Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Политика - 26 апреля 2024 - Новости Читы - Кто такие гайдуки? Дмитрий Гайдук — один из легендарных персонажей конца 90-х — начала 2000-х.
В этом номере газеты
- Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
- Гайдуки — "Энциклопедия. Что такое Гайдуки
- Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
- Последний гайдук, ставший национальным героем
- Кто такие гайдуки и откуда это слово
- ГАЙДУКИ - это... Значение слова ГАЙДУКИ
ГАЙДУКИ - это... Значение слова ГАЙДУКИ
Гайдуки были знаменниты бесстрашием и гордостью, они готовы были жертвовать своей жизнью во имя своего короля и отечества. Гайдуки в одежде и вооружении всегда выглядели внушительно и устрашающе. Они носили круглые щиты, пикаменты, копья и мечи в узелках. Их одежда представляла собой комбинезоны или рубашки и широкие штаны.
В боях на Шипке соотношение сил было еще больше — 35 000 турецких аскеров против 6000 ополченцев и русских. Когда заканчивались патроны, они бросали в турок все, что было под руками: камни, бревна, даже тела погибших... И добились победы! По-моему, два фактора. А во- вторых — мотивация.
Этого мы, увы, не знаем и вряд ли когда узнаем. Имя Вылчан волчонок носят не так много болгар. Почему же воеводы в отрядах разных регионов звались Вылчанами? В апреле 1829 года он неожиданно объявился на борту русского флагманского корабля «Париж», стоявшего в Созополе. Отряд этого Вылчана создавал угрозу в основном на пути Константинополь — Силистра, по которому следовали торговые караваны османских купцов. Вылчан известен в легендах тем, что защищал бедноту — причем и болгар, и турок. То ли из-за красоты, то ли из-за храбрости его образ нашел отражение в фольклорном творчестве. Народные песни в сборнике братьев Миладиновых воспевают его мужские качества, смелость и подвиги.
Затем он побежал дать знать туркам, и из жадности получить награду, предал друга в руки турок, которые отвели его к паше в Травник. Как всякий может вообразить, турки мучили брата Сочивицы в течении целых восьми дней, самыми варварскими и свирепыми способами. Когда до Сочивицы дошел слух о трагической судьбе брата, и не было точных известий, он отправился расспросить о деле к его мнимому побратиму, и отец последнего с почтенной старческой важностью рассказал дело так, что Сочивица остался уверен, что никто не совершил с ним предательства. Тогда побратим сделал вид, что отправился в стадо, которое было далеко, за бараном, чтобы хорошенько угостить Сочивицу, а на самом деле пошел позвать турок из Дувна Вероятно, то Дувно, которое находится в Герцеговине, западнее Мостара , миль за двенадцать от своего дома. Прошло уже несколько часов ночи, но баран не являлся, и тогда Сочивица и вся семья побратима улеглись спать. Но Сочивица не мог заснуть как человек, предвидящий какую-нибудь беду, встал с постели и хотел зажечь спичку, но не нашел огня, потому что хозяин дома, зная, что должно было произойти в эту ночь, затушил огонь и спрятал также все оружие. Сочивица стал подозревать, что здесь готовится какая-то измена, и с бешенством стал разыскивать по дому свое оружие, но напрасно. Он громко звал, не может ли кто указать ему, где оно находится, но никто не отвечал ему; наконец, одна старуха резко и с досадой сказала ему: «Молчи, глупец, и ложись спать, [730] не буди мое семейство».
Но Сочивица вовсе не думал спать. К счастью, при нем всегда бывало все нужное, чтобы зажечь огня, и, спохватившись, он зажег его. Он спросил потом хозяина дома, где положено его оружие. Хозяин притворился, что не знает; но притворное незнание стоило ему жизни, — Сочивица убил его топором, который ему попался. Тогда одна старуха с величайшей поспешностью принесла ему все его оружие. Получивши его, Сочивица вышел из дому и спрятался невдалеке от него, чтобы наблюдать, чем кончится предательство мнимого побратима, как вдруг услышал лошадиный топот — это приехали турки, которые должны были взять его. Но они вернулись обратно, крайне огорченные, что не нашли его. Сочивица возвратился в Имоцки.
Он вспоминал двойное предательство побратима, и думал только о мщении. Через несколько дней он подобрал семь товарищей, и отправился с ними ночью сжечь его дом, который был покрыт соломой, где и сгорело семнадцать человек этого семейства, которые, к их крайнему несчастию, в этот вечер все собрались спать в доме. Одна бедная женщина с ребенком на руках подошла к порогу двери, чтоб уйти от пожара, но в ту же минуту была поражена несколькими ружейными выстрелами и убита вместе с ребенком. Турки не знали, кто был виновником этого пожара, но подозрение могло пасть только на Сочивицу. Поэтому, раздраженные таким свирепым мщением, они обратились с самыми горькими жалобами против него к правителю Далмации Eccellentissimo General della Dalmazia , и тогда мудрейшим образом было повелено, чтобы дом его был разрушен, его сообщники наказаны, и назначена награда в двадцать цекинов тому, кто убьет его, и сорок, кто возьмет его живым. Когда Сочивица потерял уверенность, что может жить в Имоцки с обычной свободой, он постарался выбрать капитал из своей торговли прежде еще, чем узнал о декрете, вышедшем против него. Он был в постоянной тревоге, не будучи уверен в своей участи, и употреблял всевозможные предосторожности, чтобы не быть взятым врасплох. Пятнадцатого августа 1754 года, в который он сделал упомянутое злодейство, он был на ярмарке в Сине По-итальянски — Zeng, близ границы — тогда венецианско-турецкой, ныне турецко-австрийской.
