Александр I восстановил права Правительствующего Сената – высшего государственного органа России, подчиненного государю. Ответ на вопрос "В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти ", 5 (пять) букв: сенат.
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории.
Учреждение губерний областная реформа проходило в несколько этапов. В 1708 г. Во главе каждой стоял назначавшийся царём губернатор, в руках которого была сосредоточена вся военная и гражданская власть. Главной обязанностью губернаторов было следить за поступлением в казну налогов, набором рекрутов и исполнением повинностей.
Губерния — высшая административно-территориальная единица Российской империи, во главе которой стоял губернатор или генерал-губернатор. Генерал-губернатор также командовал войсками в подведомственных губерниях. Деление на губернии в 1708 г.
Hellerick Губернии в свою очередь делились на провинции, во главе которых стояли коменданты. Комендант подчинялся одновременно и губернатору, и Сенату. Первому — в военных вопросах, второму — в гражданских делах.
Провинции делились на ещё более мелкие единицы — дистрикты, которыми управляли земские комиссары. На Украине действовал особый режим местного самоуправления. Однако постепенно их власть слабела, а Россия всё больше пыталась полностью включить в свой состав эти территории.
Предательство Мазепы в 1708 г. Новым гетманом при поддержке России был избран верный царю Иван Скоропадский. За его деятельностью, однако, был установлен строгий надзор, при гетмане постоянно находилось несколько российских чиновников.
После смерти Скоропадского в 1722 г. Пётр I назначил нового гетмана, который был во многом формальной фигурой. Все реальные рычаги власти управления украинскими землями находились в Малороссийской коллегии.
Иван Ильич Скоропадский. Неизвестный художник Итоги реформ Реформы Петра I в области государственного управления имели во многом прогрессивный характер. Они уничтожили старые учреждения и создали на их месте новые, отвечавшие духу времени.
Россия превратилась в «регулярное государство», система управления которым имела чёткую структуру, а положение каждого человека в обществе было во многом предопределено. Вместе с тем реформы вызвали сильное общественное сопротивление, что заставило Петра I уделить особенное внимание деятельности тайной полиции. Она получила самые широкие полномочия и подчинялась лично царю.
В результате реформ Петра I произошло сплочение дворянства, которое превратилось в единое сословие со своими правами и обязанностями. При Петре I оно превратилось в главную опору самодержавия, выходцы из которого составляли костяк офицерского корпуса и чиновничества. При этом начал складываться бюрократический чиновничий аппарат.
Если прежде в высших эшелонах власти находились главным образом представители старинных боярских фамилий, то теперь императора окружали чиновники, материальное положение и место в обществе которых зависело от государя. Опираясь на регулярную армию, чиновничий аппарат и полицейскую систему, Пётр I замкнул управление огромной империей на себе. Ни один вопрос не мог быть решён без его ведома.
Таким образом, преобразования Петра I привели к окончательному оформлению абсолютной монархии в России. Абсолютная монархия абсолютизм — разновидность монархии, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха, власть которого опирается на военный и чиновничий аппарат. Из сочинения В.
Ключевского «Курс русской истории» 1904—1922 , лекция 68, раздел «Приёмы реформы» «Итак, Пётр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, спросите вы, коренной переворот, обновивший или исказивший русскую жизнь сверху донизу, давший ей не только новые формы, но и новые начала, благотворные или зловредные — всё равно?
Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним [3].
В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8].
С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом.
Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16].
Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу.
Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели.
Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16].
Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета.
После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман. Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III [ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения.
Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Синоду [25]. В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26]. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе 5 16 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления.
Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами [27]. Пётр III , вступив на престол 25 декабря 1761 5 января 1762 года, упразднил конференцию, но 18 29 мая 1762 года учредил совет , по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение [28]. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762.
Сенат при Екатерине II и Павле I [ править править код ] По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени [29]. В 1763 году последовало разделение Сената на 6 департаментов: 1-4й в Санкт-Петербурге и 5-6 в Москве [3]. I департамент занимался внутренними и политическими делами, II — судебными, III — делами по губерниям, находившимся на особом положении — Малороссии , Лифляндия , Эстляндия , Выборгская губерния, Нарва , IV — делами военными и морскими. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными.
Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах «единогласно» и лишь за разногласием переносились в общее собрание сенаторов. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех сенаторов что напоминало парламент в его классическом смысле в государстве, а лишь от 3 — 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате при каждом департаменте, кроме I, с 1763 года был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 году, а до тех пор её обязанности исполнял генерал-прокурор [28]. В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которой отличалось сенатское делопроизводство.
Ещё более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесён тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. Даже от участия в работах Уложенной комиссии Сенат был совершенно отстранён [28] ; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата.
За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причём по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе.
Что Петр I учредил как высший орган государственной власти? Правительствующий сенат Дворянское собрание Государственную думу Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.
Органы государственной власти в Российской империи. Схема управления Российской империи. Учреждение Сената при Петре 1. Состав Сената при Петре 1 кратко таблица. Правительствующий Сенат при Екатерине 1.
Схема государственного управления при Петре 1. Схема органов власти при Петре 1. Схема органов управления к 1725 году. Органы власти в 1725 году. Высший государственный орган подчиненный императору.
Высший орган подчиненный императору. Глоссарий история. Назовите высшие органы власти Российской Федерации. Перечислите высшие органы власти РФ. Схема государственных органов РФ.
Высшие органы государственной власти и управления РФ таблица. Проект реформы государственного устройства России м. Проект м Сперанского при Александре 1. Схема организации гос власти после реформ Александра 1. Реформа управления Александра 1.
Александр 1 органы власти. Сенат орган власти при Александре 1. Схема Император государственный совет. Император Сенат государственный совет. Органы гос власти императора.
Схема органов государственной власти по Конституции 1993,. Схема высшие органы власти РФ. Высшие органы государственной власти России схема. Высшие органы гос власти РФ. Структура высших органов власти РФ.
Система высших органов гос власти РФ. Высшие органы государственной власти и управления РФ. План государственного преобразования Сперанского при Александре 1. План схема реформы Сперанского. План государственного преобразования м.
Приказы коллегии Министерства. Боярская Дума Петр 1. Различия приказов и коллегий. Приказы органы центрального управления. Система управления государством по проекту Сперанского.
Схема органов гос власти по проекту Сперанского. Судебная власть в Российской империи по проекту Сперанского. Структура органов власти по плану м. Организация государственной власти после реформ Александра 1. Схема государственной власти после реформ Александра 1.
Схема власти после реформ Александра 1. Верховные органы управления в России после 1810 г.. Органы гос власти и управления. Органы Верховного управления в 19 веке. Органы гос власти в первой половине 19 века.
Реформа государственной власти Александра 1. Органы гос власти при Александре 1. Система государственного управления Александр 1. Структура органов власти при Александре 1. Правительствующий Сенат.
Учреждение Сената при Петре Дата. Правительсвубшмц Сента. Органы власти и управления Российской империи при Петре 1. Органы власти и управления Российской империи при Петре 1 схема. Схема управления Российской империи при Петре 1.
Реформа центрального управления Петра 1 схема. Органы власти Петра 1. Центральные органы государственного управления в России при Петре 1. Структура власти в Российской империи при Петре 1. Органы государственной власти Российской империи при Петре 1.
Схема органов государственной власти после реформ Петра 1. Государственное управление после реформ Петра 1. Система центрального управления при Петре 1. Структура органов государственного управления при Петре 1. Схема органов власти Сперанского.
Разделение властей Сперанского схема. Схема реформы государственного управления Сперанского. Проект реформ м. Сперанского схема. Схема управления Император Сенат Синод.
Сенат высший судебный орган при Александре 1. Схема Верховной власти.
Петровские преобразования: реформы государственного управления
Особое положение в Правительствующем Сенате практически на протяжении всего периода его существования занимал институт прокуратуры, созданный в 1722 году. В основе экспозиции — подлинные документы из фондов отдела официальных и нормативных изданий РГБ, изданные в важнейшие периоды деятельности Сената с 1711 по 1917 год. Посетителям выставки также представлены официальные документы, учебники, монографии, исследования и дополнительная литература для более полного изучения истории деятельности Правительствующего Сената, развития и становления Российского государства. Выставка открыта в главном здании РГБ на 3-м этаже в Центре деловой и правовой информации с 1 февраля по 1 апреля 2021 года.
Посетить экспозицию можно по читательскому билету. О Правительствующем Сенате Правительствующий в 1726—1730 годах — Высокий Сенат в 1711—1917 годах в зависимости от внутриполитических обстоятельств был высшим органом государственной власти, подчинённым монарху. Он представлял собой центральное государственное учреждение или фактически совокупность центральных учреждений.
