Спектакль Театра классического балета иной и ёва. Балет «Тысяча и одна ночь» азербайджанского композитора Фикрета Амирова станет первым масштабным спектаклем Приморской сцены Мариинского театра после вызванного пандемией перерыва. Коллектив Приморской сцены представляет красочный балет по мотивам арабских и персидских сказок «Тысяча и одна ночь».
Мариинский театр при поддержке «Роснефти» представил публике Катара балет «Тысяча и одна ночь»
«Тысяча и одна ночь» из Мариинки накрыла столицу Катара - МК | Балет «Тысяча и одна ночь» по мотивам знаменитого сборника арабских и персидских сказок был создан азербайджанским композитором Фикретом Амировым и впервые поставлен в Азербайджанском театре оперы и балета в 1979 году, хореограф — Наиля Назирова. |
Приморская сцена Мариинки гастролирует с балетом «Тысяча и одна ночь» в Дохе — РТ на русском | Балет «Тысяча и одна ночь» по мотивам знаменитого сборника арабских и персидских сказок был создан азербайджанским композитором Фикретом Амировым (1922–1984) и впервые поставлен в Азербайджанском театре оперы и балета в 1979 году. |
“Тысяча и одна ночь” в столице Катара
Так начинается восточная сказка, которую надо не рассказывать, а станцевать. И вот та стилизация, которая вплетена в исполнение обычных традиционных элементов, и вызывает особую сложность для артистов. Но дополняет по колориту и насыщает сам спектакль», — говорит балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра, хореограф балета «Тысяча и одна ночь» Эльдар Алиев. В этом танце фольклор и этника на первом месте.
Солисткам приходится учитывать много различных нюансов, имея богатый опыт русской балетной школы. Отсюда главная сложность — положение рук в танце на восточный манер, признается исполнительница главной роли Анна Самострелова. Именно ей предстоит растопить сердце обезумевшего от предательства жены царя.
Нужно, чтобы пальцы были вместе.
Но упрямый царь непреклонен, даже полюбив - Шахерезаду тоже ждёт смерть. Тогда-то Шехерезада и начинает рассказывать ему свои сказки…. О том, как юноша Алладин влюбляется в царевну Будур и, спасаясь от погони стражников, оказывается во власти злобного колдуна, который с помощью Алладина хочет добыть волшебную лампу. Но это ему не удается и, вызвав волшебного джина из лампы, Алладин изгоняет колдуна и получает в награду прекрасную царевну Будур… О том, как кичливый и злой Султан, пресытившись всеми возможными забавами, развлекается новой шуткой: переодев нищего в султана и опоив вином, заставляет бедняка целый день править страной. Придворные подобострастно хохочут, но в душе дивятся правильности принимаемых нищим решений. И даже жена Султана, на красоту которой тот давно не смотрит, поражена учтивостью и лаской нищего. Между ними возникает чувство, но Султан возвращает нищего на улицу, в грязь и нищету, а когда снова решает повторить свою шутку, и нищий опять оказывается на троне, настоящий Султан случайно погибает. Придворные и жена Султана, скрывают происшествие и оставляют мудрого Султана-нищего править страной … О том, как Синдбад-мореход влюбляется в девушку, пленённую страшной птицей Рух, освобождает возлюбленную и убивает зловещую птицу… О том, как Али-баба обнаруживает клад разбойников и завладевает им.
Погоня приводит атамана и разбойников к дому Али-бабы и его служанки Марджаны, и та помогает ему избавиться от шайки злодеев … Тысячу и одну ночь проведёт Шахрияр в прекрасной стране сказок Шахерезады, прежде чем снова обретёт веру в любовь и добро, и разум его победит ненависть.
В 2018 году в рамках перекрестного Года культуры Россия - Катар компания выступила организатором концертов хора Сретенского монастыря, а также стала генеральным партнером выставки коллекций картин Третьяковской галереи «Русский авангард: пионеры и «наследники по прямой». Эльдар Алиев, главный балетмейстер Приморской сцены Мариинки и постановщик балета, отметил, что очень важно, чтобы спектакль, литературной основой которого является памятник персидской и арабской литературы - знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», - был воспринят публикой Ближнего Востока как близкий по духу. В балете стремились отразить лучшие традиции восточной культуры. Это были первые гастроли Мариинского театра в Катаре.
Однако волнение, которым сопровождается выход артистов на любую новую сцену, оказалось излишним - катарская публика осталась в восторге. Думаю, это начало культурных связей, которые получат дальнейшее развитие. Нам действительно есть что показать и чем гордиться», - сказал Эльдар Алиев. После серии показов в Катаре балет вновь покажут в Санкт-Петербурге, где постановка будет представлена в феврале-марте на традиционных зимних гастролях в Мариинском театре. Затем планируются показы в Пекине и, конечно, на родной сцене во Владивостоке, ближе к концу сезона.
Надо сказать, что это не первый проект, который поддерживает «Роснефть». В 2018 году в рамках перекрестного Года культуры Россия - Катар компания выступила организатором концертов хора Сретенского монастыря, а также стала генеральным партнером выставки коллекций картин Третьяковской галереи «Русский авангард: пионеры и «наследники по прямой». Эльдар Алиев, главный балетмейстер Приморской сцены Мариинки и постановщик балета, отметил, что очень важно, чтобы спектакль, литературной основой которого является памятник персидской и арабской литературы - знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», - был воспринят публикой Ближнего Востока как близкий по духу.
В балете стремились отразить лучшие традиции восточной культуры. Это были первые гастроли Мариинского театра в Катаре. Однако волнение, которым сопровождается выход артистов на любую новую сцену, оказалось излишним - катарская публика осталась в восторге.
Думаю, это начало культурных связей, которые получат дальнейшее развитие. Нам действительно есть что показать и чем гордиться», - сказал Эльдар Алиев. После серии показов в Катаре балет вновь покажут в Санкт-Петербурге, где постановка будет представлена в феврале-марте на традиционных зимних гастролях в Мариинском театре.
Спектакль театра «Кремлёвский балет» - «Тысяча и одна ночь»
Кстати, это не первая редакция Эльдара Алиева постановки на либретто братьев Ибрагимбековых. Прежде он ставил этот балет в Америке и Европе, а в прошлом году создал для театра Владивостока новую редакцию. Тогда балет получился камерным, каким-то теплым и уютным. Когда же я приехал во Владивосток, в моем распоряжении оказался огромный состав труппы. Конечно, я не мог не воспользоваться этой возможностью, и в последней редакции массовость вышла на первый план», — поделился Алиев. Теперь в постановке задействованы фактически все артисты балета. Помимо красочных массовых сцен, таких как «Танец лучников», «Багдадский базар» или «Мольба женщин», в постановке 13 сольных партий. Алиев уверен, что предыдущая версия спектакля в его хореографии была не менее удачной, однако обновление балетов, на его взгляд, — это главное условие для их выживания. Если раньше одна постановка могла идти более шести часов, так как господам было некуда деть свое время, то сегодня люди не могут позволить себе наслаждаться постановкой более двух актов.
Из более чем 300 балетов Мариуса Петипа до нас дошло всего 9 или 10 — почему? Не может же быть, что остальные 290 были неудачными.
Сюжет Спектакль Сегодня гастроли балетной труппы театра начинаются в этой далёкой арабской стране — впервые в истории Приморской сцены Мариинки. Удивительной красоты балет, основанный на знаменитом памятнике арабской и персидской литературы, жителям и гостям Катара представят прима-балерины Анна Самострелова и Лилия Бережнова, премьеры Сергей Уманец и Виктор Мулыгин, солисты Юрий Зиннуров, Саки Нисида, Арина Нагасэ, Лада Сартакова и другие артисты.
В основу либретто советского композитора Фикрета Амирова положены знаменитые восточные сказки Шахразады. Впервые в Саратове «Тысяча и одна ночь» была поставлена в 1987 году. В течение 20 лет было около 300 показов. Новая версия балета с яркими декорациями и костюмами предназначена для семейного просмотра.
Премьера балета «Тысяча и одна ночь» Дата публикации: 13 августа 2020 Артисты Приморской сцены Мариинского театра во время пандемии подготовили масштабную премьеру балета «Тысяча и одна ночь».
Как рассказал главный балетмейстер театра Эльдар Алиев, репетиции проходили малыми группами, спектакль собирался из множества небольших частей.
Тысяча и одна ночь
За музыку к балету «Тысяча и одна ночь» композитор Фикрет Амиров в 1980 году удостоился Государственной премии СССР. Балет "Тысяча и одна ночь" поставлен главным балетмейстером труппы Приморской сцены, заслуженным деятелем искусств России, нашим соотечественником Эльдаром Алиевым. «Тысяча и одна ночь» Эльдара Алиева казанской публикой была воспринята благосклонно — зрители аплодировали героям вечера стоя. В Мариинском театре Санкт-Петербурга назвали необоснованными претензии по поводу нарушения авторских прав при постановке балета «Тысяча и одна ночь». Балет был признан экспертным жюри одним из самых заметных спектаклей музыкального театра сезона 2021-2022. На Приморской сцене Мариинского театра 14, 15 и 16 августа с огромным успехом прошла премьера новой постановки балета "Тысяча и одна ночь" великого азербайджанского композитора Фикрета Амирова, передает со ссылкой на Trend.
Читайте также
- Первая полоса
- «Тысяча и одна ночь» в танце: как воронежская балетная постановка прожила 35 лет на сцене
- Светлана НОСКОВА: «Тысяча и одна ночь» — это спектакль-праздник!»
- “Müstəqilliyimiz əbədidir, daimidir, dönməzdir”
- История создания:
- Состоялась премьера балета "Тысяча и одна ночь" | Правительство Республики Мордовия
Приморская Мариинка покажет балет "Тысяча и одна ночь" в Катаре
«Тысяча и одна ночь» Эльдара Алиева казанской публикой была воспринята благосклонно — зрители аплодировали героям вечера стоя. 7 апреля в Бурятском театре оперы и балета состоится показ балета Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь» (возрастное ограничение 12+). В Мариинском театре Санкт-Петербурга назвали необоснованными претензии по поводу нарушения авторских прав при постановке балета «Тысяча и одна ночь». Балет “Тысяча и одна ночь” завершит масштабные гастроли приморской труппы в 2023 году.
Тысяча и одна ночь
Но повторюсь: при достижении гармонии музыки с хореографией и художественным оформлением, при полной отдаче артистов со сцены в зрительный зал движется лавина мощнейшей энергетики. В свою очередь, из зрительного зала, в ответ, возвращается такая же энергетика. Столкнувшись, они создают эффект, который невозможно описать, а называется он просто — успех. Свидетелями тому мы и являемся на проходящих в Дохе гастролях. И какими вы видите перспективы русского балета в арабском мире? После того как решение о гастрольной поездке принимается, начинается соответствующая подготовка.
В случае с проведением гастролей балета Приморской сцены Мариинского театра в Катаре исключений не было. Гастроли проходят при финансовой поддержке «Роснефти», а работа по организации гастролей осуществлялась московской компанией NWA, и я благодарен обеим компаниям за успешное осуществление данного проекта. Балет в арабских и тюркских странах существует, и уже давно. Поэтому думаю, что прогнозы по популяризации балетного искусства в арабских странах имеют под собой основания. Правда, на это уйдет много лет.
Имя нашего театра связано с великими произведениями как балетной, так и оперной классики.
Это единственный спектакль в репертуаре Воронежского театра оперы и балета, который без изменений не сходит со сцены почти 40 лет. Преподаватели и студенты получили огромное удовольствие от просмотра постановки и посещения театра, который скоро закроется на длительную реконструкцию.
Оркестр под управлением Эйюба Кулиева, который и так творил чудеса выразительности, дополняет голос Анастасии Кикоть, словно провозвестник судьбы. Это делает финал первого действия выворачивающим душу. Музыка, пение и танец рождают такой непередаваемый восторг, что слезы сами тихо струятся из глаз, от любви и страсти, разлитой словно в воздухе, как аромат чувственных восточных духов, от роскоши и красоты в чертогах безжалостных властителей, от смелой беззащитности и неувядающей мудрости, от всесильной мощи любви!
Палачи держат Шехерезаду на вытянутых руках, словно подчеркивая: казнь лишь отложена, ты в наших руках. Этим стоп-кадром завершается первое действие и начинается второе, сказочное. Очень хорош Шахрияр Сергей Уманец. Он пластичен, выразителен, точно передает движениями все настроения своего героя. При этом у него безумно сложная силовая партия. Такие замысловатые поддержки партнерши и контактные мягкие переходы с ней из одной скульптурной позы в другую - требуют огромной выносливости. Немало у него и вариаций с ураганными вращениями и непростыми прыжками.
Эти сложности партии не влияют на выразительность его героя. Он величественен, грозен, суров, но любовь к Шехерезаде смягчает его, делая лиричным. Второе действие - это три из тысячи сказок, которыми Шехерезада занимала султана длинными ночами, каждый раз выигравая еще день у смерти. Все эти истории полны зажигательных танцев кордебалета, борьбы и спасений, впечатляющих вариаций главных героев. Особенно запомнилась Марджана Наталья Демьянова , служанка Али-бабы, спасающая его от разбойников и их атамана. Ох, уж этот обольстительный танец томной восточной красавицы! Призывные движения бедер, как в традиционном арабском танце живота, провоцирующе выступающих в резком движении-ударе, красиво подрагивающих в тряске-шимми, плавно извивающиеся руки.
Глаз не отвести, как хороша девушка, как изящен ее танец, как красивы движения! И все истории Шехерезады заканчиваются торжеством взаимной любви и преданности. Рассказывая их, она фактически учила султана любить. И любовь проникла в его сердце. Своими сказками, а также целомудрием и женственностью Шехерезада изгнала демонов из души Шахрияра, он уже не чувствует неутоленной ярости из-за измены прежней жены.
На спектакле присутствовало немало представителей руководства страны и дипломатического корпуса, и мы убедились, что российскую культуру нельзя отменить. В большинстве стран мира она востребована. Это выступление - тому наглядное подтверждение. Гастроли стали возможны благодаря спонсорству российской компании «Роснефть», без участия которой, я думаю, эти выступления были бы просто невозможны». В свою очередь, соотечественник композитора посол Азербайджана в Катаре Махир Мамед оглы Алиев сказал: «Это не просто оркестр, это великий оркестр. Горжусь, что сегодня я был среди зрителей этого потрясающего произведения. Пока никто еще не догнал русский балет. Кстати, в следующем году исполняется 45 лет, как Фикрет Амиров написал музыку к балету «Тысяча и одна ночь». Благодаря компании реализуются масштабные проекты, направленные на возрождение духовных и национальных ценностей.
Премьера балета «Тысяча и одна ночь»
На сцене Большого театра России в Москве представлен балет "Тысяча и одна ночь" азербайджанского композитора, народного артиста СССР Фикрета Амирова. Фикрет Амиров Тысяча и одна ночь балет в 2-х действиях 16+ Либретто народной артистки Азербайджана Медины Алиевой по мотивам сказок "Тысячи и одной ночи" Продолжительность спектакля 1 час 30 минут. Балет «Тысяча и одна ночь» на музыку композитора Фикрета Амирова в хореографии главного балетмейстера Приморской сцены Мариинки Эльдара Алиева еще со дня премьеры, состоявшейся два года назад во Владивостоке.
Билет на балет в сказку "Тысяча и одна ночь"
Артисты Приморской сцены Мариинского театра представляют в столице Катара — Дохе балет Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь». популярный рассказ о царе Шахрияре. В сюжеты также входят и других сказки – о приключениях Синдбада-морехода, о птице Рухх, об Аладдине и принцессе Будур. Коллектив Приморской сцены Мариинского театра представит зрителям балет по мотивам арабских и персидских сказок «Тысяча и одна ночь» на музыку азербайджанского композитора Фикрета Амирова. В балете,,Тысяча и одна ночь" яркие декорации, музыка завораживает и переносит в сказку,очень красивые ы выступали блестяще все без исключения. Те, кто видел балет «Тысяча и одна ночь» на сцене театра несколько лет назад, были поражены.