Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности. Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера (по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г). В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти.
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью
Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания. Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс.
Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией. Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании. Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия — несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента.
Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается. К преходящим нарушениям памяти приводят операции на височных долях мозга, эпилептические припадки. Больные с эпилепсией забывают не только сам припадок, но и короткий период спутанного сознания после него. В некоторых случаях именно такие провалы в памяти дают основание заподозрить эпилепсию при бессудорожных припадках. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе.
Расстройства семантической памяти проявляются прежде всего в нарушении избирательности воспроизведения следов, например в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни или какого-либо другого логически связного текста , в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», т. Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала словесного, наглядно-образного , но и при решении разного рода интеллектуальных задач на аналогии, определение понятий и др.
У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала например, с помощью его семантической организации , что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга. Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти. Эти нарушения связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору.
К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, т. II и III функциональных блоков мозга.
При поражении разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут проявиться вместе с гностическими дефектами. Однако нередко нарушения в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными. Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии.
В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных как и нарушений сознания. Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме. В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы.
При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать жестами, междометиями и т. У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире и его изображениях. В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной или зрительно-речевой системы.
Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга у правшей. Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой музыкальный слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты.
Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам например, лицам - возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность.
Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга левой лобной доли или обеих лобных долей. Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память.
Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной.
Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала.
Для оценки состояния кратковременной памяти используют тест заучивания десяти слов с последующим их повторением в любом порядке. Пациенту предлагают выполнить задание несколько раз. Чтобы оценить долговременную память, пациента расспрашивают о значимых датах, событиях личной и общественной жизни. Лечение нарушений кратковременной и долговременной памяти Если причиной нарушения памяти является сосудистая патология головного мозга, пациентам назначают лекарственные препараты для нормализации артериального давления, липидного обмена при гиперлипидемии и церебральном атеросклерозе. Пациентам, страдающим сахарным диабетом, корригируют уровень глюкозы в крови, назначают диету. Сосудорасширяющим, гемокоррекционным, нейропротективным и ноотропным эффектами обладает кавинтон. К полному восстановлению памяти приводит адекватное лечение гипотиреоидной энцефалопатии заместительная терапия левотироксином.
При алкогольной энцефалопатии, которая проявляется нарушением памяти, пациентам рекомендуют полностью прекратить приём алкоголя, сбалансировать питание, ввести в рацион продукты, которые содержат в избытке витамины и белки. Назначают большие доз витамина В1 и комбинированный витаминный препарат мильгамму. Симптоматическая терапия проводится ноотропами, нейропептидами и препаратами, которые первоначально предназначены для лечения болезни Альцгеймера, но достаточно эффективны при снижении памяти сосудистого происхождения. К ним относятся соединения, которые влияют на холинергическую систему нейромидин, холина альфосцерат, галантамин и средства, которые воздействуют на глутаматергическую систему мемантин. Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. При ухудшении памяти лекарства врачи Юсуповской больницы подбирают индивидуально каждому пациенту. Профессора, доктора медицинских наук, которые работают в Юсуповской больнице, являются авторами научных трудов по нарушению памяти, когнитивным нарушениям, деменциям. Они разработали и внедрили в клиническую практику новые методы лечения заболеваний, которые проявляются нарушением памяти: старческих деменций, рассеянного склероза, болезни Альцгеймера.
Наряду с медикаментозным лечением пациентам показаны упражнения по тренировке памяти, способствующие регистрации информации, развитию внимания и наблюдательности, а также облегчающие закрепление, удержание и вспоминание зарегистрированной информации. Третьим направлением является выработка переноса обучения в искусственных условиях на ситуацию реальной жизни. При ухудшении памяти пациентам предлагают регулярно выполнять следующие упражнения: Тренер берет в руку разноцветные, яркие предметы ключ, авторучку, пуговицу, авторучку, кольцо с камнем и показывает их пациентам на ладони. Затем убирает руку и просит их назвать эти предметы; Тренер кладёт на стол семь крупных ярких предметов и накрывает их платком. Затем на короткое время снимает платок и показывает предметы пациентам. После этого вновь накрывает их платком и просит описать; Тренер предлагает пациенту описать на бумаге словесный портрет лечащего врача нос, глаза, подбородок. Тренер предлагает пациенту описать домашнюю обстановку; Тренер вначале показывает пациенту на короткое время крупный яркий предмет, а затем убирает его и просит пациента описать или зарисовать предмет по памяти. Психотерапевты также работают с пациентами, страдающими нарушениями памяти.
Они помогают избавиться от депрессии, агрессивности, неудовлетворённости жизнью. Улучшение памяти зависит не только от лечащих врачей и психотерапевтов, но и от самого пациента. Результат будет в том случае, если пациент преодолеет апатию, настроиться на длительное лечение.
Эрика Тейлор начала замечать за собой спутанность мыслей и забывчивость через несколько недель после того, как оправилась от симптомов COVID-19.
Она даже не узнала собственную машину, единственную Toyota Prius на стоянке жилого комплекса. Лиза Мизель, 53-летняя практикующая медсестра в клинике неотложной помощи, переболела коронавирусом в июле, а теперь замечает, что может забыть на работе о назначениях и анализах. Лиза просит коллег подсказывать ей значение терминов, которые до этого знала наизусть. И добавляет, что жалеет о невозможности продлить больничный.
Такое впечатление, что у меня развивается деменция. Все чаще переболевшие ковидом жалуются, что эти проявления болезни отрицательно влияют на их работоспособность. Он наблюдал сотни человек, переболевших ковидом, в своей клинике.