Функции его менялись. Сенат был образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22 февраля 5 марта и 2 13 марта 1711 года как временный коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. Однако на практике Сенат действовал постоянно.
В основе экспозиции — подлинные документы из фондов отдела официальных и нормативных изданий РГБ, изданные в важнейшие периоды деятельности Сената с 1711 по 1917 год. Посетителям выставки также представлены официальные документы, учебники, монографии, исследования и дополнительная литература для более полного изучения истории деятельности Правительствующего Сената, развития и становления Российского государства. Выставка открыта в главном здании РГБ на 3-м этаже в Центре деловой и правовой информации с 1 февраля по 1 апреля 2021 года. Посетить экспозицию можно по читательскому билету. О Правительствующем Сенате Правительствующий в 1726—1730 годах — Высокий Сенат в 1711—1917 годах в зависимости от внутриполитических обстоятельств был высшим органом государственной власти, подчинённым монарху. Он представлял собой центральное государственное учреждение или фактически совокупность центральных учреждений.
Функции его менялись. Сенат был образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22 февраля 5 марта и 2 13 марта 1711 года как временный коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. Однако на практике Сенат действовал постоянно. Административная деятельность Сената была разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое.
С первой половины XIX в. По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция. Члены сената делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами. Постановления сената сенатус-консульты имели силу закона. Во времена Римской империи сенат утратил реальную власть, став собранием представителей знатных семейств.
В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви. Абсолютная монархия! Изменения в социальной сфере:.
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории.
Коммерц-коллегия, Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия — ведали торговлей и промышленностью. Иностранная — ведала международными отношениями. Военная — высший орган управления военным ведомством. Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления военно-морским ведомством. Камер-коллегия — ведала государственными доходами.
Учреждением политическим, в чём-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 13 марта 1711 года сказано: «И ежели оной Сенат через своё ныне перед Богом принесённое обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан» [8]. Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары , по два от каждой губернии , «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров , назначавшихся губернаторами , создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 году в интересах хозяйственного устройства своей армии перенёс значительную часть дел, раньше производившихся в приказах. Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий , значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии.
В 1720 году Пётр I подписал законодательный акт обозначивший основные принципы по которым должны работать все учреждения Генеральный регламент от 28 февраля 10 марта 1720 [13]. Одновременно с учреждением Сената Пётр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате». Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием , ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721—1722 годах разрядный стол был преобразован сначала в разборную канцелярию , также состоявшую при Сенате, а 5 16 февраля 1722 года назначен при Сенате герольдмейстер , ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие [3]. При Сенате состоял обер-фискал впоследствии генерал-фискал с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных надсмотрщиков до 1714 года не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос , фискалы, несомненно, принесли пользу, являясь орудием надзора над местными учреждениями [8]. Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возник [8]. При всё более теряющих своё значение приказах Сенат стал местом, где производились все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение 1718—1720 коллегий , несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, который иностранные руководители реформы — Генрих Фик и другие — предполагали, по-видимому, упразднить. Наоборот, с учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел, значение Сената только повысилось.
По указу 1718 года «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами [8]. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать в указе 12 23 января 1722 года, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора. Кроме того, Пётр нашёл, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Современники указывают ещё и на то, что президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние сенаторы, совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическое значение коллегиального решения дел. Вновь назначенные президенты вместо прежних, оставшихся сенаторами, были людьми несравненно менее вельможными. Рекетмейстер весьма скоро приобрёл огромное значение как орган надзора за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия [3]. Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры , появившийся также в 1722 году [9]. К учреждению прокуратуры Пётр пришёл не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением 27 ноября 8 декабря 1715 года должности генерал-ревизора , или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов.
В 1718 году он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась [14]. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний [8]. Избранное 13 24 февраля 1720 года им лицо — Анисим Щукин — оказалось непригодным для этих обязанностей; будучи в то же время обер-секретарём Сената, Щукин сам находился у него в подчинении. Через несколько дней после смерти Щукина 28 января 8 февраля 1721 года Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним [3]. В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства.
В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8]. С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А.
Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий».
Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22].
Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23].
Кунсткамера нем. Мануфактура лат.