И так как предполагалось, что Сочивица имел своих шпионов, солдат направили по другой, а не по обыкновенной дороге. Но он из страха, так как дело шло об его жизни, не доверял никому, кроме самого себя, и предположил, что кроатский отряд идет наверно в Имоцки, хотя и непрямым путем. Тогда он немедля пошел напропалую, перерезывая то тернистые долины, то крутые горы, прибыл в Имоцки до прихода солдат и успел предупредить свое семейство, которое собрало все, [731] что было лучшего в доме и обратилось в поспешное бегство. Таким образом, когда дом его был при этом разрушен, в нем не нашлось вещей большой цены. Но, предвидя, что пребывание в Венецианских владениях может принести ему худой конец, Сочивица нашел благоразумным поскорее переменить государство, и перешел с семейством в Австрийские владения, в Карловац, у реки Церманьи. Это место не представляло удобств для жизни человеку, имевшему правилом убивать магометан. И Сочивица много переменился. Он прожил неполных три года с своим семейством, которое состояло из пяти других лиц именно: двоих братьев, жены, сына и дочери , не вредя никому, и быть может, прожил бы так до самой смерти, если бы некто, имевший на то возможность, из жадности к золоту не предал его в руки турок, вместе с двумя братьями.
Говорят, что человек, который был способен на такую самовольную выдачу, понес наказание. Сто турок взяли Сочивицу с его братьями в Куче Cuc , за Удбиной, которая находится около тройной границы, и отвели к травницкому паше; несколько лет перед тем этот самый паша умертвил одного из его братьев, по поводу которого Сочивица, как мы видели, навлек на себя негодование турок. Сочивица и его братья были посажены в тюрьму под крепкий надзор, и им предложено было два условия: или сделаться турками т. Так как им не нравилась эта последняя любезность, они согласились скорее на обрезание, и Сочивица принял имя Ибрагима. Двое братьев через несколько времени были взяты из тюрьмы, и один из них сделан был агой — довольно почетный титул у турок. Но ага предпочел отказаться от этой почести и убежать; то же сделал другой брат. Тогда паша велел наложить на Сочивицу двойные цепи и стеречь еще строже, так что ему не оставалось ни малейшей надежды на освобождение. Сочивица притворился, что стал хорошим турком, но этого было мало.
Прежде он и в самой тюрьме говорил гордо с турками, теперь он стал послушен; но и этого было мало для его освобождения. Однажды, ведя свои обыкновенные диалоги с тюремными сторожами, он сказал: «меня теперь уж не тяготит быть заключенным в тюрьму; я совершил преступление, и заслужил тюрьму. Но меня заботит только, что много денег остается зарыто в землю в горах, и роздано в долги моим землякам. Если б только паша захотел, он мог бы получить их. Без меня, конечно, он не может добыть их, потому что каждый может отказаться, что брал их от меня». Сторожа с величайшей поспешностью донесли паше об этом разговоре. Паша, от природы жадный как обыкновенно турки , велел, чтобы Сочивицу повели, под конвоем из десяти турок, указать, где зарыты деньги. Сочивица прошел много мест, где, по словам его, зарывал деньги, но нигде не находил их.
Подозревая, не хотел ли он таким способом освободиться из их рук, турки решили отправиться с ним в Синь, и там два часовых строго стерегли закованного Сочивицу день и ночь, с заряженными ружьями. Призывали множество людей, [732] которые, по словам Сочивицы, должны были ему большие суммы. При очной ставке он с большой храбростью настаивал, но в конце концов все его утверждения оказывались ложными. Он объяснял это тем, что ошибался в именах лиц, и говорил, что надо позвать других. Таким образом он обманывал турок целый месяц, и делал это лишь затем, чтобы найти какой-нибудь случай к бегству. Наконец, турки догадались об обмане. Они вытребовали в Синь его жену с двоими детьми, сыном и дочерью, которые жили около Задра, чтобы и их отвести в Травник В Боснии. Но чем виноваты были невинные дети в преступлениях отца и бедная жена в делах мужа?
Но таково оттоманское правосудие. Жена с детьми явилась к эфенди, начальнику турок, стороживших Сочивицу. Какую нежность и сострадание должно было вызвать в ней зрелище мужа, удрученного цепями? Ей велят поцеловать руку у начальника турок. Она повинуется, то же делает дочь, и Сочивица выносит это. Но когда он увидел, что ту же церемонию велят исполнить его сыну, он в озлоблении сказал: «уйди отсюда, не целуй руку у этой собаки». Турки, выражая сожаление и как бы извиняясь перед Сочивицей, говорили, что это делалось просто по обычаю. Двадцать шестого ноября 1758 г.
Его вывели из дома, где он жил. Турки окружали его. Один из них подошел, чтобы вести его за руку. Сочивица несколько раз ударил его своей цепью, велел ему отойти, и сказал грубым голосом: «Разве ты думаешь, собака, что я женщина, что хочешь вести меня за руку? Он сел потом один на лошадь и позволил только самому эфенди привязать его внизу к самой лошади. Жена и дети также были посажены на лошадей. Жители Синя, видя их в таком плачевном положении, давали им небольшую милостыню». Потом, как увидим далее, эта милостыня помогла ему больше, чем все значительные суммы денег, какие он награбил прежде.
Он отправился из Синя в сопровождении десяти турок, и для большей безопасности — еще сорока наших пандуров. Человеколюбивый Сочивица употребил всю собранную милостыню на то, чтобы по дороге изобильно угостить турок водкой. Они удивлялись его любезности, и, выпивая за его здоровье, опьянели окончательно. Когда они перешли венецианскую границу у Билибрега На нынешней границе Далмации с турецкой Хорватией , Сочивица притворился, что озяб; он просил чем-нибудь покрыться, и ему тотчас принесли кабаницу, или плащ. Он добыл себе, — не знаю, каким образом — нож, и мало по малу обрезал им веревку, которой был привязан к лошади, и ему удалось разрезать ее совсем, так что турки этого не заметили. Около двадцати-четырех часов По итальянскому счету времени, — что приходится ввечеру , турки, больше чем когда-нибудь разогретые ракией, прибыли к башне Пролог недалеко от Билибрега , где всегда стоит турецкий караул. Здесь поднялся спор, остановиться или идти дальше, но, наконец, решили идти. Они не успели отойти от [733] башни на два мушкетные выстрела, как Сочивица, бросившись с лошади, ударил цепью по голове ближайшего из стражей, и, спустившись по обледеневшей земле, в один миг очутился во рву и спрятался на первом встретившемся дереве.
Турки, бросившись его отыскивать, думали, что он все бежал, и ушли далеко вперед, надеясь услышать стук цепей. Когда ночь стемнела больше и Сочивица нашел возможным слезть, он вернулся спокойно к башне Пролог, и после, по необычным дорогам, отправился к венецианской границе. Странствуя среди гор всю эту чрезвычайно холодную ночь, когда, с одной стороны, шел снег, с другой — дул бешеный Борей, он встретил стаю волков, которые страшно выли от холода, и таким образом, убежавши от одной опасности, он впал еще в худшую. Он подошел к первому дереву, чтобы взобраться на него, но тяжесть цепей влекла его вниз. Это было его единственное оружие, и он уже собирался сражаться им и защищаться, как древние герои, которые сражались ветвями и стволами деревьев. Но — волки прошли мимо и не тронули его. Так оправдывается пословица, что волк никогда не съест волка. Турки, полные стыда и сожаления, что упустили из рук Сочивицу, с утра разыскивали его по всем закоулкам леса, где, как можно было думать, он скрылся; но, отчаявшись найти его, увели с собой его жену и детей к травницкому паше.
Они заставили детей принять магометанство, но никак не могли убедить к этому их мать. Дочь Сочивицы так понравилась одному турку, что он взял ее в жены, говоря, что было бы несправедливо, если б такая прекрасная кровь затерялась у морлаков. Один итальянец, который женился на одной из наших морлачек, говорят, сделал такое же замечание. Кто больше варвар: турок или итальянец? Возвратимся к Сочивице. Как скоро морлаки узнали об его избавлении, они, разумеется, тотчас сложили песню в честь этого храброго национального героя. Я охотно поместил бы ее здесь в конце, если бы мне удалось иметь ее в целом виде, хоть бы затем, чтобы показать, как наши морлаки, не изучавши никогда поэзии и даже не умея читать, умеют слагать стихи, в которых, — если они не испорчены, переходя из уст в уста, — никогда не бывает недостатка в должном числе слогов, а также и в счастливых искрах воображения. Травницкий паша, до последней степени раздраженный тою шуткой, какую сыграл с ним Сочивица после таких предосторожностей в надзоре за ним, и в особенности считая успех бегства вечным позором для своего имени, решился во что бы ни стало добыть его живого или мертвого.
Он тотчас отправил посольство к превосходительному синьору Карлу Контарини, тогдашнему генералу Далмации, прося у него этого человека и давая понять, что Контарини обязан его возвратить» Но благоразумный генерал отвечал, что не знает, где находится Сочивица, а что турецкая стража, имевшая его в руках, должна была лучше за ним смотреть, и давал понять, как неразумно было их требование, когда они упустили его из рук в своем собственном государстве, и, наконец, что он не может отвечать за их неряшество. Тогда турецкие посланцы стали жаловаться на [734] наших несчастных пандуров, изображая их перед генералом как соучастников бегства Сочивицы. Чтобы удовлетворить отчасти клевете упрямых оттоманов, этим людям сделано было легкое наказание, хотя потом найдено было, что они вовсе не были виноваты. Но Сочивица не был доволен тем только, что сам освободился от рук турок, и постоянно думал об освобождении жены и бедных детей. Это была его единственная забота, чтобы начать потом спокойную жизнь. Он много раз извещал травницкого пашу, что решился не делать больше никаких неприятностей туркам, если только они отпустят его жену и детей; но паша смеялся над его предложениями, и вместо того, чтоб укротиться, ожесточался еще более. Сочивица попробовал убеждать его письмом, и между прочим отправил ему письмо приблизительно такого содержания: «Я слышал, паша боснийский, что ты жалуешься на мое бегство. Спрашиваю тебя: что сделал бы ты на моем месте?
Они появились в Литве и Польше в XV веке, когда там начали формироваться усиленные замки и поместья. Создание первых гайдукских отрядов было связано с появлением новых методов ведения боевых действий. Хождения по лесу, использование кустарника и маскировка передвижений стали основными приемами гайдуков. Со временем гайдуки стали важными членами феодальной армии. Они проявляли высокую боевую дисциплину и могли долго сражаться с противником, используя тактику тыла и окружения.
По мере того как гайдукские отряды расширялись, они стали привлекать к себе вассалов и других воинов, которых можно было использовать в бою. Барыни, которые владели землями, широко пользовались услугами гайдуков и оплачивали их услуги защиты. Их работа была связана с разными аспектами жизни барынь: от ухода за домашним хозяйством до охраны их имущества. Гайдуки были назначаемыми слугами, которые были подчинены барыням и были обязаны следовать их приказам. Они могли заниматься различными видами работы, такими как кухонная работа, уход за лошадьми, охрана имущества и т.
