль обеспечивался водой. Менее известна другая Повесть о пожаре, в которой приведены более подробные данные о количестве погибших людей и различные другие подробности. А егда ис пожару того бежавшу, опалеста ему очи от огня. В наше время эта обитель не существует, но топонимика Москвы сохраняет название того места: Новинский бульвар. Так проясняются бедственные последствия пожара для Святителя. Во время приключившегося в Москве великого пожара святителю Макарию было 65 лет и невзирая на случившиеся бедствия Господь сохранил его Своим Божественным Промыслом. Впереди было ещё много плодотворных святительских трудов на благо Церкви: второй Макарьевский Собор 1549 года по канонизации святых, Стоглавый Собор 1551 года по исправлению различных недостатков в Русской Церкви и обществе, через год — торжественная встреча царя Иоанна Грозного после покорения Казани, затем завершение работы по созданию Успенской редакции Макарьевских Четьих Миней, а также создание царской редакции Великих Миней. В русской историографии появился принципиально новый памятник исторической мысли — Книга степенная царского родословия.
Объяснение: Пожар. Ненависть к Глинским. Это обстоятельство можно назвать одной из основных причин Московского восстания 1547 года. Отсутствие царя.
Одоевский и др. Первый глава Посольского приказа думный дьяк И. Висковатый также пополнил ряды Рады. И митрополит Макарий весьма активно поддерживал деятельность новой группы. Интересно отметить, что Рада формально не являлась государственным учреждением, но, по сути, именно она была правительством России и на протяжении 13 лет управляла страной от имени царя, последовательно претворяя в жизнь целостную программу крупных реформ. Эти реформы по своему содержанию совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, написанных в 1549 г. Он активно выступал за серьезное укрепление основ Российского государства в интересах отдельной группы населения — консолидирующегося служилого дворянства. Дальнейшие государственные преобразования Особым этапом в ходе эволюции государственного и политического развития России считается создание первого сословно-представительного законосовещательного института — Земского собора, который был созван в Москве в феврале 1549 г. В его составе были Боярская дума, "Освященный собор", собранный из высших иерархов Русской православной церкви, и земские люди, представлявшие различные слои населения и различные местности государства. Замечание 4 Однако в деятельности Собора не участвовали представители социальных низов податных сословий Созыв Земского собора историки называют важной вехой в формировании сословно-представительной монархии, поскольку он способствовал укреплению царской власти. Определение 1 Сословно-представительной монархией называют такую форму правления, которая предусматривает участие сословных представителей в государственном управлении, составлении законов. Формируется в условиях политической централизации Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566 г. Основной целью созыва Собора 1549 г. Принятие последнего произошло в 1550 г.
Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства
В своей статье автор возвращается к событиям июня 1547 г. в столице Русского государства Москве. 25 апреля 1547 года в Москве начались пожары, которые преследовали столицу несколько месяцев, пока не спалили дотла. Летом 1547 года Москва сгорела почти дотла, огонь не пощадил и каменных зданий: страшная буря разносила огонь по всему городу, и горело все, что могло гореть, а что не могло – плавилось или рушилось. Московское восстание 1547 года отличается своей жестокостью и серьезными разрушениями, которым подверглась столица в результате пожаров и массовых беспорядков. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Избранная Рада — неформальное правительство при Иване IV, существовавшее с 1547 по 1560. 21 июня 1547 года в Москве вспыхнул «великий пожар».
Предпосылки народных волнений
- Комментарии
- Стрельцы, огонь! Как пожар 1547 г. ускорил появление регулярного войска
- Причины Московского восстания 1547
- ВИДЕО: Потоп после ливня на улицах Москвы
- В Москве произошел грандиозный пожар
Бедствие в столице в июле 1547 г. Московское восстание (1547)
Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Избранная Рада — неформальное правительство при Иване IV, существовавшее с 1547 по 1560. События 1547 г. давно уже привлекают историков: с ними связывают изменения в составе и политике московского правительства и перемены в характере Ивана IV. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе. События истории России за 1547 год. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала.
Московское восстание 1547 года. Причины, события, итоги.
События 1547 года оказали сильное влияние на молодого царя Ивана Васильевича, решившего после усмирения бунтовщиков всерьез взяться за усиление вертикали власти. В 1547 году Москва готовилась к операции по взятию Казани. Главным оружием, которое должно было помочь в осуществлении этой цели, считался порох, накопленный в городе в огромном количестве. Быстрый переход. Моско́вское восста́ние 1547 го́да — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Великий пожар 1547 года – это целый цикл пожаров в Москве при Иване Грозном, которые длились с апреля по конец июня, в результате чего погибло более четырех тысяч человек и была уничтожена одна треть города.
21 июня 1547 года – в Москве вспыхнул грандиозный пожар, в котором погибло более 2500 человек
Это сооружение известно также под названием Пороховая башня, и в тот день она была доверху наполнена в соответствии со своим названием. Дальше — цитаты из летописи, которые красноречиво опишут ситуацию. За градом же посад выгоре мало не весь. Не видно иного ничего же, токмо дым и земля и трупие мёртвых многолежаще». Статья по теме: Москва как Венеция: 113 лет назад произошло самое мощное наводнение в столице В текстах свидетелей не сохранилось полного списка улиц и строений, охваченных стихией. В первую очередь это потому, что их было слишком много — перечисление заняло бы несколько пергаментных листов в то время очень дорогой письменный материал. Горел Кремль, Большой посад, Китай-город.
Причина такой мощной разрушительности в том, что после взрыва первого порохохранилища началась цепная реакция: искры и пламя достигали других складов с порохом, те взрывались, распространяя стихию и разрушения дальше. Позже эксперты рассматривали в событии очевидный провал молодого царя в логистике и стратегическом планировании. В торопливом стремлении запасти колоссальные объёмы взрывчатого вещества для осады Казани Иван Четвёртый обложил «сел итря ной повинностью» всё население, и за поставками попросту не успевали строить новые склады, в итоге собирая весь запас в одном месте. Трагедия, помимо того, что основательно разрушила центр Москвы и унесла две с половиной тысячи жизней, значительно отстрочила поход к татарскому княжеству.
Социальные последствия пожара Иван IV, вернувшись в Москву, приказал Боярской думе обратить внимание на вопросы пожарной безопасности столицы. По его указу были проведены следующие мероприятия: перепланированы улицы с уменьшением плотности застройки; на крышах домов москвичам предписывалось держать бочки с водой; очаги и печи для приготовления пищи должны были строиться в огородах, на расстоянии от деревянных домов; печи для отопления на лето предписывалось опечатывать. Еще одна часть изменений коснулась церковной жизни. В Москву, которая из-за пожара лишилась почти всех своих христианских реликвий, везли иконы из Новгорода, Пскова, Смоленска, Дмитрова. Так, например, в Москве оказался чудотворный образ «Устюжское Благовещение». В конечном итоге, пожары и народный бунт привели молодого семнадцатилетнего царя к мысли об укреплении собственной власти: он полностью отстранил от управления государством Глинских и ряд других боярский семей, освободившись от остатков опеки времен регентства. Как раз в это время на политической арене появились протопоп Сильвестр и А. Наступило время прогрессивных реформ Избранной рады. Недаром Н. Карамзин написал, что «для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве». Смирнов И. Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века, 1958 год. Кобрин В. Иван Грозный, 1989 год. Шокарев С.
Выгорело также много казны государя великого, ценного жемчугу и всяких других каменьев драгоценных; и бархаты. И камки, и сукно, и тафта и прочего добра неисчислимого, как и подобает быть в царском доме [1]. После Кремля огонь перекинулся на другие части города: горели дворы в Китай-городе, на Волхонке , Арбате и Воздвиженской улице. Затем пожаром занялись Никитская , Леонтьевская и Тверская улицы [16] [17]. Вскоре в огне оказалась восточная часть города: Кулишки , Воронцовский сад, Старые Сады у церкви Владимира. Был также уничтожен Пушечный двор на реке Неглинной, который впоследствии восстановили [18] [1] [19]. Бяша бо дотоле видети град Москву велик и чюден и много людей в нём и всякого узорочья исполнен и в том часе изменися, егда бяше погоре. Не видети иного ничего же, но токмо дым и земля и трупия мертвых многолежаще. Много церквей святых погоре, а каменыя стояще выгореша внутри и огореша в ней несть видети в них пения и звонения [14]. Огонь уничтожил многие столичные храмы со святынями. На великокняжеском дворе сгорела церковь Благовещения, в которой находился убранный золотом деисус работы Андрея Рублева. Были также утрачены княжеские иконы греческого письма с драгоценными камнями. В числе разрушенных построек оказались дом митрополита и Чудов монастырь , в котором погибли 18 старцев и восемь слуг или даже 56 человек, как указывалось в иных источниках. Сгорела также церковь Вознесения: «образы и сосуды церковные и животы люцкие многие, токмо един образ Пречистые протопоп вынес». Из горящего храма удалось вынести мощи чудотворца Алексея [1] [20]. При пожаре выгорели постройки Рождественского монастыря , впоследствии восстановленные по обету жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Во время молебна в Успенском соборе пострадал митрополит Макарий — «опалеста ему очи от огня». Святителя спасли из горящего собора и увезли в Новинский монастырь [21]. Он спас икону Богоматери.
Начало русско-шведской войны. Взятие и сожжение Москвы. Новый поход крымских татар на Москву. Победа воеводы М. Воротынского на р. Отступление хана Девлет-Гирея. Упразднение Иваном Грозным опричнины. Казнь руководителей опричнины. Взятие Корелы шведским полководцем Делагарди. Решение церковного собора о запрете приобретать земли церквям и монастырям. Отмена Юрьева дня. Первое упоминание о "заповедных" годах. Переход во владение Польшей Ливонии и Полоцка. Переселение части донских казаков в урочище Гребни на Сев. Завершение Ливонской войны , длившейся с перерывами 25 лет. Основание г. Тюмени 1586 , Тобольска 1587 , Березова 1593 , Обдорска 1595 , Томска 1604. Власть его сына Али сохраняется в верховьях рек Ишима, Иртыша, Тобола. Учреждение в России патриаршества. Указ о запрещении крестьянского выхода. Окончательное прикрепление крестьян к земле. Признание контроля Швеции над балтийской торговлей России. Указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян урочные годы. Прекращение династии Рюриковичей. Принятие Бабиновской дороги как официального правительственного пути в Сибирь вместо старой Чердынской дороги. Смутное время 1598-1605 - Правление царя Бориса Годунова. Частичное восстановление Юрьева дня и ограниченного выхода крестьян. Появление в Польше самозванца Лжедмитрия, его поход во главе казаков и наемников на Москву. Свержение и убийство Лжедмитрия I. Провозглашение В. Шуйского царем. Болотникова и Ляпунова под девизом "царя Дмитрия! Отмена реформ Годунова и Лжедмитрия I. Шуйского под Болховом. Создание Тушинского лагеря близ Москвы.. Продвижение шведских войск к Новгороду. Вступление польского короля Сигизмунда III в пределы русского государства сентябрь. Начало Польской интервенции в Россию. Разброд в Тушинском лагере. Бегство Лжедмитрия II. Ликвидация Тушинского лагеря. Новая попытка Лжедмитрия II организовать поход на Москву. Гибель Лжедмитрия II. Отстранение Василия Шуйского от престола. Вступление поляков в Москву. Падение Смоленска после двухлетней осады. Пленение патриарха Филарета, В. Шуйского и др. Освобождение Москвы, разгром польских войск. Смерть бывшего царя Василия Шуйского в плену в Польше. Избрание на царство Михаила Романова. Переход смоленских земель в том числе Смоленска , кроме Вязьмы, черниговских и новгород-северских земель с 29 городами к Польше. Отказ королевича Польши Владислава от притязаний на русский престол. Избрание патриархом Филарета Федора Никитича Романова. Поход на р. Лену и вверх по Лене до земли бурят. Основание А. Виниусом первого железоделательного завода в Туле. Война России с Польшей за возвращение Смоленска. Основание Якутского острога на совр. Перфильева и И. Реброва с низовьев Лены на реки Яна и Индигирка 1635-1648 - Франко-шведский период Тридцатилетней войны, когда с вступлением в войну Франции определилось явное превосходство антигабсбургской коалиции. В результате потерпели крах планы Габсбургов, политическая гегемония перешла к Франции. Окончился Вестфальским миром 1648 года. Остранина с войском на территорию России. Начало формирование слободской Украины районы Харькова, Курска и др. Иванова из Якутска в верховья Яны и Индигирки. Москвитина из Якутска к Ламскому Охотскому морю, выход к Тихому океану. Завершение широтного пересечения Сибири, начатого Ермаком. Решение Земского собора о возврате Азова Турции. Оформление дворянского военнослужилого сословия. Морской поход казаков во главе с М. Стародухиным и Д. Здыряном с Индигирки на Колыму. Выход русских служилых и промышленных людей к Байкалу поход К. Иванова Открытие Сахалина голландским мореплавателем М. Сахалин за часть о. Отмена налога на соль и возврат к прямым налогам вследствие массовых волнений. Перепись тяглового и частично нетяглового населения. Постройка крепости Симбирск 1648. Дежнева от устья р. Колымы до устья р. Анадыри через пролив, отделяющий Евразию от Америки. Восстания горожан в Курске, Ельце, Томске, Устюге и др. Уступки дворянам: созыв Земского собора для принятия нового Уложения, отмена взыскания недоимок. Начало восстания Б. Хмельницкого против поляков на Украине.. Окончательное оформление крепостного права введение бессрочного сыска беглых , ликвидация "беломестных слобод" феодальных владений в городах, освобожденных от налогов и повинностей. Узаконение розыска по доносу на умысел против царя или его оскорбление "Слово и дело государево" Лишение англичан торговых привелегий по требованию русского купечества.. Хабарова на Амур и Даурскую землю. Первые столкновения русских с маньчжурами. Основание Немецкой слободы в Москве. Стадухина по маршруту Анадырь-Охотск-Якутск.
Остались вопросы?
Чтобы разрушить неприступные стены крепости, нужен был порох. Много пороха. А чтобы производить его в огромных количествах, его следовало где-то хранить. Объёмы значительно превышали внутреннее пространство Пороховой башни Кремля, поэтому по личному указанию царя стратегические запасы распределяли по всем соседним башням, совершенно не считаясь с соображениями безопасности. Есть старинная русская поговорка: «от копеечной свечи Москва сгорела».
Этимология её досконально неизвестна, но именно после этого события она прочно вошла в речевой народный обиход. Поговорка в абсолютной точности отражает то, с чего всё началось. Лнтописи описывают начало катастрофы так: «Загорелся за городом на посаде на Острову в монастыре церковь от свечи. И учало горети на все стороны».
Следует понимать, что в целом для Москвы того времени пожары — явление бытовое и даже скучное. Этот случай стал исключением не только из-за масштабов, но и из-за хода стихии.
Надо было начать жить по-новому - но как?
Молодой монарх был в растерянности. Бедствия такого рода, что постигли Москву в 1547 году, воспринимались людьми Средневековья как проявление Божьего гнева. Пожар остался не просто бедствием, а ключевым политическим событием 16 века.
Было много политических причин , приведших к его началу и еще больше политических и экономических последствий. Громадный пожар 1547 года имел чрезвычайную важность не только потому, что потребовал от Иоанна IV большой строительной деятельности по восстановлению Москвы, но и потому, что произвел благодетельный переворот в душе царя, сблизил его с протопопом Сильвестром, автором знаменитого "Домостроя", Алексеем Адашевым и другими благомыслящими людьми, во главе которых стоял митрополит Макарий, и побудил Иоанна к личной работе по управлению государством. С этой катастрофы начинается блестящий тринадцатилетний период царствования Иоанна, прославленный завоеванием огромного Поволжского пространства от Казани до Астрахани, счастливой войной с Ливонией, изданием Судебника и целым рядом правительственных преобразований.
Москва в это время видела впервые земский собор, слушала речь государя к народу с Лобного места, была свидетельницей чрезвычайно важного церковного собора, так называемого Стоглавого. Но все это, равно как и страшный новый перелом в характере Иоанна, завоевание Сибири и прочие политические события , более относится к общегосударственной истории, чем к истории Москвы как города. Материал подготовлен интернет-редакцией www.
За первые пять веков существования город горел более ста раз, а некоторые пожары были такими разрушительными, что полностью уничтожали до трети зданий. А, исходя из нынешней политической ситуации, многие украинцы ждут и верят, что основные пожары у Москвы в будущем. Но самый масштабный пожар, который опустошил русскую столицу и даже сыграл определенную роль в делах государственных, случился ровно 470 лет назад - 24 июня 1547 года.
Что вызвало такое сильное возгорание, и какие москвичей ждали последствия? Об этом сегодня и расскажем. Грозные времена Для начала стоит просто представить себе обстановку в Москве того времени.
На престоле сидит молодой 17-летний Иван IV, которого позже прозовут Грозным. Ещё не началась кровавая опричнина, которая отберет у многих бояр их жизни и имущество в пользу государства. Меньше года остается до первого похода молодого монарха на Казанское ханство.
Царствование Ивана Грозного очень сильно изменит облик Русского государства и всех подконтрольных ему территорий. Но это будет потом. А московский пожар окажется прологом этих событий и мистическим знаком того, что глобальные перемены уже на пороге.
Первый огонь Если верить Николаю Карамзину, то первые очаги возгорания появились еще в апреле 1547 года. Тогда огонь успел уничтожить Богоявленскую обитель, торговые лавки в Китай-городе и множество жилых домов. Уже 20 апреля происходит новое возгорание, которое уничтожает Яузную улицу и все находящиеся там кожевенные и гончарные мастерские.
Сильная буря разнесла костер по всему городу. Карамзин описывал это так: «Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла.
Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города. Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели.
К вечеру буря затихла, и в три часа ночи, угасло пламя; но развалины курились несколько дней, от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской… Люди с опаленными волосами, черными лицами, бродили как тени среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имений; не находили и выли как дикие звери». Пожар уничтожил более 25 тысяч зданий и унес жизни около 1700 человек, что для средневекового города было очень значительно. Политическая подоплека Уже тогда, сразу после пожара, ходили разные слухи насчет его причин.
Суеверный народ судачил, что всему виной колдовство, ведь не мог пожар просто совпасть с бурей и сильным ветром. Роль колдуньи чаще всего отводилась бабке Ивана Грозного Анне, которая якобы выкапывала на кладбищах трупы, вырывала их сердца, толкла в ступе, сыпала в воду, а водой этой кропила московские улицы. Другие говорили, что это все - проявление Божьего гнева, а значит, в государстве что-то основательно прогнило и власть надо менять.
Естественно, обе версии выставляли молодого царя не в самом выгодном свете. Спустя два дня после пожара в Москве вспыхнуло восстание. Мятежные бояре и простой народ, недовольные тем, что на их головы обрушилось такое бедствие, а царь спокойно уехал в загородную резиденцию в село Воробьев, ворвались в Кремль и убили одного из самых верных соратников Ивана - князя Юрия Глинского.
После того, как восставшие расправились с остальным окружением Глинского, было принято решение идти на Воробьев и требовать у царя выдать всех предателей. Но в Воробьеве Ивану и его придворным удалось убедить народ в том, что никаких Глинских и других предателей в имении нет, так что толпа начала расходиться.
После ряда новых начинаний рубежа XV-XVI веков и продолжения их в 30-40-х годах XVI века страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ. Избранная рада. Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек того времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Около 1549 г. Ее возглавлял А.
Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. Значение избранной рады бесспорно для 50-х годов, но не безгранично, так как осложнялось и ослаблялось влияниями Захарьиных и митрополита Макария. В сохранившихся известиях совершенно скрыта та большая подготовительная работа, которая началась с этого времени, с 1550 года позволила осуществить ряд крупных государственных мероприятий и захватила не только самого Ивана и его сотрудников, но и в неправительственные круги общества, вызвав в нем обсуждение основных вопросов внутренней и внешней политики обновляющегося Московского царства. Затрагивались и разноречиво решались вопросы о значении светской аристократии, крупного землевладения, духовенства, монастырей, поместного класса, самодержавия, земского собора и др. Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного нестроения и народных страданий. С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI века Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, Д.
