Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Денежный знак 75 000 000 рублей 1924 г. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1936 годах, одна из. в 1936-1937 годах, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов.
Национальный вопрос
- Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР)
- Закавказская социалистическая федеративная советская республика карта - 95 фото
- Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
- Административно-территориальное деление
- Трансформации во благо: история Конституции Абхазии
О создании ЗСФСР.
Все материалы Единственным международно-правовым документом в вопросе демаркации и делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией был и остается Карсский мирный договор 1921 года. БАКУ, 12 фев — Sputnik. После упразднения Закавказской советской федеративной социалистической республики ее границы пересматривались и уточнялись - в 1936-1937 годах, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов. При этом все случившиеся изменения конфигурации границы приводили к локальным приращениям территории Армении за счет азербайджанских земель, сказал политолог Олег Кузнецов, комментируя заявление секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна о том, что граница между Арменией и Азербайджаном существует с советских времен, и была признана сторонами в 1991 году, при вступлении в СНГ. Впервые во всемирной истории государственные границы между Азербайджаном и Арменией, как самостоятельными государственными образованиями, стали предметом обсуждения на Карсской мирной конференции 1921 года, напомнил политолог, заметив, что тогда эти страны именовались Азербайджанская Советская Социалистическая Республика и Советская Социалистическая Республика Армения.
Надписи на бонах делались на русском, армянском, грузинском и азербайджанском языках, а на лицевой стороне банкнот были размещены подписи председателя Закавказского комиссариата Ев. Гегечкори и комиссара финансов Хорена Карчикяна.
Из 125 депутатов Сейма, приступившего к работе 10 февраля 1918, 32 были с. Председателем Сейма был избран Николоз Чхеидзе, а председателем правительства независимой республики и министром иностранных дел был назначен Акакий Чхенкели. Флагом федерации некоторые историки считают жёлто-чёрно-красный горизонтальный триколор, но сколь-нибудь серьезных доказательств этому не существует. В апреле 1918 года Турция начала военные действия против Федерации. Военно-политическая обстановка накалилась до предела и 11 мая 1918 года в Батуми возобновились мирные переговоры между Закавказьем и Турцией. Закавказскую делегацию возглавлял Акакий Чхенкели, а миссию посредника выполняла делегация Германии во главе с генералом Отто Фон Лоссовым.
В ходе конференции выявилась бесперспективность существования Закавказского союзного государства, поскольку грузины, азербайджанцы и армяне придерживались различных политических ориентаций: грузины избрали прогерманскую ориентацию, армяне - проанглийскую, а азербайджанцы - протурецкую. Переговоры в Батуми между Турцией и Закавказьем теряли смысл, и Германия предложила Грузии защиту при условии распада Закавказской Федеративной Республики и обращения Грузии за помощью к Германии. Лишь в этом случае Германия брала на себя защиту Грузии от турецкой агрессии. Такова хроника возникновения и распада первого единого независимого закавказского государства. Что стало причиной образования Закавказской Демократической Федеративной Республики? Во всяком случае, не интеграционные процессы в Закавказье.
Ее возникновение, в первую очередь, было обусловлено ослаблением России, вызванным февральской революцией 1917 года, а также необходимостью выживания в ходе турецкой агрессии. Смена формы правления Закавказьем с наместничества, имевшего форму строгой вертикали власти, на более демократический ОЗАККОМ, привела к развитию центробежного национал- и социал-демократического движения в регионе, хотя, справедливости ради надо отметить, что ни ОЗАККОМ, ни в дальнейшем Закавказский комиссариат не ставили перед собой цели отторжения от России. В первой декларации комиссариата подчеркивалось, что "власть эта сконструирована временно, лишь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания". Лидер грузинских меньшевиков Ной Жордания вспоминал: "Мы еще надеялись, что в России смогут положить конец большевизму, сумеют создать нормальное правительство". Решение о разрыве связей с Советской Россией пришло позже - после разгона большевиками Учредительного Собрания России в ночь на 6 января 1918 года, когда стало ясно, что большевики власть не отдадут. Последним же аккордом к созданию независимой ЗДФР стало подписание Брест-Литовского мира, согласно которому Советская Россия отказывалась от значительных территорий.
В свою очередь, молниеносный распад едва зародившейся ЗДФР показал, что между армянскими, грузинскими и азербайджанскими представительствами стояли непреодолимые препятствия на пути к взаимопониманию. А образование независимых Азербайджана, Армении и Грузии к этническим, религиозным и политическим разногласиям добавило еще и взаимные территориальные претензии: практически сразу после провозглашения независимости, в том же 1918 году вспыхнули армяно-грузинский, грузино-азербайджанский и армяно-азербайджанские конфликты, которые с различной интенсивностью длились вплоть до советизации всех трех республик. После ухода турок из ряда захваченных ими территорий в Закавказье, в том числе из областей Лори и Ахалкалак, в конце 1918 возник локальный грузино-армянский конфликт, который, однако, был быстро прекращен. Относительно же армянонаселенной области Ахалкалак было принято решение временно оставить её под властью грузинской стороны. Одновременно началось наступление грузинских войск на Абхазию. В грузино-азербайджанском конфликте Тифлис претендовал на Закатальский район Азербайджана, населенный грузинами-ингилойцами, а Баку - на Марнеульский и Гардабанский районы Грузии, являвшиеся регионом компактного проживания азербайджанцев.
Начавшийся конфликт вскоре перерос в интенсивные боевые действия, которые были приостановлены советизацией двух республик, не решившей, однако, сути конфликта. А армяно-азербайджанский конфликт на почве Нагорного Карабаха и Зангезура вылился в полномасштабную и кровопролитную войну. Заключение К моменту провозглашения своей независимости Азербайджан, Армения и Грузия пришли без ясных и взаимопризнанных государственных границ. Самостоятельных государственных образований в Закавказье не было с незапамятных времен: с VII по XV века территория подвергалась нашествиям арабов, византийцев, турок-сельджуков, монголо-татар, с XVI по XVIII века Закавказье было предметом раздора между Турцией и Персией, время от времени в большом количестве возникали различные мелкие княжества и ханства, а в XIX веке вся территория современного Закавказья была включена в состав Российской империи. В результате бесконечных войн жителям азербайджанских, армянских и грузинских городов и сел приходилось кочевать с места на место, что в итоге образовало национальную чересполосицу и диаметрально противоположное понимание автохтонности того или иного народа на территории конкретных районов. В такой ситуации, в момент провозглашения независимости между новообразованными республиками не могло не возникнуть разногласий в вопросе определения границ, что, в свою очередь помноженное на многовековые локальные межэтнические конфликты и религиозное различие, привело к серьезным вооруженным столкновениям, в немалой степени провоцируемым извне.
Таким образом, проходившая под лозунгом "права первородства" борьба за спорные территории, по существу была ничем иным, как банальным "перетягиванием одеяла" новообразованных республик. И кровопролитие было прекращено лишь тогда, когда Закавказье было советизировано - когда молодые республики заполучили нового общего "патрона" в лице большевиков, а вопрос определения собственных границ вышел из сферы их компетенции и в какой-то мере потерял свою остроту. Попытка вторая В 1920-1921 не прекращались всякого рода провокации Закавказья со стороны Ирана и, особенно, Турции. Последняя вела, по существу, военные действия против cоветских республик и очень важно было сплотить Закавказские государства как на военном, так и на дипломатическом фронтах.
Ещё держались армянские повстанцы, которые 27 апреля провозгласили образование республики Горная Армения. Их вскоре разбили и 9 июля руководство восставших ушло в Иран.
В июне Сталин приехал в Тбилиси, но на митинге в железнодорожном депо его встретили свистом и криками «предатель! Сталин покинул страну, сохранив стойкую неприязнь и к самой Грузии и к её коммунистическому руководству. Весь оставшийся год и ещё несколько лет большевики занимались проведением границ в этнически пёстром Закавказье. При этом они исходили из того, что Азербайджан — лояльное Москве и Турции государство, а Грузия и Армения пока ненадёжны. Поэтому многие спорные вопросы решались в пользу Азербайджана. Мартовский советско-турецкий Московский договор был неким закулисным соглашением, и теперь его нужно было формализовать.
Грузию представлял Шалва Элиава, большевик с грузинской фамилией, который, однако ж, всю карьеру построил в советской России. При нём присутствовал Александр Сванидзе, тоже московский чиновник. От Армении присутствовал Асканаз Мравян, нарком иностранных дел Армении. Грузия признала передачу Турции Артвинского округа, а Армения официально отказалась от Карсской области. Были согласованы и признаны границы всех стран-участниц договора. Это было не очень весёлое событие в истории Закавказья, но договор определяет границы по сей день.
Позже возникли мифы о том, что Карсский договор был заключён только на 100 лет до 2021 года или что Россия была его гарантом и имела полномочия его отменить, но такими теориями занимаются обычно фрики от политики вроде партии «Союз патриотов Грузии». Между тем Сталин и Орджоникидзе решили создать Закавказскую Республику, куда включить Грузию с соседями к виде автономий. Грузинский ревком с удивлением обнаружил, что в очередной раз Грузию стирают с карты мира. Они сразу высказались против этой идеи, причем их поддержал сам Ленин. Этот конфликт вошёл в историю как «Грузинское дело». Ситуация начала напоминать «присоединение Грузии к России» в 1801 году: снова грузинское руководство получило совершенно не те последствия, на которые рассчитывало.
И вот творцы советской Грузии Махарадзе и Мдивани , которых Сталин называл «социал-духанщиками», теперь попытались сохранить хоть что-то от грузинской независимости. Много позже, перед расстрелом в 1937 году, Мдивани скажет: «Меня мало расстрелять, меня четвертовать надо! Ведь это я привел сюда 11-ю армию, я предал свой народ и помог Сталину и Берии, этим выродкам, поработить Грузию». Усилия ревкома не прошли даром — Закавказская Республика так и не появилась. Вместо неё сделали всё же федерацию, состоящую из относительно самостоятельных государств. На фоне этих баталий продолжали возникать новые административные единицы.
Советская Грузия 1921 года удивительна хотя бы тем, что в ней не было самих Советов. Выборы этих Советов прошли только в конце года, а 25 февраля 1922 года, в годовщину завоевания, в Тбилиси открылся Первый Съезд Советов Грузии. Съезд утвердил Конституцию Грузии и сформировал структуру управления: появился исполнительный комитет, наркоматы и прочее. Её возглавил Иван Орехелашвили — имеретинец, коммунист с 1903 года. Он продержится на этой должности 5 лет, после чего будет переведен на другие ответственные посты, а в 1937-м его расстреляют. События 1921 года в Грузии считаются советской оккупацией и этому периоду истории посвящён Музей советской оккупации.
Некоторые не согласны с термином "оккупация", но это была именно она. Подробный разбор этого вопроса находится в статье про этот музей. Туризм Между тем, пока происходили все эти исторические события, в Грузии произошло ещё нечто второстепенное, но интересное — зарождался грузинский туризм и советский альпинизм. Отцом-основателем нового спорта стал Гиоргий Николадзе, математик, инженер и металлург, который до 1918 года работал в Донецке, а затем вернулся в Западную Грузию и занимался созданем зестафонского завода ферросплавов. В 1921 году он организовал первый поход, о котором мало что известно, а в 1922 — второй, группой в 21 человек на 15 дней по маршруту Тбилиси- Коджори -Тетрицкаро- Болниси -Асурети-Табахмела. В 1923 году он же организовал первое восхождение на Казбек : 27 августа 18 альпинистов покорили знаменитую гору, чем положили начало советскому альпинизму, а 27 августа стало днём рождения нового советского спорта.
Гиоргий Николадзе восстание Первые годы советской власти были самыми трудными для Грузии. Почти сразу начались проблемы со снабжением, которые привели к голоду и эпидемиям. В 1926 году его амнистировали, и католикосат продолжил своё существование. Иногда пишут, что советская власть ликвидировала грузинскую церковь. Даже Дональд Рейфилд в своей книге делает эту ошибку. Все это не способствовало популярности новой власти.
Тот факт, что большевики отдали туркам Кларджети , так же сильно компромитировал их в глазах грузинского народа. Советизация страны шла медленно, в коммунистическую партию удалось завербовать только 10 000 человек. В то же время грузинские социал-демократы ещё не были уничтожены и их было много — почти 60 000 человек. На всё это наложились трения внутри компартии: Орджоникидзе и Сталин желали радикальных перестроек общества и истребления меньшевиков, а грузинские коммунисты старались быть демократичнее, терпимее и в целом гуманнее. Как мы видим, первым удалось задавить вторых. С этого момента большевики начинают действовать агрессивнее.
Всем партиям приказывается или прекратить существование или продемонстрировать свою лояльность новой власти. На фоне всего этого начались восстания. В мае 1921 года сваны разоружили красноармейцев в Сванетии и начали войну, которая длилась до декабря. Лишь при помощи серьёзных подкреплений это восстание удалось подавить. В том же году Кайхосро Чолокашвили поднял восстание в Кахети и Хевсурети. Восстание было подавлено, а Чолокашвили бежал в Чечню.
На этом фоне произошло историческое событие: путешествие комсомолки Зинаиды Рихтер в Дальнюю Хевсуретию. Она стала первым русским человеком в этом регионе после 1914 года. Ее отчет стал уникальным документом, описывающим Хевсуретию тех неспокойных лет. Неудачи восстаний навели национал-социалистов на мысли об объеднении. В итоге в мае 1922 появилась организация, известная как "Комитет независимости" Дамоукедеблобис комитети, сокращенно Дамкон , который возглавил Гогита Погава, потом Николоз Карцивадзе, а после его ареста 16 марта 1923 года — Котэ Андроникашвили. Грузинская ЧК работала оперативно.
Для нормального восстановления и развития закавказских республик требовалось обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность и восстановить хозяйство, которое было разрушено в Гражданскую войну. Для успешного осуществления этого требовалось выполнение трех условий: Объединение военных и внешнеполитических усилий. Объединение хозяйственных ресурсов. Полное уничтожение национал-шовинизма как наследства буржуазно-националистических правительств. Грузинские национал-уклонисты Против объединения и создания Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики выступили грузинские национал-уклонисты. Это политическое течение возникло в рядах компартии Грузии после победы Октябрьской революции. Оно было порождением новой экономической политикой, когда разгулялась мелкобуржуазная стихия, охватившая экономику и общественные отношения, возродившая национализм и шовинизм. Мелкобуржуазная среда влияла на идеологию, формировала буржуазный национализм в стране, где проживали разные народы, которые в этой ситуации хотели идти своим путем, не желали терпеть притеснения от властей Грузии. Это противоречило социалистическим принципам равенства народов. Коммунисты видели другой путь развития, который выражался в федеративном интернациональном устройстве государства, где каждому народу давались равные права.
Этому способствовало и то, что Грузия и другие республики Закавказья получили в наследство пережитки национализма и шовинизма.
5000000 рублей 1923 г. Закавказье ЗСФСР, с водяным знаком (116)
Владислав все время выходил куда-то на переговоры. Потом возвращался, каждый раз говорил коротко мне, так как мы рядом сидели, что спецпредставитель президента России настаивает на том, чтобы эта Конституция не была принята. Объяснялось это тем, что это помешает переговорному процессу с Грузией. После очередного выхода Владислав вернулся, был немножко взвинченным. Он спросил: "Как быть, как ты думаешь? Я сказал, что если не сейчас, то потом мы никогда не примем этот документ", — рассказал он.
Последствия этого шага для республики были серьезными. Практически сразу после этого — в декабре 1994 года — Россия объявила Абхазии экономическую блокаду. Усовершенствование главного закона10 октября 2020 года в целях разработки поправок к Конституции Абхазии, направленных на реформирование государственной власти и управления, президент Аслан Бжания создал комиссию по Конституционной реформе. В нее входят известные общественные деятели и юристы республики. На отчете перед гражданами Абхазии Аслан Бжания подчеркнул, что Комиссия действительно выработала свои рекомендации и они в виде изменений в законопроект были направлены в Парламент и Конституционный суд.
Существенный шаг нами был сделан", - сказал он. Первое заседание комиссии состоялось в декабре 2020 года. Ее члены представили концепцию поправок к главе 3 "Законодательная власть" и главе 4 "Исполнительная власть". По словам члена комиссии, историка Астамура Тания, в основном критика Конституции касалась распределения полномочий между ветвями власти и "перекосом" в пользу президента.