Сила армянских гайдуков в национальном единении
ГАЙДУКИ — (хайдуки) (от венгерского hajduk пехотинцы), в 15 19 вв. участники вооруженной борьбы южно славянских народов, молдаван и других против турецких завоевателей. Главная» Вопросы и ответы» Кто такие гайдуки. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии. Многие молодые люди сегодня не только не знают, кто такие гайдуки, но, вполне вероятно, даже не слышали о Григории Ивановиче Котовском. Хочешь знать что значит ГАЙДУК? тогда слушай до конца. -а,м. 1. На Балканах и в Венгрии в эпоху турецкого владычества: повстанец-партизан. Подписаться на рассылку новостей.
«Реальный шаг для предотвращения и нанесения потерь»
- ГАЙДУКИ - это... Значение слова ГАЙДУКИ
- Гайдуки (РИЭ, 2017) | Понятия и категории
- Другие статьи номера
- Гайдамаки: кем на самом деле были украинские «абреки»
ГАЙДУКИ - это... Значение слова ГАЙДУКИ
ГАЙДУКИ (от венг. hajdu — «погонщик») — собирательное понятие, которым обозначали вид легкой пехоты в Польше, а в странах Южной и Восточной Европы — повстанцев или разбойников. значит преданный слуга. Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов болгарские гайдуки вместе с российскими войсками сражались за освобождение Болгарии. Борьба гайдуков обострялась в периоды подъема национально-освободительной и антифеодальной борьбы на Балканском полуострове, нередко сливаясь с народными восстаниями. История и жизнь посёлка Гайдук Часть первая Посёлок Гайдук находится в северо-восточной части Цемеской долины по которой протекает речка Цемес, впадающая в Цеместкую бухту. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Гайдуки — история, роль и значение
значит преданный слуга. Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 сражались против турок в Болгарии вместе с русскими войсками. 2014.01.037. русь в ix-x веках: археологическая панорама / Гайдуков П.Г., Гиппиус А.А., Григорьев А. Главная» Новости» Гайдуки кто это. погонщик) - так назывались первоначально свободные пастухи в горах северной части Балканского полуострова.
ГАЙДУКИ - это... Значение слова ГАЙДУКИ
Численность дружины не превышала 30 человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя байрак и своего предводителя — арамбашу. Добыча делилась поровну. Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слову и обету — мстить за неправду и кровь неповинных жертв турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь испытанный юнак. Песни изображают гайдуков людьми набожными, благочестивыми.
Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в продолжение которого Г. Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами становиться Г. В болгарских песнях воспеваются «войвода Бояна», «мома Елена» и др.
Так сделано было в этом случае.
Но богатая одежда, необычная гордость, резкость и дерзость, овладевшие Сочивицей, не могли скрыть убийства дольше одного года. Поэтому, едва начала понемногу ходить молва, Сочивица поспешил посоветовать братьям бежать со всеми деньгами, какие у них были. Ушедши оттуда с стариком отцом, который умер на дороге, они прибыли в Имоцки. Это было в 1745 году.
Здесь они купили себе землю, выстроили дом и завели две лавки, полные самыми дорогими товарами. Сочивица нашел, что пустяки, приобретаемые в лавке, не заслуживают его внимания, и потому решил вернуться в Черную-гору Такая местность есть в западной Герцеговине, но, может быть, разумеется здесь и нынешняя Черногория в обществе нескольких родных и друзей, числом в десять человек, и в течении одного лета они убили сорок турок. У одного из товарищей Сочивицы не доставало ружья, и он отправился на розыски, чтобы отнять ружье у первого, кто попадется навстречу. Но неожиданно он наткнулся на турецкий караван.
Два первых турка, которые его увидели, приняли его за гайдука, чем он и был на деле: он отвергал это. Но подошли другие шестеро, и стали делать ему тот же комплимент, и без других церемоний окружили его. Попавши в такие плохие обстоятельства, он прибегнул для своего избавления к стратагеме, и, выстрелив из пистолета, стал громко кричать на помощь своим товарищам, которые оставались в недальнем расстоянии. Турки, думавшие, что он уже у них в руках, обернулись взглянуть, откуда придут его товарищи, а Сочивица между тем успел выскочить из их круга.
Но как спастись от их выстрелов? Сочивица хорошо знал привычку турок стрелять всем за один раз, и бросился ничком на землю. Таким образом турки, которые выстрелили из ружей с величайшей быстротой и по настоящему должны были бы попасть ему в грудь или в голову, [729] все дали промах. Тогда, вставши на ноги, Сочивица убил одного турка; а другого, угрожавшего его жизни саблей в руках, ошеломил прикладом ружья, забывши, что у него есть еще пистолетный заряд, которым после он его убил.
Между тем прибежали товарищи Сочивицы и убили еще турка; остальные пять обратились в бегство. Приближавшийся караван был слишком многолюден, и Сочивица не хотел рисковать дальнейшими хлопотами, а если б с ним было больше товарищей, он мог бы получить огромную добычу. После этого случая он вернулся в Имоцки, где жил спокойно около девяти лет, занимаясь торговлей, хотя от времени до времени доставлял себе удовольствие убивать, для развлечения, какого-нибудь турка. Но один из его братьев любил отправляться с особенно свирепыми гайдуками на подвиги против турок, и между ними был один, по имени Пециреп, который забавлялся тем, что сажал турок живыми на кол и жарил их.
Но турки отплатили ему тем же, и говорят, что когда они его взяли и посадили на кол, он висел на нем три дня, не изменяя своей гордости, и чтобы показать свое презрение к смерти, курил трубку. Брат Сочивицы вступил в побратимство с одним морлаком-греком Т. Этот вероломный грек сумел принять на себя вид такой дружбы, что убедил его придти к нему в дом, недалеко от границы Имоцки, угостил его со всем национальным гостеприимством, хорошо напоил его и уложил его немного отдохнуть. Затем он побежал дать знать туркам, и из жадности получить награду, предал друга в руки турок, которые отвели его к паше в Травник.
Как всякий может вообразить, турки мучили брата Сочивицы в течении целых восьми дней, самыми варварскими и свирепыми способами. Когда до Сочивицы дошел слух о трагической судьбе брата, и не было точных известий, он отправился расспросить о деле к его мнимому побратиму, и отец последнего с почтенной старческой важностью рассказал дело так, что Сочивица остался уверен, что никто не совершил с ним предательства. Тогда побратим сделал вид, что отправился в стадо, которое было далеко, за бараном, чтобы хорошенько угостить Сочивицу, а на самом деле пошел позвать турок из Дувна Вероятно, то Дувно, которое находится в Герцеговине, западнее Мостара , миль за двенадцать от своего дома. Прошло уже несколько часов ночи, но баран не являлся, и тогда Сочивица и вся семья побратима улеглись спать.
Но Сочивица не мог заснуть как человек, предвидящий какую-нибудь беду, встал с постели и хотел зажечь спичку, но не нашел огня, потому что хозяин дома, зная, что должно было произойти в эту ночь, затушил огонь и спрятал также все оружие. Сочивица стал подозревать, что здесь готовится какая-то измена, и с бешенством стал разыскивать по дому свое оружие, но напрасно. Он громко звал, не может ли кто указать ему, где оно находится, но никто не отвечал ему; наконец, одна старуха резко и с досадой сказала ему: «Молчи, глупец, и ложись спать, [730] не буди мое семейство». Но Сочивица вовсе не думал спать.
К счастью, при нем всегда бывало все нужное, чтобы зажечь огня, и, спохватившись, он зажег его. Он спросил потом хозяина дома, где положено его оружие. Хозяин притворился, что не знает; но притворное незнание стоило ему жизни, — Сочивица убил его топором, который ему попался. Тогда одна старуха с величайшей поспешностью принесла ему все его оружие.
Получивши его, Сочивица вышел из дому и спрятался невдалеке от него, чтобы наблюдать, чем кончится предательство мнимого побратима, как вдруг услышал лошадиный топот — это приехали турки, которые должны были взять его. Но они вернулись обратно, крайне огорченные, что не нашли его. Сочивица возвратился в Имоцки. Он вспоминал двойное предательство побратима, и думал только о мщении.
Через несколько дней он подобрал семь товарищей, и отправился с ними ночью сжечь его дом, который был покрыт соломой, где и сгорело семнадцать человек этого семейства, которые, к их крайнему несчастию, в этот вечер все собрались спать в доме. Одна бедная женщина с ребенком на руках подошла к порогу двери, чтоб уйти от пожара, но в ту же минуту была поражена несколькими ружейными выстрелами и убита вместе с ребенком. Турки не знали, кто был виновником этого пожара, но подозрение могло пасть только на Сочивицу. Поэтому, раздраженные таким свирепым мщением, они обратились с самыми горькими жалобами против него к правителю Далмации Eccellentissimo General della Dalmazia , и тогда мудрейшим образом было повелено, чтобы дом его был разрушен, его сообщники наказаны, и назначена награда в двадцать цекинов тому, кто убьет его, и сорок, кто возьмет его живым.
Когда Сочивица потерял уверенность, что может жить в Имоцки с обычной свободой, он постарался выбрать капитал из своей торговли прежде еще, чем узнал о декрете, вышедшем против него. Он был в постоянной тревоге, не будучи уверен в своей участи, и употреблял всевозможные предосторожности, чтобы не быть взятым врасплох. Пятнадцатого августа 1754 года, в который он сделал упомянутое злодейство, он был на ярмарке в Сине По-итальянски — Zeng, близ границы — тогда венецианско-турецкой, ныне турецко-австрийской. И так как предполагалось, что Сочивица имел своих шпионов, солдат направили по другой, а не по обыкновенной дороге.
Но он из страха, так как дело шло об его жизни, не доверял никому, кроме самого себя, и предположил, что кроатский отряд идет наверно в Имоцки, хотя и непрямым путем. Тогда он немедля пошел напропалую, перерезывая то тернистые долины, то крутые горы, прибыл в Имоцки до прихода солдат и успел предупредить свое семейство, которое собрало все, [731] что было лучшего в доме и обратилось в поспешное бегство. Таким образом, когда дом его был при этом разрушен, в нем не нашлось вещей большой цены. Но, предвидя, что пребывание в Венецианских владениях может принести ему худой конец, Сочивица нашел благоразумным поскорее переменить государство, и перешел с семейством в Австрийские владения, в Карловац, у реки Церманьи.
Это место не представляло удобств для жизни человеку, имевшему правилом убивать магометан. И Сочивица много переменился. Он прожил неполных три года с своим семейством, которое состояло из пяти других лиц именно: двоих братьев, жены, сына и дочери , не вредя никому, и быть может, прожил бы так до самой смерти, если бы некто, имевший на то возможность, из жадности к золоту не предал его в руки турок, вместе с двумя братьями. Говорят, что человек, который был способен на такую самовольную выдачу, понес наказание.
Сто турок взяли Сочивицу с его братьями в Куче Cuc , за Удбиной, которая находится около тройной границы, и отвели к травницкому паше; несколько лет перед тем этот самый паша умертвил одного из его братьев, по поводу которого Сочивица, как мы видели, навлек на себя негодование турок. Сочивица и его братья были посажены в тюрьму под крепкий надзор, и им предложено было два условия: или сделаться турками т. Так как им не нравилась эта последняя любезность, они согласились скорее на обрезание, и Сочивица принял имя Ибрагима. Двое братьев через несколько времени были взяты из тюрьмы, и один из них сделан был агой — довольно почетный титул у турок.
Но ага предпочел отказаться от этой почести и убежать; то же сделал другой брат. Тогда паша велел наложить на Сочивицу двойные цепи и стеречь еще строже, так что ему не оставалось ни малейшей надежды на освобождение. Сочивица притворился, что стал хорошим турком, но этого было мало. Прежде он и в самой тюрьме говорил гордо с турками, теперь он стал послушен; но и этого было мало для его освобождения.
Однажды, ведя свои обыкновенные диалоги с тюремными сторожами, он сказал: «меня теперь уж не тяготит быть заключенным в тюрьму; я совершил преступление, и заслужил тюрьму. Но меня заботит только, что много денег остается зарыто в землю в горах, и роздано в долги моим землякам. Если б только паша захотел, он мог бы получить их. Без меня, конечно, он не может добыть их, потому что каждый может отказаться, что брал их от меня».
Сторожа с величайшей поспешностью донесли паше об этом разговоре. Паша, от природы жадный как обыкновенно турки , велел, чтобы Сочивицу повели, под конвоем из десяти турок, указать, где зарыты деньги. Сочивица прошел много мест, где, по словам его, зарывал деньги, но нигде не находил их. Подозревая, не хотел ли он таким способом освободиться из их рук, турки решили отправиться с ним в Синь, и там два часовых строго стерегли закованного Сочивицу день и ночь, с заряженными ружьями.
Призывали множество людей, [732] которые, по словам Сочивицы, должны были ему большие суммы. При очной ставке он с большой храбростью настаивал, но в конце концов все его утверждения оказывались ложными. Он объяснял это тем, что ошибался в именах лиц, и говорил, что надо позвать других. Таким образом он обманывал турок целый месяц, и делал это лишь затем, чтобы найти какой-нибудь случай к бегству.
Наконец, турки догадались об обмане. Они вытребовали в Синь его жену с двоими детьми, сыном и дочерью, которые жили около Задра, чтобы и их отвести в Травник В Боснии. Но чем виноваты были невинные дети в преступлениях отца и бедная жена в делах мужа? Но таково оттоманское правосудие.
Жена с детьми явилась к эфенди, начальнику турок, стороживших Сочивицу. Какую нежность и сострадание должно было вызвать в ней зрелище мужа, удрученного цепями? Ей велят поцеловать руку у начальника турок. Она повинуется, то же делает дочь, и Сочивица выносит это.
Но когда он увидел, что ту же церемонию велят исполнить его сыну, он в озлоблении сказал: «уйди отсюда, не целуй руку у этой собаки». Турки, выражая сожаление и как бы извиняясь перед Сочивицей, говорили, что это делалось просто по обычаю. Двадцать шестого ноября 1758 г. Его вывели из дома, где он жил.
Турки окружали его. Один из них подошел, чтобы вести его за руку. Сочивица несколько раз ударил его своей цепью, велел ему отойти, и сказал грубым голосом: «Разве ты думаешь, собака, что я женщина, что хочешь вести меня за руку? Он сел потом один на лошадь и позволил только самому эфенди привязать его внизу к самой лошади.
Жена и дети также были посажены на лошадей. Жители Синя, видя их в таком плачевном положении, давали им небольшую милостыню». Потом, как увидим далее, эта милостыня помогла ему больше, чем все значительные суммы денег, какие он награбил прежде. Он отправился из Синя в сопровождении десяти турок, и для большей безопасности — еще сорока наших пандуров.
Человеколюбивый Сочивица употребил всю собранную милостыню на то, чтобы по дороге изобильно угостить турок водкой. Они удивлялись его любезности, и, выпивая за его здоровье, опьянели окончательно. Когда они перешли венецианскую границу у Билибрега На нынешней границе Далмации с турецкой Хорватией , Сочивица притворился, что озяб; он просил чем-нибудь покрыться, и ему тотчас принесли кабаницу, или плащ. Он добыл себе, — не знаю, каким образом — нож, и мало по малу обрезал им веревку, которой был привязан к лошади, и ему удалось разрезать ее совсем, так что турки этого не заметили.
Около двадцати-четырех часов По итальянскому счету времени, — что приходится ввечеру , турки, больше чем когда-нибудь разогретые ракией, прибыли к башне Пролог недалеко от Билибрега , где всегда стоит турецкий караул. Здесь поднялся спор, остановиться или идти дальше, но, наконец, решили идти. Они не успели отойти от [733] башни на два мушкетные выстрела, как Сочивица, бросившись с лошади, ударил цепью по голове ближайшего из стражей, и, спустившись по обледеневшей земле, в один миг очутился во рву и спрятался на первом встретившемся дереве.
Придворные гайдуки участвуют в праздничных церемониях коронациях, бракосочетаниях в непосредственной близости от царственных особ. Обычно гайдуки отличались очень крупным телосложением.
С XVI века — до начала XVIII века гайдуки — пехота восточноевропейского образца, вооружённая огнестрельным оружием , обычно дополненным характерными гайдуцкими секирками или топорками , а иногда — саблями. В войсках Речи Посполитой гайдуки и венгеры составляли восточноевропейскую пехоту, вооружённую огнестрельным оружием , единого гайдуцкого строя. Пехоту эту, по мнению некоторых исследователей, в Речь Посполитую привёл Стефан Баторий при избрании его королём Польским и великим князем Литовским. В Речи Посполитой XVII века пехота гайдуцкого строя различалась по своему происхождению: «гайдуками» называли польско-литовскую пехоту гайдуцкого строя, в то время как собственно венгерских гайдуков называли «венгерами».
Публичные слушания бюджета за 2023-й прошли без вопросов или обсуждений со стороны чиновников. Единственным выступившим стал депутат Юрий Гайдук. Но есть ли выполняемость бюджета? Суть в том, что мы должны были сделать резкое продвижение в 2023 году в социально-экономическом развитии края.
Если смотреть реально, то социально-экономическая ситуация в крае одна из худших в РФ. Мы уже много лет не вылазим из последнего десятка — 85 регионов, и мы всегда в последних рядах. Да, вроде бы деньги в бюджете есть, но развития никакого нет, — сказал Юрий Гайдук.
Словарь Ушакова
- Другие статьи номера
- «Предыдущие субкультуры были бестолковые»
- Похожие материалы
- Значение слова «гайдук» в 7 словарях
Последний гайдук, ставший национальным героем
У сербов и болгар походы открывались с Юрьева дня весеннего ; по зимам гайдуки жили скрытно дома или у своих друзей. В походе болгарские гайдуки носили одежду обыкновенную и простую, cepбcкиe гайдуки, напротив, одевались в платье, расшитое разноцветными украшениями, на груди носили бляхи или крупные серебряные монеты, а на голове - шелковые шапки, с большою, падавшею на грудь кистью. Численность дружины не превышала 30 человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя байрак и своего предводителя - арамбашу. Добыча делилась поровну.
Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слову и обету - мстить за неправду и кровь неповинных жертв турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь испытанный юнак. Песни изображают гайдуков людьми набожными, благочестивыми. Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в продолжение которого гайдуки, как наши запорожцы, избегали женского общества. Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами становиться гайдуком и даже предводительствовать четами.
Сити-менеджер города Инна Щеглова во время своего отчета о проделанной работе на посту главы городской администрации за год рассказала, что жители Забайкалья в 2023 году стали меньше переезжать из районов края в Читу по сравнению с предыдущим годом, а также стали меньше переезжать из Читы в другие регионы России — на постоянное место жительства в Читу прибыло более 7 тысяч человек, а покинуло 7,25 тысячи человек. Численность населения Забайкальского края впервые в новейшей истории опустилась ниже отметки в миллион человек по итогам 2022 года — тогда в крае проживало 1 000 520 человек. По состоянию на 1 января 2023 года в крае проживало уже 992 202 человека, убыль населения за год составила 8,3 тысячи человек.
Население Забайкальского края продолжает сокращаться — по состоянию на 1 января 2024 года в крае проживает 984 тысячи человек, что на 7,8 тысячи меньше, чем в январе прошлого года. Предварительная оценка численности постоянного населения края размещена на сайте Росстата с учетом итогов всероссийской переписи населения 2020 года. Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале.
Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.
Отношения между кубанскими помещиками и их дворовыми никак не регламентировались. Как их содержать или наказывать помещик определял сам. Дворовых можно было передать по наследству жене, родственникам или подарить другим лицам вместе с имуществом. Кто такие гайдуки По словам Дарьи Томилиной, среди дворовых крестьян на Кубани были распространены «гайдуки» — крепкие мужчины. В России они выполняли функции телохранителей и сопровождали хозяев в поездках. Были случаи, когда ее крестьяне давали отпор государевой службе, — говорит исследователь. Помещики сдавали их внаем, зарабатывая на них.
Среди дворовых были «девки» — молодые, как правило, незамужние крестьянки, которые прислуживали в доме у женской половины хозяйской семьи. Они выполняли мелкие поручения, чинили одежду и обувь. Крестьяне в зрелом возрасте служили «нянями», «дядьками» отвечали за физическое воспитание барских детей , «кухарками» та, что готовила для хозяйской семьи — «белая кухарка», готовившая для дворовых — «черная кухарка» , «конюхами» — в их обязанности входил уход за лошадьми и гужевым транспортом. Учет дворовых вели надсмотрщики крепостных дел. Крепостные акты вписывались в Гражданском суде в особые крепостные книги. Владения генерала Чуйкова Станичную историю крепостного права можно проследить на примере взаимоотношений известного ладожского генерала Ивана Чуйкова со своими крепостными, считает историк. Владения его были довольно обширны.
В 1922 году он получил серебряную медаль, за образцовое ведение хозяйства. С 1927 года в стране началась коллктивизация. Не прошла она и мимо Гайдука. Во Владимировке был организован колхоз под названием Рольник. Часть граждан Гайдука стали членами этого колхоза. За расхищение леса на граждан Гайдука налагался штраф в размере 2-х рублей. Рассматривался вопрос о работе лесника. Указывалось, что лесник получает зарплату 25 рублей в месяц, а доходности даёт всего на 15 рублей. В связи с этим зарплату установить в размере 10-и рублей и принять меры о замене его новым лесником. После митинга будет произведён пуск 2-го отделения завода и открытие клуба, а прежде всего — художественная самодеятельность. Комендантом и руководителем празднования в Гайдуке назначается Герасичкин. О предоставлении льгот передовым колхозникам. Считать передовыми по выполнению плана урожайности и отчётности следующие колхозы: 1. Колхоз своей работой добился следующих результатов по повышению урожайности в центнерах. Бононьяну, горсовету т.
Варианты казаков в Европе и Азии. Гайдуки
О смелости и самоотверженности свободолюбивых армянских воинов, вступавших в бой со значительно превосходящими силами противника, уже тогда ходили легенды. Последней крупной военной операцией гайдуков стала оборона Сасуна в 1904-м, после чего движение пошло на убыль. Многие историки объясняют это отсутствием единой программы действий, многократным превосходством сил турецкого противника и тщетностью попыток объединения гайдукских групп в единую структуру. Именно это, по сути, и предопределило исход некогда сильной по боевому духу национальной организации, оставившей яркий след в истории армянского национально-освободительного движения. Столетие спустя возрождение гайдукского движения в Армении получило новый импульс, когда была создана национально-общественная организация «Гайдук», возглавляемая Наири Саакяном. Сегодня одной из основных целей является общенациональная идея единения и сплочения, что, в первую очередь, может стать решающим фактором при защите рубежей нашего Отечества, — говорит председатель движения «Гайдук». Конечно, имеются и устав, и герб, но опять-таки главным считаю тот факт, что люди на основе идеи патриотизма объединяются в наших рядах по зову сердца». Кстати, по мнению главы движения, именно это обстоятельство позволило 24 апреля нынешнего года собраться вместе двадцати тысячам гайдуков, чтобы единой колонной прошествовать к мемориальному комплексу Цицернакаберд для возложения цветов в память о жертвах резни 1915 года, учиненной Османской Турцией. У нас уже есть там свои представители, которые занимаются формированием отрядов армянских гайдуков среди соотечественников, проживающих за пределами Армении.
В планах создание аналогичных отделений в Карабахе. Наш проект предусматривает не просто формальное членство, а целесообразное использование, скажем так, внутреннего ресурса каждого гайдука, исходя из его потенциала. Мы не подавляем личность строгой дисциплинарной подчиненностью, а наоборот, позволяем развиваться на профессиональной основе талантам гуманитариев, технарей, юристов, интеллектуалов, да и просто умельцев, называемых в народе «мастер — золотые руки».
Царские жандармы видели в нём мрачного убийцу, готового пойти на любые преступления из-за денег. Котовский не был ни тем, ни другим — его яркая личность состояла из удивительной палитры красок, в которой находилось место всему. Благородный разбойник Григорий Иванович Котовский родился в селе Хынчешты в семье мещанина города Балта Подольской губернии. Кроме него, у родителей было ещё пять детей. Отец Котовского был обрусевшим православным поляком, мать — русской. Отец имел шляхетские корни, но об этом редко вспоминал и сам себя числил мещанином.
Молодой Григорий рано лишился родителей. Мать умерла, когда ему было два года, а в 16 лет юноша потерял отца и оказался под опекой крёстных отца и матери, людей обеспеченных. Григория устроили в Кукурузенское агрономическое училище, оплатив весь пансион. В училище Григорий особенно тщательно изу-чал агрономию и немецкий язык, надеясь продолжить учёбу в Германии. Там же он увлёкся революционными идеями и вошёл в кружок эсеров. С несправедливостью мира Григорий намеревался бороться силой и оружием. Работая после окончания училища помощником управляющего в различных поместьях, он и начал использовать эти методы для защиты наёмных сельскохозяйственных рабочих. При этом обострённое стремление к отстаиванию социальной справедливости у Котовского сочеталось с желанием красиво одеваться, встречаться с роскошными женщинами, вести респектабельную жизнь. На это требовались средства, которые можно было добыть криминальным путём.
Обо-снование такой деятельности для самого себя Котовский нашёл довольно быстро — те, кого он грабит, являются угнетателями простого народа, а, следовательно, его действия — не более чем восстановление справедливости. Котовский своими дерзкими налётами завоевал славу самого известного разбойника Бессарабии. Накануне революции в полицейских ориентировках ему давали следующую характеристику: «Прекрасно говорит по-русски, по-румынски и по-еврейски, а равно может изъясняться на немецком и чуть ли не на французском языках. Производит впечатление вполне интеллигентного человека, умного и энергичного. В обращении старается быть со всеми изящным, чем легко привлекает на свою сторону симпатии всех имеющих с ним общение. Выдавать он себя может за управляющего имениями, а то и помещика, машиниста, садовника, сотрудника какой-либо фирмы или предприятия, представителя по заготовке продуктов для армии и прочее. Старается заводить знакомства и сношения в соответствующем кругу... В разговоре заметно заикается. Одевается прилично и может разыгрывать настоящего джентльмена.
Любит хорошо и изысканно питаться... В июне 1916 года Котовский в очередной раз был ранен и арестован в Одессе.
Отряды гайдуков назывались четами отсюда четники Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами.
Гайдуками также звались воины личной охраны местных правителей, аристократов ; «придворные гайдуки» — охрана русских царей. Гайдуки были вольнонаёмными. Дети гайдуков часто получали университетское образование. Придворные гайдуки участвуют в праздничных церемониях коронациях, бракосочетаниях в непосредственной близости от царственных особ.
То ли из-за красоты, то ли из-за храбрости его образ нашел отражение в фольклорном творчестве. Народные песни в сборнике братьев Миладиновых воспевают его мужские качества, смелость и подвиги. Например, в 20-е годы прошлого века пошла французская экспедиция искать его в туннелях под святилищем Белинташ на окраине Асеновграда, да и пропала. Те указали, но, как вы понимаете, экспедиция пропала так же, как и французы. Кроме того, свои вылчаны были и около Велико-Тырнова, и около Ловеча... Из них мы узнаем, что Вылчаны на самом деле звались... Пенко, Иванчо, Гургур и т.
Почему именно Вылчан? Может, потому, что волк был тотемным животным болгар в языческую эпоху? А какие ассоциации могут вызвать имена Пенко или Гургур? То ли дело — Вылчан! Продолжение читайте в следующей статье на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина. Доктор теологии.
Гайдук: это разбойник или борец за свободу
Охрана границы: гайдуки были одними из первых, кто стоял на страже государственных границ России. Гайдуки изначально были пастухами в Венгрии и в силу своего тяжелого положения вынуждены были вести партизанскую войну. Вот как объясняется значение и происхождение слова гайдук в современных словарях: Гайдуки, хайдуты вооружённые повстанцы, боровшиеся против османского национального гнёта на Балканах (южные славяне XVXIX век) и в Западной Армении (армяне, конец XIX начало XX. общий термин, применяемый в отношении легкой пехоты в Польше, а в Южной и Восточной Европе - в отношении восставших или бандитов.