Проблемы с памятью
Что скрывает мозг, или Как появляются ложные воспоминания / Хабр | Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. |
Общая психопатология | Обучение | РОП | Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее. |
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью | Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. |
Похожие статьи
- Снижение памяти
- Снижение памяти
- Психологическая газета-Материал
- ФГБНУ НЦПЗ. В.А. Жмуров ‹‹Психопатология. Часть I››
Улучшите свою память и концентрацию: методы борьбы с когнитивными нарушениями в молодом возрасте
Они связывают эмоции и воспоминания со случайными внешними впечатлениями, которые могут не иметь ничего общего с реальностью. Например, нам кажется, что мы помним события, которых никогда не было. Или мы помним реальные факты и действия, но связываем это с неправильным временем или местом событий. В других случаях, ошибочная атрибуция заставляет нас приписывать спонтанный образ или мысль нашему воображению, хотя раньше мы встречали их в литературе или слышали из разговора.
Самый знакомый опыт неправильной атрибуции, с которым мы все сталкивались — это любопытный случай дежавю. Когда наша память сохраняет информацию, у нее не хватает мощности, чтобы сделать это с полной точностью. Слишком много переменных, чтобы разобраться.
Поэтому, мы помним общие аспекты того, что произошло, и некоторые детали в зависимости от того, насколько они были заметны. С течением времени мы начинаем терять детали. Сочетание общей сути момента событий и мелочей — это процесс, называемый привязкой памяти.
Он часто является источником ошибок неправильной атрибуции. Мы забываем либо общие моменты, такие как место действия и время, либо мелочи, которые его отличают: во что мы были одеты, что покупали в магазине или на каком автобусе уехали домой. Еще одна неверная атрибуция — то, что называется криптомнезия.
По сути — противоположность дежавю. Это когда мы ощущаем что-то по-новому, даже если мы видели это раньше.
Нарушение любого из этих процессов будет приводить к дефектам памяти. Именно борьба с забыванием важный процесс, который предохраняет мозг от избытка информации обеспечивает сохранение важных данных. Еще два процесса — узнавание и воспроизведение — дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти или амнезия могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни.
Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии. Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания.
Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией.
Диагностика В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. В качестве общей оценки состояния организма назначают общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи, при соответствующей клинической картине возможно проведение обследования на различные нейроинфекции ВИЧ-инфекция, вирус герпеса, нейросифилис, нейротуберкулез и другие. Также в обязательном порядке врач проводит специальные тесты на выявление проблем с памятью тест «Рисование часов», тест Бушке на селективное запоминание, тест на запоминание трёх предметов или тест на запоминание списка слов и другие. Лечение Тактика лечения при амнезии направлена в первую очередь на борьбу с основным заболеванием. При острых психогенных амнезиях восстановление памяти может происходить постепенно и самостоятельно после прекращения травмирующих событий.
Однако последние исследования на пожилых мышах доказали, что за счёт гиппокампа отдела мозга происходит усиление нейрогенеза, то есть появляются новые нейроны и наша память восстанавливается. Основные причины ложной памяти Исследованиями ложной памяти занялись недавно. Основателями этого направления были, как ни странно, гипнотизёры Пьер Жане , Рихард Крайфт-Эбинг и другие. Причём последний демонстрировал такое явление, как возрастная регрессия. Он погружал человека в гипноз, и тот воспроизводил своё детство. Учёные сразу разделились на два лагеря. Одни считали, что гипнотизируемый действительно воспроизводит воспоминания своего детства. Однако были те, кто считал, что он просто играл какую-то роль, то есть хотел, чтобы так всё было. Именно работы Крайфта-Эбинга дали начало противоречивым дискуссиям. Однако реальные причины расстройств памяти неизвестны. С медицинской точки зрения, чаще всего парамнезии встречаются у людей с повреждениями передней части мозга лобных долей. Врачи выделяют следующие причины возникновения ложных воспоминаний: черепно-мозговые травмы с корсаковским синдромом в период обострения; нарушение мозгового кровообращения ишемия, геморрагические инсульты с поражением сосудов ; синдром Корсакова как результат — острая нехватка витамина В1 при нездоровом образе жизни или образовании злокачественных опухолей ; амнестический церебральный атеросклероз последствия — дезориентация и нарушение памяти ; сосудистая деменция возникает в результате единичных инфарктов головного мозга ; разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции ; параноидальный психоз с бредом преследования, сопровождающийся галлюцинациями; тяжёлая форма отравления алкоголем, наркотическими веществами, ядами, угарным газом; абсцессы и опухоли в мозге. К сожалению, ложные воспоминания встречаются у здоровых людей. Это осознанное замещение плохих моментов хорошими событиями. То есть простая форма самозащиты. Некоторые люди, которые потеряли близких, искренне верят, что те всё ещё живы и находятся где-то за границей. Профессор когнитивной психологии Элизабет Лофтус проводила исследования, пытаясь выяснить пластичность человеческих воспоминаний. Она показывала ролики катастроф длительностью 5—30 секунд и просила заполнить отчёт. Вопрос звучал так: «Как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга? Например, заменяли слово «врезались» на «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». В зависимости от одного слова испытуемые меняли свои показания. Например, слово «разбились» приписывало событию более ужасающий характер, и людям казалось, что автомобили двигались гораздо быстрее. В других экспериментах эффект был тот же. Испытуемые приводили большое количество ложных свидетельств. Например, утверждали, что какая-то деталь автомобиля была разбита или сломана. Хотя на видео она была цела. Таким образом, причиной ложной памяти могут быть не только психические отклонения. Исказить факты очень легко, если вставить в предложения нужные слова. Разновидности фальшивых воспоминаний Некоторые фальшивые воспоминания мы придумываем самостоятельно. Иногда нам их навязывают. Однако вся искажённая реальность имеет свои нюансы. Например, псевдореминисценция одна из разновидностей ложной памяти отличается от контабуляции неправдоподобные рассказы. Хотя симптоматика очень похожа. Если в первом случае человек, давно переживший травму или обиду, начинает о ней вспоминать так, как будто бы она случилась совсем недавно. Во втором случае флэшбэки украшаются придуманными историями. Эти фантазии свойственны алкоголикам, наркоманам или пациентам с диагнозом «шизофрения». В результате ложную память разбивают на несколько категорий. По причинам происхождения: бредовые ложные воспоминания, которые не связаны с нарушениями психики и характеризуются навязчивыми идеями самого человека; внушённые — появляются после определённых подсказок или наводящих вопросов; мнестические — замещают определённые пробелы в памяти прошлого или настоящего; онейрические — возникают на почве интоксикации организма или поражения головного мозга; экспансивные — связаны с бредом величия например, человек искренне верит, что он Наполеон Бонапарт. По провоцирующим факторам: спонтанная первичная парамнезия. Возникает сама по себе. Чаще всего идёт параллельно с деменцией, а все воспоминания — выдуманные; спровоцированная вторичная конфабуляция. Ответная реакция на нарушение памяти.
