И священник совершает молебный канон святому великомученику Федору Тирону и благословляет эти яства, называемые коливом. Святой Феодор смело отвечал на каверзные вопросы и не скрывал того, что является исповедником христианства. Но великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. Великомученик Феодор Тирон, память которого Церковь празднует 2 марта (17 февраля ), жил в III-IV вв. Святой Феодор, взглянув на мучителя, осенил себя крестным знамением и сказал: «Если ты сожжешь мое тело огнем, растерзаешь на куски, иссечешь мечами, бросишь зверям, пока во мне есть дух — не отвергнусь Имени Христа моего».
Великомученик Феодор Тирон. Традиция освящения колива
Святой отказался. Ему дали некоторое время для размышление. Он молился в эти дни, чтобы Бог укрепил его на мученичество. Феодора оклеветали за сожжение языческого храма. Он был приведен на суд к градоначальнику, где объявил себя христианином. Его жестоко били, затем бросили в темницу. Там он голодал в течение многих дней. Ему явился Христос и укреплял его. Затем Феодора снова привели на суд, но он повторил свое вероисповедание. Мучения святого Тогда начались мучения — его тело строгали железными зубьями, лилась кровь ручьями, но святой громко исповедовал Христа. Тогда его бросили в печь и сожгли заживо.
Тропарь святому Феодору Тирону передает всю суть его мучений: «в пламене, словно на воде упокоения, святой Феодор радовался…словно хлеб сладкий Господу принесся».
Приказание императора было исполнено, и на всех рынках были положены осквернённые продукты. Данное намерение императора-отступника носило не локальный характер, а простиралось также и за пределы Константинополя. В 362 году Пасха была 31 марта, а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Всеведущий Господь послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, хотя тот и был еретиком — арианином, святого страстотерпца Феодора. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо, т. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, а наяву и сказал ему: - Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем христианам, чтобы никто из них не покупал на рынках ничего съестного, потому, что всё по приказанию нечестивого императора осквернено идоложертвенной. Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, у которых нет домашних запасов.
Святой отвечал: - Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений. Но епископ продолжал высказывать недоумение. Он не знал, что такое коливо, ибо в Константинополе не употребляли такой пищи, а в Евхаитах, где жил святой, варили пшеницу с мёдом и называли это коливом. Так объяснил архиепископу Святой Феодор.
Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене». Павел Сумароков Русский писатель Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно.
Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации Здесь были заложены основы нашего государства. Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство.
Икос 3 Божественное пламя положил еси, великомучениче, на идольский жертвенник и опалил еси идолов, пламенем любви Божией пречудно движимый к подвигу, посему взываем к тебе тако: Радуйся, юный воине Царя царей, Радуйся, словом твоим покоривый Вринку. Радуйся, подвигом Христа прославивший, Радуйся, огнем истребивший идолов.
Радуйся, победивший силу пламени. Радуйся, преславне мучеников красото, Радуйся, великомучениече, ангелов радование. Радуйся, сладчайший защитниче церкви. Радуйся, православных неусыпный престателю. Радуйся, Феодоре, от Бога нам посланный дар.
Кондак 4 Диавольское содружество Публия и Вринки посрамил еси мужеством твоим, великомучениче, и исповедуя Христа Сыном Божиим, осудил еси язычество, взывая Богу: Аллилуиа. Читайте также: Святая великомученица александра 19 ноября. Иулия анкирская коринфская молитва. Исполнив тя веселия небеснаго, Господь заповедал тебе: радуйся и не убойся, великомучениче, ибо со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас услыши: Радуйся, Христа Бога друже, Радуйся, мужественный исповедниче.
Радуйся, хлебе сладкий Христа. Радуйся, юных вразумление, Радуйся, грешных исправление. Радуйся, яко посетил тебя Христос во узех сущаго, Радуйся, яко узрел еси небесный свет в темнице. Радуйся, светлое явление разума. Радуйся, премудрое обличение безумия.
Радуйся, яко на образ твой взирающе, в нашей вере утверждаемся, Радуйся, яко твоим заступлением православие ограждается, Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне. Кондак 5 Восхотев Христос преподати тебе, Феодоре, познание благодати, заповеда ти не приятии оскверненныя пищи, ибо благодать Божия обильно напитает тебя. Ты же воспел Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видя тя мукам преданнаго, Феодоре Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии взываху: Радуйся, Христа Бога мучениче, Радуйся, страстем Его ревнителю, Радуйся, темницу за Него приявший, Радуйся, узами окованный ради Господа, Радуйся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Радуйся, в мужестве не принявший оскверненныя пищи.