Последним же аккордом к созданию независимой ЗДФР стало подписание Брест-Литовского мира, согласно которому Советская Россия отказывалась от значительных территорий. В свою очередь, молниеносный распад едва зародившейся ЗДФР показал, что между армянскими, грузинскими и азербайджанскими представительствами стояли непреодолимые препятствия на пути к взаимопониманию. А образование независимых Азербайджана, Армении и Грузии к этническим, религиозным и политическим разногласиям добавило еще и взаимные территориальные претензии: практически сразу после провозглашения независимости, в том же 1918 году вспыхнули армяно-грузинский, грузино-азербайджанский и армяно-азербайджанские конфликты, которые с различной интенсивностью длились вплоть до советизации всех трех республик. После ухода турок из ряда захваченных ими территорий в Закавказье, в том числе из областей Лори и Ахалкалак, в конце 1918 возник локальный грузино-армянский конфликт, который, однако, был быстро прекращен.
Относительно же армянонаселенной области Ахалкалак было принято решение временно оставить её под властью грузинской стороны. Одновременно началось наступление грузинских войск на Абхазию. В грузино-азербайджанском конфликте Тифлис претендовал на Закатальский район Азербайджана, населенный грузинами-ингилойцами, а Баку - на Марнеульский и Гардабанский районы Грузии, являвшиеся регионом компактного проживания азербайджанцев. Начавшийся конфликт вскоре перерос в интенсивные боевые действия, которые были приостановлены советизацией двух республик, не решившей, однако, сути конфликта. А армяно-азербайджанский конфликт на почве Нагорного Карабаха и Зангезура вылился в полномасштабную и кровопролитную войну. Заключение К моменту провозглашения своей независимости Азербайджан, Армения и Грузия пришли без ясных и взаимопризнанных государственных границ. Самостоятельных государственных образований в Закавказье не было с незапамятных времен: с VII по XV века территория подвергалась нашествиям арабов, византийцев, турок-сельджуков, монголо-татар, с XVI по XVIII века Закавказье было предметом раздора между Турцией и Персией, время от времени в большом количестве возникали различные мелкие княжества и ханства, а в XIX веке вся территория современного Закавказья была включена в состав Российской империи. В результате бесконечных войн жителям азербайджанских, армянских и грузинских городов и сел приходилось кочевать с места на место, что в итоге образовало национальную чересполосицу и диаметрально противоположное понимание автохтонности того или иного народа на территории конкретных районов.
В такой ситуации, в момент провозглашения независимости между новообразованными республиками не могло не возникнуть разногласий в вопросе определения границ, что, в свою очередь помноженное на многовековые локальные межэтнические конфликты и религиозное различие, привело к серьезным вооруженным столкновениям, в немалой степени провоцируемым извне. Таким образом, проходившая под лозунгом "права первородства" борьба за спорные территории, по существу была ничем иным, как банальным "перетягиванием одеяла" новообразованных республик. И кровопролитие было прекращено лишь тогда, когда Закавказье было советизировано - когда молодые республики заполучили нового общего "патрона" в лице большевиков, а вопрос определения собственных границ вышел из сферы их компетенции и в какой-то мере потерял свою остроту. Попытка вторая В 1920-1921 не прекращались всякого рода провокации Закавказья со стороны Ирана и, особенно, Турции. Последняя вела, по существу, военные действия против cоветских республик и очень важно было сплотить Закавказские государства как на военном, так и на дипломатическом фронтах. В этом отношении серьезное место занимали разнообразные переговоры Закавказских республик, завершившиеся Карсским договором с Турцией, который подтвердил суверенитет cоветских Азербайджана, Армении и Грузии над их территориями. В определении границ названных республик возникли две проблемы: с одной стороны, Турция старалась тем или иным способом взять некоторые земли под свой контроль часть Армении, включая Нахичевань, Аджарию , с другой стороны, возникла проблема ряда республик Абхазия, Аджария , которые хотели получить статус независимых, а не автономных. Карсский договор закрепил Нахичевань за Азербайджаном, но обязал его предоставить области определенную автономию.
Суверенитет над Батумом и его округом был закреплен за Грузией. В ходе работы Карсской конференции родилась и идея объединения Закавказских республик в федерацию. Вскоре после этого о ней шел разговор и на заседании Кавказского бюро РКП б. В ноябре 1921 года идея Закавказской Федерации уже широко и бурно обсуждалась в партийных организациях Закавказья, а затем решение этого вопроса было передано в центральные партийные ограны, в Москву. Все это происходило очень и очень негладко, поскольку в Грузии создалась оппозиция, направленная против объединения республик, но в итоге идея была в принципе одобрена. В результате подготовительной работы 12 марта 1922 полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Закавказских республик приняла "Союзный договор об образовании Федеративного союза социалистических советских республик Закавказья". По существу, впервые в истории Закавказья создавалось классическое федеративное объединение: три государства соединялись в нечто новое. Органы Закфедерации помещались над органами всех трех республик, входивших в объединение на равных правах.
По существу же Закавказский федеративный союз был не федерацией, а конфедерацией, поскольку конструкция государственных органов была еще довольно слабой и несовершенной. Союз строился на модели, выработанной в Закавказье. Заключение Таким образом, провозглашение Советской власти, осуществление большевиками единого руководства закавказскими организациями привело к созданию второго после Закавказской Демократической Федеративной Республики, единого государственного образования в Закавказье, и первым после 1918 года шагом в направлении консолидации отведавших независимости Азербайджана, Армении и Грузии. Конечно, можно было включить уже советизированные закавказские республики в состав СССР и по отдельности, однако слишком живы были еще в народах воспоминания о недавних кровопролитных войнах, и фактическое утверждение республик в каких бы то ни было границах могло в тот момент привести к непредсказуемым последствиям. Объединение же их в единое федеративное государство с дальнейшим вхождением в СССР, с одной стороны, давало большевикам возможность централизованного управления всем Закавказьем, а с другой - снижало значимость предмета конфликта - оспариваемых пограничных "исторических территорий". С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. К сожалению, в дальнейшем руководство СССР мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их "из рук в руки", от одной республики к другой, создавая таким образом еще один потенциальный источник напряженности.