Они же становились и переносчиками новостей в свои города и села. Вполне возможно, что подобные иногородцы, обнищавшие и обиженные, также примкнули к восставшим. В Москве обычно было и немало иногородцев, пришедших в поисках заработка, — не следует забывать, что XVI в.
Такого рода иногородцы обычно смешивались с местным люмпенпролетариатом. Состав активных участников «смятения» был, видимо, неодинаковым в разные моменты восстания. Описывая события 26 июня, новгородский летописец счел необходимым дополнить первоначальный текст указанием на то, что нс только «черные люди», но и «большие люди» участвовали в расправе с Юрием Глинским. Об участии же «больших людей» в «смятении людем московским» 29 июня нс написано: в Воробьево, согласно летописному тексту, пошли «многые люди черные». Волнение продолжалось примерно неделю, начавшись сразу же после пожара об этом говорили уже на второй день после пожара на совещании у Макария. На нервом этапе, кульминационным моментом которого были события в Кремле 26 июня, во главе посажан стояли «большие люди». На втором этапе, кульминационным моментом которого были события 29 июня, «большие люди», возможно, уже старались сдерживать остальных восставших. Это изменение позиции «больших людей» могло произойти тогда, когда стало ясным, что восстание, начавшееся народным мятежом против придворных фаворитов,60 перерастает в выступление вообще против власть имущих и богатых. Первым актом такого выступления было ограбление имущества многих детей боярских в Москве после убийства Ю.
Об исторических событиях надо судить но движениям масс и классов в целом, а не но настроениям отдельных лиц и группок»,62 — учил В. Но о «движении» народа в 1547 г. Ясно только, что восстание было массовым, — в этом плане данные всех источников сходятся. В той или иной степени восстание охватило всех посажан города Москвы. Очевидно и то, что общественное возбуждение в какой-то мере перекинулось и на другие районы страны,63 и события 1547 г. Восстание носило стихийный характер. Конечно, правы исследователи, отмечая, что причиной восстания были крепостнический гнет, ухудшение положения посажан и крестьян. Но глубинные причины восстания, понятные историкам-марксистам, вовсе не были ясны самим участникам восстания и современникам этого события. Более или менее ясны были им лишь ближайшие поводы к восстаниям.
Об этом пишет новгородский летописец: «Наипаче же в царствующем граде Москве умножившися неправде и по всей Росии велможь, насилствующнх к всему миру и неправо судящих, но по мзде, и дани тяжкые... Московское восстание представляло собой, как и другие подобного типа восстания в Средние века, «примитивный бунт». А такие «примитивные бунты» были, по определению В. Ленина, «гораздо более проявлением отчаяния и мести, чем борьбой». Можно полагать, что у «черных люден» не было никакой политической программы. Ленин, — стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика». Поэтому-то и требования «черных людей» сводились прежде всего к требованиям расправы с Глинскими и их советниками олицетворявшими в их представлении произвол властей и организации защиты от внешнего врага. Об этом позволяет судить содержание правительственной политики последующих лет, и в первую очередь проекты реформ и реформы конца 40—50-х годов.
Б результате реформ верхам посада были предоставлены большие права в местном самоуправлении, а также право участия в земских соборах, были сокращены поборы кормленщикам, а потом вовсе уничтожена система кормлений. Судебник 1550 г. Не исключено, что эти поблажки верхушке посада были обещаны еще в ходе восстания, что неожиданное для правительства участие всех прослоек посажан в восстании побудило принять особые меры с целью привлечения на свою сторону верхов посада. Следовательно, «политические выгоды» в итоге восстания извлекли не только «политические противники Глинских из враждебной им группировки»,69 но и верхи посада. Восстания низов заставили феодалов на время прекратить взаимную вражду и сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть. Маркс и Энгельс не раз отмечали, что вражда внутри господствовавшего класса «сама собой отпадает при всякой практической коллизии, когда опасность угрожает самому классу»,70 что «высшие классы всегда объединялись для подавления рабочего класса». Маркс конкретизирует это положение примером из истории Франции XI столетия: когда крестьяне подняли восстание, враждовавшие доселе французские и нормандские рыцари «немедленно же забыли свои раздоры и объединились, чтобы раздавить крестьянское движение». Раскол всей нации на два больших лагеря.. В России тогда имели место массовые восстания низшего слоя народа в городе и в деревне: в конце 40-х годов, более того — в том же 1547 г.
Сплоченные и решительные действия диктовались и потребностями обороны, в первую очередь необходимостью незамедлительной борьбы с форпостом вражеской агрессии — Казанским ханством и стремлением удовлетворить внешнеполитические аппетиты господствовавшего класса. Все это сделало возможным приблизительную временную консолидацию всех прослоек класса феодалов при поддержке, видимо, правительственных действий и верхами посада. Конец 40-х годов изумляет обилием служебных назначений, выдвижением в «думцы» новых людей из различных феодальных группировок, сплотившихся «от страху княжь Юрьева Глиньского убийства». Первоначально старались принимать временные меры, способствующие ослаблению общественного напряжения и угрозы нового взрыва массового недовольства. Целям классовой борьбы была подчинена выдача иммунитетных грамот второй половины 1547—1548 гг. В то же время торжественное празднование свадьбы брата царя 3 ноября и то обстоятельство, что сам царь направился во главе войска в Казань «и восхоте итти царьская его держава сам» ,76 как бы всенародно демонстрировали единодушие в правительственной среде. К началу 1549 г. Постепенно формулируется и публично декларируется демагогический идеал деятельности «правого царя», призванного заботиться обо всех подданных: представление это отражено в речах Ивана IV на соборах, в «Летописце начала царства», в Приговоре об отмене кормлений. Одновременно принимаются все меры к пресечению возможностей «возмущения» народа публичными рассуждениями на опасные темы77 особенно жестоко преследуются «еретики».
Характерные формы правительственной деятельности тех лет — деятельность Челобитного или Челобнтенного приказа и первых земских соборов, противостоявших вечевым традициям 1547 г. Наиболее значительный момент классовой борьбы середины XVI в. Русская история с древнейших времен, т. Классовая борьба в Московском государстве в первой половине XVI века. I, гл. Ленин, Полит. Реформы Ивана Грозного. Источниковедение истории СССР, т. Продолжение Хронографа редакции 1512 года.
Миниатюры Царственной книги как источник по истории Московского восстания 1547 г. V, 1956, стр. Выяснилось, что Краткий летописец, изложение событий в котором доведено до 1660-х годов, примерно тогда же и был окончательно составлен. Составителем его оказался известный церковный писатель, келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин обнаружены черновики Летописца, много дающие для ознакомления с лабораторией составления подобных сочинении. Краткий летописец состоит из нескольких частой, причем в основу первой части, излагающей события до конца XVI в. Характерно, что в Кратком летописце, очень лаконично сообщающем о важнейших с точки зрения составителя исторических событиях, ничего не написано о московских пожарах, а выделен факт массового восстания. Очевидно, что именно это-то событие 1547 г. X, СТР- 176. Следовательно, убийство бояр произошло на вече.
V, стр. К семидесятипятилетию академика В. Волгина, М.
Восстание в Москве 1547 г.
Предисловие, стр. Редакционная правка частью уточняла рассказ, частью дополняла. Наиболее существенным было исправление ошибки первоначальной редакции в вопросе о местонахождении Ивана IV. К первоначальному тексту надеется ряд дополнений: о подробностях убийства Юрия Глинского; о том, что Глинские обвинялись не только в измене как было в первоначальной редакции , но и в "сердечниках", то есть в колдовских действиях с человеческими сердцами. К сожалению, самое важное дополнение первоначального текста сохранилось не полностью, и из двух строк вставки уцелела только нижняя строка: "... Однако даже и в таком дефектном виде этот текст представляет исключительный интерес и ценность. В самом деле, если мы не можем восстановить точный текст срезанной при переплёте строки, то общий смысл фразы совершенно ясен: московские "чёрные люди" не были кем-то созваны в граде у государева двора, а сами пришли "в град ко двору к государеву", очевидно, с требованием выдачи на расправу Глинских, на которых "зговор пришол, буттось они велели зажигати Москву". В соответствии с таким объяснением прихода московских "чёрных людей" в кремль меняется и место событий: им оказывается не площадь у Успенского собора, а площадь перед государевым двором, точнее, московские "чёрные люди" оказались на центральной, кремлёвской площади не потому, что здесь стоял Успенский собор, а потому, что на эту площадь выходил государев двор. Такую интерпретацию текста "Летописца" Никольского полностью подтверждает рассказ "Продолжения хронографа редакции 1512 г.
Выше уже цитировалось начало этого рассказа. Приведём его целиком: "и после того пожару москвичи черные люди возволновалися, что будтося Москву зажигали Глиньских люди, и от тое коромолы князь Михайло Глиньской с жалования со Ржовы хоронился по монастырем, а москвичи черные люди собрався вечьем, убили боярина князя Юрья Васильевича Глиньского в Пречистой в соборной церкви на обедне на иже-херувимской песни. А царь и великий князь того лета жил с великою княгинею в Острове, а после пожару жил в Воробьеве" 25. Первый вывод, который можно извлечь из приведённого текста: рассказ "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Речь идёт о вече, на которое собрались "возволновавшиеся" московские "чёрные люди" 26. Вече, конечно, было созвано на территории вне кремля, то есть где-либо на посаде. Если теперь с учётом топографии веча связать рассказ "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Очевидно, решение о походе московских "чёрных людей" в кремль и было принято на вече.
Исследуя обстоятельства дня 26 июня необходимо остановиться на вопросе о времени появления московских "чёрных людей" на кремлёвской площади. Это поможет установить, какой характер носило собрание москвичей в кремле. Особенно важны здесь свидетельства "Летописца" Никольского и "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Напротив, оба названных выше летописца точно определяют время расправы московских "чёрных людей" с Глинским, указывая, что он был убит в Успенском соборе "в время обедни", "на обедне, на иже-херувимской песни" см. А "Царственная книга! Факт, что Юрия Глинского убили во время обедни, является дополнительным аргументом против версии "Царственной книги", будто московские "чёрные люди" были созваны боярами на площади перед Успенским собором для сыска виновников "великого пожара". Невозможно допустить, чтобы для опроса боярами населения Москвы было выбрано как раз время богослужения в церквах, в том числе и в Успенском соборе. Невозможность этого становится ещё более очевидной, если обратить внимание на одну деталь в сообщении "Летописца" Никольского: Юрий Глинский был убит "в церкве в Пречистой у митрополита в время обедне".
Как понимать слова "у митрополита"? Указывают ли они место, где происходила обедня, - "митрополичий Успенский собор" - или означают, что в Успенском соборе обедню 26 июня служил сам митрополит Макарий? Мне представляется правильным, понимать слова "у митрополита" именно в последнем смысле. Во-первых, ни в "Лето- 25 "Исторический архив". Тихомировым, указавшим неизвестный издателям XXII тома Полного собрания русских летописей с опубликованным текстом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Источниковедение истории СССР, т. В пользу предлагаемого понимания слов "у митрополита" говорит самый контекст фразы. В первоначальной редакции она имела следующий вид: "в церкве в Пречистей у митрополита в време обедни, перед великим князем: бе же великий князь туто же в церкви".
Иными словами, подчёркивается, что в церкви был не только митрополит, но и "великий князь", находившийся "туто же", где и митрополит. Эта первоначальная редакция, однако, как мы видели, была заменена новой, более точной по существу так как Иван IV находился в Воробьёве, и в Успенском соборе его в это время не могло быть , но вместе с тем затруднившей понимание слов "у митрополита". Если такое толкование текста признать правильным, оно дополняет картину событий дня 26 июня ещё одним важным фактом. Очевидно, торжественная церемония в Успенском соборе, совершаемая самим митрополитом, имела целью попытаться разрядить атмосферу в Москве, отвлечь московских "чёрных людей" от обсуждения политических вопросов. Иными словами, в обедне у митрополита можно видеть политический шаг, предпринятый для того, чтобы не допустить взрыва народного возмущения, - своеобразный противовес вечу московских "чёрных людей" 28. Однако приход московских "чёрных людей" на кремлёвскую площадь, "ко двору к государеву", свидетельствует о провале попытки отвлечь народ от политики. Восстание вспыхнуло. Властям необходимо было принимать новые срочные меры, чтобы направить стихийный гнев восставших народных масс по пути, наименее опасному для государства.