Радуйся, плети нечестиваго Публия ради Бога потерпевший. Радуйся, православных похвало. Радуйся, от глада нас хлебом жизни снабдевающий, Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй. Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим, Радуйся, яко верою твоею сокрушаются языческие боги Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне. Кондак 6 Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа.
Икос 6 Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника. Он же укрепившись в исповединии твоем, взывал тако: Радуйся, огня угасителю, Радуйся, сподвижниче великих мучеников, Радуйся, сообщниче святых Ангелов. Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос. Радуйся, в росу обративший силу пламени. Радуйся, возвышающийся над общею смертию.
Святой Феодор в Православии. Воины и праведные аристократы, прославившие это имя
Кондак 6 Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа. Икос 6 Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника. Он же укрепившись в исповединии твоем, взывал тако:Радуйся, огня угасителю,Радуйся, сподвижниче великих мучеников,Радуйся, сообщниче святых Ангелов. Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос. Радуйся, в росу обративший силу пламени. Радуйся, возвышающийся над общею смертию. Радуйся, наследниче Царствия Христова. Радуйся, в девстве сохранивший тело.
Радуйся, душу просветивший подвигами. Радуйся, пламенный ревнителю православия. Радуйся, защитниче его от еретических козней. Кондак 7 Приял еси муки и ко Христу преставился еси богомудре; твоим предстательством и молением у Престола Всевышняго возжигаешь пламень любве к Богу верующих и воспевающих: Аллилуиа. Икос 7 Ревнуя мироносиц подвигу, смиренная Евсевия мироносицей соделалась. Тии о мире пещась, купиша миро, она же, купив твои честные останки, пламенно взываше:Радуйся, мучениче истины,Радуйся, славо евхаитов,Радуйся, нашей Церкви благолепие. Радуйся, родителей твоих радование.
Радуйся, вселивыйся в небесных чертозех,Радуйся, яко обитаеши ныне в небесном царствии. Радуйся, яко разумно храм воздвигну тебе,Радуйся, яко останки твои в него положу. Радуйся, моего дома освящение,Радуйся, души моея веселие. Радуйся, звездо среди мучеников Христа,Радуйся, наше прославление и любовь. Кондак 8 Укрепивый всяческая Иисус Вседержитель возлюбил красоту души твоея и ты соблюл еси ее непорочной. Преславне, освятив потоком крови твоей, взывая Богу: Аллилуиа. Икос 8 Принесл еси яко жертву все сердце и разум и тело Господу.
Он же прослави тя на небеси и на земли, Феодоре, даровав Тебе силу чудес. Сего ради услыши от нас:Радуйся, обогативыйся приятством Бога,Радуйся, исполнивший землю чудесами,Радуйся, высокое восприятие благочестия,Радуйся, славящих тя величайший защитниче. Радуйся, прошедший преславный путь жизни. Радуйся, победивый со Христом лукаваго. Радуйся, мужественно соблюдший веру,Радуйся, неувядаемый венец правды,Радуйся, исполненный неизреченной славы. Радуйся, наш неусыпный предстателю,Радуйся, ныне хвалящий Бога со ангелы.
По свидетельству церковного историка Созомена [1] , здесь произошла очень впечатляющая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение». Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти.
Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца» он оставил за собою. От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей. Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры. Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве. Желая вызвать как можно больше внутрицерковных раздоров и противоречий, Юлиан издал указ о «веротерпимости», по которому были возвращены из ссылки все еретические иерархи и главные идеологи. По его инициативе и всяческой поддержке красноречивые ересиархи организовывали публичные диспуты о вере с православными, чтобы по возможности соблазнить кого-нибудь из малограмотных простецов и навести на сомнения относительно истины православных догматов. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства. Примеров отречения было немало. Святой Иероним [3] называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению». По своей тактике Юлиан часто не решался действовать открыто, но позволял, чтобы идолопоклонники при удобных обстоятельствах могли безнаказанно грабить и убивать беззащитных верующих жителей.
Когда же христиане обращались с жалобами в суд, то судьи-язычники с издевательством говорили в ответ: Ваш Бог велел вам терпеть. Здесь он увидел абсолютное пренебрежение к своим начинаниям. Столица Сирии не проявила никакого интереса к идеологии гостившего в ней императора. Юлиан рассказал историю этого неудачного визита в своём сатирическом сочинении «Мисопогон, или Ненавистник бороды». Конфликт с антиохийцами обострился после пожара языческого храма в Дафне, потому что в нем были заподозрены христиане.
Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир.
Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене». Павел Сумароков Русский писатель Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать.
Сегодня мощи святого Феодора Стратилата хранятся в раке со стеклянной дверцей в часовне, расположенной справа от главного алтаря. Глава великомученика Феодора закрыта маской и увенчана короной, облачением не покрыты лишь кисть его руки и ступни. Паломника, не искушенного в тонкостях венецианской истории, могут ввести в заблуждение надписи: первая — Theodori Amaseni, — размещенная на апсиде, сообщает, что здесь покоятся мощи святого Феодора Амасийского, в православной традиции Тирона; надпись на дверце самой раки — Theodori Eracleensi — утверждает, что здесь находятся мощи святого Феодора Гераклийского, то есть Стратилата. Дело в том, что в храме Христа Спасителя долгое время хранились мощи Феодора Тирона. Их перенесли в часовню в 976 году, после того как во время сильнейшего пожара, уничтожившего многие венецианские здания, сгорел собор Сан-Марко, в котором они пребывали. В 1096 году святыню поместили в иное, никому не известное место. Скорее всего, так и останется загадкой, что же в действительности произошло с мощами первого небесного патрона Республики и куда они исчезли... Святой Феодор Тирон был простым воином и жил в понтийском городе Амасия во времена гонителя христиан императора, а затем и узурпатора Максимиана Геркулия 285-308. В переводе с латинского «tiro», «tironis» означает «новобранец». Поэтому представляется вполне вероятным, что Феодор был молодым человеком, когда пострадал за Христа. Его принуждали отречься от христианской веры и принести жертвы идолам; он бесстрашно и твердо отказался совершить жертвоприношение и был подвергнут мучениям. В темнице исповеднику явился Сам Спаситель и укрепил его дух и веру. Феодора, которому также вменяли в вину поджог языческого храма, вновь подвергли пыткам, подвесив на дереве и строгая тело железными зубцами, а затем приговорили к сожжению. Благочестивая женщина по имени Евсевия, испросив разрешения взять тело святого, погребла не поврежденные огнем останки в своём доме в городе Евхаите, неподалеку от Амасии. Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в константинопольский храм, освященный в его честь. Появление частицы мощей святого на островах в Венецианской лагуне было связано, согласно преданию, с именем выдающегося византийского полководца и экзарха Италии Нарсеса 478-573. В 40-х годах VI века он приказал построить на Риальто два храма, один из которых освятили в честь святого Феодора Амасийского. Нарсес решил таким образом отблагодарить островитян, являвшихся в ту пору вассалами Византии, за их активную помощь при блокаде Равенны. Так святой воин Феодор Тирон стал первым патроном Венеции. Первоначальная церковь Феодора Тирона во время последовавших перестроек собора Сан-Марко была кардинальным образом переделана и превратилась в часовню Святого Феодора в соборе Сан-Марко она расположена рядом с ризницей.
Великомученик Феодор Тирон отдал жизнь за веру в Христа
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Церковь 1 марта вспоминает христианского святого Феодора Тирона, почитаемого православными и католиками в лике великомученика. А Феодор Тирон, некогда простой новобранец в своем полку, стал почитаемым святым и украшением воинства Христова.
День памяти Феодора Тирона
Так, в историю навсегда вписано имя святого великомученика Феодора Тирона – самоотверженного борца и горячего ревнителя христианской веры. О другом святом Феодоре см.: Феодор Стратилат или святой Феодор. Поскольку великомученик Феодор Тирон раскрыл злой умысел императора, верующие предстали перед выбором — либо употреблять нечистую пищу, либо отказаться от пищи в принципе. Святой Феодор Стратилат (+ в 319 году) великомученик. Св. Феодор родился в конце 3 века по Рождестве Христовом в селении Евхаиты (ныне городок Меситезя, Турция), недалеко (в 55 километрах, на расстоянии одного дня пешего пути) от города Амасии, в римской провинции. Феодор Тирон – святой, которому при жизни явился Сам Христос.
С того света являются и в наши дни. Вспоминая святого Феодора Тирона
На первой седмице, в пятницу, в любой Великий Пост совершается определенный чин благословения колива и молебный канон святому Феодору Тирону, память которого мы сегодня и совершаем. Святой Феодор Тирон — «достояние вселенной», или История о чуде, которое произошло в первую великопостную неделю 362 года. Святой Феодор бесстрашно подошел к костру, осенил себя крестным знамением и стал посреди пламенных языков. В память об этом событии Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. Узнать великомученика Феодора можно по характерным чертам, присущим святому.