Разосланный для дальнейшего обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик проект резолюции был решительно отвергнут грузинскими коммунистами. В свою очередь ЦК КП б Белоруссии указал на необходимость сохранения в новом Союзе «договорных отношений между независимыми республиками», а ЦК КП б Украины вообще не обсуждал проект на этом этапе, что уже само по себе свидетельствует о позиции украинских коммунистов относительно идеи «вхождения». Ещё раз обращаем внимание: не возникло никакой чрезвычайной ситуации, тем более — катастрофы; это был жёсткий, но при этом абсолютно свободный обмен мнениями, что и было — вопреки визгу современных антисоветчиков — свойственно Коммунистической партии в ленинские времена. В связи с этим более чем показательно, как сам В. Ленин относился к обозначившимся поначалу разногласиям с И. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание.
Послушать сегодняшних антикоммунистов, в том числе самых высокопоставленных, так у некоторых граждан может создаться впечатление, что Сталин-де «горячо отстаивал» проект «автономизации», а вот Ленин, мол, фактически «выкрутил ему руки». А как обстояло дело в действительности? В письме с говорящим само за себя названием «Об образовании СССР», написанном члену Политбюро ЦК РКП б Льву Каменеву уже в сентябре — после состоявшихся на первом этапе обменов мнениями — и предназначенном для ознакомления других членов этого высшего партийного органа, В. Ленин предельно мягко отзывается о позиции своего младшего товарища и соратника: «Сталин немного имеет устремление торопиться» выделено мной. Что это — излишняя изысканная дипломатичность? Но, как мы знаем, приверженность «дипломатии» при решении принципиальных для судеб партии и страны проблем совсем не была свойственна Ленину.
Очевидно, дело в другом. Во-первых, как видим из приведённых слов, никакой враждебности к оппоненту или «жёсткого давления» на него нет и в помине. Ленин и здесь — как и в целом ряде других случаев — не желает использовать свой колоссальный авторитет с целью давления на соратников по партии, предпочитая убеждать их силой аргументов и безупречностью логики. Во-вторых, на основании выражения «немного торопиться» можно сделать вывод, что Ленин как раз не считал позицию И. Сталина по столь судьбоносному вопросу окончательно сформировавшейся и обоснованно полагал возможным в ходе дальнейшей дискуссии убедить его в своей правоте. Какова же была позиция самого Ленина?
Именно в цитируемом письме — очень небольшом по объёму, но важнейшем с исторической точки зрения документе — В. Это ленинское определение не мешало бы зарубить на носу всем деятелям любого ранга, кто на уровне подсознания до сих пор не может принять неоспоримый факт: сегодня Россия Российская Федерация — такая же республика, такое же суверенное государство, как, скажем, Белоруссия или Казахстан, равноправное с ними, но никак не выше их. Далее в том же письме буквально одной строчкой В. Ленин конституирует подлинный прорыв во всей теории и системе международных отношений, значение которого и по сей день не хотят осознать националисты самых разнообразных мастей и рангов. Ленин рассматривает новый Союз как «новый этаж, федерацию равноправных республик», часть из которых при этом уже сами являются федерациями. Федерация федераций — в случае с многонациональным а для нашей страны можно было бы даже сказать — множествонациональным составом населения это действительно уникальный вариант выстраивания подлинно равноправных отношений между совершенно разными по численности, истории и обычаям народами.
Ознакомившись с замечаниями В. Ленина и по итогам состоявшейся между ними беседы, И. Сталин кардинально переработал резолюцию комиссии в соответствии со всеми ленинскими предложениями, то есть полностью снял свои собственные прежние предложения об «автономизации». А также убедил в правоте этого шага большинство членов комиссии, включая таких способных решительно отстаивать своё мнение, как Г. В результате в тексте новой резолюции первым пунктом значилось принципиальное системообразующее положение, выдвинутое Лениным: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» первоначально название звучало именно в таком порядке. Из этого документа, в котором важно каждое слово, однозначно следует: И.
Сталин по зрелом размышлении решительно отказывался от своей первоначальной идеи «автономизации» в пользу ленинского плана образования Союза равноправных республик. И никто ему никаких рук не «выкручивал». Состоявшийся вскоре пленум ЦК РКП б полностью поддержал новый проект резолюции, принял её в окончательном виде и поручил новой комиссии под председательством Сталина подготовить на её основе проект закона об образовании СССР для внесения его на съезд Советов. Сталин же поддержал и ленинское предложение названия, открывшего новую историческую эпоху и в итоге ставшего звучать как «Союз Советских Социалистических Республик».
До 70-летнего дня рождения СССР не дотянул 4 дня. Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Другие актуальные новости.
О создании ЗСФСР
13 декабря 1922 года в 1-ый Закавказский съезд Советов оформил создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) со столицей в е, утвердил её Конституцию (Основной Закон). Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (1922-1936), см. Закавказская Федерация. По конституции СССР 1936 года ЗСФСР была упразднена — Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР вошли в состав СССР непосредственно, как самостоятельные союзные республики. 12 марта 1922 года закавказские республики свели, наконец, в одну федерацию и появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
Описание документа
- Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika
- Энциклопедический словарь
- Советский период
- Национальный вопрос
- Создание СССР: как Ленин заложил атомную бомбу
- Ящик пандоры – О создании ЗСФСР
13 декабря 1922 года образована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
Социалистическая Советская Республика Абхазия (сокращённо ССР Абхазия, ССРА; абх. Советтә Социалисттә Республика Аҧсны, ССР Аҧсны; 4 марта 1921 — 19 февраля 1931) — бывшая независимая советская социалистическая республика. Необходимость создания Федерации советских социалистических республик Закавказья (Армении, Грузии и Азербайджана) вызывалась также экономическими причинами. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская федерация, ЗСФСР) — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1937 годах, одна из республик-учредителей СССР. ЗАКАВКАЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья), государство, связанное тесным военным. Ликвидация Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936 г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждение проекта новой конституции Союза.
Закавказская Федерация
После того, как и те, и другие ушли, а Красная Армия разбила соединения генерала Антона Деникина на Северном Кавказе, большевикам был открыт путь и на Южный Кавказ. В апреле 1920 года «красные» вошли в Баку. Украинская ССР Последние годы существования Российской империи были отмечены для Украины подавлением национального движения, когда власти закрывали местные издания и культурные учреждения, а видных украинских деятелей арестовывали и ссылали. После Февральской революции запреты были сняты, и национальное движение оживилось.
Уже в марте в Киеве был создан представительный орган — Центральная Рада. Вскоре ее объявили верховным органом власти. Временное правительство в Петрограде признало Раду, как и право Украины на автономию.
После Октябрьского переворота Рада отказалась признать власть нового режима над Украиной. В то же время большевики на съезде в Харькове объявили Украину советской республикой и сформировали собственное правительство. Вскоре после этого Красная Армия начала наступление на Киев, который смогла захватить на короткое время.
В апреле 1918 года власть Рады была свергнута во время переворота, организованного генералом Павлом Скоропадским при поддержке Германии, которую не устраивала политика Рады по национализации земель. Скоропадский принял старинный титул «гетмана Украины», отменил все реформы и установил консервативный режим. Все это вызвало резкое недовольство украинских националистов, а также социалистов и крестьянства.
После капитуляции Германии и Австрии в Первой мировой войне, опиравшийся на их поддержку режим Скоропадского пал, позднее снова заработала Рада. Между тем, на Западной Украине, входившей в состав Австро-Венгрии, еще до распада этой империи, в 1918 году, объявили о создании Западно-Украинской народной республики.
Наконец, Закавказская Федерация способствовала укреплению обороны Закавказья — этого аванпоста советской власти на Ближнем Востоке. Организация Закавказской Федерации содействовала росту объединительного движения народов советских республик, движения за образование СССР. В конце марта — начале апреля 1918 г. Шаумяном, А. Джапаридзе, М. Азизбековым, И. Фиолетовым и А. Микояном в ожесточённых боях разбил муссаватистско-беко-ханскую контрреволюцию и установил в Баку советскую власть.
Закавказские буржуазно-националистические партии — дашнаки, муссаватисты, меньшевики — организовали контрреволюционный блок закавказского комиссариата и сейма. С помощью американских, западноевропейских и турецких империалистов они против воли трудящихся масс Армении, Грузии и Азербайджана сначала оторвали Закавказье от Советской России, а затем, с целью ослабить борьбу народов Закавказья за восстановление советской власти, стали разжигать между народами национальную вражду, создавая марионеточные «государства» и натравливая их друг на друга. В мрачный период хозяйничания в Закавказье американо-английских, французских и турецких империалистов и их агентов — меньшевиков, дашнаков и муссаватистов 1918 — 1920 гг. Обычными явлениями были вооружённые столкновения между войсками «правителей» Армении и Грузии, Армении и Азербайджана, Азербайджана и Грузии. В результате интервенции и гражданской войны народное хозяйство в Закавказье было доведено до полной катастрофы. Остановились фабрики и заводы, железнодорожный транспорт находился в состоянии полного развала, резко сократилась посевная площадь. Особенно трагично было положение Армении. Только за два с половиной года господства дашнакского «независимого» «правительства» здесь было убито и умерло от голода и эпидемий 480 тыс. Только благодаря гениальному руководству Ленина и Сталина, большевистской партии, благодаря помощи великого русского народа и Красной Армии трудящиеся Закавказья смогли разгромить интервентов и националистическую контрреволюцию и установить советскую власть: в Азербайджане в апреле 1920 г. Без помощи Советской России они не могли бы сохранить свою независимость и восстановить народное хозяйство.
В 1920 — 1921 гг. Однако для установления единства республик Закавказья и дружественных отношений между ними и Советской Россией необходимо было обеспечить дальнейшее их хозяйственное, политическое и культурное сближение, а для этого нужно было прежде всего правильно решить национальный вопрос, ибо в период гражданской войны и иностранной интервенции стараниями дашнакского, муссаватистского и меньшевистского «правительств» были подорваны узы братского доверия между национальностями Закавказья. Необходимость создания Федерации советских социалистических республик Закавказья Армении, Грузии и Азербайджана вызывалась также экономическими причинами. За время империалистической и гражданской войн и хищнического правления американо-английских и турецких империалистов и буржуазно-националистических «правительств» меньшевиков, дашнаков и муссаватистов было разрушено народное хозяйство Закавказья. Добыча нефти с 446 млн пудов в 1913 г. Был разрушен железнодорожный транспорт края, на многих участках железных дорог не осталось ни одного паровоза, ни одного вагона, а то, что имелось, пришло в полную негодность. В полный упадок пришло и сельское хозяйство. В 1920 г. Для восстановления народного хозяйства и его дальнейшего развития по пути социалистического строительства необходимо было объединить усилия всех республик Закавказья. Ни одна из этих республик не могла выйти из нищеты и разорения без тесного государственного союза с другими закавказскими республиками и без помощи РСФСР.
Национальная вражда, разжигавшаяся муссаватистским, дашнакским и меньшевистским «правительствами», привела к ослаблению уз братской дружбы, связывавших рабочих и крестьян различных национальностей. Контрреволюционные националистические партии натравливали братские народности Закавказья друг на друга. Так, меньшевики Грузии организовывали избиение осетин, аджарцев, абхазцев, вели войну с «правителями» Армении, имели непрерывные столкновения с муссаватистами Азербайджана. Муссаватисты, в свою очередь, организовывали армянскую резню в Нагорном Карабахе, воевали с дашнаками Армении. Не отставали от меньшевиков и муссаватистов и дашнаки. Они истребляли проживавших в Армении азербайджанцев и воевали с «правительствами» Азербайджана и Грузии. Сталин на XII съезде РКП б , — целый ряд районов, где большинство армян всю остальную часть населения, состоящую из татар, вырезали, — например, Зангезур. Могу указать на другую провинцию — Нахичевань. Там татары преобладали, и они вырезали всех армян. Это было как раз перед освобождением Армении и Грузии от ига империализма».
В докладе «Об очередных задачах коммунизма в Грузии и Закавказье» 6 июля 1921 г. Теперь, по приезде в Тифлис, я был поражён отсутствием былой солидарности между рабочими национальностей Закавказья. Среди рабочих и крестьян развился национализм, усилилось чувство недоверия к своим инонациональным товарищам: антиармянского, антитатарского, антигрузинского, антирусского и всякого другого национализма теперь хоть отбавляй. Старые узы братского доверия порваны, или, по крайней мере, сильно ослабли. Очевидно, три года существования националистических правительств в Грузии меньшевики , в Азербайджане муссаватисты , в Армении дашнаки не прошли даром». Необходимость решения национального вопроса, установления национального мира между народами Закавказья была вторым обстоятельством, настоятельно требовавшим создания Закавказской Федерации. Только после установления национального мира народы Закавказья могли приступить к государственному и экономическому строительству. Необходимость создания Федерации диктовалась также тем обстоятельством, что нужно было организовать коллективную борьбу с внутренней контрреволюцией, опиравшейся на империалистические страны. После установления советской власти в республиках Закавказья иностранные империалисты, опираясь на остатки свергнутых эксплуататорских классов внутри страны и белогвардейскую эмигрантскую нечисть, прилагали все усилия к тому, чтобы свергнуть власть рабочих и крестьян. Империалистические державы пытались поднять мятеж дашнаков в феврале 1921 г.
Для борьбы против советской власти на Кавказе изгнанные с Кавказа меньшевики, дашнаки и муссаватисты, поддержанные американо-англо-французскими империалистами и «вождями» II Интернационала, заключили в Париже контрреволюционный блок. В письмах, найденных у убитых бандитов Павленишвили и Челокаева, указывалось, что находившееся в Париже бывшее меньшевистское «правительство» Грузии посылало своих агентов для организации в республиках Закавказья контрреволюционной, подрывной работы, призывая разбитых контрреволюционеров к активным боевым действиям, обещая им деньги и оружие. В письмах указывалось на необходимость привлечь на свою сторону наиболее отсталую часть населения, и в особенности лезгин и татар. Среди них были заклятые враги советского народа Лорткипанидзе и Мугашивили, Н. Эта «делегация» была послана в Европу и на Балканы с тем, чтобы заручиться поддержкой тамошних правительств деньгами, вооружением и снаряжением для организации единого антибольшевистского фронта и для вербовки военных специалистов из русских белогвардейцев-эмигрантов. В Париже этот контрреволюционный блок договорился с эсерами о совместных действиях на Кавказе против советской власти. Последние помогли «делегации» установить связь с французским генеральным штабом, обещавшим помощь оружием и деньгами. Вооружённая помощь была обещана также греческим правительством. В Белграде «делегация» вела переговоры с Врангелем, заручилась обещанием местных эсеров о полном содействии в вербовке шпионов и диверсантов для засылки в советское Закавказье. Из Белграда «делегация» переехала в Софию, далее в Польшу и Румынию, пыталась установить связь с итальянскими фашистами.
Своё вооружённое выступление закавказская контрреволюция намеревалась приурочить к концу уборки урожая хлеба и винограда на Кавказе в 1922 году. Американские, английские и французские империалисты принимали меры к тому, чтобы натравить на советские республики Закавказья Турцию. В Лондоне в начале 1921 г. Ллойд-Джордж имел беседу с главой турецкой делегации Бекир-Сами-беем. Задав Бекир-Сами-бею несколько вопросов о положении в Советской России, Ллойд-Джордж в конце беседы предложил ему «взять под протекторат Турции Закавказье вместе с бакинскими нефтяными источниками». Планы иностранных империалистов и их агентов — дашнаков, меньшевиков, муссаватистов — и других врагов советской власти были разбиты вместе с разгромом банды Челокаева. Контрреволюционным империалистическим стремлениям необходимо было противопоставить братский союз Закавказских советских республик между собой и с РСФСР. Только такой союз мог удержать и укрепить завоевания социалистической революции на таком важном участке, как Закавказье. В своём знаменитом письме «Товарищам-коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики» Ленин писал: «Горячо приветствуя Советские республики Кавказа, я позволю себе выразить надежду, что их тесный союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе. Но как ни важен национальный мир между рабочими и крестьянами национальностей Кавказа, а еще несравненно важнее удержать и развить Советскую власть, как переход к социализму.
Задача трудная, но вполне исполнимая». Выполнить эти указания В. Ленина можно было только объединёнными усилиями закавказских республик и Советской России. Объединение Армении, Грузии и Азербайджана в Закавказскую Федерацию, укрепление советской власти и диктатуры пролетариата, союз и помощь Советской России гарантировали свободу и независимость народов Закавказья и успешное строительство социализма.
Поначалу речь о полном отделении от России не шла, но после разгона большевиками Учредительного собрания 23 февраля 1918 года в Тифлисе образовали Закавказский сейм, высший представительный орган власти. Неизвестно, что вышло бы из этой инициативы в мирное время, но продолжающаяся Первая мировая война внесла свои коррективы. После неудачной попытки большевиков заключить мир с Центральными державами турецкие войска перешли в наступление и в начале 1918 года заняли Карскую, Ардаганскую и Батумскую области. Брестский мир закрепил эти территориальные приобретения, и началась сложная игра, в ходе которой Сейм пытался восстановить довоенные границы, а турки отрицали субъектность закавказской власти и настаивали на правомерности мирного договора с большевиками. Силы были неравны, немецкие и турецкие войска продолжали занимать один регион за другим, и 26 мая Сейм констатировал распад Закавказья и сложил полномочия. Следующая попытка интеграции Закавказья была после победы Антанты и прихода на Кавказ британских войск.
Иначе говоря, в Джавахети и Квемо Картли можно проследить "предконфликтную ситуацию", которая, при наличии определенных обстоятельств, может перерасти в открытое столкновение с целью сепаратизма или ирредентизма, как произошло в случаях с абхазским, юго-осетинским, а также нагорно-карабахским конфликтами. Заключение Надо отметить, что территориальные конфликты характерны не только для Закавказья. Национальные меньшинства, компактно населяющие приграничные регионы, везде представляют собой "фактор риска". Существует два основных вида таких противостояний: сепаратизм и ирредентизм. Американский профессор Дональд Горовиц дефинирует сепаратизм как "выход группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, составной частью которого она является. Ирредентизм же есть объединение этнически родственного населения и его приграничной территории с родственным государством, которое готово их присоединить. За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство".
Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ. А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты.
На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания". Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти. И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки.
На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов. Разве что приостановлены военные действия. Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда. Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее. Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения. Не рассматривается также возможность возникновения внешней по отношению к региону силы, которая, установив в Закавказье свое правление, может принудить всех находящихся в ее подданстве жить в мире. Такой, какой исторически была Россия.
Между тем, идея формирования Закавказской или, как принято сейчас говорить, Южнокавказской федерации или конфедерации продолжает витать в воздухе и даже обретать некие зримые очертания. Кроме очень медленно, но все же набирающей обороты Южнокавказской парламентской инициативы, в конце 2005 года произошли события, которые некоторые наблюдатели склонны увязывать именно с перспективой создания такого гособразования. Речь идет о состоявшемся 29 ноября 2005 в Армении референдуме по конституционным поправкам, который очень активно лоббировался европейскими структурами. В числе многочисленных поправок, в реформированную Конституцию вошли такие пункты, как снятие запрета на двойное гражданство, передача права решения вопроса о госграницах Армении от плебисцита парламенту республики, пожизненная неприкосновенность президента республики: его неподсудность за деятельность, следующую из его статуса на срок своих полномочий "и после него". Следует отметить, что именно по этим пунктам в республике развернулись основные разногласия. Сторонники южнокавказской федерации комментируют их следующим образом: - двойное гражданство даст возможность быть одновременно гражданами и национальной республики, и конфедерации; - определение границ парламентом облегчит образование административных границ и утверждение государственной границы по всему периметру Южного Кавказа; - пожизненная неприкосновенность президента страны "в рамках его полномочий" позволит последнему избежать преследования за ущемление суверенитета республики, что неизбежно в случае вхождения в состав какого-либо гособразования. Не следует оставлять без внимания и прозвучавшее опять же в конце 2005 года заявление ряда объединяющих выходцев из Армении общественных организаций Азербайджана о необходимости "предоставления им в Армении автономии и двойного гражданства".
Трудно сказать, в каком направлении будут развиваться события в Закавказье дальше.
Закавказская социалистическая федеративная советская республика карта - 95 фото
В этих целях полномочные представители всех республик Закавказья, собравшись на I закавказский съезд советов, постановили образовать Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику (ЗСФСР)». Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика была создана по решению Кавказского бюро РКП(б), принятому в ноябре 1921 года по инициативе В. И. Ленина. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1936 годах, одна из. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Российская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991). Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. 13/XII 1922 г. Съезд Советов Закавказья в Баку пересмотрел конституцию Союзного Совета, в результате чего была организована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика во главе с ЦИК и СНК 3СФСР.
1917 год: Развал России и большевики - 2
Среди экспонатов Музея современной истории России есть выложенная из минералов карта Советского Союза тех еще времен, когда существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика[1] (Закавказская Федерация[2][3], ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья). ЗАКАВКАЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья), государство, связанное тесным военным. Армения Социалистическая Советская Республика 10000 рублей 1921 года P S680а в з орлы. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика История народов Закавказья на пальцах Единый Южный Кавказ / Что, если Грузия, Армения и Азербайджан объединятся?