Это-то и явилось целью, побудившей бояр выехать на площадь к восставшим "чёрным людям". То, что "Царственная книга" тенденциозно изображает как проведение "сыска" по повелению царя, принятому 23 июня на заседании боярской думы с участием митрополита Макария, в самом деле было умелым политическим ходом московских властей, дававшим им возможность воздействовать на народ. И боярам действительно удалось если не овладеть восставшими "чёрными людьми", то, во всяком случае, отвратить непосредственную угрозу "государеву двору", которую таил в себе приход москвичей в кремль. Изображение "Царственной книгой" убийства Юрия Глинского как результата натравливания "наустиша" толпы боярами столь же тенденциозно, как и нарисованная "Царственной книгой" картина "сыска" на площади перед Успенским собором. В действительности Юрий Глинский был выдан боярами на расправу москвичам по требованию пришедших в кремль "чёрных людей". Эта мера - выдача восставшим на расправу наиболее ненавистного им лица из числа представителей власти - неизменно применяется в Москве во всех городских восстаниях XVI-XVII вв. В данном случае, выдавая Юрия Глинского на расправу "чёрным людям", бояре сразу достигали двойного эффекта: и отводили от крепостнического государства удар восставших городских низов и в то же время использовали восставшие массы в качестве орудия для устранения своих политических противников, какими являлись для Захарьиных и примыкавших к ним лиц Глинские. Размах восстания, однако, был очень велик.
Выдача Юрия Глинского оказалась недостаточна для того, чтобы погасить народный гнев. Поэтому убийство Юрия Глинского послужило сигналом к массовой расправе московских "чёрных людей" с "людьми Глинских" как непосредственными проводниками политики "насильства и грабежа", а также к разгрому княжеского двора и захвату имущества Глинских 29. По свидетель- 27 См. Судя по тому, что уже 23 июня, то есть на следующий день после падения, Макарий присутствовал на заседании боярской думы, ушибы его не были тяжёлыми, и за пять дней, к воскресенью 26 июля, Макарий мог оправиться настолько, чтобы принять участие в "обедне", особенно учитывая исключительную остроту политической обстановки. Следует отметить, однако, что обстоятельства убийства Юрия Глинского, описываемые Иваном Грозным в его послании Курбскому, как будто говорят против участия Макария в богослужении в Успенском соборе 26 июня. По словам Ивана Грозного, "народ... Разрядка моя. Очевидно, упоминая о "митрополичьем месте", Иван Грозный не мог бы не сказать о Макарий, если бы митрополит находился в это время в Успенском соборе.
Но если даже оставить открытым вопрос о личном участии Макария в "обедне" в Успенском соборе 26 июня, то общий характер и политическая цель церемонии от этого не меняются. По неясным причинам, "много же и детей боярских незнакомых побита из Северы, называючи их Глинского людми" 30. Реальное содержание рассказа "Царственной книги" о расправах восставших москвичей с людьми Глинских а также с детьми боярскими из Северских городов говорит с очевидностью, что Москва в этот момент превратилась в арену вооружённой борьбы между "чёрными людьми", с одной стороны, и многочисленным населением дворов князей Глинских к которым, повидимому, имели какое-то отношение и "дети боярские из Северы" - с другой. Из анализа рассказа "Царственной книги" о расправах москвичей с людьми Глинских также явствует, что Москва в эти дни фактически находилась во власти "чёрных людей" и правительство было бессильно подавить восстание. Этот момент, характеризующий положение в Москве после убийства Юрия Глинского, весьма важен. Без его учёта нельзя правильно понять такое событие, как поход московских "чёрных людей" в Воробьёво 29 июня. Поход москвичей в Воробьёво заслуживает не менее пристального внимания, чем события воскресенья 26 июня. До опубликования "Летописца" Никольского источниками сведений о походе 29 июня являлись рассказ о нём в "Царственной книге" да упоминание в послании Ивана Грозного Курбскому.
Оба источника, однако, касаются похода в Воробьёво очень кратко и изображают его весьма тенденциозно. Рассказ "Царственной книги" гласит: "А после того убийства на третий день приходиша многие люди чернь скопом ко государю в Воробьёво, глаголюще нелепая, что будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила, и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяше свою вину, яко безумием своим сие сотвориша" 31. Иван Грозный изображает приход москвичей в Воробьёво как результат изменнических действий боярства: "Нам же тогда живущим во своем селе Воробьеве, и те изменники наустили были народ и нас убити за то, что будто мы князь Юрьеву матерь княжну Анну и брата его князя Михаила у собя хороним от них" 32. Совершенно иной характер носит рассказ "Летописца" Никольского: "В том же времени бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щиты и з сулицы, яко же к боеви обычаи имяху, по кличю палачя; князь же великый, того не ведая, узрев множество людей, удивися и ужасеся, и обыскав, яко по повелению приидоша, и не учини им в том опалы и положи ту опалу на повелевших кликати" 33. В отличие от "Царственной книги", ограничивающейся указанием на приход "черни" "скопом", и от послания Ивана Грозного, сводящего всё к действиям бояр-изменников, "Летописец" Никольского сообщает данные, проливающие свет на действительный характер похода "чёрных людей" в Воробьёво. Самое важное из сообщения "Летописца" Никольского то, что "чёрные люди" пришли в Воробьёво в полном походном снаряжении, вооружённые щитами и копьями сулицами , пришли "по повелению", причем были оповещены о "повелении" "по кличу палача". На этой последней детали рассказа "Летописца" Никольского следует остановиться особо.
Прямое указание на это имеется в платёжной памяти, которую дал в 1659 г. Функция "бирича", очевидно, была в XVII в. Как отмечает Чичерин, "нанимать дьячка, палача и бирюча" являлось "повинностью земских людей" 35. Правда, ссылаясь на Уложение 1649 г. Уложение действительно особо выделяет "палачей на Москве", предписывая "в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками; а государево им жалованье давать из государевы казны, из разбойного приказу" 37 , в отличие от "городов", для которых Уложение сохраняет принцип: "палачей выбирать с посадов и с уездов с сох" 38. Но мне представляется, что такого рода выделение Москвы вряд ли имело место в XVI в. Гораздо вероятнее поэтому полагать, что в XVI в. В пользу такого предположения говорит и то, что Уложение 1649 г.
Если теперь сопоставить рассказ "Летописца" Никольского о сборе московских "чёрных людей" "по кличу палача" с рассказом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Призыв к оружию московских "чёрных людей" явился выражением воли московского посада - воли, может быть, вновь сформулированной на вече 40.
Толпа ворвалась в собор, схватила там Юрия, выволокла на площадь, там забила камнями и разорвала на части. Покончив с Юрием, мятежники расправились с его людьми, а потом — и не с Глинскими, и даже не с их людьми, а с приезжими из Северской земли, откуда родом были Глинские: несчастных отлавливали по их выговору. По Москве бродили разгоряченные толпы, которые искали «колдовское отродье» и тут же учиняли расправы, и так длилось два дня. Старуху Анну Глинскую не нашли, поэтому рассудили трезво: колдовка бежала. Куда могла податься Анна Глинская?
Конечно же, в Воробьево, в царский дворец. И толпа двинулась на Воробьево. Ивану донесли, что московский народ не желает видеть его царем и идет убивать. Юный царь страшно испугался. Он не знал, что делать. Вот в этот момент полнейшего отчаяния ему и явился спасительный монах Сильвестр, который сначала его еще больше испугал, а потом обрадовал.
Затем московскому государству покорилось и Астраханское ханство. Произошло это в 1556 году. Покровский собор храм Василия Блаженного С годами царь стал полагать, что укрепление его державной власти усилило и власть его приближенных, которые «начали в самовольство» приходить. Своих ближайших сподвижников — Адашева и Сильвестра — царь обвинил в том, что они сами всем распоряжаются, а его «водят, как юнака, под руки». Расхождение мнений выявил вопрос о направленности дальнейших действий во внешней политике. Иван Грозный хотел вести войну за выход России к Балтийскому морю, а члены его «рады» хотели дальнейшее продвижение на юго-восток. В 1558 году началась, как и задумывал Иван Грозный, Ливонская война. Она должна была подтвердить правоту царя, но успехи первых лет войны сменились поражениями. Смерть в 1560 году жены Анастасии и наговоры ее родственников заставили царя заподозрить своих бывших сподвижников в злом умысле и отравлении царицы. Адашев умер в момент готовящейся над ним расправы. Протопоп Сильвестр по приказу Грозного был пострижен и сослан в Соловецкий монастырь. Начался второй период правления Грозного, когда он стал править абсолютно самодержавно, не слушая ничьих советов. В 1563 году русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с «Избранной радой». Однако уже в 1564 году Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались массовые опалы и казни. В 1564 году доверенный и ближайший друг Ивана Грозного, член «Избранной рады» князь Андрей Курбский тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Стараясь изобразить себя пострадавшим, Курбский написал царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Ивана в «мучительстве». Между царем и Курбским завязалась переписка. В письмах оба обвиняли и упрекали друг друга. Царь обвинял Курбского в измене и оправдывал жестокость своих действий интересами государства. Курбский оправдывался тем, что был вынужден бежать ради спасения собственной жизни. Опричнина Чтобы покончить с недовольными боярами, царь решился на демонстративную «обиду». Вместе с семьей он в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу. Народ, придя в смятение, потребовал от бояр и высшего духовенства умолить царя вернуться. Грозный принял депутацию и согласился вернуться, но на определенных условиях. Их он изложил, приехав в столицу в феврале 1565 года. По сути, это было требование предоставить ему диктаторские полномочия, чтобы царь мог по своему усмотрению казнить и миловать изменников, забирать их имущество. Специальным указом царь провозгласил учреждение опричнины название происходит от древнерусского слова опричь — «кроме». Иван Грозный такое прозвище было присвоено Ивану IV народом потребовал в свое распоряжение земельные владения, составленные из конфискованных земель его политических недругов, и вновь перераспределил среди тех, кто был предан царю. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с «земскими». Земли, не попадающие под перераспределение, именовались «земщиной» , на них самодержец не претендовал. Но реальной властью обладали опричники, выполнявшие функции государственной полиции. Под перераспределение земель попали около 20 городов и несколько волостей. Из преданных «друзей» царь создал особое войско — опричное — и сформировал дворы со слугами для их содержания. В Москве для опричников было выделено несколько улиц и слобод. Число опричников быстро возросло до 6 тысяч. Для них отнимали все новые поместья, а прежних владельцев изгоняли. Опричники получили от царя неограниченные права, и правда в суде всегда была на их стороне. Опричник Одетые в черное, на вороных конях с черной сбруей и привязанными к седлу собачьей головой и метлой символами их должности , эти беспощадные исполнители царевой воли наводили на людей ужас массовыми убийствами, грабежами и поборами. Множество боярских родов тогда были полностью истреблены опричниками, среди них были и родственники царя. В 1570 году опричное войско обрушилось на Новгород и Псков. Иван IV обвинил эти города в стремлении «перейти в подданство» литовскому королю. Царь лично руководил походом.
В 1591 году началась постройка четвертого кольца московских укреплений - Деревянного города, охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города. Его стены продолжали свое кольцо за Москвой-рекой, охватывая центральные части Замоскворечья. При Михаиле Романове на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома был насыпан земляной вал, в результате чего возник Земляной город. А в апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», заложивший организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве. Связанные статьи.
Восстание в Москве 1547 г.
Затем выгорел Китай-город. Пламя бушевало весь день, утихло только вечером. В городе, охваченном огнем, происходили душераздирающие сцены. По улицам, окутанным огнем и дымом, бегали объятые ужасом люди. Одни старались вынести пожитки, другие спасались от страшного зноя и духоты. Кругом рушились деревянные строения под напором огня. Горящие головни раскаленным воздухом переносились на соседние дома, и они мгновенно занимались. Многие москвичи не успели выскочить на улицу, другие, обессиленные, падали, задыхаясь от жары и дыма. Погибло в огне, по одним данным, 1700 человек, по другим — 2700. А один современник сообщает, что за одной Неглинкой после пожара было собрано более 3700 трупов сгоревших москвичей. Во всяком случае, количество жертв исчислялось несколькими тысячами.
Огонь уничтожил 25 тысяч домов. Остались без крова десятки тысяч людей. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень. Царь Иван Васильевич, ему было в это время 17 лет, с женой Анастасией Романовной, братом Юрием и боярами выехал в село Воробьево на Воробьевых горах. Царский двор в Кремле тоже сильно пострадал от пожара — сгорели деревянные хоромы, а некоторые каменные строения распались от зноя. Выгорел и двор митрополита, а сам Макарий едва не погиб в огне. Его переправили в Новинский монастырь. Правительство Глинских, родственников царя по матери, бездействовало перед лицом такого страшного бедствия. Более того, вместо принятия каких-либо мер, принялись искать «зажигалыциков» из среды москвичей. Глинские говорили, что и апрельские и июньские пожары «зажигали зажигальщики», которых по их приказу хватали, подвергали пыткам.
Не вынося пыток, они «признавались в вине». Однако среди москвичей быстро распространились слухи о том, что «великий пожар» 21 июня является делом Глинских. Обвиняли в поджоге престарелую княгиню Анну Глинскую — мать князя Михаила Глинского. Глинских обвиняли также в том, что они «норовили» приходу на Русь «иноплеменных»: на южные окраины государства вторгся крымский хан со «многою силою», т. Москвичи ненавидели Глинских, всесильных «временщиков» при молодом царе, и их приближенных, а также челядь, холопов за бесчинства, вымогательства, поборы, от которых, как видно, немало пострадали московские простые люди. Глинские были виноваты во многих страданиях народа, и это превратило их в «поджигателей». При Иване IV в Воробьеве находились многие бояре — противники Глинских, в первую очередь Шуйские, снова стремившиеся к власти, и Захарьины — родственники царицы.
И тамо ему бысть дымный дух тяжек и жар велик, и за невъзможение от жару и от дымнаго духу начаша его с тайника спущати обязав у? В Кремле выгорели Чудов и Вознесенский монастыри, многие храмы, дома, строения, погибло много людей. Бедственные обстоятельства пожара нашли отражение в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI века см. В Москве нередко случались пожары и только некоторые из них получили именование больших. О пожаре 1547 года мы узнаём из летописи, ему посвящено две Повести, подробно описывающие тяжёлое бедствие. В Повести имеются сведения, отсутствующие в летописи и дополняющие её. В Успенском соборе был протопоп Гурий и много народа, творились молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Содержание Повести нашло затем отражение в Книге Степенной царского родословия, составленной по благословению святителя Макария 18. Благодаря стрельнице, предназначенной для ведения стрельбы 23 , Тайнинская башня являлась важным опорным пунктом в случае осады Кремля. Она имела ворота, которые назывались Водяными и в мирное время здесь был удобный спуск к Москве-реке.
Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города. Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели. К вечеру буря затихла, и в три часа ночи, угасло пламя; но развалины курились несколько дней, от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской… Люди с опаленными волосами, черными лицами, бродили как тени среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имений; не находили и выли как дикие звери». Пожар уничтожил более 25 тысяч зданий и унес жизни около 1700 человек, что для средневекового города было очень значительно. Политическая подоплека Уже тогда, сразу после пожара, ходили разные слухи насчет его причин. Суеверный народ судачил, что всему виной колдовство, ведь не мог пожар просто совпасть с бурей и сильным ветром. Роль колдуньи чаще всего отводилась бабке Ивана Грозного Анне, которая якобы выкапывала на кладбищах трупы, вырывала их сердца, толкла в ступе, сыпала в воду, а водой этой кропила московские улицы. Другие говорили, что это все - проявление Божьего гнева, а значит, в государстве что-то основательно прогнило и власть надо менять. Естественно, обе версии выставляли молодого царя не в самом выгодном свете. Спустя два дня после пожара в Москве вспыхнуло восстание. Мятежные бояре и простой народ, недовольные тем, что на их головы обрушилось такое бедствие, а царь спокойно уехал в загородную резиденцию в село Воробьев, ворвались в Кремль и убили одного из самых верных соратников Ивана - князя Юрия Глинского. После того, как восставшие расправились с остальным окружением Глинского, было принято решение идти на Воробьев и требовать у царя выдать всех предателей. Но в Воробьеве Ивану и его придворным удалось убедить народ в том, что никаких Глинских и других предателей в имении нет, так что толпа начала расходиться. За пару дней угасло и восстание. Впоследствии именно мятежных бояр Грозный обвинит в поджоге и постепенно расправится со всеми обидчиками своих союзников Глинских. Последствия Иван Грозный никогда не скрывал, что пожар и последующее восстание произвели на него большое впечатление. Именно тогда у молодого царя появилась идея строгой вертикали и усиления государственной власти. Всю оставшуюся жизнь царь боялся мятежа, поэтому стал злобным и подозрительным, стараясь репрессировать всех, кто, как ему казалось, мог оказаться предателем. Предпосылки Ход восстания Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, нёсшие основное налоговое бремя. Волнения начались сразу после огромного пожара 21 июня 1547. Люд собрался на вече на Соборной площади , где разбушевавшаяся толпа растерзала Ю. Глинского, родственника царя. Оставшиеся после пожара дворы Глинских были сожжены и разграблены. После убийства князя 29 июня бунтовщики явились в село Воробьёво , где укрылся Иван IV, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая её, что их в Воробьёве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Последствия Московские события показали юному правителю разительное несоответствие между его представлениями о власти и реальным положением дел. Первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью. Московское восстание привело к падению рода Глинских. Именно в то время появился священник Сильвестр , который «опустил царя с небес на землю», сказав, что пожары - гнев Божий, обрушившийся на царя за его неправедные поступки… Историк Зимин не исключает возможности того, что с Московским восстанием был связан организованный побег из Москвы Феодосия Косого и его приспешников. Эту догадку поддержал Клибанов. Примечания Московское восстание 1547 - статья из Большой советской энциклопедии Литература Смирнов И. Очерки политической истории Русского государства 30-50 гг. XVI в. Зимин А. Реформы Ивана Грозного. Шмидт С. О московском восстании 1547 г. История Москвы.
И потом едет ко пречистой на Новое посетить отца своего пресвященного митрополита Макария и бысть промежи обоих слезы жалостныя, аки от источника текущи о бывшем гневе божий и великом пожаре беседовавшим. И много и словесы духовными митрополит тешашо царя государя и великого князя, поучая его на всякую добродетель, елико подобает царем православным быти. Царь же и государь, слушая его духовная словеса и наказание поминаше же великому князю о опальных и повинных людех. Царь же и государь слушая митрополита во всем опальных и повинных пожаловал. Царь же и государь князь великий моляше митрополита веля ему молитися господу богу и спасу нашему Исусу Христу, и того пречистой матери владычице нашей богородице, и архаггелом Михаилу и Гаврилу и прочим небесным силам, и всем святым его угодником. Митрополит же моляшеся соборне день и нощь, совершая молебна о царе и государе великом князе и о благоверной княгине, и о князех и боярех, и о всем православном христианстве. Да бы господь бог отвратил гнев свои движимыя на ны, людем же, всему народу пресвященный митрополит повеле каяти отцем своим духовным о грех своих и причащатися христовым таинам. Сия злоба сключися великий пожар за умножение грех наших и неправд. Богу попущащу каз на ны овогда пожаром, овогда ратию и междоусобную бранию, овогда мором и напрасною смертию, нас грешных на разум наводя. А летописец и старые люди сказывают: таков пожар на Москве не бывал. Тогда же стоял князь великий в Воробьеве в селе своем. Бе бо церкви та соборная невредима от бывшаго пожару молением пречистые владычицы нашея богородица. Толико во пророцех в верху три иконы загорались были с нижних поль и прилучишася подъяки и угасиша, и образов гех невреди огнь.
Остались вопросы?
По горящему городу распространился слух, что в бедствии виноваты Глинские. Великий пожар 1547 года – это целый цикл пожаров в Москве при Иване Грозном, которые длились с апреля по конец июня, в результате чего погибло более четырех тысяч человек и была уничтожена одна треть города. «Великий Московский пожар», состоявшийся в первый год царствования Ивана Грозного, уничтожил русскую столицу и отсрочил падение Казани на несколько лет. Засушливая весна стала причиной частых пожаров в столице в апр. – июне 1547. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Обряд венчания с первой русской царицей состоялся 13 февраля 1547 года. В 1547 году Москва готовилась к операции по взятию Казани. Главным оружием, которое должно было помочь в осуществлении этой цели, считался порох, накопленный в городе в огромном количестве.