Особо ценятся сервизы и отдельные изделия из фарфора известных советских заводов, таких, как ЛФЗ, Дмитровский, Дулевский (доказательство – особое клеймо). Электрические самовары начали производить в СССР с 1956 года и они, как и фарфоровые сервизы с мельхиоровыми наборами были во многих семьях.
Зашла и зависла на час: тысячи советских мелочей в магазине «Сделано в СССР»
Некоторые советские сервизы сейчас нарасхват. Сделано в СССР: 10 главных советских дизайн-решений XX века. Срочная скупка сервизов СССР по самой дорогой цене, деньги сразу, онлайн оценка, выезд на дом к клиенту. Советский фарфоровый сервиз «Северные звери», автор Протопопова Л. В., ЛФЗ, серп и молот, 1930-е.
Кофейный сервиз как машина времени в СССР
Но не все ее виды имеют одинаковую ценность. Об особенностях и видах подобных изделий и пойдет речь в этой статье. Особенности Фарфор СССР является настоящим олицетворением искусства советского периода, пропагандируя цели и ценности общества. Советские сервизы отличались превосходным качеством изготовления, о котором можно судить и сегодня.
Им присущи: долговечность; устойчивость к перепадам температур. Особенность изделий состояла в использовании в процессе обработки подглазурной и надглазуной краски разного цвета. Их начали использовать на фарфоровых заводах в 30-е годы прошлого века.
Цвет модели зависел от сорта изделия: первый сорт был красным; второй — синим; третий — зеленым. Наиболее дорогостоящей продукцией являются изделия, изготовленные до 1960 года. Ценные модели не должны иметь трещин, сколов, не быть подкрашенными.
Особый интерес для коллекционеров представляет агитационный фарфор, на который нанесены соответствующие лозунги. Подобные изделия изготовлялись небольшими партиями, и до наших дней дошли единичные экземпляры. Следует выделить основные виды.
Столовый сервиз. Полный набор чайной, кофейной и столовой посуды назывался столовым сервизом.
Например, сервиз «Сирень», изготовленный на Дулевском фарфоровом заводе, сейчас стоит 48 тысяч рублей, набор тарелок из серии «Русские сказки» — 32 400 рублей, столовый сервиз «Олимпиада-80» — 25 тысяч рублей. Не уступают в цене и простые чайные сервизы. Наборы посуды для чаепития «Лунный», «Кобальтовая сетка», «Зеленое яблоко», произведенные на Ленинградском фарфоровом заводе, достигают стоимости 25—35 тысяч рублей. А вот за сервиз «Доброе утро», изготовленный на этом же заводе, просят 83 тысячи рублей.
Как правило, эти сервизы были украшены цветочным рисунком: сирень, розы, тюльпаны и др. Размер сервиза мог быть разным, чаще всего — на шесть персон, и включал в себя чайные чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарницу и молочник. Иногда — ещё тарелки для пирожков. Кофейные сервизы ГФЗ. А вот кофейные сервизы Городницкого фарфорового завода были совсем другими: сдержанные формы, лаконичный дизайн, геометрический орнамент. В 1917 году её, как и другие предприятия, национализировали, и с 1923 года она работала как «Городницкий фарфоровый завод имени Коминтерна». Большинство знакомых нам сервизов, которые, кстати, тоже были предназначены для повседневного использования, выпущены в 1970-е. В состав обычно входил кофейник, молочник, чашки с блюдцами.
Eva Zeisel, урожд. Ева Амалия Штрикер, венг. В середине 1930-х годов она переехала из Венгрии и Германии в Москву, где в 29 лет стала художественным руководителем фарфорово-стекольной отрасли всего СССР. По её моделям осуществлялось производство фарфоровых изделий на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова и Дулевском фарфоровом заводе. В 1935 году Еву обвинили в подготовке покушения на Сталина, вначале её отправили на Лубянку, потом в ленинградские «Кресты». В камере она провела полтора года. Позже выслана из СССР.
Сервизы времен СССР
У нас вы можете БЕСПЛАТНО посмотреть тематические экспозиции по вехам советской истории: Пионерия и Комсомол; Космическая эра СССР; Олимпиада 80. Советские сервизы отличаются высочайшим качеством и красотой. Какие особенности имеют фарфоровые и другие столовые сервизы времен СССР? 43 504 объявления по запросу «сервиз ссср» доступны на Авито во всех регионах. Посуда Сервиз СССР Эрмитаж Длиннопост. Редкие чайные сервизы. Тема: Посуда Сервиз колокольчики ЛФЗ Сервиз Барыня Дулево купить Сервиз сарафан ЛФЗ Сервиз Вербилки Чайный сервиз 1960. Смотрите видео онлайн «100 САМЫХ КРАСИВЫХ ЧАЙНЫХ СЕРВИЗОВ СССР Часть 4 Каталог советского фарфора Дулёво Вербилки ЛФЗ» на канале «Строительные Чудеса» в хорошем.
Клейма фарфоровых заводов СССР
Завсегдатаями советских сервантов были сервизы Дулевского завода. Как строки из Евангелия стали советскими лозунгами, а обычные чашки и тарелки — произведениями искусства и инструментом воспитания масс. Фарфоровые сервизы Советской эпохи: тарелки с символикой СССР, чашки с гербом, чайные пары. Чайные сервизы времён СССР отличаются не только изяществом, но и прочностью, долговечностью, устойчивостью к перепадам температур. 43 504 объявления по запросу «сервиз ссср» доступны на Авито во всех регионах. 1335 предложений - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс.
Скупка посуды и столовых приборов. Сервизы. Подстаканники. Чугунная посуда. Фаянс СССР и др.
Если Вы желаете продать предметы Советского фарфора, комиссионный отдел готов рассмотреть Ваше предложение и назначить адекватную цену за антикварный фарфор эпохи СССР. Если при просмотре каталога фарфора вам повстречался экземпляр у которого отсутствует цена или она равна нулю, значит что данный предмет находится на переоценке.
Всё новое — давно забытое старое. Сегодня сервиз «Мадонна» снова популярен благодаря своему великолепному качеству и вернувшемуся тренду на винтаж. По нашей статистике сервиз вот уже несколько месяцев входит в топ-5 самых популярных запросов на сайте. Давайте разберёмся, в чём же его уникальность? История сервиза Посуда из Германии ещё с XVIII века считалась одной из лучших в Европе, после того, как немецким мастерам впервые удалось получить фарфор, не уступающий по качеству китайскому.
Так, например, по своему назначению эти комплекты посуды подразделялись на обеденные столовые , чайные, кофейные, десертные фруктовые , винные и банкетные — их делали исключительно по спецзаказу. Также существовали детские сервизы, наборы посуды для завтрака; для воды и подарочные как правило — чайные. Причем, по количеству персон они тоже сильно различались: выпускались наборы на 12, 6, 4, 2 и даже 1 персону. Состав таких сервизов тоже был разнообразен: например, столовые гарнитуры включали в себя глубокие тарелки диаметром 24 см , три вида мелких тарелок диаметром 24, 20 и 17,5 см , два круглых блюда разных размеров и одно блюдо овальное, ваза для супа глубокая и ваза для супа она же — ваза для компота чуть помельче, горчичница, перечница, солонка, подливочник, салатник, селедочница, хренница и сахарница. Ну а количество тарелок — глубоких и мелких всех видов зависело от количества персон, на которые рассчитан тот или иной вид сервиза. Из чего делали разные виды советских сервизов Сервизы для чая и кофе Чайные и кофейные гарнитуры производили из одних и тех же материалов: фарфор, фаянс, майолика, серебро, цветные металлы и даже… пластмасса. Как правило, все сервизы чайно-кофейного плана были рассчитаны на 6 и 12 персон, и лишь чайные наборы под названием «тет-а-тет» делали в расчете на 2 персоны и только из фарфора и металла. В чайные наборы входили следующие предметы: чашки с блюдцами, чайник, сахарница, молочник, сливочник, полоскательница! Кофейные наборы включали в себя также чашки с блюдцами, кофейник, десертные тарелки, сливочник и сахарницу — гарнитур был более простой, чем аналогичные чайные сервизы. Кофейный сервиз Десертные фруктовые наборы Это очень интересный вид сервиза, который в советском быту встречался крайне редко просто потому, что для подобных целей десерт использовались другие предметы посуды и просто не возникала необходимость приобретать отдельный сервиз.
Советские сервизы отличались превосходным качеством изготовления, о котором можно судить и сегодня. Им присущи: долговечность; устойчивость к перепадам температур. Особенность изделий состояла в использовании в процессе обработки подглазурной и надглазуной краски разного цвета. Их начали использовать на фарфоровых заводах в 30-е годы прошлого века. Цвет модели зависел от сорта изделия: первый сорт был красным; второй — синим; третий — зеленым. Наиболее дорогостоящей продукцией являются изделия, изготовленные до 1960 года. Ценные модели не должны иметь трещин, сколов, не быть подкрашенными.
Особый интерес для коллекционеров представляет агитационный фарфор, на который нанесены соответствующие лозунги. Подобные изделия изготовлялись небольшими партиями, и до наших дней дошли единичные экземпляры. Следует выделить основные виды. Столовый сервиз. Полный набор чайной, кофейной и столовой посуды назывался столовым сервизом. В советское время эти обеденные предметы были гордостью любой семьи. Сервиз служил не только украшением, но и демонстрацией достатка в доме.
Чайный сервиз. Такие изделия разнились цветом и рисунком.
Названа неожиданная стоимость советских сервизов в наши дни
Императорские сервизы | СССР ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ "КАШТАН" з-д ПРОЛЕТАРИЙ 1958-67 гг РЕДКОСТЬ. |
Редкие чайные сервизы | Собрали 10 сервизов производства СССР, которые и тогда были диковинкой, а сейчас так вообще стоят десятки тысяч рублей. |
Зашла и зависла на час: тысячи советских мелочей в магазине «Сделано в СССР»
Агитационный фарфор. Цена за такую кружку - 15 000 рублей. Более редкие экземпляры, посуда с портретами Ленина, Сталина, советскими героями или лозунгами уходят с молотка и за 50, и за 100, и за 200 тысяч. Статуэтки — самые ходовые диковинки Это снова о фарфоре, или о фигурках, которые раньше украшали каждый дом. Сегодня чаще всего раритет можно найти среди продукции Ленинградского, Дмитровского и Дулевского фарфоровых заводов, а также Конаковского фаянсового.
Опять же в первую очередь на цену влияет тираж. Конечно, за статуэтки, которых в Советском Союзе было миллионы, ничего выручите. А вещицы в ограниченном количестве, в том числе созданные известными скульпторами или приуроченные к историческим событиям, можно продать от 5000 до 100 000 рублей. Кстати, вот еще нюанс: первые выпуски стоят намного дороже повторов.
До 20 000 — 50 000 долларов может доходить стоимость статуэток с названиями «Дядя Стёпа — милиционер», «Красная гвардия», «Телефонный разговор», «Иосиф Сталин» и «С детьми на прогулке». Советская диковина - ликерница "Рыбак". Еще один дорогостоящий товар в антикварной лавке. А затем их и вовсе перестали выпускать.
Со временем многие из них разбились и отправились на помойку, а уцелевшие стали более редкими и соответственно более ценными для коллекционеров. Стеклянная елочная игрушка на металлической прищепке 1950-х годов из коллекции «Сказка о царе Салтане». Стоимость 12 000 рублей. Цена зависит не только от редкости, но и от ручной росписи изделия.
Фото: коллекция Сергея и Александра Снарских. Дед Мороз из папье-маше — солидный куш - Елочные игрушки — отдельная тема. Но не стоит оценивать вещи по собственному эстетическому вкусу, - призывает эксперт.
Исключительным явлением отечественного декоративно-прикладного искусства агитационный фарфор назовут позже, а тогда эти чашки и тарелки с серпом, молотом и другими символами просто использовались безо всяких церемоний на каждой кухне. Увидеть образцы агитационного фарфора можно в Государственном музее керамики в усадьбе Кусково — здесь до 1 октября открыта выставка «Мы наш, мы новый мир построим…». Все, что нужно узнать о ней до посещения музея, — в совместном материале mos. Творец советской айдентики Агитационный фарфор был придуман не в Советской России: еще во времена Великой французской революции на мануфактуре в Невере выпускали так называемый патриотический фаянс — недорогую посуду для ежедневного использования с нанесенными на нее революционными символами.
В Стране Советов агитационно-массовое производство началось роскошно — на бывшем Императорском фарфоровом заводе в Петрограде, до этого обслуживавшем исключительно царский двор и ничего не выпускавшем в продажу. В 1918 году он был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод ГФЗ. Позже, в 1925-м, предприятие переименуют еще раз — в Ленинградский фарфоровый завод имени М. Ломоносова ЛФЗ. Период с 1918 по 1923 год в деятельности ГФЗ иногда называют чехонинским. В эти годы бесспорным творческим лидером, фактически отцом агитфарфора стал ученик Ильи Репина Сергей Чехонин. На фарфоре, по меткому выражению современников, он начал «чеканить свой императорско-советский ампир».
Блестящий рисовальщик и каллиграф, мастер орнамента и книжной миниатюры, он выработал свой стиль, перенося на поверхность фарфора революционные лозунги и призывы, эмблемы и символы молодой страны. Этот стиль сумел вдохновить многих фарфористов, работавших рядом с Чехониным. Начав с простых агитационных тарелок со слоганами по борту, для которых он придумал особенный шрифт, мастер скоро перешел к разработке более сложных тем советской геральдики. Чехонин привел на ГФЗ художников-станковистов, ранее не работавших с фарфором, — Кузьму Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, которые расширили сюжетное разнообразие продукции завода. Также с их приходом связан резкий скачок качества, благодаря которому агитфарфор стал заметным явлением в искусстве.
Проблема с фарфором только в его хрупкости, мало кому удавалось сохранить сервиз или набор посуды в целости, без сколов и трещин. Но если в твоих руках оказалось такое богатство, его можно продать за очень хорошие деньги. Например, чайный набор на 6 персон в хорошем состоянии 60-х годов производства может стоить 35—40 тысяч рублей. Особенно ценятся коллекционерами сервизы этого завода, произведенные до 40-х годов прошлого века. Набор в хорошем состоянии на 6 персон можно продать за 40—50 тысяч рублей. Такую посуду можно найти нечасто, и даже один предмет, например тарелка или чашка, может стоить от 15 тысяч рублей. Полноценный же сервиз стоит несколько сотен тысяч рублей, и его точно моментально купят — это большая редкость. Он значительно повышает стоимость сохранного комплекта — даже обычный мельхиоровой набор в таком случае можно продать за несколько тысяч рублей. Если в наборе отсутствует хотя бы пара ложек, как правило, цена снижается как минимум вдвое. Даже отдельные предметы из серебряных наборов, особенно редкие можно продать за несколько тысяч рублей.
Гречушникова — или выбит имперский герб, то это настоящая находка для коллекционера. Точную стоимость такой сахарницы определит только оценщик. Столовый сервиз Чтобы оценить сервиз, нужно посмотреть на клеймо и монограмму — они помогут понять, какая фабрика изготовила блюдца и чашечки, и узнать имя художника, что их расписывал. Некоторые клейма встречаются редко — именно от этого и будет зависеть цена всего сервиза. Фарфоровый завод в поселке Вербилки, что в Московской области, был основан в середине 18 века Францем Гарднером. До революции 1917 года эта мануфактура делала сервизы из тончайшего фарфора, статуэтки и предметы быта для царского двора и обеспеченных людей. Посуда Гарднеровского периода высоко ценится и сейчас: чайный сервиз 1870—1890 годов из 11 предметов стоит 90 000 Р После революции завод стал называться Дмитровским, а посуда его производства приобрела новые клейма: до 40-х годов герб СССР, до 1954 года изображение чайника в овале, до середины 60-х аббревиатура ДФЗ, а вплоть до 1991 года в качестве фирменного клейма использовали изображение лося. Ценятся довоенные сервизы: чайный набор на 6 персон 1930-х годов можно продать за 45 000 Р, а вот сервиз с клеймом лося 60—70-х годов стоит всего 1000 Р. Дулевский фарфоровый завод получил такое название после национализации в 1917 году, до этого он именовался фабрикой Кузнецова. Посуда кузнецовского периода украшала императорские столы, но сейчас полные сервизы с клеймами «ЗК» или «Фабрики Кузнецова» в продаже найти сложно, их сохранилось не так много. За дореволюционные молочник или сахарницу можно выручить около 3000 Р. На клеймах советского периода исчезла фамилия основателя, зато появились серп и молот, пятиконечная звезда и надпись «Дулевский фарфоровый завод». Посуда с таким клеймом не ценится коллекционерами, тем не менее сервиз можно продать за 3000—5000 Р. Сервизы, которые выпущены к памятным датам — Олимпиаде-80, годовщине Октябрьской революции, — стоят дороже. Например, полный комплект чайного набора из тонкого костяного фарфора с золотой надписью «Москва-80» можно продать за 10 000—12 000 Р.
Советская посуда, которая есть почти в каждом доме (ФОТО)
Что касается кофейных сервизов, которые производил Городницкий фарфоровый завод, то они кардинально отличались от дулевских. Что касается кофейных сервизов, которые производил Городницкий фарфоровый завод, то они кардинально отличались от дулевских. По значимости украинский производитель считался в СССР вторым, после Ломоносовского фарфорового завода. Чайные сервизы времён СССР отличаются не только изяществом, но и прочностью, долговечностью, устойчивостью к перепадам температур. Кофейный сервиз 21/6 СССР 60-е позолота Пролетарий.
Императорские сервизы
Воробьевский А.В. СССР цена по запросу отличное Сервиз "Зимние забавы" на четыре персоны. Интересуетесь чайными сервизами советской эпохи? В нашей статье представлены фотографии и цены на редкие и коллекционные сервизы. Все аккуратно выставлено и по возможности сформировано в сервизы. Этот знаменитый сервиз «Сирень» 50-х годов стоит от 50 до 120 тысяч рублей.
8 видов посуды из СССР, которые можно выгодно продать сегодня
Он был лучшим и весьма ценным подарком на свадьбу, новоселье, юбилей. В 40-х на столах и генералитета, и писателей, и колхозников появился трофейный немецкий фарфор. В обвинениях против маршала Жукова немалый вес имели 55 ящиков посуды, вывезенной из побежденной Германии. Годов до 60-х основным поставщиком сервизов гражданам был Ломоносовский, бывший Императорский, фарфоровый завод.
Он обеспечивал абсолютно разные слои общества — «Кремлевский сервиз» украшал приемы на высшем уровне, «Кобальтовая сетка» от ЛФЗ стала предметом охоты интеллигенции.
Мы хотим распознать авторство всех форм и рисунков на фарфоре периода оттепели. Данные собираем из открытых источников библиотек и архивов.
Общаемся с теми, кто работал на фарфоровых заводах. Посетили и поддерживаем связь с Дмитровским заводом в Вербилках, важным по нашей теме предприятием. Для музея здесь территориально идеальное место.
Мы находимся в культовом районе в плане развития советской эстетики. Это квартал ВХУТЕМАСа Высшие художественно-технические мастерские, действовавшие с 1920 по 1927 год; известны созданием новых художественных авангардных форм наряду с немецкой школой Баухаус. Здесь его главное здание, общежитие, столовая и мастерские.
Как фарфор связан с этой волной авангарда? О новой эстетике, свободе и темах фарфора Смена эстетики забавно отразилась именно на фарфоровом производстве, потому что оно было максимально консервативным. В творческих лабораториях при фарфоровых заводах кипела жизнь, художники производили в диком количестве новые формы и рисунки.
Им дали свободу и прямо говорили быть смелее. Знаменитый лозунг «Искусство в быт» — ключевой для того времени. Этот сервиз из двух чайников и пиалы чашка без ручек.
Его производила Российская Империя для средней Азии и северного Кавказа. А вот абстрактные безумные оранжевые цветы на нем — современный стиль 60-х. Тогда это было настолько смело, что, видимо поэтому, в большой тираж этот рисунок так и не попал.
Это редкий авторский экземпляр 62-го года, подписанный главным художником Кузяевского завода Михаилом Паламарчуком. Он подарил его своему другу, тоже художнику, чьи потомки продали его мне. Такой набор есть еще в одном российском музее и всё.
Самые главные заводы 60-х — это Ломоносовский сейчас Императорский , большое мощное питерское производство с огромной сложной формальной школой художников, один из главных законодателей мод на всю страну; и подмосковные — Дмитровский в Вербилках и Дулевский в Орехове-Зуеве. В советском фарфоре 60-х прослеживаются определенные темы. Например, космос.
Это могут быть рисунки планет или орбит, а могут — формы, напоминающие космические объекты. Были темы, по моему ощущению, спущенные сверху. Например, тема освоения Севера, предметы с которой в какой-то момент выпустили почти на всех заводах.
Абстракция, работа с геометрическими фигурами. Фольклорность, — особенно ярко она представлена в украинском фарфоре. Северная серия производства Иркутского фарфорового завода, посёлок Хайта.
Дизайн художницы Дины Воронцовой. Пример международного успеха советского фарфора. Кофейник, производство Артемовского фарфорового завода, Дальний Восток.
Автор формы Алексей Песегов. Конкретно этот вариант рисунка называется "Колос", его автор художник Анатолий Северов. Я нашел и купил его в Биробиджане.
В центральной части России его сейчас невозможно найти. Детский сервиз. Сысертский фарфоровый завод Урал , конец 60-х.
С 70-х советский форфоризм резко делится на авторский фарфор с маленьким тиражом — это дорого, это искусство, и массовое производство анонимного ширпотреба. Важно понимать эту разницу. В 60-е художественный уровень массового фарфора был очень высоким и много экспериментальных работ.
А в 70-х даже те художники, которые создавали интересные вещи, стали делать какой-то низкосортный ширпотреб.
Так простые вещи становятся бесценными и приобретают для нас особое значение. А это важно», — считает Мария Борисова. Наши соотечественники, живущие на Западе, солидарны — они тоже считают, что бабушкина посуда придает сервировке уникальность. Сервизы можно сочетать с совершенно другим декором. В таком случае хрустальный бокал станет своего рода изюминкой на праздничном столе», — отмечает студентка Тулузского университета Жана Жореса Евгения Лаврова. Мы не относимся к ним как к какой-то реликвии и не передаем безделушки из поколения в поколение. Исключением из данного правила является некоторая посуда из бабушкиного шкафа моего отца, поскольку там присутствуют экземпляры, которые не имеют практического применения. Например, хрустальный рог, из которого можно пить вино — он попросту не может стоять на столе.
Я полностью поддерживаю мнение своего дедушки: «Это не какой-то антиквариат, который можно в музей сдать или устраивать выставки прямо дома, жизнь нужно жить! Как использовать сервизы в интерьере Дизайнер интерьеров и эксперт сети Fix Price Елена Карасаева уверена, что старые вещи можно использовать в новом прочтении — это достаточно популярная тенденция многих западных стран, которая стремительно приходит и в Россию. В таком стиле хорошо будут смотреться посуда и элементы декора, которые достались вам от бабушки», — отмечает Карасаева.
Дальнейшая судьба таких сервизов была почти всегда одинакова: они занимали почетное место на полочке за стеклом серванта или мебельной стенки, и извлекались оттуда раза два-три в год: на большие праздники. Особенная роль советских сервизов Несмотря на то, что каждый сервиз, вне зависимости от его назначения, в первую очередь отличался не только декоративностью, но и функциональностью, в советские времена считалось недопустимым излишеством использовать «парадную» посуду в повседневности. Сервизы бережно хранили, выставляя их на самое видное место а иногда даже и просто убирая в коробки «от греха подальше» , время от времени с них осторожно вытирали пыль и водружали каждую чашку, каждую рюмку и каждую тарелку-блюдце на то же место, где они стояли до этого. Когда в доме ожидались гости, у сервизов появлялись шансы отработать свое назначение, но тут уже все зависело от статуса этих гостей.
Если это были какая-нибудь скучные дальние родственники, ради которых не было смысла доставать крахмальную скатерть, раздвигать полированный стол и ставить на него красивую посуду, то сервиз оставался на своем месте. А вот более «ценные» гости, которые должны были увидеть, что в этом доме — «все, как у людей» удостаивались сервировки посудой из красивых и бережно хранимых сервизов. Таким образом все эти нарядные, «парадные» комплекты посуды служили двум целям: украшали своим присутствием интерьер квартиры и демонстрировали окружающим материальное благополучие и успешность семьи, неразрывно связанное с установкой «не хуже, чем у других». Мифологические сюжеты, красующиеся на элементах сервиза, видимо, и послужили появлению популярного названия «Мадонна», пусть даже никакой Мадонны на нем и в помине не было Приобретение этого сервиза было связано с немалыми трудностями: всех, кто имел возможность выехать за границу, слезно упрашивали привезти знаменитую «Мадонну»; сервиз покупали с рук, переплачивая двойную или тройную цену; о нем мечтали, грезили и видели во сне — и все лишь для того, чтобы потом несчастную посуду поместить за стекло и никогда не использовать по назначению, потому что «а вдруг разобьется ненароком? Синие, зеленые, красные наборы, украшенные позолотой, украшали едва ли не каждую советскую квартиру, а сегодня заполонили все доски объявлений, барахолки и аукционы. Кстати, пить что-либо из этих рыбок было не очень удобно, поэтому это было еще одной причиной, почему сервиз играл больше декоративную роль, нежели функциональную.