«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью
Но исследования последних 10—15 лет, в частности работы лаборатории Изабель Мансуй Isabelle Mansuy показывают, что сильные стрессорные события в жизни животных могут повлиять на поведение и функции мозга у их потомства [6, 7]. Это могут быть, например, определенные регуляторные микроРНК или малые некодирующие РНК, метилирование ДНК, другие факторы эпигенетических модификаций хроматина половых клеток, которые меняют функции их генома. Они не будут очень специфичными к этому поведенческому воздействию, но будут готовить организм новорожденного к риску встречи с подобного рода стрессорными ситуациями. Я поясню это на примере, когда организм сталкивается с вредоносными факторами среды, но не психологическими, а физическими или химическими. Таким образом, физические или химические факторы среды настраивают через половые клетки организм потомков на то, что их среда может быть именно такой. Это было проверено в наблюдениях над усыновленными детьми, которые никогда не сталкивались со своими биологическими родителями, зависимыми от алкоголя, а с раннего детства жили в благополучных приемных семьях. Было отмечено тем не менее, что у таких детей изменена чувствительность к алкоголю, изменены электроэнцефалограмма, некоторые виды высшей нервной деятельности и есть предрасположенность к развитию алкоголизма. Исследования этого феномена на животных мы проводили в 1990-е гг. Анохина и в Национальном научном центре наркологии.
Если самец мыши подвергался воздействию определенных опиоидов или алкоголя, а самка, которая зачала от него, таким воздействиям не подвергалась и выращивала плод в неизмененных физиологических условиях, то их потомство все равно имело высокую смертность. В первые несколько дней многие мышата из помета медленно набирали вес или вовсе умирали. Но самые важные вещи происходили потом. Выяснилось, что такое потомство по-другому реагирует на опиоиды: им нужна меньшая доза, чтобы получить обезболивающий эффект, и такие животные быстрее способны развивать зависимость. Моя гипотеза с учетом полученных нами результатов заключается в следующем: когда организм животного-родителя сталкивается с какими-то неожиданными изменениями внешней или внутренней среды, он начинает адаптироваться к ним теми возможностями, которые имеются. Это могут быть биохимические перестройки, изменение чувствительности каких-то рецепторов, активности каких-то ферментов, расщепляющих алкоголь в крови, изменение чувствительности опиоидных рецепторов и т. А дальше эти перестройки передаются потомству через половые клетки и названные выше механизмы модификации их генома. Таким образом, потомство рождается, как бы ожидая на физиологическом уровне, что внутренняя или внешняя среда будет такой же, как у родителей: например, что у них в крови будет много алкоголя или опиоидов.
Когда же животные не получают этих веществ, многие их физиологические механизмы нарушаются, они плохо развиваются, гибнут. Однако как только дать таким животным дозу алкоголя если их родители были алкоголиками или опиоидов если родители были зависимы от них , эти биохимические нарушения приходят в норму: то есть для потомства «нормальной» оказывается именно та настройка, которую им передали родители. Физиологически им хорошо только тогда, когда этот фактор существует внутри организма в нужной концентрации: такой же, как у родителей. И поэтому они начинают его искать. Если мыши с такой повышенной чувствительностью начинают употреблять алкоголь или опиоиды, то зависимость у них развивается гораздо быстрее, чем у обычных животных. Этот молекулярно-генетический механизм передачи некоторых инструкций от родительского организма потомству объясняет многие факты в ускоренном развитии зависимости у детей родителей-алкоголиков или наркоманов. В этом механизме эпигенетического наследования нет ничего мистического, как правило, он распространяется лишь на одно-два поколения. Если у третьего поколения нет этого родительского фактора, то есть нет подкрепления зависимости, этот эффект исчезает.
Таким образом, это не стабильные генетические перестройки, а то, что и называется эпигенетическими изменениями работы генома за счет модификации структуры хроматина, процессов метилирования ДНК, происходящих по конкретным генам, которые были вовлечены в процесс адаптации у родителей. Удивительно, что с эпигенетическим наследованием стрессорных эффектов мы тоже наблюдаем нечто подобное: перестройку работы центральной нервной системы и ряда генов, отвечающих за реакцию на стрессорное воздействие. Однако в этой области еще много неясного. Можно ли устранить тот дисбаланс, о котором вы говорите, занимаясь спортом? Употребление наркотиков вредит вашему здоровью, представляет угрозу для жизни и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Я подобных исследований не знаю, однако такое может быть. Ясно, что баланс здесь очень сложный, то есть эндогенные опиоидные системы и выброс эндорфинов не заменяют эффект наркотика, но идея очень интересная и даже потенциально практичная. Не секрет, что в России хронический алкоголизм, а в последние десятилетия и другие лекарственные зависимости представляют большую проблему, и, соответственно, есть серьезные опасения по поводу здоровья детей таких родителей.
Если они рискуют сорваться в зависимость, то, может быть, какие-то виды физической активности могут быть протектором для них. В одной из своих лекций вы говорили , что, когда человек вспоминает какое-то старое событие и вслед за этим воспоминанием следует новая информация, которую ему нужно запомнить, возникает возможность помешать укладыванию этого старого воспоминания, то есть можно нарушить старое воспоминание. Есть ли шанс таким образом самостоятельно избавить себя от психотравм, не прибегая к медикаментам? Когда я говорил, что каждое воспоминание, реактивация памяти — это и ее реконсолидация, то есть переукладывание памяти в мозге заново, я упрощал ситуацию. Когда мы открыли этот феномен в середине 1990-х гг. В этом лозунге, направлявшем наши исследования, были соединены несколько идей. Но дальше в ходе наших исследований мы поняли, что такая схема неполна.
При деменции головной мозг заболевает из за диффузных нарушений высших мозговых функции. Эти проводит также к нарушению памяти.
Чащу всего деменция встречается у пожилых людей старше 65 лет. В деменции альцгеймеровского типа расстройства памяти, повышенная забывчивость на текущие события являются основным клиническим проявлением. Позже к нарушениям памяти присоединяются и другие когнитивные нарушения. В отличие от корсаковского синдрома при деменции нарушаются все виды долговременной памяти: эпизодическая, семантическая, процедурная и непроизвольная; уменьшается объем и время удержания следа в оперативной памяти. Но память на прошлые события долгое время сохраняется. При деменциях отмечается слабость следа, снижение объема сохраняемой информации после первых предъявлений и появляются трудности смысловой обработки: кодирования и декодирования информации. При нормальном старении больше всего страдает слухоречевая память, чем зрительная или двигательная. А уменьшение сохранения и извлечения информации не является патологией для людей старческого возраста, они лишь на немного хуже усваивают информацию чем молодые. Изменение памяти происходит в 40-65 лет и в дальнейшем не прогрессирует.
У здоровых пожилых людей нет амнезии на текущие или прошлые события. Возрастные изменения памяти происходят в связи с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости внимания на внешние события, что в свою очередь и приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах сохранения и воспроизведения. Поэтому эффективны методики заучивания для стимуляции внимания. В отличие от деменции нарушения памяти при доброкачественной старческой забывчивости не прогрессируют и не приводят к невозможности общения. Если постоянно заниматься научной деятельностью и тренировкой мозга, можно сохранить к пожилому возрасту хорошую память. Часто общие заболевания могут вызывать снижение памяти, причем некоторые лекарственные средства при длительном применении в больших дозах могут приводить к нарушениям памяти. Пожилые люди особенно чувствительны к психотропным препаратам, а наркотические анальгетики могут неблагоприятно воздействовать на внимание, память и интеллект. При тяжелой депрессии происходят нарушения внимания и снижение памяти - это характерные когнитивные симптомы, очень похожие на симптомы с подкорковой деменцией. Бывают случаи, когда расстройство памяти имеет временный характер, когда человек полностью теряет память на какое-то время, при этом не выявляется каких-либо значимых расстройств функции памяти.
Kramar Как понять, реально ли ухудшается память Ухудшение памяти — это системный процесс, который связан с нарушением синтеза и восприятия информации, ее откладывания и извлечения обратно из памяти. Соответственно, связывание прошлого, настоящего и умение прогнозировать будущее — это и есть работа мозга, работа памяти. Повод для тревоги, если человек забывает не простые вещи, а какие-то сложные, которые ему были доступны всегда. Когда речь идет о забывчивости в каких-то простых вещах куда положил, что сделал — уже тревожный признак, начало которому положено за некоторое время до этого: усталость, невнимательность невнимательность нужно отнести к нарушению памяти, поскольку она является признаком усталости мозга. Обычно все привыкли думать, что память — это умение доставать какую-то информацию из мозга. Однако на начальных этапах тревожные звоночки могут быть несколько иными. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами. То есть человек помнит только то, что ему привычно, и противится всему новому. Обычно специалисты говорят, что это дисциркуляторная энцефалопатия патология связана с нарушением кровоснабжения сосудов головного мозга, ухудшением оттока крови и ликвора от мозга. Самые тяжелые тревожные расстройства и симптомы — это нарушение праксиса способность человека совершать обычные, привычные манипуляции, например, орудовать вилкой или ножом, забывчивость относительно нюансов прошедшего вечера и даже собственного адреса.
Все эти признаки говорят, что пострадала долгосрочная долговременная память. От перегрузки, усталости чаще всего страдает кратковременная память человек может забывать события, произошедшие с ним совсем недавно.
Неделю спустя опрос был повторен. На вопрос о том, присутствовало ли в клипе разбитое стекло, ответы просто поразили исследователей. Люди, которые видели «разбитые» автомобили более вероятно говорили о разбитом стекле, чем люди, видевшие «удары».
Но если верить Лофтус и Палмер, в фильме не было «разбитого стекла в авариях» вообще. Многочисленные эксперименты углубили и расширили понимание этой сферы. В одном из тестов треть очевидцев запомнили «преступника» в очереди, в которой вовсе не было преступника. А когда исследователи обманули опрошенных, сказав, что в очереди был преступник, уровень неправильных воспоминаний вырос до трех с лишним четвертей. Наверное, нужно задаться вопросом, сколько невинных людей сидит в тюрьме из-за этого явления.
Война за разум определенно проиграна вчистую. Но глупый кролик — это персонаж Warner Bros. Он точно не живет в Диснейленде. Безобидный детский мультик? Но все может быть страшнее.
Манипулирование мнением присяжных, политические махинации, выдавливание из свидетеля ложных показаний в суде — это минимум. Беспринципные прокуроры и так не очень хороши, но история показывает, что политические партизаны, ничего не говоря и не заявляя, манипулировали мнением огромного количества людей. Китайское правительство систематически предпринимало попытки изменить воспоминания о резне на площади Тяньаньмэнь 1989 года в масштабе всего государства. Инструменты включали врачевание фотографиями и вызов людей, рассказывающих ложные версии событий. Мощность этого метода основана на известной возможности социального давления для изменения памяти.
Происходят ли манипуляции с памятью в мире? Хитрые политические партизаны, как всем известно, могут уйти ни с чем. Если в будущем им удастся подтасовать факты, изменить воспоминания общества в соответствии со своими целями, они так и сделают. Но принять ложь за правду — это же абсолютное безумие, которого следует остерегаться. Гипноз и галлюцинация Вот еще история, интересная и достоверная.
Пролистав добрую часть инструкции и предупреждений, я сразу перешел к экспериментам с другом, который оказался хорошо податливым к гипнозу. Давайте назовем его Уилл.
Синдром потери кратковременной памяти
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы? | нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. |
Все публикации | Нарушения кратковременной памяти наиболее характерны для заболеваний с подкорковым типом когнитивных расстройств, таких как хроническая ишемия головного мозга (ХИМ), подкорковые нейродеге-нерации, лейкоэнцефалопатии, выраженное тревожно-депрессивное. |
Провалы в памяти | Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. |
Что скрывает мозг, или Как появляются ложные воспоминания / Хабр | При нарушении памяти, амнезии, парамнезии, как правило, выделяются особенные расстройства, связанные с неточными действиями, когда источники разных воспоминаний могут наслаиваться друг на друга и приводить к изменениям в фантомных участках памяти. |
Лечение нарушения памяти, речи, внимания и мышления - «Елизар-Мед» | Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем. |
ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ
Отвечает за продолжительные воспоминания. Долговременная память, в свою очередь, делится на процедурную, которая отвечает за действия, и декларативную, отвечающую за осознанный вызов информации. Все воспоминания как раз базируются на декларативной памяти. Она может активироваться визуально или словесно. Например, вам нужно вспомнить фамилии сборной по футболу или восстановить список покупок. Декларативная память делится на следующие категории: Семантическая. Оперирует значениями и понятиями. Например, что такое компьютер или мяч. Относится к событиям. Например, когда у вас была свадьба или как давно вы катались на катамаране.
Наша память - это реактивация определенной группы нейронов, образованная постоянными изменениями силы связей между ними. Реактивирует комбинацию нейронов «синаптическая пластичность». Контакт между нейронами называют синапсами. Он может быть сильнее, или слабее. То есть, все используемые связи могут становиться сильнее. Однако неиспользуемые нейроны слабеют и полностью исчезают. Соединение между двумя нейронами становится сильнее, когда нейрон A последовательно активирует нейрон B, заставляя его запускать потенциал действия. Нейроны общаются друг с другом с помощью электрических событий, называемых «потенциалами действия», и химических — нейротрансмиттеров. В результате изменения, добавления или отмирания синапсов формируется наша память.
Однако последние исследования на пожилых мышах доказали, что за счёт гиппокампа отдела мозга происходит усиление нейрогенеза, то есть появляются новые нейроны и наша память восстанавливается. Основные причины ложной памяти Исследованиями ложной памяти занялись недавно. Основателями этого направления были, как ни странно, гипнотизёры Пьер Жане , Рихард Крайфт-Эбинг и другие. Причём последний демонстрировал такое явление, как возрастная регрессия. Он погружал человека в гипноз, и тот воспроизводил своё детство. Учёные сразу разделились на два лагеря. Одни считали, что гипнотизируемый действительно воспроизводит воспоминания своего детства. Однако были те, кто считал, что он просто играл какую-то роль, то есть хотел, чтобы так всё было. Именно работы Крайфта-Эбинга дали начало противоречивым дискуссиям.
Однако реальные причины расстройств памяти неизвестны. С медицинской точки зрения, чаще всего парамнезии встречаются у людей с повреждениями передней части мозга лобных долей. Врачи выделяют следующие причины возникновения ложных воспоминаний: черепно-мозговые травмы с корсаковским синдромом в период обострения; нарушение мозгового кровообращения ишемия, геморрагические инсульты с поражением сосудов ; синдром Корсакова как результат — острая нехватка витамина В1 при нездоровом образе жизни или образовании злокачественных опухолей ; амнестический церебральный атеросклероз последствия — дезориентация и нарушение памяти ; сосудистая деменция возникает в результате единичных инфарктов головного мозга ; разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции ; параноидальный психоз с бредом преследования, сопровождающийся галлюцинациями; тяжёлая форма отравления алкоголем, наркотическими веществами, ядами, угарным газом; абсцессы и опухоли в мозге. К сожалению, ложные воспоминания встречаются у здоровых людей. Это осознанное замещение плохих моментов хорошими событиями. То есть простая форма самозащиты. Некоторые люди, которые потеряли близких, искренне верят, что те всё ещё живы и находятся где-то за границей. Профессор когнитивной психологии Элизабет Лофтус проводила исследования, пытаясь выяснить пластичность человеческих воспоминаний. Она показывала ролики катастроф длительностью 5—30 секунд и просила заполнить отчёт.
Вопрос звучал так: «Как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга? Например, заменяли слово «врезались» на «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». В зависимости от одного слова испытуемые меняли свои показания. Например, слово «разбились» приписывало событию более ужасающий характер, и людям казалось, что автомобили двигались гораздо быстрее. В других экспериментах эффект был тот же.
Для оценки состояния кратковременной памяти используют тест заучивания десяти слов с последующим их повторением в любом порядке. Пациенту предлагают выполнить задание несколько раз. Чтобы оценить долговременную память, пациента расспрашивают о значимых датах, событиях личной и общественной жизни. Лечение нарушений кратковременной и долговременной памяти Если причиной нарушения памяти является сосудистая патология головного мозга, пациентам назначают лекарственные препараты для нормализации артериального давления, липидного обмена при гиперлипидемии и церебральном атеросклерозе. Пациентам, страдающим сахарным диабетом, корригируют уровень глюкозы в крови, назначают диету.
Сосудорасширяющим, гемокоррекционным, нейропротективным и ноотропным эффектами обладает кавинтон. К полному восстановлению памяти приводит адекватное лечение гипотиреоидной энцефалопатии заместительная терапия левотироксином. При алкогольной энцефалопатии, которая проявляется нарушением памяти, пациентам рекомендуют полностью прекратить приём алкоголя, сбалансировать питание, ввести в рацион продукты, которые содержат в избытке витамины и белки. Назначают большие доз витамина В1 и комбинированный витаминный препарат мильгамму. Симптоматическая терапия проводится ноотропами, нейропептидами и препаратами, которые первоначально предназначены для лечения болезни Альцгеймера, но достаточно эффективны при снижении памяти сосудистого происхождения. К ним относятся соединения, которые влияют на холинергическую систему нейромидин, холина альфосцерат, галантамин и средства, которые воздействуют на глутаматергическую систему мемантин. Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. При ухудшении памяти лекарства врачи Юсуповской больницы подбирают индивидуально каждому пациенту. Профессора, доктора медицинских наук, которые работают в Юсуповской больнице, являются авторами научных трудов по нарушению памяти, когнитивным нарушениям, деменциям. Они разработали и внедрили в клиническую практику новые методы лечения заболеваний, которые проявляются нарушением памяти: старческих деменций, рассеянного склероза, болезни Альцгеймера.
Наряду с медикаментозным лечением пациентам показаны упражнения по тренировке памяти, способствующие регистрации информации, развитию внимания и наблюдательности, а также облегчающие закрепление, удержание и вспоминание зарегистрированной информации. Третьим направлением является выработка переноса обучения в искусственных условиях на ситуацию реальной жизни. При ухудшении памяти пациентам предлагают регулярно выполнять следующие упражнения: Тренер берет в руку разноцветные, яркие предметы ключ, авторучку, пуговицу, авторучку, кольцо с камнем и показывает их пациентам на ладони. Затем убирает руку и просит их назвать эти предметы; Тренер кладёт на стол семь крупных ярких предметов и накрывает их платком. Затем на короткое время снимает платок и показывает предметы пациентам. После этого вновь накрывает их платком и просит описать; Тренер предлагает пациенту описать на бумаге словесный портрет лечащего врача нос, глаза, подбородок. Тренер предлагает пациенту описать домашнюю обстановку; Тренер вначале показывает пациенту на короткое время крупный яркий предмет, а затем убирает его и просит пациента описать или зарисовать предмет по памяти. Психотерапевты также работают с пациентами, страдающими нарушениями памяти. Они помогают избавиться от депрессии, агрессивности, неудовлетворённости жизнью. Улучшение памяти зависит не только от лечащих врачей и психотерапевтов, но и от самого пациента.
Результат будет в том случае, если пациент преодолеет апатию, настроиться на длительное лечение.
У человека появляется навязчивое состояние тревоги, депрессивное настроение, длительное нахождение на данном этапе может повлечь за собой нарушения памяти и внимания. Психотерапевты врачи отмечают, что нарушения памяти весьма многообразны. Несмотря на то, что многие люди ошибочно полагают, что подобные нарушения необратимы и связаны с возрастными изменениями, существует огромное количество причин нарушения памяти и внимания: общая слабость , вызванная переутомлением, перенесенными заболеваниями, поражения печени, недостаток витамина В1, отравление угарным газом, инсульт, черепно-мозговая травма, вертебрально-базилярная недостаточность, полученная в результате нарушения мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения , нарушения координации, мелькание «мушек» перед глазами, забывчивость, дисциркуляторная энцефалопатия полученная в результате атеросклероза сосудов головного мозга , болезнь Альцгеймера, стрессовые ситуации, опухоли головного мозга, посттравматическая энцефалопатия. В подобных случаях нарушения памяти могут быть совершенно необратимыми, в других при восстановлении нормальных и естественных условий существования главные способности человеческой памяти восстанавливаются. Главной причиной возникновения «нарушений памяти» при подавленном состоянии является то, что взгляд человека, страдающего депрессией, направлен «внутрь себя», иными словами все внутренние ресурсы направлены, на борьбу с симптомами. Человек пытаясь бессознательно избавиться от проблемы, жертвует вниманием, направленным на внешнюю окружающую среду. Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях В зависимости от состояния пациента психотерапевт назначает лечение, целью которого является укрепление иммунитета организма, развитие деятельности нервной системы. Программа лечения индивидуальна, от правильности ее составления зависит успех всего лечения.
Как будто нахожусь под наркозом. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном. Но я не могла вспомнить, кого или почему я должна просить. Я забыла, кто я и где нахожусь. К июлю мисс Тейлор почувствовала себя лучше и сказала своему начальнику, что может вернуться к работе. Но после очередного «белого эпизода» написала ему: «Мне страшно. Я действительно хочу вернуться к работе. Но я сильно устаю и часто путаюсь».
6 причин, почему память иногда подводит нас
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать | Проблемы с памятью, которые не связаны с серьёзными нарушениями головного мозга, испытывают сейчас около 10% населения. |
Распознай деменцию раньше, чем она отнимет память | Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной. |
Плохая память: названа неожиданная причина | Нарушение памяти в психологии – это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. |
Все публикации | Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства. |
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Как рассказал врач-невролог, профессор ВМА Андрей Емелин, несмотря на существующие противоречия и дискуссии про механизм развития болезни Альцгеймера, считается, что в основе этого заболевания лежит накопление патологических белков в тканях головного мозга. Этот процесс далее запускает в организме целый каскад сложных и связанных между собой реакций, которые в итоге приводят к деменции. Между тем болезнь Альцгеймера у кого-то из близких родственников не означает, что человек тоже обязательно заболеет. Андрей Емелин, невролог, профессор кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии имени С. И в этом случае не стоит сразу рисовать себе какие-то мрачные картины, — успокаивает Андрей Емелин. Первые признаки По словам невролога ВМА, при болезни Альцгеймера, как правило, больше всего страдает память на текущие, недавние события. При этом память об отдаленных событиях может оставаться относительно сохранной. Но обычно начинается болезнь с изменений в поведении. Первый симптом — это пропадание интереса пожилого человека к окружающей действительности, утрата интереса к хобби, к каким-то увлечениям.
Другой больной с таким нарушением в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет «хозяина». Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, потом недавнего прошлого, затем стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его левит диффузный, равномерно протекавший атрофический процесс коры головного мозга. Нарушение динамики мнестической деятельности Описанные выше нарушения памяти носят в основном стабильный характер. В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики, больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать, то есть на первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов при десяти предъявлениях и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6 слов. Оценка памяти подобных больных в терминах «память больного снижена», «память больного не нарушена» не является адекватной. Точно такой же лабильный характер носит воспроизведение какого-нибудь текста. Больные то подробно с детализацией воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать более легкий сюжет. Нередко также нарушения памяти сочетаются с амне-стическими западениями в речи: больные вдруг забывают названия каких-либо предметов, явлений, через короткое время спонтанно их вспоминают. Иными словами, мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга в отдаленном периоде болезни , при некоторых интоксикациях и профвредностях. Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Следует отметить, что одним из показателей нарушений динамики мнестической деятельности является возможность ее улучшения при применении средств опосредования. В повседневной своей жизни больные сами прибегают к такому способу, отмечая: «Я уже стал делать себе отметочки на память», «Я себе примечаю что-нибудь, чтобы мне напомнило». Однако в некоторых случаях выступили парадоксальные факты: операция опосредования например, метод пиктограмм приводила не к улучшению, а к ухудшению процесса воспроизведения. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступить и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям посттравма-тического, инфекционного и другого генеза , может проявиться в забывчивости, в неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала. Точно так же может действовать и аффективная захваченность больного, приводящая к забыванию намерений, недифференцированному восприятию и удержанию материала. Во всех этих случаях измененным оказывается именно динамический компонент памяти. Клиническому психологу следует иметь в виду, что правильная квалификация нарушений динамики мнестической деятельности. Утрату своей работоспособности больные нередко объясняют снижением памяти, особенно часто такое объяснение применяется при снижении учебной успеваемости. Больные пытаются «тренировать» свою память, заучивать, по много раз повторять материал. Коррекционная работа в подобных случаях должна состоять либо в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости, либо в нахождении путей, которые могут скомпенсировать невозможность удержания цели. Нарушение опосредованной памяти Опосредованное запоминание - это использование промежуточного, или опосредующего, звена узелки, пиктограммы, рисунки и т. Из общей психологии работы А. Леонтьева известно, что акт опосредования своих действий является адекватным свойством психической деятельности зрелого человека, что одним из показателей развивающейся личности является формирование умения опосредовать свое проведение. При этом опосредование, несмотря на то, что оно отвлекает на себя усилия человека, не заслоняет собой содержания мнестической деятельности и не ухудшает памяти. У больных фактор опосредования, улучшающий запоминание в норме, часто становятся помехой. Этот факт был еще в 1934 г. Исследуя больных разных нозологии с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания. Как известно, метод этот, предложенный А. Лурия, состоит в следующем: испытуемый должен запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания ему нужно придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем помочь воспроизвести предложенные слова. Никаких записей или пометок буквами делать не разрешается. Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается и время выполнения этого задания. Задание по методу пиктограммы может быть выполнено двумя способами. Первый заключается в том, что изображение представляет собой условное обозначение понятия, заключенного в слове. Например, для запоминания слова «развитие» можно нарисовать любую маленькую и большую фигуру квадрат, круг , для слова «сомнение» - вопросительный знак и т. При втором способе выполнения задания условно изображается, например, понятие, менее общее по сравнению с заданным; первое должно служить как бы условным знаком для второго. Например, «развитие» - «развитие промышленности», «развитие умственное» и т. То же с предметом и т. Посмотрим, в чем состоит психологический механизм опосредованного запоминания. Задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием. Вполне очевидно, что круг значений слова шире, чем то, что можно обозначить рисунком. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова. Задача будет выполнена только тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия конкретных значений, которые содержат понятие, обозначаемое заданным словом, когда он может оттормозить все частные значения, связанные с ним. Иными словами, выполнение этого задания возможно при определенной уровне обобщений и отвлечения, так как значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то своей части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения. Наблюдение показывает, что у больных разных нозологических групп этот механизм работает по-разному. Приведем некоторые иллюстрации по наблюдениям Б. Пример 1. У группы больных эпилепсией эксперимент на опосредованное запоминание вызывал значительные трудности. При инструкции найти рисунок для запоминания слова «развитие» больной К.
Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. Способы, которые поддержат высокий уровень мозговой активности, опубликовал телеканал «Саратов 24» со ссылкой на врача-токсиколога Михаила Кутушова. Для сохранения деятельности мозга организму нужны регулярные умеренные физические упраженения. Они улучшают кровоснабжение и поднимают настроение. Прогулки, йога, плавание или занятие фитнесом помогут не только поддерживать память, но и фигуру. Упражнения нужны не только телу, но и мозгу, которому также требуются регулярные интеллектуальные тренировки.
Исследование нарушения памяти — это не цель, а средство. Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма. Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни. Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей. Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные: «Заучивание 10-ти слов»; «Объем кратковременной памяти»; методика «Смысловая память». Изолированно память не лечится. В первую очередь нужно лечить основное заболевание, которое вызвало дисмнезию или парамнезии. Например, при сосудистой деменции назначаются таблетки, которые стабилизируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Коррекция нарушений памяти в таком случае происходит ноотропами. Однако при заболеваниях, которые сопровождаются преимущественно нарушением памяти болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви , назначаются препараты для улучшения когнитивных функций, в том числе памяти. Препараты: Мемантин, Ривастигмин, Донепезил, Галантамин. Читать еще: как алкоголь и всд связаны причины и симптомы Профилактика Некоторые патологии памяти нельзя предотвратить, например, конфабуляции, псевдореминисценции или синдрома Корсакова, так как они входят в структуру серьезных психических расстройств. Однако можно предупредить гипомнезию, которая настигает большинство людей в старости. Для этого следует изучать стихи, ходить новыми дорогами, смотреть новые фильмы и запоминать имена героев и сюжетную линию. Чтобы предотвратить снижение памяти на фоне гипертонической болезни и атеросклероза, следует ограничить соль до 5 г в сутки и исключить из рациона мучные блюда. Предотвращают гипомнезию ежедневные физические нагрузки. О чем говорит потеря памяти Забытые дома ключи, долгие поиски телефона, вылетевшая из головы встреча — ситуации, в которые попадает каждый из нас. Небольшие провалы в памяти случаются с каждым из нас. Но если они повторяются слишком регулярно, то могут оказаться симптомом некоторых довольно опасных и прогрессирующих со временем заболеваний. А в некоторых случаях внезапная забывчивость может быть показателем того, что в мозге произошли нарушения, которые необходимо лечить. Почему возникает потеря памяти и когда она опасна, разбирался MedAboutMe. Какой бывает потеря памяти Память — комплексное понятие, которое объединяет различные познавательные способности человека. За каждый конкретный ее вид отвечает свой отдел мозга, поэтому и утрата конкретных воспоминаний и навыков говорит врачам о том, где именно следует искать проблему. Так, например, утрачивая воспоминания о себе, близких, прошедших событиях, человек может не терять виды сенсорной памяти — кинестетическую моторную , сохранять зрительную и звуковую. В других случаях может нарушаться как раз конкретный вид сенсорной памяти. Например, при афазии человек забывает слова и речь. Утрата кратковременной памяти событий, которые были недавно, только что часто сопутствует травмам и интоксикациям. А вот постепенная утрата долговременной памяти может свидетельствовать о прогрессировании серьезных заболеваний. Врачи выделяют и такие основные виды утраты памяти: Ретроградная амнезия — человек не может вспомнить события, происходившие с ним до момента потери памяти. Антероградная — человек утрачивает способность запоминать. Диссоциированная амнезия — человек продолжает сохранять общие знания, но теряет воспоминания, касающиеся его личной жизни. В некоторых случаях она проявляется тяжелым заболеванием диссоциативная фуга, при котором человек может внезапно утратить практически все воспоминания о себе, вплоть до имени. Фиксационная амнезия — неспособность запомнить текущие события и в результате невозможность накапливать и усваивать новую информацию. Потеря памяти может быть: Стационарной — воспоминание утрачено, но другие нарушения не наблюдаются. Регрессирующей — утраченные воспоминания со временем возвращаются. Прогрессирующей — забывается все больше, вплоть до утраты базовых навыков. Факторы, провоцирующие потерю памяти Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее. Поэтому все факторы развития амнезии связаны с воздействием на головной мозг. Влияет на кровообращение, является ядом. Может стать причиной легкой антероградной амнезии — мозг хуже усваивает новую информацию. При тяжелом алкоголизме может развиваться синдром Корсакова — острая нехватка витамина В1, при котором наблюдается фиксационная амнезия, позже состояние перерастает в сочетание ретроградной и антероградной амнезии. Наркотики, в том числе и марихуана. Так же, как и алкоголь, влияют на способность запоминать новую информацию. Недостаток сна. Во время сна мозг обрабатывает полученную за день информацию, в том числе формируются навыки, долгосрочные воспоминания. Недостаточное питание. Нехватка витаминов, чистой воды, а также клетчатки в рационе может сказываться на работе мозга. В частности, последние исследования в США доказали возможность временных нарушений памяти при частом употреблении антигистаминных препаратов. Также проблемы с памятью испытывают люди, употребляющие препараты на основе статинов для понижения уровня холестерина в крови. Стресс, депрессия. Причем эти состояния могут влиять как на общее ухудшение памяти, так и вызвать так называемую истерическую амнезию — выборочное забывание неприятных травмирующих событий. Недостаточная умственная активность. Замечено, что малообразованные люди более склонны к серьезным нарушениям, связанным именно с памятью. Например, у них чаще развивается болезнь Альцгеймера. Плохое зрение. Может стать причиной легкой формы антероградной амнезии. Потеря памяти при болезни Альцгеймера Болезнь Альцгеймера — наиболее частая причина деменции. Но первые симптомы могут начать беспокоить уже после 40 лет. Болезнь Альцгеймера не лечится, однако ее можно приостановить. Поэтому крайне важно определить ее на ранних стадиях. И первые симптомы связаны именно с нарушениями памяти. Среди характерных ранних проявлений такие: Периодическое забывание имен близких и недавних событий. Например, из памяти могут выпадать целые разговоры. Человек может потеряться в знакомой среде.
Сообщество
- Психологическая газета-Материал
- ФГБНУ НЦПЗ. В.А. Жмуров ‹‹Психопатология. Часть I››
- Особенности патологии
- Сейчас обсуждают
- Виды нарушений (расстройств) памяти | Пансион 24
ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ
Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга. это совершенно нормальное явление в современном - процесс запоминания, узнавания, сохранения и воспроизве. Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам.
Загадочная тайна памяти: взгляд в глубину амнезии
Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга. Нейрофизиологи говорят: нет плохой памяти — есть недостаточное количество повторений. Психолог, профессиональный коуч ICU Ольга Зродникова рассказала «», как улучшить свои навыки запоминания. Синдром корсакова проявляется нарушением памяти о последних событиях жизни, но события прошлого остаются в памяти в хорошем воспоминании. «В неврологии нарушения памяти являются актуальной междисциплинарной проблемой. — Очень часто нарушение памяти — не первый симптом. В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами.
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью
Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых. *В случае тяжелых или прогрессирующих нарушений памяти медикаментозное лечение необходимо. Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами. Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания.