ский фильме "Не для денег родившийся". В последние дни В.В. Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничто не предвещало катастрофы. РИА Новости, 13.04.2010. ↪ Владимир Маяковский ᐈ Писатель, Поэт, Драматург, Публицист, Киносценарист, Режиссер. В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП.
Владимир Маяковский: главный бунтарь русской литературы
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский — русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. Лауреат премии Ленинского комсомола (1968 — посмертно). Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка Маяковский. Маяковский и его дочь в молодости. Смотрите видео на тему «Владимир Маяковский «Секрет молодости»» в TikTok (тикток).
Владимир Маяковский — биография
- 10+ эпизодов из жизни Владимира Маяковского, которые точно не попадут в учебники по литературе
- Владимир Владимирович Маяковский
- «Облако в штанах»
- Маяковский поэт века - 83 фото
Как живой с живыми говоря. 130 лет назад родился Владимир Маяковский
Май 1913 года Первый сборник стихов «Я! Маяковский был непоколебим, продолжая в указанном стиле. Наконец решил, что его миссия закончена, и удалился» «Московская газета». Декабрь 1913 года Первое представление трагедии «Владимир Маяковский» в театре «Луна-парк» в Петербурге.
Главную роль исполнял сам Маяковский, он же был режиссером и постановщиком спектакля. Спектакль вызвал множество рецензий в столичной и провинциальной печати, в большинстве резко отрицательных и издевательских. С декабря 1913 года по март 1914 года Маяковский участвует в турне по России, прославившем футуристов.
Пока он на юге, Петербург и Москву посетил основоположник футуризма Филиппо Томмазо Маринетти; русские футуристы решили «дать [ему] решительный отпор: мы не только не считали себя ответвлением западного футуризма, но и не без оснований полагали, что во многом опередили наших итальянских собратьев» Бенедикт Лившиц. Февраль 1914 года Маяковский и Давид Бурлюк исключены из Училища живописи, ваяния и зодчества за скандальные выступления на литературных диспутах. Сообщения об этом были напечатаны во многих московских и провинциальных газетах под заголовками «Репрессии против футуристов», «Дурная трава из поля вон», «Финал футуристических выступлений».
Выходит первая книга о поэте — «Стихи Маяковского» Алексея Кручёных впоследствии Маяковский говорил: «Это лучшее, что обо мне написано». Зрители оскорблены и открыто высказывают свое возмущение. Другие артисты заявили владельцу «Бродячей собаки» Пронину: «После подобной мерзости мы считаем позорным ходить сюда».
Пронин ответил: «Ну и не надо» «Биржевые ведомости». Сентябрь 1915 года Выходит отдельным изданием поэма «Облако в штанах» тиражом 1050 экземпляров. В газетах появилось множество восторженных отзывов.
Этот эпизод был так важен для Маяковского, что он называл это двустишие «любимейшим». Февраль 1918 года Маяковский издает поэму «Человек». Андрей Белый, по воспоминаниям присутствовавших, слушал как завороженный и назвал Маяковского самым выдающимся русским поэтом после символистов.
Маяковский, по воспоминаниям современников, сумел заставить себя слушать, но «королем поэтов» был выбран Игорь Северянин — в ответ футуристы устроили вечер под лозунгом «Долой всяких королей». Сама пьеса была оценена Луначарским Анатолий Васильевич Луначарский 1875—1933 — первый нарком просвещения, в этой должности в 1917—1929 годах курировал советские образование и культуру. Наркомпрос, помимо отдела просвещения, включал также художественный, театральный и литературно-издательский отделы.
Но театральная газета «Жизнь искусства», официальный орган отдела театров и зрелищ Народного комиссариата просвещения, писала о громком неуспехе постановки «…Насмешливая величавость замысла подкошена внутренними немощами выполнения», — Алексей Левинсон. Уже во время работы над спектаклем Маяковский столкнулся с противодействием артистов и администрации театра, пьеса прошла всего три раза. Попытка внести свой вклад в празднование годовщины революции силами футуризма не удалась.
Апрель 1921 года Выходит без фамилии автора поэма «150 000 000». Ленин отрицательно отнесся к этой поэме: «Вздор, глупо, махровая глупость и претенциозность» записка Луначарскому 6 мая 1921 года. Устно Ленин назвал такую литературу «хулиганским коммунизмом».
В этот период особенно активной стала критика футуризма партией; в «Правде» появилась статья «Довольно маяковщины! Март 1922 года В правительственной газете «Известия» публикуется стихотворение «Прозаседавшиеся». Ленин заявляет на Всероссийском съезде металлистов, что, хоть и не принадлежит к поклонникам Маяковского, «давно не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной», как при чтении нового сатирического стихотворения поэта.
Январь 1923 года Маяковский предпринял попытку создания платформы для футуристической эстетики — журнал «Леф» «Левый фронт искусств». Журнал находился в введении Госиздата, но главным редактором стал сам Маяковский. В первом номере, вышедшем 29 марта 1923 года, была напечатана поэма Маяковского «Про это», получившая высочайшую оценку Луначарского.
Октябрь 1923 года Маяковский начал сочинять рекламу для Моссельпрома.
Через постоянные скандалы его часто переводили в разные места заключения. В итоге, он оказался в Бутырской тюрьме, где провёл одиннадцать месяцев и принялся за написание стихов. В 1910 году молодой поэт вышел из заключения и сразу же покинул партию.
В следующем году художница Евгения Ланг, с которой Владимир был в дружественных отношениях, порекомендовала ему заняться живописью. Во время обучения в училище живописи, ваяния и зодчества он познакомился с основателями группы футуристов «Гилея» и присоединился к кубофутуристам. Первым произведением Маяковского, которое было напечатано, стало стихотворение «Ночь» 1912 год. Тогда же молодой поэт впервые публично выступил в артистическом подвале, который носил название «Бродячая собака».
Владимир вместе с членами группы кубофутуристов участвовал в турне по России, где читал лекции и свои стихи. Вскоре появились и положительные отзывы о Маяковском, но он зачастую рассматривался вне футуристов. Горький считал, что среди футуристов Маяковский являлся единственным настоящим поэтом. Первый сборник молодого поэта «Я» был опубликован в 1913 году и состоял всего из четырёх стихотворений.
На этот год приходится также написание бунтарского стихотворения «Нате! В следующем году Владимир создал трогательное стихотворение «Послушайте», поразившее читателей своей красочностью и чуткостью. Привлекала гениального поэта и драматургия. При этом Владимир выступил её режиссёром, а также исполнителем главной роли.
Основным мотивом произведения стал бунт вещей, что и связывало трагедию с творчеством футуристов. В 1914 году молодой поэт твёрдо решил добровольно записаться в армию, но его политическая неблагонадёжность пугала представителей власти. Он не попал на фронт и в ответ на пренебрежение написал стихотворение «Вам», в котором дал свою оценку царской армии. Кроме того, вскоре появились гениальные произведения Маяковского — «Облако в штанах» и «Война объявлена».
В следующем году состоялась судьбоносная встреча Владимира Владимировича Маяковского с семьёй Брик. Отныне его жизнь представляла единое целое с Лилей и Осипом. С 1915 по 1917 год благодаря протекции М. Горького поэт служил в автомобильной школе.
И хотя он, будучи солдатом, не имел права печататься, Осип Брик пришёл ему на помощь. Он приобрёл две поэмы Владимира и вскоре опубликовал их. Одновременно с этим Маяковский окунулся в мир сатиры и в 1915 году напечатал в «Новом Сатириконе» цикл произведений «Гимны». Вскоре появляются два крупные сборники произведений — «Простое как мычание» 1916 год и «Революция.
Поэтохроника» 1917 год. Октябрьскую революцию великий поэт встретил в штабе восстания в Смольном. Он сразу же стал сотрудничать с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры. Отметим, что Маяковский возглавлял отряд солдат, который арестовал генерала П.
Когда министр иностранных дел захотел произнести тост, поэт начал громко кричать что-то «похабное», по словам все того же Бунина. Министр в конце концов был вынужден сесть на свое место, так и никем и не услышанный. Потом Маяковский так же «подшутил» над французским послом. Главное — стиль! Маяковский выделялся всем — ростом он составлял без малого 1,9 метра! На одно из своих выступлений он вместо пиджака или сюртука, как это было принято, натянул черно-желтую кофту. На диво неподходящий случаю предмет гардероба публика еще долго вспоминала с ужасом и содроганием. Сам Маяковский таким эффектом был более чем доволен. Позже поэт не раз экспериментировал со стилем. В какие-то годы он щеголял в цилиндре и с тростью, а позже ему полюбился розовый смокинг.
Владимир Маяковский Хлыст футуризму не помеха Впрочем, когда Маяковский приехал выступать в Симферополь, все, казалось, было нормально: поэт облачился в черный сюртук. Но на сцену театра вышел… с хлыстом в руке.
Маяковский понимал, как важна внешность в самопрезентации. Мы привыкли к «книжному» образу поэта — с наголо обритой головой и сигаретой в руке.
Недавно в Сети появилась колоризация фотографии Маяковского, сделанной в 1912 году — поэту на ней всего 19 лет. Пользователи Сети не сразу узнали любимого поэта — в блузе с огромным бантом, с пышными тёмными волосами он напомнил им художника или артиста: «Совершенно не похож», «Ого, совсем по-другому, чем черно белый», «Похож на Цискаридзе», «На Конкина молодого», «По мне, так на Олега Шепса из битвы экстрасенсов», «Это Каспарян из группы "Кино", "Чем-то на Цискаридзе похож", — прокомментировали подписчики редкий снимок. В 1909—1910 годах его несколько раз арестовывали, и после двух передач матери «на поруки» посадили в тюрьму.
Владимир Маяковский - вся жизнь как исторический анекдот
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский — русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. Лауреат премии Ленинского комсомола (1968 — посмертно). Уже в молодости его захватили революционные идеи, и, обучаясь в гимназии, он участвовал в революционной демонстрации. В молодости он серьезно увлекся живописью и постоянно участвовал в модернистских выставках. Раскройте тайны истории молодости Маяковского, его вдохновение и величие. Уже в юности Владимир Маяковский начал интересоваться марксистской литературой. Интерьер квартиры семьи поэта Владимира Маяковского в Студенецком переулке.
Осип-Лиля-Маяковский. Часть вторая
Казань, февраль 1914 г. Петроград, 1915 г. Роль в фильме. Владимир Маяковский и Лиля Брик. Германия, август 1923 г. Москва, 1924 г. Фото А. Родченко Владимир Маяковский. Родченко В.
Всего было изготовлено 300 экземпляров. Из училища поэта исключили за публичные выступления. Правила запрещали студентам выступать на публике, но Владимир Владимирович неоднократно их нарушал. Уже в юности Владимир Маяковский начал интересоваться марксистской литературой. Это оказало огромное влияние на дальнейшее формирование всей его личности. Его музой и любовью была Лиля Брик, хозяйка популярного литературного салона. Она была замужем, но это не помешало Маяковскому поселиться в одной квартире с ней и её мужем Осипом. Общество с неодобрением косилось на эти странные взаимоотношения. В два предшествовавших революции года Владимир Владимирович проходил военную службу в Учебной автомобильной школе Петрограда.
Когда началась революция, он возглавил отряд из 7 солдат, чтобы арестовать начальника этой школы. Маяковский с Лилей Брик и её мужем Осипом Официально поэт никогда не был женат.
За это его критиковали Пастернак, Катаев и Светлов. Ну и излюбленный прием Маяковского — «лесенка», ставшая его визитной карточкой. Из-за нее коллеги поэта обвиняли его в жульничестве. Ведь газеты тогда платили гонорары именно за количество строк… Фото: kulturologia. А годы гражданской войны поэт и вовсе считал лучшим временем в жизни. В 20-х годах он много путешествует за границу, где успешно выступает.
Речь идет не только о Латвии, Франции и Германии, но и о самом длительном его путешествии — в 1925-м он побывал в Америке. Посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США со стихами и докладами. В 1928 году Маяковский пишет автобиографию под названием «Я сам». В декабре того же года — очередное путешествие за границу по маршруту Берлин — Париж. Маяковский на выставке рисунков сатиры. Последний год жизни поэта был самым тяжелым. Произведения, написанные в конце 20-х, носят трагический оттенок. Критики называют его «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть.
В 1930 году Маяковский организовал выставку, посвященную 20-летию его творчества. И столкнулся с рядом преград. Экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил, хотя Маяковский очень на это рассчитывал. Одна за другой проваливаются и подвергаются критике его сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», поставленные Мейерхольдом. Сам Маяковский много болеет. В феврале Брики уехали в Европу. В начале апреля 1930-го из сверстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах муссируются разговоры о том, что Маяковский исписался.
За два дня до самоубийства поэту отказали в визе для заграничной поездки. Маяковский на выставке «20 лет работы». Последней спутницей поэта была актриса Московского академического театра Вероника Полонская, также замужняя женщина. На момент самоубийства пара встречалась второй год. В 1990 году в интервью журналу «Советский экран» 82-летняя Поклонская рассказала, как развивались события в то утро — она собиралась на репетицию к Немировичу-Данченко. Вероника Полонская. Фото: izbrannoe. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр и вообще ушла оттуда.
Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. И еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела.
А если иметь в виду и пространственные условия — размеры и планировку квартиры, — совершение убийства по версии Скорятина также абсолютно нереально. Преступник теоретически еще мог за спиной Полонской, направляющейся к парадной двери, заскочить в комнату и выстрелить в Маяковского. Но, выскочив из комнаты обратно в переднюю, он обязательно должен был наткнуться на Полонскую и бежавших к передней соседей. Однако ни актриса, ни молодые соседи Маяковского никого не видели. Кроме того, как мог преступник незамеченным попасть и свободно расхаживать по коммунальной квартире, прятаться в туалете? Стал бы преступник, тем более такой опытный человек, как Агранов, в таких сложных условиях планировать и совершать убийство: тесная квартира с большим количеством жильцов, оба пути отхода после совершения преступления отрезаны через парадную дверь должна уходить Полонская, а черный ход отрезан громко разговаривающими на кухне соседями? В частных беседах я уяснил: из научных сотрудников ГММ, а это — все знающие и опытные маяковеды, никто не верит в убийство поэта! В заключение хотелось бы привести замечательные слова директора ГММ С. Зачем надо было убивать Маяковского в коммунальной квартире, в присутствии соседей. Несмотря на то, что это исследование выполнено еще в 1991 году, оно или замалчивается, или подвергается сомнению сторонниками версии убийства. Поэтому считаю своим долгом поподробнее остановиться на нем. Экспертное исследование было выполнено в НИИ судебной медицины комиссией в составе профессоров А. Маслова судебно-медицинского эксперта высшей категории , Э. Сафронского специалиста по судебно-баллистической экспертизе и И. Кудешевой эксперта по исследованию следов выстрела. Все трое являлись наиболее крупными в нашей стране специалистами в своей области. Чтобы избежать необъективности, экспертам не было сообщено, чью рубашку они исследуют. Вначале идентифицировали полученную из ГММ рубашку с рубашкой, которая запечатлена на посмертных фотографиях Маяковского. На специально увеличенных фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, на рубашке хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятен крови, огнестрельного повреждения. Полученную из ГММ рубашку сфотографировали в том же ракурсе, с тем же увеличением и произвели фотосовмещение. Абсолютно все детали совпали, то есть научными методами было установлено, что именно эта рубашка была на Маяковском в момент выстрела. Экспертам предстояла трудная работа — найти на рубашке следы выстрела более чем шестидесятилетней давности и установить его дистанцию. В судебной медицине и криминалистике принято различать три дистанции: выстрел в упор, выстрел с близкого расстояния и выстрел с дальнего расстояния. Если будет установлено, что 14 апреля 1930 года в комнате Маяковского прозвучал выстрел с дальней дистанции, значит, кто-то стрелял в поэта. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом. Не полностью сгоревших следов пороха, копоти и следов опаления как в самом повреждении, так и на участке ткани, прилегающем к нему, обнаружено не было. Это также характерно для выстрела в упор. Большое значение имело использование современного диффузно-контактного метода. Для того чтобы результаты были доказательными и наглядными, эксперты выполняют оттиски-контактограммы, на которых проявляется распределение продуктов выстрела, в частности металла, вокруг повреждения. При выстреле из канала ствола вылетает раскаленное облако, струя, которая сопровождает пулю, окутывает ее. На некотором расстоянии они летят вместе. А затем пуля начинает опережать это облако и улетает дальше, а струя тормозится. Если выстрел произведен с дальней дистанции, то облако не долетает до объекта, если было небольшое расстояние между преградой в данном случае рубашкой и оружием, то тогда газо-пороховое облако оседает на этой рубашке. При использовании высокоэффективного диффузно-контактного метода определения сурьмы были получены точные и достоверные результаты. Метод был внедрен в 1987 году профессором С. Сурьма является компонентом капсюльного состава. Важно, что она мало распространена в природе. Было установлено, что вокруг повреждения на рубашке располагается обширная зона отложения сурьмы, имеющая очень характерную для выстрела в упор топографию. Отложение сурьмы носило секторальный характер — признак того, что дульный срез был прижат к рубашке под углом, так называемый боковой упор. Интенсивная металлизация в левой части — признак того, что выстрел был произведен справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу. Обнаружение следов выстрела в боковой упор дульный срез прижат к поверхности не по всей окружности, а лишь частью ее , отсутствие следов борьбы и самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой! Повреждение на рубашке В. Это означает, что человек стрелял в себя сам. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В. Это означает, что Маяковский не падал лицом вниз, на грудь, и не мог разбить лица при падении; выводами заключения закончен спор о положении тела Маяковского после выстрела. Он лежал действительно на спине на полу, как и указано в протоколе следователя. Еще одно свидетельство в пользу самоубийства и доказательство того, что Маяковский произвел выстрел правой рукой, а не левой, как ошибочно считали некоторые после вскрытия. Журналисты спрашивали ведущего эксперта, профессора А. Можно подойти и выстрелить в упор. Можно инсценировать один, два, пять признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. На первый взгляд кажется, что капли крови на рубашке могли возникнуть как следы кровотечения из раны, — пояснял далее А. Но они не связаны с основным источником пропитывания — пятном крови на рубашке поэта округлой формы, не имеют вокруг себя брызг. Следовательно, капли крови падали с небольшой высоты с какого-то окровавленного предмета — руки, оружия на них кровь попала вследствие одномоментного выброса из раны. Эксперты тщательно изучили расположение капель крови — по дуге, то есть после выстрела рука, державшая оружие, опускалась книзу, а не отдергивалась от тела, как бывает при выстреле из оружия, произведенного посторонней рукой. Но никто не мог в 1930-м предположить, что спустя 60 лет рубашку будут изучать на распределение сурьмы методом, открытым лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови, падавших с малой высоты, и стало вершиной этого исследования, позволило ответить на самые сложные вопросы. Таким образом, факт самоубийства В. Маяковского доказан научно. Судебно-медицинское вскрытие тела было произведено в ночь с 16 на 17 апреля в одной из комнат клуба ФОСП Федерации объединений советских писателей на улице Воровского, где с 15 апреля проходило прощание с покойным. Сутырин, так как по Москве поползли упорные слухи, что Маяковский покончил жизнь самоубийством из-за сифилиса. На 17 апреля были назначены похороны и кремация. Владимира Александровича осенило, что если назавтра тело будет кремировано, то сплетня о люэсе Маяковского может остаться навсегда. Вскрытие проводил авторитетнейший специалист патологической анатомии профессор В. Талалаев со своими помощниками. Сохранилась фотография этой печальной процедуры: идет начало аутопсии — осмотр области головы и шеи; хорошо видно темное пятнышко на груди слева — огнестрельная рана сердца. Чекиста Якова Агранова больше волновал вопрос судебно-криминалистический, и он с нетерпением ждал окончания аутопсии. Художник Н. Оказалось, что пуля прошла с левой стороны и застрелиться он мог только левой рукой. Действительно, Маяковский прекрасно владел и левой, и правой рукой. Но современные исследования показали, что Владимир Владимирович застрелился правой рукой. Нет его и в архивах ГММ. Оказалось, что маяковсковеды его не могут найти до сих пор. Основная версия такова: Акт вскрытия хранился вместе с другими подобными документами в архиве кафедры патологической анатомии, который размещался в подвале Патологоанатомического института медицинского факультета МГУ с июня 1930 года — ММА им. В дальнейшем произошла авария водопровода, все документы залило водой, и они превратились в бумажную кашу. Все же, мне кажется, нужно продолжить поиски Акта вскрытия в других архивах ММА им. Возможно, на профильных кафедрах патологической анатомии, судебной медицины московских медицинских вузов хранятся какие-то выписки из этого акта, воспоминания участников аутопсии и другие подобные документы, имеющие первостепенный интерес. Поскольку Акт вскрытия до сих пор еще не обнаружен, сложным является вопрос о характере раневого канала. Однако мы имеем протокол осмотра трупа врачом Рясенцевым, а также ценные воспоминания М. Презента и Н. Денисовского, которые получили сведения от Я. Агранова и других лиц, имеющих полную информацию об аутопсии. Абсолютно ясно то, что входное огнестрельное пулевое отверстие, диаметром всего лишь 0,67 см, располагалось по левой срединно-ключичной линии на 3 см выше левого соска. Огнестрельное ранение Маяковского являлось слепым, то есть выходного отверстия не было. Для Рясенцева и следователя Синева было несомненным то, что указанное инородное тело является пулей. Таким образом, пуля застряла в подкожной клетчатке правой поясничной области на уровне 11 и 12 ребер. Скорятин установил, что медицинская бригада прибыла очень быстро: через 6 минут после выстрела и через 5 минут после вызова. Однако реанимационные мероприятия не проводились, медицинская бригада лишь осмотрела смертельно раненного и зафиксировала смерть. Михаил Яковлевич жил в Кремле и в 1930 году являлся литературным секретарем Демьяна Бедного, знал многих влиятельных лиц и в своем дневнике из первых уст записал важные сведения об обстоятельствах гибели поэта. Почти вся информация подтверждается другими документами, а следовательно, дневнику Презента можно доверять. Так вот, М. Таким образом, ориентировочный ход раневого канала был следующим: пистолетная пуля вошла в левую половину грудной клетки по срединно-ключичной линии, поразила сердце и левое легкое, а затем ушла вниз, кзади и вправо и, поранив правую почку, застряла в подкожной клетчатке правой поясничной области. Таким образом, раневой канал имел нисходящее направление. При таком ходе раневого канала, по законам элементарной логики, возникает предположение, что Маяковский держал пистолет в левой руке. Так, к примеру, считали Я. Однако современная судебно-медицинская экспертиза сохранившихся вещественных доказательств, в частности, рубашки поэта, с применением новых, высокоточных и эффективных методик, например, диффузно-контактного метода определения сурьмы, убедительно и достоверно показала, что Маяковский застрелил себя правой рукой. Очевидно, произошел рикошет от ребер, скорее всего, от нижнего края 3-го ребра, что и придало пуле нисходящее направление. Маяковский, таким образом, получил сквозное огнестрельное ранение сердца, а также предположительно левого легкого, диафрагмы, верхнего полюса правой почки и мягких тканей правого забрюшинного пространства. Летальный исход наступил от сквозного огнестрельного ранения сердца с острой тампонадой сердца и его остановкой. Оно как бы документально удостоверяет намерение поэта покончить с собой. Сторонники версии насильственного устранения Маяковского объявляют письмо то фальшивкой, то вообще в природе не существующим. А между тем оно есть и хранится в ГММ. Внимательно рассматриваю письмо. Написано оно простым карандашом, почти без знаков препинания и с орфографическими ошибками, размашистым почерком, очень крупными буквами, на двух сложенных листах трех страницах писчей бумаги в линейку. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Эта часть предсмертного письма заняла ровно две страницы. Именно к этим допискам, как правило, придираются отдельные литераторы, обвиняя поэта в несерьезности, мелочности письма. В любом случае основная, наиболее важная часть письма написана 12 апреля, и затем поэт, колеблясь, оттягивая роковой выстрел, ходил с готовым письмом еще два дня. Вспомнил о вапповцах, Ермилове и сделал дописки в письмо; у него был долг перед фининспектором, поэтому он сделал в заключение финансовые распоряжения. Вот и журналист В. А следовательно, письмо писал совсем не он. Его, мол, сочинили враги поэта, гэпэушное окружение Бриков. Написали 12 апреля, но не сумели убить поэта ни 12-го, ни 13-го. Особенно В. Скорятину не понравился… карандаш Маяковского. Заполучить ручку поэта даже на короткое время было невозможно. А уж сам почерк — сущий пустяк для профессионалов из ведомства Я. Но почерковеды хорошо знают, что подделать почерк карандашом так же трудно, как и авторучкой! В ГММ у ведущих специалистов я поинтересовался, только ли авторучкой писал поэт? Оказалось, наоборот, большинство творческих рукописей поэта написано карандашом! Поэтому написание последнего письма именно карандашом вполне естественно, и в этом нет ничего странного и необычного. Однако, в связи с сомнениями некоторых современных исследователей в подлинности прощального письма В. Маяковского, дирекция ГММ направила его на почерковедческую экспертизу. Она была проведена во Всероссийском НИИ судебных экспертиз с участием ведущего российского специалиста судебно-почерковедческой экспертизы Ю. В качестве сравнительного материала использовались подлинные образцы почерка Маяковского стихотворения, записи. Таким образом, в результате подлинного научного исследования абсолютно точно установлено, что прощальное письмо выполнено самим Маяковским.
«Облако в штанах»
- Владимир Маяковский - биография поэта, жизнь и смерть
- Владимир Маяковский: биография, карьера и личная жизнь поэта — 07.07.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Владимир Маяковский, 1910 год, Москва – Фотографии из прошлого
- Мария Денисова
Маяковский 1917
Вероника Полонская. Как рассказывала Полонская, они поссорились — Маяковский требовал, чтобы она ушла из театра и не появлялась там. Он нервничал и даже плакал. Полонская решила уйти и спросила не хочет ли от проводить её.
Поэт отказался, но дал ей 20 рублей на такси. И лишь она успела дойти до парадной двери, прозвучал выстрел. Полонская бросилась обратно и только повторяла: «Что вы сделали?
Маяковский пытался приподнять голову, но не смог и начал бледнеть. Появились какие-то люди и сказали Полонской бежать за каретой скорой помощи. Когда на вернулась с медиками, на лестнице услышала: «Поздно, он умер…» Маяковского нашли на полу со стрелянной раной в груди.
На столе было 2 записки: одна для сестры поэт передавал ей деньги и вторая — для друзей. Маяковский написал друзьям, что «весьма хорошо знает, что самоубийство не является выходом, но иного способа у него нет... По официальной версии сыщиков, Маяковский совершил самоубийство на фоне личных отношений.
Но в Москве сразу начали шептаться, что в истории этой слишком много неясностей для тривиального самоубийства. Детали следствия, о которых знали единицы ОГПУ вело расследование дела о самоубийстве Маяковского и закрыло его очень быстро. Куратором этого дела был чекист Яков Агранов, у которого был роман с Лилей Брик.
За глаза Агранова называли «палачом русской интеллигенции», и многие считали, что именно на его совести было самоубийство поэта Николая Гумилёва. И после того, как дело Маяковского было закрыто, поползли слухи, что в смерти его чересчур много нестыковок и загадок. Выстрел в грудь оказался смертельным.
Так, в протоколе была запись, что Маяковский выстрелил себе в грудь из пистолета системы маузер, а позже было установлено, что пуля из другого пистолета. Предсмертная записка была датирована 2 днями раньше смерти и почему-то карандашом. Полонская утверждала, что Маяковский после выстрела лежал на спине, а другие свидетели утверждали, что тело поэта лежало лицом вниз.
И это далеко не все неувязки этого расследования. Самая смелая версия утверждала, что Маяковский был убит по приказу властей из-за начавшихся разногласий. Якобы некий чекист проник в дом, выстрелил поэту в сердце и ушел через чёрный ход, а записку подложил Агранов.
Как рубашка помогла следствию через 60 лет По Москве ходил упорный слух, что Лиля Брик, которая в то время уезжала за границу, пожаловалась своему любовнику Агранову, что «у ней нет больше сил, и она не знает, как избавиться от Маяковского». И он помог.
В июле 1915-го происходит роковая встреча — Маяковский знакомится с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками на даче ее родителей в Малаховке под Москвой. Пара не имела никакого отношения к искусству, однако с Лилей Маяковский связал свою жизнь на 15 лет. В конце июля в петербургскую квартиру на Жуковского к Брикам поэта привела сестра Лили Эльза Триоле, у который был поверхностный роман с Маяковским. Тот был крайне популярен у женщин, чем и пользовался.
К слову, тогда он только приехал из Финляндии, где оставил очередную «даму сердца». В гостях Маяковский читает «Облако в штанах». Окрыленный произведенным фурором, он посвящает поэму хозяйке — «Тебе, Лиля». Этот день поэт позднее он сам назвал «радостнейшей датой». Фото: eg. Маяковский, вопреки всем условностям общества, поселился в их квартире.
В то же время Лиля, хоть и принимала ухаживания Маяковского и стремилась быть его музой, открыто надсмехалась над ним. Не раз говорила, что между Владимиром и извозчиком нет никакой разницы. Они оба чем-то управляют. Только один — лошадью, а другой — словом. Влечение Маяковского к замужней и при этом открытой для новых связей женщине было неестественным и болезненным. И сам Маяковский это понимал.
Он пытался разорвать эти отношения. Заводил романы на стороне. Так, в результате отношений поэта с русской эмигранткой Елизаветой Зиберт даже родилась дочь — Патрисия Томпсон урожденная Елена Маяковская. Доктор философии, автор более чем 15 книг в том числе и об отце умерла в 2016 году. Что же касается чувств самой Лили — в зрелые годы, отвечая на вопросы о любви, Брик сообщала: — Я всегда любила одного. Как и Маяковский, жизнь она закончила самоубийством, будучи прикованной к кровати из-за перелома шейки бедра.
Презентация книги Патрисии Томпсон «Маяковский на Манхеттене. История любви» в Институте мировой литературы им. Горького, 2003 год. Впрочем, часто это было сделать попросту невозможно — Маяковский вторгался в уже существующие союзы. Так он закрутил роман с замужней Елизаветой Лилей Лавинской в 1920 году. После у женщины родился сын.
Когда мальчик подрос все стали замечать его поразительное сходство с поэтом, особенно, когда он читал грудным голосом стихи. Ребенка звали Никита Антонович Лавинский. За такое подозрительное сходство ребенка недолюбливал и родной отец, скульптор и живописец, мастер русского авангарда Антон Лавинский. К слову, именно он сделал «футуристический гроб» Маяковскому, в котором его похоронили. Они дружили с Маяковским. А мальчик, как и «официальный отец», стал скульптором.
Никита Лавинский за работой.
А печатать, может быть, не буду». Владимир Маяковский в 1913 и 1915 гг.
Богемная жизнь настолько увлекла девушку, что она почти забыла об учебе. Вскоре об этом узнали ее родители, и ей пришлось вернуться в Минск. На вокзале ее провожали Владимир Маяковский и Игорь Северянин, который тоже был в нее влюблен и посвящал ей стихи.
После ее отъезда поэты много времени проводили вместе и вскоре решили выступить с чтениями стихов в Крыму. К ним присоединилась и Софья, которой Северянин придумал звучный псевдоним Эсклармонда Орлеанская. Ее выступления тоже пользовались успехом у публики, именно тогда Северянин стал называть ее «первой в мире артисткой-футуристкой».
Слева — Софья Шамардина. Справа — Владимир и Давид Бурлюки, Маяковский и Хлебников слева внизу А вскоре после этого произошли драматические события, которые положили конец отношениям Сонки и Маяковского. Она признавалась: «Дальше следует тяжелая полоса моих петербургских дней, закончившихся уничтожением будущего ребенка.
И это тогда, когда у меня загорелась такая жажда материнства, что только боязнь иметь больного урода заставила меня согласиться на это. Это сделали «друзья». Маяковского видеть не хотела и просила ничего ему обо мне не говорить».
В их расставании определенную роль сыграл и Корней Чуковский, который, стремясь «спасти» Софью, оклеветал поэта. Портрет К.
В 1908 г. В июле 1909 г. В августе был помещен в Бутырскую тюрьму, в заключении начал писать стихи. После освобождения в январе 1910 г. В 1911 г. Владимир Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в том же году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества МУЖВЗ. Он создал много живописных работ - от портретов и пейзажей до шаржей. Среди них "Женский портрет", "Женщина в синем", "Натурщица", "Чуковский в новой шляпе", пейзаж "Волга".
В 1912 г. В декабре 1912 г. Также там был опубликован манифест, подписанный Маяковским и другими поэтами-футуристами, включая Велимира Хлебникова, в котором они заявили о разрыве с традициями русской классики и необходимости формирования нового литературного языка впоследствии Маяковский создал немало неологизмов, придававших его стихам особую выразительность. Вскоре появились положительные отзывы о Маяковском. Так, Максим Горький считал, что среди футуристов Маяковский - единственный настоящий поэт. В марте 1913 г. В мае 1913 г. В том же году он написал стихотворение "Нате! Ее премьера состоялась в декабре в петербургском театре "Луна-парк". Маяковский сыграл главную роль поэта и выступил режиссером и постановщиком этого спектакля.
В феврале 1914 г. Творчество в период Первой мировой войны В начале Первой мировой войны Владимир Маяковский пытался вступить в армию, но получил отказ ввиду политической неблагонадежности. Тема войны, которую он называл "кровавой бессмыслицей", заняла в его поэзии значительное место. В числе самых известных стихов этого периода - "Война объявлена", "Мама и убитый немцами вечер", "Мысли в призыв". Позже Маяковского все-таки призвали на военную службу, однако он уже не испытывал желания идти на фронт. В 1915-1917 гг.
Владимир Маяковский - вся жизнь как исторический анекдот
В эти же годы Маяковский написал 9 киносценариев и продолжил работу в журнале «ЛЕФ». Разумеется, Владимир Маяковский сам страдал от своего импульсивного, неуравновешенного характера. А Маяковский в одежде прежде всего ценил качество и удобство. В.В. Маяковский с учащимися 1-го класса Кутаисской гимназии и учителем В.А. Васильевым 1905. Владимир Маяковский уже в 16 лет увлёкся идеями большевиков, вступил в партию и работал в подпольной типографии. Владимир Маяковский прожил всего 36 лет, однако после себя оставил сотни произведений.
Цех историков
Маяковский В Молодости 50 шт. Владимир Маяковский молодой. Вследствие этого у Владимира Маяковского развилась бактериофобия, с которой он так и не справился. Уже после смерти Маяковского в 1940 году Анна Ахматова, говоря о литературном салоне Бриков и его значении для Маяковского, напишет: «Это была его любовь, дружба, ему там все нравилось. После Корнея Ивановича вышел на эстраду Маяковский – в желтой кофте, с нагловатым, как мне показалось, лицом – и стал читать. В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП.
Владимир Маяковский и его неизвестная муза
Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след... Она стала его переводчицей и тайной женой, а плодом их недолгого романа стало рождение дочери, которую назвали Еленой Патрицией. Элли записала девочку на фамилию супруга, и роман так и остался тайным. Этого требовала девушка: «Давай сохраним наши чувства только для нас». Владимир Маяковский только однажды увидел свою дочь в Ницце в 1928-ом году.
Поэт ухаживал за юной красавицей, но признавался ей, что любит Лилю Брик. Как и всегда, он обратился к ней на «вы» и предложил: «Хотите — буду любить вас на втором месте». Девушка отказалась, но в дальнейшем поддерживала дружеские отношения с поэтом. Маяковский находился на грани безумия.
Он постоянно устраивал скандалы Полонской, вынуждал ее бросить театр и уйти от мужа. Именно ее отказ в последнем их разговоре и стал поводом для самоубийства — поэт застрелился через три минуты после того, как актриса от него вышла. Многие винили Полонскую в том, что она довела Владимира до отчаяния.
В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году. Путешествия и общественная деятельность 1918—1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. В этом журнале печатались Пастернак , Осип Брик, Б.
Арватов, Н. Чужак, С. Третьяков, и др. В 1922 —1924 годах Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В Америке у поэта случился короткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция. Вернувшись из-за границы, поэт путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях.
Есть еще одна фотография мертвого Маяковского, сделанная в его комнате по Лубянскому проезду. Там рот у поэта закрыт. На обеих фотографиях тело Маяковского лежит на диване. Указание Е. Лавинской на то, что Маяковский сфотографирован на полу, — огрехи памяти, ведь художница видела фотографию всего несколько секунд. На оригинальной фотографии, которую показывали Е. Лавинской, Маяковский лежит на спине, рот его действительно открыт, голова запрокинута, рубашка расстегнута вероятно, после попытки оказания медицинской помощи. Однако при взгляде на фотографию у меня совершенно нет того ощущения ужаса, которое испытала, как она пишет, Лавинская, не знакомая с медициной вообще и судебной медициной в частности.
Кстати, кричать перед смертью могут и самоубийцы. Из следственной практики известно много случаев, когда самоубийцы с криком выбрасываются из окон домов, прыгают с большой высоты; кричат после выстрела в голову и, обратите внимание, в сердце. Как же можно объяснить открытый рот у мертвого Маяковского? Известный судмедэксперт, профессор А. На светлой рубашке слева явственно обозначено темное пятнышко — след выстрела. На правой стороне груди пропечаталось затемнение, и на виске — нечто похожее на ссадину. Ведущий программы В. Когда кому-нибудь сейчас доказываешь обратное, на тебя смотрят словно на пещерного человека.
Ленинградский поэт Борис Лихарев в траурные апрельские дни 1930 года стоял в почетном карауле у гроба поэта. Давыдов показал посмертную маску, снятую с лица Маяковского скульптором К. Луцким 14 апреля 1930 года. По мнению художника, на маске ясно видно — у покойника сломан нос! Стало быть, высказал свою точку зрения Давыдов, поэт упал лицом вниз, а не на спину, как бывает, по его мнению, при выстреле в самого себя. Некоторые журналисты пошли еще дальше и заявили, что нос и скулу Маяковскому сломал убийца, когда рослый и сильный поэт пытался сопротивляться, пока не получил пулю в сердце. Булкин24 считает, что сразу после ухода Полонской из комнаты преступник ворвался к Маяковскому, который возмущенно закричал, не менее двух раз с очень большой силой ударил поэта по лицу, сломав ему нос и повредив скулу. Затем оглушенному поэту вложили в руку пистолет и сымитировали самоубийство.
Как известно, отпечатки пальцев с оружия и предметов квартиры следователи не снимали, что было ошибкой. Это зафиксировал в протоколе и удостоверил своей подписью помимо следователя Синева и понятых врач-судмедэксперт Рясенцев, осмотревший тело. Небольшие поверхностные повреждения возникли вечером 14 апреля, когда покойник уже находился в своей квартире в Гендриковом переулке. И снял очень плохо. Возмущенный Денисовский пригласил известного скульптора С. Меркурова, который уже по всем правилам, искусно снял маску она в настоящее время экспонируется в зале ГММ. У научных работников-маяковсковедов я узнал обстоятельства дела. Скульптор К.
Луцкий, первый снимавший посмертную маску, очевидно, из-за недостаточной смазки лица покойного вазелином сорвал кожу со щеки и надломил переносицу. Таким образом, поверхностные повреждения на лице, которые уловил зоркий глаз Б. Лихарева, образовались в результате небрежного снятия гипсовой маски, а не вследствие нанесения ударов по лицу поэта гипотетическим убийцей, как утверждает И. Вернемся к версии тележурналиста В. Поскольку на фотографии мертвого Маяковского, которую он показал телезрителям, было два следа огнестрельного ранения на левой и правой сторонах груди , самоубийство как причина смерти автоматически отпадало. Ведь не мог же самоубийца выстрелить в себя дважды? Но они имеются на фотокопии, которую услужливые дезинформаторы подсунули Молчанову. Так буквально из ничего родилась сенсация.
Как могли появиться искажения на фотографии? Или был обычный фотомонтаж, или искажения изображения возникли вследствие технических огрехов при многократной пересъемке фотографии. То, что на теле имелась одна огнестрельная рана, следует из протокола осмотра места происшествия и цитированных воспоминаний Денисовского, переодевавшего мертвого поэта. Рубашка эта, судя по отметке фирмы, изготовлена в Париже поэт носил исключительно заграничные вещи , бежево-розового цвета, сшита из хлопчатобумажной ткани. Спинка ее рассечена уступообразно ножницами, что согласуется с воспоминаниями Денисовского, разрезавшего ее, чтобы снять с покойника. Таким образом, сразу же опровергается версия о следах двух выстрелов на рубашке. Из какого оружия стрелял в себя Маяковский? Данные современников поэта значительно различаются между собой.
Катанян и В. Катаев говорят о маузере, Н. Левина называет револьвер, Н. Денисовский и П. Лавут пишут о браунинге. Кто же из них прав? Истина заключается в том, что все они говорят об одном и том же короткоствольном пистолете, который лежал на полу между ног поэта, однако, будучи дилетантами по этому вопросу, по-разному его называют! Вновь обращаемся в ГММ и открываем папку с материалами следственного дела Маяковского.
По материалам дела оказалось, что Маяковский, очень любивший оружие и всегда его носивший он страдал навязчивым неврозом с фобиями нападения на него, заражения и т. К моменту изучения документов, касающихся оружия Маяковского, нам была известна точка зрения В. Поэтому, по его мнению, нахождение маузера возле тела поэта доказывает, что стрелял кто-то другой, что это было убийство. По мнению В. По логике, Маяковский не мог застрелить себя из оружия, которого не имел. Следовательно, некто убил поэта из маузера и впопыхах оставил пистолет на месте преступления. Затем маузер изъяли из дела, чтобы скрыть истинного преступника, и приложили к делу в качестве вещдока личный браунинг самоубийцы. Вроде бы все логично.
Однако научные сотрудники ГММ объяснили мне, что в природе не существует ни одного документа, подтверждающего, что указанные единицы оружия были поэтом когда-либо сданы. По научным исследованиям маяковсковедов, не установлено ни одного эпизода в биографии поэта, когда бы он сдавал оружие. То есть, получив разрешение на то или иное оружие, по истечении срока действия удостоверения он оружие обратно не сдавал, а продолжал хранить у себя. Есть свидетельства современников поэта, доказывающие, что у Маяковского в 1930 году был на руках маузер. Но тогда непонятна цель совершенной во время следствия подмены оружия. Попробуем разобраться в этом. Большинство маяковедов считают, что маузер был подарен Владимиру Владимировичу видным харьковским чекистом В. Из материалов дела известно, что маузер изъял с места происшествия С.
Гендин — начальник контрразведывательного отдела ОГПУ. Ведь вышестоящее начальство могло придраться к тому, что сотрудник ОГПУ зачем-то в мирное время подарил гражданскому человеку оружие, из которого тот в итоге застрелился. Кроме того, удостоверение было просрочено, а ОГПУ не проконтролировало своевременную сдачу оружия. Погибший был известен на всю страну, и огрехи ОГПУ по данному вопросу могли иметь большой резонанс. Поэтому вместо забранного Гендиным маузера в качестве вещдока вскоре подложили браунинг, на который Маяковский имел законное, не просроченное удостоверение. Это означало, что 14 апреля 1930 года смертельный выстрел был произведен не из этого пистолета. Известно, что каждая марка оружия оставляет на пуле и гильзе свои характерные, специфические следы. Была исследована пуля, извлеченная из тела Маяковского на вскрытии и приложенная к делу.
При исследовании гильзы, подобранной на полу комнаты Маяковского, установлено, что исследуемая гильза патрона браунинга также была стреляна в маузере модели 1914 года. Маяковский зарядил маузер патроном от браунинга. Таким образом, результаты проведенных исследований в Федеральном центре судебных экспертиз подтвердили, что Маяковский застрелился из маузера калибра 7,65, что полностью совпадает с записью в протоколе осмотра места происшествия. Наиболее популярной и цитируемой версией убийства Маяковского является версия В. Дверь в комнату поэта открывается. На пороге — некто. Увидев в его руках оружие, Маяковский возмущенно кричит. Поэт падает.
Убийца подходит к столу. Оставляет на нем письмо. Кладет на пол оружие. И прячется затем в ванной или туалете. И после того, как на шум прибежали соседи, черным ходом попадает на лестницу. С Мясницкой, свернув за угол, выходит на Лубянский проезд. А из ЦК уже спешат Кольцов, Третьяков. И он случайно сталкивается с ними у подворотни.
Фамилия убийцы — Агранов, так как маяковедами давно установлено, что одними из первых после рокового выстрела в коммунальной квартире появились М. Кольцов, С. Третьяков и Я. Агранов, пришедшие все вместе. Бриков, знакомый с Маяковским. На совести Агранова — сотни загубленных людей. Важнейшее значение в версии Скорятина имеет наличие черного хода в коммунальной квартире. Обратимся к плану квартиры.
Перегородки всех остальных комнат и кухни в квартире был снесены, произведена значительная перепланировка с созданием здесь зала музея. Как мы выяснили, на плане строителей черного хода не было! Но мы поверили В. Скорятину, который всех убеждал, что при жизни Маяковского черный ход существовал. Это была дверь, через которую прямо из кухни можно было выйти на другую лестницу и затем — во двор с другой стороны здания ныне это приблизительно то место где расположен вход в ГММ. Скорятин уверяет, что о наличии здесь ранее черного хода ему подсказали бывшие жильцы дома Н. Левина и Л. Затем дверь черного хода заложили кирпичом.
Для того чтобы разобраться с версией Скорятина, в ноябре 2007 года я специально выезжал в Москву и еще раз тщательно рассматривал в ГММ ту часть здания, которая сохранилась со времен Маяковского практически в неизмененном виде. Первая нестыковка в версии Скорятина видна сразу. От парадного входа в ГММ я вышел на Мясницкую, повернул за угол, выйдя на Лубянский проезд, и дошел до длинной, узкой подворотни — арки, то есть до того места, где Агранов должен был столкнуться с Кольцовым и Третьяковым. Этот путь занял у меня всего 3 минуты. А сейчас мысленно представьте, сколько времени прошло от момента гибели Маяковского до появления в коммунальной квартире троицы Кольцов—Третьяков—Агранов? В 11-м часу П. Лавут — импресарио поэта — узнал о трагедии его догнала в Гендриковом переулке домработница квартиры Маяковского—Бриков, которой горестную весть сообщили по телефону. Оттуда прибежали Кольцов и Третьяков.
По крайней мере, все это заняло не меньше часа. Действительно, убийца Агранов или таинственный некто теоретически мог спрятаться в туалете или ванной, которые сейчас не сохранились, но видны на плане коммунальной квартиры. Полонская свидетельствовала, что услышала выстрел у парадной двери. Предположим, Полонская в воспоминаниях имела в виду не парадную дверь квартиры, а дверь подъезда на 1-м этаже. Если бы она спустилась с 4-го этажа, где жил поэт, до первого по парадной лестнице, то некто успел бы пробежать путь от ванной или туалета, где скрывался, открыть дверь комнаты Маяковского, выстрелить в него, положить на пол оружие, на стол — заготовленное предсмертное письмо и проделать обратный путь до своего убежища. Однако могла ли женщина, спешившая на репетицию, от парадной двери первого этажа услышать слабый звук выстрела хлопок из маузера , прозвучавший на 4-м! Но даже если Полонская и услышала хлопок, похожий на выстрел, то почему она должна была думать, что этот звук донесся из комнаты Маяковского? Стоя на первом этаже у этой специально сохраненной в ГММ глухой, полутемной лестницы, я размышлял над такими вопросами.
Могла ли женщина в повседневной, не спортивной, одежде согласно показаниям Н.
Германия, август 1923 г. Москва, 1924 г. Фото А. Родченко Владимир Маяковский. Родченко В.
Брик в Крыму. Владимир Маяковский со Скотиком. Пушкино, 1926 г. Москва, 1927 г.