Существовали с середины XVI в. Меркантилизм лат. Она представляла собой активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, была основана на преобладании вывоза товаров над ввозом, на поощрении развития отечественной промышленности, защите ее от иностранной конкуренции, расширении зоны отечественного капитала за границей. Петровское барокко ит.
Подушная подать основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста.
Ответы на определения: Регламенты, Правительствующий сенат, коллегии, святейший синод, подушная подать, ревизия, паспортная система, табель о рангах, фискал, прокурор, губерния, меркантилизм. Кратко 205 ОТВЕТЫ Регламент — это документ, разработанный, принятый и обсужденный ственными лицами в рамках каких-либо рабочих этапов для оптимизации работы учреждения, сообщества, проекта. Высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 2 марта 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.
Словарь основных понятий по истории России
СЕНАТ во главе с генерал-прокурором — высший государственный орган, подчиненный императору. Высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 2 марта 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. какой высший государственный орган был учрежден петром i в декабре 1711 г. Новости Новости. Ответило 2 человека на вопрос: Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г.
5 марта 1711 г.
Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г. После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него несмотря на формальный запрет. Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц. В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался.
О Правительствующем Сенате Правительствующий в 1726—1730 годах — Высокий Сенат в 1711—1917 годах в зависимости от внутриполитических обстоятельств был высшим органом государственной власти, подчинённым монарху. Он представлял собой центральное государственное учреждение или фактически совокупность центральных учреждений. Функции его менялись. Сенат был образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22 февраля 5 марта и 2 13 марта 1711 года как временный коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. Однако на практике Сенат действовал постоянно. Административная деятельность Сената была разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. Сенат был также судом первой инстанции по наиболее важным делам, а с 1713—1714 годов — и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам первоначально решения Сената не были окончательными, допускались жалобы государю. Делопроизводство велось в канцелярии Сената, возглавляемой обер-секретарём. Так было до 1722 года. С учреждением коллегий в 1717—1718 годах Сенат, которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720 года.
Сенат был образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22 февраля 5 марта и 2 13 марта 1711 года как временный коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. Однако на практике Сенат действовал постоянно. Административная деятельность Сената была разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. Сенат был также судом первой инстанции по наиболее важным делам, а с 1713—1714 годов — и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам первоначально решения Сената не были окончательными, допускались жалобы государю. Делопроизводство велось в канцелярии Сената, возглавляемой обер-секретарём. Так было до 1722 года. С учреждением коллегий в 1717—1718 годах Сенат, которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720 года. Одновременно Сенат стал высшей надзорной за законностью инстанцией. Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения Сената было запрещено приносить под угрозой смертной казни. Значение Сената в качестве высшего апелляционного суда закреплено учреждением в 1720 году должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера: он принимал жалобы на волокиту и «неправосудие» коллегий и канцелярий подавать челобитные лично монарху было запрещено , решал дело сам или после распоряжения императора передавал его на рассмотрение в Сенат, с 17 28 апреля 1722 года, даже при отсутствии челобитной, в случае обнаружения злоупотребления мог возбуждать дело и докладывать о нём императору.
Система управления государством по проекту Сперанского. Схема органов гос власти по проекту Сперанского. Судебная власть в Российской империи по проекту Сперанского. Структура органов власти по плану м. Организация государственной власти после реформ Александра 1. Схема государственной власти после реформ Александра 1. Схема власти после реформ Александра 1. Верховные органы управления в России после 1810 г.. Органы гос власти и управления. Органы Верховного управления в 19 веке. Органы гос власти в первой половине 19 века. Реформа государственной власти Александра 1. Органы гос власти при Александре 1. Система государственного управления Александр 1. Структура органов власти при Александре 1. Правительствующий Сенат. Учреждение Сената при Петре Дата. Правительсвубшмц Сента. Органы власти и управления Российской империи при Петре 1. Органы власти и управления Российской империи при Петре 1 схема. Схема управления Российской империи при Петре 1. Реформа центрального управления Петра 1 схема. Органы власти Петра 1. Центральные органы государственного управления в России при Петре 1. Структура власти в Российской империи при Петре 1. Органы государственной власти Российской империи при Петре 1. Схема органов государственной власти после реформ Петра 1. Государственное управление после реформ Петра 1. Система центрального управления при Петре 1. Структура органов государственного управления при Петре 1. Схема органов власти Сперанского. Разделение властей Сперанского схема. Схема реформы государственного управления Сперанского. Проект реформ м. Сперанского схема. Схема управления Император Сенат Синод. Сенат высший судебный орган при Александре 1. Схема Верховной власти. Высшая Верховная власть. Структура федеральных органов исполнительной власти РФ. Структура исполнительной власти РФ схема. Структура федеральных органов исполнительной власти схема. Система исполнительной власти в РФ схема. Структура органов власти Российской империи. Органы государственной власти в Российской империи 1906. Структура государственной власти Российской империи. Органы гос власти в начале 20 века в России. Система органов государственной власти по проекту м. Высшие органы государственной власти по проекту Сперанского. Структура гос власти по проекту Сперанского. Структура органов власти по Сперанскому. Схема управления России в начале 20 века. Схема политическая система Российской империи в начале 20 века. Схема государственного управления Российской империи в начале 20 века. Органы Верховного управления в первой половине 19 века. Органы подчинённого управления первой половины 19 века. Органы управления. Система органов государственной власти Конституции 1993. Структура органов гос власти РФ схема. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Структура высших органов гос власти в РФ. Структура нижней палаты парламента РФ. Составьте схему: «структура правительства РФ». Федеральное собрание парламент РФ структура. Федеральное собрание парламент РФ схема. Высшие органы власти и управления при Петре 1. Система органов власти при Петре. Схема центральных органов власти при Петре 1. Правительство РФ высший исполнительный орган государственной власти. Правительство РФ исполнительная власть. Структура Сената при Петре 1 состав. Структура Сената при Петре 1 схема. Структура Сената при Петре. Сенат 18 века структура. Система управления государством при Петре 1. Схема системы управления после реформ Петра. Схема управления государством при Петре 1.
Высший орган государственной власти подчиненный императору
В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору [5 букв]. старик) - в России в 1711 - 1917 г. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый и.
Высший орган государственной власти подчиненный императору
По указу 1718 года «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами [8]. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать в указе 12 23 января 1722 года, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора. Кроме того, Пётр нашёл, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Современники указывают ещё и на то, что президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние сенаторы, совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическое значение коллегиального решения дел. Вновь назначенные президенты вместо прежних, оставшихся сенаторами, были людьми несравненно менее вельможными. Рекетмейстер весьма скоро приобрёл огромное значение как орган надзора за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия [3]. Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры , появившийся также в 1722 году [9]. К учреждению прокуратуры Пётр пришёл не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением 27 ноября 8 декабря 1715 года должности генерал-ревизора , или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов.
В 1718 году он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась [14]. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний [8]. Избранное 13 24 февраля 1720 года им лицо — Анисим Щукин — оказалось непригодным для этих обязанностей; будучи в то же время обер-секретарём Сената, Щукин сам находился у него в подчинении. Через несколько дней после смерти Щукина 28 января 8 февраля 1721 года Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним [3]. В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл.
Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8]. С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом.
Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство.
При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось.
Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман. Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом.
В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III [ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Синоду [25]. В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26]. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе 5 16 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования.
Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами [27]. Пётр III , вступив на престол 25 декабря 1761 5 января 1762 года, упразднил конференцию, но 18 29 мая 1762 года учредил совет , по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение [28]. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762. Сенат при Екатерине II и Павле I [ править править код ] По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени [29].
Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский.
После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким.
Поделись с друзьями: Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Добавить комментарий.
Они наносят удар стыла чем самым делают эффект неожиданности. Цезарь не здавался и бился до последнего , И выйграл. Потом Цезарь захотел захватить землю Эдуя , там была тишина и порядок. Он напал на них но вождь Ориовист был очень злобный и не хотел сдаваться. Цезарь Снова выйграл.
Петровские преобразования: реформы государственного управления
Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. 1711 Г. по 1917 г. – высший государственный орган, подчиненный императору. Это произошло 22.02.1711 г. Сенат стал высшим органом государственной и законодательной власти, который подчинялся непосредственно российскому императору. высший государственный орган в России в 1711-1917 гг., подчинённый императору; учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору.
Учреждён Правительствующий сенат — высший государственный орган в России
Как назывался высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год подчиненный императору? 22 февраля 1711 года был сформирован Сенат (высший государственный орган, подчиненный императору.). высший государственный орган, подчиненный императору. Ответ на вопрос "В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти ", 5 (пять) букв: сенат. Правительствующий сенат [1] в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. Правительствующий сенат [1] в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору.