Новости переносное жилище некоторых народов севера

Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь.

Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу

Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири.

Как устроен чум у ненцев

Тут уж не было ни Армении, ни России, не было мыслей о национальном характере, а была душа человека, вот та, что тревожилась, мучилась, верила среди каменных осыпей и виноградников Палестины, та душа, что по-человечески хороша и в пензенской деревушке, и под небом Индии, и в заполярной яранге , - ведь хорошее всюду есть в людях, потому что они люди. За спиной оставалась Галечная коса, яранги , утонувшие в снегу и напоминавшие о живой жизни лишь тоненькими струйками дыма.

Далеким от такого образа жизни людям сложно себе представить, как можно организовывать быт в постоянном движении, да еще и в столь экстремальном регионе, но местные народы, не избалованные цивилизацией, нашли свой путь. Коренные народы Крайнего Севера не готовы расставаться со свободной жизнью кочевников. Справка: Больше всего кочевников около 10 тыс. Ненцы, эскимосы, ханты, селькупы — относятся к основным коренным народы Севера, которые тесно переплели свои жизни с оленеводством, рыболовством и охотой. Чум — традиционное мобильное жилище северных народов Не перевелись еще оленеводы на Крайнем Севере России. Как и сотни лет назад коренные народы занимаются оленеводством, обустраивая свою жизнь в чумах. Фото: naked-science. Специфика разведения оленей требует постоянного присутствия человека, который из-за климатических условий не может обеспечить животных кормом, как это происходит на животноводческих фермах, содержащих коров или лошадей в любых других регионах страны. При этом во главу угла ставится «желание» оленей, ищущих вкусную еду, а не стремление человека организовать себе достойный быт.

Хотя и люди не забывают о себе, стараясь обеспечить своим семьям сносные условия существования. Чум после метели не только устоял на месте, на его «крыше» не задерживается снег. Фото: discoveryamal. Древнейшим домом, который претерпел некоторые изменения является чум, имеющий конусообразную форму, которая лучше всего подходит и для суровых арктических условий ни один снегопад или метель не заставят рухнуть конструкцию под тяжестью снега , и для того, чтобы оленеводы тратили максимально минимальное количество времени и сил на его установку, демонтаж и транспортировку. Занимающиеся рыбным промыслом кочевники, обязательно разобьют стойбище на берегу реки или моря. Фото: dudinka. При этом стоит отметить, что сам чум не является домом в нашем понимании. Для кочевых народов понятие дома не ограничено конусообразными стенами, покрытыми шкурами животных, берестой эта технология практически утеряна или современным брезентом. Домом они считают всю территорию стойбища на тот момент, когда группа семейств остановилась для ухода за животными, ведения хозяйства или промысла. При этом, если род занятий заключается в охоте или рыболовстве, то и место будет выбрано соответствующее.

В холодную пору чум устанавливают поближе к деревьям, а вот летом — на открытой местности, чтобы не заедали комары.

Сегодня технологии изготовления чумов изменились, оленьи шкуры заменяют брезентом, что связано как со сложностью изготовления нюков, так и с дороговизной оленьего меха. Шкура для нюков должна быть "зимняя", то есть снятая с оленя в зимнюю пору, когда шерсть густая и длинная.

Стоит такая шкура дорого, объясняет директор Таймырского дома народного творчества Любовь Попова. И слишком сложная это работа, не всякая мастерица возьмется. Кочевники в настоящее время прекрасно обходятся нюками брезентовыми", - сказала Попова.

Такой скорости удаётся достичь не только за счёт техники, но и за счёт небольшого веса шестов и шкур в разобранном виде. Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью. Устройство традиционного чума довольно простое: Каркас основа чума, которую делают из шестов, количество которых может достигать пятидесяти.

Переносное жилище народов Севера России

Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.
Чум — традиционное жилище ненцев РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК. Вопрос в кроссворде (сканворде): Переносное жилище у народов Сибири (6 букв). Ответ: ЯРАНГА.
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России.
Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время.

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу.
Родные просторы Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев.

Коряки — коренное население северной части полуострова Камчатка

  • Яранга – национальное жилище народов Чукотки
  • Переносное жилище у некоторых сибирских народов
  • Значение слова «Яранга»
  • Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. |
  • Жилища народов Севера - презентация онлайн

Значение слова «Яранга»

Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками.

Жилища народов Севера

Это в основном оленеводы. Олени постоянно мигрируют в поисках самой вкусной пищи, и людям, которые их разводят, приходится перемещаться вместе с ними. Павел Кузьмичев Наибольшее количество российских кочевников — порядка 10 тыс. Это коренные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы. Раз в год они приезжают со своими чумами в город Салехард на День оленевода. Там-то мы и исследовали их жилище во всех подробностях. Маленький снаружи, большой внутри Павел Кузьмичев Чум — это традиционный дом северных народов. Он имеет конусообразную форму, которая подходит для суровых арктических условий.

Такая форма устойчива во время метелей, со стен легко скатывается снег, чум быстро прогревается изнутри, и эта конструкция очень быстро собирается и разбирается. Так выглядит процесс сборки чума у ненцев. У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету. Жилье ставят вместе со всей семьей.

Сегодня в 18:00 мы торжественно открываем выставку «Жизнь среди снега и льда», на которой сооружен настоящий чум. Расположение выставки: выставочные залы музея, 2 этаж.

Шемановского Несмотря на ограниченность пространства, ненецкий дом поделен на специальные зоны. Прямо напротив входа находится мужская половина жилища синя. Здесь хранятся мужские вещи, инструменты, оружие. В центре чума место для очага, а справа и слева от него располагаются спальные места. Женская половина сея расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности для шитья, обувь и одежду. Женщине запрещено обходить очаг сзади, мужчина ходит по чуму свободно. Внутреннее убранство чума Спальные места Спальные места Вещей в чуме не так много, чтобы в любой момент можно было загрузить их на нарты и разобрать чум для перемещения на новое место стоянки. Но прогресс не стоит на месте, поэтому сейчас в чуме можно увидеть даже телевизоры и мобильные телефоны.

На вершине чума есть дымовое отверстие, и тепло от очага, поднимаясь вверх, задерживается на наклонных стенах и по кругу опускается вниз. Кроме того, коническая форма — это символ власти, святости и особого достоинства человека. Чум для ненцев — это жилище, но не дом в общепринятом значении. Дом для северных кочевников не ограничивается стенами ночлега, а включает в себя всю обжитую территорию, по которой гонят оленье стадо на новое пастбище. Основные занятия ненцев — это оленеводство, охота и рыболовный промысел. В зависимости от рода занятий семья выбирает место для сезонного стойбища — высокие берега рек или ягельные пастбища с оленьим мхом.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

  • Чум-трансформер
  • Значение слова ЯРАНГА. Что такое ЯРАНГА?
  • Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов | «Красный Север»
  • Лента новостей

Старинные традиционные жилища разных народов

Переносное жилище некоторых народов Севера. ☆ 6 букв ☆ Сканворд Народы Севера называют традиционное жилище по-разному.
Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу Чум является универсальным жилищем северных народов.
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации Для того чтобы существовать в комфортных условиях даже в суровом климате севера Сибири, местные коренные народы изобрели несколько тысячелетий назад особый тип жилища — чум.
Значение слова «Яранга» Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов.

Жилище на Севере, 6 букв

Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем.

Переносной домик у народов Севера

Ительмены спускались в землянку юрту сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход. Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном. Землянки оседлых эвенов с плоской крышей и входом через дымовое отверстие назывались утан.

Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши. Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо — стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом — камином из жердей, обмазанных глиной.

В таких землянках жили коренные народы Севера, занимающиеся охотой. В древности вепсы жили в полуземлянках. Со временем их сменили рубленые дома, похожие на дома карел и северных русских — с хозяйственными помещениями и двором.

Охота и другие искусства Охоту различают мясную и пушную. На первую в прежние времена ходили за пропитанием, а пушнину добывали для торговли и обмена.

Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги. Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться. Их летом накрывают мешковиной, зимой — шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.

В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур. Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика. Традиционное жилище якутов — балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом — слюдой. Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева — для женщин. Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму. Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря алеуты, эскимосы, чукчи. Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний — через многометровый подземный коридор, летний — через крышу. Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик. Профилактика Чумы: Эпидемиологический надзор Объём, характер и направленность профилактических мероприятий определяет прогноз эпизоотической и эпидемической обстановки по чуме в конкретных природных очагах с учётом данных слежения за движением заболеваемости во всех странах мира. Все страны обязаны сообщать ВОЗ о появлении заболеваний чумой, движении заболеваемости, эпизоотиях среди грызунов и мерах борьбы с инфекцией. В стране разработана и функционирует система паспортизации природных очагов чумы, позволившая провести эпидемиологическое районирование территории. Профилактические мероприятия В комплексе мер профилактики и борьбы с чумой решающая роль принадлежит мероприятиям, исключающим завоз инфекции из других стран и предупреждающим возникновение заболеваний в энзоотических очагах. Для профилактики завоза чумы из других стран большое значение имеет строгое соблюдение всеми странами международных санитарных правил.

В энзоотических очагах противочумные мероприятия включают наблюдение за видовым составом и численностью грызунов, исследование грызунов и их эктопаразитов на инфицированность чумной палочкой. При выявлении эпизоотии проводят дератизацию и дезинсекционные мероприятия в том или ином объёме. Грызунов и эктопаразитов в поле и вокруг населённых пунктов уничтожают противочумные учреждения, а в населённых пунктах — дератизационно-дезинсекционные отделы Центров санитарно-эпидемиологического надзора. Показаниями к проведению профилактической иммунизации населения являются эпизоотия чумы среди грызунов, выявление больных чумой домашних животных и возможность завоза инфекции больным человеком. В зависимости от эпидемической обстановки вакцинация проводится на строго определённой территории всему населению поголовно и выборочно особо угрожаемым контингентам — лицам, имеющим постоянную или временную связь с территориями, где наблюдается эпизоотия животноводы, агрономы, охотники, заготовители, геологи, археологи и т. Все лечебно-профилактические учреждения должны иметь на случай выявления больного чумой определённый запас медикаментов и средств личной защиты и профилактики, а также схему оповещения персонала и передачи информации по вертикали. Меры по предупреждению заражения людей чумой в энзоотичных районах, лиц, работающих с возбудителями особо опасных инфекций, а также предупреждение выноса инфекции за пределы очагов в другие районы страны осуществляют противочумные и другие учреждения здравоохранения. Мероприятия в эпидемическом очаге При появлении больного чумой или подозрительного на эту инфекцию принимают срочные меры для локализации и ликвидации очага.

Границы территории, на которой вводят те или иные ограничительные мероприятия карантин , определяют исходя из конкретной эпидемиологической и эпизоотологической обстановки, возможных действующих факторов передачи инфекции, санитарно-гигиенических условий, интенсивности миграции населения и транспортных связей с другими территориями. Общее руководство всеми мероприятиями в очаге чумы осуществляет Чрезвычайная противоэпидемическая комиссия. При этом строго соблюдают противоэпидемический режим с использованием противочумных костюмов. Карантин вводят решением Чрезвычайной противоэпидемической комиссии, охватывая им всю территорию очага. Больных чумой и пациентов с подозрением на это заболевание госпитализируют в специально организованные госпитали. Транспортировка больного чумой должна осуществляться в соответствии с действующими санитарными правилами по биологической безопасности. Больных с бубонной чумой размещают по несколько человек в палате, больных лёгочной формой — только в отдельные палаты. Выписывают больных при бубонной форме чумы не ранее 4 нед, при лёгочной — не ранее 6 нед со дня клинического выздоровления и отрицательных результатов бактериологического исследования.

После выписки переболевшего из стационара за ним устанавливают медицинское наблюдение в течение 3 мес. В очаге проводят текущую и заключительную дезинфекцию. Лица, соприкасавшиеся с больными чумой, трупами, заражёнными вещами, участвовавшие в вынужденном забое больного животного и т. При лёгочной чуме проводят индивидуальную изоляцию в течение 6 дней и профилактику антибиотиками стрептомицин, рифампицин и др. Переносчики чумы и пути заражения Сегодня точно известен не только возбудитель чумы, но и способы распространения болезни. Опасными для человека разносчиками и носителями инфекции являются грызуны, к которым чумная полочка передается через зараженных блох.

К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей.

Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие. В период промыслового сезона входили через боковой коридор. Внутри жилища, на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи, сшитые из старых шкур оленя или старой меховой одежды. В начале ХIХ века под влиянием русских поселенцев у коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа.

Источник: библиотека Максима Мошкова.

Традиционные жилища народов российской Арктики

Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий